Альфред Бестер «Выбор»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Адьер обращает внимание на слабый рост населения США, после тщательного изучения, он обнаруживает, что источник роста населения — Канзас. Он отправляется на место и обнаруживает, что Канзас является центром иммиграции людей из будущего.
Первая публикация на русском языке в журнале «Энергия», 1985, №10, с. 59-63.
Входит в:
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Second Series», 1953 г.
— антологию «Best SF Two», 1956 г.
— сборник «Звёздная вспышка», 1958 г.
— антологию «Infinite Jests: The Lighter Side of Science Fiction», 1974 г.
— сборник «Star Light, Star Bright: The Great Short Fiction of Alfred Bester. Volume II», 1976 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 14 (1952)», 1986 г.
— антологию «Современная фантастика», 1988 г.
— антологию «Гея», 1990 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester», 1997 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени», 2003 г.
— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.
— антологию «Созвездие Льва-5», 2021 г.
- /языки:
- русский (15), английский (11)
- /тип:
- книги (21), самиздат (3), аудиокниги (2)
- /перевод:
- В. Баканов (13)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 25 декабря 2022 г.
Как всегда у Альфреда Бестера, в коротком тексте сконцентрировано большое количество проблем, оформленных в авантюрном ироническом сюжете.
Разумеется, основная проблема, поставленная в рассказе — опровержение 99% историй о «попаданцах» в иную эпоху, с лёгкостью меняющих историю человечества. Другая проблема — проблема конформизма, приспособленности к своему и только своему времени. Третья проблема — проблема имиграции.
Бестер расвёртывает перед читателем целый набор сложнейших проблем и не без коварства убирает в тень один из важных моментов рассказываемого сюжета. Мало кто замечает, что, раз откуда-то из будущего люди бегут именно в описываемый период (последствия атомной войны, полицейский режим, деградировавшие технологии), значит, этот период из перспективы будущего находится «на подъёме». Современники главгера, да и он сам, не понимают, что их мир становится лучше, благополучней, комфортней. Прогресс вблизи не заметен. Только издалека, из других веков, видно, как возникает что-то новое и лучшее.
Вертер де Гёте, 2 сентября 2007 г.
Времена не выбирают... Замечательный рассказ. И в самом деле заставляет вспомнить поговорку «Хорошо там ,где нас нет»
Seidhe, 2 февраля 2015 г.
Меня всегда удивляло количество литературы о попаданцах на современном российском книжном рынке. Как можно не понимать того, что человек, каким бы способным и талантливым он ни был, попросту не сможет вписаться в реалии другой эпохи? Возможно, виной этому непониманию низкий уровень исторических знаний у большинства читателей, но ведь на Западе он ещё ниже, но ТАКОГО количества «попаданческой» литературы всё равно не наблюдается? А после прочтения данного рассказа, написанного более 60 лет назад, задумался — а может, в этом есть и заслуга Бестера, пусть мизерная, который смог сформулировать всю невозможность этого буквально в нескольких десятках предложений? =)))
Если же говорить серьёзно, то рассказ действительно можно порекомендовать всем любителям историй о попаданцах, потому что в нём ОЧЕНЬ доступно развенчиваются все мифы о прекрасном прошлом, которое было далеко не прекрасно; о Золотом веке, который для каждого свой; о «научных представлениях» современного человека, которые на самом деле — весьма смутные; о невозможности внедрить современную технику пока не будет подготовлена определённая база для всего этого... А дальше мне остаётся лишь согласиться с предыдущим отзывом Gourmand. Согласиться в том смысле, что буквально через год Бестер напишет «Феномен исчезновения», в котором объяснит ничуть не менее доступно, что всевозможные попаданцы попадают (а как скажешь без тавтологии?) не в прошлое и не в будущее, а в свою мечту, которая не имеет ничего общего с исторической действительностью, представить и прочувствовать которую могут лишь люди, жившие в то время.
А есть ли тогда смысл читать все эти бесчисленные эпопеи и сериалы? Для меня ответ очевиден: потратьте лучше пару вечеров на чтение рассказов замечательного автора — Альфреда Бестера.
Сказочник, 8 августа 2017 г.
Прекрасный рассказ, ставящий шах и мат всему пласту «попаданцев» в фантастической литературе. Мастер на десяти страницах подробно разжевывает, почему у попаданца не выйдет изменить историю или даже стать сколько-нибудь успешным. Вставки курсивом только добавляют реалистичности показанному сценарию.
god54, 14 ноября 2009 г.
Рассказ мне понравился своим нетрадиционным подходом к путешествиям во времени. Все обычно, строго, регламентировано, и самое главное, многие недовольны, так как легко разбиваются их наивные мечты, почерпнутые из фантастики, что попав в прошлое можно легко стать властитилем государств, дум и народов... Какой удар по их наивности...
Mishel78, 25 октября 2020 г.
«Он опередил своё время», «Мне нужно было родиться в прошлом веке», «Ах, если бы я мог оказаться в том времени, когда...» — эти и подобные выражения так или иначе слышал почти каждый. Вот Альфред Бестер, в рассказе про темпоральную иммиграцию из мира, разрушенного мировой войной, рассуждает о том, так ли уж человеку нужно стремиться в другую временную эпоху?
Особенно запомнился эпизод, в котором главный герой, в беседе с сотрудником темпоральной таможни, высказал мысль, что попав в 19 век, он смог бы изобрести радио. На что сотрудник ответил, что сначала нужно было бы изобрести новый мир, в котором есть всё необходимое, для того, чтобы собрать радио. То же самое касается и книг, которые можно было написать раньше, чем сами писатели того времени: книга не найдёт отклика у читателей, если написана раньше времени и если её напишет не тот автор.
И автор щадит своего героя, устами таможенника убеждая его не совершать ошибку. Но уж такова человеческая натура: спорить и потакать своим желаниям. Поэтому и был очевиден выбор персонажа.
Ещё понравилось описание людей прошлого, которые переходили таможню, говорящие и двигающиеся в замедленном режиме. Это вообще, на мой взгляд, один из самых оригинальных сюжетных ходов, встречающийся в литературе.
А в финале так и вовсе, в паре абзацев автор выражает мысль о том, что выбор-то у человека есть, в каком времени и месте ему жить. Но только стоит ли менять своё время на то, где человеку хочется жить?
Посыл рассказа чрезвычайно мощный и авторские рассуждения помогли мне избавиться от многих иллюзий, связанных с тем, в каком времени я хотел бы жить.
Грант, 5 августа 2017 г.
Какой-то невероятный рассказ — мудрый, поучительный, лиричный и вместе с тем — горький. Концовка такая, что думается «автор, ну что же ты делаешь, ну как же так можно?!» А видимо — никак иначе и нельзя. Выбора-то на самом деле нет. Лучшие времена — именно сейчас, именно те, в которые мы живём. Очень глубокий рассказ... с прекрасными лирическими размышлениями в конце и совершенно непредсказуемой концовкой... «Ночные мечты — предатели»... в самом деле, кто из нас хотя бы раз не воображал себя в сверкающих латах на коне, в средневековье, ведущим отряды пехоты, побеждающим дракона и собирающим улыбки прекрасных дам... А в конце... Нет, обойдусь без спойлеров — рассказ прекрасен сам по себе.
MarchingCat, 13 августа 2015 г.
Неплохо бы заставить прочитывать этот рассказ всех авторов, кто собирается написать роман о попаданцах. Может, чего бы поняли.
Правда, замечательный рассказ. Глубокий именно мыслью.
Но без эксперимента, новшества, Бестер, похоже, вообще не умел. И тут читатели получили некий организм, под шумок основной сюжетной линии выклянчивающий чашечку кофе )) Спойлера не дам. Секрет организма в финале рассказа.
Косяк в рассказе тоже есть. Помнится, ещё при первом прочтении меня в недоумение ввёл такой момент: а откуда, собственно, взялись статистические данные, с которых и завертелся сюжет рассказа? Страна-то в состоянии постапокалипсиса находится...
vorpol, 27 декабря 2020 г.
Восхитительно! Замечательная реализация простой, но очень важной мысли что «Представители каждого поколения твердят, что их время — самое тяжелое», однако, текущее время — единственное, в котором мы можем существовать.
Бестер немного схалтурил, обозначив, что станции расположены каждые 25 лет, все-таки это в пределах жизни одного поколения. Вот 50 или 100 лет точно не оставили бы шанса на рассуждения. Кроме того, традиционная для Бестера слабость проработки мира — ядерные войны соседствуют с почтовыми голубями (!), это даже не стимпанк, а ядерный феодализм какой-то. Но это все декорации, суть и идея рассказа блестящи.
tevas, 28 сентября 2005 г.
Знаете, иногда некоторые люди говорят: «Ах, мне кажется, лучше бы я жил в другое время!» И такие люди думают в другом столетии им жилось бы лучше? Наивные, они еще и не подозревают, что глубоко заблуждаются когда говорят это! Прочитайте этот рассказ и убедитесь сами!
Yazewa, 10 января 2008 г.
Есть немало произведений, где герой прекрасно чувствует себя, переместившись в другое время. Взять хотя бы те же рассказы Брэдбери. И веришь им. А здесь веришь тому, что хорошо только в своем времени... даже если оно объективно ужасно. «Больше дерзости на свете нет...» — правильно?
И классная концовка. :appl:
duke, 23 октября 2007 г.
Каждый мечтает о том, что где-то существует такое место и такое время, где он бы чувствовал себя счастливым.
Эта история об этом. О выборе, который каждый делает только сам.
Цырилла, 9 августа 2007 г.
Еще одно опровержение известной истины «Там хорошо, где нас нет»