Кард Игра Эндера

Информация о романе Орсона Скотта Карда «Игра Эндера»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Орсон Скотт Кард «Игра Эндера»

Игра Эндера

Ender's Game

Роман, год; цикл «Эндер Виггин»

Переводы на русский:О. Харламова, С. Харламов (Игра Эндера)
Е. Михайлик (Игра Эндера)
Перевод на украинский:В. Верховский, Т. Педан (Гра Ендера)

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 264

 Рейтинг
Средняя оценка:8.49
Голосов:4308
Моя оценка:
-
подробнее
Аннотация:

Межзвездный Флот Земли ведет отчаянную борьбу с жестокими негуманоидными пришельцами. Из специально отобранных детей военные готовят по особой программе командный состав земных космических армад...


Входит в:

— цикл «Эндер Виггин»


Награды и премии:

Хьюго / Hugo Award, 1986 // Роман
Небьюла / Nebula Award, 1985 // Роман
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1986 // Роман


Экранизации:

«Игра Эндера» / Ender's Game (2013, США, реж: Гэвин Худ)


Похожие произведения:

 

 


Издания:

Игра Эндера
1994 г.
Игра Эндера
1995 г.
Игра Эндера
1996 г.
Игра Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2000 г.
Война Эндера
2003 г.
Игра Эндера. Тень Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2003 г.
Игра Эндера
2013 г.

Издания на других языках:

Ender's Game
1986 г.
Ender's Game
2011 г.
Ender's Game
2011 г.
Гра Ендера
2013 г.






Отзывы читателей о «Игра Эндера»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 59 ]  +

Забавная ситуация. Прочитал с интересом, но при этом произведение совершенно не понравилось.

Пожалуй, можно выделить два явных «бага», на которых строится повествование и которые просто торпедируют книгу.

Первый «баг».

Автор своих детей видимо не имел, когда писал эту книгу. И о них знал только из кино или комиксов про супергероев. Ну а то, каким он был сам в 6 лет — он благополучно забыл. Ибо какими показаны детишки, пусть и все из себя суперодаренные и гениальные, в возрасте 6(!!!) — 12 лет — это что-то за гранью. Это даже не фантастика. Просто вдумаемся.  Берем 6(!!!) летнего детёныша, не аутиста(!), задаем ему интеллект на уровне 160+ и предполагаем, что все его мысли будут заняты только проблемами этики(!!!) и занятием главенствующего положения среди сверстников или вобще мировым господством. Это 6-летний! Ребенок!

Так что какая нафиг «детская психология»? Какое «становление лидера»??! С тем же успехом можно исследовать психологию инопланетных рас. Ибо наши «дети» явно по описанию не имеют ничего общего со стариной «homo sapiens».

Второй «баг».

Автор — типичный зашоренный недалекий американский обыватель с хорошо промытыми пропагандой мозгами. Рядовой неинтересный гражданин образца разгара холодной войны. Что позволяет так думать? А все эти штампы-агитки без малейшей своей мысли: «славянские рабы», «Варшавский договор», «страшные русские» и прочий бред, которым пичкали своего обывателя наши идеологические противники. Нет, это не страшно и не раздражает, но.. но как доверять всем прочим измышлениям автора,  понимая, что он нифига не понимает ни в социально-политических процессах, ни в общественных структурах, ни в психологии?  

Итого: произведение можно оценить как большой динамичный суперкомикс. Якобы психологический, но на деле суррогат. С неплохой авторской фантазией (местами) и умением живо подать сюжет.

Судя по обилию американских наград, верхнему интеллектуальному слою попкорножующих очень понравилось!

  Оценка: 5 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 54 ]  +

Книга очень НЕ ПОНРАВИЛАСЬ. Хотя у неё имеются явные достоинства, иначе, несмотря на крайний примитивизм, у книги не было бы столько поклонников.

Это очень американская книга, написанная средним американцем и рассчитанная на среднего американца с «гуманитарным» складом ума.

Автор не то чтобы не очень умён, а совсем не умён. Не то чтобы не очень образован, а совсем не образован. Не то, чтобы не очень знает, о чём пишет, а совсем не разбирается ни в детской психологии, ни в вопросах интеллекта, ни в науке, ни в технологиях, ни в политике, ни в военном деле. С логикой и критическим мышлением у него не просто плохо — они вообще отсутствуют как явление. Автор не только не является гуманистом, а пропагандирует геноцид в качестве абсолютно обязательной превентивной меры — с обязательными «гуманистическими» моральными страданиями после этого.

И, тем не менее, книга многим нравится — потому что автор талантливый и искренний.

Именно с такой искренностью в средние века сжигали «ведьм» на медленном огне — чтобы они, мучаясь, избавились от скверны. Чтобы душу спасти — ради самих «ведьм» старались, гуманисты. А те, мерзкие, почему-то не ценили. Вот и я почему-то не ценю этот «гуманизм» автора.

Именно с такой искренностью автор осуждает Гегемонию («Варшавский договор»), состоящую из «рабов-славян»,  и ... одобряет американское тоталитарное государство, вживляющее трёхлетним детям в тело мониторы наблюдения и отбирающее у родителей детей без их согласия и без права свиданий. Убийства, происходящие в воспитательных целях, чтобы выработать у мальчика твёрдость и самостоятельность, автор тоже одобряет, хотя и осуждает. Впрочем, как я уже говорил: где автор, а где логика...

Все взрослые в романе очень хорошие и очень ответственные, хотя и не такие умные, как Эндер и другие дети. Родители Эндера его очень любят, и поэтому стараются сразу о нём забыть. А позиция военных твёрдая, решительная: Эндера, на которого вся надежда, нельзя защищать от нападения шпаны, а то он и с жукерами не справится. Он должен научиться убивать своих врагов, не зная о том, что их убивает. Потренироваться перед тем, как будет убивать жукеров, не зная, что их убивает. Ведь ГГ такой добрый, с такой ранимой психикой.

А начальник школы подготовки детей очень хорошо их готовит к будущим космическим сражениям. Они сражаются не на космических тренажёрах, нет — так ведь и вовсе без Эндера можно выиграть войну. Они в скафандрах в специальном зале, где поддерживается невесомость, прыгают ногами вперёд, и стреляют друг в друга из замораживающих скафандр пистолетов. Вперёд ногами — это очень важно для будущей победы над жукерами, это Эндер придумал. А ещё можно леской за луч звезды уцепиться, чтобы неожиданно изменить направление полёта. Это Боб придумал, он ещё умнее, чем Эндер, а ведь Эндер очень умный — самый умный в мире. Звёзды в зале в пустоте закреплены, чтобы детей к звёздным войнам с жукерами подготовить (ну, за пустоту закреплены — и что? В космосе-то звёзды за что-то закреплены, наверное, иначе бы они упали). А детей с помощью такой игры очень хорошо готовят, эта игра блестяще себя оправдала — ни одного подходящего командира с её помощью до того не удалось подготовить. Поэтому военные и руководители Земли поддерживают такую подготовку к войне с жукерами. И ждут, когда в игру вступит Эндер, ведь на него вся надежда.

С политикой всё очень прогрессивно: автор одобряет объединение американского тоталитарного государства с тоталитарной Гегемонией — но при одном условии, чтобы этим объединённым государством правил американец, маньяк-садист, маньяк-убийца — брат главного героя.

Главный герой, как выясняется, тоже маньяк-убийца — но только в глубине души. И его нежная, кроткая сестра — тоже. Но только очень в глубине. И то, что ГГ в душе убийца, по мнению автора очень хорошо, так как позволяет победить в войне и спасти человечество (которому, правда, ничего не угрожало). А его старшему брату-садисту вместе с сестрой, очень скрытой садистке и убийце, но очень нежной и любящей — спасти человечество от войны между США и Гегемонией и захватить Гегемонию. Да, забыл сказать — все трое детей по словам автора очень-очень умные. Автор не знает, что такое IQ, и даже слов таких не знает. Так что дети просто самые умные на Земле. Наверное, даже умнее автора. Ведь автор не читатель, автор писатель!

В общем, пытки и убийства — это очень хорошо, поскольку позволяют совершить подвиг на пользу Америке. Но обязательны переживания, ведь садизм и жажда убийства — это нехорошо. И геноцид жукеров в превентивных целях — это очень хорошо, но потом надо из-за этого переживать и стать святым. Герои про жукеров ничего не знают, и вообще про них в романе никакой информации нет — но они очень плохие, потому что они жукеры. И жукеры два раза на Землю нападали. Свидетельств этого, правда, не сохранилось, только трупы жукеров. Но жукеры, как уже было сказано — очень плохие и угрожают человечеству. Поэтому их всех до одного надо уничтожить.  Эндер жукеров ненавидит и очень любит. Потому что они умные и добрые. А они его заранее простили за то, что он их всех уничтожит, потому что они добрые. И после того, как жукеры простили Эндера, но он об этом не знал, они с ним изо всех сил сражались, потому что они жукеры, и их надо уничтожить.

Книгу стоит прочитать исключительно для того, чтобы понять менталитет американцев. Чтобы понять, что они из самых гуманных соображений будут готовы нанести в превентивных целях абсолютно разрушительный удар по любой стране, если только будут знать, что ответного удара не будет. И готовы оправдать из самых гуманных соображений пытки, убийства, геноцид. При этом очень хорошо относясь к тем, кого по их решению пытают и убивают, и оказывая им гуманитарную помощь. Я совсем не антиамериканист,  просто у каждой нации имеются свои особенности. Их надо знать для того, чтобы не ошибаться и не разочаровываться в случаях, когда ты от людей ожидал одного, а они поступают совсем по-другому. Реальный мир многомерен, он гораздо сложнее примитивного мира «Игры Эндера». Но некоторые национальные черты американцев автором «Игры Эндера» переданы очень точно.

Ну, а о многочисленных глупостях и нелепостях, составляющих суть романа, можно прочитать в предыдущих отзывах с оценкой 6 баллов и ниже, там они достаточно подробно перечислены.

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 52 ]  +

Осторожно! Сплошные спойлеры!

Совершенно не понравилось. Слишком много невероятно гениальных детей на страницу текста.

Создается ощущение, что автор знаком с детьми лишь понаслышке. Я никогда не поверю в то, что ребенок прочел Евклида в неполные пять лет — во сколько же он «Колобка» прочел? А как можно оказывать на ребенка такое давление, что описано в книге, чтобы он не получил себе нервный срыв в первый же месяц? Даже в фантастической книге 8-летние дети-стратеги и 10-летние дети-политики, к тому же все как один невероятно талантливые, смотрятся до ужаса неправдоподобно. И сравнения с Македонским неуместны — он в 18 лет только одним из отрядов конницы в войске своего отца командовал.

И при всем этом невероятно пассивные взрослые, не желающие взваливать на себя груз решения проблемы. Пожилой полководец «в здравом уме и трезвой памяти» перекладывает управление флотом на 11-летнего ребенка, спрятавшись за «железным» аргументом: « не могу командовать. На то есть веские причины.» — да уж... И великий полководец жив, и угрозы нашествия нет, а в бой корабли ведет 11-летний подросток потому что «так надо». Лететь никуда черт знает сколько не надо, перегрузки испытывать — тоже. Сиди себе в кресле и управляй войсками. Ан нет.

Описание игры с заморозкой в невесомости тоже насмешило. Сначала 1 игра в день, потом 2 игры, потом 2 игры против 2 соперников в каждой, потом разделение команды... Вспоминается известный анекдот: «А можно вопрос? Я что, один в израильской армии?»

Ниже уже говорилось, что эта книга — хороший экшн для пятнадцатилетних. Совершенно согласен.

  Оценка: 3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 45 ]  +

Ну, вот и приехали «Очень умная, глубоко психологичная, с прекрасной прорисовкой действующих персонажей.»

Обязательно читать!

Лучшая книга!

ДА О ЧЁМ ВЫ?

Начнём с того, что это фантастическое произведение, действие которого, как я понимаю, происходит на рубеже 21 и 22 веков, или даже позднее, так скажите мне, почему автор постоянно ссылается на век двадцатый, куда делся целый век, почему его «великая» психология попахивает бензинчиком за 30 баксов 20-ого века? Почему автор, в век технологии, способной играючи путешествовать в космическом пространстве постоянно «бродит» в дебрях былых времён? Может тяму не хватает? А «гениальные» дети будущего? Описывая их умозаключения, поведения и повадки(ну правда, как звери), он вероятно ссылается на собственное «американизированное» детство. Только его «американский» ум, может описывать ВОЙНУ, я надеюсь с беспощадным врагом, как будто это война с простыми «оловянными» солдатиками, типа Югославских или Иракских. Ибо мысли его гениальных детей не что иное, как американская тупая машина понимания окружающего мира. Мира, которого собственно я там вообще не увидел. Вся книга построена на одной только словесной и умственной «болтовне», где совершенно отсутствует описание окружающего героев мира. Особенно мене понравилась их, так называемая «Космическая академия» для детей. ЛЮДИ, ВДУМАЙТЕСЬ! Утром встал, поел, поиграл в игру, пошёл полетал в спец. зале (их ажно девять штук!), снова поел, поиграл в игру, уснул. Где учёба с инструкторами!? Где тренировки? Где вдалбливание с детства тех навыков, которые помогут тебе побеждать, выживать, сражаться, зубами вырывая победу, думать ГОЛОВОЙ наконец. Ааааа! Всё дело в том, что американцы сразу рождаются сильными и гениальными, им это не нужно, зачем тратить время на учёбу, ведь можно пойти пожирать, поиграть. Как такие бойцы могут выиграть войну, тем более сражаться с врагом в космическом пространстве, если с детства им не прививают ни чего кроме — ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ!? Что можно почерпнуть из такой книги?

А эта вечная ненависть к России и Странам Варшавского договора. У всего мира когда-нибудь с кем-нибудь была война, а виноваты Русские. Это Русские не хотят мира после победы над общим врагом. Американцы уничтожают чужую планету вмести в женщинами и детьми (или кто там у инопланетян),  а Русские «звери» не хотят с нами радоватьмся,а только и жаждят войны.

Это фантастика, а где описание мира чужих или вообще хоть какое-нибудь их описание? если не считать пары строк ближе к концу книги я бы и не понял, что жуккеры — это не наскомые.

Раньше, Церковь сжигала книги на кострах, так вот, если бы смог вернуться в прошлое, эту книгу, я бы прихватил с собой.

А теперь начинайте и мой комментарий вгонять в минус.

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 37 ]  +

При первом прочтении, лет десять назад, книга просто потрясла меня. Я сидела и не могла поверить, что это действительно можно написать, что я читаю такой текст, что нашелся человек, который придумал такое. В общем, даже сейчас я верю в это с трудом))

Знаете, с моей точки зрения, это идеальный роман. Кард движется к своей цели очень прямо, но не грубо, а напротив, умно. Читатель не понимает, что его ведут, и не понимает, куда его ведут — точно так же, как не понимает этого до последнего герой. И при этом в тексте нет ни одного лишнего эпизода, а также ни одного эпизода, который можно было бы из текста убрать. Роман разворачивается постепенно, но необратимо. И при этом он написан очень простым языком, без малейших красивостей, без малейших отступлений. Ровно то, что нужно и можно сказать читателю в данный момент. Кард ни разу не графоман, а скорее нечто противоположное, но ему удалось нарисовать сложнейший сюжет и донести сложнейшую мысль, не потеряв их по дороге, как часто бывает. Во всяком случае, здесь отсутствие «красивостей» позволяет увидеть стержень, идею, которые часто теряются (или их просто нет) там, где много ненужных диалогов, описаний и вообще слов.

Но что, имхо, самое главное в тексте — в нем нет ненужного действия и ненужных людей. При большом количестве различныхт событий ни одному из них не уделяется больше внимания, чем необходимо. Кард знает просто правило, неизвестное, кажется, большинству других авторов, особенно фантастов: внешние вещи, фактаж, на самом деле не имеют особого значения. Не имеют особого значения окружающие люди и предметы. Важно только одно: что происходит у героев в голове. Это меняет все, малейшее изменение точки зрения меняет восприятие, малейшее изменение характера меняет весь сюжет. Это и описывается, а не другие менее важные вещи. Имхо, то, что происходит в голове — исходный материал для любого текста, автор может раскрывать это по-разному, в том числе через отношения с другими персонажами, через поступки героя. Но ни поступки, ни отношения не должны сами по себе становиться во главу угла. Плюс ко всему, то, что происходит в голове, не поддается моральным оценкам) Что усложняет задачу плохим читателям, конечно.

В первый раз еще поражают повороты сюжета. Каждый раз кажется практически невероятным, на грани возможного, и каждый раз оказывается, что у автора есть удивительно изящный, простой и правильный выход. Автор по ходу текста незаметно размечает поле, где проходит игра, и так же незаметно направляет читателя — в конце читатель обнаружит, что попался (в хорошем смысле). Сейчас, впрочем, я отлично помню наперед, что должно происходить (не десять, но восемь лет точно прошло. но в свое время это отпечаталось настолько, что забыть невозможно), поэтому сами повороты сюжета впечатляют меня куда меньше.

Неизменно осталось другое — ощущения от финала книги, морали. Буквально несколько страниц текста. И нельзя даже сказать, что они все переворачивают — напротив, они ставят все на свои места. Читатель понимает, что наконец попался, вот та цель, к которой настойчиво вел его автор — пусть читатель и не знал, что куда-то идет. Финал восхищает тем больше, что он практически не эмоциональный, точнее, в нем нет ни малейшей игры на эмоциях (как и во всем остальном тексте, впрочем). Ты просто вынужден согласиться, что это необходимо, что это правильно. И когда ты придешь к этому, используя только свой интеллект, как к истине, она не изменится, в отличие от тех же эмоций. Так что и мои впечатления не изменились — общее ощущение не восторга, не катарсиса, но правильности)))

«We are like you; the thought pressed into his mind. We did not mean to murder, and when we understood, we never came again. We thought we were the only thinking beings in the univers, until we met you, bit never did we dream that thought could arise from the lonely animals who cannot dream each other's dreams. How were we to know? We could live with you in peace. Believe us, believe us, believe us».

Это, безусловно, лучший текст из серии «фантастика». И по многим параметрам, лучшая книга в принципе. Возможно, я не объективна, но роман настолько конгениален мне, моему представлению о том, как оно должно быть — я за столько лет не могу найти ни одного изъяна. И при этом не перестаю восхищаться им.

ps Забыла сказать: я читала в первый раз на русском и во второй на английском, просто потому, что так под руку попался. С художественной точки зрения русский перевод куда лучше английского оригинала. Но, возможно, сделав фразы столь изящно отточенными и чуть более пафосными, переводчик сделал как раз то, чего сознательно пытался избежать автор — прибавил эмоций) Сравнить хотя бы концовку: «He was looking for a long time» и «Его поиск был долгим». Смотрите сами.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 35 ]  +

Автор очень умело играет на эмоциональных струнах, и дети как главные герои подходят для этой цели очень хорошо.

А вот осмысленность всего происходящего вызывает множество вопросов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, правительство нашло способ создавать супер-гениев, и даже управлять их желаемыми психическими характеристиками. (Очевидно, это не могло обойтись без генетического вмешательства).

Отлично, очень хорошо, учитывая, что человечество находится под угрозой полного уничтожения. Напрашивается очевидный план — родить десяток (а лучше сотню) супергениальных детей, совместно их воспитать и обучить и выбрать лучшего, который станет главнокомандующим. Остальных гениев назначить его подчиненными, и флот жукеров не сможет даже пискнуть в ответ.

Но это всё слишком просто и не драматично. Поэтому военные придумывают Гениальный План.

Надо родить одного-единственного ребенка, потратить кучу времени на его обучение, обнаружить, что он недостаточно идеален, и начать все с чистого листа. А недостаточно идеального гения отправить обратно на Землю, пусть развлекается, как умеет — убивает зверушек или упражняется в троллинге на форумах.  Ведь у военных и так избыток великолепных командиров, а смертельные враги человечества подождут, сколько надо. (Процесс повторить N раз, пока внезапно не обнаружится, что время кончилось, а хороших командиров отчаянно не хватает).

Тем временем, жукеры уже успели телепатически влезть в мозги и компьютерные сети землян, но почему-то даже не пытаются выйти на контакт или саботировать вторжение.

О правдоподобности научной части я даже не буду писать подробно — ее просто нет. Автор ничего, абсолютно ничего не смыслит в физике.

Космический флот не может «подобраться незамеченным»  — его засекут еще на подходах к солнечной системе и вышлют хорошо вооруженный «комитет по встрече».

Космический бой не имеет ничего общего со спортивными играми детишек в невесомости — в космосе нет стен и веревок, а космический корабль физически не в состоянии быстро изменить свою скорость.

И так далее, и тому подобное.

Если это лучшее произведение автора — остальные я даже читать не буду.

  Оценка: 3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 28 ]  +

В очередной раз зарёкся пользоваться этими дурацкими списками «топ-бест-лучших» фантастических романов. В этом случае не спасли даже «Хьюго» и «Небьюла».

Дочитал роман исключительно благодаря маниакальной привычке дочитывать любое произведение до конца вкупе с надеждой, что автор что-то припас на развязку. Однако было просто неимоверно скучно. Самого действия, развития событий, главной подоплёки -- в книге чуть, большую часть занимают совершенно невыносимые диалоги главных героев (детей), которые говорят и судят о вещах так, словно им уже перевалило за 50. Звучало просто фальшиво. Характеры персонажей не раскрыты совершенно, из-за чего все главные герои выглядят однобоко, а о второстепенных я помню только, что они были, что-то говорили и как-то влияли на Эндера. «Ты -- протагонист, значит страдаешь; ты -- антигерой, значит будешь на протяжении романа козлом.» Всё просто и понятно. Роли задаются в самом начале и проходят через всю книгу.

Из хороших сторон могу отметить только выводы, которые делает главный герой в конце романа, в них есть смысл, но чтобы туда добраться, придётся несколько раз заснуть в середине, поэтому я просто не рекомендую тратить время впустую.

  Оценка: 3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 26 ]  +

Всё нижеизложенное — исключительно личное мнение.

Обычно я сперва читаю книги, а уже потом смотрю снятые по ним фильмы. В тех исключительно редких случаях, когда происходит наоборот, оригинал оказывается в разы хуже фильма и мне остаётся только радоваться подобному раскладу. Наверное, срабатывает интуиция.

Посмотрев замечательный фильм, я вприпрыжку побежала хватать «Игру Эндера» в бумажном варианте. Сюжет, конечно, слегка хромал, но в целом-то исполнение было на высоте, да ещё и издание попалось отменное — с очень красивой обложкой и хорошей бумагой. В общем, всё настраивало на получение удовольствия.

А потом я открыла книгу и немного... удивилась.

Про катастрофическое несоответствие возраста и психологии героев говорили уже многие, но я всё же повторюсь. Как говорил Станиславский: «Не верю!» Не верю я в шестилетнего ребёнка, который в уме воспроизводит в степени чуть ли не до миллионов и успел прочитать массу умных книжек, которые в тридцать-то не все читали. Мой внутренний клинический психолог просто взвыл. И ведь всё-то у Эндера хорошо: и в эмоциональной сфере провисаний нет, он улыбается, любит, привязывается, и в интеллектуальной. Просто Электроник, а не мальчик. Может, дело в генной инженерии? Люди научились создавать сверх-людей? Но об этом не упомянуто ни единым словом, значит, нет. Высасывать из пальца обоснование и мотивации — это не то, чем должен заниматься читатель. Размышлять, почему персонаж поступил так, а не эдак, к чему всё это приведёт, в чём здесь смысл — да. Но выдумывать за автора мир, который тот не удосужился прописать самостоятельно? Нет уж, увольте. А Кард не прописал вообще ничего: ни жукеров, как таковых (всю книгу они вызывали у человечества панику, но их более-менее приличное описание мы видим почти в самом конце), ни мира далёкого будущего, которое отчего-то просто копия нашего времени, ни персонажей, которые мало того, что вырезаны из картона, так ещё и вырезаны-то неаккуратно, как попало, будто второпях.

Никто не вызывает сочувствия. Шагающие буратины, которые делают то, что велит автор. Я бы предположила, что вина в сухости описаний лежит на переводчике, но нельзя же настолько испоганить текст. Нет, это вина автора. Мотивы? С этим словом Кард, похоже, даже не знаком. Описания эмоций? Зачем. Напишем: он заплакал, он встал, он пошёл, он разозлился, этого достаточно. Фантастика же, пусть всё схематично будет. Схемы — это круто. Логика во всём происходящем даже близко не стояла. Ладонь как приклеилась к лицу в самом начале текста, так и не отлипала. Про детишек, решивших сделать то, что они сделали, я молчу — это было просто апофеозом абсурда. Вернее даже, апофеозом было то, что им удалось, удалось, чёрт побери! Весь мир слушал двух малолеток. Впрочем, чего тут удивляться, если это самое общество с лёгкостью переложило ответственность за войну на плечи маленьких детей. «У нас есть старый герой прошлой войны, но сражаться он не пойдёт, потому что потому. У нас есть куча обученных солдат, нюхнувших пороху, но они тоже в командиры не годятся. Зато шестилетний мальчик — самое то!»

Зачем я жрала кактус и дочитывала это — не берусь сказать. Очевидно, сыграл врождённый литературный мазохизм и стойкое убеждение, что даже плохие книги могут чему-то научить. Плюсы кое-какие были, конечно — иногда удавалось заставить себя сопереживать обстоятельствам, в которые загнали бедных детей. Тяжкая ноша для тех, кто должен во дворе играть. Читается книга вроде бы быстро, а вроде бы и нет — я постоянно откладывал её, чтобы прийти в себя после очередного авторского кульбита.

В целом, впечатление одно: книжка для подростков, не шибко притязательных и искушённых в литературе. И лучше бы это была не книжка, а комикс — хоть как-то можно было бы оправдать всё произошедшее. Считаю это насилием над мозгом. К другим книгам автора больше не притронусь никогда, даже под угрозой расстрела.

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 26 ]  +

Что чувствует ружье, когда из него стреляют в живое существо? Что такое «психология победителя» и как с ней жить среди обычных людей? Стоят ли «высшие» цели хотя бы одной сломанной судьбы? А если это судьба гениального ребенка?

Каждый ответит себе сам, прочитав книгу до конца.

Хочу так же добавить, что на мой взгляд, упреки в адрес автора по части затянутости описаний тренировок и игровых баталий, не обоснованы. Ведь повествование идет от лица мальчика, что занимало его сердце и ум на тот момент, о том и писал Кард. Если малыша намеренно изолировали, что бы сосредоточить его талант в определенном направлении, если его жизнь на протяжении огромного для ребенка времени была так однобока, то о чем еще мог рассказывать автор, описывая время обучения? Наоборот, такой прием вызывает глубокое сопереживание Эндеру, поскольку подчеркивает его одиночество, выделяет жестокость, извращенность его «воспитания», весь кошмар последовательного уничтожения детства в ребенке.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 25 ]  +

    Продукт для великовозрастных любителей стрелялок. Земля якобы готовится к отражению нашествия негуманоидов-жукеров. Для будущей войны готовят офицеров из самых талантливых детей Земли, гениальность которых определяют при рождении. По достижении школьного возраста их погружают в мир компьютерных и военных игр. К этому и сводится образование гениев. Реальная война неотличима от компьютерной игры. В этой войне юные гении будут решать задачи, которые мог бы решить робот средней сложности. Создавать новые системы вооружений и новые типы звездолётов должны, очевидно, люди с интеллектом ниже среднего.

    На протяжении почти всей книги не оставляет ощущение, что никаких жукеров нет и не было. Это только предлог, чтобы оправдать существование глобального тоталитарного режима. Тоталитаризм этот очень неприятного сорта, построенный по образцу казармы из американских фильмов. Пока картина нового мира намечается короткими мазками, она вызывает некоторый интерес. После первой же беседы о целях, методах и перспективах всякий интерес пропадает. Очень примитивно.

   Литературные достоинства романа на нуле. Ни стиля, ни языка, ни логики, ни юмора, ни реализма, ни полёта фантазии. Сюжет на уровне второсортного мультсериала. Персонажи безлики. Некоторое исключение представляет, на первый взгляд, сам Эндер. Автору удалось изобразить человека, которого держат в состоянии постоянного стресса. Но Эндер тоже, кажется, заразился от окружающих их безликостью. Реакции мальчика — это реакции человека абстрактного, без возраста, без симпатий, без особенностей характера. Только иногда в Эндере просыпается живой ребёнок, но редко и не всегда удачно. И всё-таки бледные образы Эндера и, отчасти, Валентины — единственное, что может примирить с существованием непомерно раскрученной книги.

  Оценка: 3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 24 ]  +

НЕ ВЕРЮ. что ребенок не достигший подросткового возраста, способен вынести, такой психологический ад. В конечном итоге, войну всё-таки выигрвает не полководец, а солдат. Если не может или не хочет воевать, никакой гениальный полководец не выйграет войну во главе этой армии. Поэтому идея о гениальном мальчике спасителе не убеждает. А завоевание умов взрослых братом и сестрой как то уж совсем смешно выглядит.

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 24 ]  +

Мир, созданный в Игре Эндера Орсона Скотта Карда на первый взгляд довольно обычен для жанра фантастики — на нашу планету снова нападают злобные инопланетные захватчики — так называемые жукеры — и человечество прикладывает все силы, чтобы противостоять угрозе, ведь на кону — судьба всей человеческой расы. Но этот только завязка к сюжету. Читателя сразу же, с первых страниц, погружают в новый и необычный мир, заставляя собирать информацию о событиях по крохам.

Человечество мобилизовало все ресурсы для следующего решающего сражения. На войну и подготовку брошены все силы, страны наконец-то объединились перед лицом угрозы, война с жукерами находятся буквально у всех на устах, во всех новостях и темах для разговорах. Даже дети об том только и думают. Кстати, все повествование будет именно о них — о детях, ведь именно из них пытаются создать солдат для последующих войн и отбор проводят среди трех- пятилетних малышей, пытаясь сразу вычислить лидеров и мобилизовав их лет в шесть, готовить идеальных солдат. Это все при том, что введены строгие законы, ограничивающие рождаемость — не более двух детей на семью.

Очень блестяще в книге изображен враг — жукеры. Кроме имени о них поначалу практически ничего неизвестно. Есть только образ, который все ненавидят, без каких-либо пояснений. Есть жукеры – они враги и все, никакого компромисса, никаких пояснений. Война идет на тотальное уничтожение, вселенная оказалась слишком мала для двух разумных рас. Самое страшное оскорбление — жукеролюб. Автору отлично передает витаемую в воздухе атмосферу ненависти к жукерам, крайнюю степень ксенофобии. А ведь о первых нашествиях говорится мало, только отрывки — про уничтоженный Китай, схватки в космосе и все, старые рассказы. Тем не менее, пропагандистская машина работает исправно, вызывая к жукерам ненависть у всего населения. Ведь именно благодаря этому землянам удалось объединиться — появился внешний враг. А если есть враг — его надо ненавидеть, причем совсем не обязательно иметь для этого причины — главное ненавидеть, как это делают остальные.

И на волне этой ненависти военные получили практически безграничную власть, организовав детские школы (а в романе речь идет только о детском мире, который лишь изредка пересекается с миром взрослых). И вот тут еще одна находка автора — превосходная передача детского общества, жестокости царящей в нем, попытка с одной стороны стать лучшим, а с другой стороны заполнить вакуум вокруг себя – найти хотя бы одного друга, настоящего друга. Автор сумел довольно удачно передать детскую психологию, проблемы, беспокоящие детей в этом возрасте и те пути решения, которые принимают дети. Хотя это уже не дети, в нашем понимании слова. Ведь военные, для обеспечения победы, отняли детство у этих детей, навязав им совсем другие игры и развлечения.

Хоть о войне и говориться много, ожиданием и подготовкой пропитана вся атмосфера в романе, военных действий как таковых в книге нет. Тут даже о смерти предпочитают не говорить. Все-таки это мир детей. Карду и тут удалось добиться равновесия между милитаристическим настроением и детским восприятием. Есть документальные фильмы о войне, есть игры, похожие на войну, готовящие к войне, есть дети, которые готовятся воевать, но вот самой войны — нет. И это не дало превратить роман в очередной фантастический боевик, освободив место для психологизма и переживаний героев, повседневной рутины и надеждам на скорую победу, а значит свободу от всего этого.

Одним словом Игра Эндера ближе к психологическому роману, нежели к боевику, что и ставит роман особняком от большинства книг о захватчиках.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 23 ]  +

   Если я скажу, что этот роман мне понравился — я совру однозначно. Если сначала я заинтересовалась действием, то потом этот интерес сошёл на нет. Огромный процент объема роман заполняют описания военных игрищ: как и куда кто передвигался, куда перестраивался, из какой позиции стрелял. Может быть, кому-то интересны эти игрушечные (да, хоть бы и настоящие) баталии, но мне категорически — нет. Я их уже просто пролистывала. Выиграл Эндер в очередной раз — понятно; да это уже и так подразумевалось.

  Жутко раздражали возрастные парадоксы. Что бы изменилось, если бы каждому герою просто-напросто добавили 10 лет? Ничего это не изменило бы, но хотя бы стало похоже на правду. Здесь же рассуждения семилетнего дитёнка — ну, это просто за гранью любой логики. Да и подростки разговаривают языком умудренных жизнью людей... зачем это?

  Собственно сюжета-то здесь —  максимум на рассказ. Зачем раздут этот воздушный шарик — ?..

  При том герои остались неблизкими. Это некие фигуры, к концу повествования уже совершенно стали картонными. Их переживания и мысли все время кажутся ненастоящими, нереальными, чуть ли не нечеловеческими. Мне, например, они просто были неприятны.

  Не знаю, какое из этого сделано кино. Но тут действительно есть только схема для видеоряда, глубины нет никакой. Боевая картинка, не более того.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 22 ]  +

«Но мне ненавистны произведения, которые являются чистой выдумкой, даже самый фантастический сюжет должен быть фактически обоснован, только лжец руководствуется голой выдумкой.» (Д. Байрон)

Я так и не смог понят, что же такого поразительного и неординарного есть в этом произведений. То, что автор пропагандирует гуманизм, и главный герой  убивая, на протяжения всей книги мучается угрызениями совести по этому поводу?  Я бы может и поставил это в плюс, если бы это было пособие по обучению гуманизма, но так ведь нет — это просто скучная книга, которая может неискушенного читателя, соприкасающегося в-первые с фантастикой, разочаровать в этом жанре навсегда. Самый огромный минус – это полное отсутствие реализма, но при этом через грань плещущийся пафос, выдающий в авторе американца. Такое ощущение, что писатель прогуливал в школе и физику, и биологию, я уже не говорю о психологии. Алогичность и абсурдность чередуют друг друга с закономерным постоянством. То это дети, которые буквально за пару уроков банальной компьютерной игры изучили все основы тактики и стратегии ведения войны; то это заморозка человеческого тела, без каких либо анатомических и физических последствий на него;  то оказания влияния на положение вещей в мире за счет создания нескольких статей в интернете – всё это настолько смешно и глупо, что просто хочется закрыть книгу и выбросить её.

  Оценка: 2 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 22 ]  +

Роман мне полностью и категорично не понравился.

Подростки к четырнадцати годам, становящиеся интеллектуальными лидерами Земли. Шестилетний мальчик-адмирал – громящий инопланетные эскадры, которые превосходят человеческие силы в тысячу раз. Такую фигню даже японцы в своих худших образчиках аниме не снимают. Стесняются. И вот этот бред преподносится как классика научной фантастики? На этом фоне маги, драконы, фаейрболы и рыжие ехидные ведьмы выглядят махровым реализмом. :-)))

У меня при порочении книги было ровно две мысли: «НЕ ВЕРЮ!» и «А где же взрослые?» Ведь для автора лица старше 18 лет нужны только в роли разнорабочих, создающих Картонные Декорации романа и в качестве статистов третьего плана.

Нельзя сказать, что у произведения нет никаких достоинств. Есть в нём и интересные авторские задумки, и парадоксы и моральные дилеммы, но всё это подано настолько ходульно, герои настолько неестественны и картоны, решение проблемы инопланетного вторжения настолько надуманно, а политические интриги на самой Земле настолько недостоверны, что выше двойки по пятибалльной шкале или четвёрки по десятибалльной, я поставить роману просто не могу.

Итог: убого, крайне убого. И этот роман получил и «Хьюго» и «Небьюлу»? Я, видимо, ничего не понимаю в научной фантастике!

  Оценка: 4 
Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация