FantLab ru

Михаил Тырин, Сергей Лукьяненко «Самоволка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.19
Голосов:
413
Моя оценка:
-

подробнее

Самоволка

Роман, год; цикл «Пограничье»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Идеальных планов не бывает, — в этом пришлось убедиться обычному московскому бизнесмену Степану Зайцеву.

Согласившись подменить рванувшего в самоволку брата-близнеца — сотрудника оперативного бюро пограничного дивизиона в загадочном Центруме, — он оказался вдруг в самом сердце чужого, враждебного, смертельно опасного мира. Мира, где спокойному и совсем не воинственному «деловому человеку» предстоит научиться притворяться и лгать, терпеть голод и боль, сражаться и убивать...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 277

Активный словарный запас: средний (2950 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2015 // Межавторский проект

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Созвездие Большой Медведицы". 3-е место (номинируется только Лукьяненко Сергей)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2015 // Премия "Созвездие Малой Медведицы". 3-е место (номинируется только Тырин Михаил)


Издания: ВСЕ (2)

Самоволка
2014 г.

Аудиокниги:

Самоволка
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2014 г.

Если одним словом, то разочаровало. Я отношу себя к поклонникам творчества (в основном раннего) С.Лукьяненко и с удовольствием читал многое у М.Тырина. Когда на одной обложке появились эти две фамилии, то стало как-то обидно. Во-первых, «Пограничье» — это, конечно, МЕЖАВТОРСКИЙ проект. СЛ написал первый роман, и ни о каком соавторстве в следующих двух речь не идёт. Понимаю, что теперь уже имя работает на автора, и даже осуждать за это рука не поднимается, но осадочек остаётся. Во-вторых, очень разочаровал М.Тырин. В книге фантастики нет вообще! Если убрать заданные ранее условия франшизы (перенос действия в другой мир), то остается абсолютно стандартный серенький квест. ГГ ничего из себя не представляет, сначала ему ух как плохо, а в итоге всех подряд мочит. Самое досадное и неприятное — нет никаких тайн, никаких придумок и нестандартных поворотов сюжета, которые хоть в какой-то мере проскальзывали в первом романе. Т.е. реально — это не фантастика!

В итоге получилась довольно скучная и непонятно зачем написанная повестушка-боевичок. Как-то всё скатывается на уровень фанфиков, чего никак не ожидал от настоящего сильного писателя.

Оценка: 5
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2014 г.

Печально и печально весьма… Оставляя отзывы о первых двух книгах проекта, я отмечал, что пациент скорее жив, чем мертв, и призывал скептически настроенных коллег-лаборантов к надежде на лучшее. Увы, «Самоволка», похоже, забила первый гвоздь в крышку гроба сеттинга. Это если и не конец, то начало конца точно. Не «ах» была и чисто лукьяненковская «Застава». Еще слабее (пусть и ненамного) «Реверс». И вот – совершенно бездарная «Самоволка»… Конечно, давно ожидаемый «Рекрут», чисто теоретически еще может вдохнуть в проект некое подобие жизни. Все-таки, Васильев далеко не Тырин. Но это, скорее всего, будет квазижизнь.

У «Самоволки» всего два – зато глобальных – недостатка. Это откровенно дебилоидные герои, поступки которых, как один, ни чем не мотивированы и крайне невнятно объяснены. И примитивный (ладно, хоть не безграмотный) слог. Лукьяненко, который в книге даже не ночевал, стоило бы, раз уж имя стоит на обложке, хотя бы привести в порядок словесный бардак. Увы…

По привычке искать хоть какие-то плюсы, отмечу, безусловно положительный морально-этический посыл: пропаганду любви, родства, верности и т.п. Как думаете, этого достаточно, что бы прочитать опус?

Да, и – внимание! В отличие от «Реверса», к «Самоволке» без прочтения «Заставы» (или, на крайний случай, того же «Реверса») приступать категорически нельзя – не понятна будет сама фантастическая идея сеттинга. Хотя к ней вообще приступать не стоит…

Оценка: 4
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2015 г.

Книга, честно, ужасненька.

Мир не развивается совершенно. Передается он глазами идиота, на вопросы которого всегда отвечают «заткнись» и «лучше тебе не знать». Собственно, это типовой диалог книги. Описания видимого героями отсутствуют, названий достаточно. Да и что на бегу останавливаться? Стиль, интрига и набор слов из дешевых детективов 90-х. Сюжет, естественно, таков же. Напоминает описание поездки в закрытом вагоне без окон. При внутреннем мире героя, характеризуемом полновесным монологом: «Ну как же так? Что теперь, а?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот вам из загадок мира, иллюстрирую:

Все идут, бах — от одного кровавое месиво, остальные залегли и стреляют в сугроб. Тихонько ушли. Кто это был, кто напал? Выясняем через пару страниц. «Губастик, зверь такой. Опасный, но глупый.» Губастик?!! Да, губастик, и это все, что должен знать читатель. :0

Я так, как ни странно, тоже могу: ...«это хрюки — такие существа, их жижа заставляет людей прыгать высоко. Пей! И прыгай.» — «Зачем?» — «Заткнись, лучше тебе не знать. Просто поверь мне.» И Степан прыгнул, как не прыгал никогда. Упал он со страшной болью — это были ушастики, ручные твари козявов, действовавшие очень быстро. Козявы захватили его, шелестя своими вельветовыми штанами. Это была их типичная одежда. Рядом хрипел брат: «Суки!» Но тут их узнал козявный сторож и скинул им в яму стратомёт. «Как он работает?» — «Лучше тебе не знать!» — «А почему он дал его?» — «Так сложилось» — туманно ответил Борька, — «я раньше им кое-что сделал.» Он выстрелил в стену, там открылся проход, и они побежали, как не бегали никогда...

Интересно? Тогда читайте «Самоволку!» А я буду ощущать себя писателем-фантастом. :)

Оценка: 3
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2014 г.

«Самоволка» совершенно отдельный роман, описывающий отдельную местность в Центруме под названием Хеленгар. «Пограничники», проводники, выходцы из других миров — присутствуют. Связь с предыдущими книгами, ответы на вопросы, раскрытие сюжета — отсутствуют.

Суть первой трети книги коротко изложена в аннотации.

При прочтении все время вспоминались три цитаты, иногда поочередно, а иногда и вместе:

«Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!» — из кино, всю книгу;

«И тут, я, как бы, из последних сил...» — из жизни, кто играл в «войнушку» не на РС, поймет, 4-5 раз;

«Не верю!» — из театра, периодически, а закрыв книгу — постоянно.

Причем «не верю» относится не к описанию мира, который я принимаю как фантдопущения, правила игры и антураж, а к поступкам героев, их мотивации, соответствии их качеств для их поведения. Например, описание «лох плюшевый», для бизнесмена и владельца двух магазинов в Москве, или опера который «маму может убить», но ведущего себя как сентиментальная барышня.

Для меня это — книга «ни зачем.» А так, бодренько, живенько, приключательно.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2015 г.

Самое (и единственно) ценное в романе — пролог. Так захватило, такие понятные и знакомые мальчишечьи мотивации и эмоции, так здорово описано — прямо вкус детства ощутил. Ну или привкус раннего Лукьяненко или даже Крапивина.

Но вот всё, что за прологом... я это назвал «качественным неправдоподобием». Ибо написано, конечно, качественно. Буковки удачно складываются в слова, а слова в предложения. Динамика на высоте. Читать можно. И даже сам сюжет можно принять — из разряда «ну почему бы и нет». Но... дьявол кроется в деталях. Неправдоподобно практически всё. Поведение героев, детали мира и так далее. То бишь Главные Герои сплошь энд рядом ведут себя как идиоты, как будто из детства так и не вышли, а описание происходящего в Центруме неоднократно не стыкуется с базовыми установками, заданными первым романом.

А совпадений удачных и просто неправдоподобных по своему количеству сколько... ээээх!

Абсолютно поверхностное произведение с бестолковой движухой. Не будь столь громких имён авторов на обложке — и критики бы не было, просто почти никто такое бы читать не стал...

Стороннему автору, новичку, поставил бы за такое произведение 5 или даже авансом 6 из 10, мол хороший старт, есть потенциал. Но данным, уважаемым мною авторам, 4/10. Ибо стыдно даже для коммерческого проекта выпускать столь непродуманный роман. Ибо покупая в магазине книгу с Вашими фамилиями на обложке, ждёшь другого уровня книгу, повторюсь, даже в коммерческом проекте.

Лично я больше не буду покупать и читать книги данного цикла. Этим романом весь интерес отбили.

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2014 г.

Сергей Васильевич регулярно сокрушается о судьбе молодых авторов, которых пираты лишают возможности заработать. Насколько я понимаю, оба новых межавторских цикла — Дозорный и Пограничье — задумывались, в частности, ради того, чтобы под громкое имя мэтра и раскрученную франшизу (если речь о мире Дозоров) познакомить читателя с новыми (или относительно малоизвестными) именами в российской фантастике. В целом такой подход можно только приветствовать. Однако после прочтения книг обоих циклов (по крайней мере лично мне) стало понятно, почему те люди, которым Лукьяненко пытается помочь, пока еще не слишком известны. Ну просто потому, что таков уровень их творчества на данный момент. Ни одна из прочитанных книг не заставила меня захотеть узнать, а не написал ли соавтор Лукьяненко что-то еще самостоятельно? С самим С.В., я помню, ситуация была совершенно иной — после первой же прочитанной его книги (дело было где-то в начале 90-х, кажется), я решил, что за творчеством этого автора я буду следить. И не прогадал, как показало время.

Что меня смущает конкретно в «Самоволке»? Прежде всего, очень странные (если не сказать надуманные) решения героев. Сложно понять, как взрослый человек может оставить жену, двух малолетних детей, заложить едва ли не все свое имущество и втихомолку исчезнуть, набив карманы наличными, чтобы отправиться туда-не-знаю-куда. Я могу понять любовь к брату, но объяснить такую безответственность по отношению к своей семье иначе, чем авторским произволом, никак не получается. При этом никаких нравственных метаний, никаких сомнений главный герой в момент принятия решения не испытывает. Уже потом он время от времени вспоминает о своей семье, но лишь так, мимоходом. Даже когда понимает, что шансы выжить в той авантюре, в которую его втянул брат, весьма невелики, главный герой не забивает себе голову тем, как семья сможет прожить без него. Еще более нелепо ведет себя Борис, брат главного героя. Предполагается, что в мире Центрума он давно стал своим, более того, сумел попасть в спец. подразделение пограничников, знает жизнь и способен на многое. И вот этот самый крутой оперативник раз за разом повторяет одну фразу: «Кто ж мог знать-то?» Выглядит это крайне нелепо.

Главный злодей выглядит совершенно опереточным. Автор это, похоже, тоже осознает. Поскольку при виде злодея главному герою кажется, что «он перенесся в военный лагерь из дешевой оперетты». К сожалению, это ощущение возникает каждый раз, когда на первый план в повествовании выходит главный антагонист. Сил на него у автора, видимо, не хватило.

Помнится, когда на экраны кинотеатров вышел фильм «Аватар», в сети было много шуток на тему схожести его сюжета с историей «Покахонтас». С «Самоволкой», на мой взгляд, схожая ситуация. Можно заменить пустынных кочевников на племя апачей, металлургические богатства, от которых их отгоняют, на золотоносные индейские земли, и «Самоволка» превратится в обычный вестерн. Фантастического антуража там очень мало. Сеттинг «Пограничья» мне вообще кажется самым слабым у Лукьяненко. На разного рода технические нестыковки уже неоднократно указывалось. Но дело даже не в них. Мне сложно понять, что может заставить людей из нашего мира пожелать поменять его на мир Центрума. Съездить туда разок на экскурсию — да. Но уезжать туда насовсем? Ради чего? В сущности, это тот же самый мир, что у нас. Те же общественно-политические проблемы, те же способы управления — все то же. Разница лишь в более низком техническом уровне. Опять же, очень похоже, что авторы этот момент тоже понимают. Отсюда в «Самоволке» попытки Бориса объяснить, как здорово ему в Центруме живется. Но объяснения эти смотрятся весьма жалко. Реального объяснения, помимо авторского желания, чтобы так было, нет. По всей видимости, изначальным было простое авторское желание написать что-то в стиле стимпанк. И под это желание подстраивалось все остальное. В этом, пожалуй, заключается моя главная претензия к циклу «Пограничье» в целом и к «Самоволке», в частности. Если в других произведениях Лукьяненко всегда была какая-то метаидея, какая-то заглавная мысль — выбор между добром и злом, между свободой и ответственностью, что-то заставляющее задуматься после прочтения книги, то здесь этого нет, в этом смысле все «Пограничье» стерильно.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2015 г.

Ндааааааааааааа...............................!!!!!!!!!!!!!!!

А ведь так не плохо все начиналось!!!

Если в первой книге была романтика новой вселенной, была проработка персонажей, было большое и важное дело, то что от всего этого осталось в « Самоволке» ?

Если в «Заставе» каждый пограничник имел свое лицо и историю, а главное, было понятно, что не так уж и много их, то теперь мы получаем картину этакой частной военной компании, со штатом в много-много тысяч, которая тупо за бабки рубится за интересы того, кто больше бабок заплатит! Безликая наемная армия вот уж ни как не равноценная замена героям первой книги.

Вместо того, что бы исправлять недочеты, углублять и расширять новый мир, все свелось к пересказу паршивенькой компьютерной игры в жанре « квест».

Ну что нового мы узнали о мире Центрума? Есть куча отдельных эпизодов связанных с названием мест, одеждой, какими-то расами, животными, растениями и т.д., но это не цельная картина, и даже не стремление ее дать, а так... яркое пятно на абсолютно белой стене. Причем не стремятся полнее раскрыть картину мира не только перед читателем, но и перед главным героем! Ему вообще ничего не хотят объяснять, даже под страхом смерти. Ладно бы проводники и им подобные не желают новичку помочь, им за это не платят, но родной брат... На вопрос — «что происходит ?» -нормальный ответ — «да ты сам понял, не волнуйся и вообще не твое дело!». Вот и поговорили. Взаимоотношения братьев, логика и мотивация поступков — это вообще отдельная песня. Песня об отсутствии. Герои не соответствуют даже тем ролям, которые им приписываются в книге. Борис оперативный сотрудник разведки в чине капитана? Да ладно!!!????!!!!

Сюжет можно пересказать перефразировав незабвенного Карлсона — случилось чудо, брат спас брата! Причем размер чуда вышел за все рамки приличия!

Чего не отнять, так это динамики. ГГ с ног валится от усталости, но его тут же хватают за шкирку и тащат выполнять следующие задание. Иногда автор из жалости дает ему отдохнуть абзац или два, отметив, что прошло пару дней.

В отзыве на « Реверс» я отметил, что как-то все становится похоже на книги из серии «Сталкер». « Самоволку» не правильно сравнивать и со « Сталкером». Нету в ней привязки к тому миру, где по идее должно происходить действие. Убери пару названий, пару общих моментов и все..... Весь этот « квест» с элементами « шутера» может происходить где угодно, когда угодно и с кем угодно. Наверно так и надо было сделать, выпустив ее отдельным романом, если автору так хотелось издаться, а не вставляя в цикл. Цикл от этого проиграл и довольно сильно.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2015 г.

Бросается в глаза то, что в этом фантастическом романе очень мало собственно фантастики. Замените кечвегов на индейцев, Центрум на прерию и получится типичный роман в духе Фенимора Купера. С благородными индейцами, злыми бестолковыми «имперцами» и приправленный любовной линией: прекрасная туземка+влюбленный в нее офицер. И все бы ничего, но Купера в свое время читать мне было намного интереснее. Потому и оценка — 5.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 октября 2014 г.

Ощущения смешанные. С одной стороны всё очень живо и бодренько, занимательно и нескучно. С другой стороны периодически-постоянно напрягает отсутствие логики в поступках и мотивах героев.

Если у тебя герой обычный лох — попаданец, то тогда он и должен себя вести как лох, ну или, если вдруг суперспособности открылись, то согласно новоприобретённым способностям. А если у тебя герой боевой офицер, оперативник, дослужившийся до звания, и не просто офицер, а разведка, элита, действующая на самом высоком уровне, 15 лет в поле — и допускает ляпы на уровне первокурсника отчисленного за пьянку и безделье и загремевшего по глупости в армию — ну тут просто становится обидно за писателя. Не, я понимаю, надо на общий сюжет натягивать и приключения выдумывать, но не настолько же идиотски!

Ведь действительно интересно написано, на одном дыхании проглатывается!

И концовка вполне хороша, и общее впечатление хорошее, но вот без ложки дёгтя всё равно не обошлось...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2015 г.

Даже не знаю, отчего все так напустились на действия героев книги. Особенно главного героя. Лично мне имен они добавили достоверности схематичному и какому-то ролевому миру Пограничья. В прежних книгах и герои не жили, а именно действовали, будто это не живые люди, несмотря на их мысли и рассуждения, а персонажи той самой ролевой игры. Да, не компьютерной, как у многих нынешних авторов – фамилий называть не буду – где весь сюжет укладывается в рамки стандартной стрелялки-убивалки-догонялки. Прежние книги цикла больше напоминали словесные ролевые игры, где всё вроде и по-настоящему, но как-то не всерьёз. Если ранят, то не больно, если убивают, то сразу наповал, и герои переступают через павших врагов и товарищей, двигаясь дальше по сюжету.

Здесь же всё куда более достоверное. Нет однозначно хороших и плохих, проходных персонажей тоже почти нет, они по большей части набросаны парой широких мазков, будто серые фигуры на заднем плане картины. Зато главные герои меня очень сильно порадовали. Они живут в мире книги, быть может, не всегда даже подчиняясь авторскому замыслу. Они ошибаются, но не ошибается ведь тот, кто ничего не делает, а лишь движется из намеченного пункта «а» по сюжету в намеченный пункт «б», через все нужные и не очень перипетии, с перестрелками и погонями.

Ну чего вы хотите от «плюшевого лоха», вдруг попавшего в такой замес, втянутого волею судеб в водоворот непонятных ему самому событий. Что он быстренько возьмёт инициативу в свои руки и обернёт ситуацию к собственной выгоде, тут же обрастёт горой трофейного оружия и патронов, примется, получив начальные знания, отстреливать врагов направо и налево? Ну это даже не смешно.

Брат его просто классический пример высказывания про «гладко было на бумаге». Он строит планы, они рушатся, он тут же строит новые, но и в них вмешаются когда случай, когда обстоятельства, а когда и неумолимая воля сильных мира сего.

Все рояли автором расставлены заранее и в нужных местах, все ружья сразу висят на стане и стреляют ровно тогда, когда это нужно автору, чтобы вытащить непутёвых братцев из очередной… сложной ситуации, где они оказались.

Отдельно хочется остановиться на упомянутом в предыдущем отзыве портрете. Этот штришок мне, лично понравился. Отсылки к классике – это всегда хорошо, тем более столь органично вписанные в текст. И, конечно, смерть контрабандиста – от неё у меня лично мурашки по коже шли. Такое впечатление, что умирающий бедолага разговаривает прямо с тобой, минуя героя, хотя текст вроде написан не от первого лица.

В целом, книга понравилась даже больше второй, жаль, что она не смогла вытащить проект.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2015 г.

Если Лукьяненко написал в этой макулатуре хотя бы главу, то я в нем окончательно разочаровался. Из любимых авторов превратился в «опять потерянное время на чтение этой билеберды». Надежды на то что СВ напишет что-то стоящее уже почти нет. Очень жаль.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2016 г.

Поставил 5. Честно говоря, накинул балл за идею — «когда замерзаешь, надо жечь всё, что горит, включая приклад ружья, может дотянешь до спасения...». Ощущения после прочтения — взяли обычный средненький (это завышенная оценка) боевичок (из 90-х, на серой газетной бумаге, в мягкой обложке, с картонными героями...) и, поменяв несколько географических названий и вставив несколько фраз об особенностях этого мира, издали под громким названием «Очередной роман межавторского цикла под патронажем САМОГО Лукьяненко». Причем романчик мог быть даже не фантастикой, а просто описывающим какую-то отсталую латиноамериканскую или африканскую страну. Никакие особенности мира Центрума тут в сюжете не используются и не обыгрываются (кроме того, что туда можно ПОПАСТЬ, и то при помощи проводника, а не пукнув случайно в душе), никакие тайны и загадки из двух предыдущих книг развития не получают (и даже не упоминаются!). Вообщем банальная банальность, не заслуживающая внимания и времени. И ещё чувство разочарования, от того, что любимый писатель (я имею ввиду Лукьяненко), вместо того, чтобы писать хорошие книги, торгует своим именем, как последняя ****!

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2015 г.

«Тупой и еще тупее»-приходит в голову характеристика... Не могу только до конца определится кому она больше соответствует — двум главным героям этого «чуда», или двум его уважаемым авторам... Этого я наверное не вправе решать, чтоб не обделить кого нибудь...

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2014 г.

Несмотря на явный абсурдизм в действии ГГ и вообще в причине его попадания в Центрум. Я бы сказал что книга очень и очень динамичная.

То есть если закрыть глаза на притянутые за уши мотивы героев, особенно в начале книги (а лучше вообще откличить мышление), в иотоге получим бодренький боевичок в антураже выдуманного мира.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2017 г.

Воля ваша, уважаемые коллеги, но на мой вкус, вполне достойный роман. Лучший в цикле, из трёх первых, включая оригинал.

Проблема обычная, каждый раз, когда мы видим на обложке фамилию Лукьяненко, мы начинаем искать раннего Сергея Васильевича, а мэтр уж не тот. Абстрагируйтесь от фамили зачинателя цикла, его участие в романе ограничивается фамилией на обложке. Если бы он сам писал, судя по «Заставе» и «Реверсу», результат был бы достаточно убогий.

Итак, «Самоволка» Михаила Тырина.

Сюжетная линия простая, цельная и ясная. Интрига включает три последовательных квеста в мире Центрума, найти брата, унести ноги и остановить войну. Логика событий не сложна, и придраться можно лишь к незначительным сбоям в мотивации связи событий. Финал оформлен хорошо, закрывает все завязки романа.

Сценизм высок и интересен. Автор не экономит на фантазии, изображая колорит вселенной Центрума, но и не пускается в откровенные нелепости, как вышло в «Реверсе».

Образы героев так же достаточно живые и колоритные.

Роман написан лёгким языком, читается увлекательно, с удовольствием.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх