Роберт Янг «Срубить дерево»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Чтобы срубить это Дерево, Стронгу потребуется несколько суток; чтобы понять потом, что он натворил — несколько часов; чтобы искупить свою вину — вся оставшаяся жизнь. И всю оставшуюся жизнь перед его глазами будет стоять убитая им дриада, во всей своей неземной красоте.
Послужила основой для романа «Последний Иггдрасиль» (1982).
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1959», 1959 г.
— антологию «A Decade of Fantasy and Science Fiction», 1960 г.
— журнал «Искатель 1967'6», 1967 г.
— сборник «Бокал звёзд», 1968 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики», 1971 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.
— антологию «Крик дерева», 1991 г.
— антологию «Искатель. 1961-1991. Выпуск 3», 1992 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
- /языки:
- русский (10), английский (5), итальянский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Васильева (8), Н. Виленская (2), Р. Рамбелли (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
muravied, 2 июня 2011 г.
Нахожусь под оглушительным впечатлением!
Рассказ эпически красив. Когда я увидел анотацию, я представил себе совсем другой сюжет. А тут интерес разгорается с самой первой строчки. И сразу у меня возникла ассоциация с фильмом «Аватар». Другая планета, посреди которой возвышается огромное дерево. Дерево до того огромно и величественно, что жители планеты боготворят его и поклоняются ему как Богу. А наши доблестные лесорубы собрались срубить это дерево к чертовой матери.. Вообще это первый рассказ, в котором все события с начала и до конца происходят НА ДЕРЕВЕ. Концовка так ловко расставляет всё на свои места, что становится стыдно что я сижу за деревянным столом, да и вообще столько костров в жизни жёг. Хочется быть внимательнее к деревьям. Да и вообще быть ближе к природе.
romanpetr, 9 марта 2021 г.
Повесть «Срубить дерево» у Роберта Янга — одно из самых заметных и запоминающихся произведений во всем творчестве , безусловно, талантливого автора. Конечно, наибольший эффект был получен от первого знакомства с этим произведением еще в далекие 80-ые. Несмотря, на долгие годы повесть своей актуальности не растеряла, ибо тема взаимодействия Человека с окружающей средой, то бишь Природой, еще на протяжении многих лет будут будоражить любознательного человека. Абсолютно уверенно можно сказать, что данная авторская фантазия — один из многих взглядов на возможные предстоящие встречи с необычной экосистемой на иных планетах. Пожалуй, присутствие только совсем уж вымышленного персонажа — древесной дриады — ставит ситуацию в разряд невозможных, хотя... Кто знает?
Можно, конечно, ради светлых мыслей и поверить чуточку в эту историю, но больно уж жестоким и безжалостным предстает человек в этой истории — имеются в виду главный герой лесоруб Стронг и его товарищи — что невольно спускаешься на грешную землю с небес. Даже , несмотря на то ,что «задним умом» приходит осмысление происходящего,
все это слишком выглядит запоздавшим оправданием алчным действиям землян. «Что имеем не храним, потерявши плачем» — вот основная и главная идея этого произведения.
И кроме того, люди совершившие большущий рывок в освоении космоса, так и остались простыми приземленными людьми. Образ возникшей Дриады — не что иное, как образ человеческой совести. И главный герой, понимая с самого начала, что он творит, совершает этот губительный акт по отношению к дереву, при этом внутренне терзаясь и выискивая в себе оправдания...
Произведение у нас очень популярно и известно, поэтому отмечу, что повесть переработанная в роман «Последний Иггдрасиль», хороша только краткостью и более легким пониманием происходящего. Роман выглядит немного по другому — там много других героев, более широко описана жизнь колонии , глубже рассмотрены отношения главного героя и кроме того проскакивают сексуальные намеки и грубый разговор, что делают повесть более предпочтительной для знакомства с нашим читателем. Роман предназначен для более взрослой аудитории, а здесь же Янг пытался обратиться ко всем.
Очень хорошее эмоциональное и трагичное произведение с философским стержнем. Рекомендуется всем читающим.
god54, 17 сентября 2023 г.
Читая эту повесть я вспомнил свою гипотезу: зачем появился человек на планете Земля? Любая травинка предназначена для того, чтобы... А вот для чего предназначен человек? Пользы от него никакой! Он убивает все вокруг себя. Земле осталось три-четыре десятка лет, а потом на ней жить будет нельзя, всё живое погибнет. И человек выйдет в космос и расползется по Галактике, убивая всё на своём пути. Так может человек и есть вирус? А то, что он называет вирусом есть лекарство, которое должно остановить его. Вспомните слова древних «лечить подобное подобным». Вспомните, как нарастает уровень заболеваемости, эпидемия, пандемия... Вселенную лечат. Спасут ли?
ваена, 22 марта 2011 г.
Значительная часть рецензий утверждает, что главная идея рассказа — экология. А на самом деле главная идея — ВЗРОСЛЕНИЕ ДУШИ человека, утверждение в мысли о своей ответственности. Не случайно партнеры ГГ не видят крови в соке дерева. Один видит лишь розоватую жидкость: ему всё равно, что происходит в окружающей среде и в людях. Второй видит темно-красную жидкость: его душа отравлена ненавистью, и он не может справиться с желанием отомстить тем, кто искалечил его жизнь (и жизнь его соплеменников). А ГГ не безнадежен. Он не просто до конца жизни будет тосковать по погибшей дриаде. Он явно будет бороться за сохранение других дриад, как бы они не назывались.
Тамара Внучкова, 18 мая 2017 г.
Видела как-то фотографии тридцатых годов, как в Канаде рубили огромные тысячелетние эвкалипты в обхват несколькими людьми, подумалось, возможно у этих гигантов возник разум нечеловеческий и нам не понятный, и стоит рядом с этим срубленным деревом довольный пигмей,позируя фотографу. Вспомнилась эта повесть Янга, может именно уничтожение этих деревьев навеяло ему такой печальный сюжет с живым деревом домом для прекрасной дриады.
elfy, 5 марта 2008 г.
Срубить последнее чудо-дерево исключительно по коммерческим соображениям — такое могло прийти в голову не прагматикам, а ненавистникам всего чуждого и непонятного. Мне кажется, что настоящий бизнесмен занялся бы их культивированием ради получения постоянной прибыли. А тут чистая злая идея уничтожения.
SoN, 27 мая 2007 г.
Сложив тела деревьев в длинный ряд,
по ним железный путь свершили мы.
Закончив круг... А повернуть назад
нам помешает комплекс прямизны...
Богами стать, — а, значит, стать людьми, —
легко: на равных быть с природой снова!
Но человеческая психика, увы,
всегда училась жить за счет другого...
Да будет птичий гнев и тяжкий треск
там, где честнее обойтись без слов...
О дерево, идущее на крест
за все деревья для людских крестов...
Ben Chevis, 10 октября 2012 г.
Прочитал эту повесть очень давно, но потрясла она меня так, что даже теперь, подходя к любому дереву, я ищу в его листьях дриаду и прошу прощения, если вынужден сделать дереву больно. Эту повесть надо в школе изучать!
Legenda-psy, 28 июня 2011 г.
Читая эту повесть, мне пришла следующая мысль. Мысль о том, как наш социум подобно жителям этой деревни «лепит» из нас, то что пожелает. А наша личность как Стронг, которая совершает всевозможные манипуляции над нашим телом для того, чтобы удовлетворить запросы общества. А если социум вдруг решит, что мы ему не нужны, то оно легко избавится от нас «затолкав дерево в печь». И чтобы не быть изгоем общества, «белой вороной», наше тело терпит все издевательства и не может сопротивляться, лишь одна душа-дриада, которая стремится образумить личность, достучатся до сердец общества. Ведь убивая душу, мы убиваем все вокруг. Жизнь без души обрекает человека на примитивное существование подобно пустышке, овощу, и жизнь начинает гнить изнутри.
damira, 22 марта 2008 г.
Печальная история, что имеем не храним... По стилю напоминает поэму, романтичную с трагическим исходом.
elent, 7 февраля 2009 г.
И Дерево и дриаду было безумно жалко. Разрушить целый мир, а потом его восстанавливать — страшная кара.
Liza63, 9 ноября 2007 г.
Страшно, когда стремление убивать превалирует над умением думать.
primorec, 8 мая 2012 г.
Люди редко делают выводы из своих ошибок, а уж тем более — из ошибок своих предков. И сколько не вспоминал бы герой повести Стронг о 50-ти миллионах бизонов, населявших некогда Великие прерии Америки, это не помешает ему совершить то, что составляет его гордость — правильно и без лишних потерь срубить дерево.
Только дерево в этот раз будет необычным: самое лучшее, самое высокое из когда -либо существовавших в Космосе. Оно просто мешает колонистам Омикрона-18 наладить их жизнь. И ничего, что, совесть взывает к Стронгу, тяжелая работа должна быть выполнена.
Все инстинкты, весь опыт говорят Стронгу, что это — дело неправедное. Что среди листьев и цветов, теней и солнечных зайчиков обитает чудо — дриада, наполняющая жизнью окрестности, настоящая, а не придуманная Богиня жизни и плодородия. Но, так уж устроена наша совесть: она всегда найдет оправдание несправедливым делам. И даже, когда все станет ясно, найдется утешение для больной совести: совершено не убийство, а акт милосердия.
Прекрасная, наполненная образами история. Скорее сказка, притча, чем научная фантастика. Гигантское дерево — образ Мирового Дерева — часть культуры множества народов, символ неразрывной связи человека с природой. И этот устрашающий красный сок убитого дерева, как кровь пропитывающая землю и надругавшихся над природой людей!
В последнем рассказе дриады — горестная повесть о том, к чему приводит отказ от своих корней, которые так легко можно объявить суевериями, но которые скрывают правду о гобелене жизни, в котором человечество — лишь одна нить, тесно связанная с другими. И нет жалости к недалеким колонистам, и, тем более, к мучимым совестью лесорубам. Ведь всего-то надо было сказать короткое «нет». Пусть спасти преданную всеми дриаду было нельзя, но свою душу оставить незапятнанной — можно.
redmarie, 19 апреля 2013 г.
«Срубить Дерево» — тяжелое, давящее произведение.
Оказывается, чтобы прочитать о жестоком убийстве, расчленении, морях крови, вовсе необязательно приобщаться к сплаттерпанковым ужастикам или триллерам с особо жуткими сценами насилия. Нам с моей впечатлительностью хватило, например, вот этой короткой повести Роберта Янга.
Описанная история о долге. Но не о том Долге, что сподвигает на героические поступки и великие свершения во имя свое... Нет, здесь долг и обязательства превращают человека в палача. Этакое двуличное существо, что заливаясь горючими слезами от мнимого сострадания, пытает, мучает, убивает свою жертву, потупив взор и сваливая все на «работа у меня такая».
Почти все произведение Том Стронг, древоруб, главный герой повести, вызывал у меня чувство неприязни и презрения. Ведь уже осознав, какое зло причиняет, из принципа доводит до конца свое черное дело. В связи с этим, концовка вызвала некоторое удовлетворение — возмездие не заставило себя ждать: пожизненные муки проснувшейся совести в расплату за убийство. И пусть непонятно, являлась ли Дриада реальной или вымышленной, придуманной Стронгом в оправдание собственных сомнений, божеством или игрой светотени в листве, размеры трагедии от этого не становятся меньше — Дерево тоже живое...
Что же в целом хотел показать писатель... Масштабы последствий от вырубки лесных массивов на человеческие потребности? Насколько далеко от природы отдаляется человечество с развитием технологий? Как часто люди машут рукой на якобы суеверия, запоздало понимая, «а ведь предупреждали»? А может, автор прямо указывает — сначала задумайся о последствиях, а потом делай, несмотря на приказы и предписания?