Николай Гоголь «Мёртвые души. Том первый»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Поэма о том, как Чичиков по России мертвые души искал, еще при жизни Н.Гоголя была названа критиками ярчайшим портретом современной России. А для современных читателей это в первую очередь исследование русского характера и русской души, попытка ответить на извечный вопрос: «О, Русь, птица-тройка, куда ж несешься ты?» Ну а при чтении в сотый раз убеждаешься в том, что название имеет не только переносный, но и самый что ни на есть прямой смысл — как много все-таки еще в России «мертвых» душ...
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— антологию «Современная хрестоматия для школьников 8-9 лет», 1999 г. > Часть 2 > роман-эпопею «Мёртвые души»
— антологию «Здравствуй, поле русское!», 1977 г.
— антологию «Ревизор. Мертвые души. Шинель. Господа Головлевы. Сказки», 1982 г.
— «Театр FM», 2004 г.
- /языки:
- русский (216), французский (1), итальянский (2), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (204), аудиокниги (15)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
CorbenDalas, 30 июня 2015 г.
Как я уже неоднократно говорил, школьную программу литературы я практически и не освоил.
И благодарен Судьбе за это. Дело в том, что если бы мне довелось читать Гоголя (любое его произведение) в подростковом возрасте, то я бы, наверняка, возненавидел бы его лютой ненавистью. Для тех же, кого жизнь (как и меня) пожалела и оградила — ленью, плохим учителем, скудной библиотекой, 1000 и одной отмазкой — ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС СЕРДЕЧНО!!!
У вас возникла прекрасная возможность прочесть гениальный труд по психологии личности, который оставит далеко позади Алана Пиза и Бориса Ананьева. Более полутора века назад Николай Васильевич попал в самую точку (и не раз), сумев в легкой, ненавязчивой форме описать человеческий Характер да и сам Дух человеческий. Каждый из персонажей «Мертвых душ» по сей день служит одним из столпов современного общества. Возможно, данное произведение не заставит вас «задуматься», не вызовет глубокой моральной дилеммы и внутренних противоречий, но простотой и жизненностью своей дополнит палитру вашей реальности парочкой новых цветов.
А еще местами это невероятно ржачно.
---
Для тех, кто готовится к прочтению:
Я лично рекомендую советский радиоспектакль. Естественно, ничего не заменит живой фантазии, но Гоголя и Шекспира надо смотреть в театре, на худой конец слушать. Уж не взыщите.
---
Возраст:
21+
vfvfhm, 30 июня 2019 г.
Как известно каждому пострадавшему от ЕГЭ, Павел Иванович Чичиков немел перед законом. Так и многие современные читатели бессмертной поэмы либо немеют перед ее величием, либо, как те два русских мужика из ее начала увлеченно обсуждают устойчивость колес птицы-тройки. Вот почему необходимо изучать Мертвые души в школе. С детства людей нужно приучать к прекрасному, глубокому, сложному и важному. А всякую дрянь и пошлятину он и сам отыскать на книжных развалах сможет. Вот только если гражданина или гражданку грамотно воспитать на Гоголе, то и дряни, и пошлятины они много меньше употреблять станут. Правда, сейчас в нашей стране плохое время для хорошего воспитания. Тем более нужно держаться за классику из последних сил, чтобы деградация социума не стала необратимой.
На днях после долгого перерыва перечитав поэму, я вот какие две вещи хотел бы отметить. Эта история еще и о женской мести, и о природе женщины вообще. Чичиков начал свою карьеру с того, что обманул девушку. Намекнул на женитьбу, а потом разорвал с ней и ее семьей всякие связи. Это было роковое решение. Месть Судьбы-Парки (тоже женщины!) не заставила себя ждать. Он лишился почти полумиллиона, награбленного на таможне, потому что не поделил любовницу со своим сообщником. И афера его с мертвыми душами едва не потерпела крах в самом начале из-за чрезмерного увлечения Чичикова свежим личиком семнадцатилетней губернаторской дочки. Коробочка своими кознями только плеснула бензина в разгорающийся скандал. Нельзя обижать женщин. Пушкин как-то заметил, что это единая корпорация, выступающая всегда единым фронтом. А для Гоголя это еще и стихия, хтоническая сила невероятной мощи, почти не распадающаяся на отдельных индивидов, но одна из самых основополагающих в мироздании. Женщины у него даже имен не имеют. Коробочка — это что, разве имя?!
Второе. Мне думается, что Гоголь поставил перед собой ложные цели, считая их от всей души истинными. Создавая русский КРИТИЧЕСКИЙ реализм, он вознамерился вознестись до идеала человека. Художественно проповедовать Христа и его истины. А нужно было идти не ввысь, а вглубь. Это было тогда в первую очередь необходимо России, нужно и по сию пору. Создавая бессмертные художественные образы Гоголю нужно было их и разрабатывать, а не возвышать до какого-то абстрактного вечного добра.
Ведь каков например Чичиков? Подлец, но весьма куртуазный, сибарит и бонвиван, но с железной волей и дисциплиной, умница, но пошляк, влюбчивый и расчетливый. Весь соткан из кричащих противоречий при полной цельности натуры. Его характер нужно было исследовать и высокохудожественно изображать, а не распинать на кресте ложно понятной духовности. А сколько в книге еще таких неисчерпанных богатств! Но Гоголь ударился в аллилуйщину и погиб на неверном псевдоподвижническом пути.
К счастью, русская классическая литература пошла по верной дороге, обозначенной художественными открытиями Гоголя, а не его сознательным и душевным вывертам. Ближайшие его наследники — Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой — принялись копать русскую почву и душевные глубины русского человека, а не сколачивать на скорую руку храм «шаговой доступности». Копали и выкопали несколько драгоценных слитков для строительства величественной обители грядущего свободного и всесторонне развитого человечества. Но Гоголь стоит у истоков этого грядущего. Поэтому его наследие бессмертно.
Podebrad, 13 мая 2018 г.
Одно из самых ярких произведений русской прозы. И едва ли не самое злое, если говорить о XIX веке. Хотя из героев романа однозначный негатив вызывают только Плюшкин и Чичиков. Плюшкина не оправдать при всём желании. Да, жаль человека, пережил столько несчастий, но в распаде семьи виноват главным образом он сам. И крепостные бегут от него толпами. Бросают всё и бегут; бегут во времена, когда сбежать непросто. От Манилова не бегут. И от Собакевича. И даже от Коробочки.
Остальные неприятны в меру. Коробочка — обычная мелкопоместная бабуся. Что с неё взять. Ноздрёв как человеческий тип вызывает у меня аллергию. Но это с возрастом, а когда-то такой тип вызывал скорее интерес. Манилов вообще хороший человек, глуповатый, но безусловно хороший. И не такой уж патологический бездельник. Он ведь служил, причём случил в годы непрерывных войн, так что право на отдых в поместье заработал своей кровью. К хозяйственным делам непригоден, ну так это не всякому дано.
Отдельная тема — Собакевич. Людей он недолюбливает. Всех? Нет, не всех. О своих крепостных он говорит с неподдельным уважением, и не о народе вообще, а о каждом человеке персонально. Уже это вызывает к Собакевичу определённое уважение. Притом он единственный способен поставить Чичикова на должное место. И ставит на место при каждой встрече.
В общем, большинство героев «Мёртвых душ» не так безобразны, как их стараются показать. Ну, торгуют людьми, живыми и мёртвыми, так многие торгуют. Но если посмотреть на эту компанию в совокупности, ясно видно — общество без будущего. И сельское общество, и городское. Городское общество Гоголь судит даже злее, чем сельское. А глава, посвящённая оформлению купчей — настоящий шедевр, на все времена.
А что такое Чичиков? Мелкий жулик, лишившийся кормушки и пустившийся в заведомо провальную авантюру? Человек, обладающий фантастическим обаянием в сочетании с жёсткостью, проницательностью и способностью к нестандартным решениям? И вот эта странная личность запустила в оборот именно мёртвые души. Не беглых, что юридически безупречно и не менее перспективно, не векселя, не акции предприятий-однодневок. Нет, не зря Гоголь сжёг второй том, находясь в здравом уме и трезвом состоянии. Не всё так просто с Павлом Ивановичем.
be_nt_all, 19 октября 2007 г.
Когда я был совсем молодым и зелёным, мне казалось что Гоголь в этом романе слишком карикатурен, и описывая своих помещиков многое преувеличил. Потом я вырос, повидал жизнь (хотя по прежнему считаю себя достаточно молодым) и понял что это не так. Гоголь был добрым человеком, он лишь смягчил острые углы да кое-где, живописуя картины нашей жизни взял краски поярче. А так — всё с натуры. И за 150 с лишним лет с душами как то на Руси лучше не стало :frown:. Книга для обязательного чтения. Хотя, наверное, не для школьной программы — в 16-17 лет эта книга кажется не тем, что она есть на самом деле.
olala735, 29 апреля 2014 г.
Книга о жизни на Руси, о русском человеке. Все характеры яркие, такие разные, но такие похожие... Лень, любовь к праздной жизни, пьянство, коррупция... Читаешь и диву даешься, ведь ничегошеньки не изменилось в России... Весь список героев Гоголя окружает нас и теперь... Ноздревы, Охлобуевы, Тентетниковы... Особенно впечатлил Костанжогло. Напором своим, ответами на многие вопросы, актуальными и по сей день. Он, и еще Муразов, единственные живые две души во всей книге, непонятно каким образом затерявшиеся в этом аду... А подлец Чичиков, так сказать жертва обстоятельств, редкий подхалим, очень актуален в наше время. И вообще, писать книгу от лица отрицательного героя, да о насущных проблемах России того времени — да, это был поступок в то время, когда все читали о приключениях возвышенных героев. Я рада, что книга была перепрочитана мною в сознательном возрасте, она заиграла новыми красками, будучи школьником ценности данного произведения не понять...
glaymore, 16 сентября 2021 г.
«Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души? где ж дурак такой возьмется? и на какие слепые деньги станет он покупать их? и на какой конец, к какому делу можно приткнуть эти мертвые души?» (с)
----------------------
Несколько раз в столетие в России рождается великое сатирическое произведение, беспощадно бичующее, как говорится, язвы эпохи. Веселое безумие молодой Советской республики породило «12 стульев», солдафонская бюрократия Александра II отмечена «Городом Глуповым», а уездное болото эпохи Николая Палкина отразилось в кривом зеркале «Мертвых душ».
Почти двести лет уже роману, а читается взахлеб. Хлестко, резко, остроумно, без воды, каждое слово на своем месте, персонажи как живые. Каждый из нас наверняка знаком с парой Ноздревых, сталкивался по работе с Собакевичами, пытался что-то объяснить выжившей из ума Коробочке. Плюшкин с Маниловым вовсе превратились в имена нарицательные и растворились в повседневном языке — более почетной награды для литературного образа и быть не может.
Абсолютный шедевр русской классики. Снижаю пол-балла только за неуместные «пришвинские» вставки с подробнейшими описаниями природы, которые автор в случайном порядке понапихал посреди текста не пойми к чему. Впрочем, гениям простительно.
darkina, 19 декабря 2012 г.
В первый раз прочла «Мертвые души» в школе и сохранила только одно впечатление: ужасно нудно и скучно. Открыв же книгу в зрелом возрасте, читала, захлебываясь от смеха. Да, иногда Гоголь поэтичен и возвышен, но большей частью все же смеется над всеми нами, смеется тонко и умно, и оценить этот юмор ребенок и даже подросток не сможет. В который раз прихожу к выводу, что произведения школьной программы по литературе будто специально подобраны так, чтобы привить детям стойкое отвращение к классике. Зачем это делается? Ответа так и не нашла.
SHWY, 3 марта 2017 г.
Странно читать в отзывах, что «Души» устарели и неактуальны. Что за это время измениломсь? Люди? Они ещё миллион лет не изменятся, почитайте античных авторов — всё то же самое. У Гоголя необыкновенно яркие, живые характеры, прекрасные описания, тончайшая ирония — нигде ни малейшего перебора. По этим показателям только «Ревизора» могу рядом поставть, «Женитьба» далеко не тянет. Из всей школьной программы «Мёртвые души» запомнились больше всего, ну ещё «Отцы и дети», пожалуй и «Война и мир» — такого слона трудно не заметить. «Да ты что, батюшка, сляпой-та что ли? Эх ва, а вить хозяин то я!» — через 50 лет помню.
amak2508, 7 августа 2023 г.
Удивительная книга. Открыв её и увидев перед собой практически сплошной повествовательный текст вначале просто ужасаешься — да как же вообще такое можно читать? Но... едва начав читать, тут же раз и навсегда влюбляешься в этот текст — умный, интересный, информативный. А часто ещё и очень смешной. И при этом дающий живое представление о том, что из себя представляла провинция нашей родины в первой половине XIX века (с поправкой на очень злую сатиру, конечно :)).
Ну а о героях книги, вплоть до второ- и третьестепенных и говорить нечего. Они настолько ярки, настолько характерны, настолько хорошо выписаны, что уже буквально при первом прочтении становятся для читателя почти родными :).
И вот что ещё удивительно: читая «Мертвые души» повторно, каждый раз получаешь от книги всё большее удовольствие. И, в основном, это радость от встречи со старым (и всегда каким-то новым — время идёт и мы смотрим на жизнь уже чуть-чуть по другому) другом, который не предаст и обязательно успокоит душу и доставит массу удовольствия от чтения. А написана она, при этом, заметьте, почти два века назад !!!
Ruteniy_2005, 17 октября 2012 г.
Кто любит Россию по-настоящему,для того эта книга! Одна из лучших в моей жизни!
Anastasia2012, 17 мая 2010 г.
Вот прочитала аннотацию и поняла, что близка к тому, чтобы повторить её от себя :) Прям практически слово в слово и о птице и о том, что мёртвые не только души у крестьян.
Форма произведения, названная автором -поэма — подчёркивает некоторую романтичность поездки неординарного покупателя.
Не сам ли Николай Васильевич сидит в коляске? «А какой русский не любит быстрой езды?» Это так романтично.
А живые ли души у продавцов?
Собранные образы — кладезь человеческих слабостей. Да, в контексте того времени и класса. Да, в условиях монархии и крепостного права. Но за прошедшее время прорех на человечестве меньше не стало. Да и Маниловы хорошо заметны. Иногда так приторно становится. Да и склонности в отдельных людях к собирательству в коробочки :) за отсутствием «неработающего» класса земле-крестьяновладельцев не убавилось. Неделикатные люди, и даже грубые, никуда не делись.
Всё это людские души. Возможно мёртвые. Возможно потому, что для жизни в них ничего нет.
led-zeppelin, 26 июля 2010 г.
Моя настольная книга. Непревзойденное, гениальное произведение. Создаст ли кто в ближайшем будущем подобную ПОЭМУ !!?? Читаю и перечитываю.
Dentyst, 30 января 2010 г.
Не вся классика «тянет к себе».
Многое чего в классике «отпугивает».
А вот Николай Васильевич наоборот — притягивает.
Прежде всего отмечу его неназойливость и неназидательность. Во-вторых — занимательность. В-третьих — «вечность» стиля и языка.
Нынче (спустя без малого 200 лет) «Души» не потеряли, как это называется, — актуальность... А с приходом новых времён и, как бы, вообще — «возродились».
Все уж, наверное, в полной мере и Ноздрёвых, и Плюшкиных, и Маниловых насмотрелись вживе, а не только на страницах Гоголя...
А вообще-то это ж — натуральные -«12 стульев», но только ХIХ века...
андрос, 15 сентября 2007 г.
Вечное произведение. А Чичикову так и не отмыться от грехов — мылом заморским их не смоешь. Впрочем, остальные, в своей массе, вообще живут без оглядки.
Yazewa, 3 февраля 2008 г.
Люблю «Мертвые души» чрезвычайно и читала их многажды. Безусловный литературный шедевр! Упоительно сочный язык, совершенно живые герои (причем — какие типажи!), замечательные диалоги, очень динамичное развитие сюжета...
Что за прелесть этот Гоголь! :appl: