Брендон Сандерсон «Стальное Сердце»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Десять лет назад пришла Напасть — взрыв в небе, который наделил обычных мужчин и женщин экстраординарными способностями. Общественность с благоговейным трепетом стала называть их эпиками.
Но эпики — не друзья для человека. Вместе со столь невероятным подарком пришло желание властвовать. А чтобы властвовать над людьми, надо подавить их волю.
Никто не сражается с эпиками… никто, кроме мстителей. Скрываясь в тени, группа обычных людей тратит свои жизни на изучение эпиков, обнаруживая их недостатки, а затем убивая.
Дэвид хочет стать одним из них. Он хочет убить Стальное Сердце – непобедимого эпика. Эпика, который убил отца Дэвида. В течение многих лет, как и общество мстителей, Дэвид изучает и планирует – и у него есть то, что нужно им. Не какой-то предмет, а бесценный опыт.
Он видел кровь Стального Сердца. И он жаждет возмездия.
Входит в:
— цикл «Мультиверсум Мстителей» > цикл «Мстители»
Номинации на премии:
номинант |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2014 // Переводной подростковый роман фэнтези (США) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Плешков (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Goodkat, 22 сентября 2015 г.
Очень динамичное, очаровательное и профессионально исполненное произведение в рамках заданного жанра (подростковой фантастики). В двух словах можно описать цитатой Коди о волынке — «смесь силы, хрупкости и чуда».
Сюжет и основная идея, как минимум, любопытные. Супер-силы, супер-герои... В начале как следует обдало марвельщиной, подумал — все, приехали, кина не будет. Но нет. Уверен, если эта книга доберется до экранов, это будет лучшее супер-геройское кино, на зуб поспорю. Хотя лучше на галстук. Никто ж не застрахован от Уве Болла.
Из досадного здесь только одно – изначальная ориентированность на идеальный блокбастер, как это ни странно. Ощущение, как будто не хватило эфирного времени на многие вещи, которые требуют пояснений и подробностей: космические силы, внезапно ниспосланные на людишек эфемерной Напастью, не логичные поступки персонажей. Много неизученных моментов, вопросов без ответов и прочей важной для читателя чепухи, но не столь необходимой зрителю. Слишком упрощенными кажутся некоторые события, а сюжет скачет все дальше, подкармливая невнятными оправданиями.
Мир показался нейтральным, в буквальном смысле непроглядным. Ну да и мрак с ним! Зато команда бравых тимуровцев удалась на загляденье — это сильные личности с «характером», собственными взглядами и особенностями в образах. Они не оригиналы, но это живые люди, простые смертные в отличие от антагонистов, и каждый из них по внутренней наполненности перещеголяет всех глав гадов книги вместе взятых (хотя это скорее камень в огород последних). Работая заодно, главные герои демонстрируют удивительную магию синергии — сумма их качеств позволяет творить невероятные вещи.
Повествование качественное, будто автор держит под контролем каждую строчку, что срывается с его пера — он пишет стремительно, умно, культурно и увлекательно. Подкидывает мысли для размышления, выдает меткие афоризмы, возводит красивые конструкции из незамысловатых истин. Автор мешает компоненты любой хорошей книги в равных пропорциях, интригует, добавляет щепотку оригинальности и любви к собственному делу, и – вуаля, не вызывает сомнений то, что наблюдаешь работу мастера. Который задался целью быстро-быстро воплотить в жизнь интересную задумку (ведь на шее висит еще куча не завершенных проектов) и, к сожалению, в процессе потерял несколько важных деталей.
Особый поклон за логичный финал – книга целостная и завершенная, независимо от того, что это лишь первая часть трилогии. Не смотря на недостатки, она короткая и написана приятным и грамотным языком, порой милая до наивности, трогательная. Обожаю такие штуки. Так получилось, что, не искушенный в подобной литературе, я как Сольвейг в той самой хижине все ждал своего Сандерсона-Пер Гюнта. И дождался! Как вам метафора, а?
David Blain, 26 декабря 2021 г.
Начну издалека — первый суперзлодей со сверхсилами появился за две тысячи лет до Джокера и Доктора Зло.
Древнегреческий миф о Гигесе имеет как минимум 5 разных вариантов. В усредненном виде выглядит примерно так. Жил-был пастух Гигес, проживший простую и честную жизнь (на момент действия у него уже взрослые дети). Однажды его овца провалилась ногами в землю, вытаскивая ее он обнаружил подземную гробницу — а в ней Кольцо. Как только он его надел, рука стала невидимой, дальше понятно. Гигес долго думал для чего бы применить Кольцо, и перебрал кучу вариантов. Сначала он пытался выступать в цирке, платили хорошо, но выступать перед ржущей публикой может далеко не каждый. Дальше он пытался служить Добру и Справедливости…нет, не надел маску и разноцветное трико — он пошел в «сикофанты» («помощники правосудия», нечто среднее между частным детективом и доносчиком). Но вскоре пришел к выводу — ковыряние в чужих тайнах и «грязном белье» еще хуже чем выступать перед ржущими алкашами. В конце концов он пришел к выводу — для честного человека невидимость бесполезна. После чего он выкинул Кольцо со словами «тому кто доволен своей жизнью не нужны никакие чудеса и волшебство!» Однако вскоре в тех местах проехал пожилой царь Кандавл с молодой и очень красивой женой. Гигес не выдержал, заново отыскал Кольцо… вскоре списку его преступлений позавидовали бы многие злодеи мультов и комиксов (ну хотя бы потому что во многих комиксах и мультфильмах достаточно строгие требования цензуры).
В самом начале «Стального Сердца» второстепенный чар говорит старинную английскую пословицу «Сила портит!», а главный герой мрачно отвечает «Портит не сила, портит безнаказанность!»
В первый миг после прочтения, я вспомнил как однажды зашел в немодерируемый чатик, и меня чуть не стошнило от фонтанов яда и ненависти. Увы, наверно права другая древняя пословица «(ОН -) Мышонок вблизи, лев на безопасном расстоянии»; и интернет подтверждает мнение главного героя о том, что безнаказанность портит, и большинство людей сдерживают дурные желания не в силу природной добродетели, а в страхе перед наказанием от остальных людей.
А во второй миг, я вспомнил слова Гигеса, «тому кто доволен своей жизнью не нужны никакие чудеса и волшебство!» А если недоволен? Что сделает человек, получивший чудесную силу, если он недоволен своими соседями которые громко храпят по ночам, недоволен своей сварливой женой и тупыми ленивыми детьми, недоволен своим начальником который недавно сократил ему зарплату, наконец недоволен своими развязными и наглыми собеседниками в чатике? Сможет ли он сдерживать свои дурные желания получив безнаказанность, или он быстро повторит историю Гигеса?
В принципе дальше уже можно было не читать. Все, без малейших исключений, местные «суперы» не выдержали испытания безнаказанностью, и оказались «Гигесами».
Нечто подобное не ново — одинаковые злодеи постепенно надоедают, поэтому в типичных комиксах на одного супергероя приходится несколько десятков суперзлодеев. Зрителям жаждущим реализма и логичных объяснений придумали следующий «обоснуй» — сила портит, а сверх-сила тем более; поэтому большинство ее владельцев не выдерживают испытания и начинают ей злоупотреблять.
Но у Сандерсона все еще мрачнее, главный местный «герой» — Стальное Сердце (оммаж в сторону Супермена, которого в комиксах за неуязвимость часто называют «Человеком из Стали»), постепенно скатился даже глубже остальных «Гигесов». Как впрочем, и все остальные «герои» начавшие жить по известному принципу « я хороший, мне все можно!» (как вариант «раз я хороший — все что я делаю это хорошо!»). Этот подход не нов — возможны вы помните Суллу с его печально знаменитым «Все враги Рима — мои враги! Все мои враги — враги Рима!», и что Сулла сделал с «врагами Рима» (да-да, те самые проскрипции)
Произведение Сандерсона — самая лучшая деконструкция классических комиксов которую я видел. В ней я нашел то, что тщетно пытался найти в «Хранителях» Мура. За красивую и логичную, хотя и очень мрачную, деконструкцию произведение получает заслуженные 10 баллов
ПС: перечитывая «Илиаду» Гомера наткнулся на следующее «даже древние авторы считали Ахиллеса неоднозначной фигурой. В отрывке «Царя Приама» Софокла Гектор говорит «Легко геройствовать когда ты неуязвим!», на что младший сын Приама, Полит отвечает «Герой для банды разбойников мечтающих разграбить богатый город! А для меня — дерзкий беспредельщик, совершенно оборзевший от своей неуязвимости!»»
arni555, 8 августа 2016 г.
И снова Сандерсон не перестает удивлять своим мастерством создавать такие интересные и захватывающие произведения. Конечно, данный цикл отличается от «Рожденного туманом», но размах произведения и динамичность событий на таком же высоком уровне.
Идея про эпиков, как мне кажется, была заимствована у создателей «Людей Икс». В обоих творениях присутствуют как добрые, так и злые супер люди со сверхспособностями. Однако, у Сандерсона, просто разгул негативных эпиков, а сражаются против них в большинстве обычные люди. Хотя каждый из мстителей конечно по-своему необычен. Автор так умело закручивает это противостояние, вносит элементы загадок, ответы на которые героям предстоит искать на протяжении всего романа. В данном случае обвинять в том, что тема суперчеловека не нова, не стану.
Кроме всего прочего я обратил внимание на то, что довольно часто упоминаются различные виды оружия, их характеристики. Такой штрих как бы делает роман более приближенным к реалиям.
За что лично я люблю произведения автора, так это за их сюжет, который как магнит, притянет тебя до самой последней страницы. Однозначно, ставлю 10
NightMiRe, 31 августа 2017 г.
Когда начинал читать, думал что это книга на 6-7 баллов, но потом я видимо впал в детство (а именно на детей она и рассчитана) дочитал книгу за два вечера и решил поставить оценку повыше. Талантливый автор талантлив во всём, а именно в жанре комикса-боевика у Сандерсона получилось создать ураганный экшен, который не напрягает мозг и движется вперед со скоростью света. Не понимаю людей, которые ставят книге низкие оценки, мол ждали вселенских интриг, огромного мира и сложных взаимоотношений персонажей. Конечно, если сравнивать «Мстителей» (Вполне хороший перевод названия. Не «Avengers», но как еще перефразировать на русский «человек который с тобой расплатиться» я не придумал) с «Обреченным Королевством» или «Земным Кругом», то эта книга проиграет по всем статьям. Но эта книга не того жанра. Её надо сравнивать с чем то типа «Базы 24» Алекса Орлова. Вобщем хорошая книга своего жанра, и этот жанр надо учитывать, покупая книгу для прочтения.
P.S. Ненавижу супер-героев. Хорошо что здесь их пристрелили парочку :)
vam-1970, 15 марта 2024 г.
Входит в цикл «Мультиверсум Мстителей» и подцикл «Мстители» как первый роман. В двух словах — захватывающее чтиво. На грани фэнтэзи и фантастики. Сандерсон верен себе -придумывать он может!!!! В сюжете выбран неординарный источник зла с потрясающими суперспособностями и с ним ведется борьба -сражение не на жизнь, а на смерть. В напряжении — все страницы, даже тогда, когда начинается философия героев на тему жизни.
Mistborn, 22 июля 2014 г.
«Герои обязательно придут, и иногда им нужно помогать».
На небосклоне англоязычного фэнтези в последние годы зажглось немало ярких звёзд — Джо Аберкромби, Патрик Ротфусс, Энтони Райан, но даже на их фоне Брендон Сандерсон со своей изрядной работоспособностью и бескрайним воображением выглядит писателем, который вот-вот и вырастет в непререкаемого лидера фантастики/фэнтези.
В то время как некоторые, ныне популярные авторы превращаются скорее в медийных фигур, Брендон Сандерсон каждый день доказывает и показывает своим читателям, как должен работать профессиональный писатель. Для справки в 2013 году он опубликовал несколько произведений малой формы и три полноценных романа – завершение эпопеи «Колесо Времени» Роберта Джордана; «Ритматист» и «Стальное Сердце».
«Стальное Сердце» — это первая книга из запланированной автором «young adult» фэнтези трилогии. Роман написан в популярном нынче антураже постапокалипсиса и молодежной антиутопии. Этот жанр в наши дни является одним из самых коммерчески выгодных, примеры «Голодных игр», «Бегущего в лабиринте» и прочих произведений наглядно это доказывают.
Брендон Сандерсон говорит, что первая идея этого произведения посетила его голову во время книжного тура в 2007 году. Спустя много лет его друг Джеймс Дашнер, прознав об этой задумке, посоветовал Брендону обратиться к своему знакомому редактору, которая, можно сказать, набила руку на приведении неплохих задумок в жанре кидалта до готовых продуктов-бестселлеров.
Главный герой романа — Дэвид Чарльстон. Цель его жизни — отомстить за убийство своего отца. В этом ему могут помочь – Реконеры – группа практикующих киллеров, которые в тайне уничтожают кровожадных супергероев. Именно такой сверхчеловек по имени «Стальное Сердце» и оборвал жизнь отца Дэвида.
Если сравнивать новый роман с таким шедевром эпического фэнтези как «Обреченное королевство», то надо сразу же отметить, что динамика в «Стальном Сердце» бешенная. Один герой, одна точка зрения, много юмора, иронии и потрясающее мастерство автора – роман не отпускает до последних страниц.
У Брендона Сандерсона получились интересные, колоритные, но при этом адекватные персонажи, которым веришь и сопереживаешь. Главный герой на протяжении всей книги забавляет читателя своими неподражаемыми метафорами. Команда Реконеров спорит, подкалывает друг друга, они ведут себя как обычные люди. Автор сумел гармонично представить героев и показать широкой публике интересную историю. Роман получился динамичный и напряженный с несколькими неожиданными сюжетными ходами и отличным клиффхангером на грядущие книги трилогии.
Итого: отличный роман в своем жанре и стиле, который порадует и молодежь, и более возрастную категорию читателей. Стоит отметить, что однозначно это не лучшая работа Сандерсона, но при всех минусах, характерных для такого рода литературы, «Стальное Сердце» однозначно должен занять почетное место в топе подростковых и молодежных книг, потеснив и Дашнера, и Коллинз, и Янси.
P.S. Отзывы Патрика Ротфусса и Джеймса Дашнера о «Стальном Сердце»:
«К сожалению, для моего эго, «Стальное Сердце» — это еще одна победа для Сандерсона, доказывающая, что он не только блестящий автор эпического фэнтези, а правильнее сказать, он просто гениальный писатель. И точка. Я просто скажу, что «Стальное Сердце» — великолепная книга. Насыщенный текст. Интересный взгляд на супергероев. Интересное миростроение. Безусловно, этот роман стоит вашего времени». Ротфусс.
«Фантастика! Неослабевающий саспенс и будоражащая концовка с событиями, над которыми я буду размышлять долгое время». Дашнер.
P.P.S. Большой респект команде переводчиков. Текст, практически идеал и с точки зрения стиля, и с точки зрения достоверности оригиналу. Спасибо!
demetriy120291, 23 июля 2014 г.
Люди, по своей природе, склонны к жестокости и насилию. И масштабы этой жестокости соотносимы их возможностям. А когда появляются сверхспособности, а с ними жажда власти и чувство собственного превосходства, то и количество принесенного вреда увеличивается в разы. И что остается простым людям, которых не затронула трансформация? Мирно сидеть и ждать своей участи? Или бороться, но как это делать, когда сила, против которой стоит бороться, кажется непобедимой? Вот так и появляются борцы за право существовать согласно своим желаниям, а не по наущению или под страхом смерти. Люди, которые благодаря своей смекалке и наблюдательности способны выискивать слабые стороны противника, невидимые невооруженным взглядом, и наносить решающий удар.
Само начало, казалось бы, подростковой книги, немного ошеломляет. Сцена в банке, когда Эпик ленивым мановением руки превращает мужчин, женщин и детей в пепел, не оставляет равнодушным. Жажда власти и покорства со стороны окружающих, позволила Эпикам положить свою человечность и сострадание на алтарь жестокости и бессердечности. Отец главного героя полагал, что сила была дана им для защиты человечества, как он ошибался, и ему пришлось заплатить за это. Мальчику чудом удалось спастись, и после того происшествия в банке в нем зародилось чувство ненависти к Эпикам, и желание отомстить – «Я видел кровь Стального Сердца. И я снова увижу его кровь». Он начал изучать Эпиков, подмечать их слабые стороны. И это привело к своему результату. Но как убить Эпика, который маниакально скрывает свое местонахождение, и ты не знаешь, где он находится? Правильно, нужно выманить его, забросать ложными угрозами. Но не все так просто как кажется, цель может быть достигнута, но какой ценой?
В книге нет яркой и запоминающейся системы магии, а мы знаем, что всеми нами любимый Санд мастер на такие вещи. Но акцент сделан на другом, отсутствие магии компенсируется огромным количеством способностей Эпиков, которые имеют самое разнообразное проявление – невидимость, скорость, управление металлом, огнем, левитация, предвиденье и так далее. Это выглядит красочно и впечатляюще, и…устрашающе. Способности разные, но поддаются каталогизации по определенным признакам.
Сама книга очень динамична, воображение так и рисует сцены погони, моменты, когда визуализатор воссоздает панораму города, превращение Чикаго в металлический город, все это описано живо и красочно. Атмосфера книги напомнила мне фильмы в стилистике нуара – мрачная и гнетущая, словно в «Городе Грехов» или «Хранителях» Зака Снайдера.
Присутствует и юмор, умело вплетенный в сюжет — «Я был горд собой, что не попросил его поставить автограф на своей винтовке».
В целом книга подростковая, и это наложило небольшой отпечаток – повествование более прямолинейное, но это же Сандерсон, у него не бывает проходных вещей и книг, его творчество всегда занимает важное место в списке любимых книг. И будь то рассказ, повесть или «полнометражная» книга, ему всегда удается создать интригу, лихо закрученный сюжет и постоянно подогревать интерес.
Перевод как всегда порадовал, ребята проделали огромную работу, их подход к своему делу творческий и выглядит очень профессионально.
И как собственнику, мне бы хотелось иметь материальный экземпляр, благо, что Азбука в будущем году планирует издать «Стальное Сердце» на русском. Скорее всего, в серии «Пятая Волна» с оригинальной обложкой.
Отличная книга от шикарного автора.
Ждем новых вещей от наших сандерсоновских фей:)
welekie, 12 января 2024 г.
Мне понравилось произведение. Возможно, оно послужило прототипом сериалу the boys(пацаны). А это значит, что на время написания книги — это было мега актуальное произведение. Сейчас злые супергерои воспринимаются как штамп.
Что понравилось:
1) Автор умеет писать экшн. Перестрелки, погони, все это написано на высшем уровне.
2) Интересный градиент (переход) от детского комиксного стиля в относительно серьезный реализм. Если в начале приключения идут под диктовку ГГ и у него все получается, то в конце он план D и у него ничего легко не получается.
3) Несколько ожидаемых «вот это поворотов». Как щепотка специй.
4) Интересный мир
Что не понравилось:
1) Очень много пустых разговоров. Они сильно тормозят повествование.
2) В начале сильно напрягла вседозволенность ГГ.
3) Выживаемость положительный героев. Да, конечно, в комиксах герои не умирают, но все же.
4) Не хватило действий антагониста. Все злодеи картонные.
Итого, достаточно крепкое произведение, стоит прочитать.
Nikonorov, 19 января 2016 г.
350 страниц чистейшего кайфа, конкретного экшена и вообще дикой движухи. Очень давно я не читал фантастики — не считая небольшой книжки Хайнлайна «Туннель времени», — но здесь прямо проникся. После магии и остроухих сложно внедряться в стальной мегаполис, стрелялки и прочее, но блин, какая ж крутотень!
Пишет Сандерсон хорошо, образы прекрасны, фантазия работает дай боже, фишка с тензорами великолепна, концовка чуть удивила, но в целом сюжет действительно ради киношности. Посмотрел как фильм.
Сниму балл за поверхностность небольшую) Но для разгрузки — ой, великолепие.
Mao_Ri, 30 июня 2018 г.
Сандерсон владеет какой-то магией, не иначе, или почему у него из обычного антиутопического сюжета получается неплохая и удивительная история? В основе «Стального Сердца» лежит банальная история по то, как небольшая группка повстанцев пытается спасти мир от агрессивных захватчиков. Но все это завернуто в новый фантик — и получается очень годная книга. Но есть тут свои но, о которых попозже.
Этот мир был вполне обычным, пока не произошло что-то, после чего некоторые люди обрели суперспособности. То ли изначально эти люди были «с гнильцой», то ли способности так влияют на психику, но эпики все отъявленные отморозки, готовые убивать людей и захватывать города. Простые люди вынуждены жить в страхе под гнетом эпиков. Но вполне ожидаемо, появляются люди, готовые дать отпор.
У нашего ГГ в детстве Стальное Сердце убил отца, и сын с тех пор живет одной мыслью об отмщении. Он сам по себе не глуп, а конкретная цель заставила его быть еще более изворотливым. Ведь он хочет убить главного эпика города, а для этого ему надо вычислить подпольных повстанцев и вступить в их ряды.
И все-таки эта книга оказалась для меня послабее других у автора. Сюжет, как я уже говорила, узнаваем, а ведь Сандерсон уже приучил ждать чего-то нового. Плохие парни владеют суперсилами, которые смахивают на хорошо известные читателю сверхспособности людей Х или других комиксных супергероев (это не то, что уникальная аломантия или шаод). Да и характер героев раскрыт не очень — то ли не хватило сюжета, чтобы придать всем персонажам объемности и изюминки, то ли эти ополченцы так похожи друг на друга из-за общей неблагоприятной среды обитания, что даже к концу книги я не особо их отличала (только ГГ, так как он его имени идет повествование, да Меган, потому что она девушка, которая нравится ГГ).
Несомненно я возьмусь за продолжение, ведь книга все-равно хороша. Но знаю, что Сандерсон может лучше.
hooook, 2 апреля 2017 г.
До этой книги читала у Сандерсона циклы Обреченное королевство и Рожденный туманом. Эта история раза в два короче обычных его книг, и потому кажется раза в два более насыщенной. И хотя сюжет не оригинален, он быстро цепляет и держит до самого конца.
По сюжету: мир захвачен людьми со сверхспособностями, которым противостоит кучка террористов (обычно оно наоборот бывает, да?). В деталях все довольно стандартно, мир продуман не очень хорошо, а вот действия героев просчитаны неплохо — все происходит быстро, четко, в нужных местах текст вызывает нужные эмоции, как будто блокбастер в кинотеатре смотришь.
Герои. Все как на заказ — прямиком из тех же блокбастеров. Каждый из протагонистов раскрыт настолько, чтобы можно было за них переживать, но не более. Парень с жаждой мщения, бой-баба, юморист, ботаничка, командир из Спасти рядового Райана и т.д. Надеюсь, в следующих книгах будет лучше. А вот злодеи не убедили. Их единственная мотивация
Ну и кстати, об оригинальности.
primorec, 30 ноября 2014 г.
Всем хорошо известно, что каждому злодею в этом мире противостоит собственный герой. Так сказать, принцип дуализма в действии. И чем злодеестее злодей, тем круче должен быть герой. Лексу Лютеру — супермен, психованному Джокеру — Бэтмен, надменному Магнето -целая команда Людей-Икс. В мире, с начала времен разделенному на Черное и Белое, дОлжно поддерживать равновесие и, если кто-то упорно его разрушает и сеет в нем хаос, нужен кто-то, кто будет бороться за закон и порядок. Причем буквально: с помощью огня и меча. Как известно, клин клином вышибают.
Так, примерно, и происходит в этом романе. Когда в мире неожиданно появляются наделенные суперспособностями граждане Эпики, то они все поголовно оказываются не супергероями, а суперзлодеями и маньяками, которые борются друг с другом за власть, попутно разнося на клочки весь устоявшийся порядок. Утешает только, что у каждого Эпика одна, от силы две, суперспособности. Плюс еще обязательное «слабое место» — свойство, качество, предмет — сводящее к нулю все его «супер». Так что, даже у слабых людей остается шанс выступить против узурпаторов на равных.
Юный герой Дэвид, ставший еще в детстве жертвой междоусобной борьбы Эпиков, живет только ради мести самому могучему из них — Стальному Сердцу. Ради этого он вступает в отряд Сопротивления — Реконеров — последних их тех, кто противостоит безумным маньякам. Ну, и далее понеслось — погони, стрельба, взрывы, причудливые технологии, заговоры, тайны. Любовь, естественно, куда же без нее.
В сюжете читатель без труда найдет параллели с «Городом Богов» — разрушающийся Мегаполис с мрачной тайной, с «Пепел и Сталь» — заговор группы талантливых авантюристов, дерзкий и безнадежный, c «Дикими картами» с их внезапным превращением простых обывателей в суперов и с «Людьми Икс» c их разнообразными свойствами и непрекращающейся войной. И, несмотря на эти многочисленные узнаваемые мотивы и даже прямые цитаты, традиционный сюжет и предсказуемое действие/из-за чего не являюсь поклонницей всего семейства «супер»/, мне история понравилась.
Понравилась как раз тем, за что обычно принято ругать: подростковой наивностью и максимализмом, линейностью изложения, схематичностью сюжета и характеров. Такая знакомая история о героях и злодеях с приставками «супер» стремительно начинается и также стремительно завершается. Все происходит без особых изысков и вполне традиционно, просто и незатейливо, как любая история о супергероях и суперзлодеях, где Зло и Добро сталкиваются в вечном противостоянии.
Есть и еще одно достоинство — история коротка и вполне завершена, хотя и оставляет возможность для добавления новых эпизодов. Само существование команды Реконеров обещает разнообразные продолжения. И я лично не была бы против: хотелось бы узнать, что стало причиной появления Эпиков и почему они все стали поголовно «темными».
Не ждите от этого романа сложности и запутанности «Обреченных королевств», изысканности «Города Богов» или обреченности «Легиона». Это то, что есть — крепкая, профессионально скроенная и очень традиционная история о «супер» и только. Если нравятся подобные сюжеты и герои — понравится и эта, а на нет — и суда нет.
Airwind, 12 февраля 2016 г.
Супергерои давно вышли за пределы комиксовой резервации: они отлично устроились в играх, спокойно чувствуют в себя анимации и более чем отлично штурмуют мир кино. Однако с книгами у них не заладилось (если не считать новеллизаций и не учитывать всевозможных фэнтезийных «одним махом семерых побивахом» героев), так что Сандерсон в некотором роде первопроходец.
И не сказать чтоб он свою миссию провалил.
Да, сюжет «месть бандиту за убитого отца» мы в разных вариациях уже не раз видели (пусть бандит на сей раз и со сверхспособностями). Да, в этом сюжете щедро падают с небес рояли. Да, персонажи вполне типичны: здесь вам и мудрый ментор, и невзлюбившая главного героя девушка, и пафосный злодей, и второстепенные персонажи, создающие антураж и шутки...
Но вот честно — оторваться невозможно.
Сандерсон вообще гений по части захватывания читателя, из тех, чьи книги начинаешь читать перед сном, а заканчиваешь в два часа ночи. Все штампы и стереотипы используются прямо с каким-то мастерством, обрастают маленькими, часто незаметными добавками, в результате действия которых даже и не сразу поймёшь, что перед тобой уже сотню раз виденное, и всё это смешивается в пусть и не высокое, но действительно увлекательное произведение. Последний раз я испытывал такое при прочтении романов Джеймса Роллинса — есть у этих авторов что-то такое неуловимо похожее в стиле.
Ещё один плюс «Стальному сердцу» — мир, который с первых страниц обещает кучу тайн, загадок и событий, который хочется изучать ещё и ещё. Примерно на одном уровне со «Сталкером».
Итог: Книгокомикс. Не слишком серьёзный, точно не относится к высокой литературе, которая заставит думать и философствовать — но и не унылая графомания. Просто приятная книга, выступающая на нехоженном до сих пор поле и имеющая парочку пирожных в рукаве.
tapok, 23 июня 2018 г.
Даже у сильных мира того есть слабости
***
Жанр «янг эдалт» — штука занятная. Его можно критиковать в пух и прах, когда на глаза попадается какие-нибудь «Крылья», «Двоедушник» или «Бегущий по лабиринту». Его можно воспринимать со скепсисом, но воспринимать, его к нему решаются приобщиться мэтры современной фантастики, например, Аберкромби с его «Расшатанным морем». Наконец, «янг эдалт» можно хвалить, если удается в серой массе найти проблеск света (для меня это – М. Лоуренс с его книгами про Йорга). Но как же относиться к жанру, если его для своих произведений выбирает Брендон Сандерсон – персона номер 1 в мире современного фэнтези? И здесь нет преувеличений. Сапковский ныне чуть позабыт, Мартин слишком подустал, а вышеупомянутый Аберкромби всё который год трудится над новыми книгами «Земного круга». Так вот, «Стальное сердце» написано в жанре янг эдалт, что нехарактерно для Брендона. Всё-таки Сандерсон – автор эпический вещей, где всегда много ПОВов, где мир прописан от и до, где каждое ружье выстреливает, а то и не раз. Для янг эдалт всё это является лишним. Но даже при этом кое-какие свои черты Сандерсон перенес в «Стальное сердце».
Роман рассказывает о близком будущем. После Напасти (событие, происхождение которого и не пытайтесь узнать) люди разделились на два лагеря – Эпиков и обычных людей. Эпики – люди со сверхспособностями. Неудивительно, что они быстро завоевали мир, начиная править целыми городами. Полнейший тоталитаризм. Это вполне типично для янг эдалта. Главный герой – Дэвид – 18-летний парень, желающий отомстить Стальному Сердцу – эпику, убившему отца юноши. Собственно, вот и весь сюжет.
К стилистике текста и динамике претензий нет и быть не может. Сандерсон никогда не был замечен в розливе воды. Поэтому «Стальное сердце» читается очень легко и быстро, главы короткие, экшена много. Немного странным выглядит «местный слэнг» — ругательства и восклицания, но к ним привыкаешь быстро.
За что можно пожурить автора и его произведение? Уж не знаю. Беря в руки «Стальное сердце», читатель должен понимать, какой жанр представляет собой книга. Поэтому все минусы типа «без глубины» или «почему так плохо выписан мир» априори снимаются. Поэтому как таковых минусов, откровенных и огромных, назвать не могу.
Заключение: «Стальное сердце» — занятный роман на 2-3 вечера. Читается легко и интересно. Плюс Сандерсон был бы не Сандерсон, если бы не несколько интересных твистов. Что ж, приступаю к «Огненному мстителю».
RealSkif, 19 апреля 2015 г.
Еще по аннотации мне это напомнило сферический комикс в вакууме и недавний Грозный отряд. С одной стороны супергерои, способности и серебристо-черные плащи, с другой — кровавый тиран, не самый умный, но одержимый местью паренек в главных героях. В общем, первоначальное впечатление оказалось верным. Книга прямо-таки просится лечь на страницы комикса, и дело тут не в сверхспособностях. Персонажи тут — архетипы, просящиеся в учебник шаблонов: здоровый негр-пулеметчик, сексапильная коммандо, комик релиф снайпер, техногений на поддержке. Герой же выписан по тем же самым лекалам, что и остальные персонажи. Несколько благородных черт для отождествления с героем + небольшая как бы уникальная черта, чтобы его можно было узнать. В этом случае с чертой вышло плохо — его «способность» к дурацким метафорам вместо того, чтобы смешить и разряжать обстановку как правило удручает и вызывает фэйспалмы.
Но весь это мрак вытягивает скилл автора. Порой даже создавалось впечатление, что тематика и приемы были выбраны нарочно, ради какого-то спора, такой вызов Сандерсону. И, стоит признать, у него почти получилось. То есть, книга не перестала быть сборником клише и архетипов, но живой язык вытягивает книгу и делает чтение увлекательным. Конечно, талантом автора назвать при всем желании не получится, иначе бы никаких придирок и в помине не было, но читается все налегке, практически на одном дыхании. Отдельно даже могу отметить описание экшена — мало кто умеет передать динамику и напряжение, чтобы это сложилось в цельную сцену, а не набор описания перекатов и перебежек.
В итоге это хорошее чтиво на пару вечеров, аналог летнему блокбастеру, «посмотрел@забыл».