FantLab ru

Все отзывы на произведения Мэри Шелли (Mary Shelley)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Гиннунгагап, 12 декабря 12:17

Сложно писать про классические произведения, так как о них уже есть устоявшееся мнение и стереотипы. Франкенштейн один из ярчайших примеров того как поп культура может взять идею, перевернуть с ног на голову и дальше тиражировать в отрыве от первоисточника.

Книга написана пожалуй в классическом для 19 веке формате — переписки/путевого дневника. Скучно ли читать длинные и отвлеченные жизнеописания, вопросы о здоровье и благополучие родственников, надежду на скорую встречу — по началу пожалуй да, но после втягиваешься и погружаешься в атмосферу, когда самое быстрое сообщение доходило за несколько дней, а путешествия занимали недели.

Роман поднимает проблему ответственности создателя перед своим созданием. Должен ли создатель заботится о своем творение, должно ли творение оправдывать надежды создателя, должен ли создатель нести ответственность за творение? Вот пожалуй главные вопросы романа.

Герои романа несколько наивны по современным меркам. Для них есть только черное и белое, добро и зло. Но если сделать скидку на время написания и возраст автора, то все встает на свои места. Не забываем, это время когда еще есть суды чести и дворянство получает классическое образование.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сам монстр — не то что с ним сделала масс культура. Это не тупой кретин зеленого цвета с болтами в шее, а гуманистический символ. Он наслаждается природой и пением птиц, постигает науку, сопереживает и помогает. Он не злой по тому что злой, он злой в качестве ответной реакции на среду, не более и не менее.

В общем книга хороша как пример гуманистической литературы и образец своего времени. Для понимания классики — стоит прочитать

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

ketri_L, 31 октября 13:47

Читалось очень давно, но некоторые эпизоды книги не померкли в памяти. Для общего развития не мешало бы прочесть)

Немного скучно, но считаю это мерка для нашего времени, на момент написания это был шедевр)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

makelen, 29 июля 00:14

Странно было читать столько негативных отзывов на великолепное творение Мэри Шелли.

Читается книга легко, я прочла на одном дыхании. Удивительный, завораживающий сюжет; яркие персонажи; своеобразный стиль написания (в виде дневника одного из героев). И в основе — две глубокие мысли: о том, что создатель в ответе за свое творение; и — что не надо судить о ком бы то ни было по внешности, не всегда существо, ужасное снаружи, является чудовищем.

Это шедевр мировой литературы. К прочтению обязательно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Stalk-74, 11 июня 00:29

Само произведение приятно удивило. Во-первых, это не ужастик, а вполне цельная классическая литература. А во-вторых, Франкенштейн — это не монстр, как годами вдалбливали нам современные поделки. Гомункулус (или кто он там был) не имел имени. А Виктор Франкенштейн — неуравновешенный ученый-экспериментатор.

По роману есть замечания в деталях. Например, никогда не смог бы гигант жить долгое время в пристройке абсолютно незамеченным. Особенно с учетом тог, что он слышал каждое слово жильцов, постоянно их разглядывал. А ни они, ни соседи не слышали/не видели ни следов, ни шорохов, ни скрипов в пристройке. Тем более, чудище ходило по улицам, заготавливало дрова — и никто ничего...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Gaelic, 17 марта 22:40

Live, and be happy, and make others so.

Justine Moritz in chapter 8.

«Frankenstein or The Modern Prometheus» by Mary Shelley.

Элементы готичного романа и эпистолярного жанра поначалу вызывали у меня вопрос: а не Брэм Стокер ли это? Возможно, я давно не читала подобную литературу или пришла пора наконец-то перечитать великого ирландского романиста. Но почти вплоть до начала повествования от лица самого Франкенштейна меня не покидало едва уловимое ощущение присутствия моего любимого Стокера. Видимо, благодаря именно этому роман с самого начала вызвал у меня положительные эмоции, чувство лёгкости с налётом ужасной тайны.

Уже чуть позже стала ловить себя на мысли, что в произведении не всё гладко с логикой. Например, с чего это вдруг талантливый учёный и умный человек (главный герой) решил, что его творение в брачную ночь сведёт счёты именно с ним, Франкенштейном? И это после трёх убийств близких Франкенштейну людей. Неужели, при наличии живой любимой жены существо вдруг решит разобраться со своим творцом тет-а-тет?

Другой момент: дабы отразить глубину страданий по погибшему другу автор помещает главного героя в тюрьму за убийство этого же друга. Только, стечение обстоятельств, при коих всё произошло тоже вызывает ряд вопросов и сомнений. Но, поскольку ход действий моей логики тоже оставляет желать лучшего, в дальнейшем я не обращала на это внимания. Зря или нет, — каждый решает сам для себя. Лично меня больше всего впечатлило совсем другое.

Сложные вопросы без однозначных ответов, заставляющие задуматься об ответственности. А у Франкенштейна её было не мало. Ответственность перед наукой, которую он почти оправдал, пока не уничтожил работу над подругой для своего первого творения; ответственность перед человечеством — весьма сложно оценить, ибо хоть и небольшое количество людей, но оно погибло, и не совершат великих дел потомки Клерваля, Уильяма и прочих несчастных. Но самая главная, первостепенная ответственность Франкенштейна была перед его созданием, «монстром», как главный герой постоянно его называет. И Франкенштейн не справился с этим...

«Монстра» не спросили, хочет ли он быть, существовать, жить... Его просто заставили видеть, дышать, чувствовать. И он был рад, он был готов пойти на это, даже не смотря на собственное уродство (как учёный ни старался подобрать белоснежные зубы, длинные чёрные волосы и т. д., на пользу это не пошло). А главное, существо было готово любить, помогать другим. Ведь самое первое его действие при встрече с Франкенштейном была улыбка. Кривая, уродливая, но искренняя. Страшное уродство не вина несчастного творения. Людям, далёким от науки (горожане, семейство де Леси, Уильям) этого не понять. Но сам Франкенштейн должен был это осознать, помочь и не оставить своё творение.

А ведь как мало было нужно сотворённому существу, как мало нужно нам самим, чтобы быть и оставаться людьми...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

mmck, 11 марта 11:51

Начал я читать эту книгу с некоторым предубеждением против « одного из самых знаменитых основоположников жанров фантастики и ужасов». И начало произведения оказалось таким, как я и ожидал. Действительно, кого сейчас с нашими хоррор-фильмами и книгами-ужастиками может испугать пробуждение некоего человекоподобного монстра с уродливой внешностью, причём эта внешность толком и не описывается -- просто «уродливый до ужаса». А к фантастике «Франкенштейн...» относится также, как «Цветы для Элджернона» и «Собачье сердце» -- автор придумывает что-то фантастическое ( при этом лишённое даже призрака правдоподобия) для создания условий, в которых герои смогут полностью развиться. Но следить за поведением и чувствами Виктора Франкенштейна -- така-а-а-ая скукотища, перемежающаяся с приступами ярости в попытке достучаться до сознания «учёного» : герой ведет себя очень глупо ( если открыл секреты мирозданья, то сначала оживи какую-нибудь крысу, а не трать два года на создание человекоподобного существа, ведь в случае ошибки всё придётся делать сначала; если ты проводил ночи в склепах с разлагающимися трупами, то какого чёрта чуть не сходишь с ума от вида оживлённого тобой же существа, да и почему ты это самое существо не привязал к столу -- оно же может быть агрессивным; а так же меня поражали и другие глупые выходки Виктора на протяжении всей книги).

Всё спасает линия повествования о самом чудовище, которая описана правдоподобно и интересно. Каким бы добрым не был уродливый монстр, страдающий от одиночества, его всё равно не примет человеческое общество из-за этой самой уродливости и непохожести. Ну а непринятый и совершено одинокий монстр будет всем мстить -- и отвернувшемуся от своего создания творцу в первую очередь. И поэтому Мэри Шелли может претендовать на первенство в жанре ксенофантастики, причём её творение занимает далеко не последнее место в рейтинге книг этого жанра.

Именно благодаря чудовищу и описанию его становления в мире чужаков и без друзей эта книга мне так понравилась. И сочувствую я бедному творению намного больше, чем творцу, который вызывает у меня только жалость и недоумение от того, как он вообще учёным то стал.

А ещё во время прочтения меня посетила одна мысль, о которой, я так думаю, Шелли и не подозревала при написании романа. Только в связи с недавними научными открытиями можно провести аналогию между чудищем Франкенштейна и ядерной бомбой или искусственным интеллектом, которые, подобно аналогу из романа, могут выйти из под контроля и уничтожить жизнь уже не только одной личности, но и всего человечества. Вот такая притча-предупреждение из девятнадцатого века.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Night Owl, 31 января 22:58

«Франкенштейн, или Современный Прометей» — самый известный роман Мэри Шелли. В узких умах широких масс название произведения укладывается в слово, а в микроскопических — выступает именем пресловутого чудовища.

Заядлый киноман не найдёт в книге ни тени Карлоффа, ни воскрешающей молнии, ни Нефертитиобразной невесты Франкенштейна — на что, наверняка, люто возмутится: «Где же ужасы, экшн, Де Ниро?». Но роман врастал в культуру неравномерно, и ныне выпирающие его скрюченные ветви в оригинале — лишь три побега да пол-аппендикса. Отдельные драматические сучья вовсе отсохли: их обтесали творцы экранизаций и фанфиков.

Прежде чем говорить о самом произведении — пара слов об истории создания. Известный английский кутила и развратник Лорд Байрон, попортивший орду лондонских леди, колесил по Европе, выискивая место позлачнее. Удар пал на тихую виллу Диодати в Женеве. Поскребя по сусекам, новый жилец решил сэкономить на освящении дома и пригласил в гости Мэтью Грегори Льюиса — мастера ужаса той эпохи, визит коего разом распугал всех местных призраков в радиусе трёх километров, а аура мэтра кошмаров осела в здании ещё на несколько десятилетий.

И вот однажды к Байрону наведалась назревающая чета Шелли: поэт-вольнодумец Перси с 19-летней супругой Мэри. За разгулом весёлой троицы героически присматривал личный доктор лорда Джон Полидори.

Долгий ливень загнал квартет под крышу, где страдающие от безделья аристократы за неимением привычных английскому духу привидений взялись соревноваться в выдумывании мистических историй. Наиболее интересная интерпретация тех событий — в романе Федерико Андахази «Милосердные».

Надышавшись флюидов Льюиса, Мэри занемогла. В горячке девушка наблюдала, как некий мужчина копошится над простёртым на койке чудовищем. С её слов, этот образ дал толчок к написанию сперва рассказа, а затем — полноценного романа. Черновая версия текста на ближайшем вечернем капустнике пришлась по нутру слушателям, сочинившим весьма посредственные вещи, знакомые сегодня лишь литературным некрофилам.

Трудно оценить, каков настоящий вклад в итоговое произведение самой Мэри; не исключено, что пока она нежилась на супружеском ложе, талантливый муж плакал при свече, правя бредни возлюбленной, — но тайну эту Перси Шелли, утонув, унёс на дно Средиземного моря.

Из работ того времени «Франкеншейн, или Современный Прометей» выделяется фантастическим элементом — его нестандартностью, поскольку мертвецы, зомби, призраки, демоны и вампиры уже отметились в чьём-либо творчестве, и даже инопланетяне побывали на страницах великого Вольтера, но чудовище, созданное наукой, — большой прорыв, заслуживающий уважения. Наверное, невозможно пересчитать всех тех безумных учёных, чья утроба — сочинение Мэри Шелли.

Безусловно, научная фантастика, как и литература ужаса, обязана львиной долей мотивов роману английской писательницы, присматривающему за ней доктору Полидори и флюидам Льюиса, увы, не заставшего издание «Франкеншейна, или Современного Прометея», ибо долг призвал на тот свет, где прозябали непуганые души.

И всё же роман Мэри Шелли — не ужасы в современном их понимании. На момент публикации уже печатали Уолпола, Льюиса, Радклифф, Ли — но преобладающая часть литературы той эпохи пользуется готическим антуражем лишь как сценой для спектаклей иного калибра. Вот и «Франкеншейн, или Современный Прометей» — вовсе не страшилка, а притча о… — и здесь безграничный потенциал для интерпретации: Боге и человеке, создателе и творимом, природном и научном, относительности добра и зла. Ткань произведения хорошо сидит на любой идее, а уж какую из них предусмотрела юная писательница — вопрос открытый, но второстепенный, ибо великие книги любят за получаемые эмоции, а не за нравоучения и проповеди.

Нельзя отрицать — произведение Шелли вобрало множество черт своей эпохи, что отразилось и на персонажах, и на стиле, и на подаче. Модный тогда эпистолярный стиль даёт обрамление роману: всё начинается с письма некого путешественника и заканчивается тем же, отчего на первый взгляд кажется, будто книга состоит из писем, кои неистово, упряжками белых медведей, шлёт рассказчик сестрице в Лондон — но с пятого заголовка повествование меняет форму, раскрываясь по принципу шкатулочной литературы, — и перед читателем уже история, излагаемая главным героем, учёным Виктором Франкеншейном, в юности вознамерившимся укротить смерть.

Изнеженного торопливой беллетристикой любителя хорроров введёт в ступор длинная биографическая экскурсия в прошлое протагониста — но это именно то, что издавалось во времена Шелли, а потому только так и никак иначе мог выглядеть «Франкеншейн, или Современный Прометей», заимствующий отдельные пассажи и приёмы у предшествующих и современных себе произведений.

Настоящая демоническая жилка проступает в описаниях опытов молодого исследователя: автор подробно, с отличной художественной силой, вырисовывает болезненное, почти одержимое состояние главного героя. Роман движется к кульминации — явлению чудовища, полного вопросов о своём месте в этом мире. Зыбка и неоднозначна грань плохого и хорошего: практически невозможно сказать, кто из главных героев злодей, а кто — жертва, роли меняются, каждый хоть раз ошибся.

Неожиданно вид собственного творения не вызывает у Франкенштейна отцовского трепета, и он, не попытавшись оценить широту души монстра, даёт стрекача в родные угодья. Но чудовище выслеживает незадачливого учёного с просьбой о конструктивной беседе. Отказать кладбищенскому ассорти с габаритами 2x2 метра — дело опасное, чем страшилище и пользуется, приседая на уши, судя по количеству страниц, на очень продолжительное время.

От лица монстра излагается самая интересная и интригующая часть романа, способная похвастать даже юмористическим эпизодом со стариком, бродившим по лесу. Ход с обучением чудовища — изящное решение, отличающее произведение от многих линейных и неизобретательных работ любой эпохи. Нарастает драма, изгой вызывает сострадание, Шелли входит в кураж, а на смену вопроса о человеке в роли Творца приходит трагедия «чужого» в мире людей — речь, конечно, не о любимце Гигера.

Увы, писательница совершает непростительный промах: чудовище просит Франкенштейна сделать ему пассию, но тот в последний момент отказывается, опасаясь, что тварюги начнут размножаться, — нелепым и неубедительным выглядит учёный, не подумавший создать бесплодную женщину.

Конфликт сказывается на близких Виктора: чудовище проводит фатально-воспитательные работы с невежливым юнцом, братом учёного, одаривает лебединой шеей его невесту, но, когда родственники заканчиваются, полагает за лучшее, по доброй русской традиции, отправиться в ссылку под ледяную шапку планеты.

«Надо гнать, раз бежит», — думает Франкенштейн и мчит по следу беглеца. Так они и петляют в снегах, до инфаркта пугая белых медведей, пока учёный не отдаёт концы на экспедиционном судне, а чудовище, раздосадованное такой оказией, сообщает путешественнику, чьи письма открывали роман, что намерено уйти дальше в северные земли, чтобы умереть, как подобает мужчине.

Этот сюжет нельзя назвать захватывающим по современным меркам. В своё время он тоже не служил эталоном, но тематическая новизна, открытость для трактовок, ряд сильных эпизодов и пара архетипичных образов заложили пласт мрачных мотивов, откуда уже более полутора веков мастера разных мастей выкапывают всё более глубокие идеи и образы.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» — роман, не интересный современному читателю. Лучший эффект произведёт опосредованное знакомство через производные работы режиссёров и поздних писателей. Но огрехи и несовременность — то, что нужно простить молодой писательнице, подарившей миру культовую историю, ознакомиться с которой стоит хотя бы, чтобы узнать её оригинальную версию.

Оценка: 9
–  [  -5  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Блофельд, 4 октября 2016 г. 19:26

Франкенштейн явно зря создал монстра. Этим он принёс себе и окружающим только вред. Надо было заранее думать перед тем, как создавать монстра.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Александрович, 28 июля 2016 г. 23:25

Ещё в детстве я посмотрел фильм «Франкенштейн» 1931-го года считавшийся классическим и ожидал что-то подобное от романа Мэри Шелли. Оказалось, что фильм с романом имеет мало общего. Хотя странно было ожидать, что роман наисанный восемнадцатилетней девушкой из высшего общества Англии будет похож на на американский фильм, снятый для массового зрителя.

Это не ужасы, а драматическая история о творце и его творении. История не без недостатков и натятжек в психологических портретах главного героя, но оказавшая большое влияние на мировую литературу и культуру, а так же сохранившая актуальность по сей день.

Не знаю осозновала ли это Мери Шелли, но она затронула проблему сцейнтизма и антисцейнтизма. Вопрос о рамках научных исследований, границах дозволенного учёному с этической точки зрения и должна ли наука самостоятельно решать чем ей заниматься, или же откликаться на запросы общества.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

tapok, 24 февраля 2016 г. 15:02

На первый взгляд — роман необычный. Начиная с автора и времени написания, заканчивая содержанием и стилем повествования.

Во-первых, этой книге около двухсот лет. Во-вторых, её написала женщина в юном (18 лет) возрасте. В-третьих, она про Франкенштейна (не удивительно из названия). В-четвертых, это отчасти эпистолярный роман.

Собственно, по началу читать было тяжело. Я думал, вся книга будет написана эпистолярным стилем (я его не переношу). Но всё же Мэри Шэлли только зачин оформила в этом стиле. И как только мы знакомимся с Виктором Франкенштейном, начинается самое интересное. Хотя до самого интересного автор предлагает познакомиться с причинами, которые побудили в ученом такое…увлечение гальванизмом. Пожалуй, это очень удачный ход, особенно на фоне современных реалий (всё знают набивший оскомину штамп, когда злодей в конце фильма держит пистолет у виска протагониста и начинает рассказывать, что же стало причиной его действий).

О плюсах. Драма создателя и существа – выписана хорошо. Вот только существо уж слишком…подростковое что ли. Гиперчувство собственной значимости и превосходства (читай – эгоцентризм в кубе). Создатель, наоборот, зациклен на чувствах вины. Но если убрать все эти острые углы – очень добротно выходит. На этом плюсы закончились. К минусам.

Сами персонажи – картон прочный. Язык повествования – обычный, даже безвкусный. Интрига держится, но не так уж слишком. И если честно, сейчас эта книга устарела морально и стилистически. Нет атмосферы, нет драйва, нет тонкого психологизма. Её стоит читать только для того, чтобы знать оригинал (если вы прочитали книгу и видели фильмы о Франкенштейне, то поймете о чем речь). Если же ставить целью получить удовольствие от чтения, то шансов претворить это в жизнь у вас мало.

А лучше посмотрите фильм «Виктор Франкенштейн» (с МакЭвоем). Вот там действительно раскрыта сущность создателя. МакЭвой играет гениально. Он один своей игрой обставил «Современного Прометея», если брать роман относительно современной литературы.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

schastlivaya, 9 ноября 2015 г. 23:51

«Отринь всю логику и просто верь» — именно под таким лозунгом читала я книгу. Да, очень много нелогичных моментов, слишком много романтизма в книге, слишком преувеличенно все, очень старомодно. Но тем не менее все хорошо и слажено работает на сюжет, а сюжет действительно хорош. При прочтении я абстрагировалась от всех кинематографических «Франкенштейнов» и представляла героев по картинкам Берни Райтсона (он в своё время потратил немало времени иллюстрируя эту книгу замечательными графическими рисунками) — пожалуй именно благодаря его рисункам не вышло в голове диссонанса с навязанным кинематографистами виденьем этого монстра.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Виктория Ло, 17 октября 2015 г. 10:32

Как это всё по-детски описано. Всё время у главного героя какие-то душевные недомогания. Он что-то экспериментирует и тянет деньги с родных. Сделали бы его родители проще — лишили бы содержания — и сразу бы мозги на место встали. И никаких бы Франкенштейнов не захотелось создавать :) Но тогда не было бы и этой книги. Если честно — лучше бы это произведение изучали в школе, как образчик английской литературы. По крайней мере оно хоть читается легко, чем то, что задают в школе бедным детям.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

maringa, 3 июля 2015 г. 09:52

Все, кто не читал Франкенштейна считают, что Франкенштейн — это монстр. И они правы. Самовлюбленный, безответственный, эгоистичный «ученый», который не знает, что такое ответственность.

С другой стороны, автор нам показывает тупость человеческого общества, когда что-то выглядит некрасиво по их мнению — априори ужасное и представляет угрозу.

Книга вызвала очень много противоречивых эмоций и первая из ник — выбросить ее подальше. Дочитала только ради того, чтобы рассказывать всем остальным о негодовании!!!

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

kerigma, 25 марта 2015 г. 21:37

Посмотрим правде в глаза: более беспомощного, пафосного и поверхностного текста из тех, что чудом остались известны, я сразу и не вспомню. Не говоря уж о том, что он написан целиком и полностью штампами: все «положительные» герои там как один отличаются исключительной красотой и душевными качествами, «нежным сердцем», благородством, мужеством, одаренностью и тд, все отрицательные — исключительно злобные уроды. Причем за громкими эпитетами по отношению и к тем, и к другим не стоит никаких реальных фактов, которые бы их оправдывали. Единственное *исключительное* качество, которое действительно подтверждается поведением положительных героев — это их исключительная умственная неполноценность. И если «Мадам Бовари» — это «роман про дуру». то «Франкенштейн» — это роман про имбецила. Потому что даже до полного идиота раза с третьего (то есть после очередной жертвы его безымянного существа) должно было дойти, что пора, наверное, в консерватории что-то поменять — но до Виктора не дошло до последнего, и он умер, пафосно ощущая себя несчастной жертвой.

Вообще из мужских персонажей в мировой литературе Виктор Франкенштейн — какой-то исключительный образчик полного отсутствия всех тех качеств, которые традиционно являются достоинством мужчины, как то: решимость, смелость, способность принимать на себя ответственность. Полнейший слюнтяй и рохля, в общем, до последнего так и не признавший даже самому себе никакой вины. Я так и представляю, как он, найдя очередной труп члена своего семейства, ложится на тахту и заявляет: «Уруру, ах я, несчастная жертва!» Убить хочется, в общем))

Забавно, на самом деле, как совершенно слабые и проходные по сути своей вещи внезапно становятся базисом для целого культурного пласта (и очень неплохого). «Франкенштейн» Мэри Шелли, как и, скажем, «Дракула» Стокера — вещи более чем посредственные, даже на фоне литературы своей эпохи. Но зато сколько всего прекрасного создано с использованием их первоначальных идей!

Я, в общем-то, ничего особенного от этого текста и не ждала и послушала его исключительно для общего образования. С одной стороны, я понимаю, что пафос и штампы — это в какой-то степени примета эпохи, такой общепринятый способ заполнять пустоты в тексте — но беда в том, что этот текст почти полностью состоит из подобных пустот.

Пожалуй, единственное интересное направление, в котором можно было бы рассматривать этот текст — это то, как «милые, сердечные, добрые люди» травят белых ворон. Но про это написано много гораздо более стоящего и серьезного.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

AlexxSap, 12 февраля 2015 г. 09:48

Если после просмотра фильма «Франкенштейн» с гениальным Борисом Карлоффым Вы решили прочитать оригинальное произведение, то не делайте этого. В романе Вы не найдёте практически ничего, что Вам могло понравиться в фильме.

Что могла написать 19-летняя необразованная (толком) девушка из высшего английского общества начала 19 века? Это ни разу не фантастика, а типичный дамский роман с драматическими героями, немного глуповатыми по современным меркам, но зато крайне эмоциональными, плаксивыми и манерными; 90% содержание — описание путешествий и переживаний и нудные диалоги. Красной линией через всё произведение проходит один мотив — это пропаганда невежества и осуждение познания и прогресса. Но учитывая кто это написал, ничего удивительного. Из этого вытекают и другие недостатки романа — крайняя нелогичность, формальность и наигранность взаимоотношений, фрагментарность повествования, театральность и затянутость.

Представив себя на месте «монстра», Вы поймёте, что настоящий монстр это трусливый, довольно глупый (хотя считается гениальным ученым), безответсвенный, эмоционально неуравновешеный Виктор Франкенштейн, который создаёт сверхсильное чудище, убегает от него и тупо забывает про него на 6 (шесть!) лет. Единственное что предпринимает доктор чтобы остановить монстра — убегает от него и постоянно причитает «Бедный я! Дедный я!» и «Что ж я маленький не сдох!». А тот кого именуют «монстром» — несчастная жертва злодеяний доктора, он просто хочет жить, хочет тепла и понимания, вместо это он получает страх, угрозы, ненависть, ругань, даже пулю (за спасение ребёнка из воды), а это кого угодно обозлит. При всё этом, автор явно симпатизирует доктору и пытается убедить читателя в том, что «монстр» монстр и чудовище — типичные представления высшего сословия о немытых бедняках и крестьянах.

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

vbredu, 12 декабря 2014 г. 14:02

При чтении возникали противоречивые ощущения. Интересная задумка, но всё затянуто так, что иногда даже хотелось отложить книгу и взяться за другую. Честно дочитал до конца, но, скорее всего, для очистки совести.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Edward Sheridan, 8 июля 2014 г. 23:57

Роман,который Шелли написала в 19 лет, ошеломил всех своим сюжетом. Однако, это не помешало стать ему классикой или даже «мэтром» своего жанра.

Мораль сего романа на мое рассуждение такова:«Мы в ответе за тех, кого приручили.» А. Де-Сент Екзюпери.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Thornbird, 23 февраля 2014 г. 00:18

Современный читатель, не особенно терпимо относящийся к недостаткам очень старой фантастики, по-моему, едва ли оценит этот роман, потому что придется сделать слишком много скидок на «возраст» произведения. К тому же к растиражированным Голливудом образам, созданным по мотивам данного произведения, реальные персонажи романа имеют мало отношения. Кстати говоря, в окружении литературы того времени я бы не сказала, что роман тоже смотрится очень уж выгодно (да чего таить — жиденько), потому что поверхностный: вялые характеры, мало фактических деталей, избыток эмоций, никакой атмосферности, формальные отношения между персонажами, непродуманные сюжетные ходы. Меня больше всего разочаровало поведение Франкенштейна, который столько времени работал над своим творением, а потом вдруг просто испугался его и банально сбежал, не подумав о последствиях, видимо, ожидая, что проблема сама как-то рассосется... Собственно, проблема не рассосалась, а герой так и не повзрослел, продолжая рефлексировать по любому поводу. Железное терпение к нему так называемого монстра заслуживает всяческих похвал, т. к. любой другой, кто потемпераментнее, уже стер бы плаксивого недотепу в порошок.

Тем не менее, надо учесть, что автор — восемнадцатилетняя девушка, так что влияние романтической литературы, в частности ее шедевра — Страданий Юного Вертера (прямо упомянутого в тексте), не удивляет. Франкенштейн фактически с Вертера и списан, разве что причина страданий у него иная.

Честно говоря, не стала бы и браться за этот роман, если бы не обнаружила его в списках лучших книг всех времен и народов по мнению нескольких солидных зарубежных изданий (к слову сказать, Вертера в них не было). Не то чтобы для меня много значил их авторитет — просто решила воспользоваться их мнением для выбора очередной книги. По степени воздействия на некий пласт искусства (в частности кино, комиксы, комп. игры), наверное, этот роман можно отнести к чему-то там... но списка лучших книг всех времен и народов (тем более первых 100-200) он явно не достоин по своему уровню. Да — любопытно было узнать, что это вроде как первый научно-фантастический роман в литературе (1818г.), но вот насчет его вклада в фантастическую литературу в принципе очень сомневаюсь. Все же мне думается, что лучшая НФ в том виде, в каком мы теперь ее знаем, больше сформировалась под влиянием научного прогресса и добротной классической литературы, а не литературной пробы восемнадцатилетней девушки.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

korsrok, 22 февраля 2014 г. 18:37

Это книга где каждая страничка оставляет после себя впечатление! А как Мэри Шелли орудует Высоким Слогом! В двух словах не передать свое восхищение. Роман Ужасов? Нет! На самом деле это история глубокой печали, история безмерного одиночества и безграничного страдания.

До этого я думал, что Франкенштейн (чудовище, на самом деле, в книге у него нет имени) ужасный монстр а-ля Пеннивайза Стивена Кинга. Я не знал о чем пойдет речь и равнодушно открыл «темную» книгу, и тут же был озарен светом. История захватила меня целиком, и я не смог оторваться, пока не дочитал ее до конца. Я возненавидел Виктора и полюбил Чудовище, хотя, когда приступал к книге, думал о противоположных чувствах.

Безжалостный, бессердечный создатель! Он наделил Чудовище чувствами и страстями, а потом бросил, сделав его предметом всеобщего презрения и отвращения. Он создал гиганта с доброй, кроткой и отзывчивой душой, и в момент первого вдоха отрекся от своего творения.

Одержимый потрясающими идеями, Виктор долгие годы с иступленной страстью шел к поставленной перед собой цели, а достигнув ее, потерял интерес, испугался своего творения, и убежал в порыве безумия – будь он проклят!

Франкенштейн с первых дней стал несчастным, погружен в тупое отчаяние, безмерно одинок и беспомощен. ЗАЧЕМ ВИКТОР СОЗДАЛ ЧУДОВИЩЕ, ОТ КОТОРОГО САМ ОТВЕРНУЛСЯ С ОМЕРЗЕНИЕМ? Бог в своем милосердии создал человека прекрасным, по своему образу и подобию, творение же Виктора являлось изуродованным подобием его самого, еще более отвратительным из-за этого сходства.

У сатаны были собратья; в их глазах он был прекрасен. А Франкенштейн был одинок и всем ненавистен. Он сам познавал мир и его жестокие законы. Он пытался делать добро, но все его попытки были тщетны… Он нигде не видел сочувствия и ему казалось, что даже холодные звезды смотрят на него с отвращением. На всем свете не нашлось ни одного человека, кто смог бы его понять и помочь. ЕСЛИ БЫ КТО-ТО ОТНЕССЯ К НЕМУ С ЛАСКОЙ, он отплатил бы стократно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Франкенштейн спас утопающую девушку, но ее брат, выстрелом из ружья разорвал ему мышцу и раздробил кость. Вот какую награду он получил за свою доброту.

ЭТО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ РОМАН ПОСТРОЕННЫЙ НА САМЫХ ГЛУБОКИХ ЧУВСТВАХ!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

pontifexmaximus, 4 февраля 2014 г. 22:28

Не удивлюсь тому, если кажется, что у какого-нибудь эллинского философа был некогда написан трактат с названием «О злокозненности Прометея». Ведь всегда можно посмотреть на деяния титана под иным углом зрения, и тогда...

Он лишил людей единства с природой, научив их строить дома. Он обучил людей навыкам земледелия, и тогда в них возобладала свойственная оседлому жителю алчность. Он научил людей строить корабли и плавать по морям, и они начали презирать родные края и гибнуть тысячами в погоне за призрачным заморским счастьем. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счетом, и их первыми письменными документами стали списки рабов и долговые расписки. И в довершение всех бед Прометей подарил людям огонь, чтобы они смогли выковать себе оружие из металла и утолить свойственную им жажду кровопролития...

И вот явился новый Прометей. Уже не титан, а хлипкий человечишка, начитавшийся алхимических трактатов, видящий во снах гомункулов и химер, мятущийся и неуверенный в себе, но при этом одержимый идеей преодолеть законы природы, победить смерть. Сотворить жизнь из падали и скверны...

И он создает уродливый сгусток плоти. Который в мгновение ока проходит долгий путь эволюционного развития от поедания желудей до человекоубийства, обретая при этом привычку всякий раз совершив какое-нибудь злодеяние ссылаться на идеи великих гуманистов. И это неспроста, ибо на нашей планете почти все самые жуткие злодеяния почему-то начинались с мысли о том, чтобы осчастливить человечество, непременно при этом переделав человеческую природу с рвением, достойным...

Достойным провинциального непризнанного гения, считающего вполне годным материалом для создания Нового Человека то, что он под покровом тьмы выкопал из смердящих могил. Равно как некоторые просвещенные личности выкопали из книг Руссо и Вольтера санкюлотов, с превеликой радостью начавших этим самым личностям рубить головы и весело отплясывать у эшафота...

Понятно, что Мэри Шелли, скорее всего, ничего подобного не имела в виду. Но книга ее несколько лишена законченной структуры, и весьма похожа на груду осыпавшихся фрагментов мозаики, каковые фрагменты читатель волен расположить по своему усмотрению...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Dr.ShtARK, 22 сентября 2013 г. 17:57

Помню тот момент , когда я нашла эту замечательную вещь!!! Сев читать, скажу прямо, я уже не могла оторваться(а дело было в классе девятом или десятом)...О Боже, сколько приятных воспоминаний, ибо это замечательное произведение, тем более что частично оно даже пророческое. Помнится, в моем издании даже была статья о том, что у Мери Шелли было видение в котором она усмотрела, что люди в будущем начнут создавать живых существ себе подобных -искусственным путём!!! Как в воду глядела ведь!

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Deliann, 17 января 2013 г. 16:17

«Франкенштейн или современный Прометей» Мэри Шелли часто называют классикой ужасов, однако по большей части это относится к фильмам. Первоисточник же драма, даже трагедия о человеке и его творении. Когда-то 18-летняя девушка решила доказать своему мужу и их общему приятелю, что не стоит судить о людях по внешним качествам, что девушка способна написать великое произведение, а созданное ею чудовище (я сейчас о персонаже) может быть далеко не чудовищным внутри. Я рад, что у нее все получилось, иначе мировой фонд литературы не получил бы это великое произведение.

Сюжет повествует нам о молодом ученом Викторе Франкенштейне. Будучи человеком немного не от мира сего и имея острый от природы ум, Виктор создает человека из различных мертвых тел и «вдыхает» в него жизнь. Однако получившееся создание настолько уродливо и пугающе, что наш главный герой не видит в нем человека, а только чудовище, и потому отрекается от своего творения. В дальнейшем нам показано развитие этих сложных взаимоотношений творца и создания, родителя и ребенка.

Роман местами наивен, но, тем не менее, очень рекомендуем мною для прочтения, все-таки редкая книга остается популярной на протяжении 200 лет и переживает несколько десятков экранизаций. Про литературные переосмысления и домысливания я уж лучше и вовсе промолчу.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Anastasia2012, 28 декабря 2012 г. 12:53

Роман «Франкенштейн» не о чудовище-убийце. Он о Викторе Франкенштейне — учёном-гении, постигшем тайну зарождения жизни. Однако вдохнуть в тело жизнь ещё не всё. А вот чего стоило главному герою оживление мёртвой материи, создание человека, как раз и составляет суть произведения. Поступок и его последствия. Творение и ответственность создателя за него. Романтика и реальность.

И пусть в романе не все детали прописаны так, как хочется искушённому читателю. И ход событий порой утомителен. Однако весь ужас происходящего вполне понятен, реально ощутим.

Добро должно править в обществе людей. Добро безусловное и не зависящее от красоты того, кому оно предназначено. И об этом роман. Добру надо учить, передавая друг от друга добрые дела. Тогда чудовищ будет на порядок меньше. Ведь их появление отнюдь не завист от результатов учёной деятельности.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Мэри Шелли «Сон»

azgaar, 29 октября 2012 г. 23:17

Все бы ничего, только зачем Генрих IV (Французский) и возлюбленный главной героини рыцарь Гаспар решили отправиться в Палестину в конце 16-го века — для меня осталось загадкой. Наверно они забыли о том, что все цивилизованные христиане оставили в покое «Святую землю» еще в 1291 году.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

ANDRE111, 28 июля 2012 г. 18:33

Классика англиской готической прозы. Герой которого уже много лет несчадно заимствуют и эксплуатируют. Он, оставшийся без имени, стоит в одном ряду злодеев всех времен вслед за Дракулой под фамилией своего создателя — Франкенштейн.

По мне, невзирая на всю легендарность данного произведения , очень скучно. Виктор Франкенштейн очень вялый и меланхоличный. Экшен отсутствует, а вот «душевных мук» даже чрезчур. Главный злодей яркий, но на роль злодея не тянет, не те чуства вызывает.

Итог: к прочтению обязательно, но наслаждатся врятли получится

Оценка: твердая 7

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Albert_N, 20 июля 2012 г. 14:49

«Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли – признанная классика. Одна из самых известных книг мировой литературы.

Однако признаюсь — читать «Франкенштейна» мне было скучно. Несколько раз даже думал о том, что бы бросить, не дочитав. Но все же осилил.

Для меня главный минус «Франкенштейна» – персонажи. Главный герой на протяжении всего повествования ужасно раздражает своей безответственностью, безынициативностью. Его поступки нелогичны, взбалмошны, диктуются сиюминутными порывами и приносят все большие несчастья ему самому и его близким. Второстепенные герои прописаны плохо, я бы сказал поверхностно. Изъясняются все персонажи словно актеры на сцене. К концу книги мне уже поднадоели высказывания, начинающиеся с возгласа «О».

На этом фоне выигрышно выглядит монстр (кстати, в книге он остался безымянным). Его чувства понятны, судьба вызывает жалость.

В тоже время в основе «Франкенштейна» лежат интересные идеи. Непобедимый монстр, преследующий человека, превращающий его жизнь в ад. Жестокость общества, обращающая искреннее желаннее творить добро в ненависть и жестокость. Виктор Франкенштейн, оживляющий созданного им человека (все-таки человека, а не монстра) с помощью науки, а не потусторонних сил (думаю, для начала 19-ого века эта идея была нова и оригинальна).

Прекрасные идеи, посредственное (по современным меркам) воплощение. И все же читать «Франкенштейна» нужно. Хотя бы потому, что это – одна из первых фантастических книг. А если задуматься над идейной составляющей, «Франкенштейн» может дать читателю значительно больше, чем книги многих современных авторов.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

sterh77, 17 мая 2012 г. 17:32

Если Вы вдруг никогда не читали западной научной фантастики, решили начать читать и притом в хронологическом порядке написания, то Вы должны начать с этой книги. Именно с нее, а не Герберта Уэллса или Жюля Верна.

Роман, помнится, прочел вслед за «Калеб Уильямс» Вильяма Годвина. Только я тогда еще не знал, что подряд читаю произведения отца и дочери! Так получилось...

Сложно как-то оценивать классику. Я, например, с удовольствием читал и перечитываю прозу Пушкина, Бестужева-Марлинского. Могу сказать, что от чтения Мэри Шелли испытывал схожие чувства. Романтизм, с готикой он или без — всегда в моем сердце!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

witkowsky, 4 мая 2012 г. 13:07

«Ворон ударил крылом высоко в горах. Сошла снеговая лавина. Завалило долину с жителями...»

Кажется, эхо от этого удара крылом слышится до сих пор — особенно теперь, когда после чуть ли не двух десятков неудачных попыток, появилась блистательная экранизация «Франкештейн Мэри Шелли» Кеннета Брамы (1994) с Робертом де Ниро в роли Чудовища. А для России важно и то, что «Франкенштейн» вышел в «Литературных памятниках» под одной обложкой с романом «Последний человек». Помнится, у Мэри Шелли еще пять романов есть, но их прочесть надо (а поди найди время....

Виктор Франкенштейн — не зря немец. Почему? пусть желающие прочтут книгу и найдут ответ (а то мне его под спойлер загонять придется, что, на мой взгляд, дело недостойное). Напомню лишь вопрос. заданный на Патриарших Воланду: «Вы немец?» — Воланд отвечает: «Да, пожалуй, немец...» Ну, и дальше, читатель, читай роман Мэри Шелли и сам поймешь — что сколько стоит.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

тессилуч, 4 мая 2012 г. 09:22

Когда в студенческие годы прочел книгу, точно помню издания 1965года, никакими предвзятыми мнениями не был зомбирован. Особенного впечатления не оказала. Обычный женский бытовой роман. Все таки начало Х1Х века. В России в это время тоже многие так писали (Гоголь, Погорельский и др.).Поэтому, когда позднее узнал, что за рубежом он имел много последователей, особенно в кинематографе был очень удивлен.

Оценка: 7
–  [  32  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Рейлинн, 28 марта 2012 г. 13:09

Впервые взяв в руки эту книгу, я и не догадывалась насколько мое сознание было «замусорено» расхожими киноштампами, мало соответствующими действительности.

От истории о Викторе Франкенштейне и его монстре я ждала следующего:

1) Франкенштейн — так зовут монстра, а не его создателя;

2) у ученого есть горбатый помощник-уродец по имени Игорь;

3) В момент оживления монстра обязательно должна была идти гроза, от удара молнии которой он и оживет;

4) Ученый уже достаточно стар, честно говоря, я свято верила, что он — настоящий сумасшедший злобный ученый;

5) Жертва истории — не монстр, и не Виктор, а окружающие люди, которых чудовище и убивает;

6) Наконец, что в конце истории местные крестьяне приходят с вилами и факелами к замку Франкенштейна, замок поджигают, ученого убивают. Монстра тоже убивают, когда он пытается защитить Франкенштейна.

Как же я рада, что мои ожидания в итоге не оправдались.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли — филигранно выписанная трагедия, мрачная и запоминающаяся история о человеческой жажде славы и признания.

Говоря о Викторе Франкенштейне, на ум сразу приходят заезженные, но от этого не теряющие своей актуальности истины, о том что благими намерениями выложена дорога в ад, о том, что у каждого поступка есть свои, часто не предсказуемые последствия.

Стремление в одночасье заслужить славу и признание на научном поприще, привело молодого ученого к величайшей драме в его жизни.

Аналогия с Прометеем, я думаю, тут не уместна. Франкенштейн взялся за оживление монстра исключительно в своих интересах, что в общем-то в 20 лет вполне объяснимо..., ну да не о том речь.

Виктор вложил много сил в воплощение в жизнь своей идеи, но вот что делать дальше, когда монстр уже ожил, он не представлял. Вряд ли Франкенштейн вообще надеялся на успех эксперимента.

В итоге опасное существо, не имеющее представления о окружающей действительности, было предоставлено самому себе.

Легкомыслие Виктора Франкенштейна стало маленьким камушком, который привел к фатальному камнепаду всей его жизни, под лавиной которой исчезли все, кто ему был дорог и он сам.

А монстр... В конце концов он главная жертва, жертва людской жестокости и враждебности к иным, не похожим на основную массу. Люди не умеют принять даже своих собратьев, чем либо отличающихся от них, не важно в худшую или лучшую сторону. Так что у создания Франкенштейна не была и грамма шанса.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Windsdel, 22 марта 2012 г. 11:29

Главной идеей книги, на мой взгляд, всё-таки является ответственность. Ответственность за свои поступки и творения. Нам показали как же это тяжело — быть Богом, особенно когда ты стремишься только к лаврам Творца, а про колоссальную ответственность забываешь.

В процессе прочтения книги вопрос о том, кто же больший злодей, творец или его творение, возникает не раз и не два. Именно за эту неоднозначность и глубину мне понравилась эта книга.

Кроме всего прочего, ещё эта книга учит какой-то доле терпимости по отношению к уродству и физической неполноценности. Ведь когда видишь, как общество отвергает чудовище только за его внешнее уродство, становится стыдно.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

indieboot, 18 марта 2012 г. 23:17

Классика — однозначно. Стоит прочитать — несомненно. Но...

Не взирая на возраст автора и время написания, стоит отметить наличие определённого количества неточностей и несуразностей, которые наводят на мысль об образованности автора в общем и знания социальной системы в частности... В те времена некоторые в таком возрасте и докторами наук были, а на пару лет постарше и кафедрами заведовали не в самых худших университетах. Так что, замечания о возрасте и времени — не аргумент.

Осталось ощущение такое, что роман создавался как сентиментальный опус больше для домохозяек. Идея, конечно, хороша. Но реализация страдает. Да, нет атмосферы, сюжет затянут и, в придачу, «первый» главный герой (Виктор Ф.) — бесхарактерная «амёба». А то, что раньше вся литература наивной была, — вспомните пушкинские «Повести... Белкина» (не фантастика — прим. автора) примерно того же периода. Какие эмоции?!

Моё мнение. Произведение обладает большой общекультурной, но весьма низкой художественной ценностью.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

texnik-san, 17 декабря 2011 г. 00:38

прочитал книгу не один десяток раз. мне было 11 лет.книга запомнилась всем:шириной человеческих душ ,глубиной взглядов на одни и те-же вещи,глупостью людских комплексов. это не книга,это ЗНАНИЯ!!! очень, ОЧЕНЬ мало кто понял о чём книга повествует. «Франкенштейн» учит людей быть добрее,обьясняет как стать не умнее но мудрее. но не быть наивными,не идти на поводке. такие книги К СОЖАЛЕНИЮ больше не пишут.очень жаль. будь подобных книг больше — возможно и люди были-бы другими. читать обязательно!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Frigorifico, 29 июля 2011 г. 15:11

Произведение бесспорно знаковое в жанре, особенно если учитывать время создания и возраст автора. Как было сказано выше есть там «крупицы потрясающего психологизма, который как самородок в песке, промываемом старателем в поисках золота на прииске». Тем не менее общий художественный уровень этой книги не позволяет поставить ей оценку выше. Я бы сказал так — ознакомиться бесспорно стОит, но не ждите от книги слишком многого, :wink:это больше Веха, чем Книга.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Demarko, 11 апреля 2011 г. 17:38

Мэри Шелли написала роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», когда ей было всего 19 лет и это, несомненно, оставило свой отпечаток на персонажах и на самом произведении, которое так и дышит наивностью, хотя при этом причисляется к жанру хоррор.

Напомнило чем-то Гофмана (в частности, его «Золотой горшок») и немного Лавкрафта. Скорее всего, манерой повествования и тем, что рассказ ведется от первого лица в единственном числе, то есть «я», «мне» и т.п. (об этом будет немного позже).

Сразу оговорюсь, что от романа я ждала многого, но получила мало. Так часто бывает, если о какой-либо книге у большинства людей, не читавших её, уже сложилось определенное впечатление, так как известность книги обычно накладывает бремя на читающего – объективно судить становится сложно в силу того, что она уже известна и если тебе не нравится, значит причина в твоем плохом вкусе, ведь такое множество людей не может ошибаться (хотя с этим можно поспорить).

Хочу более четко выделить наиболее острые моменты (с моей точки зрения как читателя) в осмыслении и некотором анализе текста:

— не хоррор. Мне сложно назвать «Франкенштейна» хоррором, потому как это больше реализм с лёгким касанием мистики. Несмотря на монстра, который, впрочем, редко появляется по ходу действия, огромная часть текста выделена на вполне обычные вещи: рассказы о жизни главного героя — Виктора Франкенштейна. Никакого ужаса на протяжении всего романа я не почувствовала, даже при описании жуткой внешности чудовища.

— нет атмосферы. Это просто беда для произведения подобного рода. Бывает, что в сюжете появляются дыры или промахи в формировании характера героев, и в таком случае спасает положение атмосфера, другими словами – дух всей книги, который задает некий тон свершающемуся действу, он связывает всё воедино и окутывает будто дымкой части текста, придавая им целостность и единый характер. Это неуловимая субстанция, трудно сказать в чем она заключается, но каждый поймет, если она есть. И здесь, в этом готическом романе её нет абсолютно. Что очень прискорбно, ибо многие огрехи видны невооруженным глазом — бесцветность и разрозненность.

— мало действия, нет динамики. Частые лирические отступления, бесконечные описания местности и, наконец, размышления Виктора (а скорее, его душевные терзания) — вот составляющие и основные компоненты всей книги. Если что-то и происходит, то растягивается во времени и читатель вязнет в деталях. Хотелось бы подробностей создания монстра, но увы.

— тяжеловесные предложения и рассказ от первого лица. Это очень нелегко для восприятия, так как постоянные повторения местоимений «я» по нескольку раз в одном предложении, большие абзацы и объемные синтаксические конструкции замедляют процесс чтения, а также ухудшают степень понимания. Удручает отсутствие диалогов, которые бы в значительной степени оживили повествование.

— характер Виктора Франкенштейна умаляет его достоинства. Он слишком много думает и мало совершает. Наивный, во многом импульсивный персонаж и очень слабый душевно (и физически тоже).

— финал. Я возлагала такие надежды на финал…и они не оправдались. Всё закончилось, возможно, логично, но более, чем просто. Хотелось чего-то особенного, какой-то яркой завершающей точки, высшей степени трагизма. А получилось пресно.

А теперь о несомненных достоинствах.

При всём при том, что у «Франкенштейна» достаточно минусов и недостатков, он мне ПОНРАВИЛСЯ. Когда всё же внимание обращается на монстра (демона; чудовище, созданное Виктором Франкенштейном), в этих моментах проявляется особенность текста — крупицы потрясающего психологизма, который как самородок в песке, промываемом старателем в поисках золота на прииске. Они расставляют акценты на протяжении повествования и дают оценить степень мастерства автора. Монстр, как персонаж, продуман до мелочей и я ему во многом сопереживала.

Стоит обратить внимание и на время написания романа — 1818 год (!), почти два столетия назад. «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли стоит у истоков жанра, он, бесспорно, оставил свой след в мировой литературе. Многочисленные экранизации также дают представление о влиянии этой книги на читателей.

Очень специфическое эмоциональное произведение для чувствующих натур.

P.S. В народе бытует ошибочное мнение, что Франкенштейном зовут монстра (демона – чудовище), но на самом деле у монстра имени вообще не было, а Виктор Франкенштейн как раз является его создателем.

В фильме «Готика» 1986 года (также есть второе название – «В готическом стиле») с интересной стороны показана ночь, после которой якобы Мэри Шелли написала свой знаменитый роман. Людям с неуравновешенной психикой и слабыми нервами к просмотру не рекомендую.

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

lord_lex, 1 марта 2011 г. 09:09

Прежде чем ругать «Франкенштейна», люди часто забывают о том, что роман написан почти двести лет назад восемнадцатилетней девушкой. Не проходит и десяти лет, как Бонапарт терпит крах в Российской Империи, а на свет уже появляется роман. Еще не родился Герберт Уэллс, а Мери Шелли сидит у камина со своим мужем и лордом Байроном: рассказывают друг другу страшные истории, от которых стынет в жилах кровь. И тут они начинают обсуждать возможности воскрешения мертвых, а ночью Мэри снится сон про такое оживленное чудище.

По моему, «Франкенштейн» самая настоящая классика НФ, но элементы хоррора также присутствуют. Пусть очень мягкая научная фантастика, но, я думаю, основная цель писательницы была не в этом. Эмоциональная насыщенность романа поражает своей колоритностью и разносторонностью. Благодаря этому, роман насыщен чувствами. Страхи и переживания Виктора начинают немного уступать страхам и переживаниям(!) монстра. Раньше, еще до прочтения, я думал, что чудовище — некая тупая машина для убийств; радует, что писательница, вдохнув в него жизнь, не забыла вдохнуть качества не чуждые человеку.

Печалит, что произведение не совсем популярно сейчас (не хотелось бы перечислять причины такой немилости), но роман, мне кажется, должен читать каждый поклонник фантастики и литературы в целом.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

drilli, 15 января 2011 г. 18:43

Мне нельзя было читать «Франкенштейна» Мэри Шелли. Моя вера в гуманность людей покачнулась. Я даже оправдываю его за те преступные деяния, которые он совершил.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

InterNet, 23 августа 2010 г. 20:38

Книга, на которую было у меня много ожиданий, и которая их с успехом не оправдала. Даже не знаю за что ее так превозносят...

Плюсы книги (нашел только два):

1. Эмоциональная часть. Чувства и эмоции персонажей переданы так, что ты в них веришь с первой строчки. Каждый персонаж отлично проработан в этом плане. Приятно видеть что герои книги не являются тупыми стереотипами.

2. Концовка. Конечная часть все-таки убедила меня поставить книге 6 а не 5. Она, по сравнению с остальной частью книги, очень сильна и интересна.

Недостатки:

1. Стиль изложения. К сожалению стиль изложения «от третьего лица», делает книгу очень тяжелой в чтении. Буквы, слова и абзацы буквально дават на глаза и мозг своим количеством и однообразием. Очень сложно читать текст, где диалогов почти нет.

2. Атмосфера. ...а точнее ее отсутствие. Для книги этого жанра чуть ли не один из важнейших факторов — атмосфера. Если, к примеру, сравнивать с Дракулой, недавно мною прочтенным, то Франкенштейн очень сильно уступает по этому параметру.

3. История монстра Франкенштейна. Я конечно понимаю, что автор хотел пояснить читателю чем руководствовался монстр когда творил зло, и что это даже нужно было сделать, но то как это сделано меня очень разочаровало. История внутренних переживаний монстра для меня оказалась очень нудной и утомительной в чтении.

4. Динамика. Я большой любитель активных действий в книгах, поэтому их полное отсутствие в книге мне не понравилось.

Вроде все. Рекомендую читать тем, кто любит книги этого жанра и кому нечего почитать.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Сказочник, 20 августа 2010 г. 01:08

Классика готического романа. Без «Франкенштейна» современная западная литература просто немыслима...

Чиал в оригинале в бородатом уже 1995-м году. Помню, что очень долгое время ходил под впечатлением от прочитанного. Ожидал обычного «ужастика», а роман оказался с острой социальной подоплёкой, наполненный романтикой и красотой... К сожалению, — а, быть может, к счастью, — так уже никто не пишет...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

shaman13, 2 августа 2010 г. 17:57

Ну, на хоррор как-то не тянет. Читал предисловие автора, мол, писала так, чтобы за душу хватало, чтобы обернуться люди боялись от страха и тэпэ и тэдэ. Но что-то не сильно я испугался (это если вообще испугался). Но, как психологически насыщенный и нагруженный роман — вызывает уважение, по крайней мере. Сюжет, хоть и линейный, а втягивает. Понравился.

Интересно и то, что не уследишь кто же на самом деле ГГ. А их там два)))И оба главные. Их линии тесно переплетены, что друг без друга они и существовать не могут. Это тоже придает произведению некоторый шарм, что ли...

В общем — сильное творение. Классика жанра.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Charly, 22 июля 2010 г. 10:43

роман приятно удивил и подтвердил мои сомнения поcле просмотра экранизации с Робертом де Ниро в роли чудовища (откровенный бред а не фильм)

хотя и ожидал я больше «ужасного» и «таинственного». Чудовище, отвергнутое людьми из-за своего уродства..что ж это за люди такие «неглубокие».

Отсюда и все страдания демона, отсюда и убийства родных Виктора.

роман, честно говоря, слабенький с точки зрения НФ да и литературы «ужаса». Нет ясного описани процесса создания чудовища, а это было бы интересно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Johann Kraus, 22 мая 2010 г. 19:15

Произведение не оставило почти никаких впечатлений. Его, конечно, стоит уважать хотя бы за то, что он создал целый пласт искусства, но вот его наивность сейчас просто смешит. Книга не является ужастиком в сильной форме и могла бы стать хорошей драмой, если бы не одно «но». У Шелли действуют законы биполярного мира, в котором у «добрых» есть всего один порок: страх уродства. Отсюда вся состоятельность истории улетучивается. Примитивные отношения персонажей больше напоминают девчачий роман, чем что-либо, заслуживающее доверия. Интересно, как бы выглядело произведение, если бы она на написала его не в яркую молодость, а после трагической гибели мужа и всех невзгод? Думаю, куда значительнее.

Оценка: нет
⇑ Наверх