FantLab ru

Станислав Лем «Путешествие двадцать четвёртое»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
710
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие двадцать четвёртое

Podróż dwudziesta czwarta

Рассказ, год; цикл «Звёздные дневники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Планета индиотов, на которой приземлился Ийон Тихий, — это планета Машины для Управления Государством.

«Пусть Машина установит на планете Высочайшую Гармонию, пусть установит и упрочит Совершенный и Абсолютный порядок».

И было так.

Входит в:

— сборник «Sezam i inne opowiadania», 1954 г.

— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1971 г.

— сборник «Księga robotów», 1961 г.

— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.



Звездные дневники Ийона Тихого
1961 г.
Библиотека современной фантастики. Том  4. Станислав Лем
1965 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1978 г.
Вдохновенные лжецы,  или Самые удивительные и самые правдивые истории, имевшие место на суше и на море, в воздухе и даже в космосе
1990 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. Звездные дневники Ийона Тихого. Из воспоминаний Ийона Тихого
1994 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
1998 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2000 г.
Приключения Ийона Тихого
2002 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2004 г.
Приключения Ийона Тихого
2006 г.
Приключения Ийона Тихого
2006 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2007 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2009 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2010 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2012 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
2018 г.

Аудиокниги:

Звездные дневники Ийона Тихого
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Sezam
1954 г.
(польский)
Other Worlds, Other Seas
1970 г.
(английский)
Autres mondes, autres mers
1974 г.
(французский)
Із зоряних щоденників Ійона Тихого. Зі спогадів Ійона Тихого. Мир на Землі
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая политическая сатира, вскрывающая порочные принципы устройства капиталистического общества.

Действительно, ранние фантасты рисовали утопии в виде общества, в котором рутинную и тяжёлую работу будут делать роботы и автоматы, а рядовому гражданину будет всё доставаться бесплатно и в любом объёме. Человек будет освобождён от необходимости добывать хлеб насущный и обратится к прекрасному: к поэзии, философии, живописи...

В реальности же ничего подобного не происходит, поскольку машины, а равно и любые другие средства производства, в капиталистическом мире принадлежат частному собственнику, основной мотивацией которого служит желание извлечь из своей деятельности выгоду. Вот и получается, что любой технический прогресс действительно ведёт к прогрессу в производстве, однако бесплатно товары никто раздавать не собирается.

Поэтому подобный уклад приводит к корпоративизму, наиболее радикальные формы которого называются фашизмом, что и было продемонстрировано в данном рассказе.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как это не удивительно, но это классический политический рассказ, критикующий так называемый «загнивающий капитализм». Все писатели должны были писать такие вещи, не обошел этой темы и этот автор, доказывая выгоды социализма, коммунизма и тому подобного общества. Жизнь опровергла все его предположения и доказала, на практике, что капитализм и есть высшая форма развития человечества, ведущая к настоящему обществу равных прав, свобод и достижений.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ был положен в основу фельетона В.Чиркова «Пришельцы из Дурдиотии» об агрессивной внешней политике США. Фельетон был напечатан в журнале «Крокодил» №2 за 1965 год:

«Вовсе не обязательно отправляться за пределы Галактики для того, чтобы увидеть дурдиотскую Машину в действии. Она существует и на Земле — в Соединенных Штатах Америки. Машина заправляет американской внешней политикой. А конечная цель этой политики, по словам государственного секретаря США Дина Раска,— также «установление достойного мирового порядка». Как и Машина Лема, американская установка по наведению мирового порядка считает, что все инакомыслящие удивительно дисгармоничны.»

https://fotki.yandex.ru/next/users/strebkov1976/album/114757/view/628794

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Быть не индиотом — это важно. Ийон Тихий получил урок, а с ним и читатель может призадуматься: только ли слепое следование правилам, законам, установленному распорядку является благом в государстве?

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки управление государством нельзя поручать машине. Управлять государством должен только человек. Слишком уж тонкое дело.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, в нём Лем показал всю глупость и нелепость капиталистической системы. Где основным благом считается свобода выбора и право на частную собственность. А дельцам нужен только доход. Очень врезался в память эпизод, когда представители касты рабочих прекратили покупать товары, по причине отсутствия денег. Промышленники вместо того чтобы помочь рабочим, создали роботов, которые стали покупать товары. Да и сама концовка очень примечательна. Так и хочется вслед за Ийоном Тихим сказать «Я ведь не индиот» и улететь на ракете.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Лем поднимает очень серьезную и уже достаточно актуальную проблему. Совсем скоро человечеству придется так или иначе ее решать, и последние кризисы, думаю, можно рассматривать как отголоски этой проблемы. Правда, к сожалению, автор, как по мне, недостаточно серьёзно к ней подходит. Не знаю, возможно действительно рассказ автором рассматривался как политически конъюнктурный на тему критики «загнивающего капитализма», но это не умаляет актуальность самой проблемы — продуктивность труда растет, результат труда распределяется крайне неравномерно (5%населения потребляет порядка 70% благ, если не ошибаюсь) и в определенный момент действительно для процветания наших небожителей не надо будет столько ишачащих на них лямкарей, и боюсь, так называемой элите не хватит ума понять, что если всех лямкарей выморить голодом — некому будет хлопать в ладоши и не перед кем будет быть собственно небожителем, останется только пожрать себе подобных, этим кстати (как ни странно) и заканчивается рассказ. И то, что автор это понимал, думаю говорит о том, что он не мог эту проблему приписывать только капитализму (подавляющая часть населения развитого социализма была лямкарями, просто элите хватало ума на этом не акцентироваться), к сожалению это характерно сейчас для всей планеты — работы нет, товаров — завались. Налицо системный кризис общества потребления. По моему следует уменьшать количество рабочих часов в неделе, уменьшать пенсионный возраст (чтобы равномерно делить и работу и блага) и т.д., а что мы наблюдаем? — все с точностью наоборот. Вот уже и в Европе говорят о целом молодом поколении до 30, которое не смогло найти себя в жизни: нет работы, нет дома, нет семьи; несмотря на старание, хорошее образование и т.п., волшебная дверка американской мечты им не открылась, эти люди ощущают потребность в психологе, поскольку чувствуют себя бесполезными и лишними в этой жизни. И не надо говорить, что это их проблема. У нас проблема потребности в психологе традиционно решается водкой, так что она таки есть и у нас.

И да, если герой рассказа смог в конце заявить, что он не индиот, то про нашу реальность пока, к сожалению, можно только сказать, что мы не то чтобы не индиоты, мы хуже, просто дибилиоты какие-то (я в целом, а не про отдельную страну).

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«All in all you're just another brick in the wall»... такие вот ассоциации с известной песней... да и суть в общем-то та же: государственная машина обтачивает жителей для создания гармоничного, на ее взгляд, узора...

Слишком, на мой взгляд политизировано

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Финал опять был очевиден чуть ли не с середины. Абсолютный порядок — это когда никого нет.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сюрный» пропагандистский рассказ. Не смотря на это — понравился. Планета индиотов «получилась» на славу. Хорошо, что я не индиот.:))

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Доупорядочивались... Впрочем, по-моему, в этом рассказе самое сильное — фраза: «Я не индиот!»

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И опять, как бы взгляд со стороны на капиталистическое общество. Каста богачей-фабрикантов, единственное желание которых, чтобы на их фабриках быстрее и дешевле производилась продукция. Каста ученых, спиритов (название как бы показывает главенство чистого духа, разума над мирским), оторванных от мира сего, работающих по заказу богачей, и в результате создающих автоматы, заменившие людей на производстве, и как апогей — Машину для Управления Государством. Ученые, которые не задумываются о последствиях своих открытий. И, наконец, каста рабочих, лямкарей (тоже довольно емкое название), у которых ничего нет, и они должны сами зарабатывать себе пропитание, эдакое стадо безвольных баранов, неспособное на справедливый гнев даже когда его уничтожают.

Вещь сугубо пропагандистская, с изрядной долей сатиры, так и просится сравнение со светлым социалистическим обществом. Обществом, где нет капиталистов-кровососов, где мудрые ученые занимаются наукой во благо народа, а не как самоцелью, где рабочие, в случае надобности, смогут ответить на угнетение. Но, на мой взгляд, Лем сильно перегнул в очернении капитализма.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герою повезло — он мог сказать «я-то не индиот» и улететь. А будет ли такая возможность у человечества?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полные индиоты ;-) надо же уметь отличать полную свободу выбора и отсутствие принуждения, от их крайних и глупых форм…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх