Станислав Лем «Моя жизнь»
В этом эссе Лем описывает некоторые вещи из своего детства, которые по определенным соображениям ему не хотелось включать в роман «Высокий замок». Автор приводит некоторую самокритику своим ранних произведений, а также проводит анализ своего творчества в целом. Особое внимание Лем уделяет своей попытке расширить границы жанра SiF и написать что-то новое, что-то такое, что в итоге выльется в сборники рецензий и анотаций к несуществующим книгам «Абсолютная пустота» и «Мнимая величина».
Это автобиографическое эссе было написано по-немецки и опубликовано в журнале «Neue Rundschau», 1983, № 4.
Входит в:
— сборник «Science-fiction. Ein hoffnungsloser Fall mit Ausnahmen», 1987 г.
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Душенко (9)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
morbo, 6 апреля 2019 г.
Уже много лет любители жанра фантастики переживают о том, что жанр почти мёртв, т.к. основная масса произведений в этом жанре приобрела развлекательный характер. Боевая фантастика, попаданцы, постапокалипсис, фентези — вот преобладающие поджанры фантастики нашего времени. А задолго до этого Станислав Лем уже всё решил для себя и заблаговременно покинул рамки жанра, посчитав что после первопроходцев — Жюля Верна, Герберта Уэллса и Олафа Стэплдона — становится всё труднее сделать в этом жанре что-то новое. Эта троица пришла на нехоженную поляну, обозначив основные направления. Следующие поколения фантастов заполнили найденные пустоты, а те, кто пришёл за ними, вынуждены ходить по головам друг друга из-за чрезмерной тесноты.
Считается, что подлинные творцы не ограничены рамками одного жанра и могут свободно перемещаться между жанрами или даже смешивать их в самых причудливых пропорциях. И лишь единицы из них способны на то, чтобы стать основоположниками нового жанра. Лем из жанра фантастики переключился на малонаселённый жанр футурологии, а затем изобрёл собственный жанр: рецензии на несуществующие книги.
Интересно было почитать автобиографическую часть, в частности, о том, как его отца чуть не расстреляли красные, о том, как почти всех его родных уничтожили нацисты, о том, какие книги он читал в детстве и о том, что он работал акушером. Становится более-менее понятно, почему в его произведениях мало женщин, много глубоких мыслей и довольно часто проявляется ничем не мотивированная агрессия.
artem-sailer, 15 июля 2018 г.
Прочитав данной эссе, в очередной раз убедился в том, что пан Станислав был очень и очень самокритичен. А человек, относящийся с сомнением к своему делу, творчеству, по определению будет так же относиться и к окружающим, к коллегам, мнение о которых у Лема было преимущественно, так сказать, не очень.
Весьма любопытно читать о том, как к великому фантасту приходили те или иные идеи, как его жизнь подсказывала ему сюжетные ходы, навевала атмосферу умных и своеобразных книг. Несколько обескуражен тем фактом, что зачастую Лем и сам не понимал, к чему приведёт его та или иная перипетия сюжета. Всегда казалось, что уж у него всё просчитано заранее. Однако о таком приёме, написании как бы наугад, Лем рассказывает напрямую.