fantlab ru

Ольга Чигиринская «По ту сторону рассвета»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
216
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Легенда о Берене и Лютиэнь — одна из центральных в «Легендариуме Средиземья», пожалуй, самая значимая для Толкина. Но в «Сильмариллионе» она изложена весьма лаконично. А так хочется увидеть, как в кино, «как это было»...

Хотите узнать, сколько времени провели в плену у Саурона эльфы и Берен? Почему Саурон без труда задержал отряд из 12 воинов, а к эльфийской деве и псу Хуану вышел на поединок? Каким образом Берен смог взять Сильмарилл — и почему «камень покорился его прикосновению»? Читайте «По ту сторону рассвета» — и вы всё это узнаете!

А заодно узнаете много нового: о том, как играют «в башни», о различиях между нолдор и синдар, о эльфийской поэзии, узнаете обычаи гномов и аданов Первой Эпохи...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Средиземье Толкина. Свободные продолжения и вариации на тему»  >  Свободные продолжения и дополнения


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 1176

Активный словарный запас: низкий (2624 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

По ту сторону рассвета. Книга вторая. Воин надежды
2003 г.
По ту сторону рассвета. Книга первая. Тени сумерек
2003 г.
По ту сторону рассвета
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  40  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень незаурядный роман, весьма достойное дополнение к миру, созданному Толкиеном. В центре внимания — один из ключевых эпизодов «Сильмариллиона» — история Берена и Лучиэнь. И, мне кажется, Толкиен остался бы доволен таким продолжением своих идей.

Автор смогла добиться выполнения очень сложной задачи. Чигиринская создала прекрасное самодостаточное произведение, при этом полностью соблюла и дух и букву первоисточника.

У романа множестов достоинств. Во-первых, сюжет. Он сложен и многогранен, в нем кроме основной линии есть еще несколько второстепенных, но не менее важных. Он удачно меняет темп и динамику. События то развиваются плавно и неспешно, то пускаются вскачь и счет идет не на года, а на минуты. Единственный определенный недостаток — читать роман, не читав Сильмариллион, не стоит. Зато те, кто читал Толкиена, получат огромное удовольствие. Многочисленные сюжетные линии прекрасно вошли в канву, созданную Толкиеном.

Во-вторых, у автора прекрасный стиль и язык. Огромный двухтомный роман, наполненный множеством сложных имен и географических названий, читается легко, по сути, на одном дыхании. От него невозможно оторваться. Автор прекрасно передает эмоции и впечатления от событий. В романе есть эпизоды, которые читать очень тяжело из-за их гнетущей безнадежности. А есть места, которые просто поднимают тебя как на крыльях. Из самых впечатляющих эпизодов — поединок Финрода с Сауроном, волчья яма, бегство Берена, смерть Гили.

В-третьих, автору прекрасно удаются герои, как главные, так и второстепенные. Особенно поразил меня образ Финрода — вот как должен жить и действовать эльфийский король! А сам Берен, а Лучиэнь, а Гили, а Маэдрос, а горцы — помощники Берена. И отрицательные герои тоже удались. Чигиринская очень хорошо показала противостояние добра и зла. Как похожи они могут казаться и в чем все-таки между ними нестираемая разница.

Эту книгу надо прочесть не один раз. Здесь есть о чем подумать, есть чему сопереживать и чему научиться. Настоящий шедевр!

Оценка: 10
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман — единственный среди напечатанных фанфиков, в который я «влюбилась с первого чтения»:smile:. Всё дальнейшее – развёрнутое «признание в любви»:blush:.

Ольга не пыталась подражать стилю Толкиена — у неё есть свой, оригинальный. Не пыталась доказать, что «Профессор был не прав» — потому что Профессор всегда прав, когда речь идёт о Средиземьи:glasses:. А зачем тогда было фанфик писать? Да чтобы увидеть, «как всё было на самом деле»:smile:, и понять: ЗАЧЕМ это было. ИМХО: цель более чем достигнута.

Что отличает ПТСР от фанфиков Еськова и Перумова: картина мира осталась в ПТСР та же самая! Финрод, Фингон, Берен, Лютиэнь, Тингол, Маэдрос, Келеборн и Галадриэль, все остальные персонажи — это те самые, из «Сильма». Но средневековый витраж или гобелен отличается от кадров в кинофильме, даже если изображают одного и того же персонажа. Разные выразительные средства, однако.

Роман обозначен как «философский боевик с элементами эротики». В этой шутке есть доля правды:smile:: очень динамичный сюжет, в наличии описания (довольно подробные) битв, поединков и просто драк (а также одна замечательная пьянка), «элементы эротики» тоже имют место быть (но очень немного). Неужели остаётся место для философских размышлений? А как же – роман большой, 1240 страниц (в двух томах), место есть всему.

И ещё – это история обретения веры (и главным героем, и... автором).

Легенда о Берене и Лютиэнь произвела на меня неизгладимое впечатление ещё при чтении «Сильмариллиона». Но некоторые моменты вызвали недоумение, а именно:

1.Сколько времени сидели в яме Берен и эльфы, если за это время:

а) Лютиэнь пыталась бежать, неудачно;

б)Лютиэнь сидит на Хирилорне и ткёт плащ (работа на пару недель)

в) Лютиэнь сбегает из Дориата и идёт в Нарготронд (пешочком, это сколько дней?);

г) Лютиэнь — пленница в Нарготронде, и Келегорм с Куруфином успевают отправить посольство в Дориат, получить ответ(скока-скока? месяц? Два?);

д) Лютиэнь бежит из Нарготронда, и идёт (а Хуан — это не верховая лошадь) к Тол Сирион.

Господа, 3 месяца – это минимум-миниморум. Реально – 4 месяца. Столько времени в волчьей яме и тех условиях – нет, не могу представить.

2. Почему Саурон вышел на поединок с Хуаном, а не выслал отряд орков на задержание? Ему не перед кем красоваться было, это не Моргот с Финголфином.

3. Каким образом состоялся самостоятельный выход пленников (возможно, весьма измождённых) Тол Сириона, когда на них стены и потолки обрушились?

4. Почему Берен и Лютиэнь вошли к Морготу «как к себе домой»?

5. Каким образом «Дортонион стал на время свободен от зла»? Орки испарились «как сон, как утренний туман»? Непохоже:shuffle:.

Было впечатление, что автор чего-то недоговорил. Поэтому ПТСР меня очень порадовал — никакого противоречия с «Сильмом», и всё понятно.

Из предыдущих обсуждений на форумах и сайтах: честно говоря, меня сильно удивили претензии некоторых толкинистов к тому, как в романе изображены Три Рода Аданов. И что они не так идеальны, как Арагорн, или Исилдур, или другие нуменорцы в произведениях Толкиена. Господа, вы хронологию смотрели? Нуменор -это же Благословенная Земля, к первым нуменорцам явился Эонве и учил их (см. текст “Сильма”. Потом прошло 3000 лет!!! За это время обычаи (и даже в какой-то мере физиология – нуменорцы жили значительно дольше аданов Первой Эпохи) у людей изменились. Нуменорцы Толкина — потомки старой культуры, живут на благой земле. Три Рода Аданов Первой Эпохи не слишком давно вышли из-под Тени, живут в состоянии перманентной войны (в течении Долгого Мира отдельные стычки были, наверное, и не раз), особой благости в земле не наблюдается. Зачем требовать от них нереального?

Что ещё? Вот: этот роман целиком и полностью примирил меня с «Чёрной Книгой Арды». Рыцари Аст-Ахэ «вписались» в Средиземье «как родные». А для некоторых моментов сюжета они просто необходимы:glasses:.

Из маленьких открытий : обратил ли кто внимание на фразу Саурона в разговоре с Ильвэ “можно только сжечь то, чему поклонялся и поклонится тому, что сжигал”? Эти слова сказал архиепископ Ремигий королю Хлодвигу перед крещением (25.12.496). Отдать эту фразу Саурону — смелый ход.

Вообще, в романе масса литературных аллюзий. Одна из них, очень любопытная и неочевидная — на «Гамлета». Знатоки, ищите — и найдёте!

Замечательное изобретение — «игра в башни». Уже доработана энтузиастами.

Итог моего сумбура: на шкале нет «20», поэтому — всего лишь 10. Толкинистам — читать, однозначно, (впрочем, многие это и так сделали), остальным — попробуйте прочесть! В бумаге достать книгу почти нереально, так что идите к Мошкову, на Альдебаран, в Арду-на-Куличках...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Толкиен в одном из своих писем написал (цитирую, но не дословно), что его «Сильмариллион» (а точнее весь его Мир) — это поле деятельности и для других творцов: художников, писателей, драматургов, поэтов. В этом письме своему сыну Кристоферу, который потом издал сей труд, он сказал: пожалуйста, заполняйте внушительные прорехи и пробелы, которые присутствуют в легендариуме, и сам Профессор, судя по письму, будет только рад! Что и продемонстрировала нам Ольга Брилева, с любовью и уважением к Слову Мастера!!! Из каждой строчки Ольги сквозит поэзия и доброта, дружба и любовь!!!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга достойная.

Толкиен хотел написать три развернутых,малосвязанных рассказа: «Берен и Лютиэн»,«Падение Гондолина» и «Дети Хурина».Последние он успел написать,с первым нам помогла Ольга.Осталось «Падение Гондолина» ;)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

:super:Очень понравилось. Перечитываю каждый год с неизменным удовольствием. Черная книга Арды динамично легла в повествование и автор устами Берена дал ей истинную оценку.Вообще обожаю Толкиена и с удовольствием перечитываю фанфики, этот один из лучших и мой самый любимый после Перумова.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя некоторое время, перечитал два увесистых тома истории о Берене и Лютиэн в изложении Ольги Брилевой, и в очередной раз не усомнился в своей оценке, почти двадцатилетней давности. Это очень хороший опус. И, в первую очередь, он поражает своим живым изложением. Легендарные и полумифические, даже для живущих в Третью Эпоху Средиземья, события на страницах «По ту сторону рассвета» ожили, приобрели очертания действительно случившихся, а не просто описанных в Легендариуме.

Автор отнесся довольно бережно и к первоисточнику, и к апокрифам, сделав уважительный реверанс к столь спорной ЧКА, не затронув чувств сентиментальных девушек в черном, но и не рассыпавшись в люциферианском почитании «истории, что пишут победители, но все было не так». И это радует, потому что легенда о судьбе и надежде стала достоянием не эльфов, а людей, и, показав человечность, сомнения, свершения и поступки смертных на фоне прекрасного и дивного народа эльфов, нельзя было не упомянуть и тех, кто по тем или иным причинам, принял сторону Врага (а романтизирует именно эту Силу Арды довольно большое количество читателей, отдавая ей свое вдохновение в музыке, живописи и литературе). Обманутые романтичные рыцари Твердыни Тьмы в романе показаны примерно в таком же духе, как и жители послевоенной Германии («Мы не знали»). Однако, собственно, рыцари Аст-Ахэ – не марионетки, а действительно личности, настолько же разные, насколько одинаковы их черные одежды. Впрочем, отрадно и вовсе нескучно было читать душевные портреты и мыслеизлияния всех героев в первом томе, это было очень важно для виртуального автора произведения – ведь многие забывают, что книгу «написал» пилот звездолета Восьмой Эпохи – Берен Белгарион, находясь перед лицом инопланетного хитрого захватчика. Его переживания нашли свое отражения и в тексте, то есть невольный читатель должен найти сокрытый смысл через призму истории о Берене каноническом. Кстати, Берен получился очень харизматичный, однозначно талискаран (остроязычный), и не гнушающийся показать свою слабость или страх перед лицом опасности. Здесь сделано множество отсылок к культуре шотландских горцев, их этнографии, диалектам и этнопсихологии, поэтому дортонионские горцы получились достаточно живые и интересные, с уникальными темпераментами и личностными портретами.

Однозначно, история вышла очень живой и не противоречащей основной канонической линии, учитывая, что на момент 2003 года мало кто был знаком с Утраченными и Неоконченными сказаниями. Сказки о добром Мелькоре здесь тоже нет, и это радует. К сожалению, во втором томе утерян чарующий шарм сопричастности, такое ощущение, что он дописывался второпях, однако достойно завершился, буквально в двух трех страницах эпилога дорассказав роковую историю Сильмариллов, но, не утратив харизмы главного героя вплоть до последних строк.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это книга о любви прорывающейся сквозь проклятие, мрак и гордыню.

Советую всем.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга! Читать всем поклоникам Толкиена в обезательном порятке!!!

После прочтения книги у меня поменялось отношение к миру):hb:

Спосибо вам Ольга!

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление, которое получаешь, читая ПТСР — объём. Язык ни разу не беден, но крайне лаконичен, так что в единицу времени получаешь максимум информации и полностью погружаешься в книгу. Средиземье, простите, Белерианд, конечно, можно попробовать на вкус и пощупать руками. При этом мир книги не только глубок, но и широк — глазами Финрода нам покажут Аман, легенды, которые рассказывает Берен, повествуют о прошлом людей, пока над ними властвовал Мелькор и незадолго после их освобождения. Всё это полностью погружает именно в тот самый мир, который описан в «Сильмариллионе» — здесь есть прекрасные и гармоничные эльфы, грубые и злобные орки, Мелькор с его кажущимся всемогуществом и некая неосязаемая надежда на лучшее...

Второе впечатление — динамика. Сюжет не провисает, даже такие опасные моменты, как плен Берена у Саурона читаются на одном дыхании. На протяжении всей книги всё время что-то происходит, и читать это просто безумно интересно. Тут и битва горцев Дортониона с армией «Хэлгор», и мирное лишь на первый взгляд обсуждение захваченной у морготовцев «Чёрной книги Арды», и переговоры с эльфами о союзе, и палантир, и обсуждение того, есть ли у эльфов секс, и символичная партия в игру «Башни» (кстати, её разработка — отдельное достижение автора) между Сауроном и обречённым Финородом... Воды в ПТСР нет, все 1000+ страниц написаны не зря и по делу.

Если всего этого недостаточно, чтобы полюбить ПТСР, то остаются ещё и герои. Берен — он невероятно харизматичен, жесток, храбр, верен друзьям, любимой и той идее, за которую борется, да и, наконец, попросту обалденно крут. При всей неортодоксальности его полубандитского образа, не сочетающегося чуть меньше, чем никак с тем одиноким влюблённым рыцарем, которого представляешь, читая «Сильмариллион», именно такому Берену веришь и сопереживаешь, и именно такой Берен выглядит уместно в чёрные времена наступления Моргота. Финрод — для меня он до ПТСР был (Тано, файэ мэи!) безликим эльфом, который построил какой-то там подземный город, но эта книга всё расставляет на свои места — этого исследователя и искателя надежды с его умом и благородством точно ни с чем не спутаешь. Саурон — в нём сила, ум, размах, стиль, наконец, — это настоящий враг, и его нелегко победить! А ещё Илльо, рыцарь Мелькора, Руско, из обывателя становящийся воином, Даэйрет, перековывающаяся из верной последовательницы Моргота в истинную дочь Эдайн — все они живые и настоящие.

И за всем этим смысл и идея не то что «не теряются» — книга полностью и неразрывно работает на то, чтобы раскрыть авторский замысел. И поступки героев, и реалии мира диктуются логикой, железной, как корона Моргота, и столь же железно финальным выводом следует христианская идея. Автор — католик, как и Толкин, и полностью проникает разумом в толкиновскую логику, но если для Толкина его моральный компас есть нечто незыблемое и неподлежащее обсуждению, а проблематика его книг лежит в иной плоскости — «как сохранить верность и исполнить долг» — то Чигиринская прямо спрашивает «почему мой долг именно такой?». Если у Толкина мир строился по христианскому образцу (по какому же ещё? ведь кроме христиан никто не может быть хорошим, вот вообще совсем!), но христианство там было, скажем так, ненавязчивым, то Чигиринская прямо и неоднократно фокусирует внимание на Мелькоре — змее-искусителе и Эру — единственном источнике надежды, а так же на том, почему именно против первого надо выступать с оружием, и никакие средства тут плохими не будут. Всё это делается с последовательностью, убеждённостью и, опять же, логикой иранского богослова, который в труде на пятистах страницах со ссылками на Коран, Шариат и других арабских богословов доказывает, что человек был сотворён чудесным божественным вмешательством из глины, Земля плоская, а тех, кто не согласен принять ислам, следует умертвить, всех, до последнего человека, включая маленьких детей. При этом этот самый богослов вовсе не злобный кровожадный садист, наверняка в быту он даже очень милый и доброжелательный человек... просто в Коране так написано, а как же там может быть написано что-то неправильное? История о том, как православные предложили языческому волхву предсказать своё будущее, а потом сказали «не, неправильно, на самом деле ты прямо щас сдохнешь» и убили его на месте, разыгрывалась и в Белерианде — только вместо христиан были Верные, а вместо язычника — мелькоровец. И не поспоришь ведь — этот парень на Сатану работал, о каких благородстве, толерантности и гуманизме можно говорить по отношению к нему? Мочить и радоваться, что замочили! И опять хочется восхититься автором — она не даёт своей идее поблажек, она даже рисует вражескую сторону по самому сильному на тот момент тексту от лица чёрных — «Чёрной книге Арды» (да, позор чёрным, что этот текст — лучшее, что нашлось с тёмной стороны, согласен, его философию, эстетику и характеры Чигиринская, конечно, громит вдребезги несколькими изящными росчерками), она делает рыцарей Аст-Ахэ во многом более благородными и цивилизованными, чем горцев Дортониона, но всё равно в результате Гортхауэр, защитник цивилизации, — это тот, кто бросил Финрода в волчью яму, а Берен, террорист и раубриттер, — тот, кто помог найти Даэйрет место в мире, и Эру — тот, кто всех в конце спасёт. Нет, конечно, и внутри авторской аргументации можно найти слабые места, но в целом христианская и вообще теистическая идея неверна, потому что неверны её исходные предпосылки — а в реальности Толкина они как раз абсолютно и объективно истинны. Да и литературно книга, чего уж говорить, от степени адекватности своих идей реальности хуже не становится.

Кроме этого безоговорочную десятку не позволяет поставить ещё один крайне неудачный момент — слабый, имхо, образ Мелькора. Когда читаешь про то, как он написал «Чёрную книгу Арды» и ломающий волю новояз ах'энн, придумал хитрый план с тем, чтобы нолдор погнались за похищенными Сильмариллами и Валар не скинули на Ангбанд ядрёну бомбу, чтобы их не задеть, создал орден рыцарей Аст-Ахэ, служащих ему не от страха и по принуждению, а искренне, и убеждением склоняющих других на его сторону, использовал не подчиняющихся ему орков-кочевников, чтобы те ослабляли противника, и добавил в игру «Башни» кости ради эстетики хаоса, видится образ некоего злого гения, инженера, пусть и инженера Гарина. А то, что видят Берен и Лютиэн в Ангбанде — это не Тано, и не Мелькор, и не Моргот даже, а какое-то злобное, безмозглое, самоуверенное и похотливое животное. Это — вождь и тиран? Он не может ни приказать отконвоировать Берена с Лютиэн в камеру, ни прихлопнуть на месте, потому что тогда ему будет не оправдаться перед рыцарями Аст-Ахэ. Это — гуру и владыка умов? Да ему даже в образе благородного Учителя оставаться трудно, и ведёт он себя в нём скованно и неуверенно. Это — гений войны, мозг Ангбанда? Да он творит за одну только свою сцену такое количество идиотизмов в худших традициях «ста правил злого властелина», что остаётся только удивляться, как он вообще до сих пор сидит на своём троне.

Впрочем, среди всего остального этот неприятный момент теряется, а ПТСР — великолепный роман и «must read».

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный подарок всем, очарованным творчеством Толкиена и миром Арды. Причем, автор оказался настолько корректным, что взял в качестве основы для своего романа совсем другой эпизод из «Сильмариллиона» — повесть о Берине и Лучиэнь. Историю, случившуюся задолго до событий, описанных в эпопее Толкиена. И, что самое чудесное, роман у автора получился.

Не хочется сравнивать его с произведением мэтра, — у Брилевой-Чигринской это не столько квест, сколько психологический триллер, — но читается вещь очень хорошо. Конечно, она по-настоящему увлекательна, конечно, она умна, конечно, в ней великолепно выписанный мир орков, эльфов и людей, конечно, в ней отлично описанные боевые сцены, но все это не главное.

А главное, это две связанные между собой вещи: описываемый мир и его герои получились по-настоящему живыми, а психологизм многих фрагментов книги, трагичность ситуаций, размышления и переживания ее героев выписаны настолько талантливо, что впору назвать все это Литературой с большой буквы. Роман не просто читаешь — в нем просто-напросто живешь вместе с его героями, за которых, к слову сказать, переживаешь ничуть не меньше, чем из-за событий реальной жизни.

И еще, спасибо этой книге за то, что заставила еще раз перечитать «Сильмариллион» и по-новому взглянуть на эту, ранее казавшуюся излишне сухой, вещь. Оказывается, и от такого чтения можно получать удовольствие..

И немного о том, что не понравилось... А не понравился несколько скомканный и излишне фрагментарный финал. За время чтения этой, далеко не маленькой книги, читатель привык к достаточно подробному и, если так можно сказать, качественному повествованию. Однако, с какого-то момента текст начинает сбиваться на маленькие кусочки и это неприятно поражает... Понятно, что объем книги не резиновый, но лучше было бы все-таки его увеличить, чтобы не изменять стилю повествования...

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 2003г., увидев на полке два толстых тома, взяла в руки первый том, прочитала предисловие и поморщилась — звездолеты в Арде. Полистав дальше увидела имена Берена, Лутиэн и решила книгу приобрести из любопытства, как же автор пристегнет звездолеты к Первой Эпохе Средиземья. До сих пор благодарна судьбе за то, что занесла меня в этот крохотный книжный магазинчик за полтыщи километров от дома. Книгу прочла на одном дыхании, и перечитывала по прежнему с наслаждением. По моему мнению, эта книга — одно из самых удачных произведений из числа «продолжений и дописываний». «ПТСР» в моем понимании вполне гармонично дополняет канон. Мне нравятся Берен и Лутиэн у Д.Р.Р.Толкина и персонажи О.Чигиринской их не затмевают, но более интересны. Глубокое уважение, которое автор испытывает к Профессору для меня очевидно. Над страницей, где проникновенно говорится о Божественной любви, я плакала. Да, я сентиментальная дурочка, но могу насчитать всего одну-две книги, которые оказывали на меня такой эффект. Шотландский колорит не раздражает совершенно. С юмором у автора все в порядке. Нарекание вызвали сущие мелочи: выражение «мозаичная фреска» и употребление малоизвестного латинского (если не ошибаюсь) термина «аула» вместо «зал» или «холл». Ну и предисловие до сих пор кажется несколько чужеродным.

Эта книга в моей библиотеке — одна из самых дорогих сердцу, за что очень признательна автору.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту книгу почти полгода назад. Первой мыслью было написать отзыв по горячим следам, но сразу стало ясно, что для более верной оценки требуется, чтобы эта необычная, талантливая и очень многоликая книга «улеглась» в голове и в сердце. Что ж, полгода — срок достаточный...

Первое, что впечатляет — язык автора. В наше время такая отточенность и безошибочность стиля — большая редкость. Пейзажи, диалоги, описание эмоционального состояния героев — все сделано равноценно и на очень высоком уровне. Читать этот роман просто приятно.

Бросается в глаза и огромное уважение автора к своему великому первоисточнику. Махровые толкиенисты могут ставить в пику автору недословное следование Профессору, явное стилевое отличие эпического, величественного и мрачного Сильмариллиона более живому и приземленному миру «по ту сторону рассвета». Но... это только взгляд с другой (но отнюдь не с противоположной) стороны. Ольга описывает этот мир и его героев с той же любовью, что и сам его создатель. И этот яркий мир, и яркие герои, которым воистину со-переживаешь, безусловная удача автора. Финрод Фелагунд, Гили, сам Берен, наконец — ух, какие выпуклые и зримые получились персонажи! И почему-то кажется, что сам Профессор был бы доволен такой интерпретацией его замысла...

Почему не 10? На мой взгляд, сюжет книги, хотя и весьма хорош, но все же не лишен недостатков. Иногда он провисает (и когда это случалось, я откладывал книгу на два-три дня), некоторые его ответвления кажутся если не ненужными, то, во всяком случае, не необходимыми. Все-таки роман слишком длинен, определенное сокращение, причем, обязательно произведенное рукой самого автора, ему бы не повредило. Ну и наконец, «десятку» я поставил самому Толкиену, а его произведения все же поставлю выше.

Резюме: великолепное произведение «по мотивам», сделанное талантливым автором. Из многочисленных «свободных продолжений» Толкиена это — одно из лучших, если не лучшее.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Толкиен — Автор и Творец замечательного, придуманного и созданного им и подаренного нам всем мира Средиземья! Это бесспорно, как и то, что Земля вертится!

Но ведь это отнюдь не означает, что больше никто и никогда не может писать о так полюбившемся нам мире!

Растет в семье ребенок. Родители вкладывают в него (по крайней мере стараются вложить) всё самое светлое, хорошее и доброе! И они знают его лучше всех остальных, ведь он растёт и взрослеет не только у них на глазах, но и при их непосредственном участии и где-то даже под их влиянием. Но проходит весёлое и беззаботное детство, его сменяет юность, а потом ребёнок вырастает и выходит в мир и во взрослую жизнь. Основные характерологические особенности, заложенные родителями, будут определяющими на всю его самостоятельную жизнь, но значит ли это, что он не будет изменяться сам, под влиянием взрослой жизни, увлечений, работы, друзей, семьи? Нет не значит! Мало того, он обязательно будет изменяться (где-то почти незаметно, а в чём-то, может быть, кардинально)! И в этом нет ничего удивительного, это — закономерность жизни! И, вполне возможно, что кто-то из его новых знакомых или близких узнает какие-то новые стороны его характера, о которых даже не догадывались его родители! Это могут быть как хорошие, так и плохие стороны!

Это всё я написал к тому, что Великий профессор писал эту книгу (своё ЛЮБИМОЕ ДИТЯ) не только для себя, но и для НАС ВСЕХ! И те авторы, которые смогли по новому посмотреть на мир Средиземья или открыть и более подробно описать какие-то события или вехи в его истории, безусловно получили бы полную поддержку самого Толкиена! К таковым авторам я без сомнений могу причислить и Ольгу Чигиринскую с ее «ПТСР» ! Отлично, сильно, продуманно, душевно! Так держать!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление сильный роман по миру Толкиена. Книга посвящена прежде всего чувствам: дружбе, любви, искушению, сомнению. Удалось это здорово и моральные дилеммы героев берут за живое. С сюжетом, конечно, похуже — он простоват, но видно, что автор сделал акцент на другом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, эта книга — лучшее русскоязычное произведение по мотивам творчества Толкиена, лучшее и Перумовского боевика «Кольцо Тьмы» и Васильевской «Черной Арды». Автор смогла, с одной стороны, сохранить Толкиеновский христианский взгляд на мир, а, с другой стороны, воплотить свой замысел видения истории между строк легенды о Берене и Лютиэн, наполнить ее натурализмом достойным Джорджа Мартина, и при этом не скатиться в вульгарщину и похабность или сплошной протест/завуалированную обиду, чем так особо отличаются и ЧКА и КЦ.

Читая этот роман, у меня возникла ассоциация с книгой «Пока мы лиц не обрели» К. C. Льюиса, друга и соратника Дж. Р. Толкиена. Та же идея — взять известный классический миф и пересказать его более понятным нам языком, и сохранить и преумножить те же незыблемые архетипические темы о победе любви над смертью, о путешествии героя через царство мертвых и добычи волшебных сокровищ, и самое главное — обретения своей души через победу над монстром внутри себя. Да, все эти темы были изначально заложены в Толкиеновской легенде, но автор поразительным образом углубила эти идеи на фоне описания тяжелой войны, идущей в душе каждого героя ее произведения.

Читая ее описания приключений, я верю ее Берену, верю его борьбе, его радости и невзгодам. Я вижу человека, а не легенду, со всеми его сомнениями, низостями и свершениями духа. Я верю Лютиэн в ее задумчивости, тоске, ярости, в сомнениях и любви. Она предстает передо мной целительницей/ведуньей «эльфийской ведьмой», владеющей тайнами жизни и смерти, а не только прекрасной загадочной принцессой из волшебного королевства. Я верю Руско и его невесте Даэйрет, Моррет и многим другим персонажам. Их жизнь показана правдиво, с любовью и вниманием автора к деталям, к бытописанию и контексту, в котором происходят события романа.

Единственный минус книги — это неспособность или нежелание автора довести заданный в начале темп повествования до конца произведения. Казалось бы конец романа можно было бы расписать более подробно, но то ли автор была неуверенна в своих силах поднять золотую сердцевину легенды либо не захотела разрушать ее через свое видение истории. В любом случае, эта книга очень своевременная, она рассказывает историю война, который смог остаться человеком в ходе бесконечного насилия, смог найти силы в себе простить и получить прощение, позволить быть любимым и любить, и заново жить.

Моя оценка 9 из 10.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх