FantLab ru

Майкл Суэнвик «Путь Прилива»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Голосов:
379
Моя оценка:
-

подробнее

Путь Прилива

Stations of the Tide

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

В этом мире будущего только высокие технологии определяют судьбы человечества. Чиновник могущественной организации идет по следу преступника, скрывающегося на планете, где вот-вот начнется Великий Прилив, который затопит всю сушу...

Входит в:

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards 27», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1991 // Роман

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1992 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1992 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1993 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Путь прилива
1997 г.
Вакуумные цветы
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Stations of the Tide
1991 г.
(английский)
Nebula Awards 27
1993 г.
(английский)
Nebula Awards 27
1993 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 января 2011 г.

Мне очень хотелось написать рецензию на Путь Прилива, в итоге я три дня после того, как перевернул последнюю страницу, ломал голову, с чего начать. Роман, соглашусь с Oswald, не притчевый, и в нем не стоит искать ни морали, ни выводов, ни житейских уроков. Абсолютно. Зачем тогда Суэнвик его писал? Вывод напрашивается — пародии ради. Автор не вынашивал светлых мыслей — он РАЗВЛЕКАЛСЯ в абсолютно пост-модернистском духе. Набрал штампов, накопившихся за 40 лет НФ, намертво приварил их друг к другу и пустил получившуюся монстру к Небуле 91 г. Откуда штампы? — Из самой что ни на есть классики. Во-первых, декорации экопокалипсиса на отдельно взятой планете — да, впечатляющие, но вместе с тем гротескные, совсем не страшные. Градус пафоса при описании грядущего прилива — на нуле, еще и гэгам место нашлось. Во-вторых, хайнлайновское либидошничание. Тут Суэнвик поиздевался и над страхом импотенции и в особенности — над любимым фантастами образом высасывающей мужиков женщины-вамп. В-третьих, успевшие к 90-ым поднадоесть антиутопии. Главного героя зовут «чиновник». Думаете, потому, что он обезличен? Ничего подобного! ГГ — вполне зрелый образ, полноценная личность, со своим мнением, черточками и ego. Автор, имхо, совсем не хотел показать безликость вышедшей на орбиты цивилизации — наоборот, скажем, глава «Разговорчики во дворце загадок» (трибьют Пауэрсу?) больше напоминает чаепитие за столом у Шляпника, чем замятинско-оруэлловские бюрократические кошмары. ПП относится к гуманитарной НФ? Возможно, да, но за «мягкостью» содержания скрыт саркастический яд.

Пара слов о тексте — я бы не стал называть Суэнвика писателем, который корпит над своим стилем. Но, избежав самолюбования, автор легко играет с очень вкусным слогом. С самого начала поразило, насколько текст насыщен информацией. Очень советую при чтении не проглатывать предложения — иначе вы рискуете просто не уловить интересных сведений о мире ПП, а то и потерять нить повествования.

Суэнвик, возможно неосознанно, создает полную иллюзию театра — заметьте, что действие каждой главы разворачивается приблизительно в одних декорациях (максимум одна смена «фокуса»), с ограниченным количеством персонажей. Словом, ПП можно запросто сыграть в авангардистском театре — и роман от этого нисколько не потеряет. Отсюда, кстати, вторая рекомендация — читайте строго по главам и по возможности не прерывайтесь. Отдельный поклон М. Пчелинцеву за роскошный перевод — один из тех, которые действительно запоминаются.

ПП — фантастика для фантастов. Роман показывает, в конечном итоге, что в литературе (не только фантастической) от торжественного до комичного путь недолгий, и чем чаще по нему ходишь, тем короче он становится.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2012 г.

Самая моя стабильная оценка у старика Суэнвика.

И ведь хорош, писака!

Люблю его больше всего даже не за оригинальность идей и кислотную, выжигающую сетчатку и целые участки мозга, насыщенность действия.

Майкл — король короткой формы.

Все его ключ-романы нашпигованы отборными байками, сказами, анекдотцами, застольными враками и погребальными ноктюрнами.

Он разбрасывает их, как шулер отработанную колоду, чтоб не мозолила глаз и не мстила.

Россыпью, калейдоскопом, брызгами.

Читайте «Путь прилива» порциями, отгрызайте кусочки басни про чиновника, который умеет все, но притворяется, даже с неба упал неспроста и туда же вывалится в финале, но вовсе не собой, только тссссссссссссс, это тайна, доверьтесь чемодану, он вывезет, и не такое вытаскивал на своих суставчатых лапах.

Замри, читатель, Грегорьян на цыпочках скользит за твоей спиной, сжимая двумя пальцами черное воронье перо.

Оглянись!

Неужто ты сам, отраженный в зеркале, пишешь эту книгу?!

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2008 г.

Отличнейшая книга. Фантастика высшей пробы. Часто бывает так, что начинаешь читать – затягивает, а потом появляется страх, что автор не справится с сюжетом, не выдержит уровень до конца, разочарует концовкой. Суэнвик в «Пути прилива» не разочаровал, уровень выдержал.

Несмотря на легкий (а местами очень даже не легкий) налет сюрреализма и мистики, роман представляет собой чистейшей воды НФ. Пожалуй, его можно считать продолжением «Вакуумных цветов» (похожа, хотя и не совсем идентична судьба Земли). Место действия, его солнце и луны названы в честь волшебных героев «Бури» Шекспира. Волшебство на Миранде двояко: могущественные колдуны с приливных земель, использующие древнюю магию, и волшебники с неба, технологии которых – тоже в некотором роде магия для жителей планеты, намеренно удерживаемой на низком уровне развития. Особо удался автору гротескный Дворец Загадок, цитадель победившей всех бюрократии. Но я бы не назвал эпизоды, связанные с Дворцом, сатирой. Это правдоподобный сценарий развития для подобного будущего, ведь страхи, породившие систему, вполне обоснованны.

Без откровенных сцен роман потерял бы немного, но мешают они не сильно. Перевод отличный, единственное но: названия населенных пунктов на Миранде явно говорящие и не обязательно англоязычные (да и живы ли современные языки в таком отдаленном будущем?).

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2009 г.

В какой-то момент появилась мысль, что эта история что-то очень напоминает, но только из «другой оперы». Оказалось

фильм Ф.Ф. Копполы «Апокалипсис наших дней» (или если кому угодно, его литературный первоисточник, роман Дж. Конрада «Сердце тьмы»).

Судите сами. Главный герой, представляющий официальную правительственную организацию технологически высокоразвитой цивилизации, отправляется на отсталую планету поиски опасного и полулегендарного преступника.

Для выполнения своего задания ГГ приходится все глубже и глубже погружаться в мир чуждой ему культуры, основанной на совершенно иных принципах морали и логики межличностных взаимоотношений.

Не правда ли, похоже?

Особой похвалы заслуживает литературный прием, посредством которого Суэнвик подчеркнул чуждость ГГ миру Миранды. Ни разу в книге автор не назвал имени ГГ, лишь по его функции — Чиновник. Но при этом, ГГ (рука не поднимается написать «чиновник») показан не бездушным винтиком системы, а живым человеком. Хотя он и поглощен своим заданием, но оказывается способен на благородные поступки, чувства, изменение своих убеждений в отношении обитателей Миранды.

Символично и противопоставление «колонизаторов» и «аборигенов» в виде противостояния ГГ с его арсеналом выскотехнологичных средств и Грегорьяна, в совершенстве владеющего магическим искусством. (магии не в фэнтезийном смысле, а как пути равития психических способностей личности, как способа влияния на сознание).

P.S. :pray::pray: Чемоданчику как отдельному персонажу.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2013 г.

Один из лучших романов-экспериментов в фантастике. Само собой, из тех, что я читал.

Конечно, не так запредельно, как в экспериментах Бестера, но всё же.

И что приятно, эксперимент лёгкий для читателя. Прочитывающийся запоем, обыгрывающий штампы при первом прочтении и открывающий всё новые аллюзии при перечитывании, а так же дающий пищу для мозгов.

Финал великолепен. С одной стороны, опять же не подкопаешься, завершена текущая сюжетная линия, а с другой стороны — именно после финала (проявления возможностей чиновника) можно начинать заново переосмысливать всё произошедшее в романе.

Ну и... ну не удержусь... Чемодан — супер! :)

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2017 г.

Редкий случай, когда я в замешательстве. Довольно трудно сказать, о чем именно этот красивый, оригинальный и несколько странный фантастический роман.

В далеком будущем человечество расколото на «внепланетников» – людей, живущих на орбитальных станциях и владеющих всеми благами цивилизации, и жителей планетарных колоний, которым запрещено развивать высокие технологии. Техническое развитие колоний принудительно заморожено на уровне примерно 20 века, или чуть более высоком. Главный герой – чиновник, отправленный на планету Миранда, чтобы пресечь использование «внепланетных» технологий, попавших в руки опасного афериста, «мага» Грегорьяна. А планету скоро накроет Прилив, очередной «всемирный потоп», который скроет под водой значительную часть суши – и свое задание главному герою приходится выполнять в атмосфере социального упадка и эвакуационной неразберихи.

Казалось бы, завязка достаточно банальна. Но автор вместо обычной приключенческой фантастики представляет нам историю почти мистического путешествия героя к самому себе, к пониманию своей миссии, осознанию проблем цивилизации и сущности человека.

«Путь Прилива» – книга очень неясная, психоделическая. Это типичная фантастика «новой волны», вобравшая в себя наследие ЛСД-культуры, латиноамериканского «магического реализма», классиков киберпанка, религий «нью эйдж», психологических теорий Фрейда и Юнга. Иногда она прямо пародирует нуар-детективы, перенося их типичные сюжеты в атмосферу декадентской тропической планеты, где на руинах нечеловеческой цивилизации живет насильственно отброшенный на века назад осколок человечества. Иногда – обращается к стандартным темам НФ, таким, как цифровое бессмертие, экономические проблемы, вызванные техническим прогрессом, виртуальная реальность.

Некоторые моменты мне были, признаюсь, совершенно непонятны. Например, встреча главного героя с Землей в виртуальном пространстве – совершенно непонятно, что это была за огромная женщина, кого она представляла в этом мире (я уже не хочу даже говорить о содержании их «диалога»)? Многих тем автор только касается, обозначая вопросы, но не давая даже намека на возможные ответы. Впрочем, это скорее хорошо – в реальной жизни на большинство серьезных вопросов тоже однозначного ответа нет.

Несмотря на то, что жители Миранды в основном носят армянские имена, культура планеты носит скорее латиноамериканский колорит. И стиль самого романа напоминает литературу этого региона – метафоры, богатые деталями описания, яркие «краски», магическая атмосфера происходящего.

Книге присущ некоторый избыток эротики: постельных сцен мало, но они весьма подробны и продолжительны, а многие образы виртуального мира – откровенно фрейдистские. Хорошо это или плохо, но книга однозначно из категории 18+. Была ли необходимость в этих сценах – не знаю, но определенной атмосферы магического безумия они добавляют.

На традиционный вопрос «о чем книга?» ответить сложно. Наверное, о том, как путь к разгадке преступления стал путем к самому себе. Ближе к концу роман приобретает какие-то буддийские мотивы: герой все больше и больше разочаровывается в обществе, людях, своей миссии. От идеи исправления мира он все больше приходит к идее исправления себя, поиску своего места в ткани мироздания. Но похвастаться тем, что на все 100% понял книгу и ее парадоксальную концовку, я не могу.

Как мне показалось, роман несколько портит и перегружает линия «виртуальной реальности». Мне она показалась излишней, запутанной и, к тому же, нереалистичной. Что поделать, в фантастике эффектные картины будущего всегда более востребованы, чем более реалистичные. Но все же меня все эти странные путешествия по несуществующим ландшафтам и прочая цифровая чертовщина только отвлекала от путешествия главного героя по Миранде и каждый раз я был рад, когда повествование возвращалось к событиям реального мира. Понятное дело, чиновнику нужно было как-то контактировать со своим начальством и принимать участие в обсуждениях расследования, но многие эпизоды Дворца Загадок слишком уж… загадочны.

Итог: расследование, которое грозит обернуться чем-то большим. Незаданные вопросы, непрошеные ответы. Роман о психоделическом путешествии по декадентской планете, в котором каждый читатель может найти что-то свое – или не найти ничего. Книга на любителя, для тех, кому нравится причудливая философская фантастика, «новая волна» НФ и необычный сеттинг.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2015 г.

Честное слово, не хочу умничать и рассказывать как много я нашел в романе философских начинок и высмеянных штампов. Потому что очень, очень тяжело я читал этот роман. Бывало, прочитаю абзац, на секунду закрою глаза — а уже утро и пора на работу. На следующий вечер прочитаю еще один абзац и опять засыпаю под шум прилива. А бывало прочитаю 50 страниц, отложу книгу и думаю: «Что, черт возьми, там вообще происходит!?» Однако, парадокс, с каждой мучительно прочитанной страницей приливные земли почему-то становятся тебе ближе и как-то уютнее. Хотя сам сюжет поначалу (да и в середине) кажется абсолютно безинтрижный и безсобытийный. Ну ищет чиновник какого-то мужика. Ну и что? Он встречается то с одним человеком, то с другим, потом начинается сюр а-ля «Обмен разумов», затем снова он куда-то идет, затем сюр а-ля «Координаты чудес». Лишь концовка помогает понять, что же все это такое было.

Безусловно, написано превосходно, много идей и идеек, я, как уже поняли, фанат Шекли и такие романы в стиле «Вариантов выбора» мне должны нравятся. Читая про чемодан, сразу вспоминаешь Приз из «Координат...», да и вообще много чего вспоминаешь. Но, черт возьми, скучно. Ну правда. Да, атмосфера притягивает, концовка вытягивает, после прочтения думаешь, что все вроде бы и не плохо. Но время прочтения, после которого я засыпал каждую ночь, подсказывает мне, что я не впечатлился.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2010 г.

Чистейшей воды абсурд, поданный Суэнвиком как гуманитарная научная фантастика, но имеющий с ней примерно столько же общего, сколько, скажем, творчество Кафки. Для меня «Путь Прилива» интересный жанровый эксперимент по перекрёстному опылению абсурдисткого романа «хард-бойлд» детективом и научной фантастикой. Впрочем принадлежность и к фантастическому и к детективному жанру условна. Не стоит искать в «Приливе...» и никаких гуманитарных слоёв, либо притчевости, их там тоже нет. По духу — стопроцентная «Новая Волна», и так же как многие другие произведения этой пресловутой «Новой Волны», не более чем концептуальный эксперимент, только запоздавший на пару десятилетий.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2010 г.

Из трёх прочитанных романов(+Дочь железного дракона, Вакуумные цветы) этот безусловно самый зрелый рассчитанный изначально роман. Чрезвычайно мало всякой сюжетной околесицы и баласта, что очень радует. Мир необычаен донельзя(замечательная традиция Суэнвика). Концовка великолепна, ставящая умудрённого жизнью главного героя выше всего этого мусора(магия, разруха, собственно Прилив), подчёркивая что Вселенские законы жизни не изменят/исказят никакия местные условия. Шикарное произведение для тех кто изголодался по старой доброй «Новой волне»(которая к сожалению отхлынула как и Великий Прилив сделает вскоре).

Р.S. Чиновник = человек

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2012 г.

И, в очередной раз, перед нами история самопознания, самосовершенствования и изменения личности. Вроде бы не ново, но как красиво преподнесено! Тоненькая детективная ниточка в оплетении замысловатых фантастических узоров!

Итак, главный герой настолько убог и безлик, деталька в механизме, автор даже его имени не называет, просто Чиновник. Роман начинается фразой «С неба свалился чиновник», и мне во время прочтения казалось, что именно так все и построено: этот персонаж почти ничего не понимает, сплошные вопросы без ответов, все в диковинку на планете, ну, прямо, как с неба свалился! :) Мир чудесной Миранды чиновнику совершенно чужд, он из мира высокоразвитых технологий. И дело еще то: найти волшебника. По мере продвижения в расследовании многое разъясняется настолько, что главному герою неминуемо грозит перерождение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге Потоп, Арарат и совершенно новое существо.

Читая, я тоже испытывала свои «непонятки»: текст романа представляет собой мешанину разных жанров, стилей, что-то вроде эклектики. Впечатление двоякое: с одной стороны, хочется «проглотить» книгу, настолько она экзотична, для гурманов, скажем так. С другой стороны, я, например, помногу читать не могла, в больших количествах «Путь прилива» психоделически выбивает из обычного мировосприятия.

Дочитав, поняла, что обязательно перечитаю роман. Хочется еще раз закутаться в это теплое, мягкое и уютное «лоскутное одеяло».

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2011 г.

Книга мне понравилась. Суэнвик, безусловно, мастер.

Конечно, несколько напрягает сексуальная линия. Может быть, стоило бы немного ее ужать, хотя она, безусловно, нужна.

В целом — читается легко, интрига интересная, концовка неожиданная. Есть, на мой взгляд, нестандартные ходы.

Сильно украшают детали — например, чемодан. Он — просто прелесть, почти как сундук из разумной груши у Пратчетта.

Буду читать еще.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2007 г.

Бывают такие книги, в которых неожиданно обнаруживаешь все именное такое, какое тебе нравится: литературные приемы и ходы, характеры персонажей, сюжет, даже мелкие детали и реплики. И тогда это все всупает в резонанс и понимаешь, что будет одна из самых твоих любимых книг. «Путь прилива» для меня — именно такая книга. Постмодернистское произведение, где можно найти отголоски как Азимова, так и Кастанеды (мне даже местами почему-то Стругацких напомнило) описывает мыкания главного героя, которого на протяжении всего романа автор его никак иначе не называет кроме как нарицательным «чиновник» (читай «канцелярская крыса»), в поисках некоего Грегорьяна, являющегося для жителей планеты чем то вроде Мессии. С каждой страницей на главгероя сыплется все больше шишек, а Грегорьян начинает обретать статус полубога. Изгибы фантазии автора, доставляющие настоящее удовольствие, ведут к неожиданному финалу. А ещё тут есть немного черного юмора

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2012 г.

Прочтение этого романа, погружение в Прилив — равно по эффекту ... ну, наверное, приему ЛСД (наверное — потому что не довелось принимать на самом деле, но, думаю, действие должно быть похожим). Даже сюжет не играет никакой роли, зато какой язык, какая зрелость, какие персонажи, какие изыски. И — высший балл — Чемоданчику, безусловно!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2010 г.

Одна из вершин стиля киберпанк, книга, показывающая, что Суэнвик — не просто замечательный стилист и литератор, но и один из самых умных писателей фантастики.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2007 г.

Из трех романов Суэнвика прочитанных мной, «Путь прилива» понравился меньше всего. Но Суэнвик для меня так и остался, создателем самых странных миров (может не столь миров, сколько атмосферы мира?), а «Путь прилива» наиболее «странный».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх