fantlab ru

Патрик Ротфусс «Спокойное достоинство безмолвия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
780
Моя оценка:
-

подробнее

Спокойное достоинство безмолвия

The Slow Regard of Silent Things

Повесть, год; роман-эпопея «Хроника Убийцы Короля»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

У Аури есть всего лишь семь дней для того, чтобы подготовиться к очень важному событию. Она прилагает невероятные усилия к тому, чтобы к назначенному часу всё было готово.

Примечание:

По словам автора, события повести происходят одновременно с событиями «Страха мудреца».


Входит в:

— роман-эпопею «Хроника Убийцы Короля»


Награды и премии:


лауреат
Премия «Альфи» / Alfie Awards, 2015 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Фэнтези (19 301 голос)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США; повесть)

номинант
Premi Ictineu, 2015 (VII) // Роман, переведённый на каталанский (США; повесть)

номинант
BooktubeSFF Awards, 2015 // Произведение малой формы

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2016 // Переводной роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 5-е - 6-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Спокойное достоинство безмолвия
2015 г.

Аудиокниги:

Спокойное достоинство безмолвия
2015 г.
Спокойное достоинство безмолвия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Slow Regard of Silent Things
2014 г.
(английский)
The Slow Regard of Silent Things
2014 г.
(английский)
Музиката на тишината
2015 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, к счастью или нет, но я пока прочитал только первую книгу Ротфусса про Квоута и не могу сказать, что стал ярым фанатом его творчества. Хорошо, но не так чтобы прям «ах». Но был в первой книге персонаж, который меня действительно сильно заинтересовал. Это странная девочка Аури, живущая в катакомбах под университетом. Она вроде и второстепенный персонаж, но мне он показался очень интересным.

И вот для таких людей, как я, Ротфусс написал небольшую книжечку-повесть, которую я при большом везении смог урвать только на вторичке. «Спокойное достоинство безмолвия» — это несколько дней, проведенных в компании с Аури. Мы как будто через замочную скважину подсматриваем, чем девушка занимается, куда ходит, что делает. И читаем ее мысли.

По своей сути книга получилась удивительной. Она совсем не про динамику и экшен. Можно сказать, что сюжет в ней не начнется никогда. Она про другое. Про то, чем чем живет человек, самоназначивший себя изгоем. Аури действительно не от мира сего, она странная. Собираем странные предметы, сама делает мыло (ох, про это будет мноооого страниц), переживает из-за потерянных вещей, дружит со светлячком, боится шорохов и теней, иногда плачет и оооочень ждет Квоута в гости.

Это потрясающая душевная книга. Ротфусс прекрасно описал чувства человека, который живет в себе и по своим законам. И если раньше я просто считал Аури интересной, то в этой книге Ротфусс меня очаровал ею и можно сказать, что влюбил.

И я знаю, кому повесть зайдет. Тем, кто сам в душе немного Аури. Кто часами мог сидеть на чердаке у бабушки на даче, кто весь день в детстве мог играть с пуговицами, кто разговаривал с красивым камушком, найденным на берегу ручейка. Когда Ротфусс в конце книги описывал свои сомнения, стоит ли издавать эту книгу, а его подруга просила, что это нужно обязательно сделать, хотя бы для нее, то я понял, что нас таких странных много. И именно для них нужен был небольшой тираж этой потрясающе атмосферной книги.

А вот расстроятся от нее те, кто считает, что Аури просто сошла с ума. А где экшен, а где Квоут? А нету. Зато есть милая странная девушка и несколько потрясающих иллюстраций (Нэйт Тэйлор прекрасен!). 9/10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать эту повесть можно исключительно если вы поклонник творчества Патрика Ротфусса.

В другом случае не стоит.

Сама история имеет связь с книгами автора, только именем действующей героини. В остальном, это, на 100%, самостоятельное произведение, не прочтение которого никак не повлияет на понимание основного сюжета книг автора.

О произведении.

История о девушке — Аури, живущей в подземных, покинутых, помещениях академии.

Если в основных книгах мы только узнаем, что такая девушка есть и где она живет, то повесть проходит по её жизни вдумчиво и основательно.

Если у вас есть желание понять, через эту историю, что-то о мире описанном автором в основных книгах, то вам она ничего не даст.

Как я писал выше, это самостоятельная история, с книгами не связанная.

О чем история?

О странной девушке проживающей 7 дней, своей жизни, в покинутых подвалах, под университетом.

Скажу сразу, автор постарался и история написана интересно и уникально, однако...

(Я ее слушал в аудио)

Чем дальше в неё погружаешься, тем больше понимаешь...

Это особенно бросилось мне в глаза на эпизоде с одеялом, когда оно одним кончиком коснулось пола и эта ситуация очень сильно повлияла на Аури.

Что, и об этот писали другие комментаторы, что рассказ ведется от первого лица, психически не нормального человека.

До этого момента мне ещё казалось, что, возможно, её отношение к вещам, это её особая способность, сродни — Летани (кто читал книги, тот поймет), но этот эпизод расставил все, по своим местам.

Желание Аури, что бы все предметы, вокруг неё, были на своих местах, её размышления над тем, какую вещь куда поставить, все это — исключительно в её голове.

Вот такая она — шизофрения.

Человек зацикливается на каких-то вещах, постоянно о них думает, они влияют на его психологическое состояние.

То, что для нормального человека было бы ничего не значащей мелочью, вгоняет шизофреника в депрессию или, ничем не мотивированную, эйфорию.

Я думаю, что изначально она была нормальной девушкой, училась в университете, пока что-то пошло не так, случился какой-то эпизод, которой автор нам не показывает, но, который, очень сильно повлиял на неё, психически.

И вместо того, того, что бы получить проф. помощь, полечится и вернуться к нормальной жизни, Аури оказалась в канализации университета.

Одна, без всякой помощи и внимания, до прихода в университет Квоута, брошенная и забытая.

Словно те вещи, которая она, в этой канализации, коллекционирует.

Думаю её зацикленность на том, что бы все было на своём месте имеет корнем её подсознательное понимание, что она сама находится не на своем месте.

Эта её маниакальная страсть, все расставлять по своим местам, в надежде, что так мир, вокруг, придет в равновесие и спокойствие типична, для шизофреников.

Если до момента понимания повесть ещё кажется оригинальной и, в чем-то, интересной, то с момента понимания, читать (слушать) её становится тяжело.

Девушке нужна проф. помощь, вместо этого она погружается в пучину безумия, и есть высокая вероятность, что так как она живет, надолго её не хватит.

Простудится, подхватит какую заразу и умрет.

Даже Квоут мог бы это понять, если бы у него было достаточно жизненного опыта.

Но, чего нет, того нет.

Оттого, финал этой повести не кажется оптимистичным.

Не оттого, как автор её закончил, а оттого, что понимая, то как Аури живет, финал её жизни будет пронзительно печальным.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многословное объяснение-обращение автора к читателю по поводу того, что «Спокойное достоинство безмолвия» — это повесть, но и не то чтобы повесть, а нечто странное о странном — очень похоже на извинение. Задумывалась, мол, как рассказ, а в итоге «не имеет ничего общего с нормальной книгой». И «у редактора сделается истерика». Хотя автору произведение понравилось.

А что скажет читатель?

Судя по отзывам, читатель говорит разное)) Кто-то в полнейшем восторге. Кто-то осторожен в оценках:«Странно, но мило. Грустно, но забавно.»

Автор, разумеется, имеет право сочинять любую всячину. Но мне, лично мне, за три книги почти сроднившейся с неординарным и невезучим умницей Квоутом и его загадочным учеником Бастом читать «Спокойное достоинство безмолвия» было больно. Психически нездоровая девушка в ненормальных жизненных обстоятельствах в качестве главной и единственной героини — для меня перебор.

Всё очень образно, нежно и трогательно. И абсолютно безумно.

«Если вы любите слова, и тайны, и загадки. Если вам интересно про Подсветье и про алхимию. Если вы хотите узнать больше о потаенных силах, что движут моим миром…Ну, вот тогда эта книга, наверно, для вас.» — сдаётся мне, что эти строки писал не автор, а его маркетолог.

Сожалею. Жду продолжения ««Хроники Убийцы Короля», только в формате цикла, пожалуйста!

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала был озадачен. Потом увидел, что красиво. Местами шикарно. Местами очаровательно. У Айзека Азимова есть похожее про «олевелую эм». Но там как-то грубо и вульгарно. А здесь утонченно, элегантно, изящно, тепло. Еще я бы сказал, что это магический реализм. Но не как у Габриэля Гарсиа Маркеса (которого я часто недолюбливаю), а... по-другому. Героиня, конечно, очаровательна. В смысле повадок, ужимок... образа мыслей, загибов, разворотов... ощущения правильности, «действий по чувству», перестановки вещей... поиска приключений... Хотя дальше мне показалось, что повествование несколько затянуто. И есть некоторое разочарование в том плане, что ждешь какое-то событие, движуху, экшн. Ну а авторские трели: «Ууу... я написал что-то странное! Потому что я сам странный! И никто другой меня не поймет, если он не такой же странный... Ух, какой я странный! Если вы ничего не поняли, значит, вы не странный, вам не понять...» — ничего кроме раздражения не вызывают. Только портят впечатление от оригинальности и лиричности повествования.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть несколько важных свойств этого квеста по пространству, не разделяющему внутренний и внешний мир персонажа, которые делают повесть восхитительной и уникальной.

Если учитывать, что это вбоквел к «Хроникам убийцы короля», то понятно, почему история Аури потребовала отдельной повести: такая непохожая на всё остальное вставка разрушила бы повествовательную ткань романов — а так она достраивает авторский мир, показывая его неоднозначность и многоуровневость даже больше, чем приключения в стране фей.

В то же время, это убедительная демонстрация того, насколько внечеловеческими (или нечеловеческими) являются некоторые персонажи. Вообще такое удаётся фантастам редко: странность и непривычность другого мира чаще показывается через отдельные экзотические детали, или через небольшие отклонения, но не за счёт изначально, структурно другого мировосприятия.

О поэтичности другие рецензенты уже писали. Она не только в языке: это просто такой мир, состоящий из поэзии, с её спокойным достоинством и безмолвной речью.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спокойное достоинство безмолвия или «Федорино горе» в фентезийном антураже .

«Что это было?» — вот главный мой вопрос, для чего оно было написано и прочитано мной. При чтение не покидает ощущение что я участник прямого репортажа из головы слабоумного. Не гениального и непонятого ума, а именно слабоумного шизофренка, у того у кого все логические связи порушены и не верны.

А самое печальное что этот рассказ убил все отношение к Аури. Если в рассказах про Квоута, лично я сопереживал Аури или хотябы был заинтригован интересной историей как она дошла до жизни такой, то теперь вижу исключительно шизофреника и не более.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось гораздо больше романов о Квоуте... Потому что этому герою сопереживаешь, в отличие от него. Да, здесь одни загадки, как то, что было «до», так и то, что будет «после». Ну так и в романах цикла загадок хватает. Это повесть об Именователе. А по жизни, вероятно, об аутисте, так как очень много симптомов поведения походит на это. В этой повести нет остросюжетности, она лирическая. Отличный язык и перевод.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ее сердце в груди метнулось вбок при мысли, что она увидит его снова. А она, сколько ни трудилась, сколько ни бродила, так до сих пор и не отыскала ему настоящего подарка. Он дал ей новое, прекрасное, идеальное имя».

Перед нами один из моментов непростой судьбы хрупкой и нежной девушки. Это история одиночества, надежды, доброты и душевной теплоты. История, которая дополняет основной сюжет цикла затрагивая душевные нити играя новыми красками. Но это только немного приоткрывает занавес тайн прошлого главной героини. Это история о дружбе и вере в хрупкие чувства. Верите ли вы в настоящую любовь? А в любовь с первого взгляда? А верите ли вы в то, что любовь может длиться вечно?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

О переводе сказать ничего не могу. Однако в оригинале, само слово как-будто имеет вкус, вес, цвет и вязкость. Необычайно образный и красивый слог. Одна из самых «вкуснословных» книг, которые я читал на английском.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор зачем-то долго и нудно распинается о том, что не всем эта книга понравится, она вообще не отвечает многим критериям и прочем блаблабла. Хотя факт остаётся фактом — он упустил возможность лучше раскрыть образ, пожалуй, самого интересного персонажа своего цикла. Точно так же, как и в «Грозовом дереве» нам приводится эпизод из жизни персонажа, рассказывается о его буднях, но практически ничего о мотивах! То есть здесь вообще никакого объяснения тому, кто вообще такая Аури и как она стала сама собой. Зато вполне увлекательно, легко и почти сказочно (если это слово применимо к девушке, живущей в канализации) рассказывается о её мировосприятии и общении с предметами.

История хорошая, прочитал с удовольствием, но хотелось бы всё-таки большего, настоящего раскрытия персонажа, а не подобного «филлера».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосферно, но не более. Нет какой-то шизофренической нотки в произведении для того, чтобы оно ярко впивалось в мозг, а ведь простор у автора был огромен — можно было очень интересно описать и обосновать «своеобразное» поведение Аури. Её «понимание» сути имен также не раскрыто и подано очень поверхностно. Такое ощущение, что автор хотел привлечь детскую аудиторию. Сравнивать «Хроники» и «Спокойное достоинство безмолвия» можно аналогично с «Властелином Колец» и «Хоббитом». Но «Хоббит» был по настоящему яркой сказкой, а здесь же происходящие события привлекают очень посредственно. Итого: нет яркого сюжета и смены событий, но в то же время нет и философско-мыслительной составляющей. Ждем 3ю часть «Хроник».

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После Хроники Убийцы Короля прочитал больше десятка разных циклов и этот цикл практический стёрся у меня из памяти, но Аури крепко застряла в голове. Чуть было не отбросил эту повесть из-за небольшого объема, вовремя заметил о ком она

Что сказать, кроме неразборчивого потока восхищения, то как Аури дает имена вещам буквально отрывает от реальности, и да, нужно понимать суть магии этого мира и опасность обретения истинного могущества, поэтому если вы не читали цикл эта повесть для вас не будет иметь смысла

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне понравилась... совершенно выбивается из рассказов про Квоута, но от лица Аури просто щикарно написано, именно так я ее и представлял.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма странная вещица, необычная по задумке и исполнению. Как верно отмечает сам автор в послесловии, эта повесть не содержит практически ничего традиционного для повестей. Один герой, никаких диалогов, восемь страниц под описание варки мыла ))

Но тут важно что это за герой и какие описания. Аури еще в книгах основного цикла выделялась своей притягательной странностью. А эта повесть — взгляд на мир ее глазами. Разумеется, он необычен.

Конечно, автор немного лукавил. Пускай героиня здесь только одна, но она не одинока. Далеко не каждый второстепенный герой-человек может похвастаться такой проработкой характера, как окружающие героиню неодушевленные предметы. Ну как неодушевленные, взгляд Аури на мир несколько отличается от обыденного.

Хватало в повести также и динамики, и напряжения, и тайн, и новых открытий. Здесь есть атмосфера. Такая же поэтично-волшебная, как и в основном цикле, только показанная немного другой гранью.

Пожалуй, не та вещь, с которой следует начинать знакомство с творчеством автора. Но поклонников разочаровать не должно.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

3/10 Патрик Ротфусс «Спокойное достоинство безмолвия» -- графомания, просто графомания. Мне абсолютно не понравилось это произведение! Через полчаса после начала чтения я уже понял, что меня ждет впереди, и перешел в режим чтения по диагонали. Вообще, у меня сложилось впечатление, что автор назло думающему читателю пытается создать как можно больше безидейного по содержанию, но забавного по форме текста -- получилось 160 страниц описания житья-бытья ненормальной девушки, слоняющейся по подвалам в поисках «интересных» вещей. Я не шучу -- 98% повести уделено подробнейшему повествованию как единственный (!) персонаж моется, бродит по подвалам, варит мыло, собирает «идеальный» хлам, переносит хлам в «идеальные» места и разговаривает с хламом. Без всяких вменяемых объяснений! Приведу отрывок:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дупло было идеальное: ровно такой глубины, чтобы девочка могла сунуть туда руку и все ощупать. Конечно, если она любопытна. Если она достаточно отважна, чтобы сунуть руку в дупло почти по самое плечо.

Аури достала из кармана хрусталик. Поцеловала его, отважного исследователя, и еще везучего вдобавок. Это была идеальная вещь. И место идеальное. Правда, она уже не в Подсветье. Но все равно, нельзя отрицать, что все было абсолютно правильно.

Она завернула хрусталик в листок и положила на дно дупла.

И убежала в лес, приплясывая, подпрыгивая, хихикая пронзительно и дико.

Точно в том же ключе написана вся повесть. Абсолютно бытовые события описываются раз за разом, и я все ждал когда же из этой мозаики сложится пазл. Пазл сложился в скуку... и некий намек на магию. Жалкий намек! После 60 страниц описания жизни бомжихи, уж извините меня за прямоту!.. Но окончательно меня вывело из состояния спокойствия пространное заключительное слово автора, в котором он признается, что сознавал всю неправильность своего произведения, что так писать нельзя, что потратить 8 страниц на описание процесса варки мыла -- это бред сумасшедшего... Но почему он говорит об этом только в конце? Зачем заставляет прочесть все 60 страниц несчастных читателей, чтобы затем перед нами извиняться? Почему не уменьшает объем своих словоизвержений до, например, 5 страниц? Ответ один -- запущенный случай графомании! Для меня Ротфусс как писатель умер на этой повести.

Кому это может понравится по словам самого автора: «надломленным людям», эмо и любителям посмаковать собственную асоциальность. Не отрицаю -- язык Ротфусса как всегда на высоте благодаря многократным редактурам -- он гениально работает со словом, но читать «это» как осмысленное произведение нельзя; в лучшем случае повесть можно рассматривать как некую эклектическую поэзию в которой слог превыше смысла.

Резюме: 160 страниц графомании. Только для эмо-молодежи

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх