FantLab ru

Стивен Р. Дональдсон «Проклятие лорда Фаула»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Голосов:
222
Моя оценка:
-

подробнее

Проклятие лорда Фаула

Lord Foul's Bane

Другие названия: "Проклятие Лорда; Презрение Лорда"

Роман, год; цикл «Томас Ковенант»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Ничем не примечательный американец Томас Ковенант заболевает проказой и становится изгоем. Привычный мир отворачивается от него. И тогда ему открывается новый мир, в реальность которого он отказывается верить, полагая, что Страна эта является лишь его болезненным бредом. Так это или иначе, но Страна нуждается в его помощи...

«Проклятие Лорда Фаула» — первый роман из знаменитого цикла Стивена Дональдсона «Хроники Томаса Ковенанта, Неверящего». Выход этого романа произвел настоящую революцию в жанре фэнтези. Западные критики называют «Хроники...» вторым по значимости после «Властелина Колец» циклом, сформировавшим облик современной сказочной фантастики.

Примечание:

В третьем варианте (1976 года) рукопись была озаглавлена «Foul's Ritual». Два первых варианта романа относятся к 1972-73 годам.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Гэндальф "Лучшая книга в жанре фэнтези"

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Презрение лорда
1993 г.
Проклятие Лорда
1997 г.
Проклятие лорда Фаула
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lord Foul's Bane
1977 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дональдсон в этом романе и в цикле в целом эксплуатирует один из самых распространённых приёмов фэнтези — «современный человек в другом мире». Было время, когда я в принципе избегал подобных сюжетов — ну не нравились они мне. Сейчас я не столь категоричен, хотя всё же подобные книги люблю меньше, чем классическую фэнтези. Но это так, к слову. Главный герой — вполне обычный американец по имени Томас Ковенант, живёт с семьёй в собственном доме на доходы, полученные от написанной им книги, ставшей бестселлером. Ничто, как водится, не предвещало беды, да ещё такой, являющейся, казалось бы, приметой давнего прошлого. Неизвестно где и как Томас заразился проказой. Жена, разумеется, не захотела жить и растить ребёнка рядом с таким больным. Да и с другими людьми общение сошло на нет — даже врачи втайне желали видеть его как можно меньше, что уж говорить об обычных его земляках? Магазины сами доставляли ему продукты, и даже счета за почту, электричество и т.п. кто-то за него оплачивал. Ковенант и раньше, похоже, отличался склонностью к мизантропии, а подобные события не могли не усилить эту его черту. В общем, можно, думаю, представить, что это за герой — пусть не ненавидящий (до этого он ещё не дошёл), но недолюбливающий (и не сказать чтоб безосновательно) других людей и стремящийся выжить назло себе и всем остальным, выжить любой ценой.

И вот, во время вылазки в город с целью доказать и себе, и другим, что он ещё жив, Томас попадает под машину и... И переносится в некий совершенно иной мир, где его принимают за воплощение местного легендарного героя Берека Беспалого (в результате болезни он лишился двух пальцев). Выясняется, что вызвал его некто Друл Камнегрыз, сильно преувеличивающий своё значение подручный главного местного злодея — лорда Фаула. Правда, некоторые основания для такого преувеличения у Друла всё же есть — ему удалось заполучить древний мощный артефакт Посох Завета. Известие об этом и должен доставить Томас местным правителям — Лордам. Как и положено в классической фэнтези, героя ждёт долгий путь по Стране (местные жители так и называют свою землю — Страна), на которую понемногу наступает тьма, новые знакомства, геройские подвиги, любовь прекрасной дамы, тем более что болезнь в этом мире его покинула. Вернее, полагалось бы, будь эта книга действительно написана по всем тогдашним жанровым канонам. Но это не так — вы ведь помните, насколько в действительности героичен этот герой? Мизантроп, практически потерявший доверие к людям, вряд ли может совершать подвиги и завоёвывать любовь. И кроме того, большую часть времени Томас вообще не верит, что всё происходящее с ним это не бред и не сон, так что совершает какие-то действия, не особенно задумываясь о последствиях. Неприятный, в общем, персонаж.

Немного о других составляющих. Сюжет сколько-нибудь оригинальным назвать трудно даже по тем временам, поэтому на нём останавливаться не стану. А вот о мире хочется сказать чуть подробнее. От миротворчества Дональдсона впечатление осталось двоякое. На первый взгляд, проработка здешней вселенной ненамного глубже, чем вселенной, скажем, «Хоббита» (без ВК, «Сильма» и прочего). Но то и дело всплывают в памяти какие-то мелкие детальки, эпизоды, фразы, воспоминания героев, которые заставляют надеяться на то, что в действительности тамошний мир куда шире и масштабнее, чем его успел увидеть Ковенант в этой книге.

Толкина, разумеется, я упомянул не зря — удивительно много в книге Дональдсона моментов, схожих с произведениями Профессора. Можно начать с самого очевидного — вместе с Томасом в этот мир попадает и его обручальное кольцо из белого золота, которое по легенде тоже должно быть мощным артефактом — и постепенно находить всё больше и больше параллелей в героях, эпизодах, диалогах. Можно было бы за это окрестить Дональдсона обычным подражателем, как, скажем, Маккирнана. Можно — но не хочется. Поскольку все эти «подражания» сделаны Дональдсоном не от неумения, а скорее из интереса, в попытке написать совершенно самостоятельную, свою собственную историю в подчёркнуто схожем антураже. В конце концов, аналогов главного героя у Толкина днём с огнём не сыщешь, а именно он определяет в данном случае кардинальное отличие книги Дональдсона от ВК. По крайней мере, я так чувствую.

Итог. У меня сложные впечатления. Необычный даже сейчас, спустя тридцать лет, главный герой, потенциально интересный мир, но при этом не слишком увлекательный сюжет и слабо прописанные второстепенные персонажи. Рекомендовать трудно — главгерой тоже запросто может не понравиться, а тогда привлечь читателя книге будет уже совсем нечем... В общем, решайте сами. А я попробую всё-таки посмотреть продолжение.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ах, буду первым. Честно скажу — первые 50 страниц еле осилил, очень хотелось выкинуть и забыть, куда потратил деньги! Все это потому что в начале идет суто психологический триллер (ИМХО) Но дальше, когда началась фэнтези, немного почуствовался дух Толкина — сразу вошел во вкус. Очень понравилось, как автор описывает чувства главного героя, понравился неторопливый сюжет. А главное — чудесная «Страна», которую нам описывает автор не может вылезти из головы. Ее очень красочный вид всплывает прямо перед нами.

Эту книгу можно сравнить только с одним произвидением. Это конечно же «Властелин Колец» господина Толкина. Сюжет, стиль написания, цитаты, герои, кольцо — все. Вот что написано в послесловии А.В. Немировой: «Эта линия выводит нас к знаменитейшей из книг двадцатого века — «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена. Сомневаться в том, что Дональдсон ее читал, не приходится. В его романе обнаруживаются не просто намеки, но и сюжетные заимствования, и даже почти дословные цитаты, причом в немалом количестве! Зачем и почему это понадобилось автору, вполне оригинальному по себе? Отнюдь не из-за недостатка собственных мыслей и фантазии, не ради плагиата — это ясно.»

И все же вопреки столь многочисленным совпадениям книга Дональдсона совершенно противоположна книге Толкина. Фродо был готов умереть ради уничтожения кольца и спасения мира. Ковенант же — наоборот хотел как можно быстрее домой, не хотел признавать свое кольцо, свои возможности, не готов был умирать ни за что, не готов был спасти «Страну» — он вообще не верил в ее существование!

Все это можно оправдать тем что в реальном мире он болен проказой которую невозможно вылечить, а в этой чудесной стране он снова здоров, никаких признаков болезни! А что б вы сделали, если вся ваша жизнь была построена на одном том, что вы изгой?

Про эту книгу можно говорить бесконечно, но лучше будет остановиться и дать возможность вам ее прочитать!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книг с подобными сюжетами я обычно не читаю, но этот цикл в «Пляске смерти» горячо рекомендовал Стивен Кинг, поэтому решил попробовать. О потраченном времени не пожалел, но впечатление сложилось неоднозначное.

Достоинства:

1. Очень интересный одиозный главный герой.

2. Приличный стиль.

Недостатки:

1. Невыразительность мира, который описывает автор, и высокопарность второстепенных персонажей (видимо это часть авторского замысла, но все равно раздражало).

2. Чрезмерная многословность. Сократить бы роман страниц на 200, он бы от этого только выиграл.

Итог: неплохое и достаточно небанальное фэнтэзи. В своем жанре — событие, но на шедевр, на мой взгляд, не тянет, и продолжения я читать уже не буду.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир мне пока что кажется очень лоскутным: совсем как Средиземье, если читать только «Властелин колец». Но это одна из немногих придирок...

Образ Томаса Ковенанта — один из самых запоминающихся во всем фэнтези. Фома Неверующий — лучше о нем и не скажешь. Долгое время страдавший ужасной болезнью — и не спешащий поверить в избавление от недуга. Даже, я бы сказал, не готовый к этому. Страдающий от неверия в свои силы и своё излечение, Томас всё же способен на подвиг. Может быть, независимо от желания его соверишть... Но все же, все же...

Думаю, эта книга придется по вкусу всем тем, кому надоели герои без страха и упрека. И даже без наглости и самоуверенноси...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно поверить, что в тридцать лет автор уже страдал маразмом. До сих пор не могу понять, порождением какой интеллектуальной бездны является этот текст. Вроде бы, и не полное дерьмо, и на графоманию не похоже. Просто странноватая история сомневающегося в ясности собственного рассудка «проказника». Собственно, течение (тяжёлое) этих сомнений и является костяком (и основной идеей — другой я не нашёл) произведения. На деле же складывается впечатление, что главгерой в реальности действительно сидит, забившись в угол комнаты со стенами, обитыми мягким, и совершенно контрпродуктивно грезит. Столь высокий статус романа вызывает у меня полнейшее непонимание.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герой, переносящий страшное унижение и одиночество в реальном мире, и не соблазнившийся перспективой жизни в сказке? Он странен, вызывает отторжение и невероятный интерес. Для Томаса поверить в существование волшебной страны равносильно смерти. Как наглотаться наркотиков и любоваться радугой, когда за окном бомбят родной город. Увлекаясь фантазиями, он разучится выживать в реальности и поэтому, оказавшись в сказке, всячески отталкивает от себя окружающее. Порою он крайне жесток, практически бесчеловечен, но иногда истинное «Я» Ковенанта проскальзывает между самовнушением, что всё это сиволишь сон. Он — пария, неизлечимо больной страшным недугом, проказой, и не должен воображать о себе лишнего. Если слишком много мечтать о красивой жизни, то и до самоубийства недалеко.

Самые интересная и правдоподобная часть для меня остаётся начало, в котором герой рассказывает свою историю и находится ещё в нашем мире. Вот где понимаешь всю необычность, восхищаешься, затаиваешь дыхание и... потом до конца терпишь нудный и предсказуемый квест с тоннами описаний, попутно получая очень необычные эмоции и взгляд на мир.

Сюжет, увы, банален, даже не пряча Властелино-Колечную направленность. Диалоги о природе длинны, масштабны и крайне унылы. Некоторые волшебства заставляют улыбнуться, но слишком редко — в основном они преподносятся излишне пафосно и с набившей зевоту аурой «мудрости древних». Когда же история кончается, спрашивается: «Ты сам этого хотел? Домой, к ужасам и скверне?»

Честное слово, автор с таким мышлением способен писать подлинные и завораживающие душевные анти-утопии, но остальное надо дорабатывать. Так или иначе в Томасе Ковенанте виден большой задел на будущее и талант писателя к нестандартной психологии. Ведь это, в конце концов, дебютный роман. Но читать его будет не просто... и вопрос: стоит ли продолжать, взявшись за новый том?

Пока желания не возникает.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, собственно, уже выразил своё мнение на форуме, но на всякий случай пишу и здесь. Мои первые впечатления от от 1й книги «Томаса Ковенанта»: обычная фэнтези! Я бы даже сказал: всё там привычно, как рутина.

Цитируя Стругацких... если представить себе на минуту, что «Ковенанта» ввели в ту самую машину на Банной...

«Машина выбросит на свои экраны не семизначное признание [его, Дональдсона], заслуг перед мировой культурой, и не гордую одинокую троечку, свидетельствующую о том, что мировая культура ещё не созрела, чтобы принять в своё лоно содержимое [«Ковенанта»], а выбросит машина на свои экраны крепенькие и кругленькие «30 тыс. экз.», означающие, что [«Ковенанта»] благополучно приняли, благополучно вставили в план, и выскочил он из печатных машин, чтобы осесть на полках районных библиотек, не оставив по себе ни следов, ни памяти».

Единственное, в чём несходство с миллионами таких же книг — так это в безвольности главного героя и в том, что ему плевать на других. Но всё же он «дотягивает» свой квест до финала — просто потому, что «так нужно автору» (и других видимых причин для этого нет )

В общем, ИМХО — не «аццтой» и не «ужосс», но и... ничего особенного. Обычная книга, таких двенадцать на дюжину. Единственное отличие — герой.

Оценка — где-то между 6 и 7.

Но, возможно, другие книги цикла — лучше?..

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купил где-то в середине 90-х книгу под непретезательным названием «Презрение Лорда», прочитал и остался под впечатлением на всю жизнь. Главное — понравился перевод, он действительно литературный и не отягощенный прямым переводом с английского. Пишут — текст трудный, да, есть такое, но Вы почитайте С. Лема вроде «Осмотра на месте» тогды поймете что такое трудный насыщеный дву-, трех- и т.д. значностями текст. К главному, и практически единственному, ибо все крутится вокруг него и его болезни, герою ни у кого претензий нет. Герой оригинален, и повторюсь в единственном числе (если не считать великана-мореплавателя — он выписан крупнее остальных персонажей). Как для единственного героя и достаточно короткого промежутка времени текст длинноват, даже чрезмерно длинноват. Много места отведено погружению читателя в место действия, утопическую страну переживающую плохие времена.

Страна — странное место. Автор дает красочные описания ландшафтов и множества растений — но странно, совсем нет животных, насекомых, с рыбой — не уверен, может и есть. Конечно красотища — тишина, ни птиц, ни животных, ни комаров — только странно все это.

Жители страны — хорошо что обошлось без гномов, орков и прочих персонажей Толкина. Есть люди, есть приплывшие невесть откуда гиганты, есть пещерные жители — демонгла, есть остатки Великого Леса. Экономика строится на магии, точнее сказать — натуральное хозяйство. Об расширенном воспроизводстве, прибавочной стоимости и торговле ничего не известно. Просто иделический коммунизм от маркса-энгельса-ленина под мудрым руководством лордов. Не удивительно что Герой не признавал реальность такой страны, она просто не могла существовать.

О мифологии. Мифология — стержень фэнтезийного произведения. Тут мифология раскрывается постепенно и понять, что же такого случилось в былые времена, и что привело к катастрофе сейчас, в первой книге не получится. Хотя общий фон присутствует.

Ну и Главный Злодей. Мы с ним встречаемся в начале романа, дальше он присутствует заочно, как Всевидящее Око, и дергает за ниточки.

Первая книга подобна «Хоббиту», просто путешествие «Туда и Обратно». Спустя больше 20-ти лет после ее прочтения я взялся читать продолжение. В надежде таки понять, что меня так задело тогда и не давало забыть про Томаса Кавинанта все эти годы.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно бездарная книга. Как только совершается переход в иной мир, начинается самый длинный, высокопарный, и бесстыжий поток экспозиции который мне только приходилось встречать. Невероятная наивность и банальность Страны и нелепые песенки, которые поют все кому не лень каждые пять страниц, отбивают всякое желание дальнейшего погружения. Ну и конечно же, конечно же, рядом с главным героем совершенно случайно оказывается невероятная юная сексапилка.. На моменте с изнасилованием просто закрыл книгу и отнес в мусорное ведро. 2\10.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно нестандартная серия о попаданцах. В данном конкретном романе главный герой вначале предстает редкостной скотиной, постепенно трансформируясь в нплохого парня с кучей тараканов в голове. Однако, не будь этих странностей, герой вышел бы картонным... Томас Ковенант эволюционировал из насильника и лелеящего собственную болезнь эгоиста в человека, способного взять на себя ответственность за целый мир...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась своим необычным сюжетом и красочным слогом автора.Начало немного скучно,но с 3 главы буквально захватывает дух.Я не могла остановиться,читала на одном дыхании и в конце книги очень расстроилась.Очень понравился главный герой и реалистичность его рассуждений.В целом я осталась довольна этой книгой.:appl:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на 87-ой странице герой насилует девочку-подростка, а затем спокойно отправляется по своим делам. для меня на этом книга закончилась...

тем кто ставит минусы: выражено обоснованное мнение о прочитанной книге, которое не обязано совпадать с вашим. спойлеры прикрыты. в чем проблемма?)

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение фентази в антураже роуд мувие. По мере развития сюжета главный герой излечивается от проказы, в первую очередь излечивается не физиологически, а душевно. Он учится вновь чувствовать не только свою боль или радость, но души других людей.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга поразила, прежде всего, трагичностью, иллюзорностью и вместе с тем неразрушимой стойкостью прекрасной Страны. Две противоположности: идеальный мир и отнюдь не идеальный герой, даже и не герой вовсе, а прокажённый, презирающий сам себя, позволяют автору избежать морализаторства и пафоса. Смерть, которая страшит всех без исключения людей, теряет своё привилегированное положение непобедимого монстра. Невозвратима и трагична — утрата другого, а утрата себя — не в смерти, а в чём-то, что находится за пределами досягаемости костлявых лап Каменного Червя Друла и куда не проникает презрительный смех лорда Фоула. Но чтобы понять это, нужно сделать не один и не два шага вперёд из уютного, защищённого дома...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало в принципе неплохое. Хоть и написано довольно муторным и нудным языком. Описание страданий главного героя, которое наверняка списано с Луи Буссенара, цепляют. А вот когда герой попадает в волшебную страну, тут вот и начинается самый ужас. И герой уже просто вызывает отвращение. Да и сама волшебная страна, чересчур «волшебная» Была такая латиноамериканская мыльная опера «Воздушные замки» называлась. Вот именно их страна и напомнила.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх