Олаф Стэплдон «Сириус. История любви и разлада»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Сириус – это история собаки, которую наделили разумом и чувствами, написанная на редкость душевно и человечно.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Роман |
- /языки:
- русский (2), английский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- Г. Соловьёва (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
240580, 8 июня 2021 г.
Сириус во многом схож со Странным Джоном из другого романа Стэплдона. Оба они – отщепенцы среди своего окружения, оба шагнули далеко вперед от предковой формы. Оба убивали. Однако почему Сириус более симпатичен читателю, чем Странный Джон? Наверное, потому, что Сириус, будучи чуждым телесно, несёт в себе человеческое начало. Пребывая в диалектическом единстве и трагической борьбе с этой частью своего естества, Сириус нам многократно ближе и понятнее Джона, провозгласившего себя сверхчеловеком.
Спасибо Автору за этот прекрасный роман, за глубокое погружение во внутренний мир неожиданного и такого одинокого персонажа…
god54, 22 февраля 2020 г.
Для меня, это роман на мою самую излюбленную тему: Белая ворона. Всегда был, есть и всегда будет тот, кто не такой, как все. Кто не хочет ходить строем, кто не верит в демагогию единого и незаменимого правителя, кто думает не так и само собой поступает не так, как предписывает общественная мораль серых идиотов. О, это серое общество одинаковых лиц, одинаково думающих на заданную тему с заданными выводами вожака, такого же серого и недалеко, как и они сами, общество безличных мыслей, понимающих лишь кнут и радующихся своему рабству... Так и это произведение на тему: сможет ли это общество принять и понять не такого как они?!. И ответ на этот вопрос, как логическое завершение этого контакта. Да, это трулное размыслительное чтение, чтение и осмысление каждого абзаца, каждого слова, ибо они несут огромный смысл, как по отдельности, так и в целом. Здесь нет драк, сражений, хитроумной интриги, роялей в кустах... Здесь есть мысль, а это, в наше время, так ценно на фоне пустой, серой и одноообразной фантастики нашего времени. Читайте обязательно, это не про попаданцев, это настоящая фантастика.
keellorenz, 22 июля 2017 г.
Соглашусь с мнением bvelvet, что это лучшее из того, что написал Стэплдон. Явно недооцененный роман, прошедший мимо читателей и в СССР, и в России. В небольшом по объему творческом наследии Стэплдона книга занимает примерно то же место, что и «Маска» у Станислава Лема. В некотором смысле он тематически связан с книгой «Странный Джон», но уровень дискуссии о человеческой сущности (видимо не без влияния военных событий своего времени) автор снизил с космических просторов до тем психологии, секса, толерантности, биологии, противопоставления животного и рационалистического начала в человеке и обществе. «Телесность» и толерантность «Сириуса» заметно выделяет его на фоне чуть ли не всей мировой фантастики. Стэплдон в очередной раз блестяще показал, что он стоит ближе к кругу авторов типа Хаксли, Уэллс, Оруэлл, чем к американскому фэндому.
Сюжетно книга представляет биографию собаки, ставшей разумной в результате научного эксперимента, при этом автор использует данный прием не только для того, чтобы посмотреть на современное ему общество со стороны, но и для того, чтобы разобраться в психологии его представителей.
Стоит предупредить, что роман гораздо масштабнее чем «очередная умилительная книжка про разумную собаченьку» и совершенно революционен в части... скажем так, попрания жанровых табу. И попрание это настолько радикально, что наши рецензенты с критиками обходят роман бочком. Не хочу оставлять спойлеров, но один из них заложен уже в названии: под любовью тут понимаются отношения не между двумя людьми и не только романтическо-платонические... Тут уж либо встать на позиции толерантности, либо прикинуться, что такой книги вообще не существует.
Видимо этим обусловлена незавидная издательская судьба «Сириуса» — просто не понятно, как ее можно поставить на одну полку с обычной фантастикой! Пришлось бы, наверное, закатывать в полиэтиленовый пакет, чтобы не дай бог дети не полистали...
vam-1970, 13 июня 2017 г.
Удивительный роман!Взгляд на человечество со стороны — здесь со стороны собаки, которой научными методами вживили человеческий Разум. Стэплдон в своих произведениях часто смотрит на человечество со стороны создателя -что я такое сотворил или кто это сотворил? И смотрит весьма критически — иной раз с осуждением, иной раз с сожалением, в этом романе с любовью. Всегда подчёркивает несовершенство человеческого Разума и ,особенно, его чувств. И закладывает далеко идущую мысль о непринятии человечеством кого-либо ,отличающегося от него своим Разумом, мысль , которую впоследствии развили наши Стругацкие. Как бы говоря свыше — с вами возможен контакт и сотрудничество при условии вашего внутреннего видоизменения.Читаю уже третий роман Стэплдона- гениальный писатель.
k2007, 19 мая 2015 г.
История о том, как собаке дали человеческие мозги и человеческие чувства, вот только в обществе ее воспринимали как забавную диковинку. А пес хотел добиться признания как личность.
Книга очень лиричная, только не очень достоверная именно как фантастика. Лучше ее воспринимать как притчу размером с роман
bvelvet, 18 апреля 2014 г.
Это, по-моему, лучшее , что Стэплдон написал — лучше «Последних и первых людей», лучше «Создателя звезд»... Не только потому, что книга эта — живая; она еще какая-то удивительно добрая. Вместо космогонических концепций нам предлагают повествование, в котором все недостатки компенсируются искренностью чувств. В отличие от других романистов, писавших о животных, Стэплдон не стремится к каким-то особенно точным и глубоким описаниям. Он нашел очень хорошую интонацию — по крайней мере, так мне показалось, когда читал в оригинале. Стэплдон не был великим писателем, но замечательным мыслителем он был. А мыслитель особенно хорош тогда, когда мысли его обращены не к отвлеченным сущностям, а к созданиям живым. А что касается сюжета... Всякий желающий его оценит сам...