FantLab ru

Михаил Булгаков «Записки юного врача»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.97
Голосов:
1342
Моя оценка:
-

подробнее

Записки юного врача

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

В цикл объединены истории, в которых рассказываются случаи из врачебной практики молодого сельского врача. События, описанные в «Записках», имеют под собой реальную основу. М.А. Булгаков около года (29 сентября 1916 — 18 сентября 1917) проработал земским врачом в деревне Никольское Сычёвского района Смоленской области, после чего был переведён в городскую больницу Вязьмы (также Смоленская область), где работал до февраля 1918 года. Воспоминания тех лет и заложили фундамент представленных на данной странице произведений.

© VuDu
Примечание:

Все рассказы, входящие в цикл, в 1925-1926 гг. публиковались в московском журнале «Медицинский работник», а также («Стальное горло») в ленинградском журнале «Красная панорама». При публикации все они, за исключением двух, имели подзаголовки «Записки юного врача», или такое же подстрочное примечание. К рассказу «Тьма египетская» имеется сноска: «Из готовящейся к изданию книги «Записки юного врача», однако книга так и не была издана при жизни Булгакова. В рассказе «Стальное горло» подзаголовок был другой: «Рассказ юного врача», а рассказ «Звездная сыпь» вообще не имел подзаголовков и примечаний, относящих его к какому-либо циклу или книге.

Впервые 3аписки юного врача в виде цикла вышли в 1963 г. в Библиотеке «Огонька» (№ 23) без рассказа «Звездная сыпь» (как не имеющего прямых указаний на принадлежность к циклу), с изменением заглавия «Стальное горло» на «Серебряное горло» и датировки событий с 1917 г. на 1916 г., возможно, по цензурным соображениям, а также для искусственного сближения времени действия с временем приезда Булгакова в село Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии в качестве земского врача.

К 3апискам юного врача примыкает рассказ «Морфий», опубликованный в «Медицинском работнике» в 1927 г., однако большинство исследователей этот рассказ в состав цикла не включает, поскольку он не только не имел никаких указаний на принадлежность к 3апискам юного врача при публикации, но и достаточно сильно отличается от рассказов цикла по форме и содержанию.

____________________________________________

По мотивам рассказов снята одноимённая кинолента.

Содержание цикла:

8.88 (886)
-
14 отз.
8.81 (805)
-
8 отз.
8.84 (849)
-
13 отз.
8.74 (824)
-
13 отз.
8.79 (794)
-
13 отз.
8.68 (739)
-
7 отз.
8.62 (766)
-
10 отз.
  • + Я убил (1926) [примыкает к циклу]  
8.52 (623)
-
8 отз.
  • + Морфий (1927) [примыкает к циклу]  
8.82 (1424)
-
41 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Экранизации:

«Записки юного врача» 1991, СССР, реж: Михаил Якжен

«Морфий» 2008, Россия, реж: Алексей Балабанов

«Записки юного врача» / «A Young Doctor's Notebook» 2012, Великобритания, реж: Алекс Хардкэсл



Похожие произведения:

 

 


Михаил Булгаков. Избранная проза
1966 г.
Советский рассказ. Том 1
1975 г.
Избранное
1980 г.
Живая вода
1981 г.
Избранная проза
1983 г.
35 рассказов “Литературной России”
1984 г.
Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы
1985 г.
Живая вода
1986 г.
Октябрьская революция в советской прозе
1987 г.
Белая гвардия
1987 г.
Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Рассказы
1988 г.
Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза
1988 г.
Избранное
1988 г.
Повести. Рассказы. Фельетоны
1988 г.
Роман, пьеса, повесть, рассказ
1988 г.
Роман, пьеса, повесть, рассказ
1988 г.
Собачье сердце
1988 г.
Театральный роман. Рассказы
1988 г.
Ханский огонь. Белая гвардия. Собачье сердце. Записки юного врача
1988 г.
Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера
1989 г.
Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада: Повести, рассказы, фельетоны, очерки
1989 г.
Избранное
1989 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1989 г.
Окрылённые временем
1990 г.
Советский рассказ 20—30-х годов
1990 г.
Багровый остров
1990 г.
Из ранней прозы
1990 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1990 г.
Колесо судьбы: Повести,  рассказы, фельетоны,  1925-1927  гг.
1990 г.
Ранняя проза
1990 г.
Собачье сердце
1990 г.
Избранные произведения. Том 1
1991 г.
Избранные произведения. Том 2
1991 г.
Морфий
1991 г.
Тьма египетская
1991 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 1. Записки юного врача. Белая гвардия. Рассказы. Записки на манжетах
1992 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том второй
1992 г.
Страх.
1993 г.
М.Булгаков. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. Звездная сыпь
1993 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Собачье сердце
1993 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Собачье сердце
1995 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1996 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 1
1997 г.
Собачье сердце
1997 г.
Собачье сердце
1997 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
1997 г.
Белая гвардия
1998 г.
Собачье сердце
1998 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 1
1998 г.
Театральный роман
1998 г.
Опиум
1999 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
1999 г.
Мастер и Маргарита
1999 г.
Рассказы. Повести
1999 г.
Избранные сочинения. Книга 1
2000 г.
Мастер и Маргарита. Роман. Рассказы
2000 г.
Собачье сердце
2000 г.
Белая гвардия. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Рассказы
2001 г.
Волшебный фонарь
2001 г.
Мастер и Маргарита
2001 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Белая гвардия
2002 г.
Записки на манжетах
2002 г.
М. А. Булгаков (комплект из 4 книг)
2002 г.
Михаил Булгаков. Избранные произведения
2002 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Записки покойника. Автобиографическая проза
2002 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Белая гвардия. Дни Турбиных. Бег: Роман, пьесы, статьи, рассказы
2002 г.
Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы
2003 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в 3 томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
2003 г.
Мастер и Маргарита
2003 г.
Приключения покойника. Рассказы и фельетоны
2003 г.
Рассказы. Повести
2003 г.
Театральный роман
2003 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2003 г.
Белая гвардия
2004 г.
Избранное
2004 г.
Избранные произведения в двух томах. Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2004 г.
Роковые яйца
2004 г.
Собачье сердце
2004 г.
Собачье сердце. Повести и рассказы
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Собачье сердце
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Собачье сердце
2004 г.
Белая гвардия
2005 г.
М. А. Булгаков. Избранные произведения в 2 двух томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Белая гвардия
2005 г.
М. А. Булгаков. Повести и рассказы
2005 г.
Михаил Булгаков. Сочинения в 4 томах. Том 1.
2005 г.
Михаил Булгаков. Сочинения в 4 томах. Том 3.
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1. Белая гвардия
2005 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 5. Рассказы и фельетоны
2005 г.
Театральный роман
2005 г.
Театральный роман. Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Жизнь господина де Мольера. Пьесы
2005 г.
Дни Турбиных
2006 г.
Записки покойника. Автобиографическая проза
2006 г.
Необыкновенные приключения доктора
2006 г.
Собачье сердце
2006 г.
Белая гвардия. Киев-город
2007 г.
Записки юного врача
2007 г.
Мастер и Маргарита
2007 г.
Морфий
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Ханский огонь
2007 г.
Русский рассказ: Избранное
2008 г.
М. А. Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. Повести. Записки юного врача. Морфий
2008 г.
Мастер и Маргарита
2008 г.
Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе
2008 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Белая гвардия. Записки на манжетах. Рассказы
2008 г.
Мастер и Маргарита
2009 г.
Повести. Рассказы
2009 г.
Самогонное озеро
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Собачье сердце
2009 г.
Мастер и Маргарита
2010 г.
Михаил Булгаков. Малое собрание сочинений
2010 г.
Михаил Булгаков. Малое собрание сочинений
2010 г.
Роковые яйца
2010 г.
Собачье сердце
2010 г.
Собачье сердце (+ DVD-фильм)
2010 г.
Собачье сердце. Повести и рассказы (+ аудиокнига MP3)
2010 г.
Собачье сердце. Роковые яйца. Записки юного врача. Театральный роман. Жизнь господина де Мольера
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Сочинения. Том 1. О том, что было
2010 г.
О странностях любви…
2011 г.
Белая гвардия
2011 г.
Белая гвардия
2011 г.
Записки юного врача. Морфий. Записки на манжетах. Записки покойника
2011 г.
Морфий
2011 г.
Морфий. Записки юного врача
2011 г.
О страстях и пороках
2011 г.
Рассказы. Белая гвардия. Пьесы
2011 г.
Рассказы. Белая гвардия. Пьесы
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье сердце
2011 г.
Собачье Сердце
2011 г.
Собрание сочинений в одной книге
2011 г.
Сочинения. Том 2. О гражданской войне
2011 г.
Лучшие произведения
2012 г.
Лучшие произведения в одном томе
2012 г.
Морфий
2012 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2012 г.
Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Собачье сердце
2012 г.
Recits d'un jeune medecin
2013 г.
Записки юного врача
2013 г.
Записки юного врача. Морфий
2013 г.
Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Собачье сердце. Записки на манжетах. Записки юного врача
2013 г.
Морфий
2013 г.
Собачье сердце
2013 г.
Собачье серце
2013 г.
Суламифь. Записки юного врача. Маленькие трагедии
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
Морфий. Записки юного врача
2015 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце. Жизнь господина де Мольера. Повести. Рассказы
2015 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 1
2015 г.
Морфий
2016 г.
Морфий
2016 г.
Морфий. Записки юного врача
2016 г.
Морфий
2017 г.
Под пятой. Записные книжки Мастера
2017 г.
Собачье сердце
2017 г.
Собачье сердце. Морфий
2018 г.
Театральный роман
2018 г.

Аудиокниги:

Ханский огонь. Стальное горло
2003 г.
Записки юного врача
2005 г.
Записки юного врача
2005 г.
Записки юного врача
2006 г.
Записки юного врача
2006 г.
Театр у микрофона. Золотая коллекция. Часть 3
2006 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 5
2007 г.
Ранние рассказы. Записки юного врача
2007 г.
Рассказы
2007 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 5
2008 г.
Мастер и Маргарита. Собачье сердце. Иван Васильевич. Морфий
2009 г.
Морфiй
2009 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Записки юного врача
2011 г.
Записки юного врача
2011 г.
Романы. Повести. Рассказы
2011 г.
Ханский огонь
2011 г.
Рассказы русских писателей для детей
2012 г.
Записки юного врача
2012 г.
Записки юного врача
2013 г.
Антология русского рассказа. Записки юного врача
2013 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 7
2014 г.
Русская проза ХХ века
2014 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 8
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Recits d’un jeune medecin
2008 г.
(французский)
A Country Doctor's Notebook
2010 г.
(английский)
A Young Doctor's Notebook
2012 г.
(английский)
Carnets d'un jeune medecin / Записки юного врача
2012 г.
(французский)
Notes on a Cuff and Other Stories
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2009 г.

Глупо как-то писать рецензии на Булгакова — как и на всю безусловную классику. А в моем представлении Михаил Афанасьевич как раз такой классик, что стоит только сказать фамилию — и сразу всем все должно стать понятно.

Понятно, что текст со всех сторон совершенно безупречен. Безупречен и по содержанию, и по форме. На самом деле, я, пожалуй, не знаю других таких писателей, которым удавалось бы так сочетать это. Во-первых, содержание: очень умно, глубоко и искренне, с чувством юмора и огромной человечностью. А во-вторых, форма: любое предложение Булгакова можно просто взять — и в музей под стекло. Каждый раз, когда пытаешься сказать то же самое по-другому, понимаешь, что получается только хуже. У Булгакова каждое слово на своем месте, каждое слово максимально точно соответствует тому, что необходимо сказать. Идеальные фразы. Идеальный стиль. Вот то, что отличает Булгакова в моих глазах от всех остальных классиков.

«Записки юного врача» — набор маленьких историй из жизни и врачебной практики молодого человека, которого сразу после медицинского университета направили единственным врачом в богом забытую деревню во многих верстах езды от всякой цивилизации. И там он борется не только с болезнями, но с собственной неуверенностью и трусостью, с крестьянским невежеством, с отчаянием. Истории очень достоверные, как в плане медицинском (автор любезно избавил нас от детального описания нелицеприятных подробностей, но и нескольких моментов достаточно, чтобы ужаснуться), так и в плане психологическом. Все страхи, усталость, неуверенность, раздражение на себя и пациентов — верится в каждое слово (впрочем, у Булгакова иначе и не бывает). И при всем при том — очень хорошие и светлые; даже те, в которых спасти не удалось. А по итогам — совершенно незаметно для себя — проникаешься и к самому герою, и к врачебной профессии в целом огромным уважением и симпатией.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2013 г.

В «Записках...» меня больше всего впечатлил вот этот фрагмент: «За год, вот до этого вечернего часа, я принял 15613 больных. Стационарных у меня было 200, а умерло только шесть.» Выпусник университета 24 лет от роду ежедневно принимал по 40-45 пациентов! И потерял только шестерых!

Вот она — медицинская школа дореволюционной России (ведь доктора Бомгарда учили еще те профессора, из «царского» времени). В 23 года он оказался и профессионально, и морально готов принять единоличную ответственность единственного врача больницы.

После каждого приема он вечером перечитывал страницы медицинских справочников, относящихся к болезням, с которыми столкнулся в течение дня, чтобы еще раз проверить себя и в следующий раз быть во всеоружии. И при этом он не стремится уменьшить свою нагрузку.

Напротив, обнаружив в уезде сифилис, он поехал в город требовать открытия в своей больнице второго стационарного отделения, хотя для него это была дополнительная работа к той, которая уже есть и которая и так огромна. В немногие свободные часы он перелистывает страницы амбулаторных книг, чтобы составить представление о масштабах распространения заболевания. Все его время отдано работе. И для него это естественно. Так же вел свою практику его предшественник Леопольд Леопольдович.

После такой сумасшедшей практики работа в городской клинике доктору Бомгарду кажется почти синекурой: только одно отделение, одна группа болезней, можно спать по ночам и быть на дежурстве в очередь с другими докторами, которые рядом, которые помогут, проконсультируют, подменят. Это были удивительные люди, Врачи с заглавной буквы, которые сражались за жизнь каждого пациента, потому что этого требовала их профессиональная честь и чувство долга.

Цикл рассказов вызывает восхищение мужеством, знанием, волей, талантом героя и автора. Это непременно нужно прочитать хотя бы один раз. А потом уже само будет перечитываться...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2009 г.

Х:

Я вспомнил как готовился к первой операции недавно)

У:

И схоже? *с интересом*

Х:

Чертовски. Я проторчал полночи над справочниками и монографиями, а на утро не помнил ничего. Но когда оказался перед пациентом кто-то взял меня под руку и повёл так уверенно, что я даже офигел

Это так, кусочек из впечатлений человека-медика, которого я наконец-таки заставил прочитать этот Булгаковский цикл. Не правда ли, прелесть, м? Но, кажется немного отвлекся от темы.

__

Говорить о том, что цикл «жизненный» или, наоборот, «нежизненный» я не стану. Ибо вопроса бы как бы и не стояло – «Записки» выигрывают именно реалистичностью, живостью образа, образа в который ненужно верить, ведь ты его и без этого фактически видишь перед своими глазами.

Лязг металлических медицинских инструментов, всем знакомый «запах больницы», вой зимнего ветра за окном…

Словом, фразы «трудно представить» об этом цикле вряд ли можно услышать.

Именно благодаря этому, мне сильно хотелось наорать на дурацкую набожную бабку из «Стального горла», именно благодаря этому я сопереживал и волновался за девушку «попавшую в мялку» и за Лидку…

Реалистичность здесь заставляет задуматься. После «Звездной сыпи» я, наконец, начал уделять своему здоровью больше внимания, ведь «авось» может и не сработать. «Морфий», честно говоря, заставил меня ужаснуться и в очередной раз сказать себе «никогда-никогда». «Я убил» — это отдельная история. Небольшой диалог, перед самой фабулой, кардинально меняет взгляд на всякого рода осуждения врачей, на махания клятвой Гиппократа перед их носом... Да и сам цикл изменил взгляд на медиков, на их трудную, и, в чем-то неблагодарную, работу. Стоит ли говорить о том, что теперь дяденька Малахов и прочие ересиархи от уринотерапии вызывают стойкое отвращение?

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2014 г.

Цикл рассказов о практике юного врача в деревне. Запоминается волнение, страх перед особыми случаями, которые непременно возникнут и будут повторяться и побеждаться. Грыжа? Излечим. Роды? Неправильные положения плода? Легко пройдут. Ампутации? С кровью и болью, описаны чётко и не для слабых. Тоже усвоены и проведены оперативно радикально.

“Полотенце с петухом” и “Стальное горло” – экстремальность и положительный результат, даже когда в мыслях наоборот.

“Крещение поворотом” – акушерство не по книге.

“Тьма египетская” и “Пропавший глаз” о юморе там, где нельзя, но так легче.

“Вьюга” о том, что можно не успеть, о редком случае, что жизнь не только белая, как снег.

“Звёздная сыпь” – врач, доказывающий и борющийся с “тьмой”, но без юмора и сильнее бьющий. Поймут ли?

Рядом с циклом стоит повесть “Морфий”. Дневник наркомана. Попытки уцепиться за реальность. Но спасения не будет. И нет виновных.

Рассказ “Я убил”. История мировая и история убийства врачом. Пациента. Не жертвы.

Борьба с невежеством и самолечением. Доброе слово и безотказная забота о каждом пациенте. Из ванны в метель. С рассвета до заката. Одна из самых сложных психологически профессий.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2012 г.

Я думаю,по сей день остается любимой книгой многих врачей. За сто лет мало ,что поменялось ,особенно в районных и сельских больницах. Передано все очень правдиво и реально.Ниже выложен случай из собственной врачебной практики,читать не обязательно.

Из моих «записок дежурного хирурга«Почти по М.А. Булгакову.

Рассказ «Нож в спине».

Мое дежурство пришлось на 1 января 1993 года. Надо сказать ,что дежурным хирургом я заступал всего лишь второй или третий раз в жизни. Придавленный чувством небывалой ответственности, накануне, в новогоднюю ночь практически не пил ,было не до веселья. В свою районную больничку примчался первым же автобусом .Предыдущая смена ,вынесшая новогоднюю вахту, спала мертвецким сном. Количество разнокалиберных пустых бутылок доказывало то ,что ребятам пришлось нелегко. Всюду ощущался аромат праздника. Уютно бормотал старенький черно- белый телевизор еле видимый через табачный дым. Быстро придя в сознание ,и не слишком затягивая ритуал сдачи дежурства, коллеги, с чувством выполненного долга, умчались наверстывать упущенное.

Понеслось, примерно, с 11 утра. К этому моменту стало понятно ,что единственный трезвый и непохмельный человек в больнице- это я.

В операционной, громко и протяжно, блевала операционная сестра. Процедурную медсестру найти не удавалось. Второго хирурга не удавалось разбудить .К 15-16 часам, моими усилиями, хирургическое отделение было полностью укомплектовано «последствиями новогодних столов»-холециститами и панкреатитами.

К вечеру покатили травмы .До полуночи я без остановки курсировал по маршруту: малая операционная -перевязочная- гипсовочная. Без устали шил, вскрывал, гипсовал и перевязывал .Непроходящий кошмар!

Около часа ночи в перевязочную зашел следующий пациент, по виду- типичный цыган.

«Что у тебя? «- спрашиваю уже полумертвым голосом.» Да вот «- он поворачивается, и я ,с ужасом вижу торчащий у него в спине ...нож. ЗДОРОВЫЙ КУХОННЫЙ НОЖ ,с деревянной ручкой, промеж лопаток.«Садитесь»- только и смог выговорить я.» Тока уколов не колите, -сказал цыган, усаживаясь на табуретку,«Я этих уколов, ужас как боюсь».«Кто ж тебя так?»- потрясенно спрашиваю .» Шел через балку, кто- то пробежал мимо, и вроде как ,по спине хлопнул. Вы тока не колите, так выдергивайте».- говорит цыган, пытаясь заглянуть себе за спину.

«Ишь ты, как удачно зашел»- ,позевывая, произнес, наконец разбуженный второй, опытный хирург, глядя на рентген.«Шестое- седьмое межреберье ,паравертебрально, перикард не задет, да и пневмоторакса на копейку. Ничего мы тут не сделаем. Мы же абдоминальщики, а тут торакальные хирурги нужны.Звони пока на санавиацию, а я пока это...» и ушел спать дальше.

По санавиации мне ответило неразборчивое недовольное бормотание.Я обрисовал ситуацию- бормотание стало еще более недовольным.«Ладно, приедем»-наконец услышал я,«Поляну накройте»- последнее прозвучало уже более разборчиво.

И уловив истерический надрыв в моем голосе, уже дружелюбно: « Да не боись, даже с ранением в сердце человек живет около часа.»

Приехали двое торакальщиков, и бегло взглянув на нашу операционную ,заявили:«Ну, условий для торакотомии у вас тут нет, поэтому тактика будет такая: мы удаляем ножик, накладываем герметичную повязку ,делаем контрольный снимок Дальше вы его несколько дней покапайте, если, что- плевральную пункцию сделайте, а после праздников ,мы вашего цыгана заберем.»

Операция много времени не заняла .Минут через тридцать, мы уже сидели за столом, и поднимали тост за золотые руки областных хирургов. Вскоре заявились менты , стали требовать извлеченный нож. А он куда- то исчез, самым мистическим образом.

«Да ,вы оху..ли, доктора ,это же улика!«Пришлось налить и ментам.«Ладно, разберемся, чего там, ножей на свете ,что ли мало...«Следующий тост пили уже за содружество всех родов войск. Занималась заря...

Дальнейшая судьба цыгана мне неизвестна. От нас он сбежал на второй день, и историю его болезни завершил стандартный эпикриз:«Больной самовольно покинул отделение, был выписан за нарушение больничного режима.»

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2008 г.

Считаю, что тот, кто не прочитал этот сборник рассказов, вряд ли поймет то настроение и те переживания, которые когда-то испытывал сам автор, в т.ч. при написании своих произведений.

Начинающий, неопытный врач — выпускник медицинского университета волею судьбы первым же эшелоном брошен на фронт медицинской практики — далекую глубинку, где понятие «доктор» объединяет в себе почти все медицинские специализации (терапевт, хирург, стоматолог и т.д.). Почему он там? Что его ждет впереди? И самое главное — что он чувствует? На эти и многие другие вопросы отвечают Записки юного врача. И если это произведение оставило вас равнодушным, то у вас нет души, так я считаю.

Подвиги совершаются не только во время войны или чрезвычайных происшествий, нет. Когда от тебя и только от тебя зависит жизнь и здоровье десятков людей и ты, осознавая это, прилагаешь чудовищные силы к тому, чтобы просто удержать себя, свои нервы и выполняешь долг, то ты и есть настоящий герой.

Самоотдача и священная клятва (в нашем случае — клятва Гипократа) определяют жизненное предназначение и реализацию человеческих возможностей (и невозможностей). Все это вы найдете в данном произведении. Пред Бомгардом и его создателем снимаю шляпу.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2017 г.

Весь цикл «Записок юного врача» обладает какой-то удивительной и странной атмосферой, что бы там не говорили, но они заметно выделяются из всего творчества Булгакова.

Может они не настолько глубокие и философские, как многие другие рассказы, пьесы или романы, но зато шальные, чарующие, любопытные и при этом иногда отталкивающие, отталкивающие реалистичностью врачебной практики, а также своей тоскливостью и бесконечно тянущейся печальностью. Хотя мне такое нравится, просто не в любой момент стоит читать такие книги, лучше подходит какой-то осенний вечер, при ветреной, дождливой погоде.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2013 г.

Прочитал все записки разом. Впечатление сильное и прежде всего восхищение профессией врача. Булгаков совершенно точно описал эту тяжелую, а главное неблагодарную профессию. Откровенная необразованность пациентов и бесконечная война с этим непониманием, а потом фразы типа «да что эти врачи понимают...». Поражает эта будничная, каждодневная самоотверженность, поражает память Булгакова и затаенное чувство вины за тех кого не сумел спасти. И пусть плохих врачей тоже не мало, но даже самый плохой врач кому-то да помог, проявил то изначально благородное стремление, которое содержится в этом призвании. И пусть все эти сюжеты и вся боль пациентов, что стояла перед глазами автора, для читателя не врача, откровенно пугающая, лично мне самонадеянно захотелось встать на его место, принять эту ответственность, найти в себе такую же смелость, и постараться не очерстветь душой, хотя от этого и будет больнее... но нет, когда мне пришло время поступать, вопреки пророчествам окружающих, на медицинский я не пошел, хотя и почерк у меня ужасный, и с тех пор каждый раз когда я не нахожу смысла в своей жизни, я фантазирую на тему того как бы я стал врачом, и в самой осмысленной профессии нашел бы спасение... конечно это фантазии, но я ими утешаюсь.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2013 г.

«Записки юного врача» или «Брат» старого времени».

Цикл просто потрясает воображение, задевает за живое, держит в напряжении каждую клетку организма. Каждая история словно все переворачивает внутри, то воронкой сверлит сердце, то задевает струны души, заставляя переживать. Но в конце неизменно поднимает дух, заставляет собраться, взять себя в руки. Врачебные реалии очень суровы и далеко не каждый способен выдержать всю моральную нагрузку и те моменты, которые приходится видеть каждый день. От описания врачебных ситуаций, описания болезней иногда аж передергивает, вызывает отвращение. Во время прочтения не раз ловил себя на мысли, что врач — это профессия от бога.

Михаил Булгаков остро чувствовал свое время, те трудности, ужасы, с которыми сталкивался каждый. Особенно остро чувствовал грядущие проблемы.

Ассоциация с фильмом «Брат» пришла неспроста, ибо в них я усматриваю определенные аналогии. Юный врач после обучения, закаленный хорошими знаниями, оценками и энтузиазмом к работе, приезжает в Смоленскую область для работы земским врачом. Работы много, случаи разнообразные, вызывают, казалось бы, непреодолимую трудность, однако шаг за шагом герой Булгаков преодолевает каждый барьер, становится сильнее. К жизни земского врача он привыкает, потому что несмотря на все разнообразие, случаи повторяются и уже не вызывают особой трудности в лечении. Казалось, что еще нужно, работай себе, успешно лечи, так как все уже знаешь. Однако новый вызов грядет, и этот вызов не похожий на обычные деревенские будни. Вызов начинается с рассказа «Звездная сыпь», где идет борьба с сифилисом. Однако впереди, куда более грозный противник — морфин («Морфин»), собственно наркотик. Земский врач переезжает в город и сталкивается с этим врагом посредством дневника погибшего знакомого Полякова, ставшим морфинистом. Словно герой Бодрова, который приезжает в Петербург после армии и тоже сталкивается с проблемами города.

В «Брате» — ржавая, по-достоевски удушливая, безвыходная атмосфера, сжимающая кольцом души жителей. В «Морфине» — вьюга, сухая, колючая, щетинистая и беспощадная, заметающая следы живых, а также дождь, отрезающий мир живых от мира полуживых. Оба героя сталкиваются со своими врагами — оружием и наркотиками. Каждый уверен, что сможет побороть противника, побороть его же оружием. Здесь и начинается темный карнавал оружия, морфина, чувства эйфории и очищения (посредством стрельбы, посредством вкалывания морфия). С оружием в руках, со шприцом в дрожащих пальцах герои борются прежде всего с самим собой, не замечая, как губят жизни других. Оба понимают, что делают непоправимые вещи, но дороги назад не видят. Увы, жизнь одного оказалась на волоске от гибели, жизнь другого этот волос утратила, словно осеннее дерево свой последний листок. Оба героя отчетливо чувствуют дыхание жизни, оба идут бок о бок с музыкой, играющей обреченными мелодиями «Наутилуса» и «Аиды». Но если Данилу музыка защитила от пули и гибели, то Амне́рис от картечи не уберегла. Наркотическая игра воображения Полякова просто поражают. Такое написать мог только тот, кто сам через это прошел: сначала эйфория (1-2 минуты), потом тьма, ужасы иррационального мира, топи и забвение. Но квинтесенция обоих картин — жизнь, которая пронизывает их от начала до конца. Герой картины Балабанова устремляется в Москву, берет новый вызов. Он дарит надежду и жизнь жителям Петербурга, уезжая из города. В Питере всегда были культурные люди, а потому надежда на жизнь и спасение есть. Она проскакивает всюду, четко выделяясь на фоне блеклых желтых цветов цветущей зеленью. Так и в конце фильма, сидя в машине, водитель вставляет кассету в магнитолу и зеленая полоса жизни жизнеутверждающе появляется в кадре. В «Морфине» символом жизни выступает свет. В рассказах юного врача жизнь дарит одинокий фонарь во тьме, в «Морфине» — свет электричества, куда более яркий, куда более позитивный. В «Морфине» свет того же фонаря уже не дарит наркоману радость жизни, вызывая лишь тоску и уныние. Он уже не верит, что из искры может возгореться пламя, скорее пламя превратится в тлеющую искорку. А вот электричество способно своим ярким светом заставить выйти из сумрака, зажечь жизнь и факел борьбы в душе. Своим дневником Поляков дает надежду на спасение, раскрывает симптомы болезни, с которой предстоит бороться гениальному земскому врачу. Смерть ради жизни. Вполне.

Окончания везде оставляют надежду, ведь и «Брат» и юный, но уже очень опытный врач занимаются своим делом (военным и врачебным), и это дело — честь их жизни.

От себя мне остается лишь добавит свою мысль — занимайтесь своим делом, не бросайте своих увлечений — они неуемный источник внутренней энергии и мотивация бороться за свою счастливую жизнь. Жажда развлекаться пройдет со временем (главное, чтобы не оказалось поздно), а вот увлечения всегда будут рядом.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2013 г.

Насколько неожиданно много у меня впечатлений от этого цикла, настолько почему-то теперь оказалось тяжело выразить их в виде отзыва. Настолько реалистично автору удалось передавать эту мрачную, тяжелую, гнетущую атмосферу «египетской тьмы» царившую в уездной глубинке, отсутствие электричества, наверняка оборудования и медикаментов, отсутствие более опытного наставника, который смог бы поддержать, посоветовать и направить, где и ампутация, и роды, и сифилис и даже просвещение забитого населения — все ложится на плечи лишь одного врача. И в эту глушь, глушь буквальную, в которую то добираться от ближайшего мелкого городка приходилось сутку, отправляют молодого доктора абсолютно без практики, только с учебы. Жутко уже становится от самой державы, которая планово практику докторам набирает не на опыте умудрённых коллег, а на живых людях в глуши, которые получается никому не нужны, кроме этого самого доктора, который до боли переживает за каждого своего пациента и делает все, что в его силах, чтобы помочь, спасти и вылечить. Обидно, что до этого доктора и его пациентов никому больше нет дела. Очень все реалистично описано, хоть и без жутковатых медицинских подробностей, за что автору отдельное спасибо — суметь удержать нужную грань, это таки талант и мастерство.

Реалистично выглядят и потуги героя Булгакова не ударить в грязь лицом, казаться солиднее пусть и в глазах сельского фельдшера и двух акушерок, реалистичен страх перед первыми пациентами, реалистично состояние, когда хочется бросить все и убежать читать учебники или просто расслабиться от невыносимого каждодневного напряжения, когда страх страхом, а руки, как говорится, делают. Шок уже первого рассказа, когда вчерашний ученик мимовольно думает/надеется: вот может таки уже умерла, и я не виноват, и делать ничего не надо, но она почему-то не умирает, и врач, несмотря на крамольные мысли, несмотря на молчаливое согласие с этими мыслями коллег, начинает спасать пациента, и делает все как надо. И невольно начинаешь уважать профессию врача, такого врача! А все почему? Потому, что автор не выдумывал сюжет во благо гонорару, как это повсеместно практикуется теперь, а писал от души, живописал собственные не выдуманные страхи, переживания и стремления.

Думаю с Булгакова должен был бы получиться хороший врач. К сожалению современные врачи в большинстве своем не вызывают у меня такого уважения, как и большинство современных произведений писанных в угоду маммоне, в этом то и непреодолимая разница между Автором и современными произведениями. Но далее и сам автор пишет, что постепенно, с опытом, больные забываются и уходят на второй план, вперед выходит рутина. Это то и понятно, человек не в состояние психологически выдерживать постоянно подобную нагрузку — сопереживание и участие в каждом из сотен больных в день. Но так хотелось бы ощущать себя в руках врача личностью, а не серым представителем безликой толпы с безразличным результатом дальнейшего лечения, или и того хуже — человеком на котором можно обогатиться. И можно долго восхищаться силе и старанию автора, пока кто-то недоучившийся и без практики не выдернет вам зуб с куском челюсти. В этом случае все его благие намерения будут вас уже слабо волновать.

Я не переношу чужой крови, и врачом, наверно, стать бы не смог. Именно по этому я не выставил некоторым рассказам десятки. Несмотря на весь талант автора, на реализм и трагедию, ну не могу я читать, как кому-то отпиливают ногу, даже из самых лучших побуждений :), и получать от этого удовольствие... А так, в целом, после не особо впечатливших меня Мастера и Маргариты, перед этим циклом, к своему удивлению, хочется снять шляпу.

PS: еще добавлю, что прочтение этих рассказов из российской глубинки вызвали у меня неуловимые ассоциации с американским вестерном и рассказами еще одного мэтра — Лондона.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2009 г.

Отличный цикл произведений, подкупающе реалистичный и скромный. Из того же самого материала можно было бы создать нечто более драматичное, какие-нибудь «Еще одни подвиги Геракла», где в двенадцати рассказах врач побеждал бы то Смерть, то Страх, то аллегорическую Неграмотность. Но не таков Булгаков, он не выстраивает систему, а просто пишет, и веришь, что так и было.

Первые три рассказа даже немного напоминают друг друга — всегда недавний выпускник университета нервничает, но справляется, и получает заслуженное одобрение акушерок и фельдшера. Наверное, первые впечатления врача так и складываются... Дальше же идут воспоминания уже серьезного медика, особенно в последних двух рассказах — и повидавшего, и побывавшего.

Отмечу еще тонкий, тоже очень реалистичный юмор, с которым Булгаков смотрел на происходившее. Иногда даже не определить, где — ирония, где — сатира, а где — сарказм. Просто маленькие фразы, вызывающие улыбку, напоминающие, что всегда стоит сохранять оптимизм.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2007 г.

Замечательный сборник произведений, открывший для меня жизнь простого деревенского врача. Я подчерпнул немало интересных сведений из медицины. Также, читая записи, видишь, как день за днём он (врач) спасает сотни (!) жизней, борется с непониманием и страхом в лицах простых житилей. Они пытаются обойтись простыми «каплями», но не понимают, что только врач сможет спасти их. Мне запомнились строчки:

<Шел бой. Каждый день он начинался утром при бледном свете снега, а кончался при желтом мигании пылкой лампы «молнии».>

Лучше и не скажешь о том, какова эта тяжелая ноша — спасать людей.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2013 г.

Потрясающий цикл! Булгаков, однозначно, не просто талант, а талантище, причём с большой буквы. Создавать такой эффект присутствия не каждому дано. Практически все рассказы держат в сильнейшем напряжении, и после чтения хотя бы одного из них, так сильно выматываешься, что порой хочется хлопнуть эдак сто грамм. Даже трудно представить, что приходилось испытывать самому автору, ведь это происходило с ним в реальности. Не удивительно, что он пристрастился к морфию...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2012 г.

Произведения Михаила Афанасьевича всегда отличались сложным и тонким психологическим анализом и социальным драматизмом. Реализм описанных событий только усугубляет этот эффект. Книги Булгакова, на мой взгляд, не только щекочут нервишки читателю, то напомнинают о разных ужасах жизни и заставляют сопереживать и думать…

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2010 г.

Мне вообще очень нравится традиция врачебных рассказов, потому что именно перед врачом люди раскрываются с неожиданной стороны — они слабые, уязвимые, напуганные тем, что с ними происходит, и в то же время мужественные и сильные в борьбе с обстоятельствами. Для писателя это находка, как бы цинично это не звучало. И когда врач и писатель встречаются в одном человеке — получаются такие берущие за душу вещи.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх