fantlab ru

Все отзывы на произведения Танит Ли (Tanith Lee)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Танит Ли «Величайшая загадка в мире»

Prosto_Chitatel, 4 апреля 07:39

Как не трудно догадаться из названия, речь пойдет о Холмсе и его отношениях с женщинами. Что радует, Танит Ли не идет по пути фемского безумия и хоть и изображает антагонистку чрезвычайно умной особью, но при этом наделяет ее откровенно психопатическими чертами и склонностью к истерической депрессии. Короче говоря, женщины — сложный механизм, и все мы это понимаем. Не то, что мы, одноклеточные мужички-боровички.

Рассказ на удивление получился штучным товаром. Во-первых, по самой концепции, во-вторых, по изложению, в третьих, по неожиданному финалу. Если сначала кажется, что «...загадка...» уж очень сильно напоминает кальку с «Собаки Баскервилей» — тут вам и семейное проклятье, и неожиданно свалившееся на голову наследство, и дядюшка (тетушка), умершая от сильнейшего ужаса, и собака (белая лиса), преследующая род веками, — то потом выясняется, что главная героиня слишком много читала историй о своем кумире Холмсе, и не все так просто, как кажется. Конечно, где-то с середины уже более-менее становится ясно, что к чему, и остается только понять мотивы, и вот тут, пожалуй, и будет самое интересное. Опять-таки, вполне вписывающееся в концепцию характера знаменитого сыщика, но все равно — вышло интересно и даже где-то нетривиально. За одно это стоит отдать должное авторессе и поблагодарить за то, что это не просто очередное бездушное расследование с картонными персонажами, а некоторое более глубокое психологическое раскрытие тех, кого мы, казалось бы, знаем и так вдоль и поперек.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Танит Ли «Игроки зимы»

Kavabanger, 11 февраля 22:34

Они любят друг друга. Но проклятие не дает им счастья. Возвращаясь назад по реке времени, колдунья и воин пытаются изменить свой путь

Ну раз уж на самом фантлабе такая аннотация, то и я не буду прятать под спойлер, что это девочковое фентези с элементами хронофантастики.

17летняя Оайве Избранная. С детства ее готовили стать Жрицей. Ну, как готовили — готовилА. Старшая жрица учит младшую себе на смену, а больше никого и нет. Есть Храм (судя по описаниям очень небольшой), есть Святилище, в котором лежат три реликвии, есть Алтарь — вот и весь культ. Если убрать Храм, Святилище и Алтарь, то Оайве у нас будет типичной пратчеттовской ведьмой. Она много и тяжело работает, помогает своему народу, и ничего не получает взамен кроме уважения — да, впрочем, ничего и не ждет.

Однажды в поселке появляется сасный кун, опередивший время написания лет на сорок герой анимэ. На плечах у него волчья шкура, целиковая, с головой, в глазницах камни драгоценные. Сам седой, усмешка саркастическая, глаза печальные а на боку меч — непростой юноша, всякому ясно.

Мне, говорит, кость нужна, я точно знаю есть у вас такая. Подай сюда, денег дам.

А косточка это одна из реликвий Святилища, и о ней знают только жрицы. Откуда этот загадочный мужчинка о ней услышал?

Нету кости, отвечает Оайве, иди куда шел, привлекательный незнакомец, а я за тебя помолюсь, ибо я Жрица и это моя работа, молится за всех, а кости раздавать это не моя работа, это я не буду.

Чтож, усмехается незнакомец, посмотрим. Посмотрим!

Приходит ночью аки тать, оборачивается волком, побеждает Оайве в магическом поединке и уходит. С косточкой.

Вот ведь, думает Оайве. Косяк на мне. Надо кость вернуть. И бросается в погоню.

Потом она за ним гонится гонится, догоняет, чуть не погибает, но он ее спасает, выясняется что он Хороший, просто у него Сложное И Трагичное Прошлое, и она должна ему помочь. Потом они встречают Темного Властелина, она вступает с ним в магический поединок и они проваливаются в прошлое...

Вобщем, это сказка. Как сказка — хорошо! А если воспринимать всерьез то получится так, как я написал выше.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Танит Ли «Мяу»

netlgbun, 8 декабря 2023 г. 13:49

Дважды перечитал этот опус, но так и смог понять, зачем он написан. Художественных достоинств — ноль. Психологических тонкостей — ноль, научная достоверность там же. Увлекательность сюжета — на уровне «унылая летопись». Общее впечатление от прочтения: стойкое омерзение.

Вот уровень котофобии — зашкаливает на максимуме. Кошки изображены как злобные твари, у которых единственная радость — душить голубей и царапать до крови автора опуса (полагаю, заслуженно).

Кошколюбам — решительно не читать и никому не рекомендовать.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Танит Ли «Мяу»

Seidhe, 8 декабря 2023 г. 11:36

Когда за дело берётся настоящий мастер, не нужно даже добавлять в историю фантастичности, чтобы создать по-настоящему страшный, неуютный, в чём-то даже отталкивающий, но при этом — убедительный и внутренне непротиворечивый текст. Танит Ли — безусловно относится к таким мастерам. Ей прекрасно удаются и фэнтезийные зарисовки, пронизанные поэтическими образами и светлой грустью, и модные нынче ретеллинги, которые она начала писать лет за тридцать до появления моды на них, и вампирские истории самой разной направленности, но ТАКУЮ Танит Ли я прочитал впервые!

Совершенно обычная история: он повстречал её, им хорошо вместе, но она богата, а он — начинающий писатель, поэтому она, разумеется, опасается, что ему нужна не она, а её деньги. А ещё она долгое время жила в огромном особняке в полном одиночестве, если не считать пяти кошек. А он кошек, мягко говоря, недолюбливает. Глупая ссора, расставание, встреча через некоторое время. И понимание, что они нужны друг другу, что можно найти компромисс, а кошки? Да что кошки! Можно и с ними ужиться. В конце концов, у каждого из нас есть свои маленькие странности.

А потом — как обухом по голове! — финал... Каков предел странностей даже самого любимого и близкого человека, которые сможете выдержать лично вы?

Отличный рассказ! Отсутствие фантастического элемента — только в плюс. Жёсткий реализм, как он есть, без прекрас.

9 баллов не жалко. Всем одиноким любителям котиков — обязательно к прочтению! =)))

Оценка: 9
– [  6  ] +

Танит Ли «Демонесса»

Seidhe, 24 октября 2023 г. 19:53

Наверняка в оригинале это очень красиво написанная история.

История о любви, превращающейся во всепоглощающую страсть, которой может оказаться подвержено даже существо, которое привыкло опустошать, выпивать, высасывать мужчин, поддерживая таким образом своё существование, будучи воплощением «мрачной магии сексуального вампиризма, древнейшего и наиболее ужасного из всех проявлений демонов в мире».

К сожалению, рассказ существует только в переводе некоей Карины Пилоян (автора незабываемого перла «лучше пойти на верную смерть, чем попасться живым в руки морды» из перевода «The Snout in the Alcove» Гэри Майерса), опубликованном в альманахе с красивым названием «Бобок» более тридцати лет назад, который по свойственной им манере до сих пор переиздаёт «Северо-Запад» без указания авторства.

И перевод этот, ну ОЧЕНЬ корявый! Дабы не быть голословным, упомяну, что у нас есть следующее: «он постучался в ворота, ослабший от ран, полученных в сражениях», «разговаривал с хозяином замка, когда появился звенящий шум и вошёл в его голову» и «если бы он надумал в то время завоевать её любовь, он не нашёл бы ничего лучшего, как рухнуть подкошенным в нескольких ярдах от её ног».

Если когда-нибудь появится нормальный перевод данного рассказа, клятвенно обещаю и отзыв переписать, и оценку выше поставить, но пока рука не поднимается поставить выше 7 баллов, так как слишком многое кажется упущенным и недопонятым.

P.S. Вот за что я больше всего люблю ФантЛаб, так это за оперативную «обратную связь», что называется. Не прошло и часа, как разместил я свой отзыв, а добрый человек уже подсказал, что нормальный перевод авторства уважаемого Андрея Гришина под названием «Ожидающая в башне» давно бродит по просторам Сети.

Будучи человеком честным (или, по крайней мере, старающимся таковым быть), делаю то, что обещал: меняю оценку на 8 баллов с большим плюсом, но об этом чуть позже. Ибо в переводе Гришина рассказ производит совершенно иное впечатление. Сюжет, по большому счёту, госпожа Пилоян передала верно, но вот финал... Окончание истории наполнено таким отчаянием вселенского масштаба, что и женщину-демона становится по-настоящему жаль. Она ведь не виновата, в конце-концов, в своей природе? И в переводе Гришина это передано прекрасно, в отличие от. А тот самый плюс, о котором я говорил чуть выше, это своеобразный «феминизмЪ наоборот», когда женщина оказывается способной на деяние, которое не под силу крутым мужикам, но есть нюанс — свершить сие действо им мешает благородство и правильное воспитание.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Танит Ли «Спящий Тигр»

Seidhe, 24 октября 2023 г. 12:07

Вполне годное героическое фэнтези с налётом мистики в исполнении Танит Ли.

Воин по имени Спящий Тигр убил в поединке незнакомого ему человека. Оставлять тело без погребения ему не хотелось, поэтому он отправился на поиски священника, чтобы тот совершил подобающий обряд. Храм отыскался поблизости, однако вместо священнослужителей, истощенных, но крепких духом, которых Спящий Тигр ожидал увидеть, на пороге появились две юные девы, которые могли бы украсить двор любого императора. Далее последовало традиционное для жанра приглашение отдохнуть в храме с не менее традиционными ваннами, новыми одеждами и подачей изысканных явств и напитков, а там и до внезапной слабости дело дошло, когда воин понял, что его чем-то опоили, а намерения у девушек вовсе не благие...

Сколько вы читали подобных историй? Я тоже много. Поэтому поначалу совсем приуныл было, ожидая историю, как могучий воин каким-то образом рассеет колдовские чары и всех победит, но автор смогла удивить! И цель у красавиц оказалась довольно оригинальной, и развязка — достаточно неожиданной, и даже некоторой иронии в финале место нашлось.

Одним словом, вполне неплохо для 1978 года. На мой вкус, 7 баллов вполне заслуживает история.

P.S. Отчего Спящий Тигр в новых изданиях стал Небесным Тигром — тайна сия велика есть...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Танит Ли «Два льва, ведьма и Мантия Войны»

Sergio Blanc, 21 октября 2023 г. 20:00

Всё, что нужно знать об этом рассказе вынесено автором в его название.

Очень похожие друг на друга двое юношей, случайно оказавшиеся в таинственном лесном городе Кашлория (учёный Зир и мастер Бретильф) вынуждены согласиться вернуть правителю города Фальшивому принцу священный предмет, прозванный Победоносным покровом. Далее следует обычный приключенческий сказочный квест. При помощи колдуньи, превратившей героев в .... (ха! Угадайте сами в кого?) и пережив толику приключений, юноши выполняют, казавшееся невыполнимым, задание. Хэппи энд. Все счастливы, все довольны, кроме нескольких убиенных стражников по именам Разибонд, Канж, Овризд. Ктулху милосердный, скажи, зачем нам знать их имена?

Любителям аллегорических сказочных фантазий.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Танит Ли «Восставшая из пепла»

Sergio Blanc, 23 июня 2023 г. 17:55

Весьма необычная книга. Редко доводится читать произведения, повествования в которых ведётся от первого лица, лица женщины.

Главная героиня просыпается в недрах вулкана во время его пробуждения. Выбравшись наверх, она начинает долгий путь обретения и понимания себя, путь поисков смыслов и собственного имени. Она ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я?».

Она — «восставшая из пепла», потомок таинственной расы Сгинувших — магов и целителей, умевших ходить по воде, исцелять и самоицеляться от любых болезней и ран, телепатически овладевать любым языком и наречием.

Она — Богиня. Или нет? На это вопрос ответ мы узнаем не сразу.

Раскрытие образа Уастис (такое имя берёт себе по ходу сюжета наша героиня) происходит через развитие её отношений с разнообразными мужчинами. Ктулху Милорердный, ну что ещё можно ожидать от женщин, даже обладающих сверхьестественными способностями — они везде стремятся обрести любовь!

Разбойник Дарак Златолов; Асутоо, сын степного вождя; предводитель караванщиков Герет; военачальник Вазкор; джавховор (правитель) чёрного города Эзланна Асрен; вождь Эттук; жрецы Сил и Сикеш; Рарм Завид — кто это такой узнаем в самом конце. Вот список мужчин с которыми Уастис, Богиню, владеющую таинственной и могущественной силой, сводит фантазия автора.

Одни умирают ради неё, других она убивает сама. И только последний, Рарм Завид, помогает ей вспомнить и своё прошлое, и своё имя, и причину по которой её раса ушла из этого, неназванного писательницей Мира. Финал романа действительно меня удивил.

Хотелось бы отметить ещё одно удивительное свойство и достоинство Танит Ли. Она умеет так живописать второстепенных персонажей, что диву даёшься. Пара страниц, десяток предложений и, все эти персонажи, как -то: торговец Распар, колесничий Беллан, целительница Уасти, жрец Опарр, слепая Котта и другие — и они сразу запоминаются, запоминаются крепко и ярко.

Смертельные гонки Сагари в Анкуруме, битва при Белханноре, разрушение Эшкорека, описание Мора Сгинувших — все эти сюжеты внутри сюжета раскрашивают текст, добоваляют ему остроты.

Единственное, что разочаровывает (это я смотрю с мужской стороны), так это мелодраматические внутренние терзания главной героини романа, связанные с её любовными отношениями. Её женскую логику и мотивации временами очень трудно понять. С одним живёт, но не любит. Другого любит, но жить и спать с ним отказывается. Так что сами понимаете... .

Хорошое начало цикла, нормальный фэнтезийный текст. Мне это чтение понравилось и показалось интересным.

Рекомендую. Особенно читателям женского пола. Уверен — останетесь довольными.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Танит Ли «Зимние цветы»

Тимолеонт, 27 апреля 2023 г. 17:48

Думаю, это самые харизматичные и человечные вампиры сборника. Они благородны, но не слащавы, сильны, но не безумны, отважны, но не безрассудны, проливают кровь, но за деньги, а не для пропитания. И этим созданиям искренне сочувствуешь, когда они сталкивают с тем, что способно представлять безысходную угрозу даже для могучих долгожителей.

Тут ещё всё неплохо стилизовано под реализм и суровую средневековую повесть, что тоже прекрасно выделяет рассказ из общей массы романтизованных готических историй антологии.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Танит Ли «Зиндер»

vam-1970, 19 декабря 2022 г. 13:18

Странно,что это рассказ попал в сборник антологию «Чёрная магия», 2007 г. Никакой черной магии здесь нет , а находим прекрасную романтическую сказку. Прекрасный сюжет, хотя и не нов, но приятно читать о доброте, помощи . И загадка все- таки есть -это кто такой Зиндер- инопланетянин или оборотень?

Оценка: 10
– [  1  ] +

Танит Ли «Зима — имя войны»

Тимолеонт, 17 декабря 2022 г. 08:34

Очень сильнвя в плане морозной атмосферы история. Моментами аж самого морозить начинало... А больше здесь и нет ничего интересного. Сюжет, простите — ахинея, мораль чрезмерно натянута, могла бы вытянуть складная героическая история, но и она как-то оборвана — автор решил соригинальничать и показать небанальное творчество.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Танит Ли «Зелёные обои»

Тимолеонт, 8 октября 2022 г. 10:10

Начало «Зелёных обоев» надо просто перетерпеть. Да, рассказ уныло начинается, но очень быстро разгоняется и погружает в атмосферу упадка и последних дней великого императора, мечтавшего о недостижимом, а теперь ютящегося на крошечном острове и бесконечно сожалеющем об упущенных возможностях. Готично, депрессивно и очень интригующе. Вообще есть просто бесчётное количество разных интерпретаций характера Наполеона, но автор постарался выразить свой персональный взгляд, сдобренный неслабой долей мистики. Удалось более чем впечатляюще.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Танит Ли «Сайрион»

glaymore, 18 августа 2022 г. 16:42

Все знают, что Кирион — великий сыщик, умелый фехтовальщик, даже немного колдун. Он раскрывает любые запутанные тайны и карает могущественных злодеев. Про него все слышали, но мало кто видел. И когда в городской таверне появляется юный аристократ с загнанным взглядом, которому абсолютно необходимо до конца дня найти Кириона, это вопрос жизни и смерти — никто не может ему помочь, но каждый спешит рассказать ему про похождения и подвиги этого шерлока холмса. Из этих рассказов и складывается роман... до того момента, как на сцене появляется сам Кирион.

Ли создала великолепный образец литературы в редком жанре «детективная фэнтези». К сожалению, финальный рассказ о последнем деле Кириона чрезмерно затянут и переусложнен, но даже так, это твердая восьмерка.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Танит Ли «Некусайка, или Флёр де фёр»

Тимолеонт, 27 апреля 2022 г. 18:24

Танит Ли явно умела создавать яркие, красивые и чувственные образы, хоть с сюжетами у неё и было похуже. Достаточно серьёзная и интересная история здесь облечена в формат притчи, что с одной стороны помогает придать атмосферу жестокой сказки, а с другой делает чрезмерно наивным и немного нелепым. И хоть в целом мне не нравятся подобные истории про любовь, но лучше бы всем известная любовная сага о вампирах была бы снята на основе этой истории — и чувства убедительней, и действие логичней, и потенциала для развития куда больше. Хотя тогда не понравилось бы целевой аудитории, но это уже другой вопрос.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Танит Ли «Игроки зимы»

aiva79, 3 апреля 2022 г. 22:15

Вот и прочитаны «Игроки зимы» с раза возможно с 3-его или с 4-ого. Не мое чтиво, но в целом оказалось более годное, чем я ожидала.

Первая половина книги мне была более интересна, атмосфера дороги, мрачность пейзажей и неприветливость жителей, встречаемых главной героиней, завораживали. Эту часть я читала с удовольствие. А вот когда появился главный злодей, то все стало похоже на детскую сказку, воображение стало рисовать мультяшных персонажей, которые ведут неправдоподобные диалоги, зло стало явным, добро истинно светлым и без всяких полутонов — в общем все то, что я не люблю в фэнтези.

А еще при чтении у меня постоянно крутилось в голове слово «сексизм», «сексист» и связано это было с поведением лирического героя, который постоянно так или иначе подталкивал главную героиню к действию, подначивал ее, путем тыканья ей, что она никудышная ведьма, способная лишь на дешевые трюки и что она вообще всего навсего ведомая баба и инструмент для достижения цели. Немного улыбало, очень похоже на случаи из жизни.

Теперешнее же ощущение после прочтения, несмотря на тоскливость, в целом приятное, такое как бывает после просмотра романтической драмы, в которой все хорошо закончилось.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Танит Ли «В золото»

vfvfhm, 13 января 2022 г. 23:40

Итак, «В золото»...

Небольшое княжество, затерянное среди бескрайних северных лесов, в самый нужный момент посещает караван с продовольствием из южных стран. Вместе с ним путешествует прекрасная юная незнакомка, то ли колдунья, то ли ловкая фокусница. Естественно, юный князь Драко в нее немедленно влюбляется, а его верный друг и военачальник Скорос должен решить — гибель или процветание несет с собой эта таинственная прелестница.

Лиричное и печальное псевдоисторическое фэнтези, которое живо мне напомнило те несколько повестей Танит Ли, что я прочитал почти тридцать лет назад. Много мистики и сердечных тайн ,как и положено в хорошей женской прозы. И образы вождей варваров получились очень убедительны и, конечно, главной героини.

Действие происходит во вторичном мире, тревожно знакомом. Если бы история Древнего Рима и окружающих его народов пошла по немного другому пути...

Очень впечатляющая повесть!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Танит Ли «Зиндер»

majj-s, 29 октября 2021 г. 12:08

Британка Танит Ли очень известна — попробуй-ка опубликовать девяносто романов и три сотни рассказов, и избежать известности. И я совершенно точно что-то у нее читала, но не могу теперь вспомнить, что именно. Рассказ «Зиндер» грустная вариация на тему «красотка днем, в ночи урод, и так за годом год», с точностью до наоборот. Ангелоподобный исправитель-всего-испорченного Зиндер, днем превращается в уродца Квакера, получающего лишь пинки, тычки и подзатыльники. Светлая, но невероятно печальная история.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Танит Ли «Зиндер»

ig83, 28 октября 2021 г. 20:32

Пронзительный и светлый рассказ.

» Заставить мир страдать и плакать может любой. Для этого не требуется ни капли воображения.... А вот починить разбитый кувшин отчаяния, злобы, болезней и несчастий- для этого нужен творческий ум. Вот где подлинная сила- взять и утешить весь мир...»

Танит Ли в очередной раз впечатлила.

PS: И разве можно назвать главного героя несчастным, если он не вписывается в наш стандарт счастья? Если каждый день тебе интересен, и ты можешь заниматься любимым делом — это ли не счастье?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Танит Ли «Владыка ночи»

stas-no, 25 августа 2021 г. 22:07

Главный положительный момент книги — необычная для фэнтези стилистика и форма повествования. Это нечто вроде «романа в новеллах», но при этом каждый новый сюжет одним маленьким крючком цепляется за предыдущий. Стиль видимо заимствован из восточных сказок и историй (хотя я их почти не читал) с обилием любовных историй. При этом большинство этих историй довольно печальные, а местами (когда речь идет о демонических отношениях) они приобретают темный и малопривлекательный характер.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Танит Ли «Игроки зимы»

Sergio Blanc, 8 августа 2021 г. 08:25

Добротный образец высоколитературного фэнтези от Танит Ли. Атмосферный текст с прекрасно выписанными образами главных героев — игроков. Ничего лишнего.

Что за игру ведут они? Кто её начал и закончилась ли она в конце повести? На эти вопросы устами одного из персонажей повести автор отвечает так:

«Вы думаете, это Бог играет с нами? Какое-нибудь божество?

— Может быть, — проговорила она. — А может быть, и нет.

— Но сейчас это закончилось?

— Нет, — ответила она.»

Юная жрица Оайве, Хранительница Святилища; седовласый и сероглазый оборотень Сирдин; зловещий маг Нивус начинают игру Зимы, попадая в Колесо времени.

После «Попутчиков», предыдущей фэнтези повести, вышедшей из под пера Ли, в «Игроках зимы» она решила внести некоторые изменения, оставив общий принцип-схему: похищение артефакта — погоня-путешествие, в ходе которой герои обретают себя и смыслы — оригинальный финал с гендерным хэппи эндом. Такое ощущение, что автор сильно не заморачивался над сутью и менял что-то чисто механически.

В «Попутчиках» в роли артефакта выступил огромный драгоценный кубок, в «Игроках» маленькая косточка. В «Попутчиках» хороший главгир убегает, в «Игроках» — догоняет. И так далее. Забавно. Из «изюма» — хронопетля, которую автор довольно органично вкрапляет в сюжет.

Написана повесть живо. Читать интересно, несмотря на некую вторичность автора по отношению к самой себе.

Рекомендую всем любителям качественного классического фэнтези.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Танит Ли «Милые мордочки, лапки-царапки»

Sergio Blanc, 3 августа 2021 г. 14:29

Второй, с позволения сказать, «кошачий» рассказ от Танит Ли (после «Мяу»), прочитанный мною. Хорошая история о ведьмах, кошках, людях с правильным морально-психологическим посылом. История-матрёшка, история шкатулка, открывая которую раз за разом обращаешь внимание на простые вещи, очень важные для любого человека, через призму «кошачьего» мировосприятия. Волшебный (учёный?!) кот по имени Стрела (то ли ангел,то ли демон) рассказывает сказки/притчи двух молодым ведьмочкам, перевоплотившихся в кошек на фоне разгоревшейся охоты за ними и им подобными. В этих сказках раскрывается, иногда по-настоящему глубоко, суть таких понятий как любовь, сострадание, добро и зло, прощение, самопожертвование, фанатизм, смерть.

Всё заканчивается актом отмщения....И он такой необычный!

Читать для воспитания хорошего вкуса.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Танит Ли «Забытый колодец миров»

Sergio Blanc, 3 августа 2021 г. 14:17

Красивая, типично «женская «история с исторической привязкой. Кого любить? Стоит ли человек того, чтобы его любили? Что выбрать — любовь, которую тебе предлагает Бог или чувства к человеку? Проблема выбора встаёт перед главной героиней рассказа — египетской правительницей Клеопатрой — во весь рост. Автор по-сути даёт оригинальную мистически-романтическую трактовку мотивации поведения Клеопатры во время последнего великого морского сражения античности у мыса Акций в 31 году до н. э. между флотами Марка Антония и Октавиана Августа. С такой стороны на действия Клеопатры точно никто не смотрел! Ох уж эти женщины писательницы! Любым, даже самым некрасивым поступкам, могут найти оправдание и обьяснение, примешав волшебную силу любви.

Стильно и красиво. Особенно рекомендую дамам- любительницам альтернативной истории.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Танит Ли «Красавица»

MarySilkina, 31 июля 2021 г. 21:00

Прекрасный, поэтичный рассказ. Вольное переложение «Красавицы и чудовища», в антураже фантастики. Эталонная история любви между высшим нечеловеческим существом и «обычной девушки», меланхоличной и странной, ищущей себя и чужой в родном доме. Какой там Эдвард Каллен… Эдвард отдыхает)

Автор размышляет о понимании красоты и возможности истинной любви между абсолютно разными существами, инопланетянином и человеком. Но Танит Ли не была бы великой, если бы разрешила эту задачку в духе стандартной романтической истории. Рассказ гораздо глубже.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Девушка Эстар — на самом деле никогда не была человеком, она «чужая» в самом прямом смысле слова. И поэтому ее связь с пришельцем — не тяга к «такому красивому-опасному парню», а естественное влечение к особи своего вида.

Последняя фраза рассказа — прекрасна и пронзительна, как финальная нота изысканной симфонии. Да и сама история похожа на музыку…

Самый достойный рассказ сборника, лично для меня.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Танит Ли «Горгона»

ужик, 18 июля 2021 г. 22:31

У Танит Ли нравится очень глубокий, интересный рассказ «Красны как кровь». По сравнению с ним «Горгона» заметно слабее. К тексту, описаниям претензий нет. Вопрос к логике.

Ну ладно, некая мифическая Горгона, живущая на соседнем острове и так заинтересовавшая случайного туриста, оказывается обычной женщиной из плоти и крови. ОК. Почему тогда ее с таким страхом и ужасом сторонятся жители соседнего острова? Непонятно.

Почему вид чужого увечья заставляет рассказчика напиваться? Непонятно.

Вообще в этом рассказе много не то чтобы непонятного. Получается, мужик сам себе напридумывал, сам ужаснулся, сам напился...

Смысл писать рассказ?...

Оценка: 5
– [  4  ] +

Танит Ли «После гильотины»

Sergio Blanc, 6 июля 2021 г. 13:38

Рассказ из разряда — «Я понимаю, что в этом что-то есть. Только вот что?»

Самая непонятная для меня пока вещь в творчестве писательницы из прочитанного мною. Написано красиво, стильно. Слог так и поёт соловьём. Но финальный смысл рассказа, его, так сказать, главный посыл от меня ускользает. С начальными смыслами вроде всё ясно.

«Умирать, когда ты к этому не готов, — что может быть хуже?» — кто ж будет с этим спорить?

«Гильотина убивает очень быстро и, как принято считать, гуманно. Так оно или нет — кто знает?» — и против этого резона не выступишь.

Четверо приговорённых к казни ведут себя по разному на пути к эшафоту (сразу вспомнилась «Стена» Сартра), по-разному гильотина отсекает им головы. После смерти они попадают в разные места, а вот потом....слошной метафористический сад. Позвольте ещё одну цитату:«Однако душа, выныривая из забвения, конечно же, помнит, кем она была, и представляет, кем станет. Не остается незаконченных дел, будут еще и работа, и любовь, и весна. Но все это теперь как одежда, которую держишь в руках, а не субстанция твоего “я”. Подлинное “я» абсолютно свободно. Оно выскакивает на волю с восторженным хохотом и верой в себя. Впрочем, и это не более чем метафора.»

Короче,метафора на метафоре и метафорой погоняет!

«К восторженному хохоту астрал давно привык, как привык наш мир к плачу, крикам боли и хрусту шейных позвонков под ножом гильотины.»

Красиво, конечно, сказано. Только я не понял к чему. Может Вы, господа читатели, поймёте больше и лучше, но для этого вам придётся прочесть этот текст.

Читайте на здоровье этот метафористический, мистическиЙ, полуфилософский опус от безусловно талантливой Танит Ли.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Танит Ли «Мяу»

Sergio Blanc, 6 июля 2021 г. 13:22

Необычная, яркая, живая история. История про кошек, любовь и странности. История по ходу которой, 26-летнему начинающему писателю и по совместительству фокуснику жизнь подбрасывает такой фокус, такой «сюжетный» разворот, что ей-богу, становится немножечко страшно. Совсем не забавная история. Жуткая финальная сцена до сих пор перед глазами. Что случилось? Что произошло?

Читайте это мини-чудо в духе магического (психологического) реализма.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Танит Ли «Попутчики»

Sergio Blanc, 5 июля 2021 г. 17:32

На первый взгляд перед нами классическая fantasy road story. Война — грабёж — артефакт — дорога — погоня — смерти — сверхьестественное — мистическая развязка. Но повесть Ли отличается от других подобных историй своей глубокой атмосферой. Это действительно по-настоящему «атмосферная» вещь. Она запоминается, проникает внутрь тебя, завораживает и восхищает. Мне такой подход очень близок. Это настоящая литература и неважно в каком жанре она написана. Потому что она о людях, о обуревающих их страстях, о выборе, который приходится делать каждому.

Танит Ли создаёт свою атмосферу с помощью образов, которые она рисует легко и непринуждённо. Буквально несколько слов, сложенных в пару предложений и перед нами появляются живые и запоминающиеся персонажи — благородный и честный капитан Хейвор (Сокол); заносчивый и надменный эгоист Фелуче (Кот), трусливый рыжеволосый вор Качиль (Лис); скромный богобоязненный юноша Лакон, последняя просьба которого, вкупе с найденным на руинах горящей Авиллады мистическим артефактом раскручивает маховик сюжета и отправляет героев в долгий путь.

На этой дороге многие встретят свою смерть. Атмосфера продолжает насыщаться, образы множатся — хозяин трактира и его дочь в деревушке Аксе, там же шикарная зарисовка могучего кузнеца; старуха на дороге возле разрушенной башни, горбатый карлик и священник в Арносе; больной старый волк, преследующий из последних сил главного героя; и наконец Силси, девушка в финале повести. Эта галерея образов очень ярка, последовательна, запоминающаяся. Добавьте к этому пейзажи и описание мест, загадочных преследователей, несущих смерть во сне. Давно я не читал такого замечательного фэнтези с мистическим содержанием.

Написано с большим литературным вкусом. Безусловно к чтению!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Танит Ли «Красны как кровь»

Sergio Blanc, 27 июня 2021 г. 08:59

Даже не знаю, что и добавить к отзывам на эту замечательную историю от Танит Ли. Всё-так, всё-так. У автора прекрасная фантазия, отличный слог, оригинальное мышление.

В таком коротком тексте разместить столько ярких самодостаточных образов — это, господа, надо иметь талант. Бьянка ,Королева-колдунья, Егерь, Принц-Христос выписаны так уверенно, так определённо, что понимаешь — в них нет ничего лишнего.

Когда я читал рассказ у меня перед глазами, почему-то стояла не история Белоснежки, а сказка Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». «Свет мой зеркальце — скажи, да всю правду расскажи!» А если в моей голове при прочтении текста возникают аллюзии с пушкинским творчеством — это значит, что мне попалась настоящая литература.

Читать всем для воспитания хорошего вкуса.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Танит Ли «Демонесса»

Sergio Blanc, 27 июня 2021 г. 08:42

Красивая история о любви и вожделении. О преодолении пагубных страстей. Рассказ о настоящей любви, которая помогает победить всё. О неопреодолимых желаниях, о страсти, которая отнимет разум, силы и саму жизнь. История о неосознанном, сказочном, оригинальном вампиризме.

Коротко. Готично. Романтично.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Танит Ли «Игроки зимы»

zdraste, 23 июня 2021 г. 18:10

Рассказ в целом понравился, развязка и само путешествие как линейное в пространстве, так и во времени.

Что вызывало вопросы, так это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мать вырастила ее, научила писать и ткать, но не проявляла к дочери особой любви. Слишком глупо и безрассудно привязываться к ребенку или добиваться его симпатии, зная, что потеряешь его.»

Потому как любят не за что-то, а вопреки, вышепроцитированное как то обесценивает материнскую любовь, если к примеру ребенок болен лейкозом, или врачи поставили другой нехороший диагноз, то что получается, мать перестает любить своего ребенка? А тут вообще не болезнь, а как к примеру специализация и работа. А если бы девочка выросла и вышла замуж в другом селе, селении, то что? Тоже мать не особо любила свою дочь?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Это была сумрачная келья без окон. Тени полумрака не мешали ей, они были знакомы. На ее узкой постели лежали поблескивая разложенные для просушки раковины. »

Я запнулась. Ну хорошо, кто нибудь, при возможности, соберите ракушки, разложите их просушиваться на узкой постели, а потом в этой сыро-мокрой постели попробуйте заснуть. Так как ракушки собираются регулярно, как и просушиваются. Учтите, что окон для притока воздуха не должно быть.

Там впоследствии в рассказе было что то про горькую воду из ручья, после которой, таки — пошла читать, что из себя представляет Автор. После ознакомления с биографией Танит Ли, все вопросы отпали.

Повторюсь, — рассказ интересный, читается легко, но до профессионализма Джона Рóналда Ру́эла Тóлкиена все таки не хватает реализма в деталях.

Спасибо за совет Просточитатель.

Для Литературная рулетка 2.0

Оценка: 8
– [  1  ] +

Танит Ли «Красавица»

Wolf94, 29 декабря 2020 г. 23:27

– Я считаю, что ты прекрасна. Красива непривычной, чужой красотой. Вполне обычное дело. Хотя для меня это очень интересно, очень… волнующе.

«Красавица и чудовище» – одна из самых популярных волшебных сказок на свете, многократно варьировавшаяся не только в коротких и длинных литературных произведениях, но и в других областях искусства. Однако, кроме двух рассказов из ставшей ныне классикой «Кровавой комнаты», написанных Анджелой Картер в 1979 г., я не могу вспомнить ничего примечательного, предшествовавшего этому произведению Танит Ли, созданному ею в 1983-м. В качестве предисловия к ее «Красавице» могу сказать одно: это – научная фантастика, размышление о понимании красоты.

Танит Ли открыла сборник и закрыла двери в мир Сказок на новый лад. Эх, это был очень нелегкий путь. Честно говоря, научная фантастика никак не хочет усваиваться внутренним читателем. Сижу, смотрю как баран на новые ворота. История Красавицы начинается знакомо, а потом уплыла в те дали, которые мне не интересны.

Скорее всего я уже устала от сборника, а сказки, какие они не были, будут меняться у каждого автора. Кто-то найдет свою, кто-то нет, но от этого поиски еще интересней.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Танит Ли «Красны как кровь»

Wolf94, 28 ноября 2020 г. 16:30

— Пусть будут у моей дочери, — заговорила женщина, — волосы — черные, как мои, черные, как эти кривые колдовские деревья. Пусть будет кожа ее, как моя — белой, как этот снег. И пусть будут губы ее, как мои — красны, как моя кровь.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Сказки на новый лад, — не частый гость на моих полках. Дело даже не в том, что к подобной метаморфозе отношусь скептически, просто пока откопаешь хороший сборник, где не было бы много Геймана, — это надо постараться. Благо в марафоне выиграла и в качестве доната смогла выбрать сборник «За тёмными лесами: Старые сказки на новый лад». Так что не пугайтесь, но в ленте скоро пойдет волна обзоров рассказов)))

Красна, как кровь — первое, надеюсь не последнее, знакомство с творчеством Танит Ли. Перевернуть историю Белоснежки, где герои предстают в совершенно не типичных амплуа, — это надо действительно обладать талантливым авторским слогом и богатой фантазией.

Религиозная тема, так искусно вплетенная в сюжет, практически не вызывала отторжения. Кто давно меня читает, тот знает, как плююсь от религии.

Единственное, мне как-то не хватило масштаба. Мыслей той же Бьянки, а то все пространство заняла королева-ведьма. А это пришествие Христа *недовольное выражение лица* — не совсем моя тема. Но, если отбросить мои недовольства, рассказ красив до такой степени, что даже глянула в формате серии в сериале.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Танит Ли «Два льва, ведьма и Мантия Войны»

Manowar76, 24 ноября 2020 г. 02:19

Авантюрно-сказочное фэнтези о пользе побочных квестов.

Двух мастеров меча, почему-то похожих друг на друга, после убийства нескольких стражников правитель города зачаровывает и отправляет добыть похищенный артефакт, Робу Войны. Будь герои чуть целеустремленней и не загляни они на огонёк к ведьме, дело кончилось бы плохо.

Непонятны ни заигрывания с Нарнией в названии рассказа, ни смысл разумных животных-прислужников ведьмы.

Такое ощущение, что очень немолодая к моменту издания рассказа Танит Ли просто пересказала нам свой красочный сон. И, как в любом сне, логика и причинно-следственные связи в рассказе совсем не на первом месте.

Стандартное, среднее фэнтези-приключалово, при этом написанное хорошим языком и отлично переведённое.

5(СРЕДНЕ)

Оценка: 5
– [  4  ] +

Танит Ли «Горгона»

vam-1970, 5 августа 2020 г. 17:33

Рассказ — лауреат Всемирной премии фэнтези 1983 года.

Вот ещё один случай премирования сюжета не фэнтэзийного, а сюжета реального. Удивительно, хотя рассказ неплох.

Мастерски написан о проблемах людей, изуродованных жизнью. Нам — целым и незапятнанным уродствами — не понять жизни таких людей. Нас любят и жизнь вроде удалась, но женщина с уродливым лицом лишена самого главного в её жизни -любви. Автор не сосредоточила внимание на горестях героини, а, наоборот, показала её успешное противодействие уродству -маска, хобби , занимающее всю жизнь, маленький уединенный остров в море.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Танит Ли «Серебряный любовник»

Hullam1, 15 июля 2020 г. 16:23

Это, вне всяких сомнений, отличный роман о любви, причем не только хорошо написанный, но и великолепно переведённый. Самое удивительное, что рожденный в 80-е он и в 2020 читается хорошо и современно. История о любви робота и человека просто просится на экран — удивляюсь, что его до сих пор не экранизировали.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Танит Ли «Одна ночь в году»

Кел-кор, 28 апреля 2020 г. 12:02

А вот этот рассказ можно отнести к «дарку», хотя, конечно, в основном цикл о Сайрионе — это традиционная героика. Мало того что это тёмное фэнтези, так ещё и детектив! Дело происходит в странном доме, а точнее сказать — в склепе, что стоит в саду. Четверо человек, подозреваемых в убийстве женщины, предлагают Сайриону выяснить, кто же из них на самом деле совершил это деяние. Ведь никто из них чистосердечно признаться не собирается.

Воин просит всех поведать свою версию того, что произошло в последний день перед смертью жертвы, и вот тут как раз и вскрываются самые мрачные, мерзкие, жуткие подробности жизни этих людей (включая покойницу). Танит Ли весьма талантливо всё это описывает — полагаю, уж эти-то темы и мотивы были истинным её «коньком». Сплошной разврат, намёки на инцест, сестринская зависть, коварные планы удачно выйти замуж или жениться, подсидеть друг друга и ещё кое-что... Полный набор, что называется!

Ну, а Сайрион... На то он и истинный герой — разобрался в хитросплетении интриг и недосказанностей, указал на убийцу и скрылся в ночи, даже не взяв большей части той награды, которую ему всё-таки отдали эти четверо. Очень даже можно его понять: подарки от таких людей не бывают чистыми...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Танит Ли «Белая Ведьма»

k2007, 23 апреля 2020 г. 11:54

Не очень интересное в первую очередь психологическое повествование о том, как люди обретают себя и учатся пользоваться своей волшебной силой — от применения ее ради сиюминутной выгоды до понимания, что это не игрушка и что не надо прикуривать сигарету от волшебного огня. Правда, тут есть обратная сторона — сильное потом уничижение героев, которые вообще отказываются пользоваться волшебством и предпочитают терпеть плен, например.

То есть это не волшебная сказка, это не героика, не приключения. Это роман взросления. Ну, вроде того

Оценка: 6
– [  0  ] +

Танит Ли «В поисках Белой Ведьмы»

k2007, 21 апреля 2020 г. 09:01

История того, как под влиянием момента человек дает клятву, потом ищет возможность эту клятву исполнить, а в конце оказывается, что выполнить это обещание очень сложно.

Этот роман — такая психологическая история взросления героя и вырастания им из своих шкур, фэнтези тут служит именно этой цели, сами приключения в книге вторичны

Оценка: 6
– [  2  ] +

Танит Ли «Вазкор, сын Вазкора»

k2007, 10 апреля 2020 г. 08:50

Непонятно, для чего написанный роман. Воин из дикого племени шаг за шагом открывает в себе глубины психологизма, магии и чего-то еще. Узнав, что он не сын вождя, а сын цивилизованного воина и ведьмы, он теряет удовольствие от убийств и женщин. «Он изменился внутренне и внешне», «вдруг стало жаль мне мертвого пажа, я объезжал зеленые побеги». В общем, не верю я в такой характер и такие душевные метания именно такого героя

Оценка: 6
– [  2  ] +

Танит Ли «Восставшая из пепла»

k2007, 8 апреля 2020 г. 08:40

Достаточно странная книга. Начинается она как роман фэнтези — героиня просыпается после долгого сна? смерти? и начинает искать себя. Только поиск этот очень затянут, переживания героини не слишком интересные, череда мужчин, которые встречаются ей на пути, совершенно меня не тронули как читателя. Вообще — герои в этой книге — проблема. Они никакие. Плюс характер героини описан очень странно, не произвел он на меня впечатление цельности и достоверности. Книга на один раз

Оценка: 6
– [  4  ] +

Танит Ли «Электрический лес»

glaymore, 4 февраля 2020 г. 16:44

Танит Ли все же великая писательница. Даже ранние вещи у нее невероятно затягивающие. У слабого автора «Электрический лес» стал бы проходной вещицей про опасные научные опыты по переносу сознания, но в руках Ли повесть обретает некое гипнотическое качество, и мы вместе с уродливой героиней, получившей тело красавицы, тонем в потоке необъяснимых событий и странных совпадений, и смутно догадываемся, что ученый-то себе на уме и вообще наверняка маньяк, и он таки оказывается маньяком, но совсем не таким, как мы думали, и плот твист следует за плот твистом, под маской скрывается другая маска, автор играет жанрами, раз за разом переворачивает все с ног на голову, нагнетая все больше ужаса и беспомощности, а в эпилоге наконец срываются последние маски и все вокруг опять оказывается не таким, как мы думали, но намного добрее и при этом беспощаднее.

И все это на фоне бесконечной грозы и сияния Электрического леса, под ударами молний переливающегося неоновыми оттенками лилового, янтарного, бирюзового, нефрита, багрянца, золота, розового, малахита и серебра.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Танит Ли «Висские войны»

vam-1970, 7 мая 2019 г. 10:31

Сама писательница отзывалась о цикле как самом лучшим из её произведений ( это из аннотации издательства). Не согласен -возможно это реклама самого издательства. Очень неровный цикл, писавшийся 10 лет. От первого романа (начало творчества Ли) и к последнему наблюдается рост мастерства писательницы. То, чем она и известна в мире фэнтезийной литературы. Романы очень самостоятельны по сюжетам. Главная составляющая сюжетов — прослеживание судеб незаконнорожденных детей королей- бастардов. И на этом основаны все приключения. Почти истории из индийских фильмов. Но читается с интересом, увлекательно в меру. Для разового прочтения.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Танит Ли «Белая змея»

vam-1970, 7 мая 2019 г. 10:06

Третий и заключительный роман цикла «Висские войны», который отделяет от предыдущего по сюжету 170 лет, а от написания автором -5 лет. Можно по разному относиться к роману — и как составной части цикла , и как к самостоятельному роману. Скорее второе. Мало чем сюжет связан с первыми двумя романами цикла — героических приключений и кровавых войн более нет — всё сведено к семейно-бытовой жизни незаконнорожденных детей от законных королей и незаконнорожденных королей. В этом романе у писательницы да и во всем цикле -наваждение — перемешать всех детей между случайными связями их родителей , а затем искать их похожесть в характерах, поступках и внешности. Это преобладает над всеми линиями сюжета. И чем выделяет роман среди других подобных. В финале — откровения автора — одна из рас, населяющих планету, не местная, а прилетевшая извне. Отсюда и враждебность между расами и войны.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Танит Ли «Анакир»

vam-1970, 4 мая 2019 г. 13:18

Второй роман из цикла «Висские войны», написанный через 5 лет после первого. Сразу чувствуется уже мастерство писательницы, набравшей творческий вес за эти годы.

Роман более глубок по смыслу и психологии, чем предыдущий. Более логичен.

Как жанр — «темное фэнтези» — ни одного положительного на 100% персонажа. Даже те персонажи, которые спасают мир в конце концов, обременены или страшными преступлениями и убийствами, или развратники. Автор проводит мысль в сюжете — совершив преступление, жди наказания для себя и своей родни. Убедительно и мрачно.

Еще одна линия сюжета — как и в первом романе — всякого рода бастарды обоих полов, которые не знают родителей, но призваны для великих дел.

Неубедительно по логике звучит вмешательство богов в дела этой планеты — вмешались гуманно , не погубив ни одного человека, прекратив войны, но где они были ранее, когда тысячи гибли? Вот видите — уже переживать стал, хотя это выдумка автора — время вмешательства.

И одно меня возмущает в сюжете — гомосексуализм одного из героев романа — ну никакого смысла эта нагрузка на его личность не несёт. Как бы ни смотрел с любой стороны на это. Остаётся только одна версия — писательница то ли по своей воле ( как дань моде времени), то ли по заказу (что вписывается в разгул нынешних нетрадиционных отношений в мире ), но решила это отобразить в сюжете. Почитаю, что она напишет в третьем романе цикла через 5 лет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Танит Ли «Повелитель гроз»

vam-1970, 29 апреля 2019 г. 15:33

Первый роман из цикла «Висские войны». Один из первых романов автора. Второй роман цикла был написан только через 5 лет. Неровный роман. Половина романа первая неплохо написана с интригами сюжета и напряженно, но потом.... Всё свелось, кто от кого родился и какое право имеет на власть.

Главный герой Ральднор получает магические способности мгновенно , не описано подробно как, и далее следует повествование в таком же рваном ритме, без логики даже для стиля фэнтези. Впечатление, что у автора иссякло вдохновение и заканчивал роман, чтобы закончить.

На мой взгляд — неудача, и автор решил обратиться только через 5 лет к этой теме. Почитаю, что будет далее и в чем он преуспел — а вернее, преуспела Танит Ли.

Ещё минус большой романа -не чувствуется мир этой планеты, ни природы, ни существ фауны. Всё схематично и блекло.

Танит Ли было только 31 год.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Танит Ли «Восставшая из пепла»

Angvat, 22 января 2019 г. 10:12

Второй мой заход на территорию творчества данной писательницы, ибо первый оказался на редкость неудачным («Под/над водой»). Поэтому для контраста решил взять что-то из раннего и в более-менее крупной форме.

Книга оставила после себя смешанные чувства. Отличительная черта писательницы, цветастый и вычурный язык повествования, присутствует и здесь, однако концентрация оного на квадратный сантиметр текста, поэтому в основном отторжения он у меня не вызвал. «В основном», потому что же местами высокопарные словесные обороты применяются ну совсем ник месту. Например, когда на героине не удается отбиться от нападающего, в ее голове не проносится вихрем «Твою ж мать, до булыжника не дотянутся, меня ж сейчас снасильничают!», а возникают высокопарные пассажи вроде «камень, которым я пыталась отбиться, теперь будто бы лежал в сотне миль, в миллионе парсеков от меня». Смотрится такое не слишком к месту.

Но Бог с ними, с вычурными мыслями. Мало ли что девушке какой-то иной расы может в голову лезть. Проблема книги в другом. При всех внешних «красивостях» внутренне книга во многих местах вышла достаточно пустой. Например, характеры всех персонажей, за исключением главной героини, вышли весьма поверхностными. Можно конечно все списать на повествование от первого лица, и то, что героиня так видит мир, но читателю-то от этого не легче. Тут либо надо было как-то изворачиваться, либо же резать объем произведения. А тот вереница картонных горе-возлюбленных нашей ведьмы и ничем не примечательных рядовых жителей данного мира к концу попросту начинает утомлять. Тем более что концовка, где писательница со стези фентези решила вырулить на тропу фантастики и психологии, мне вполне понравилась. Наступи она пораньше, цены б книге не было. Ну и сюжетный момент, когда с момента катастрофы как оказывается не прошло и двух десятков лет, а народ героини уже стал чуть ли не легендой, заметно резанул глаза. Какая-то уж очень короткая память у обитателей данного мира…

Что сказать в итоге? Странная книга. Любителем активного повествования она явно не подойдет. С другой стороны, особых философских глубин тут тоже искать не стоит, многие вещи тут поданы весьма поверхностно, с изящным внешним словесным лоском, но внутренней простотой. С третьей, совсем пустой книгу тоже не назовешь, определенные интересные мысли о взрослении героини и не самое банальное мироустройство тут тоже прослеживаются. С четвертой, все это весьма затянуто. С пятой, тут даже нельзя четко сказать «как надоело – бросайте», так как вся суть книги полностью раскрывается лишь в его концовке. С шестой… Надеюсь, вы поняли. Произведение будто бы лоскутное одеяло, сотканное из противоречий. И стоит ли им укрыться с головой на пару холодных зимних вечеров, пусть каждый решит сам для себя.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Танит Ли «Владыка ночи»

Seidhe, 18 января 2019 г. 14:48

Впервые я прочитал этот роман ещё студентом, в самом начале нулевых. По тем временам, посещая занятия не сказать, что прям часто, я обладал практически неограниченным запасом свободного времени, поэтому поглощал фантастику и фэнтези в объёмах 4-5 книг в неделю, не особенно заморачиваясь, что именно читать. На даже на фоне этого читательского калейдоскопа роман Танит Ли показался чем-то совершенно уникальным и самобытным, больше похожим на литературное переложение мифологии никогда не существовавшего народа, чем на фэнтези в его традиционном понимании:

«Азрарн — князь демонов и один из Владык Тьмы — как-то ночью решил развлечься. Приняв облик огромного черного орла, он парил над землей. В те времена земля была плоской, и ее со всех сторон окружал хаос. Князь демонов пересек ее из края в край — с запада на восток и с севера на юг.

Внизу, в ночной темноте, светились крохотные, как искорки, фонари караванов, белыми брызгами разбивались о скалы волны морского прилива. Пролетая над городами, Азрарн презрительно взирал на высокие каменные башни и мощные колоннады. Сложив огромные черные крылья, он присел на рею королевской галеры, наблюдая, как король и королева под всплески весел вкушали перепелов с медом. Отдыхая на крыше храма, Азрарн не преминул посмеяться над людскими ритуалами поклонения богам...»

Сейчас, спустя полтора десятилетия, за которые успел познакомится с мифологическими системами десятков народов и довести количество прочитанных произведений до нескольких тысяч, я приступал к чтению с некоторой опаской — боялся, что «Владыка ночи» уже не произведёт особого впечатления, как это зачастую бывает со многими книгами, которые поражали воображение в детстве и юности.

Как выяснилось — совершенно напрасно! Роман «Владыка ночи» Танит Ли, с которого начался самый известный цикл её произведений, известный как «Сага о Плоской Земле», до сих пор производит впечатление настоящей жемчужины среди поистине необъятной россыпи фэнтезийных поделок, созданных в англо-американской литературе к концу 70-х годов прошлого столетия. Причём жемчужины — чёрной, если принять во внимание, что вся композиция романа строится вокруг фигуры Азрарна, повелителя демонов Нижнего Мира и одного из Владык Тьмы...

Описать словами, чем именно так цепляет «Владыка ночи» очень сложно, потому как всё очарование данного произведения не в сюжете, а в общей атмосфере рассказываемых автором историй. Приступая к чтению, следует чётко отдавать себе отчёт, что практически ничего из классических фэнтезийных приёмов в данном романе нет — герои здесь не отправляются в квесты, не пытаются противостоять тёмным властелинам, не ведут в бой армии, и даже не спасают миров. Да что там говорить — в романе и героев-то, как таковых, нет! Есть лишь несколько связанных между собой сюжетов, повествующих о том, как вмешиваются в людские судьбы обитатели Нижнего Мира и, прежде всего, сам Владыка Азрарн. Вмешиваются, руководствуясь совершенно чуждыми человеку принципами и моральными установка. Вмешательство это, разумеется, чаще всего приводит к грустным, неоднозначным, а порой и ужасающим в своей жестокости последствиям, но... Ну а каким ему ещё быть, если речь идёт о деяниях одного из Владык Тьмы или существ, находящихся у него в услужении?

Однако, если вы ждёте от данного романа смакования жестокости и кровавых подробностей, вынужден вас разочаровать — ничего подобного во «Владыке ночи» нет, а написан роман витиеватым и вычурным языком, характерным скорее для мифологии и сказок, чем для популярной в последние годы dark fantasy. Мне не очень по душе термин «дотолкиновское фэнтези», к которому обычно относят и данный цикл Танит Ли в том числе, а вот с тем, что это настоящая, стопроцентная мифопоэтика — не поспоришь. У автора получилось создать по-настоящему самобытный мир, до предела наполненный магией и тёмным волшебством, не особо вдаваясь при этом в его историю и географию. Это не очередной проработанный фэнтезийный мир с любовно прописанной географией, историей и этнографией, скорее это — пространство мифа...

Отдельная тема — язык повествования. Сказать, что «Владыка ночи» написан (и переведён) красиво — не сказать ничего. Это действительно проза чудовищной красоты, наполненная невероятно красочными, визионерскими образами, когда красота девушки, к примеру, «подобна белой бабочке в сумерках или ночной цветущей лилии; подобна музыке, родившейся от отражения лебедя, плывущего по лунной озерной дорожке». Но особенно ярко это проявляется, когда дело касается описаний Нижнего Мира и столицы демонов, Драхим Ванашты:

«Дворец Азрарна, отделанный черным металлом снаружи и черным мрамором внутри, освещался вечным сиянием Нижнего Мира, лучистым, бесцветным и холодным. Свет лился сквозь огромные окна, украшенные черными сапфирами, темными изумрудами и самыми черными рубинами. Снаружи раскинулся сад с многочисленными террасами, где росли гигантские кедры с серебряными стволами, черными агатовыми листьями и прозрачными хрустальными цветами. Повсюду в зеркальной воде прудов плавали бронзовые птицы, а прекрасные рыбы с крыльями сидели на деревьях и пели — здесь, под землей, законы природы не соблюдались. В центре сада Азрарна бил фонтан из алого пламени, не дававшего ни света, ни тепла. Дворец окружал большой красивый город. Башни из опала, стали, меди и агата тянулись к зареву никогда не меняющегося неба. Солнце ни разу не взошло над Драхим Ванаштой.

Город демонов был городом темноты, пристанищем ночи...»

Вместе с тем, «Владыка ночи» — не просто набор бессмысленных красивостей без внятного сюжета и какой-либо смысловой нагрузки. Да, поступки героев порой весьма неоднозначны, а авторская фантазия не ограничена ничем, но все истории складываются, в итоге, в одно масштабное полотно, в котором нашлось место любви и преданности, расцвету и краху людских государств и сотворению удивительных волшебных предметов, предательству и последствиям необдуманных поступков, внутренним страстям, отравляющим жизни и судьбы людей и нелюдей, и примерам истинной стойкости, позволяющей оставаться людьми, пребывая в шкурах чудовищ, и даже совершенно неожиданному самопожертвованию.

Одним словом — действительно уникальное произведение. Филигранная проза, штучный товар. Искренне рекомендую всем поклонникам необычных миров, неоднозначных поступков и непредсказуемых поворотов сюжета. Попробуйте прочитать хотя бы первую часть романа, самодостаточную историю юноши по имени Зивеш, который рискнул оказаться неблагодарным самому князю демонов Азрарну, и если она вам понравится, то и роман целиком — не разочарует.

Подводя итог, скажу только одно — 10 баллов «Владыке ночи» поставил не раздумывая, в очередной раз пожалел, что некоторым произведениям нельзя поставить 11, и сразу же начал читать второй роман цикла.

P.S. И ещё одно замечание. Если вас, как и меня, не шибко радуют теги «нетрадиционная ориентация героев» или «эротическое» в классификаторе — не пугайтесь. В романе действительно есть пара-тройка сцен подобного рода, вроде упоминаний об однополой связи Азрарна с юношами или совокупления подземного обитателя дрина с самкой паучихи, но всё это сделано лишь для того, чтобы показать, насколько обитатели Нижнего Мира отличаются в своих предпочтениях от людей, и на сюжет не сильно влияют. Да и описаны все постельные настолько невинными выражениями («губы Жазэв изучали бедра Дрезэма, подбираясь к горящей башне его страсти» и так далее), что даже и метку «только для взрослых» по нынешним временам ставить не за что. Говоря проще — это ни разу не модная нынче толерастия, и далеко не пятьдесят оттенков какого-либо цвета. Это просто одна из особенностей прозы Танит Ли — подчёркнутая чувственность и сексуальность.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Танит Ли «Wolf Tower»

wowan, 13 декабря 2018 г. 23:46

Случайно мне в руки попали две первых книги из фэнтези-серии Тани Ли The Claidi Journals («Дневник Клэйди»), состоящей из четырех книг: «Закон Волчьей Башни», «Гора Волчьей Звезды», «Королева волков» и «Волчьи крылья». Судя по всему, серия представляет собой не четыре объединенныхи общими героями самостоятельных романа, а тесно связанные друг с другом части эпопеи, в которой рассказывается о приключениях главной героини – пятнадцатилетней девочки по имени Клэйди. Книги, которые я прочитал, написаны в форме дневника (поэтому повествование ведется от первого лица), но без указаний точной даты – скорее это заметки, впечатления, короткие наблюдения и рассуждения. Форме соответствует и стиль – в меру лаконичный, но достаточно емкий и информативный. Клэйди совершает различные поступки, ошибается, влюбляется, совершает ошибки, но всегда старается их исправить.

В первой книге «Закон Волчьей Башни» Клэйди – рабыня, которая находится в услужении у одной из высокородных принцесс Дома.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во время одной из ритуальных церемоний над Домом появляется надутый горячим воздухом воздушный шар. Охрана открывает стрельбу из ружей, пушек и пищалей и без труда сбивает воздушное судно. Впоследствии выясняется, что на воздушном шаре летел белокурый красавец-принц из расположенного за Пустошью таинственного Города. На допросе он сообщает, что просто «отправился путешествовать», но его все равно запирают в железную клетку, чтобы решить, расстрелять его на месте как шпиона или просто выгнать в пустыню (в Пустошь), что является обычным видом казни в Доме.

И тут происходит нечто еще более странное. Старейшая принцесса Дома леди Джизания призывает к себе Клэйди и, вручив ей ключи от железной клетки, от дверей и ворот Дома, а также вино с сонным зельем для часовых, уговаривает девочку устроить принцу побег и самой бежать вместе с ним, так как, по ее словам, сама Клэйди является дочерью принцессы, полюбившего собственного слугу, а значит, оставаться в Доме, пусть и на положении рабыни, ей небезопасно.

Клэйди соглашается. Вместе с принцем Немианом они выбираются из дома и отправляются в его прекрасный Город, где, как уверяет принц, она будет окружена почетом и всеобщей любовью. По пути они встречают сначала Овцепасов, которые представляются неискушенной в жизни Клэйди лучшими людьми на свете, а потом разбойников, которые несмотря на кажущуюся свирепость, почему-то не грабят ни принца, ни ее. В конце концов беглецы приходят в деревню довольно-таки подозрительных Птицелюбов. Здесь во время одной из своих религиозных церемоний Птицелюбы пытаются сбросить одетую в костюм птицы Клэйди со скалы (впоследствии выясняется, что милейшие Овцефилы просто продали ее Птицелюбам), но вовремя подоспевшие разбойники во главе с вождем Аргулом в последний момент спасают и ее, и принца.

Дальше Клэйди и принц путешествуют с разбойниками. К этому моменту девочка уже успела влюбиться в принца, но и восемнадцатилетний Аргул, которого она поначалу немного побаивается, ей тоже очень нравится. Пережив несколько приключений, они приходят в очень красивый город Пешамбу, жители которого вместо бога поклоняются городским Часам. Именно под этими часами Клэйди объясняются в любви сначала Аргул, а затем и принц. Героиня совершенно искренне не может выбрать кого-то одного, но в конце концов чувство лояльности берет верх, и она принимает решение отправиться вместе с Немианом в его Город.

В Городе, однако, выясняется, что белокурый принц давно и счастливо женат, и что Клэйди просто-напросто использовали. На самом деле Немиан прилетел в Дом именно за ней, так как хранительница находящейся в Город Волчьей Башни леди Железяка (леди Айронел) очень стара и должна передать ей функции Десницы Волка (исполнительницы Закона), так как Клэйди действительно является дочерью принцессы.

Нужно сказать, что Закон – Закон Волка – Клэйди сразу не понравился. Он состоит в том, что четырежды в сутки она должна бросать Кости (кубики с числами на гранях), а затем, в зависимости от выпавшей комбинации чисел, дня недели и фаз Луны, справляться в трех старинных книгах, кто из горожан должен выполнить очередное Задание. Так она узнает, что одной восьмилетней девочке Закон Волка повелел всюду ходить в костюме улитки («Вместе с раковиной, которая сделана из тяжелого металла!» – восклицает Клэйди в своем дневнике.), и что она не снимает его уже шестнадцать лет, потому что такова воля Закона. «Наш Закон очень важен, – поясняет ей леди Железяка, – потому что он основан на случайности и, следовательно, имитирует жизнь, которая тоже полна случайностей». Увы, никакого выхода Клэйди не видит, хотя в ее голову уже закралось подозрение, что стасемидесятипятилетняя Железяка давно спятила и выдает за Закон свои собственные безумные желания и прихоти. Она, однако, почти готова смириться с неизбежностью, когда на улицах Города появляется Аргул с тремя товарищами, замаскированными под странствующих предсказателей. Он предлагает Клэйди бежать, но девочка отвечает, что сначала должна уничтожить жестокий и никому не нужный закон. Перед самым бегством, воспользовавшись временным недомоганием старушки-Железяки, она провозглашает волю Закона: всем есть сладости, веселиться и не обижать домашних животных, а потом сжигает в камине Книги и Кости. Побег удается, погони за ними нет, и Клэйди начинает думать, что найдет свое счастье с разбойниками, которые никого не грабят, а только свободно кочуют по великой Пустоши.

На этом книга первая заканчивается и начинается вторая – «Гора Волчьей Звезды». В ней рассказывается (опять же от лица Клэйди), как накануне ее свадьбы с вождем разбойников Аргулом ее похищают прилетевшие на воздушных шарах Стражи. Сначала она думает, что ее везут на расправу к леди Железяке, однако воздушные шары неожиданно меняют курс и садятся на морском побережье. После долгого путешествия сначала на пиратском корабле, а потом – через джунгли, населенные хищными тигропардами, Клэйди оказывается в очень странном месте. Это – дом-гора, все комнаты которого подвижны и могут смещаться относительно друг друга примерно как элементы кубика Рубика, но хаотично, бессистемно и всегда неожиданно. Раз в сутки над домом-горой встает огромная Волчья Звезда, которая, совершив свой путь по небу, снова садится. Компанию Клэйди составляют человек с зелеными волосами (на самом деле это не волосы, а растения, которые нужно поливать, иначе они засохнут), немая девочка, несколько кошек и механических кукол-слуг, практически неотличимых от живых людей. Кроме них в доме-горе́ или, лучше сказать, в за́мке, обитает еще один человек. Это принц Венн, который не желает объяснить Клэйди, почему он держит ее в плену и только намекает на какое-то таинственное письмо, в котором некоторые «очень важные люди» попросили его присмотреть за «принцессой Клэйдиссой», которая якобы подвержена «истерикам и приступам беспардонного вранья». Со временем, однако, принц влюбляется в Клэйди, и она узнает, что и замок, и механических слуг, и даже саму Звезду создала его мать, великая волшебница или великий ученый. Венн не знает точно, кем она была на самом деле, потому что когда ему было два года, она вдруг резко к нему охладела, а потом и вовсе исчезла. Клэйди предлагает ему выяснить, почему так произошло, и после серии приключений они, наконец, находят в доме библиотеку, где отыскивают некие важные документы, из которых следует, что мать принца Ашторет была: а) внучкой Леди Железяки и что в замке она тоже была пленницей б) что Венн и Аргул – единоутробные братья в) что Волчья Звезда – летательный аппарат. Движимый любовью принц предлагает Клэйди отыскать в джунглях Звезду, чтобы она улетела обратно к Аргулу, однако для этого им предстоит совершить опасное путешествие через джунгли, населенные не только тигропардами, но и механическими тигроликами (хищная помесь кролика и тигра). Во время путешествия они едва не погибают от когтей и зубов этих чрезвычайно опасных животных, однако их спасают аборигены, которые сообщают принцу, что его мать вернулась! И действительно, в доме на озере, на берегах которого раскинулась деревня аборигенов они находят Ашторет, но это оказывается еще одна механическая кукла – куда более совершенная, чем слуги в замке. Клэйди предполагает, что мать Венна сделала ее для сына когда решила совершить побег из замка – именно этим и объясняется ее внезапное и странное охлаждение к единственному ребенку, поскольку механизм все же не мог имитировать человеческие эмоции. Венна, однако, это не утешает, к тому же он не привык к человеческому обществу. Именно поэтому он отправляет Клэйди в Звезде к ее жениху, а сам остается в замке, комнаты которого больше не движутся и над которым не встает больше Волчья Звезда.

Что происходит в двух оставшихся книгах мне неизвестно, но очень хотелось бы узнать: «Закон Волчьей Башни» и «Гора Волчьей звезды» написаны живым, но не слишком сложным языком и читаются буквально на одном дыхании. Автор не злоупотребляет магией, вампирами, заклинаниями, нечистой силой и кровавыми сценами, однако несмотря на это описанные выше произведения могут быть интересны не только подросткам, но и взрослым дяденькам вроде меня. Да, это «девчачья фэнтези», но отнюдь не макулатура. Мне эти книги напомнили «Алису в стране чудес» – несколько упрощенную, без зауми, но такую же добрую и сказочную. Выше в форуме уже кто-то жаловался, что рассказы Танит Ли ему-де не понравились, но, возможно, это говорит лишь о том, что британка – мастер крупной формы. Прочитанные книги я даже рискнул порекомендовать «Азбуке» и еще одному издательству (какому – сейчас уже не помню), но никакого ответа так и не дождался. Боюсь, что очень и очень неплохая Танит Ли падет очередной жертвой так называемой «издательской политики», ориентированной исключительно на популярные на Западе новинки. Старушка Танит Ли никому не нужна, разве только она передаст свои авторские права какому-нибудь из наших издательских монстров совершенно бесплатно, то есть даром.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Танит Ли «Under/Above the Water»

Seidhe, 12 декабря 2018 г. 15:41

Очередной прочитанный рассказ Танит Ли.

В очередной раз довольно сложно определиться, понравился он мне или нет.

Если говорить о манере повествования — понравился безусловно. Красочные описания Озера Потерь и затонувшего в нём города, смешение людских судеб и событий, происходящих в разных временах, даже весьма заметный крен в сторону излишней мелодраматичности — всё это увлекает и впечатляет, заставляет сопереживать героям и ждать, чего же там будет дальше. При этом, не отрицая возможности трактовки событий рассказа, предложенной в единственном здешнем отзыве от уважаемого переводчика, я совсем не воспринял рассказ как своеобразную пропаганду суицидальных наклонностей. Жанр, в котором Танит Ли написала данный рассказ слишком сложен, чтобы смотреть на события настолько однобоко. Есть в рассказе что-то мифопоэтическое, вирдовое, навеянное снами и грёзами, поэтому довольно сложно понять, какая из реальностей более реальна — мир девушки Заэли, потерявшей человека, которого она едва знала, но успела полюбить, или мир древнего короля Зехрендира, потерявшего, в свою очередь, возлюбленную?

А потом рассказ оказывается дочитанным, и я вновь ловлю себя на мысли, что мы с госпожой Ли — не на одной волне. Потому как рассказ красив, рассказ поэтичен, рассказ изыскан, рассказ необычен...

Только вот не совсем понятно — что хотела она этим текстом сказать?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Произошло нечто, благодаря которому двое людей обрели друг друга через столетия, возродившись в новом мире в телах других людей? И это надо воспринимать как хэппи-энд что-ли? Извините, конечно, но лично у меня не получилось. Ведь король Зехрендир погиб, поглощённый водами озера? Да и в реальности Заэли полуденный прилив выбросил тело молодой рыжеволосой девушки? Так что выглядит предложенный автором хэппи-энд несколько натянутым.

Подводя итог, могу лишь поблагодарить Angvat'а за прекрасный перевод и предупредить потенциальных читателей: по-настоящему рассказ, что называется, «зайдёт» только любителям «странных историй».

И это вдвойне обидно, потому как написано действительно очень красиво, в подобной стилистике:

«Великий город возвышался на равнине подобно утесу из мрамора цвета абрикоса.

Он был со всех сторон окружен холмами, а на западе от него горы подобно башням вздымались к небесам, которые по цвету напоминали радужку «глаза» в павлиньем хвосте, а ночью становились пурпурными и походили на его «зрачок».

Оценка: 7
– [  2  ] +

Танит Ли «Игроки зимы»

xdma, 24 ноября 2018 г. 11:22

Красивая сказочная повесть, на уровне «Саги о Плоской Земле». Повествование неторопливое, но атмосфера мрачноватая, напряжённая, местами наполняющая безысходностью, как тяжёлый сумрачный туман. Сон и явь тесно переплетаются. Вера в себя, в свои силы пронизывает холодную сумрачную реальность, побеждают и изменяют её. Светлый, романтический финал — на то это и сказка. Название как-то не вяжется с самой повестью. А аннотация fantlab вообще вызывает недоумение.

Оценка: 8
⇑ Наверх