Орсон Скотт Кард «Эндер в изгнании»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Спустя двадцать три года Орсон Скотт Кард возвращается к своей самой знаменитой серии книг об Эндере Виггине с новым романом, являющимся первым настоящим продолжением классической эпопеи, под названием «Эндер в изгнании».
В «Игре Эндера» самые одарённые дети в мире были отлучены от своих семей и отправлены в элитную тренировочную школу. В Академии сражений они изучили бой, стратегию, и тайное умение вести опасную войну от имени тех, кто остался на Земле. Также им пришлось усвоить некоторые важные и менее однозначные уроки жизни.
После изменивших их жизни событий тех лет, дети — теперь уже подростки – должны покинуть Академию и начать заново приспосабливаться к жизни во внешнем мире.
Не видя свои семьи и общаясь с чужими людьми в течение многих лет — куда они пойдут теперь? Чем они могли бы заняться?
Эндер боролся за человечество, но все считают его безжалостным убийцей. Не имея позволения больше жить на Земле, он отправляется в изгнание. Вместе со своей сестрой Вэлентайн он хочет покинуть единственный дом, какой он когда-либо знал, чтобы начать своё разоблачительное путешествие за пределы звёзд.
Что случилось в годы прошедшие между событиями романов «Игра Эндера» и «Голос Тех, Кого Нет»? Через что пришлось пройти Эндеру в период от 12 до 35 лет? История тех времен никогда не рассказывалась. Беря своё начало за 3000 лет до того как Эндер наконец получит свой шанс на искупление в романе «Голос Тех, Кого Нет», «Эндер в изгнании» представляет собой почти утраченную историю Эндера.
В течение двадцати трёх лет миллионы читателей были заинтригованы, и теперь, наконец, они получат ответы на свои вопросы. «Эндер в изгнании» — волнующее возвращение Орсона Скотта Карда к боевым действиям и приключениям, глубокому исследованию войны и общества, и персонажам, которые никто никогда не забудет.
На одном из кораблей есть ребёнок, который может открыть в себе те же самые необычные таланты, которыми обладал старый друг Эндера — Боб…
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Эндер Виггин»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Josef, 7 марта 2018 г.
Ознакомившись после повторного чтения «Игры Эндера» с романом «Эндер в изгнании», который заполняет некоторые пробелы в истории Эндера Виггина до событий «Говорящего от имени мёртвых», могу сказать, что об этом произведении у меня сложилось очень неоднозначное мнение. Это точно не лучшая книга писателя, и, как мне кажется, понравится только настоящим фанатам Эндера, прочитавшим все остальные произведения о нём, но не желающим расставаться с этим персонажем.
Сюжет «Эндера в изгнании» проводит нас через первые годы после победы человечества над жукерами. Эндер по независящим от него причинам не может вернуться на Землю, и для него остаётся лишь один вариант — принять участие в полёте к первой человеческой колонии, основанной на одной из планет жукеров, чтобы стать её губернатором. Помимо собственно сюжетной линии Эндера присутствуют также и отдельные главы, посвящённые многим другим персонажам, начиная от родителей Эндера и заканчивая неким юношей Ахиллесом — сыном Боба и Петры.
Среди однозначных плюсов «Эндера в изгнании» я, пожалуй, могу назвать только писательский талант Орсона Скотта Карда. Его текст читается легко и быстро.
Однако значительно больше в романе неоднозначного. Начну с сюжета. Лично мне он, по большей части, показался довольно посредственным, если сравнивать с другими прочитанными мною книгами Карда — «Игрой Эндера» и «Говорящим от имени мёртвых». В первой половине книги не происходит ничего интересного или увлекательного. Противостояние Эндера с адмиралом Квинси Морганом для меня было невероятно скучным, вызывающим ощущение чего-то совершенно ненужного, чтением. То же самое касается и сюжетной линии Алессандры и её матери. Лишь к середине книги наконец появилось что-то стоящее — рассказ об экспедиции ксенобиологов на Шекспире. Но ближе к концу «Эндер в изгнании» вновь становится таким же, каким был в начале. Помимо не слишком интересного сюжета, последние главы изобилуют огромным множеством имён, большинство из которых у меня вызывало недоумение. Судя по всему, многие персонажи, упомянутые в «Эндере в изгнании», подробнее раскрыты в другом цикле Орсона Скотта Карда. Тогда совершенно непонятно, почему данный роман позиционируется как своеобразный мост между «Игрой Эндера» и «Говорящим от имени мёртвых», ведь едва ли не половина упомянутых особенно в последних главах книги персонажей мне, не читавшему «Сагу Теней», совершенно незнакомы. Также в самом конце книги присутствуют или упоминаются персонажи, имена которых являются в буквальном смысле мешаниной из имён других персонажей. Я так и не смог с ходу понять, кто такая Петра Арканян Дельфики Виггин, да и, признаться, к концу книги уже и не хотелось разбираться. Та ли это Петра, которая тренировала Эндера в Боевой Школе, или, раз она названа Виггин, то это кто-то другой? Впрочем, неважно. Та же самая кутерьма касается и Рэндалла Фирса, который мысленно именует себя Ахиллесом, а затем своим новым именем берёт фамилию (!) Арканян, прибавляя к ней отцовскую фамилию Дельфики.
Именно эти перепады сюжета от посредственного к интересному и обратно к посредственному в сумме со всеми этими непонятными именами-фамилиями в последних главах, по моему мнению — главные недостатки книги. Однако есть и другие минусы.
Всё-таки, мне слабо верится в то, что подростки, которым нет и 16 лет, обладают такой богатой и насыщенной речью, которую им прописал в диалогах Орсон Скотт Кард. Если в случае с Эндером и Валентиной это можно объяснить их гениальностью и тем, что они сильно опережают сверстников по уровню развития, то касательно Алессандры и некоторых других обычных подростков, это уже бросается в глаза, ведь зачастую они выражаются более красноречиво, чем многие взрослые персонажи. Также меня позабавило то, что Валентина в свои 16-17 лет, не имея никакого профильного образования или опыта научной и исследовательской деятельности, всерьёз мнит себя историком от того, что она написала книгу о Боевой Школе.
И последнее, что меня огорчило в этом романе — это некоторые строки из авторского послесловия. До тех пор, пока я не прочитал, что Орсон Скотт Кард относит себя к «единственной нации, имеющей силу и желание помочь людям бороться с тиранией», я считал его достаточно эрудированным и неглупым человеком. Видимо, я ошибался. Не хотелось бы разводить политический диспут, но, всё-таки, не могу не сказать, что я бы посмотрел на то, как писатель гордился бы принадлежностью к нации, свергающей тирании, если бы прожил некоторое время в моей стране, где доблестные американцы как раз таки «свергли тиранию», тем самым погрузив государство в хаос и заставив страдать десятки миллионов людей.
Подводя итог, могу сказать, что «Эндер в изгнании» стоит читать лишь ярым фанатам Эндера Виггина и произведений о нём. Тем же, кто себя к таковым не причисляет, эту книгу лучше обойти стороной, поскольку это будет небольшой потерей. На самом деле, если бы я не знал, что история Эндера в «Говорящем от имени мёртвых» обретёт интересное продолжение, даже не знаю, стал бы ли я читать Орсона Скотта Карда после ознакомления с «Эндером в изгнании».
kerigma, 12 апреля 2015 г.
Очень давно, с подросткового возраста, и очень нежно люблю цикл про Эндера — и, конечно, не могла пройти мимо только что вышедшего «вбоквелла» — несмотря даже на все разочарование от «Саги теней».
«Эндер в изгнании», определенно, лучше Саги теней (кроме первого романа, «Тени Эндера», который был прекрасен), но все же куда слабее основных книг из цикла «Игры». По сути, «изгнание» — это не единый сюжет, а такой набор пасхалок: Кард осознал, что у него в распоряжении есть еще примерно 15-20 лет жизни Эндера, которые прошли между «Игрой» и «Голосом» — и начал их осваивать. Не стоит тут ждать эпического, впечатляющего и глубоко берущего за душу сюжета — его нет. Есть несколько микро-линий, которые потянули бы на повесть или небольшой рассказ, соединенные в роман исключительно за счет хронологии. Первая часть вполне формальна: как и почему после победы над жукерами было принято решение о том, что Эндер на Землю не летит. Возможно, эта часть подрастянута, но читать все равно интересно.
В целом же сюжет состоит из двух отдельных историй, в каждой из которых Эндер оказывается не главным лицом, а «героем второго плана», но именно из-за него истории и получают свое разрешение. Обе истории — очень в духе Карда — конфликты по сути социальные, причем на макро-уровне, а на уровне нескольких человек. В итоге Эндер в каждом из этих конфликтов спасает — в переносном смысле, но тем не менее — одного, главного персонажа этого конфликта. Причем в первом случае это жертва, а во втором — агрессор.
Чем больше я размышляю над Кардом, тем больше понимаю, что притягивает меня в его текстах именно те решения социальным конфликтам, которые он находит и мир, который ему удается руками Эндера установить — хотя, казалось бы, ситуации построены таким образом, что никакого решения и никакого мира в них и быть не может. И дело не в том, что они ужасны, а дело как раз в том, что они *терпимы* — что больше всего затрудняет решение. Все эти космические войны, контакт с другими разумными расами — тоже интересно, конечно, но именно высокая человеческая составляющая отличают Карда от сотен фантастов, пишущих просто про космические войны. Это такая достоевщина от фантастики, если угодно. Но, по сути, большая литература — это и есть литература про борьбу характеров, и в книгах основного цикла этого куда больше, чем чего-либо еще.
Первая история про «спасение» кажется куда интересней, чем вторая. Эндер вместе с Валентиной начинают свое длинное путешествие по колониям — до «Голоса» должно пройти 3 тысячи лет, значит, перелетов должно быть много. В первую колонию они летят вместе с очередной партией колонистов, куда входят мать и дочь, чудом вырвавшиеся из нищеты и от цепких лап злой мегеры-бабушки. И отношения этих матери и дочери между собой и с миром с одной стороны, очень забавны, а с другой, не знаешь, смеяться или плакать — слишком уж похоже местами на мой собственный расклад. Дочь, крепко стоящая двумя ногами на твердой земле, не уверенная в себе, зато очень рассудительная, неглупая и не ожидающая от жизни ничего особенно хорошего. И мать, пребывающая в уверенности, что она — прекрасная феечка, вертящая мужчинами и постоянно внушающая дочери идеи «как подцепить правильного парня». Местами сложно оторвать фейспалм от лица, потому что это все мои 15 лет, когда окружающие говорят, что тебе нужно то и это, а на самом деле тебе нужно только свободы от этих окружающих. Ситуация с одной стороны комичная, а с другой — очень болезненная, если она переходит определенные границы, как получилось в книге. И решение, предложенное Эндером, — как всегда, и жесткое, и очень правильное одновременно.
Вторая история — уже на другой колонии — история о «потерянном эмбрионе» Петры и Боба, который под воздействием сумасшедшей суррогатной матери начал постепенно превращаться во второго Ахиллеса. Честно признаюсь, я бросила «Теневой» цикл после «Shadow Puppets» и, видимо, пропустила какие-то детали, касающиеся этого героя — но и без них вполне понятно. К тому же без Эндера «Тени» и скучны, и слабы, а геополитика, как было замечено, Карду не удается от слова совсем. Зато решение проблемы с этим недо-Ахиллесом — и коротко, и блистательно. Заставляет вспомнить лучшие моменты решения подобных этических конфликтов из «Игры» и «Голоса».
В целом — скорее рекомендую эту книгу поклонникам саги про Эндера, хотя и предупреждаю, что ничего особенного ждать от нее не следует. Это по сути не цельный роман с единым сюжетом, конфликтом, кульминацией и тд, а объединенные в один текст истории, которые Кард не успел досказать.
Gourmand, 13 октября 2015 г.
Для меня книга стала спойлером. :)
Потому что две книги «Саги Теней» у нас не переведены, а именно там (как я понял) разворачивается эпическая борьба Вирломи, ставшей богиней Индии, против Гегемона Питера Виггина. А также шпионская история розыска восьми оплодотворённых яйцеклеток сверхчеловека Боба и Петры Арканян.
И вот на меня с первых же строк «Эндера в изгнании» обрушивается вся эта информация: Вирломи проиграла, её отправляют на нежукерскую планету, а ненайденный зародыш выжил и воспитан в ненависти к своему биологическому отцу и его соратникам.
И пока я читал книгу, меня одолевало желание поймать тех, кто не перевёл Shadow of the Giant (2005) и пристыдить их! Ну как так можно? Взяться за перевод 5-й серии сериала, зная, что 4-я не озвучена? Нехорошо по отношению к зрителю/читателю.
А сама книга получись сводная, из двух частей (см. отзыв kerigma): перелёт на планету Шекспир и колония Вирломи.
Был ли смысл сводить эти истории в одну книгу — на мой взгляд, нет. Они бы лучше смотрелись по отдельности. Первая — как мост между Игрой и Голосом, вторая — как завершение Саги Теней.
ferus, 15 июня 2016 г.
По духу, это, конечно, не «Игра Эндера», здесь нет острого сюжета, заполненного победами, гениальными решениями, спасением мира и пр. Можно сказать, что психологический боевик здесь обратился в обычную, местами слезливую мелодраму. Каждую главу предваряет переписка героев книги, заполненная душевными откровениями, сожалениями, благодарностями и пр. При этом автору все-таки удалось сохранить в целостности образ Эндера, и его присутствие и влияние — тот единственный фактор, который оживляет и наполняет эту плаксивую историю. Впрочем, и сам Эндер в своей переписке с разными персонажами то и дело растекается в сантиментах по разным поводам. Даже его социопатический брат Питер в конце концов стал добрым — чудеса да и только. Фантастика, как жанр, здесь почти никак не ощущается. Все эту историю при желании можно было бы втиснуть в шекспировскую обстановку и времена. Если вы соскучились по Эндеру, в этой книге он будет, но в небольших количествах. В целом книга все-таки, больше — для любителей драмы.
Vladialivan, 13 августа 2021 г.
События, описываемые в романе происходят с Эндером вскоре после «Игры». Освоив технология жукеров, человечество пытается колонизировать другие планеты.
Удручающе примитивные описания жукерской технологии сменяется вялотекущими событиями, замкнутыми в скорлупе колонистского корабля. Финал с высадкой на планете Шекспир ожидаем, как и очередной триумф Эндера. Здесь бы и надо было закончить этот опус, но Карду показалось мало, и он прилепил еще небольшой довесок. Фанаты оценят – очередная победа Эндера, на этот раз моральная.
Кстати, до конца романа все ожидал, что будет какая-нибудь аллюзия с романом Саймака «Планета Шекспира». Не дождался. Думаю, О.С. Кард даже не читал Саймака, какие там аллюзии...
k2007, 27 июня 2017 г.
Неплохое, но малообязательное произведение саги. Да, тут заполняются некоторые промежутки в истории Эндера, написано интересно, но в целом для фанатов этой вселенной. Остальным можно не читать