Борис Лапин «Старинная детская песенка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды на космоавтобусе, идущем из пояса астероидов на Землю, появились странные незарегистрированные существа. Они моргали глазами в ритме таблицы умножения, шевелили длинными ушами и совершенно не собирались платить за проезд.
Впервые: Б. Лапин. Старинная детская песенка [Фантастический рассказ]//газ. «Советская молодежь»(Иркутск), 1970., №38 (2 апреля).
Входит в:
— антологию «Фантастика, 72», 1972 г.
— сборник «Ничьи дети», 1985 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 12 июня 2021 г.
Еще один рассказ на фантастическую тему, написанный в стиле «скверного анекдота». Во время полета на космическом «автобусе» его экипаж обнаруживает странных безбилетников, обожающих смотреть земные фильмы (точнее, сериалы).
Большого смысла в данной истории нет: автор просто решил обыграть известную шутку про «космических зайцев». К сожалению, придумать нормальный сюжет ему не удалось и потому вся история не вызывает у читателя адекватной реакции — ни сочувствия, ни смеха. Особенно фальшиво выглядит попытка персонажей вспомнить, как называются эти пушистые зверьки и чем их кормить. Кошек, значит, они помнят, а вот зайцев... Зато попытка выдворить безбилетников в открытый космос выглядит весьма неприглядно и губит на корню всю юмористичность истории. Зачем нужно было так строить сюжет, чтобы в нем не осталось ни здравого смысла, ни тонкой пародии? Короче — грубовато сработано. Удивило меня и то, что через 13 лет рассказ взяли в другой сборник. Неужели ничего лучшего не нашлось?
--------------------
РЕЗЮМЕ: почти сказочная история про космических зайцев (в прямом и переносном смыслах). Посыл ее непонятен, т.к. сама история слишком уж несерьезна. А, может, никаких зайцев и не было — всё это глюки Большого Космоса?
Стронций 88, 6 октября 2017 г.
Уже со слова «космоавтобус» становится понятно, что рассказ будет несерьёзным, даже, скорее всего, юмористическим – и само ведение текста это подтверждает. Таинственные, из неоткуда появившиеся на корабле существа даже интригуют в начале. Но дальше… всё идет как-то нелепо, нелепейше! Хочется даже спросить: ребята, а вы зайцев-то вообще видели? И, нет, не у героев хочется спросить, а у автора… И ни юмора не выходит, ни чего-то интересного или умного. Остаётся одно ощущение нелепости и даже легкое разочарованное «Ну да…». Нет, есть, конечно, вариант, что так и задумывалось – что эти существа ни какие не кролики, а лишь похожи на них, чтоб подтолкнуть героев (они же настоящих не видели, вот и приняли за наших, земных) к мысли, что вот уж злобное человечество уничтожило столько видов, в том числе и разумных (проглядели разум у кроликов, а они все это разом увидели!). Но если так, то, по-моему, писать это надо было как-то по-другому, а так это совершенно не видно, не очевидно – если это вообще так, а не просто моя попытка найти какое-то объяснение и оправдание. Хотя из-за всей этой нелепицы (ощущения нелепости), и верится в это мало.
god54, 9 мая 2016 г.
Рассказ похоже должен быть юмористическим, но в нем чего-то явно не хватает. Вполне возможно юмора и не хватает. Летит некий космоавтобус, явно иностранный, но с проблемами русскими и поведением водителя очень даже русскими. И вдруг появляются зайцы, те которые ездят без билета. Все можно смеяться... Убого, крайне убого.
Sawwin, 25 декабря 2009 г.
Рассказ типичный для молодогвардейской фантастики начала семидесятых. Редакция Жемайтиса разогнана, бал правят серые бездарности, проповедующие лозунг: «Фантастика должна быть фантастичной!» Лозунг хорош, но во что он превращался на практике? Сюжеты рассказов были страшно однообразны и легко сводолись к краткому: «А вот, ещё был случай». Ничего из этого случая не следовало, никого он никому не учил, ни о какой психологии героев речи не шло. Не шла речь также и о владении словом. Безликие редактора подтягивали до средне-серого уровня откровенную графоманию одних, и кастрировали тексты тех, кто хоть как-то мог писать.
Вот и этот рассказ. Случилось так, что на пассажирской ракете объявились зайцы. Два дня ракета была полна зайцами, а потом они куда-то делись. Всё, рассказ закончен.
Я бы ещё понял, если бы перед нами была попытка сделать юмористический рассказ, так ведь нет, всё ужасно серьёзно. Вот не было зайцев, а потом появились. Во!.. Посидели, посмотрели кино, погрызли морковку, а потом исчезли. Ух, ты! К чему бы это? Не иначе к дождю и распаду СССР.
Хотя, быть может, Борис Лапин и на самом деле пытался писать смешно. Всё-таки, главного героя зовут Джон Болт, а кинофильм, который он крутит во время полёта, называется «Змеедевушка с Беги». Многим, вероятно, вспомнится «Змеедевушка с Веги» Сергея Снегова. Вероятно Борис Лапин устал строчить доносы (см. статью Кира Булычёва «Поход на стадион») и решил свести счёты со своими врагами литературным путём. Не получилось, для этого нужно уметь писать что-нибудь, кроме доносов.