fantlab ru

Константин Симонов ««Жди меня, и я вернусь…»»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.53
Оценок:
261
Моя оценка:
-

подробнее

«Жди меня, и я вернусь…»

Другие названия: Жди меня

Стихотворение, год (год написания: 1941)

Аннотация:

Воин-защитник просит свою любимую ждать его с войны. Ждать, вопреки всему и во что бы то ни стало. И тогда он обязательно вернётся...

Примечание:

Впервые в журнале «Новый мир», 1941, № 11–12.


Входит в:

— сборник «Лирический дневник», 1942 г.

— сборник «С тобой и без тебя», 1942 г.

— сборник «Стихи 1941 года», 1942 г.

— сборник «Стихотворения», 1942 г.

— сборник «Стихотворения. 1936-1942», 1942 г.

— сборник «Фронтовые стихи», 1942 г.

— сборник «Война», 1944 г.

— сборник «Стихотворения и поэмы», 1945 г.

— сборник «Избранные стихи», 1948 г.

— сборник «Стихи. Пьесы. Рассказы», 1949 г.

— сборник «Избранные стихи», 1951 г.

— сборник «Стихи и поэмы», 1952 г.

— сборник «Том 1. Стихи и поэмы», 1952 г.

— сборник «Стихи и поэмы», 1955 г.

— сборник «Лирика», 1956 г.

— сборник «Избранные стихи», 1958 г.

— сборник «Во имя дружбы», 1961 г.

— сборник «Три тетради», 1964 г.

— антологию «Священная война…», 1966 г.

— антологию «Стихи о любви», 1969 г.

— антологию «Великая Отечественная», 1970 г.

— сборник «Военная лирика», 1972 г.

— сборник «Тридцать шестой - семьдесят первый», 1972 г.

— антологию «Душа полна тобой», 1974 г.

— антологию «Поэты Москвы о времени и о себе», 1974 г.

— антологию «Стихи Великой Отечественной», 1974 г.

— журнал «Смена № 4, 1975», 1975 г.

— антологию «Лирика 40-х годов», 1977 г.

— антологию «Советская поэзия», 1977 г.

— антологию «Поэзия Великой Отечественной войны и антифашистского Сопротивления», 1980 г.

— антологию «Гражданская лирика советских поэтов», 1982 г.

— антологию «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет», 1983 г.

— антологию «Лирика военных лет (1941-1945)», 1985 г.

— антологию «Стихи о Великой Отечественной», 1985 г.

— антологию «Песнь любви. Лирика русских поэтов XIX и XX веков», 1988 г.

— антологию «Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. В двух книгах», 1988 г.

— антологию «500 жемчужин всемирной поэзии», 1999 г.

— антологию «Хрестоматия по литературе. 5-7 классы», 1999 г.

— антологию «Идёт война народная…», 2001 г.

— антологию «Антология военной песни», 2006 г.

— антологию «Этот день мы приближали как могли…», 2010 г.

— антологию «Сороковые роковые. Антология военной поэзии», 2015 г.

— антологию «Стихи и песни 1941-1945», 2015 г.

— журнал «Иллюстратор № 3», 2022 г.



Стихи 1941 года
1942 г.
Русская советская поэзия. 1917-1952
1954 г.
Стихи и поэмы
1955 г.
Антология русской советской поэзии. Т. 2
1957 г.
Ленинской «Правде» - 50 лет
1962 г.
Три тетради
1964 г.
Библиотечка избранной лирики
1964 г.
Избранная лирика
1964 г.
Священная война…
1966 г.
Стихи о любви
1969 г.
Путешествие в страну Поэзия. Книга 2
1970 г.
Подвигу жить века!
1970 г.
Великая Отечественная. Том 2
1970 г.
Тридцать шестой - семьдесят первый
1972 г.
Военная лирика
1972 г.
Стихотворения и поэмы
1974 г.
Поэты Москвы о времени и о себе
1974 г.
Стихи Великой Отечественной
1974 г.
Душа полна тобой
1974 г.
Лирика 40-х годов
1977 г.
Советская поэзия. Том 2
1977 г.
Душа полна тобой
1977 г.
Три века русской поэзии
1979 г.
Том 1
1979 г.
Поэзия Великой Отечественной войны и антифашистского Сопротивления
1980 г.
Гражданская лирика советских поэтов
1982 г.
Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
1983 г.
Лицом к Победе
1985 г.
Стихи о Великой Отечественной. Книга вторая
1985 г.
Лирика военных лет (1941-1945)
1985 г.
Три века русской поэзии
1986 г.
Венок славы. Том 1. Вставай, страна огромная...
1987 г.
Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Книга 2
1988 г.
Песнь любви
1988 г.
Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
1990 г.
Стихотворения и поэмы
1990 г.
Строфы века
1999 г.
500 жемчужин всемирной поэзии
1999 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Стихотворения и поэмы. Повести разных лет. Последняя работа
2004 г.
Жди меня
2005 г.
Антология военной песни
2006 г.
«Идет война народная…»
2007 г.
«Этот день мы приближали как могли…»
2010 г.
Жди меня, и я вернусь...
2010 г.
Жди меня, и я вернусь
2012 г.
Жди меня...
2013 г.
Сороковые роковые. Антология военной поэзии
2015 г.
Стихи и песни 1941-1945
2015 г.
Стихи и песни о войне 1941-1945
2015 г.
Стихи и песни о войне 1941-1945
2015 г.
Жди меня
2015 г.
Разные дни войны
2015 г.
Стихотворения. Поэмы
2015 г.
Стихи о войне и Победе
2021 г.

Периодика:

Смена № 4, 1975
1975 г.
Иллюстратор № 3
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Жди мене
1980 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу поделиться своим видением этого, без сомнения, знакового стихотворения.

«Жди меня» это не инструкция для женщин и уж тем более не призыв ждать десятилетиями не вернувшихся с войны. Больше того, этот стих написан вообще не для ждущих, а для тех кого ждут. Симонов, с его богатым фронтовым опытом, прекрасно знал, как для бойца важно, чтобы у него было что-то ради чего он идет на все злоключения (включая возможную окончательную и главную жертву). Не случайно автор воспользовался крайне редким приемом: стих написан от второго лица — так читателю легче ассоциировать себя с тем, кто произносит этот монолог. Читая или проговаривая эти строки боец утверждался в мысли, что все, через что он проходит — не напрасно. Что есть кто-то, кто нуждается в защите и одновременно поддерживает воина своим ожиданием, своей верой в него, своей любовью. Рискну предположить, что это стихотворение было любимо даже теми, кого никто конкретный не ждал — просто потому, что атмосфера и чувства, создаваемые им, взывали к самым базовым и глубоким устремлениям человека — к желанию быть любимым и небезразличным кому-то.

«Жди меня» это, если позволите, своего рода фронтовая молитва, предназначенная для солдат на передовой, а не для отчаявшихся ждать вдов.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Симонов украл стихотворение у Гумилёва!»

Да-да-да, верим, верим. А ещё Лебедев-Кумач сплагиатил «Священную войну», Шолохов – присвоил «Тихий Дон», а уж что сотворила Мухина с задумкой неизвестного дореволюционного скульптора – так и сказать стыдно. Таких «разоблачений» было уже вагон и маленькая тележка, а лаборанты, судя по обилию плюсов на отзыв jamuxa, всё ещё не наелись подобных фейков.

Для начала: кроме довольно распространенного словосочетания «жди меня» стихотворения разные как по форме, так и по сути. Герой Симонова призывает любимую женщину ждать и верить, что он вернётся, герой «Гумилёва» наоборот убеждает, что они больше не увидятся. Что здесь может быть общего – лично мне не понятно. Это если по содержанию. Если же смотреть на форму, то мне опять не понятно, что может быть общего между тремя строфами по двенадцать строчек у Симонова и двумя строфами по восемь и десять строчек у «Гумилёва».

И, разумеется, самое главное: даже если история не выдумана (то есть если Гумилёв действительно написал это стихотворение, которое, кстати, не слишком похоже на его остальное творчество как стилистически, так и настроем), то её адептам необходимо доказать о том, что Симонов был знаком с данным неопубликованным произведением. А вот с этим у «разоблачителей» как-то туго.

История с «плагиатом» откровенно тухлая и за версту смердит ложью.

Это всё была преамбула. Что же касается самого стихотворения, то буду краток: «Жди меня» – одна из жемчужин, как творчества Симонова, так и всей поэзии, посвящённой Великой Отечественной Войне. Очень простыми словами сказано о чувствах бессчётного количества людей: уходящих на войну мужчин, и женщин ждущих их возвращения. Ну а поскольку стихотворение не содержит в себе каких-либо примет времени, то оно останется актуальным навсегда, ибо в то, что люди когда-нибудь прекратят воевать, я просто не верю.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да. Из этого «конфликтного противостояния» с Гумилевым можно было бы сделать шедевральную фантастику. Культовую. А если сюда приплести ещё и фразу Сталина «...надо было напечатать всего два экземпляра — для нее и для него...» — то вообще флёр получается непередаваемый.

Ну, а если зацепить ещё и гендерную проблематику («...обязана ли женщина ждать вечно или имеет право полюбить снова, и где тут жертвенность, а где — тупой шовинизм...») — то вообще предсказать уровень читательского спроса не представляется возможным.

Жаль, что современные авторы — все больше по принцессам с гномами специализируются, да по прочим драконам. Жаль

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая чудесная американская песенка «tie a yellow ribbon round the old oak tree». На последней фразе я неизменно плачу, хотя знаю песню наизусть, и всё равно каждый раз сердце замирает. Ага, я уже слышу, как культурное сообщество клеймит меня за любовь к чему-то американскому... Да, каюсь. Но уверена, не любила бы я так эту вражескую песню, если бы не было бессмертного стихотворения «Жди меня». Потому что если патриотический отечественный вариант ничего кроме негодования не вызывает...

Начало «Жди меня, и я вернусь...» — замечательное. Конец «Ожидание своим...» и т.д. — почти гениален. Но, кроме начала и конца в стихотворении есть ещё и середина. Люди, те, кто за образец любви и человечности этот «шедевр» ставит, вы середину вообще читали?

«Жди, когда из дальних мест писем не придет» или, ещё круче, «Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня»... Это о чём? О том, что когда от мужчины годами нет вестей, когда приходит похоронка и даже родители отпускают душу погибшего сына — женщина должна ждать. И не сметь не ждать. Год. Десть лет. Всю жизнь. И не сметь жить дальше. И не сметь быть счастливой. Но одной, ни — боже упаси! — с другим. А всю долгую оставшуюся жизнь положить на ожидание у окошка того, кто уже никогда не вернётся.

Я не знаю, каким эгоистом надо быть, чтобы требовать это от женщины, уходя на смертную битву. И это не просто легкомыслие, когда солдат не задумывается о том, что он может не вернуться. Нет, он прекрасно отдаёт себе в этом отчёт, и именно поэтому отказывает покидаемой женщине в жизни после себя, без себя-любимого.

Конечно, любящая женщина будет ждать любимого мужчину. Но она будет это делать по воле сердца, а не по требованию. А тот, кто, уходя, будет требовать похоронить себя заживо, если что, будет ли он достоин такого ожидания?

Когда мой прадед уходил из Вятской глубинки на фронт в 41-м, он, конечно, как и любой мужчина, хотел, чтобы его жена его ждала. И, конечно, она ждала. До разумного срока. И когда разумный срок вышел, мой прадед, лёжа в братской могиле под Ленинградом мог только порадоваться тому, что двое осиротевших без него детей не умирают с голоду, что чужой дядя стал им родным и вырастил, что жизнь любимой женщины продолжалась, даже когда не стало его. Ведь разве не за этим он уходил на войну?

P.S. Я даже рада, что согласных со со мной не так много, как согласных с коллегой Black ermine. Значит, искренних романтиков среди наших людей всё-таки больше, нежели прямолинейных циников, вроде меня. И, пожалуй, уйдя в крайность, я была не права с оценкой, я оценивала произведение только с одной стороны, с той, которой оно предстало мне. Но литература — не физика, где формула не может иметь несколько трактовок, в литературе одно и то же произведение для каждого человека открывается по-разному. Я полностью согласна, что для солдата на передовой «Жди меня» — заклинание-оберег. Но для вдовы, которая даже своим ожиданием не смогла оградить любимого от беды, «Жди меня» — приговор.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считается, что это одно из лучших стихотворений Симонова, посвященное актрисе Валентине Серовой – будущей жене поэта (потом уже, после войны, после развода с Серовой, это посвящение будет Симоновым снято…). Написано стихотворение в августе 1941 года в Переделкино, когда Симонов возвращается с фронта в редакцию (с самого начала войны он находился на фронте в качестве корреспондента «Красной звезды»). Перед этим, в июле 1941, года Симонов на Буйничским полем под Могилёвом. стал свидетелем массированной танковой атаки противника, о чём написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны».

Замечательное стихотворение, но вот какая штука, ровно за двадцать лет до написания этого стихотворения, в августе 1921 года, где-то под Питером был расстрелян поэт Николай Гумилев…. В архиве Анны Ахматовой сохранился автограф стихотворения, приписываемого Николаю Гумилеву, который позволю себе привести полностью:

Жди меня. Я не вернусь —

это выше сил.

Если ранее не смог —

значит — не любил.

Но скажи, зачем тогда,

уж который год,

я Всевышнего прошу,

чтоб тебя берег.

Ждешь меня? Я не вернусь,

- не смогу. Прости,

что стояла только грусть

на моем пути.

Может быть

средь белых скал

и святых могил

я найду

кого искал, кто меня любил?

Жди меня. Я — не вернусь!

Такая вот история. Гумилевская строка «Жди меня. Я не вернусь…» на порядок сильнее симоновской, который её, исказив, и позаимствовал (вместе со стихотворным размером)…

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Но, назвав все вещи своими именами, издадим при этом избранные стихи Гумилева, потому что он написал много хороших и нисколько не враждебных нам стихов и сделал... много замечательных переводов, и потому что нельзя писать историю русской поэзии XX века, не упоминая о Гумилеве, о его стихах, о его критической работе как автора книги о русской поэзии, о его взаимоотношениях с Блоком, с Брюсовым, с другими выдающимися поэтами.»

http://smena-online.ru/stories/rossiya-etot-zvuk-svirel

Нехорошо передергивать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх