FantLab ru

Владимир Викторович Орлов

Владимир Викторович Орлов
Страна: Россия
Родился: 31 августа 1936 г.
Умер: 5 августа 2014 г.

Орлов, Владимир Викторович, русский прозаик. Родился в Москве 31 августа 1936 в семье журналиста, детские годы провел в эвакуации в Марийской ССР. В 1954–1959 учился на факультете журналистики МГУ. Студентом участвовал в освоении целины, журналистскую практику проходил в газете «Красноярский рабочий». С 1959 работал корреспондентом «Комсомольской правды» на стройках железнодорожной магистрали Абакан – Ташкент и Саяно-Шушенской ГЭС. Автор цикла очерков «Дорога длиною в семь сантиметров» (1960) и романа «Соленый арбуз» (1965), основанном на материале сибирской «стройки века» и написанном под явным влиянием исповедальной прозы В.Аксенова с ее ироничным героем, «ремарковской» лирической коллизией и скрытым нонконформизмом.

После публикации в 1969 романа «После дождичка в четверг» перешел на профессиональную писательскую работу. В 1975 публикует роман «Происшествие в Никольском», в 1980 – «фантастико-реалистический» роман «Альтист Данилов», принесший автору мгновенную известность и положивший начало серии произведений Орлова в русле «фантастического реализма», связанного в отечественной словесности с именами Н.В.Гоголя и Ф.К.Сологуба, – «Аптекарь» (1988), «Шеврикука, или Любовь к привидению» (1990).

В романе «Альтист Данилов» Орлов, продолжая хорошо известную мировой литературе («Доктор Фаустус» Т.Манна) тему «дьявольского» происхождения творческого дара, делает своего героя, исполнителя-виртуоза, сыном черта и ярославской крестьянки, «демоном на договоре», который в конце концов отказывается от «сатанинской» силы своего альта, дарованного ему «нечистыми» владыками Девяти слоев (ассоциация с 9-ю кругами дантовского Ада), во имя любви к земной женщине. Но, став «вполне» человеком, альтист Данилов не лишается своего дара – напротив, и на обычном инструменте его земное, отзывчивое ко всему сущему сердце исторгает еще более трогательные и божественные звуки, знаменуя победу «человеческого, слишком человеческого» над чудодейственной мощью дьявола.

Перенасыщенный литературными реминисценциями (помимо названных, драма С.Алешина Мефистофель, где дьявол, полюбив Маргариту, также предпочитает своей демонической ипостаси пусть конечную, но такую теплую, полную чувств, надежд и поисков человеческую жизнь; роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, смыкающийся с романом Орлова темой противостояния высшего, творческого начала в человеке мещанской ограниченности и пошлому «вещизму», перекликающийся живыми картинами московских нравов и пронизанный, хотя далеко не в той же степени художественной выразительности, саркастической иронией), «Альтист Данилов» концептуально (не сюжетно) был продолжен романом «Аптекарь».

У пивного автомата в Останкино (типичная для Орлова реальная московская топография) тихий аптекарь Михаил Никифорович Стрельцов с другими страждущими откупоривает «на троих» бутылочку, из которой возникает женщина, которая рекомендует себя «берегиней» собутыльников и отныне становится их неспокойной, все время, подобно мифологическому Протею, меняющей облик спутницей. Роман пародирует распространенное в первые перестроечные годы массовое увлечение потусторонними силами, ясновидением, мистикой и чудесами и в итоге приводит к мысли, вытекающей и из метаморфоз альтиста Данилова: человеку не нужна помощь сверхъестественных сил, чтобы приносить добро людям. Аптекарь и так, по существу, «избавитель» и «защитник»: к нему идут люди с бедой и болью, и он помогает преодолеть их.

Автор пьес-сказок (в соавторстве с С.А.Коганом) «Посмотри на себя» (1971) и «Веселый маскарад» (1972), статей и рассказов («Что-то зазвенело», 1988; «Субботники», 1990).

Сортировка:

Владимир Викторович Орлов. Циклы произведений

8.64 (62)
-
2 отз.
8.25 (44)
-
2 отз.
8.29 (793)
-
54 отз.
7.56 (184)
-
10 отз.
7.69 (94)
-
8 отз.

Владимир Викторович Орлов. Романы

8.22 (18)
-
4 отз.
8.29 (21)
-
3 отз.
7.43 (49)
-
4 отз.
8.29 (793)
-
54 отз.
  1988 Аптекарь  
7.56 (184)
-
10 отз.
7.69 (94)
-
8 отз.
7.49 (49)
-
3 отз.
7.54 (65)
-
9 отз.
  2011 Лягушки  
7.56 (25)
-
7 отз.
6.50 (16)
-
1 отз.

Владимир Викторович Орлов. Повести

6.33 (3)
-
2 отз.

Владимир Викторович Орлов. Рассказы

  1972 Трусаки  
8.53 (15)
-
8.25 (44)
-
2 отз.
8.18 (11)
-
8.33 (6)
-

Владимир Викторович Орлов. Пьесы

-
-

Владимир Викторович Орлов. Киносценарии

7.33 (3)
-

Владимир Викторович Орлов. Статьи

  2001 О себе [предисловие к первому тому собрания сочинений]  
7.00 (1)
-

Владимир Викторович Орлов. Эссе

-
8.25 (4)
-
8.20 (5)
-
7.67 (6)
-
8.50 (6)
-
7.57 (7)
-
8.75 (4)
-

Владимир Викторович Орлов. Прочие произведения

  1962 Великие цифры великого плана // Соавтор: Ярослав Голованов  
9.00 (1)
-
  1983 Какие звёзды светят фантастике?: Обретения, потери, тенденции // Соавторы: Еремей Парнов, Дмитрий Биленкин, Аркадий Стругацкий  
7.33 (3)
-
8.67 (3)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Автобиография http://www.tspu.tula.ru/res/geosid/My_books/p29d.htm/

  • Рецензия на роман «Шеврикука» http://www.ozon.ru/context/detail/id/199299/

  • Готовится к производству фильм http://www.ntvkino.ru/movies/altist-danilov


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Sashenka

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте



  •   Лингвистический профиль Владимира Викторовича Орлова

    Словарный запас автора — средний. Длина предложений — средняя. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх