FantLab ru

Максим Хорсун «Рождение Юпитера»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.89
Голосов:
61
Моя оценка:
-

подробнее

Рождение Юпитера

Роман, год

Аннотация:

Есть такое поверье: когда умирает звезда, рождается человек. Но в мире, где человечество ютится на окраине Солнечной системы, где в лучах красного гиганта, в который превратилось наше Солнце, забытым бриллиантом сверкает загадочная планета Пангея, где люди считают своей прародиной спутник Юпитера — старые поверья уже не в счет. Разгадать тайну межзвездного корабля-призрака, выжить в войне прайдов, переиграть Надзирателей, прорваться, наконец, к звездам — иного выбора у благородного Айвена Шелли, носителя гена «золотой удачи», просто нет. Ведь иногда рождение звезды означает смерть всего человечества.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 298

Активный словарный запас: очень высокий (3358 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Звёздный Мост, 2010 // Лучший роман

номинант
Бронзовый Икар, 2011 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
Филигрань, 2011 // Большая Филигрань

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2011 // Премия "Золотая цепь"

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Рождение Юпитера
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня есть один личный и практически универсальный критерий для оценки того, хорошо написано произведение или автору следует еще потренироваться на кошках. Это речь персонажей. Не припоминаю ни одной книги, которая бы мне понравилась и где была бы посредственно воссоздана человеческая речь. Зато обратный пример верен почти всегда.

Второй момент: когда писатель топорно использует общение персонажей, чтобы транслировать информацию читателю. Если автору требуются вышеупомянутые кошки, то выглядит все так, словно герои не разговаривают друг с другом, а по очереди что-то вам сообщают. Зачастую первый и второй пороки связаны между собой, и с двумя такими пробоинами текст скорее тонет, чем плывет. Особенно если герои болтают без умолку.

Вот у Максима Хорсуна пробиты оба борта. Его персонажи разговаривают так, что хочется им в глотку затолкать вонючую портянку, пыж и сверху залить расплавленного свинца для верности. И ладно бы они просто кое-как балакали. Нет, автор придумал, что герои его – люди преимущественно благородные, представляющие, так сказать, феодальную элиту. По замыслу автора, благородные должны и говорить по-благородному, высокопарно и напыщенно. Ну и вот когда я читал, что у автора из всего этого получилось, я думал о ближайшей воинской части, где можно было бы позаимствовать вонючих портянок.

Кроме того, персонажи через одного экзальтированные истерички и непрерывно голосят на повышенных тонах. Во всяком случае, именно так я воспринимаю бесчисленные восклицательные знаки после вообще любых фраз. Неуклюжая речевая ретрансляция информации читателю также присутствует во всей красе, причем автор почему-то использует речь как фактически главный инструмент сообщения разнообразных важных для сюжета сведений.

На этом читательские мучения могли бы и закончиться, но Максим Хорсун старался. Тут и там встречаются всякие сомнительные с точки зрения русского языка и здравого смысла конструкции типа «за ними не станется» или – мое любимое — «напоминала пресловутые фекалии» (я до сих пор размышляю о том, почему фекалии пресловутые – вот она, сила слова). За все вышеозначенное литературный редактор должен был бы автора как следует отбуцкать и отправить переписывать к чертовой матери. Я склоняюсь к такому выводу, что этого не случилось.

В результате получился сырой роман с малоинтересным сюжетом и малоубедительными персонажами. Автор попытался сразу уместить в книгу несколько задумок, пришедших ему в голову: загнется Солнце или нет; есть ли другая разумная жизнь во Вселенной; если твои космические корабли медленно летают – как улететь в другую, более гостеприимную систему и там чего-нибудь этакое колонизировать; можно ли телепатически путешествовать в космосе и что из этого получится; как доказать, что родина человечества — Земля, когда все думают, что это не Земля; искусственный цивилизационный регресс: кто виноват и что делать; пошаговая игра для благородных с участием и убиением живых людей – богоугодно сие або дурно; может, что-то еще, что вылетело у меня из головы. А потом Юпитер превращается в звезду – и наступает счастье. И я даже не подумаю извиняться за спойлеры, потому что читать это вы все равно не будете.

Возможно, вам любопытно, почему я потратил тут столько букв. Дело в том, что главный редактор издательства «Снежный Ком» Глеб Гусаков очень любит рекламировать книги своего издательства. Тут, конечно, ничего плохого нет. Книги «СК» презентуются как хорошая современная русскоязычная научная фантастика, «не хуже западных аналогов». И что-то там еще про высокую литературную планку. Определения «современная», «русскоязычная» и даже «фантастика» у меня, в общем, как таковые не вызывают вопросов. Но вот насчет «хорошей» и «не хуже западных аналогов» — тут пока нет. Неубедительно.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С интересом ознакомился с романом молодого писателя Хорсуна, который позиционируется критиками в качестве одной из надежд русскоязычной научной фантастики. Не совсем согласен с данным утверждением. Тем не менее, роман оставил довольно неплохое впечатление.

Сперва несколько слов о сюжете романа. Его действие происходит в Солнечной системе через 5 миллиардов лет после наших дней. Нестабильное Солнце превратилось в красного гиганта и поглотило внутренние планеты — Меркурий, Венеру, Марс. Человечество ютится на спутниках Сатурна, Урана, Нептуна. Более того, дальнейшие изменения солнечной активности могут окончательно положить конец существованию человеческой цивилизации. Ведь люди так и не смогли выбраться за пределы Солнечной системы. Тем не менее люди не прекращают отчаянные попытки изменить ситуацию и спастись. В числе тех, кто борется за выживание — и четверка друзей, наделенная необычными способностями, каждый из которых пытается использовать свой, совершенно необычный способ спасения. Однако, выясняется, что далеко не все заинтересованы в том, чтобы кому-то из четверки удалось достичь успеха.

Теперь о том, что касается научности. Действительно, в романе в популярной форме изложены современные представления о дальнейшей судьбе нашего Солнца, немало толковых описаний планет-гигантов и их спутников, интересное описание транспортной сети будущего. Вместе с тем, вся научность связана только с астрономией и физикой. Биолога, например, сильно бы удивил тот факт, что за 5 миллиардов лет люди как вид не претерпели особых изменений. Историк изрядно повеселился бы при мысли о том, что египетские пирамиды способны простоять пять миллиардов лет. Ну а уж социолога или политолога изображенное в романе общество с клановой борьбой, рабством и прочими атрибутами древнего мира и средневековья просто насмешило бы до слез. Научности во всем этом не больше, чем в марсианах Берроуза и селенитах Уэллса. Пожалуй, более точно было бы классифицировать роман как космооперу с элементами НФ.

Вместе с тем, в качестве космооперы роман вполне неплох. Загадочный космический корабль из прошлого, который поддерживает странный контакт с одним из героев, таинственная телепатическая связь другого героя с представителем иного разума, археологические раскопки на Пангее, заброшенной в окрестности Нептуна — все это дает немалый простор для воображения читателя. Приключения героев весьма разнообразны и динамичны, а сюжетные ходы достаточно неожиданны. Правда, порой авторские задумки выглядят несколько надуманными. Так, пресловутая Партия, в ходе которой аристократическая молодежь проходит проверку на прочность, подозрительно смахивает на старую пошаговую игру.

Образы героев не отличаются особой глубиной и проработанностью. Вместе с тем, они вызывают симпатию и сочувствие, а трагичная и необычная судьба Ай-Оу и вовсе впечатляет. Пожалуй, только Брут из всей четверки выглядит бледновато. Образы злодеев более схематичны и примитивны, вместе с тем, мотивы их действий достаточно неожиданны.

Концовка тоже показалась мне несколько натянутой. Вместе с тем, признаю право автора на такую трактовку.

Вывод. Чувствуется, что Хорсун — достаточно молодой автор. Далеко не всегда ему удается в полной мере реализовать свои замыслы и удачно связать все концы с концами. Вместе с тем, у автора, несомненно, есть богатое воображение и нетривиальные идеи. Пожалуй, к его творчеству стоит присмотреться внимательней.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавная космоопера. Лёгкая и незамысловатая.

Всё как всегда. Космические масштабы (правда ощущающиеся максимум как поездка из Горловки в Садовое на велосипеде. В особо героических случаях — в дождь)

Древние и «новые расы» засеивание и прополка. Космооперисты любят садоводство.

Мистическое восприятие дальнего космоса — это вообще хит сезона. (хотя именно эпизоды с телепатическим заражением человека далёкой звёздной креветкой-паразитом понравились больше всего)

Тот факт, что человечество за миллиарды лет не только не изменилось биологически, да ещё и неплохо, для такого временного разрыва помнит свою историю и даже названия небесных тел. Не говоря о речи и терминологии. И при том сам автор же и утверждает ,что человечество постоянно сбрасывают обратно в каменный век. Непорядочек.

Я к чему... Может не стоит радостно называть НФ всё, где используется материал из википедии, по нужному научному разделу?

Научность некоторых использованных идей тут играет не больше ,чем нарисованные в фотошопе туманности. Выглядит похоже на фото с Хаббла, а суть как и была — фентези и приключения.

Впрочем неплохие. Просто не считаю это НФ. Ни разу.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот что значит плыть против течения – в стране побеждающего отечественного постапокалипсиса выпускать стилизованный под «зарубеж» предапокалипсис. «Рождение Юпитера» написано на ныне малопопулярную тему – человечество в ожидании грядущего конца света, неизбежного, неторопливо наступающего. Если порассуждать самим (или почитать Хорсуна), то тема-то, оказывается, не менее богатая, чем бесконечные кроссы со счетчиком Гейгера по зараженной провинции.

РЮ состоит из трех частей: «Мир людей», «Мир богов» и «Мир Солнца». Что интересно, композиционно роман также строится на этой «триаде». Есть «мир cолнца» (с маленькой буквы – чтобы не путать с главой романа) – космос, театр, где происходит действие. Масштабная, одновременно красивая и жуткая картина умирающей системы, где нередки планетарные катаклизмы, где стабильность может быть либо шаткой, либо никакой. Описанию космических явлений посвящены самые удачные и поэтичные пассажи РЮ, они же – самые достоверные, ведь все мы из курса астрономии знаем дальнейшую судьбу обреченного на остывание и расширение Солнца.

Есть «мир людей» — уклад жизни, устройство расселившегося по сохранившимся планетам человечества, декорации на театральной сцене. Этот мир мне чем-то напомнил олдиевскую Ойкумену – но без иронии и пародийности харьковчан. Здесь самые тучные пастбища отданы авторской фантазии – есть, где развернуться: интриги «великих домов», повстанцы с планеты-отщепенца, корабль-призрак и далее со всеми остановками. При этом все подано предельно компактно и лаконично – на этом материале можно написать дцатитомную космооперу (и еще постреливать приквелами с фанфиками), а Хорсун ограничился одним романом и (надеюсь) не собирается ничего добавлять. Потому что все в порядке с фантазией, что опять-таки здорово.

Наконец, есть «мир богов», т.е. главные герои и сюжет, который крутится вокруг них. С сюжетом вышло как-то кисло – несложные «приключалки», коих выпускалось без счета, суда и следствия за границей и у нас. Характеры столь архетипичны, что при желании можно найти аналогии хоть с Жюлем Верном, хоть с сериалом «Интерны», а их мотивы, хоть и не лишены логики, довольно предсказуемы. Действие динамично, но для того чтобы в нем произошел сдвиг, герою обязательно потерять сознание и потом очнуться где-нибудь в незнакомом месте. Собственные впечатления от сюжетной линии колеблются от «проигрывает сеттингу» до «не впечатлило совсем».

Несмотря на все желание блеснуть самобытностью, молодые авторы, увы, поначалу обязаны быть на кого-то похожи. Иначе их забудут или проигнорируют, не дав вырасти в авторов зрелых. Если уж раскладывать по каталогам, то предположу, что Хорсун, скорее, понравится фанатам Желязны и Силверберга, чем любителям Кларка и Лема. Доля твердой фантастики, безусловно, в «Рождении» есть, но она явно на вторых позициях. Пьедестал удерживают «мягкие» проблемы – вера в лучшее будущее, стремление оторваться (не от Земли, так от Солнечной Системы), обрести свободу, ксенофобия... Не знаю, комплимент это или нет, но «Рождение Юпитера» — это вещь полностью в англо-американской традиции НФ, исключая лишь главных героев – трех мушкетеров (если бы не их пороки) с девушкой из «Экспедиции в преисподнюю» Ярославцева. Хорсун ни слогом, ни сюжетным поворотом не дает понять, что он – наследник каких-либо традиций советской и постсоветской фантастики. Это смело, даже нагловато, а дерзкой литературы (тем более дебютов) как-то за последнее время поиссякло. Жду от Снежного Кома продолжения банкета.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая НФ про далёкое-далёкое будущее. Только не в далёкой галактике и без джедаев. Прошло 5 миллиардов лет, а человечество так и не нашло другого способа путешествий в космосе, кроме как на околосветовых скоростях. Солнце остывает и расширяется, люди ютятся на границе системы на спутниках Урана и Нептуна. Казалось бы, вот он — белый пушной зверёк... ан нет!

Написано хорошо, герои проработаны, сюжет если и подвисает, то не фатально. Государство людей (Сопряжение) построено прям-таки чисто по Платону (может тоже какая-то отсылка). Кроме хорошей научной основы присутствуют и классические космооперные приемы: инопланетянин, звездолёт-призрак, полёты в космосе на кораблях, звёздные бои, космические сепаратисты, третья тайная сила, звёздные лорды (жутко коробит сочетание «иерарх прайда»).

Легко посоветовал бы читать тем, кому в космооперах не хватает правдоподобной физики и астрономии.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротная НФ, как в плане сюжета, так и в смысловом наполнении. Процесс заката Солнечной системы, когда Солнце поглотило планеты внутреннего круга, а человечество переселилось на окраину системы, да ещё и вернулось к рабовладельческому строю. Хотя прогресс на лицо, раз освоили межпланетное сообщение, перетащили Землю на окраину системы. Смущает что за 5 миллиардов лет биология человека не претерпела практически никаких изменений (хотя автор и говорит в предисловии, что специально не акцентирует на биологии человека внимания), вспоминая Циолковского с прогнозом, что человек будет чистым сгустком энергии. Присутствует и космический корабль, двигающийся в хвосте кометы, с «вампиром» на борту. И «третья сила» которая участвует в жизни героев книги.

Главные герои, каждый по своему и сообща пытаются приблизить человечество к звёздам, древнюю историю к людям. У каждого получается с разной степенью успеха. И приходится закалять свои чувства друг к другу, жертвовать собой ради благополучия человечества.

Повороты сюжета довольно удачны, выстрелы точны, дружба неделима. Вопросы конечно присутствуют, но они не отменяют приятного впечатления от книги.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я бы сказал, это удивительная книга: с одной стороны остросюжетное интригующее приключение, с другой — это приключение основано на твердой НФ-предпосылке.

Не будет спойлером процитировать то, что сказано в аннотации и на обложке. Любому физику известно, что через несколько миллиардов лет Солнце разбухнет, поглотив Меркурий, Венеру, Землю и Марс. Человечество так и не вышло в большой космос и ютится на планетоидах на окраинах системы. И в ужасе ожидает, что превратившееся в красный гигант светило вот-вот поглотит Юпитер и уничтожит всю систему, сбросив лишнюю плазму.

В книге показан очень любопытный мир будущего. Мир прайдов и рабов, гравитационных трасс между спутниками Урана и Нептуна — и мутантов. Мир, в котором человечество давно забыло себя, не помнит ничего о Земле и верит, что зародилось в океанах Европы.

Сочетание твердой НФ, надвигающейся катастрофы поистине астрономического масштаба, увлекательного детективного сюжета, поисков путей эвакуации из гибнущей системы и интересного продуманного и такого чужого мира – вот то, делает эту книгу более чем стоящей прочтения.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Побольше бы таких космоопер. Гораздо умнее обычной пальбы всех во всех. У меня вещь по стилю почему-то асоциируется с Саймаком, (хотя знаю, он космооперы не писалЛ) и пожалуй чуть чуть с Ван Вогтом (С той частью его творчества где можно что-то понять). Возможно так писал бы их своего рода литературный гибрид. От Саймака в сюжете лёгкий налёт мистики и особые способности разума одного из героев. Я далёк от мысли, что Хорсун подражал им намеренно, просто говорю о своих асоциациях.

Три линии романа поначалу кажущиеся разрозненными: Шели, Клементина и Ай-Оу в конце концов сходятся воедино. Правда Саймак наверняка добавил бы и любовный хэпиэнд между Шели и Клементиной. Хорсун обошёлся без этого. Но пожалуй в рамках их характеров так даже логичней. Прочёл с удовольствие.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А по моему автор, слегка и местами если мягко говоря перемудрил и усложнил. По моим ощущениям, за сложной система мира, за исключительными героями, за желанием удивить, за стремлением к «большой литературе», невидно главного. Главного для автора. Что он хотел сказать? Книга мне местами опять же понравилось. Но почти на каждой странице я внутренне восклицал, «вот это зачем, для чего»,какую цель решал, что он хотел донести до меня этим куском текстам. Я не понимал, очень и очень часто.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что это было? Книгу в силу разных причин читал долго, с небольшими перерывами. Порой даже натужно, Нет, скучно не было. Удивлялся смелости, с которой действие перенесеноти в немыслимо далекое будущее, в эпоху умирающего Солнца. Удивлялся решительности нарисовать оригинальную социальную структуру общества Солнечной системы — прайды, бесфамильные, Сопряжение... Довольно расплывчато, но все равно любопытно. Странное общество, странные люди, таинственные Надзиратели, Странник и многое другое. Нередко ловил себя на том, что роман оставляет впечатление игры Лего. Сюжет, действие, герои — словно сложены из готовых заготовок. Но при этом есть какая-то загадочная поэтика в повествовании. И полное ощущение, что многое уже где-то встречалось: в других книгах, в фильмах. Иными словами, стандартно нестандартная книга. Но читать стоит. Оставил роман в своей библиотеке, будет время — обязательно полистаю еще разок.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая космическая опера. Непонятно, почему за пять миллиардов лет цивилизация плохо развивалась. Неужели так много врагов нам мешало? Вообше лет 20 назад роман вполне потянул бы на «Девять»:dont:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх