fantlab ru

Все отзывы на произведения Юза Алешковского

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Юз Алешковский «Николай Николаевич»

alfredbob, 10 августа 2023 г. 18:16

Едва ли не лучшая повесть о любви из всех, мною прочитанных. Не очень люблю «ненормативную лексику», но здесь всё потрясающе уместно.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Юз Алешковский «Окурочек»

Махновец, 3 октября 2021 г. 01:44

Как бы не бесились рафинированные интеллигенты, песня, не смотря на жизнеописание уркаганской судьбы, была популярная среди курсантов военных училищ. Потому как четыре года ограничения с общения с женским полом и вообще с внешним миром. И на развод строится надо было по несколько раз на день и проверки наличия личного состава. И колючая проволока над забором, а там где колючки нет, верхушка забора густо вымазана солидолом, чтобы самоходчика видно было...

И фильм Ягуар (Мосфильм-1986) нравился потому что казарма чилийского военного училища показана очень похожей с казармой советского военного училища https://www.youtube.com/watch?v=Ie3ncyZtbCs (исключая момент с жестким буллингом — для советских училищ это не характерно).

Оценка: нет
– [  2  ] +

Юз Алешковский «Рука»

lex_art, 9 января 2021 г. 00:19

Если советская власть руками конкретных людей на заре своего существования разрушила твою жизнь и убила всех близких тебе людей, и ты замыслил месть, то кем нужно быть, чтобы у тебя чисто технически нашелся ресурс, чтобы такую месть осуществить? У кого вообще при этой власти есть право использовать насилие? Очевидно, что только у высокопоставленного работника органов. Никто иной просто бы не потянул свершить правосудие над подобной группой преступников, которые являются твоими личными врагами, и которые возвысились при новом режиме. Поэтому, как бы это странно ни звучало, главный герой очень даже последователен, когда посвящает свою жизнь служению советской власти, которую он тихо ненавидит. Ведь только эта власть может дать ему средство для свершения мести. А месть для главного героя первична, и он намерен свершить ее любой ценой.

Репрессии совка как банальное уничтожение одними служителями культа совка своих конкурентов. Может я недостаточно эрудирован, но эту мысль и ее развитие я впервые встретил только у Алешковского. Причем это уничтожение производилось без принятия во внимание сопутствующих потерь. Главный герой тоже не особо церемонился со всеми, кто попал в его список врагов. Смерть приняли не только враги, но и их близкие. Даже если учесть, что это тоже были люди не без греха, то отношения к исходному преступлению они не имели никакого.

Отвечая насилием на насилие ты не уменьшаешь количество насилия в мире. Есть такая мысль. Но есть и продолжение этой мысли, которое гласит, что ты не уменьшаешь количество насилия только в момент мести, но именно акт твоей мести может уменьшить количества насилия в будущем, т.к. любое ненаказанное преступление рождает новое преступление. «Пора принимать высшие меры! Пора возвратить этим людям чувство реальности, которое они ежедневно вышибают из-под ног своими мудацкими мечтаниями».

Есть у меня одна мысль про то, как Бог может спасти каждого и сделать каждого счастливым. Но только уж очень сильно попахивает эта мысли читерством. Как быть с тем, что счастье одного в погибели другого? Имея две вселенные выкрутиться можно. В одном ты делаешь палача счастливым, а в другом — спасаешь жертву. Таким образом, если у тебя есть бесконечное число миров то ты таки можешь и спасти всех и сделать всех счастливыми. Какое-то сложное пересечение всех этих миров и будет тем местом, в котором реализуется божественный замысел. В другом сложном пересечении реализуется замысел Сатаны. Все остальное, я полагаю, можно будет называть обычными человеческими мирами. Такое вот производство идеального мира с кучей отходов. Впрочем, Бог — существо всемогущее. Может себе позволить.

Книга была непростой. С кучей отступлений, не все их которых ИМХО были в тему. Но все-таки была дочитана довольно шустро. Да к тому же подбросила аж четыре интересных мысли, изложенных выше. В общем и целом не худшее произведение про чернуху в стране советов. Та часть написанного диссидентами, которую таки стоит читать при наличии интереса к подобного рода литературе.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Юз Алешковский «Николай Николаевич»

lex_art, 26 июня 2020 г. 14:46

Изумительно. Мата и блатной фени еще больше чем в «Маскировке». А уж прочей пошлятины так вообще без меры. Никакому современному Сорокину и не снилось. Но в устах главного героя все смотрится на редкость органично. Сам главный герой — та еще шпана. Как и Остап Бендер резко начал чтить уголовный кодекс после повышения в нем сроков за свои любимые преступления. Как он сам говорит о себе: «Всегда готов к предварительному тюремному заключению». Работает карманником в общественном транспорте, а развитие карьеры видит как водитель того же самого общественного транспорта. Точнее — видел. До того, как случайно попал в большую науку. Где и началось самое интересное. Короче, фразу «Скорее бы утро и снова на работу!» правильно поймет только тот, кто уже прочел повесть. В итоге имеем еще одно замечательное произведение о советской власти и ее нравах, где рассказчиком выступает некий маргинал, лучше которого правду все равно никто не расскажет.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юз Алешковский «Маскировка»

lex_art, 22 июня 2020 г. 23:00

Замечательная повесть. Я уже от одной аннотации начал ржать как конь, а дальше было еще веселее. Идею того, что происходящий в стране бардак, есть комедия, которая преднамеренно ломается перед вероятным противником, я уже встречал и там, и сям. А теперь добрался до ее реализации в виде повести. Так и есть. В стране безусловно действует многомиллионная бригада маскировщиков, обслуживающая высшую политическую цель. И думать так никакое это не психическое расстройство, а наоборот: источник смысла жизни. Маскировка и производство бардака — это основная работа. А второстепенная примерно того же качества. Например, писать красной краской на ракетах зловещий лозунг «смерть капитализму». Напомнило похождения Венички Ерофеева, который в «Москва-Петушки» вместе с друзьями спьяну тоже объявили войну всему миру.

Мата и прочей пошлятины в тексте много. Но все это используется по делу. Мат полезен, как психотехника, помогающая при переноске шкафа. При описании брежневского совка он тоже полезен и нужен. Короче, это не мат ради мата. Это очень живой и органичный язык. Фраз, которые хочется записать на память, тоже предостаточно. Если все-таки попробовать выделить что-то избранное, то пусть будет эта. «Хочется душе чегой-то такого... трудно даже сказать чего... высокого, настоящего, делового, полезного государству и людям, бескорыстного такого, решительного, партийного, а главное чистого... выпить еще, одним словом»

P.S. Самое интересное, что у автора мельком упоминается, что власть записала все сообщения голосом Левитана «вплоть до 1991 года». Таки угадал! «Насмешники хорошие пророки».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Юз Алешковский «Рука»

Тиань, 22 июля 2019 г. 20:41

Странное впечатление производит этот роман. Режим препарируется автором из американского далека через героя, который является винтиком карательной машины этого самого режима и, к тому же, обременен весьма специфической травмой. Очень навязчиво проводится аллюзия к «Бесам» Достоевского, от автора. И столь же навязчиво аллюзия к «Графу Монте-Кристо» — уже от героя. «Бесы» в романе пожалуй что и есть, совсем уже распоясавшиеся, так что человеческий облик почти соскальзывает. С «Графом...» герой себе польстил, точнее в самообман ввергся. «Граф...» ведь чем хорош: прибыл, отомстил и удалился в свое иноземное сказочное далеко с новой любовью, увязать в руинах прошлого ему не пришлось. Герой же увяз полностью, прекрасного далека у него не было, и новой любви тоже.

Читая такие книги, трудно отделить правду от преувеличений, продиктованных личными трагедиями конкретных людей. В этом плане избранный Алешковским жанр притчи-фантасмагории представляется очень удачным. Он позволяет немного отступить от реальности и посмотреть на события тех страшных лет через защитное стекло. События ведь страшные — главы романа, в которых речь идет о разорении и уничтожении российской деревни, о беспределе в советских детских домах болью отзываются в сердце. Неужели так было? И ведь, наверное, было именно так, очень близко в этому страшному художественному тексту... Бесы, графы, коммунистическая идея — всё это представляется таким мелким и лживым перед трагедией конкретного человека, того человека, который был убит в деревенском доме, того, который был искалечен, того, который калечил и убивал сам. У режима, замешанного на такой основе, не могло быть нормального будущего.

Как нет этого будущего у героя. Герой в этом плане вообще обделен полностью: прошлое, будущее, настоящее — у него ничего нет. Он просто рука, возомнившая себя мстителем системе, но управляемая этой же системой. Ликвидировал всех запланированных — и можешь уходить. Из жизни уходить, где с самого начала никому не было места, поскольку вся жизнь превращена в некое отбывание уголовного наказания. Все в лагере, на воле никого, ибо воли нет нигде.

Сам автор, правда, ускользнул. На волю ли, трудно сказать. Но из под системы точно. А героя в ней оставил. Изначально без всяких шансов. Этот разрыв автора и героя меня беспокоил во время чтения. «Рука» — роман, в котором описано только плохое. Было ли хорошее на самом деле, не знаю. Но по роману — хорошего не было совсем, ни в чем, даже в помощи одного человека другому, которая всегда диктовалась и обставлялась каким-то извращениями. Хорошее осталось в деревне, уничтоженной во имя коллективизации, там было настоящее, живое стремление к обустройству новой жизни. Его затоптали и не осталось ничего. Выход усматривается один — бегство. Такой выход видит и вкладывает в понимание героя автор-беглец. Мертвый отец героя пытается показать ему другой выход: отказ от мести, метафизическое очищение души. Как это применить практически к тому, кто живой и уже внутри системы, представить сложно. Мёртвый ведь тоже беглец получается. Всё это формирует неоднозначное отношение к произведению. «Не верю» сказать нельзя, — понятно, что автор близок к истине, — но и доверия не возникает.

Тем не менее, вещь яркая. Вроде ничего нового не сказано, а больно и обидно за страну, в которой живешь.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Юз Алешковский «Рука»

Nomos, 27 ноября 2018 г. 18:08

Открыл этой книгой для себя новый жанр — «белибердец». Что же он в себя включает? Приведу цитату автора: «... разговорчики, антисоветизм, говно, сопли и слезы ...». Осилил примерно 1/3. При этом должен сказать, что ни коим образом не хочу задеть достоинство поклонников автора или приуменьшить величину Мэтра пера. Просто лично мне — не понравилось.

Однако для ценителей есть и изюминка — книга изобилует различными дворовыми матными шутками и прибаутками, эдакий кладезь «народной мудрости». Потому и белибердец, а не просто белиберда.

p.s. Учитывая, что недочитанным произведениям нельзя выставлять оценку, вынужден убрать. За осиленное — 5 из 10.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Юз Алешковский «Кенгуру»

visto, 10 августа 2018 г. 14:04

О реальных «похождениях» автора романа «Кенгуру» Юза Алешковского и «нереальных» его литературного героя Фан Фаныча по кличке «Тэ Дэ» на хабаровской земле рассказываю в своей колонке. Вы узнаете, что в биографии очень «туманно и с искажениями» представлен армейский период жизни Юза Алешковского. Вот из биографии: «...В 1947 году Алешковского призвали на службу в Вооружённые Силы. Он служил в Военно-Морском Флоте, где за нарушение дисциплины был приговорен к четырем годам заключения, и с 1950 по 1953 годы отбывал наказание в лагере, где написал первую песню «Птицы не летали — там, где мы шагали». После освобождения работал шофёром на целине и на стройке».

А вот цитаты из рассказа самого Алешковского: «...Но мои действия квалифицировали как хулиганство по ст. 174 ч. 2 УК и плюс сопротивление патрулям».; «...Хабаровская тюрьме мне очень понравилась. Не скажу, что я о ней тоскую, но вот, читая о разных казематах, разные фильмы про заточения смотря, считаю, что хабаровская – на голову была выше всех остальных. Это я так привет ей передаю».

Хотите подробнее, тогда сюда:

https://fantlab.ru/blogarticle27915

Оценка: нет
– [  6  ] +

Юз Алешковский «Рука»

senneka, 28 августа 2016 г. 21:54

Стиль и манера изложения Юза Алешковского в его социальных произведениях мне очень нравятся. Эта книга выбивается из общего ряда. Она тяжелая, давящая, бьющая наотмашь по чувствам и совести читающего. Фактически это длинный и обстоятельный текст приговора социалистической системе и советскому обществу зачитанный плачем «Рукой». Трудная для чтения и восприятия вещь, читайте только под соответствующий настрой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Юз Алешковский «Блошиное танго»

senneka, 28 июня 2016 г. 23:25

Жизнеописание и приключения простого советского человека имевшего несчастье родится с обонянием позволяющим ему обонять характер, суть и нутро других людей, воспринимающим сказанное и несказанное ими как запах. История человека так и не сумевшего внюхатся в советскую действительность, но порядком настрадавшегося от ее миазмов. Как обычно у Юза Алешковского очень смачным слогом, точно и реалистично. *Ностальгирующим по* [правка модератора] ссср рекомендуется к прочтению. Помогает понять какую страну мы потеряли.

Оценка: 8
⇑ Наверх