FantLab ru

Фёдор Достоевский

Фёдор Достоевский
Страна: Россия
Родился: 30 октября 1821 г.
Умер: 28 января 1881 г.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября н.с.) 1821 г. в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.

Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.

В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.

Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» (1846). Белинский провозгласил «появление... необыкновенного таланта...». Повести «Двойник» (1846) и «Хозяйка» (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.

После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика (в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «...отставного поручика... в каторжную работу в крепостях на... 4 года, а потом рядовым»).

В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства.

После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.

В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 71). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 — 75) и «Братья Карамазовы» (1880).

С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.

В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием».

Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Фантастическое в творчестве

В творчестве Ф.М. Достоевского достаточно часто встречаются фантастические мотивы, прежде всего, мистическая составляющая в произведениях.

Достоевский дважды давал подзаголовок «фантастический рассказ» своим произведениям. В «Кроткой» фантастический прием состоит в том, что повествование ведется от лица самоубийцы до последнего мгновения ее жизни. Правда, в наше время фантастичность этого приема уже не ощущается, но в свое время именно на примере «Кроткой» Достоевский обсуждал особенности своего метода как «реализма в высшем смысле», «реализма, доходящего до фантастического».

Другой «фантастический рассказ», «Сон смешного человека», описывает хрупкую инопланетную утопию и ее разрушение под растлевающим влиянием попавшего туда землянина.

На основе фантастического допущения — внезапного появления у главного героя его полного двойника, который постепенно занимает его место в жизни — построена повесть «Двойник». В «Хозяйке» для мотивировки сюжета использованы модные тогда идеи месмеризма и животного магнетизма.

Фантастическим по своей природе также является рассказ «Бобок», посвященный переговорам покойников на кладбище. Также фантастическое допущение лежит в основе одного из самых известных юмористических рассказов автора — «Крокодил» (проглоченный крокодилом обыватель очень неплохо себя чувствует).

Полуфантастические, мистические мотивы встречаются и в серьезных произведениях Достоевского, таких, как романы «Братья Карамазовы» (в частности, глава «Великий Инквизитор») и «Бесы». Также Достоевский использует научно-фантастическую образность, к примеру, описывая сон Раскольникова о разумных микробах, поработивших человечество, искусственный спутник Земли в разговоре Ивана Карамазова с чертом.

В целом большинство исследователей признают в произведениях Ф.М. Достоевского наличие фантастического элемента, как лежащего в основе сюжета, так и используемого для описания мест действия («Петербург Достоевского» иногда признают неким фантастическим городом, «городом-призраком», не во всем повторяющим реальный исторический Петербург).

Кроме того, Достоевский одним из первых представил русской публике Эдгара По, отметив у него искусство детали, благодаря которому даже путешествие на Луну выглядит правдоподобным, и из-за этого у По «если и есть фантастичность, то какая-то материальная».

Определение фантастики, данное Ф.М. Достоевским в частном письме, опубликованном в 1906 г. («фантастическое в искусстве имеет предел и правила. Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему»), стало впоследствии чрезвычайно популярным и часто приводится.

Примечание к биографии:

Раздел «Фантастика в творчестве автора» написан ameshavkin и kerigma.

Сортировка:

Фёдор Достоевский. Циклы произведений

7.43 (7)
-
6.50 (10)
-
7.09 (11)
-
7.00 (11)
-
6.60 (10)
-
7.57 (7)
-
6.62 (8)
-
6.75 (8)
-
7.29 (7)
-
6.57 (7)
-
6.40 (5)
-
6.50 (6)
-
6.33 (6)
-
6.50 (6)
-
6.00 (6)
-
7.14 (7)
-
6.83 (6)
-
6.33 (6)
-
6.00 (6)
-
6.67 (6)
-
6.33 (6)
-
8.38 (34)
-
8.28 (29)
-
7.80 (30)
-
7.85 (26)
-
1 отз.
7.96 (26)
-
7.80 (25)
-
7.88 (16)
-

Фёдор Достоевский. Романы

7.76 (404)
-
11 отз.
8.28 (412)
-
7 отз.
  1866 Игрок [Из записок молодого человека]  
8.51 (387)
-
7 отз.
8.68 (1632)
-
27 отз.
  1869 Идиот  
8.94 (939)
-
20 отз.
  1871 Бесы  
8.80 (566)
-
13 отз.
8.15 (277)
-
6 отз.
9.15 (769)
-
18 отз.

Фёдор Достоевский. Повести

  1846 Двойник [Петербургская поэма]  
7.80 (164)
-
4 отз.
  1847 Хозяйка  
7.31 (61)
-
1 отз.
  1848 Белые ночи [Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя]  
7.96 (276)
-
5 отз.
6.96 (48)
-
2 отз.
7.81 (179)
-
1 отз.
  1859 Дядюшкин сон [Из Мордасовских летописей]  
8.17 (114)
-
3 отз.
8.50 (177)
-
3 отз.
8.61 (176)
-
3 отз.
7.97 (68)
-
2 отз.
  1876 Кроткая [Фантастический рассказ]  
8.32 (131)
-
3 отз.

Фёдор Достоевский. Рассказы

7.44 (54)
-
1 отз.
  1846 Как опасно предаваться честолюбивым снам // Соавторы: Дмитрий Григорович, Николай Некрасов  
7.68 (25)
-
1 отз.
7.11 (46)
-
  1848 Ёлка и свадьба [Из записок неизвестного]  
7.63 (60)
-
1 отз.
6.84 (31)
-
1 отз.
  1848 Честный вор [Из записок неизвестного]  
7.62 (61)
-
  1848 Чужая жена и муж под кроватью [Происшествие необыкновенное]  
7.54 (92)
-
2 отз.
  1857 Маленький герой [Из неизвестных мемуаров]  
7.51 (39)
-
1 отз.
6.95 (21)
-
1 отз.
8.10 (82)
-
1 отз.
  1865 Крокодил [Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже]  
7.49 (84)
-
2 отз.
  1873 Бобок [Записки одного лица]  
7.61 (102)
-
3 отз.
7.17 (30)
-
8.36 (133)
-
2 отз.
7.20 (30)
-
7.20 (35)
-
1 отз.
  1877 Сон смешного человека [Фантастический рассказ]  
7.80 (199)
-
5 отз.

Фёдор Достоевский. Поэзия

6.38 (8)
-
7.00 (6)
-

Фёдор Достоевский. Статьи

  1845 Зубоскал [Предисловие к альманаху "Зубоскал"]  
6.83 (6)
-
  1846 Вступление // Соавтор: Дмитрий Григорович  
8.00 (4)
-
  1847 Петербургская летопись [фельетон]  
6.38 (13)
-
7.20 (5)
-
6.50 (10)
-
6.62 (8)
-
6.75 (8)
-
7.09 (11)
-
7.00 (11)
-
6.60 (10)
-
7.57 (7)
-
  1861 Выставка в Академии художеств за 1860-1861 [приписывается Достоевскому]  
7.67 (6)
-
8.00 (4)
-
6.86 (7)
-
6.57 (7)
-
  1861 Николай Александрович Добролюбов. Некролог [приписывается Достоевскому]  
7.33 (6)
-
7.00 (6)
-
6.86 (7)
-
8.00 (4)
-
7.75 (4)
-
  1861 Полемический случай с “Основой” и “Сионом” [приписывается Достоевскому]  
8.00 (4)
-
  1861 Противоречия и увлечения “Времени” [приписывается Достоевскому]  
8.00 (4)
-
  1861 Рассказы Н.В.Успенского [приписывается Достоевскому]  
6.80 (5)
-
7.50 (6)
-
7.33 (3)
-
  1862 Два лагеря теоретиков [По поводу «Дня» и кой-чего другого]  
5.80 (5)
-
  1862 Критические вариации на разные темы [приписывается Достоевскому]  
7.67 (3)
-
5.80 (5)
-
7.33 (6)
-
6.33 (6)
-
6.60 (5)
-
5.50 (6)
-
6.86 (22)
-
6.60 (5)
-
7.40 (5)
-
5.60 (5)
-
6.25 (4)
-
  1864 Наши домашние дела [приписывается Достоевскому]  
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
6.60 (5)
-
  1864 Политическое обозрение [приписывается Достоевскому]  
7.50 (4)
-
7.00 (4)
-
7.00 (5)
-
7.00 (5)
-
  1873 «Свежей памяти Ф.И. Тютчева» // Соавтор: Владимир Мещерский  
7.67 (3)
-
6.33 (6)
-
6.00 (6)
-
6.00 (6)
-
6.67 (6)
-
7.14 (7)
-
6.83 (6)
-
6.75 (4)
-
6.75 (4)
-
7.33 (3)
-
5.50 (4)
-
7.25 (4)
-
6.57 (7)
-
6.40 (5)
-
6.50 (6)
-
6.33 (6)
-
6.50 (6)
-
6.33 (6)
-
7.50 (4)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-

Фёдор Достоевский. Очерки

7.00 (5)
-
7.00 (5)
-
7.20 (5)
-
6.75 (4)
-
6.57 (7)
-
6.38 (16)
-
  1876 Приговор  
6.92 (13)
-
5.67 (6)
-
  1880 Пушкин  [= Пушкинская речь]  
8.35 (26)
-
1 отз.

Фёдор Достоевский. Отрывки

9.07 (137)
-
1 отз.

Фёдор Достоевский. Прочие произведения

5.50 (4)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
  1861 <Три рассказа Эдгара Поэ> [предисловие к публикации]  
7.36 (11)
-
7.50 (2)
-
6.67 (3)
-
7.50 (2)
-
7.33 (3)
-
8.28 (118)
-
5 отз.
  1862 Объявление о подписке на журнал «Время» на 1863 год  [= "Время". Журнал литературный и политический, издаваемый М.Достоевским ]  
5.00 (4)
-
7.67 (3)
-
6.00 (3)
-
8.28 (29)
-
7.50 (2)
-
  1873 Ответ на запрос С.-Петербургских ведомостей // Соавтор: Владимир Мещерский  
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
7.80 (30)
-
  1877 <Ответ анониму> [Мой ответ анониму. К вопросу о русской церкви] // Соавтор: Владимир Мещерский  
7.50 (2)
-
7.85 (26)
-
1 отз.
7.50 (2)
-
7.96 (26)
-
7.80 (25)
-
6.67 (3)
-
7.50 (2)
-
  1972 Сибирская тетрадь  [= Моя тетрадка каторжная]  
8.00 (2)
-
7.88 (16)
-
7.00 (2)
-
8.00 (3)
-
7.75 (4)
-

Фёдор Достоевский. Незаконченные произведения

  Весенняя любовь (повесть, не закончена)  
8.50 (4)
-
  Домовой (очерк, не закончен)  
8.50 (2)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Наброски, планы и черновики объединены в Наброски и планы и отдельно в библиографии не отображаются.

  • В библиографии не детализированы все частные и официальные письма Ф.М. Достоевского, которых за период с 1832 по 1881 гг. насчитывается около тысячи.

  • В библиографии не детализируются записные книжки и рабочие тетради Ф.М. Достоевского.

  • В библиографию не включены отдельные примечания, добавления, вставки, представляющие собой редакторскую работу Ф.М. Достоевского (прежде всего в качестве редактора журналов «Гражданин», «Время» и «Эпоха»).

  • С пометкой [приписывается Достоевскому] указаны произведения, изначально Достоевским не подписанные, авторство которых было впоследствии установлено литературоведами.

  • В произведение Автографы и рисунки внесены издания, содержащие различные рисунки, заметки, автографы, записи в альбомы барышень и иные подобные вещи авторства Ф.М. Достоевского.

    Составители благодарят за помощь в работе над изданиями: ermolaev, Kamima, Mierin, Nonconformist, antilia, Горе, Ank, SnowBall.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — duke, kerigma, ALLEGORY

  • Куратор библиографии — kerigma


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  •   Лингвистический профиль Фёдора Достоевского

    Словарный запас автора — крайне низкий. Длина предложений — очень большая. Диалоги используются чуть чаще среднего. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — довольно часто.