Стивен Кинг «Обезьяна»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Мерзкая игрушечная обезьяна с двумя медными оркестровыми тарелками долгие годы пролежала на чердаке одной семьи, пока дети не нашли её. Сначала им показалось, что механизм обезьяны сломан и она не работает, но потом оказалось, что она сама решает, когда ей бить в тарелки. Ну и пусть бы себе била, да беда в том, что каждый раз после этого кто-то умирал — или из членов семьи, или из их друзей и знакомых. Но любому терпению рано или поздно приходит конец...
Рассказ также печатался в газете «Литературная Россия» №1 от 04.01.1991 г. и № 2 от 11.01.1991г. в переводе Ю.Горулько-Шестопаловой. (© milgunv)
Входит в:
— антологию «Fantasy Annual IV», 1981 г.
— антологию «Horrors», 1981 г.
— антологию «Modern Masters Of Horror», 1981 г.
— антологию «The Year’s Best Horror Stories IX», 1981 г.
— сборник «Команда скелетов», 1985 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— антологию «The Mammoth Book of Short Horror Novels», 1988 г.
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1982 // Малая форма | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Хоррор - Рассказ (США) |
- /языки:
- русский (21), английский (12), не указан (1)
- /тип:
- книги (33), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Гурова (15), А. Медведев (1), В. Михалюк (1), О. Рудавин (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sawkaluga, 4 января 2020 г.
Жуткий мистический рассказ, ещё одна жемчужина от Стивена Кинга. Из обычной игрушки автор сделал исчадие ада, которое пугает уже только своим появлением. В каждый момент ты ждёшь этого звука от соприкасаемых оркестровых тарелок и с каждой страницей всё любопытнее следить за борьбой Хэла с этой демонической игрушкой. Грамотные флэшбеки, которыми автор показывает, что все смерти не совпадение, а закономерность, усиливают страх и отвращение перед детской игрушкой. Ты видишь перед собой этот оскал и яростные движения руками, бомс-бомс-бомс. Когда ты начинаешь думать, а как можно обхитрить эту обезьянку, сделать так, чтобы она не смогла играть похоронный бумс, автор говорит тебе, что уже пытался и не раз это сделать. И ты понимаешь, что даже если её сжечь, она вновь появится в той самой коробке на том самом месте. Вот уже после этого саспенс достигает максимума, ибо перед нами уже что-то древнее и неименуемое, то, что невозможно уничтожить, а обезьянка всего лишь оболочка. От одной мысли становится страшно, и ты бы не хотел оказаться на месте героев рассказа, так как просто не знал бы, что делать и как бороться. Но Хэл не сдавался, он решил поставить точку, и она ему далась большой ценой, он сильно рисковал. Но последние строчки, вырезки из газеты, кричат о том, что ничего не закончено. Страх с первой и до последней строчки, рассказ в рамочку и в музей, чтобы все авторы темного жанра лицезрели образец идеально отточенного мистического мурашкопробирающего хоррора.
NEPROSNENKOE, 2 августа 2012 г.
Хотите узнать на что способен человек, чтобы убереч свою семью, своих родных и близких от гибели? На каике меры в итоге он пойдет. На что решиться после многих лет страха и отчаянья в последний момент? И сможет ли он что-то изменить? Тогда читайте Обезьяну.
Уж не знаю, может я конечно оооочень впечатлительная особа, но это один из самых напряженных рассказов, что я читала у Кинга, и вообще… Не жутко страшный, а именно напряженный. Все время думаешь, Кто следующий… Когда она снова застучит в свои штучки… Уф… Жуть…
Вроде все так невинно выглядит… Игрушка как игрушка. Милая обезьянка. Но эта обезьяна.. она точно из чади ада! Она вестник смерти! Она страшная и символизирует УЖАС скорой смерти близких и друзей! Когда и где она стучит своими тарелками – умирают люди. И не просто люди, а родные и близкие, что делает этот страх еще жестче. По ходу истории атмосфера все больше и больше накаляется и начинает давить на психику, нервишки начинают сдавать. Хочется все быстрее… быстрее… быстрее дочитать чтобы успокоиться… И забыть про эту обезьяну… и про все что с ней связано!!! Не дай Бог такую лапочку-звурюшку кому-нибудь, даже врагу не пожелаю…
Каждый человек в глубине своей души все время боится за своих любимых и близких людей, боится и опасается, что с ними что-то может случиться, что может произойти какое-то несчастье. Кинг, прекрасно разбираясь в людских страхах и зная психологию человека, прекрасно умеет манипулировать этим. С помощью слов он давит на эту неотъемлемую прирожденную человеческую фобию, у него получается создавать невероятным образом именно то, чего простые люди больше всего на свете боятся. Он играет на самом больном. На самом сокровенном… Он умеет накалять атмосферу в своих рассказах до предела, пусть даже рассказ небольшой. Но в нем столько человеческого, живого, одновременно мистического и реального и ужасного! Прям страшно становится…
Кто ты Стивен Кинг? Дьявол, ангел ? Но я люблю тебя, кем бы ты не был…
Karnosaur123, 26 мая 2022 г.
БЛЯМ-БЛЯМ-БЛЯМ! Одна из жемчужин в творчестве Стивена Кинга, шедевр, наглядно дающий понять, чем он заслужил титул «короля ужасов». Как и Брэдбери (значительно на него повлиявший), Кинг плетет свой сверхъестественный ужас из нитей реальности. Только если у Брэдбери источником этого ужаса становится нечто обыденное, привычное — ветер, грудной ребенок или даже ваш собственный скелет, — то Кинг берёт за основу изначально кошмарную ситуацию — страх смерти. Очень реальный и очень осязаемый. В данном случае, как и в романе «Кладбище домашних животных» — ужас перед потерей близких. В детстве — приятно щекочущий нервы и будоражащий кровь. Как пионерские страшилки, в которых какие-нибудь Черные Руки сперва душат папу, потом маму, сестру... Содрогаешься, представляя на их месте своих близких, но ясно, что это все выдумки, ничего с папой и мамой случиться не может.
БЛЯМ-БЛЯМ-БЛЯМ! Пора взрослеть! Человек не просто смертен, но, что хуже, внезапно, смертен©
pr0xy, 13 сентября 2009 г.
Как можно Такой рассказ оценивать плохо? Да бросьте, ребят!)
Читал его еще в возрасте 10-12 лет и тогда обезьянка была для меня просто квинтессенцией ужаса!)
Вроде бы и обычная игрушка, взял ее сломал и делов, а нет же) Она пострашнее любых монстров (ну не считая Пеннивайза) была!)
Эдуард, 20 июля 2008 г.
Мне очень понравился рассказ.Очень хотелось бы увидеть фильм поставленный по этому произведению.
Literat, 5 июля 2015 г.
Обезьянка-
martinthegod9, 16 ноября 2014 г.
Рассказ очень сильный. Игрушка, которая описывается в нём, эта лохматая с лысеющей шерстью обезьянка, с грязными, желтыми зубами и с оркестровыми тарелками... Которые стучат, когда им вздумается, но не просто стучат, а предвещают Смерть... Ммм... Насколько же симпатичный образ!)
Помимо того, что данный рассказ динамично и грамотно написан, он ещё и с глубоким смыслом.
Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь...
Кто же следующий? Твой сын? Твоя жена? Может быть, ты? Стучание тарелками знаменовало Смерть, символизировало скорый уход одного из твоих близких. А для любого человека тяжело понять и принять это, как данность. Принять тот факт, что все смертны, даже любимые тобой люди. Обезьянка лишь была символом того, что пришло чьё-то время. Но она была и Судьбой. Судьба неподконтрольна никому, и, метафорически, главный герой проклинал в первую очередь её, а не саму игрушку. И в конце концов, становится понятно, что игрушкой является не обезьянка в руках главного героя, а скорее наоборот, человек — это игрушка в руках судьбы.
alex_kr, 4 мая 2008 г.
А меня рассказ впечатлил... Если постараться, то так и видится эта заводная обезьянка, неподвижно сидящая на подоконнике, или на тумбочке возле кровати, или лежащая в пыли на шкафу. Лежит неподвижно... мертвые, нежевые глаза тупо уставились в одну точку, на губах застыла дурацкая и где-то зловещая улыбка... И вдруг неожиданно лапы начинают двигаться, будто бы кто-то завел обезьянку, и бить в тарелки... Это движение продолжается всего несколько секунд... как будто на последнем издыхании заводящего механизма... и снова все успокаивается, и восстанавливается тишина и покой... но в этот момент кто-то где-то умирает...
Orion-Seregil, 15 ноября 2019 г.
Отличный образец мистического рассказа с элементами триллера и ужаса. Задумка с детской игрушкой — обезьянкой с литаврами — как предвестника чьей-то скоропостижной смерти завораживает. Удивительно, как такой незамысловатый предмет как игрушечная обезьянка при должной подаче может стать ликом зла и злого рока. Этого у Кинга не отнять, умеет он и из обычной спички сделать Копье Лонгина!
Во время прочтения пришел к мысли, что с некоторыми вещами человек способен справиться, лишь достигнув зрелого возраста, когда борьба с детскими страхами выиграна, есть некий иммунитет против темноты и того, что в ней прячется. Но настойчивость обезьянки все же поражала, а ещё возникал вопрос — почему именно этот человек и его близкие. Игрушка упорна преодолевала любые преграды и расстояния, но добивалась новой встречи с героем.
Концовка истинно кинговская — зло на время побеждено, но надежда на возвращение все же есть.
Lost, 28 апреля 2007 г.
Почему то ощущался дух Брэдбери когда читала... кстати со Стивеном Кингом это иногда бывает
pokurim, 30 октября 2013 г.
Жуткая история. Всегда страшно вот так столкнуться с тем, что выше человеческого понимания, от чего постоянно происходят неприятности и от чего невозможно избавиться. Не дарите детям такие игрушки...
P.S.:
Kuntc, 6 августа 2007 г.
Да, у Кинга все выглядит страшным, зловещим и приносит смерть. Даже маленькая игрушечная обезьянка с тарелками. Вроде бы и ничего страшного, но, если представить, как эта игрушка своим блямс-блямс-блямс разбудит тебя ночью… Автору удалось меня напугать, а значит рассказ отличный.
gamarus, 31 декабря 2015 г.
Было это, наверное, лет пять назад. Отправив детей на зимние каникулы в деревню, мы с женой остались в доме одни. В одну из ночей, меня разбудил механический голос напевающий детскую песенку. Звуки раздавались из спальни сына...
Да, всего-навсего что-то замкнуло в игрушечном зайце, но, чёрт возьми, как же я был напуган. Иррациональный страх, о котором так часто пишут в романах-ужасов, на какое-то время сделал меня безвольным и растерянным. Испуг быстро прошёл, всё-таки я уже давно не ребёнок, но неприятное чувство, что это предвестие какой-то беды меня не покидало целый день. Слава богу, всё обошлось (на всякий случай сплюну три раза).
Читая рассказ «Обезьяна», я вспомнил этот подзабытый случай и, наверное, потому, эта история Стивена Кинга, произвела на меня столь сильное впечатление. Все чувства и страхи Хэла Шелберна, были мне очень понятны. Ситуацию, когда подобное произошло бы со мной в детстве, а по стечению обстоятельств, какой-нибудь трагический случай не заставил себя ждать, представить совсем не трудно. Каким бы цветом тогда, распустились все мои фобии?
На самом деле в рассказе, по-настоящему мистическим, остаётся только один элемент, это возвращение обезьяны, так или иначе, в руки главному герою. Если отбросить его, то мы получаем историю бедного, запуганного ребёнка, подростка, а затем и отца семейства, который так и не преодолел своё чувство страха, да ещё и помноженное, на не менее сильное, чувство вины.
Стивен Кинг, кстати, нам намекает, что Хэл был изрядно трусоват, это видно по описанию того, как возвращаясь из школы без старшего брата, он боится машин, и, вжав голову в плечи, бегом добирается домой.
Что самое плохое, парень не пытается побороть свою слабость. Он настолько парализован охватывающим его ужасом, что не в силах по нормальному уничтожить обезьяну, не подумать как лучше это сделать. Да, он пытается от неё избавиться, но всё это на уровне самого лёгкого, быстрого и даже малодушного пути — выбросить в колодец, отдать старьёвщику...
Очень важная линия в рассказе, это взаимоотношения со старшим сыном. Отсутствие сильного характера, подчёркивается, неумением совладать с трудным подростком, притом своим собственным ребёнком. Опять же, долго спуская неприятную ситуацию на самотёк.
Как мне кажется, Кинг описывает самую логичную, с точки зрения психологии, развязку из этого положения. Боязнь не за себя, а за детей — самое дорогое, что может подарить судьба, заставляет главного героя взглянуть последний раз (читатель на это надеется) своему страху в глаза и победить его. Именно это чувство ответственности, за чужую, ещё более беззащитную жизнь, делает из Хэла настоящего мужчину.
Однозначно, рассказ отправляется в копилку любимых историй, которые можно перечитывать сколько угодно раз.
zmey-uj, 3 августа 2008 г.
Да, обезьяна с ее ухмылкой представляется очень живо. Читая, веришь, что так все и было. А уж если такое случается в детстве, как с ГГ, страх потом не отпустит всю жизнь... Неотвратимая угроза, от которой не знаешь, как избавиться.
А еще рассказ о том, что за близких боишься даже больше, чем за себя, и стараешься их уберечь любой ценой.