Оноре де Бальзак «Тридцатилетняя женщина»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В 1813 г. главная героиня Жюли появляется перед нами семнадцатилетней влюбленной невестой, а уходит старухой, которую сам автор характеризует как «преступную мать». Но именно в тридцать лет Жюли встречается с мужчиной, всепоглощающая любовь к которому станет причиной стольких несчастий семьи героини.
Повесть «Тридцатилетняя женщина» в её окончательной редакции была впервые опубликована в 1842 году в третьем томе первого издания «Человеческой комедии». Выпуская в 1844 году новое издание этой повести, Бальзак внёс в неё лишь незначительные изменения: он удлинил действие произведения на два года (до 1844 года) и в соответствии с этим изменил дату его создания (вместо «1828-1842 гг.» — «1828-1844 гг.»).
Эта дата свидетельствует о длительной работе писателя над повестью, представляющей собой соединение нескольких самостоятельных рассказов, написанных и опубликованных Бальзаком в 1831-1834 годах («Свидание», «Тридцатилетняя женщина», «Перст Божий», «Искупление» и другие). Некоторые из них были напечатаны в различных парижских журналах, другие — во втором и третьем изданиях «Сцен частной жизни».
Все эти рассказы были впервые собраны вместе в четвёртом томе третьего издания «Сцен частной жизни» (1834-1835 годы), где они были помещены Бальзаком под общим заглавием «Та же история». Перерабатывая впоследствии (для первого издания «Человеческой комедии)») этот цикл рассказов в повесть «Тридцатилетняя женщина», Бальзак унифицировал имена действующих лиц, изменил в необходимых случаях время действия в составных частях произведения, разбил его на шесть глав и дал им их нынешние названия.
(c) Из комментариев Е. Гунста
Входит в:
— цикл «Человеческая комедия» > Этюды о нравах > Сцены частной жизни
— антологию «Пустыня любви», 1993 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shakko, 19 июня 2022 г.
Роман «Тридцатилетняя женщина» состоит из 6 глав. Первые три гениальны, это отдельное самостоятельное произведение, которое и произвело колоссальное влияние на читателей, породив крылатое выражение «бальзаковская женщина» (которое означало совсем не то, что мы привыкли).
В них рассказывается о юной девушке, которая вышла замуж за солдафона, который учился сексу в наполеоновских походах, и поэтому жена просто ненавидит, когда он до нее дотрагивается. Вдобавок, у нее возникает гинекологическое воспаление (в советском переводе это потеряно); возможно, муж наградил ее чем-то венерическим. У нее несчастливая жизнь около 10 лет, но потом, в 30-летнем возрасте она наконец встречает свою любовь.
***
К сожалению, дальше книга продолжает длиться, осталось чуть больше трети. И то, как она продолжается, опять повергло меня в шок. Если первая половина оглушила меня реализмом, суровым для своего времени, мастерством писателя, то вторая часть, наоборот, оглушила меня тем, как же сильно Бальзак налажал с профессиональной точки зрения.
Книга ЛОМАЕТСЯ, буквально, как поезд, сошедший с рельс. Я никогда такого не наблюдала в книгах. Это как смотреть на самолеты с Башнями-близнецами: завороженно наблюдаешь за тем, как от текста падают куски, он хрустит, и с гулким «бам» рушится вниз. Такую халтуру, такую работу спустя рукава я наблюдала разве что у каких-то поздних советских писателей.
Так что же происходит? «Тридцатилетнюю женщину» в совокупности Бальзак писал и отделывал 15 лет. Но на пользу ей не пошло. Дело в том, что в 1829-1832 годах он написал несколько рассказов. В которых шла речь о самых разных людях, абсолютно разных. И рассказы эти были даже в разных жанрах. Таким образом, нынешняя 1-я глава романа (про несчастный брак) это был рассказ про одну тетеньку, и заканчивался он смертью лорда на балконе. Та часть, про обретение любви в 30 лет, был совершенно про другую тетеньку. А еще у него были рассказики про одного убийцу и один скандал -- тоже про совершенно разных граждан. Но в каждом из них героиня была женщина с проблемами с мужем, это, в общем, единственное, что их объединяло.
Напомню, что у Бальзака были контракты с издателями, и они требовали от него гнать объем. В 1832 году эти 4 рассказа оказались под одной обложкой. Но текста было мало, и Бальзак быстренько дописывает еще один рассказ, про жизнь старушки. В 1835 году повторяется та же история с дефицитом печатных листов, и Бальзак дописывает еще один рассказик (кусок про жизнь в депрессии в замке).
Наконец, только в 1842 году он решает: хм, а зачем мне 6 отдельных рассказов, если можно сделать из этого единый роман? И сука, халтурщик, халявщик, меняет героям рассказов имена на одинаковые, приглаживает какие-то мелкие детали, но лажает с другими (возрастами, психологическими характеристиками). И говорит -- это теперь не сборник рассказов, а роман! Я молодец. И все равно его не отпустило, он пытается редактировать до 1844. Пустое дело, он уже испортил. (И, поскольку я сама типа писатель, эта ХАЛТУРА видна намного сильнее, ты прямо чувствуешь мотивации коллеги, когда он это херачил...).
Итак, если вы хотите сохранить в своем сердце отношение к «Тридцатилетней женщине» как к великой, гениальной книге (которой она и является в первом куске), остановитесь на поцелуе в щечку с Шарлем и дальше не читайте. Эта половина книги -- жемчужина, она прекрасна. Она собрана из 3 рассказов, второй из которых сразу писался как связка, а героини 1 и 3 были однотипны (одну даже звали Жюли, а другую Жюльетта), поэтому все слиплось однородно и приятственно взору читателя.
В главе с 4 по 6 (бывшие отдельные рассказы) герои теряют свои психологические характеристики и полностью меняют характер, совершают непредсказуемые поступки, излечиваются от болезней и врожденного идиотизма (я про мужа), появляются многочисленные дети, но их возраст не подходит к 1-й половине книги, т.к. Бальзаку было лень правильно посчитать. Вдобавок, вставлен кусок про пиратов и резню на корабле, который вообще не должен быть в психологическом романе. Эффект омерзительный. Это как сиквел «Утомленного солнца» с танками и флагами, для того, кто любил первый фильм 1994 за его пронзительность.