Габриэль Гарсиа Маркес

Лабораторная страница Габриэля Гарсиа Маркеса — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez)

Габриэль Гарсиа Маркес
Страна: Колумбия
Родился: 6 марта 1928 г.
Умер: 17 апреля 2014 г.

Габриэль Гарсиа Маркес (полное имя — Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес / Gabriel José de la Concordia «Gabo» García Márquez) — латиноамериканский (колумбийский) романист, прозаик, журналист. Лауреат Нобелевской премии 1982 в области литературы.

Родился 6 марта 1928 в прибрежном городке Аракатака. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда — отставного полковника, участника гражданской войны 1899-1903. Истории, как и в целом атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя.

С 1936 Маркес учился в интернате г. Зикапира возле Боготы. В 1940-1942 — в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, где писал заметки для школьной стенгазеты. С 1943 продолжал учебу в национальном колледже Зикапиры, увлекался поэзией.

В 1947 поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в боготской газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть Третий отказ (La tercera resignacion), написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение шести лет печатались отдельные рассказы Маркеса.

Чтобы переждать начавшиеся в Колумбии гражданские столкновения, переехал в 1948 в Картахену-де-лас-Индиас, где продолжил юридическое образование и работал в газете «Универсаль». В 1950 едет в Барранкилью, становится репортером «El Heraldo» — ведет рубрики «Жираф» и заведует редакцией еженедельника «Кроника». К этому времени относятся первые заметки к роману «Дом» — прообразу романа «Сто лет одиночества».

Карьеру журналиста продолжил в качестве репортера «El Espectador» в Боготе, куда переехал в 1954. В 1955 в этой газете были напечатаны 14 его очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». Поскольку в них вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, публикация вызвала скандал, впоследствии ставший одной из причин закрытия газеты в 1956, когда к власти пришел правый диктатор Рохас Пинилья.

В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть «Палая листва» (La hojarasca), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества — одна из центральных в творчестве Маркеса.

Габриэль Гарсиа Маркес

С 1955 находился в Европе в качестве корреспондента «El Espectador», совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть «Полковнику никто не пишет», добиваясь максимальной художественной выразительности — к 1957 работа была завершена.

В 1957 Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов в качестве корреспондента. В 1958 женится на Мерседес Барча — впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть «Полковнику никто не пишет» была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» — много разъезжает, работает в Боготе, на Кубе, в США.

Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман «Сто лет одиночества» (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей.

Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» — первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».

Основные черты направления — точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону.

Габриэль Гарсиа Маркес

В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой.

В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена).

В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье — возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь».

В 2002 вышел 1-й том мемуаров «Жить, чтобы рассказывать об этом» (Vivir Para Contarla), в 2004 — роман «Воспоминания о моих грустных подругах» (Memoriade misputas tristes). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги «Любовь во время холеры».

Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо — это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы — одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности.

В произведениях Маркеса — «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У. Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения.

© Энциклопедия Кругосвет



Награды и премии:

Нобелевская премия по литературе / Nobelpriset i litteratur, 1982


Сортировка:
 Габриэль Гарсиа Маркес. Романы Рейтинг
1962 Недобрый час / La mala hora   [= Проклятое время] 
8.01 (87)
-
3 отз.
8.51 (2338)
-
106 отз.
8.61 (317)
-
12 отз.
1985 Любовь во время чумы / El amor en los tiempos de cólera   [= Любовь во время холеры] 
8.54 (232)
-
8 отз.
7.81 (69)
-
5 отз.
 Габриэль Гарсиа Маркес. Повести Рейтинг
7.85 (118)
-
6 отз.
8.37 (792)
-
28 отз.
1970 Рассказ неутонувшего в открытом море / Relato de un náufrago   [= Десять дней в море без еды и воды; Рассказ человека, оказавшегося за бортом корабля] 
8.29 (92)
-
5 отз.
1972 Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке / La increíble y triste historia de la cándida Eréndira y de su abuela desalmada   [= Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке] 
8.44 (146)
-
1981 История одной смерти, о которой знали заранее / Cronica de una muerte anunciada   [= Хроника объявленной смерти; Хроника одной смерти, объявленной заранее] 
8.33 (156)
-
9 отз.
7.87 (31)
-
2 отз.
2004 Вспоминая моих несчастных шлюшек / Memoria de mis putas tristes   [= Вспоминая моих грустных шлюх] 
7.78 (130)
-
8 отз.
 Габриэль Гарсиа Маркес. Рассказы Рейтинг
1947 Третье смирение / La tercera resignación   [= Третий отказ] 
7.21 (84)
-
5 отз.
7.37 (99)
-
3 отз.
6.75 (80)
-
1 отз.
6.43 (14)
-
5.98 (61)
-
1 отз.
6.08 (59)
-
1 отз.
7.53 (15)
-
7.46 (79)
-
4 отз.
7.67 (129)
-
8 отз.
7.47 (59)
-
1 отз.
7.19 (58)
-
1 отз.
7.21 (75)
-
1 отз.
7.60 (15)
-
7.64 (112)
-
6 отз.
1955 День после субботы / Un día despues del sábado   [= Однажды после субботы] 
7.40 (53)
-
7.33 (132)
-
3 отз.
1961 Вдова Монтьель / La viuda de Montiel   [= Вдова Монтель] 
7.28 (57)
-
1 отз.
7.29 (87)
-
2 отз.
1961 Похороны Великой Мамы / Los funerales de la Mamá Grande   [= Похороны Большой Мамы] 
6.61 (127)
-
2 отз.
1962 У нас в городке воров нет / En este pueblo no hay ladrones   [= Наши не воруют; В нашем городке воров нет] 
8.10 (63)
-
3 отз.
1962 Незабываемый день в жизни Бальтасара / La prodigiosa tarde de Baltazar   [= Самый необычный в жизни Балтазара день; Расчудесный день Бальтасара; Лучший день в жизни Бальтазара] 
8.03 (67)
-
1 отз.
1962 Сиеста во вторник / La siesta del martes   [= Послеполуденный зной во вторник] 
7.49 (73)
-
1 отз.
1962 Один из этих дней / Un día de éstos   [= Один день из многих] 
7.20 (50)
-
1 отз.
1968 Добрый фокусник, продавец чудес / Blacamán el bueno vendedor de milagros   [= Блакаман Добрый, продавец чудес; Торговец чудесами] 
8.12 (96)
-
1968 Самый красивый утопленник в мире / El ahogado más hermoso del mundo   [= Самый красивый в мире утопленник] 
7.44 (218)
-
7 отз.
1968 Последнее путешествие корабля-призрака / El último viaje del buque fantasma   [= Последнее плавание корабля-призрака] 
8.17 (101)
-
4 отз.
1968 Очень старый человек с огромными крыльями / Un señor muy viejo con unas alas enormes   [= Старый-престарый сеньор с огромными крыльями; Очень старый сеньор с огромными крыльями; Очень старый человек с большими крыльями; Старый ангел] 
8.30 (226)
-
9 отз.
1970 За любовью неизбежность смерти / Muerte constante más allá del amor   [= Постоянство смерти и любовь; А смерть всегда надежнее любви; Стоит смерть] 
7.72 (53)
-
2 отз.
1976 Следы твоей крови на снегу / El rastro de tu sangre en la nieve   [= По следу твоей крови на снегу] 
8.57 (63)
-
11 отз.
1976 Последнее лето сеньоры Форбес / El verano feliz de la señora Forbes   [= Счастливое лето сеньоры Форбес] 
8.11 (44)
-
2 отз.
7.53 (34)
-
2 отз.
8.53 (36)
-
2 отз.
8.24 (38)
-
1 отз.
7.96 (28)
-
1 отз.
7.55 (31)
-
1 отз.
6.65 (31)
-
1 отз.
7.59 (32)
-
1 отз.
8.36 (33)
-
2 отз.
7.10 (31)
-
1 отз.
7.90 (31)
-
2 отз.
7.25 (4)
-
8.67 (6)
-
7.71 (7)
-
 Габриэль Гарсиа Маркес. Микрорассказы Рейтинг
1950 Сын Полковника / El hijo del coronel [набросок к роману «Сто лет одиночества»] 
8.10 (63)
-
1950 Возвращение Меме / El regreso de Meme [набросок к роману «Сто лет одиночества»] 
8.28 (64)
-
1950 Дом Буэндиа / La casa de los Buendía [набросок к роману «Сто лет одиночества»] 
8.20 (71)
-
1 отз.
1950 Дочь полковника / La hija del coronel [набросок к роману «Сто лет одиночества»] 
8.11 (61)
-
 
-
1999 En agosto nos vemos [отрывок ненаписанного романа] 
9.33 (3)
-
6.50 (4)
-
6.73 (30)
-
2 отз.
7.33 (3)
-
6.00 (4)
-
5.67 (6)
-
6.50 (4)
-
6.33 (3)
-
6.50 (4)
-
Противоречивые мысли по поводу одной некрасивой женщины   [= Противоречивые мысли об одной некрасивой женщине] 
7.33 (18)
-
6.00 (4)
-
8.62 (8)
-
1 отз.
7.00 (4)
-
5.33 (3)
-
7.00 (2)
-
6.71 (7)
-
7.82 (28)
-
1 отз.
 Габриэль Гарсиа Маркес. Документальные произведения Рейтинг
8.22 (9)
-
1 отз.
1996 Известие о похищении / Noticia de un secuestro   [= История похищения] 
7.60 (15)
-
3 отз.
8.60 (10)
-
1 отз.
 Габриэль Гарсиа Маркес. Киносценарии Рейтинг
 
-
 
-
 
-
 
-
1983 Erendira 
 
-
 
-
1985 Tiempo de Morir // Соавтор: Карлос Фуэнтес 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1.00 (1)
-
 Габриэль Гарсиа Маркес. Статьи Рейтинг
7.67 (3)
-
 
-
8.38 (8)
-
7.38 (21)
-
1 отз.
1997 Самая лучшая работа на свете / El mejor oficio del mundo   [= Журналистика — лучшая в мире профессия] 
7.33 (6)
-
6.80 (5)
-
6.80 (5)
-
7.40 (5)
-
9.00 (5)
-
9.00 (5)
-
7.20 (5)
-
6.60 (5)
-
7.00 (5)
-
7.00 (5)
-
8.40 (5)
-
7.00 (5)
-
7.00 (5)
-
8.60 (5)
-
7.80 (5)
-
7.20 (5)
-
8.80 (5)
-
 
-
7.00 (5)
-
6.80 (5)
-
6.50 (2)
-
8.25 (4)
-
8.00 (2)
-
 
-
8.00 (2)
-
 Габриэль Гарсиа Маркес. Эссе Рейтинг
7.81 (26)
-
3 отз.
1984 Аргентинец, который влюбил в себя весь мир / El argentino que se hizo querer de todos   [= Аргентинец, ставший всеобщей любовью] 
8.60 (5)
-
 Габриэль Гарсиа Маркес. Сборники Рейтинг
7.91 (34)
-
1 отз.
8.51 (35)
-
1 отз.
6.70 (23)
-
2 отз.
1992 Двенадцать странствующих рассказов / Doce cuentos peregrinos   [= Двенадцать рассказов-странников] 
8.33 (24)
-
3 отз.
2010 Я здесь не для того, чтобы говорить речи / Yo no vengo a decir un discurso [сборник публичных выступлений] 
7.88 (8)
-
1 отз.
 Габриэль Гарсиа Маркес. Прочие произведения Рейтинг
1968 Роман в Америке / La novela en América Latina: Diálogo   [= Диалог о романе в Латинской Америке] // Соавтор: Марио Варгас Льоса 
7.60 (5)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 Габриэль Гарсиа Маркес. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
Frontera, киносценарий, не опубликован 
 
 


Все отзывы на произведения автора (309 отзывов) | Все издания автора (203) | Экранизации (8)


  Исполнители

  • Составитель библиографии — ddmr

  • Куратор библиографии — vbltyt


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.

  •   Формат рейтинга