FantLab ru

К.А. Терина «Фарбрика»

Фарбрика

Сборник, год

 Рейтинг
Средняя оценка:8.03
Голосов:44
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Мир не таков, каким мы привыкли его видеть. Возможно, под кроватью притаились шорхи. Возможно, кто-то крадёт наши воспоминания. Возможно, в подземных переходах ждут чудовища. Почему опасна гелиография? Взойдёт ли завтра луна? Откуда взялись фатаморганы и стоит ли глотать медуз? А главное, кто виноват в гибели енотов? Фарбрика даст ответы. Только помните: оттуда ещё никто не вернулся.

В произведение входит:

  • Некогда
8.01 ()
-
4 отз.
6.88 ()
-
2 отз.
6.88 ()
-
3 отз.
7.50 ()
-
3 отз.
6.88 ()
-
3 отз.
  • Сейчас
8.04 ()
-
3 отз.
6.89 ()
-
2 отз.
7.51 ()
-
7.48 ()
-
2 отз.
7.33 ()
-
2 отз.
7.58 ()
-
6.65 ()
-
6 отз.
  • Когда-нибудь
7.91 ()
-
7.40 ()
-
2 отз.
7.33 ()
-
1 отз.
  • Снежинка–19  [= Снежинка-девятнадцать] (2016), написано в 2015  
7.03 ()
-
1 отз.
6.88 ()
-
4 отз.
  • Никогда
7.25 ()
-
5.84 ()
-
1 отз.
6.95 ()
-
1 отз.
6.47 ()
-
1 отз.
6.19 ()
-
1 отз.
5.17 ()
-
2 отз.
5.38 ()
-
1 отз.
5.57 ()
-
6.21 ()
-
4 отз.
8.18 ()
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2018 // Дебютная книга

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
Аэлита, 2018 // Премия «Старт»


Издания: ВСЕ (2)

Фарбрика
2017 г.

Электронные издания:

Фарбрика
2017 г.




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2017 г.

Эта история началась в далеком 2011 году, когда ещё существовал журнал «Если» и в нем, иногда, давали дорогу молодым. Тогда я впервые познакомился с творчеством Катерины. А дальше было много рассказов, которые удавалось подцепить то в одном, то в другом сборнике, чтение, снова случайные находки, снова поиск и где-то среди этого затесалось даже знакомство с автором. А было еще часто мелькавшее имя как победителя «Рваной грелки», радость за нашего писателя, которого перевели на другие языки и конечно изумительные художественные работы. Ну да к чему эта преамбула.

Потребовалось долгих шесть лет, немалая доля авторской отваги и черт его знает, чего ещё, чтобы мы смогли подержать в руках (ну или прочитать электронную версию) сборник авторских рассказов, собранных по различным мало доступным изданиям. Собственно беря книгу в руки я уже был частично знаком с тем, что должно быть внутри. Но даже тут автору удалось меня приятно удивить. Как отметил предыдущий рецензент рассказы К.А. Териной разнообразны и поэтому у меня не было какой-то общей идеи. А вот автор возьми у распредели свои рассказы по условным тематическим блокам, куда удачно вписал рассказы написанные в разное время. И то ли это удачное стечение обстоятельств, то ли грандиозная задумка, некий гигантский проект (с Катерины станется придумать некое общее, глобальное). Ну и так как у меня не было такого случая, что все рассказы из какого-то блока были уже прочитаны, то я в предвкушении начал читать. Немного о самих блоках. Они довольно простые по названиям, но при этом автор замечательно поиграл с великим и могучим и на выходе мы наблюдаем своеобразную перекличку рассказных блоков.

Первый блок Некогда, а еще я бы добавил Никогде. Это своеобразная визитная карточка К.А.Териной. Необычная фантазия в необычном антураже. Именно такой я её узнал в начале по «Качибейской опере» и такая «странная» проза мне по душе. И автору мастерски удается сохранять антураж в больших рассказах и в маленькой зарисовке. Рассказы этого блока этакие сказки, фантазии странных мест.

И было бы мало интересно читать только об этом. Этот блок сменяется жестким блоком Сейчас. Это совсем другая тональность, другой подход к построению рассказа. Зачастую это мрачный мир с его проблемами. Есть некий флер от предыдущего блока, некая связующая нить это рассказы с безуминкой в нашем современном мире — «Бес названия» и «Тот, кто делает луну». Но большую часть составляют рассказы жесткие, где не изящной вычурности, а есть некая психоделика современного мира. Но от этого они не становится не интересными. Рассказы необычны и этим берут за душу. И надо сказать, что в этот раздел включены рассказы, принесшие автору ряд премий.

Из личных впечатлений — рассказ «Лёд» напомнил рассказы про подростков Майка Гелприна. Но это что-то такое не поверхностное, а скорее психологическое, этакий взгляд на мир подростка.

А дальше следующий скачок. Картины будущего. Вот тут мои эмоции немного поспокойнее. Да автором взята интересная идея и написано увлекательно и с красивостями, а вот нет. Какое-то простое будущее получилось — антураж будущего, а эмоции из прошлого. Даже не знаю чего мне не хватило — научности что-ли. Или всё это было уже в других, крупных вещах других авторов и потому более развернуто ...

Последний блок — Никогда. Это концентрированное авторское безумие, которое надо потреблять малыми порциями. Два главных рассказа «Мадам Шатте выходит замуж» и «Фарбрика». Если первый можно описать как «картина Сальвадора Дали в прозе», когда одна сюрреалистическая картина цепляет другую, а потом весь мир вообще выворачивается наизнанку, то второй рассказ «Фарбрика» это как мог выглядеть нуарный детектив, если его писал Дали. Обе вещи необычны до невозможности и оставляют приятное послевкусие.

Микрорассказы, наверное дороги К.А. Терине, как любому автору его труды. Но это тот случай, когда прочитав вы не узнаете ничего нового об авторе, а следовательно всё это приятные мелочи, необязательные к прочтению, в отличии от других жемчужин, которые можно найти в книге.

Что же можно порадоваться за то что у нас есть такой необычный автор необычной фантастики (тот самый модный иностранный weird fiction), что мне понравилось всё это читать и перечитывать и горевать, что теперь так долго ждать следующей книги, ведь это продукт уникальный и требует времени для созревания...

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2017 г.

Этот сборник — явление особого порядка.

Есть Закрывающие книги, они как бы обрубают тему или подводят итог работы Мастера, а здесь книга Открывающая.

Тем, кто незнаком с работами К.А., она откроет подлинно сложившегося автора, мастера и ювелира.

Грелочникам (так зовутся участники небезызвестного сетевого конкурса «Рваная Грелка», где уверенные и не очень авторы соревнуются в написании рассказа за ограниченное время и на заданную тему) задаст планку, и она, черт побери, высока!

Простому читателю, ищущему ярких впечатлений, подарит высокоградусный кайф.

Эстету и разборчивому фанату нереалистического жанра — горсть жемчуга на любой вкус: эмоциональная мистика «Бес названия», твердая НФ «Ханки-дори», безупречно-стильный «Крозельчикюс», едкая, как серия «Черного зеркала», «Медуза», терпкая и атмосферная «Качибейская опера» и странная, выпуклая и одновременно вогнутая, транслирующая себя внутрь и наружу, «Фарбрика» — финал и заглавный текст сборника.

Тем важнее этот сборник, что он — сплав фантазии и опыта, таланта и усидчивости. К.А. не просто сложившийся, устойчивый, въедливый автор, она берет захваченную ею высоту раз за разом. Это не случайный спринт. Это марафон по чек-пойнтам. Передохнула и снова интеллектуальный удар. Снова суть и форма. Снова блестящая идея.

Это антуражная фантастика, но она глубоко и обоснованно идейна. Тем отличается «Фарбрика», что отвечает за свои буквы, содержание рассказов выверено и уместно. Автор не использует слова-ярлыки, он ныряет в материал и живет им, отдавая тексту эту живость и красоту. К.А. пишет сочно, но гладко.

Бесстрашие — вот за что К.А. можно смело давать первые места как на конкурсах, так и за их пределам. Автор не боится ни темы, ни сложных миров, ни новой стилистики. Верность себе и отвага.

Удивительно, насколько легко сборник читается за пределами фантастического гетто. Он понятен и красив. Тем важнее «Фарбрика» для всего нашего российского мира фантастики: вызревшая, адекватная, современная, стильная.

«Покупайте наших сов и енотов. У них есть, что вам рассказать» (с)

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2017 г.

К.А. Терина до недавнего времени мне была известна исключительно как художник. В первую очередь благодаря изданиям Фантлаба К.Э. Смита.

Познакомиться же с ее литературным творчеством возможности не было. За сетевыми конкурсами я не слежу и отечественные антологии не читаю. Но постоянные новости на Фантлабе, что К.А. Терина порвала в очередной раз Грелку, стала лучшим дебютантом на последнем Евроконе, подстегивало желание таки заполучить когда-нибудь книжку с ее рассказами. Именно поэтому, когда я узнал, что первый авторский сборник малой прозы таки выйдет, то я понял — настало время знакомиться с автором.

К.А. Терина — талантливый современный молодой автор. В Хорошем смысле этого определения. Сюжеты рассказов необычны, сюрреалистичны, написаны живым языком. Читая большинство произведений из данного сборника, я постоянно с удивлением думал, ну куда же планирует вырулить автор в финале. И таки автор удивляет снова и снова.

Итог: в целом, я доволен теми историями, что я прочитал. Книга должна понравиться любителям нетипичной фантастики. И я рад, что эмблема «Фантлаб рекомендует» появляется именно на таких отечественных книгах, позволяя из моря однообразных штампованных сюжетов, выделить что-то новое и свежее.

PS и да, согласен с предыдущим оратором, жду теперь романа от автора.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2017 г.

В наше время сборники малой прозы очень редки. Многие предпочитают писать романы, эпопеи, циклы, сериалы. Это во-первых.

А во-вторых, этот сборник стандартный, как квадратные жетоны в метро.

Может показаться, что эти два пункта плохо взаимосвязаны.

Прочитав один рассказ, ты ожидаешь увидеть что-то подобное в следующем. Прочитав второй — такие же ожидание в третьем. И так далее. И после прочтения каждого следующего возникает два чувства: тебя обманули в ожиданиях и одновременно наградили новыми эмоциями.

Все это замазано сверху хорошим языком и фантазией.

Я жду романа автора, чтобы оставаться с героями подольше.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2018 г.

Знаковый и этапный сборник, демонстрирующий все богатство жанровой и стилевой палитры К.А. Терины. Примечательно, что значительная часть представленных текстов побеждала на «Рваной Грелке» — пожалуй, самом одиозном и легендарном литконкурсе Рунета, поэтому «Фарбрика» — хороший аргумент в неумолкающих спорах о том, вредят ли сетевые конкурсы авторам или, напротив, являются главной кузницей отечественной фантастической малой прозы.

Если использовать «злободневные» культурологические параллели, К.А.Терина на сегодняшний момент – ведущий «баттл-эмси» русской фантастики, а «Фарбрика», соответственно, ее долгожданный «микстейп». И хотя тексты, разумеется, дорабатывались, расширялись, шлифовались – чувствуется, что все это писалось в предельном фокусе, на импровизации и на адреналиновой волне-«флоу». Но хватит хип-хоп-метафор, перейдем к рассказам.

Открывает сборник блок «Некогда». Здесь собраны тексты, содержащие узнаваемые исторические аллюзии, тут — ретрофантастика и укорененный в «нашем мире» магический реализм. Авантюрно-тропический, пестрый «Никтo не покидает Порт-Анри» и скупой на цвета тоталитарный неонуар «Крозельчикюс». «Фатаморгана», авторская рефлексия на непростую судьбу ученого в альтернативно-апокалиптической версии СССР, и «Качибейская опера» — вдохновенная ода одному отдельно взятому городу, причудливо повторяющему все сложные изгибы отечественной истории. Здесь же на фоне более крупных товарищей притаилась «Юмико» — очень музыкальная миниатюра о женщине непростой биографии, из-за ее непредсказуемых поворотов доживающей свой век вдали от дома.

Следующий блок – «Сейчас», объединяет рассказы, героев которых можно назвать нашими современниками, в этих текстах есть прямые указания на сегодняшнюю действительность, это фантастика ближнего прицела и городская фэнтези. «Бес названия» — мощнейшая вещь об одиночестве и способах его преодолеть, о методике превозмогания личной боли, какой бы невыносимой она не казалась, о настоящем волшебстве посреди суетливого и равнодушного мегаполиса. По-брэдбериевски ностальгические экскурсы во внутренний мир подростков («Лёд») и стариков («Тот, кто делает Луну»). Яркий пример по-хорошему «мультикультурной» фантастики, обыгрывающей национальные стереотипы, одновременно растворяя их в универсальности материала – «Чёрная дыра вместо сердца». Здесь же представлены три очень разных миниатюры – экзестенциально-сноходческая «Башня», «Енотовый атлас» (написанный всего за час на Росконе и идеологически близкий к «мурзыкинскому» циклу) и остроумнейший «Пинхол», ехидная отповедь беспечному поколению «инстаграма», в котором фотографирование становится инструментом разрушения мира.

Раздел «Когда-нибудь» включает в себя тексты, сеттинги и фантдопы которых нацелены в будущее, это фантастика дальнего прицела. «Ханки-дори» — чуть ли не самый постмодернистский текст сборника, уже на уровне названия отсылающий к творчеству Дэвида Боуи, и при этом внутри прячется серьезнейший «сайфай», производственный мини-роман из жизни наноботов. «Медуза» — изобретательный киберпанк с человеческим лицом, после которого уже решительно невозможно спокойно воспринимать на слух повсеместно звучащий неологизм «лайк». «Оловянный лётчик» — остросоциальная антиутопия, реквием по «потерянному поколению» андроидов. «Снежинка–19» — пронзительная винтерпанк-миниатюра, открытка из зябкого и неуютного будущего, где морозом крепко схвачены даже базовые человеческие эмоции. Наконец, «Я, Крейслауф» — настоящая жемчужина, киберготическая симфония, поражающая полифоничностью звучания, по мнению рецензента, вещь этапная, выведшая авторскую психологическую «визуализацию» на принципиально новый уровень.

Завершает сборник раздел «Никогда», тут собраны рассказы, чьи персонажи и сеттинги не привязаны к сегодняшней действительности, не нацелены в будущее и не заглядывают в прошлое. Вместе с автором мы вступаем на территорию тьмы, где заправляют разухабистый сюр и «вневременной» вирд-фикшен. Это раздел экспериментальной прозы. «Мадам Шатте выходит замуж» — безупречное стилевое упражнение, карнавал-парад буквализированных метафор. «Мурзыкин» — отдельный «сборник» внутри сборника, серия микрорассказов (Кот, Медведь, Эрго сум, Ёрштвоюмедь, Тёмная энергия), объединенных общим персонажем, имя которого и дает заглавие циклу. Мужчина неопределенного возраста и социального статуса (известно только, что служба его заключается в том, чтоб состоять Специалистом в Учреждении) словно перекочевавший откуда-то из черновиков Хармса, Мурзыкин держит экзамен на медведя, приобретает «ёрштвоюмедь», превращается в Козликова, способствует расширению вселенной, борется с Нехорошими Мыслями, и живет с котом, которого (вполне заслуженно) подозревает во внеземном происхождении. Яркие мини «Unsigned long long» — история одной пост-цифровой ненависти, которая стала синонимом жизни, и «2100K» — непростая и толком не состоявшаяся лав-стори двух потерявшихся во времени людей с нестандартным инструментарием эмоционального восприятия. И, наконец, «Фарбрика» – рассказ, давший название всему сборнику. И это совершенно справедливое решение: текст наиболее показателен с точки зрения развития авторского стиля, основной проблематики, способов ее подачи. Это картонный город, где живут тени и залпом пьют цвет, это важный квест в поисках истинного смысла, это отборнейший сюрреализм, настоящее «визионерство», не похожее ни на что, в котором К.А.Терина задает собственные правила игры и вводит в работу собственную отлаженную мифопоэтическую систему.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2018 г.

Этой книге дали премию «Интерпресскон» за лучший дебют – и совершенно правильно дали, как по мне! Такой книги не постыдился бы и писатель с именем и десятками книг в библиографии. А еще К. А. Терина получила премию «Интерпресскон», как лучший художник, рисовавший обложки для книг. И тоже заслуженно. В частности, отличную обложку к своей дебютной книге она сама же и нарисовала.

Рассказы, вошедшие в сборник, очень разные. Трагедия и светлая грусть, ирония и причудливый сюрреализм, саспенс и лирика, стим-панк и социальная фантастика, мистика и фантастика почти научная, гротеск и хоррор идут здесь рука об руку, совершенно не мешая друг другу. Но есть у этих рассказов и нечто общее. Поразительная, не признающая никаких рамок и границ фантазия автора. Сочный и разнообразный литературный язык, полный полутонов, аллюзий и скрытых цитат. Эмоциональность и аура некого особого, неповторимого настроения, присущая почти каждому рассказу. И у К. А. Териной – писателя, и у К. А. Териной – художника есть свое собственное лицо, свой авторский стиль.

Субтропический остров, городок в альтернативной Европе начла ХХ века, альтернативная же Одесса времен Гражданской войны или замерзающая и мертвая Москва – все это выписано узнаваемо, рельефно и выпукло. Все это можно увидеть, потрогать, ощутить аромат и вкус, тропическую жару и леденящий холод. Так же рельефно и правдиво выписаны по большей части и характеры персонажей. И на фоне всего этого предельного реализма распускаются невиданные цветы авторской фантазии – странные, зачастую мрачные и прекрасные.

Автор не слишком жалует счастливые финалы – но и беспросветной чернухи и безнадежности в рассказах К. А. Териной обычно нет. Даже погибая, ее герои побеждают – спасая своей гибелью близких людей и «смертию смерть поправ». Но нередко финал истории остается открытым, герои и мир замирают на развилке, и парус робкой надежды белеет на горизонте – маленький, далекий – но он все же есть. А значит, есть шанс, и не все еще потеряно...

Многие рассказы сборника своим духом, причудливостью и странной и мрачной аурой напоминают лучшие рассказы Чайны Мьевиля. Так что могу поздравить К. А. Терину и всю нашу фантастику – не только с новой отличной книгой, но и с тем, что у нас теперь тоже есть свои «новые странные» («New Weird»). Пожалуй, это определение лучше всего подходит к тому, что пишет К. А. Терина.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2018 г.

Вы слыхали о феномене продакшн-музыки? Это смикшированный по заветам Аристоксена аудиофон для кульминационных моментов в блокбастерах: погонь, сражений, открытий, счастливых воссоединений и чудесных спасений.

Существуют библиотеки треков, откуда продюсеры и берут музыку для своих фильмов. И там — нет слабых композиций. Сплошь шедевры. Оркестровые аранжировки. Бурные мелодии. Пронзительные, трогательные звуки. Они берут за душу. Взывают к лучшим чувствам. Настраивают на героический лад.

Ты обновляешь содержимое плеера. И вот: пять часов вдохновляющих саундтреков, семь часов... Ты слушаешь, слушаешь, в какой-то момент понимая: определяют шедевр не способность будоражить, не пафос и не украшательные финтифлюшки. Всё это признаки скорее ремесленой работы, чем произведения искусства. Конечно, товар качественный, сработанный по древней науке — гармонике. Но невозможно слушать продакшн-музыку дольше часа-двух: становится невыносимо скучно, даже тоскливо. Не достаёт ей глубины.

Я не смог заставить себя дочитать этот великолепный, красочный и яркий сборник.

И мне не стыдно.

Оценка: 4


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх