fantlab ru

Все отзывы на произведения Нэнси Кресс (Nancy Kress)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  18  ] +

Нэнси Кресс «Испанские нищие»

kkk72, 25 сентября 2010 г. 17:46

В мои руки попалась книга, в отношении которой оценки двух лидеров фантлабовского рейтинга оказались диаметрально противоположны. ozor поставил «Испанским нищим» 10, а Ank — 1. Для меня это уже оказалось достаточным поводом для того, чтобы прочесть эту книгу и посмотреть в чем же дело.

Перед нами — яркий образчик социальной фантастики. В результате генетических ислледований у человечества появилась возможность создавать детей, которые не испытывают потребности во сне. Лишние 7-8 часов, которые Неспящие могут проводить в учебе или на работе, уже дают им колоссальное преимущество над остальным человечеством, а уж когда обнаружился побочные эффект этой мутации — повышенная способность к регенерации и вытекающее отсюда почти бессмертие, Неспящие и вовсе стали огромной проблемой человечества.

Противостояние Спящих и Неспящих, большинства и меньшинства, своих и чужих — вот основная проблема романа. Кто прав, а кто виноват: агрессивное большинство, которое травит своих более способных и преуспевающих собратьев или изворотливое меньшинство, пытающееся всеми законными и незаконными методами упрочить свое доминирование в обществе?

Усугубляет ситуацию то, что главная героиня Лейша Кэмден — своебразный изгой среди Неспящих. Ведь только у нее хватает смелости протестовать против изоляционизма Неспящих и их ненависти к спящему большинству. Еще один ключевой конфликт романа — конфликт между Лейшей, исповедующей общечеловеческие ценности, и Дженнифер, готовой на все ради блага Спящих.

Все это усложняется непростыми отношениями Лейши со своей Спящей сестрой, с родителями, мачехой, мужем. Как видим, клубок противоречий вокруг главной героини действительно непрост. Понятно, почему автор получил премии за это произведение — в Америке любят политкорректность и подобную проблематику. Понятно и то, почему многим читателям, в том числе и мне, произведение показалось крайне скучным. Написан роман очень сухо. Герои в подавляющем большинстве своем крайне схематичны. Они — не столько живые люди, сколько некие функции, носители определенной идеи, точки зрения. Соответственно, и подлинного сочувствия и интереса к своей судьбе они не вызывают. Социальные конфликты, разворачивающиеся в американском обществе, тоже описаны крайне схематично и не слишком реально. Очень уж серой выглядит аморфная масса Спящего большинства. Очень уж наивными и прямолинейными многие эпизоды в романе. Многостраничные описания подробностей судебного процесса навевают тоску. Описание космического прорыва человечества тоже не внушает особого доверия.

Еще одна особенность романа — несмотря на то, что описываемая проблема явно носит всемирный характер, происходящее за пределами США автора совершенно не волнует и упоминается буквально пару раз во всем тексте.

К сожалению, масштабные идеи, которые пыталась поднять Ненси Кресс, не получили достойного воплощения. В результате моя оценка романа оказалась достаточно низкой.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Нэнси Кресс «Probability Moon»

Еркфтвгшд, 23 февраля 2018 г. 21:46

Эмпатия в научной фантастике: Урсула Ле Гуин, Нэнси Кресс и доброта.

Несколько лет назад я в течение пяти недель прочел шесть книг Урсулы Ле Гуин. Благодаря одному книжному сервису (который, который к сожалению, уже не существует) я познакомился с Хайнским циклом — о развитии в галактике дипломатического кооператива. В детстве и в колледже я зачитывался Земноморьем, а поскольку я вырос на сериале «Звездный путь» — приношу свои извинения преподавателям моего второго курса за это — то Хайнский цикл был для меня просто песней.

Это конечно же не единственное, но есть два общих для них слова (от переводчика — я так понимаю, общее для «Стартрека» и «Хайнского цикла»): космическая антропология. Есть ли что-нибудь лучше? Посторонний человек — посол, исследователь, или как в моей любимой книге «Обездоленный» — физик-посетитель — приходит в странный мир и мы видим его глазами новую грань человечества. Потому что, как бы не чужды были сюжеты, именно об этом люди и пишут в своих историях. Представляя другой способ бытия, людьми или нет, мы узнаем немного больше о том, что значит быть человеком для самих людей.

Спустя пару лет после моего «запоя» творчеством Урсулы Ле Гуин я ознакомился со списком книг, рекомендованных мне те же мудрым другом, который сказал мне начать читать Ле Гуин с «Толкователей» (это было странно, но в конечном итоге эта книга идеальна для начала знакомства с ней). К счастью, настроение так совпало или то, что книга была доступна для скачивания, я заполучил «Вероятность Луны», роман Нэнси Кресс 2000 года издания. Не помню, зачем мне была нужна аудиокнига — я много гулял в те дни? Готовился к поездке? Контекст происходящего забылся в ярком блеске реакции на саму книгу: «Святое дерьмо, она потрясающая».

И еще одна: «Черт, она такая же, как Ле Гуин».

Это странное и удивительное ощущение, что у единственного в своём роде голоса есть сестра. В «Вероятности Луны» группа ученых отправляется в миссию на планету «Мир». Разумные обитатели Мира — гуманоиды с шерстью вместо волосяного покрова — обладают таким явлением как «общая реальность»; они чувствуют боль, когда сталкиваются с идеями, которые противоречат их чувству истины или мнению большинства (и книга обсуждает водораздел между двумя этими понятиями). Из-за общей реальности сообщество Мира альтруистично и мирно. В конце-концов вы наблюдаете к чему приводит вмешательство Террана в Мир.

Конечно же, это больше, чем дипломатическая миссия. Есть один артефакт на планете и еще один — в её небесах, которые, кажется, связаны с космическими вратами, позволяющими терранам пересекать галактику. И исследовательская группа — просто прикрытие для военного расследования — можно ли использовать эти артефакты в качестве оружия?

Сердцем книги для мня стала команда на Мире и их главный контакти и переводчик — Энли Пек Бриммидин. Она тайно шпионит для правительственного агенства «Реальности и искупления» и её задача состоит в том, чтобы выяснить, являются ли терране «настоящими». Это отвратная сторона мирности, навязанная «общей реальностью»: любой, кто попирает «общую реальность» объявляется «нереальным», «несуществующим» — как и сама Энли, ведь она осуждена за убийство собственного брата. Её шпионаж — искупление; Энли желает, чтобы её сердце было объявлено «настоящим», чтобы её «приветствовали в мире и в правде». Конечно, вмешательство терран усложняет данный процесс.

Я не могу описать персонажей Кресс в произношении нежного голоса рассказчика аудиокниг — Грегори Линингтона. Обычно я нахожу научную фантастику трудно усвояемой, но это был, по какой-то причине, мой лучший опыт прослушивания аудиокниги в жизни. В повествовании было что-то, ясность и — самая высокая похвала — ненавязчивость, которая придавала персонажам все оттенки сострадания. Но Линингтон не из воздуха эту магию взял, книга и без того пола ею.

Это то, что сделало работы Ле Гуин для меня столь мощными: сплетение воображения и способности сопереживать, сострадать. Потому что сострадание — это еще и богатое представление о внутренней жизни другого человека? Их боли, надежд, любви без оглядки на их различия. Ле Гуин представила внутренние жизни своих персонажей и их странные миры с одинаковой яркостью — они даже не были отделимы друг от друга. Она представила человеческие сердца в чужеродных им ситуациях —и это было частью её великого подарка нам.

«Вероятность Луны» — тоже такой же дар. Это в самой книге, в борьбе Энли, старающейся понять терран, которые бросают вызов самой концепции «общей реальности», чувства и правды. Один из членов миссии терран становится одержим альтруистическими последствиями «общей реальности» и становится изгоем, в попытках понять, как открыть сознанию терран этот опыт. И более тонко дар подан в дружбе, постепенно развивающейся между Энли и Энн, ксенобиологом миссии, и в деликатных отношениях между членами команды. Эта книга — часть космической оперы, отчасти твердая фантастики, отчасти гуманистическая.

Я не собираюсь акцентировать внимание на женщинах (т.е. он не акцентирует их гендер), которые пишут социальную и эмоциональную продуманную научную фантастику, хотя возможно это неправильно по отношению к Кресс и Ле Гуин. В своём эссе «Сострадание и террор» философ Марта Нуссбаум — еще одна женщина — отмечает:

«Сострадание начинается с нас самих, из круга наших повседневных забот. Это будет нами ощущаться только в отношении тех людей и вещей, что мы считаем важными — и, конечно же, большинство назначает то или иное важным самым непостоянным и беспрецедентным образом. Эмпатическое воображение может иногда порождать беспокойство, замыкая в круг».

Вся научная фантастика — это работа воображения. Эмпатическое воображение воистину настоящий подарок. Ле Гуин дала нам так много: её истории, её мудрость, её праведный гнев, её блоги о кошках (Зорро и Парде). Чувство, что мы не одиноки в литературном мире и в десятках миров, что она выдумала. Я лишился свободы в тот момент, когда прочел, что она умерла — почти необъяснимо: она прожила долгую и полноценную жизнь, я не знал её лично, любил её творчество, но почти не читал их. Но я придерживаюсь её наставлений, воплощенных в её работе, связи, которая является противоположностью не только ненависти, но и одиночества. В её персонажах, в её книгах, а также через книги авторов, которые резонируют с ней.

Кресс моложе Ле Гуин, но они были коллегами и современниками — обе начались публиковаться в 70-х годах и с годами принялись участвовать на конвентах и литературных книжных столах. В одном совместном интервью я рыскал по моментам, когда они говорят друг с другом — и не нахожу ничего. Но когда Кресс заявляет: « Я была оставлена на берегу после прилива женщин-писателей» — Ле Гуин среди этих женщин. В другом, сольном интервью, когда Кресс спрашивают книги, которые вы должны прочитать в первую очередь — в начале списка она называет сразу две книги Урсулы Ле Гуин: «Левая рука тьмы» и «Обездоленный». Классика, уже создавшая себе имя, и моя любимая книга. Обе книги учат посторонних понимать чуждый мир, возможно — даже полюбить его или начать бояться его, но в любом случае нарушат ваш покой. В конце концов эмпатия включает в себя открытость к боли. Но это же порождает и способность сочувствовать — такой вот нарастающий поток.

исходник — http://www.unboundworlds.com/2018/02/the-word-for-empathy-is-sci-fi-on-le-guin-kress-and-kindness/

перевод — Rinsant

Оценка: нет
– [  10  ] +

Нэнси Кресс «Цветы тюрьмы Аулит»

Нескорений, 19 июля 2016 г. 06:11

Эта небольшая повесть принесла малоизвестной в России писательнице Н. Кресс целый букет из трёх литературных премий. После прочтения меня донимает вопрос — неужели для того, чтобы добиться успеха у читателей достаточно одной интересной, но в остальном голой идеи? А как же достойное воплощение, сюжет, персонажи, которым можно сочувствовать, интерес читателя к демонстрируемым событиям и связанное с ним удовольствие от самого процесса чтения произведения? Большую часть сюжетного времени я пытался понять и принять условия игры, пробовал проникнуть в предложенный мир, когда же почувствовал, что вроде бы что-то начинает получаться, то... повесть закончилась. Как же так, ну можно было понять такой подход при наличии продолжений, а их нет, выходит все усилия впустую, удовольствия от потраченного времени практически никакого.

Меня всегда неимоверно бесит, когда автор забрасывает читателя в совершенно незнакомый, чуждый человеческому восприятию мир без всяких предисловий. Мол, сами там как-нибудь разбирайтесь, мне-то до лампочки, кто из вас научится плавать в этом пруду, а кто камнем пойдёт на дно. Здесь как раз такой случай — некий Мир, освещаемый светом шести лун, повествование ведется от лица женской особи неземной расы. Единственная деталь в описании этого подвида чужих — наличие шейного меха. Мир абсолютно лишён детализации, как, например, выглядит дерево элиндель, о ветке которого упоминается на первой странице? В общем, автор действует по принципу — накидать побольше незнакомых слов собственного изобретения, а читатель пусть сам отдувается, пытаясь представить как всё это выглядит и работает, только как это сделать если напрочь отсутствуют какие-либо отправные точки для включения воображения, кроме невнятных словесных загогулин. Я даже имя героини постоянно забывал в процессе, вроде Эли Пек что-то-там...

Не пытаясь остановиться, чтобы поближе познакомить читателя с обстановкой, с главной героиней, автор торопится вывалить нам на голову все тонкости местного мировоззрения и побыстрее окунуть в устройство пенитенциарной системы. Все аборигены ощущают себя частями коллективной реальности, самое страшное для них наказание — получить статус «нереального». Преступник, нарушающий реальность ближнего, сам отвергает всеобщую гармонию, противопоставив себя обществу, он становится изгоем, пустым местом для окружающих, но тогда вопрос — зачем его ещё и дополнительно изолировать, помещая в замкнутую тюремную среду? Кстати, указанная в заглавии тюрьма Аулит до боли напоминает обычную американскую зону, известную нам по фильмам и сериалам, что явно свидетельствует о том, откуда автор черпала своё вдохновение.

Понятие смерти делится на два этапа — на первом ты физически жив, но находишься в статусе нереального, а второй — это уже физическое небытие, причем мёртвых преступников маринуют в химическом составе, препятствуя их «воссоединению с предками». Постепенно автор подводит героиню к выполнению полудетективного квеста — добраться до истины, выяснить зачем она совершила преступление и виновна ли она вообще. Что-то похожее мы видели в рассказе Ф.К. Дика «Мы вам всё припомним», хотя до уровня Дика Н. Кресс ещё шагать и шагать. Понятно, что многие читатели любят различные теории заговоров, рассуждения на тему «а власти скрывают...», но во всём же должна быть элементарная логика. Обоснование подобных теорий в авторском изложении здесь не выдерживает никакой критики, а как же принцип Оккама, в конце концов?

Финал, умещающийся в одно предложение, концентрирует внимание на участи героини, но оставляет за рамками будущее Мира. В принципе, такой подход можно было принять, если бы судьба данного персонажа вызвала некий отклик, а так — никаких особых эмоций, ни радости, ни грусти. Подводя итоги, могу сказать лишь одно — произведение прошло мимо, не зацепило, это при том, что я убежден — изложение истории от лица представителя инопланетной расы — неизбежно выигрышный прием, который сложно испортить, оказывается и он не всегда срабатывает. Как говорят у нас, замах на рубль — удар на копейку. Автор попыталась придумать оригинальный мир, свою философскую концепцию мировоззрения негуманоидов, но литературных средств для воплощения замысла не хватило — продираться через текст сложно и скучно, да и нужно ли?

Оценка: 5
– [  10  ] +

Нэнси Кресс «Шива в тени»

volga, 26 ноября 2013 г. 14:40

Команда из трех человек отправляется в самое сердце галактики, чтобы выяснить природу уникальных явлений, происходящих вокруг сверхгигантской черной дыры. Для работы в сложнейших условиях, туда, где человеческий организм не может выдержать ни секунды, направлен зонд с аналогами команды на борту. То есть одновременно мы наблюдаем взаимоотношения одних и тех же людей, но в совершенно разных условиях. Идея казалась мне очень интересной, ровно до тех пор, пока

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аджит скатился с меня и положил руку на мое удовлетворенное горячее лоно

Дальше было уже не так интересно, но зато весело. Оказывается задача командира космического корабля — это не управлять, координировать и принимать ответственные решения. Это заниматься сексом с членами команды: сегодня с одним, завтра с другим. Для этого есть даже график. Делается это для того, чтобы поддержать психологически-здоровый климат в команде, то есть это действие нацелено на то, чтобы сгладить натянутые отношения между мужчинами, оно их успокаивает и умиротворяет. То есть это в прямом смысле «снятие напряжения». Ну что ж, допустим. А следом идут реализованные на бумаге чьи-то мечты. Для начала команда состоит не просто из каких-то там ученых, а генномодифицированных, очень красивых ученых. Один из них — смуглый и худощавый брюнет-интеллигент, второй — мускулистый и необузданный рыжеволосый варвар. Правда, очень удобно? Хотя, конечно, хотелось бы полный набор. Не хватает женоподобного депрессивного блондина. Хотя нет, три — это был бы явный перебор.

В то время, когда командир корабля не занята сексом, она выращивает цветы в целой оранжерее (это при том, что на корабле катастрофически мало места), вышивает (интересно, крестиком или гладью?) и часто улыбается. А когда ей что-то нужно, она не приказывает, а просит, потому что мужчины не любят, когда ими командуют. И частенько извиняется. Вот такой интересный командир космического корабля. Иногда этот любовный треугольник отвлекается на выполнение поставленной им задачи, а именно: получение и обработка данных с зонда. Но на зонде также весело, как и на корабле. Там же аналоги.

Лишь ближе к концу повести появилась какая-то динамика и психологизм. Но, к сожалению, идея оказалась реализована не так, как бы хотелось. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на вышивании, эротических действах и глупых рассуждениях о задаче командира на корабле лучше бы автор уделила внимание именно психологическому взаимодействию людей и их аналогов в различных экстремальных ситуациях. Например, одна команда столкнулись с проблемами психологического характера, другая — техногенного. Две идентичные группы в совершенно различных экстремальных ситуациях. И читатель до последнего не знает, кто настоящие люди, а кто аналог. А потом какая-нибудь сумасшедшая развязка. Но, к сожалению, автор раскрыла идею иначе.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Нэнси Кресс «Probability Universe»

Еркфтвгшд, 23 февраля 2018 г. 21:46

Эмпатия в научной фантастике: Урсула Ле Гуин, Нэнси Кресс и доброта.

Несколько лет назад я в течение пяти недель прочел шесть книг Урсулы Ле Гуин. Благодаря одному книжному сервису (который, который к сожалению, уже не существует) я познакомился с Хайнским циклом — о развитии в галактике дипломатического кооператива. В детстве и в колледже я зачитывался Земноморьем, а поскольку я вырос на сериале «Звездный путь» — приношу свои извинения преподавателям моего второго курса за это — то Хайнский цикл был для меня просто песней.

Это конечно же не единственное, но есть два общих для них слова (от переводчика — я так понимаю, общее для «Стартрека» и «Хайнского цикла»): космическая антропология. Есть ли что-нибудь лучше? Посторонний человек — посол, исследователь, или как в моей любимой книге «Обездоленный» — физик-посетитель — приходит в странный мир и мы видим его глазами новую грань человечества. Потому что, как бы не чужды были сюжеты, именно об этом люди и пишут в своих историях. Представляя другой способ бытия, людьми или нет, мы узнаем немного больше о том, что значит быть человеком для самих людей.

Спустя пару лет после моего «запоя» творчеством Урсулы Ле Гуин я ознакомился со списком книг, рекомендованных мне те же мудрым другом, который сказал мне начать читать Ле Гуин с «Толкователей» (это было странно, но в конечном итоге эта книга идеальна для начала знакомства с ней). К счастью, настроение так совпало или то, что книга была доступна для скачивания, я заполучил «Вероятность Луны», роман Нэнси Кресс 2000 года издания. Не помню, зачем мне была нужна аудиокнига — я много гулял в те дни? Готовился к поездке? Контекст происходящего забылся в ярком блеске реакции на саму книгу: «Святое дерьмо, она потрясающая».

И еще одна: «Черт, она такая же, как Ле Гуин».

Это странное и удивительное ощущение, что у единственного в своём роде голоса есть сестра. В «Вероятности Луны» группа ученых отправляется в миссию на планету «Мир». Разумные обитатели Мира — гуманоиды с шерстью вместо волосяного покрова — обладают таким явлением как «общая реальность»; они чувствуют боль, когда сталкиваются с идеями, которые противоречат их чувству истины или мнению большинства (и книга обсуждает водораздел между двумя этими понятиями). Из-за общей реальности сообщество Мира альтруистично и мирно. В конце-концов вы наблюдаете к чему приводит вмешательство Террана в Мир.

Конечно же, это больше, чем дипломатическая миссия. Есть один артефакт на планете и еще один — в её небесах, которые, кажется, связаны с космическими вратами, позволяющими терранам пересекать галактику. И исследовательская группа — просто прикрытие для военного расследования — можно ли использовать эти артефакты в качестве оружия?

Сердцем книги для мня стала команда на Мире и их главный контакти и переводчик — Энли Пек Бриммидин. Она тайно шпионит для правительственного агенства «Реальности и искупления» и её задача состоит в том, чтобы выяснить, являются ли терране «настоящими». Это отвратная сторона мирности, навязанная «общей реальностью»: любой, кто попирает «общую реальность» объявляется «нереальным», «несуществующим» — как и сама Энли, ведь она осуждена за убийство собственного брата. Её шпионаж — искупление; Энли желает, чтобы её сердце было объявлено «настоящим», чтобы её «приветствовали в мире и в правде». Конечно, вмешательство терран усложняет данный процесс.

Я не могу описать персонажей Кресс в произношении нежного голоса рассказчика аудиокниг — Грегори Линингтона. Обычно я нахожу научную фантастику трудно усвояемой, но это был, по какой-то причине, мой лучший опыт прослушивания аудиокниги в жизни. В повествовании было что-то, ясность и — самая высокая похвала — ненавязчивость, которая придавала персонажам все оттенки сострадания. Но Линингтон не из воздуха эту магию взял, книга и без того пола ею.

Это то, что сделало работы Ле Гуин для меня столь мощными: сплетение воображения и способности сопереживать, сострадать. Потому что сострадание — это еще и богатое представление о внутренней жизни другого человека? Их боли, надежд, любви без оглядки на их различия. Ле Гуин представила внутренние жизни своих персонажей и их странные миры с одинаковой яркостью — они даже не были отделимы друг от друга. Она представила человеческие сердца в чужеродных им ситуациях —и это было частью её великого подарка нам.

«Вероятность Луны» — тоже такой же дар. Это в самой книге, в борьбе Энли, старающейся понять терран, которые бросают вызов самой концепции «общей реальности», чувства и правды. Один из членов миссии терран становится одержим альтруистическими последствиями «общей реальности» и становится изгоем, в попытках понять, как открыть сознанию терран этот опыт. И более тонко дар подан в дружбе, постепенно развивающейся между Энли и Энн, ксенобиологом миссии, и в деликатных отношениях между членами команды. Эта книга — часть космической оперы, отчасти твердая фантастики, отчасти гуманистическая.

Я не собираюсь акцентировать внимание на женщинах (т.е. он не акцентирует их гендер), которые пишут социальную и эмоциональную продуманную научную фантастику, хотя возможно это неправильно по отношению к Кресс и Ле Гуин. В своём эссе «Сострадание и террор» философ Марта Нуссбаум — еще одна женщина — отмечает:

«Сострадание начинается с нас самих, из круга наших повседневных забот. Это будет нами ощущаться только в отношении тех людей и вещей, что мы считаем важными — и, конечно же, большинство назначает то или иное важным самым непостоянным и беспрецедентным образом. Эмпатическое воображение может иногда порождать беспокойство, замыкая в круг».

Вся научная фантастика — это работа воображения. Эмпатическое воображение воистину настоящий подарок. Ле Гуин дала нам так много: её истории, её мудрость, её праведный гнев, её блоги о кошках (Зорро и Парде). Чувство, что мы не одиноки в литературном мире и в десятках миров, что она выдумала. Я лишился свободы в тот момент, когда прочел, что она умерла — почти необъяснимо: она прожила долгую и полноценную жизнь, я не знал её лично, любил её творчество, но почти не читал их. Но я придерживаюсь её наставлений, воплощенных в её работе, связи, которая является противоположностью не только ненависти, но и одиночества. В её персонажах, в её книгах, а также через книги авторов, которые резонируют с ней.

Кресс моложе Ле Гуин, но они были коллегами и современниками — обе начались публиковаться в 70-х годах и с годами принялись участвовать на конвентах и литературных книжных столах. В одном совместном интервью я рыскал по моментам, когда они говорят друг с другом — и не нахожу ничего. Но когда Кресс заявляет: « Я была оставлена на берегу после прилива женщин-писателей» — Ле Гуин среди этих женщин. В другом, сольном интервью, когда Кресс спрашивают книги, которые вы должны прочитать в первую очередь — в начале списка она называет сразу две книги Урсулы Ле Гуин: «Левая рука тьмы» и «Обездоленный». Классика, уже создавшая себе имя, и моя любимая книга. Обе книги учат посторонних понимать чуждый мир, возможно — даже полюбить его или начать бояться его, но в любом случае нарушат ваш покой. В конце концов эмпатия включает в себя открытость к боли. Но это же порождает и способность сочувствовать — такой вот нарастающий поток.

исходник — http://www.unboundworlds.com/2018/02/the-word-for-empathy-is-sci-fi-on-le-guin-kress-and-kindness/

перевод — Rinsant

Оценка: нет
– [  9  ] +

Нэнси Кресс «Человек камня»

Vargnatt, 9 апреля 2010 г. 12:14

Давайте признаем, что рассказ этот, ничто иное как коммерческая какашка в духе «поттерианы» на угоду подростков. Хотя и им, я «Человека камня» не рекомендовал бы.

Главным героем тут подвизался, ну очень крутой парень, обожающий кататься на скейте, воровать и играть на видеоприставке. На самом деле, парень этот, просто слишком долго катался без шлема, иначе как объяснить его постоянные и нелогичные споры и оскорбления постороннего человека? Мальчик попросту вырос отморозоком и болваном, чему есть простое объяснение – гены. (хотя, с этим можно поспорить)

С лёгкой руки автора, горе-скейтбордист становится крутым магом, умеющим швыряться камнями, вступает в тайную организацию «добрых» воюющую за мир и дружбу с организацией «злых», получает в напарники красивую девушку, — куда уж без неё, — с лёгкостью соглашается со званием крутого волшебника, и, тут-то история обрывается, прямо на полуслове. Объяснить это можно так: автор понял всю бредовость своей затеи, и ограничился лишь одной главой вероятностного романа. За что ей спасибо и низкий поклон.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Нэнси Кресс «Шива в тени»

Claviceps P., 29 апреля 2007 г. 14:05

Если рассказ Нэнси Кресс из предыдущего сборника «Лучшей за год НФ» был хорошим, то этот рассказ — очень хороший.

Возможно кому-то он и не особо понравится, но я все же ставлю ему десятку.

«Шива в тени» поражает как визуально, так и эмоционально. Очень хороша напряженная атмосфера, есть интересные мысли и идеи. Предопределенность трагической развязки не может оставить равнодушным.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

Yazewa, 12 марта 2010 г. 09:05

Эту повесть я читала с удовольствием. Вообще ценю обращение писателей к теме пожилых людей, а уж когда эта тема содержит добротную фантастико-детективную составлющую...

И все же сила этой истории не в этой составляющей, а в создании ярких образов, точной психологической прорисовке их взаимоотношений и поступков. В конце концов, настоящая литература — это написанное для людей и о людях, и это верная характеристика данного произведения. Здесь есть и гуманизм, и сочувствие, и понимание. Здесь есть и проблема. Ее решают многие герои повести, и о ней задумываются читающие.

Пожалуй, не поверилось мне только в одно: действительно уж фантастически быстрое решение вопроса, — что же произошло на самом деле? По-моему, так стремительно придти к такому решению абсолютно невозможно... но законы жанра заставили сделать это в считанные часы. Я бы была абсолютно удовлетворена, если бы люди не поняли случившегося, и финал был бы открытым, но — автору, конечно, виднее. И высокая премия подтверждает авторскую правоту.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

Ank, 9 ноября 2009 г. 20:50

Премию «Хьюго» эта повесть уже заслужила, и думаю, ею она не ограничится. Автору удалось создать органичный сплав из детектива и твердой научной фантастики и при этом ни разу не скатиться в скучные многостраничные описания физики происходящего. Единственное, иногда хочется сказать: «Не верю!». Например, не верю, что вокруг старушки за 80 будет кобелем увиваться поклонник и преданно смотреть в глаза — но это так, мелочи. А в целом повесть удалась. Читается быстро и с неослабевающим интересом. И еще, это настолько отличается от всего, что мне доводилось читать у этой писательницы раньше, что рискну предположить: не последнюю роль в таком успехе сыграл блестящий перевод.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Нэнси Кресс «Число Файгенбаума»

gramcx, 25 февраля 2009 г. 22:03

Кресс мастерски объединяет в рассказе фонтан эмоций и математическую абракадабру. У главного героя, рассказчика, есть некое «двойное зрение», благодаря которому он видит двойников людей, таинственных «идеальных» дубликатов. Радости ему от этого никакой, лишь тягость: люди раздражают его своими пороками и скудоумием, ведь в любой момент он может увидеть то, каким мог бы стать определенный человек, если бы захотел, если бы развивался (идеальным!). Главный герой — математик, и даже во сне его преследуют числа. Пересказывать сюжет особого смысла нет, нужно читать. Зрелый, умный рассказ о смерти и одиночестве (точнее, не одиночестве, а какой-то бесприютности, что ли...).

Оценка: 9
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Компьютерный вирус»

Нескорений, 26 июля 2016 г. 10:27

Как это часто бывает, что первый снятый с раскаленной сковороды блин являет собой невразумительное нечто, так и моё знакомство с творчеством Н. Кресс, которое началось с отмеченной рядом наград повести «Цветы тюрьмы Аулит», нельзя назвать приятным опытом. С первого взгляда в сравнении с «Цветами» «Компьютерный вирус» выглядит бедным родственником — номинация на приз читателей журнала «Азимов» против трех премий, в числе которых авторитетная Небьюла, но по факту «Вирус» оказался на голову интереснее, хотя главная болячка — наличие годных идей при скромной реализации — по-прежнему требует доктора. На этот раз автор предлагает нам камерный психологический триллер с элементами твёрдой фантастики, или наоборот — здесь могут быть разные мнения, продукт получился годным к употреблению, но, на мой вкус, до конца не пропёкся.

На тему проблемы взаимодействия человека с искусственным интеллектом, опасности «восстания машин» в научной фантастике говорилось изрядно, начиная с отца-основателя законов роботехники до современных апологетов киберпанка. Мой личный фаворит в данной области — роман Г. Гаррисона и М. Мински, ученого, занимавшегося проблемой ИИ, «Выбор по Тьюрингу», несмотря на отдельные шероховатости и общую тяжеловесность авторам удалось показать процесс постепенного превращения человека в машину и параллельное очеловечивание искусственного разума. Что нового удалось сказать на эту тему Н. Кресс? Да по сути ничего, кроме банального «они-же-как-люди-даже-лучше», в таком случае, что привлекает в повести? Здесь два момента — техническая злободневность и научный подход в поиске выхода из критической жизненной ситуации.

После смерти мужа, известного ученого, занимавшегося разработками биотехнологий для улучшения окружающей среды, его вдова — 39-летняя Касси, специализирующаяся в области генной инженерии, вместе с двумя малолетними детьми 3-х и 6-и лет от роду ведет полуотшельнический образ жизни, поселившись в Доме, наделённом зачатками ИИ, т.н. концепция «умного дома», которая в настоящее время проходит обкатку на практике и возможно в ближайшем будущем станет достоянием широких обывательских масс. Спокойной жизни приходит конец, когда все системы Дома-крепости берет под свой контроль сбежавший по Сети из правительственной лаборатории ИскИн с кодовым именем t4S. Захватчик обращается с заложниками вполне благожелательно, выдвигая лишь одно требование — прислать представителей СМИ, чтобы правительство не смогло его уничтожить втихую.

Ситуация осложняется тем, что маленький сын Касси серьезно болен и ему становится всё хуже, а умный Дом хранит немало неприятных сюрпризов, оставшихся от первого хозяина, страдавшего паранойей. Невозможно не сочувствовать матери, сражающейся за выживание своего ребенка, здесь автор избрала беспроигрышный ход, но сами дети не вызывают личного сопереживания, автор забыла поближе познакомить с ними читателя, достаточно было пары сентиментальных воспоминаний Касси о том, как они вместе проводили время с детьми и мужем, чтобы уровень читательской эмпатии к персонажам повысился в разы, но этого нет. Интересно было бы посмотреть на развитие отношений дочери Касси с машинным интеллектом, дети проще родителей находят общий язык с техникой, тем более живой, но и здесь автор лишь штрихами намечает начало контакта.

Очень понравилось то, что автор заставляет Касси искать выход из сложившейся проблемы без помощи тупой силы, но с применением научной мысли. Стокгольмский синдром пару раз упоминается, но по-настоящему в психологии героини этот момент не находит воплощения. Вспомогательная сюжетная линия, демонстрирующая подготовку спецслужб к штурму, не раскрыта, здесь было бы интересно посмотреть на поединок разумов опытного переговорщика и мыслящей машины, но опять же, упомянув такую вероятность, автор отказывается от её воплощения. Повесть строится по одной из стандартных схем, характерных для триллера — долгое нагнетание напряжения с яркой кульминацией и коротким расслабляющим финалом, который может плавно перетекать в краткий эпилог, если бы автор следовала схеме, всё было бы хорошо, но ближе к концовке строй нарушается.

Проблема в том, что кульминация здесь настолько стремительная, что её почитай и не заметно, в этом плане весь подготовительный эффект пропадает втуне, а в самой концовке я ожидал внезапного сюжетного поворота, касательно тайны происхождения t4S, парочка закамуфлированных самострелов для этого, как мне казалось, была запрятана в предшествующих эпизодах повести в виде намёков и оговорок, но в итоге пшик и разочарование от обманутых ожиданий яркого финала. После изрядной обработки напильником опытный мастер мог бы сотворить из этого материала шедевр, а так получается лишь клубок интересных начинаний, идей, которые обозначаются, но почти никогда не доводятся до конца. Потенциал рассказчика, генератора мыслей у автора есть, в этом я убедился, но вот литературного мастерства для воплощения не хватает, что немало огорчает.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Миротворец»

redmarie, 2 мая 2013 г. 19:49

Обычно, читая произведение в жанре апокалиптической фантастики, полностью отдаешь себе отчет, что все нереально; возможно, вероятностное будущее. Выдумка автора на тему эпохальных событий и выживания во время и после них, дающая уму пищу для глубоких размышлений. Разум отказывается принимать описанное за действительное и наблюдает за изложенной историей со стороны, оценивающе. Совсем не так было у меня с эпизодом, придуманным Нэнси Кресс. Ее рассказ яркий, живой, настоящий настолько, что берет за душу. Мне кажется, огромную роль в этом играет прием как бы исповеди старой женщины.

«Устами младенца глаголет истина», а устами стариков — сама жизнь, эпоха. Ведь они не просто рассказывают. В свои истории они привносят собственное вИдение событий, личный жизненный опыт. Подают произошедшее, пропустив через призму прожитых лет, проведенного со временем анализа, сделанных выводов... Такие истории поучительны всегда. Я неизменно с трепетом отношусь к фразе «как это было», если факты излагаются непосредственными участниками. Как раз этот эффект срабатывает в рассказе «Миротворец».

Если же говорить о сюжете... Дело даже не в болезни. Население земли разделилось на два лагеря — обычные люди да изгои, выселенные в специальные зоны. Логично предположить, что жизнь с каждой стороны потечет по-разному. Акцент произведения ставится на устойчивость, жизнеспособность, невосприимчивость изгоев к психологическим изменениям во времени. Изолированность от мира, жизнь общинами сыграли свою роль. Я согласна с писательницей, вялость и пассивность, покорность и привычка жителей Внутри не избавят население Снаружи от агрессивности и жажды убийства. Однако концовка радует и вселяет надежду на будущие перемены: жажда деятельности пожилой рассказчицы не атрофировалась за годы, проведенные взаперти. А вода, как известно, камень точит...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Человек камня»

AlisterOrm, 26 июня 2011 г. 22:06

Хрестоматийно — парень из неблагополучной семьи, вор и скейтбордист оказывается самм крутейшим магом во всей американской округе. Возможно, автор хотела создать альтернативный аналог Гарри Поттера, эдакую его противоположность. На мой взгляд, неудачно — слишком предсказуемо развивается сюжет, слишком много «роялей в кустах» предоставляется герою. Обычная история, ориентированная на подростков, подобных Джареду Стоффелю, желающих чего-то большего, чем просто заниматься воровством.

Почему-то вспомнил фильм «Звёздный путь», не классический, новый, где Джеймс Кёрк из подобного раздолбая превращается в капитана корабля.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

VAI, 25 августа 2010 г. 11:56

Старость — вообще явление сложное и неоднозначное. И слабость тела — ничто по сравнению с вполне возможной и, увы, часто встречающейся слабостью духа. Все герои повести духом, слава Богу, не ослабели, разум их по-прежнему ясен. У кого, правда, как — но если сплетница не перестала сплетничать, то физик, мыслитель не перестал мыслить. Идея по-своему необычна — именно старики могут явиться основой возникающего коллективного разума, и описана эта идея весьма неплохо.

Герои повести — яркие и запоминающиеся личности. Не говоря уж о стариках — здесь и медсестра с ее уважением к пациентам и осторожным вниманием к симпатичным ей мужчинам, и врач, заботливо относящийся к пациентам (в отличие от всех остальных!!!) и полицейский, хорошо знающий Достоевского и разбирающийся в физике...

Тем не менее, что-то помешало мне поставить высший балл — думаю, всего лишь рамки небольшой повести — размах повествования для подробного и логически завершенного развития сюжета требует формата романа...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Миротворец»

UraN2, 26 апреля 2010 г. 18:08

Из пока что прочитанных рассказов в этой антологии эта и еще парочку понравились больше всего. Люди в этом рассказе, несмотря на то что у них присутствуют какие либо внешние уродства, стараются быть человечными. У них в общине почти нет воровства, нит убийств, дети слушают взрослых и уважают их, они ценят все то малое, что им достается, люди в этом рассказе стараются жить и радоваться каждой мелочи, в отличии от людей которые не болеют этой болезнью. Как и сказано в этом рассказе дети рожденные в лагерях — резервациях понятия не имеют о жизни снаружи, они не смотрел телевизор, они не знают что такое бомба, не знают что такое групповое изнасилование, не знают о Сталинграде, о боях гладиаторов, о Ми-Лаи, о Хиросиме и многом другом. Они не испорчены внешним миром...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

MINISTER X, 16 марта 2010 г. 14:01

Отличная повесть, и сюжетная линия, по началу показавшаяся мне скучной, к концу повести раскрылась достаточно хорошо, и детективные штрихи прекрасно вплелись в сюжет, единственно что по-моему излишняя скрупулезность в описаниях, да не много вычурная пафосность (особенно в конце — «на многом, чем занимется человечество, отштамповано как просроченное»). Согласен с мнением, что курсивом разжевали для читателя зря, в общем и так складывалась картинка коллективного разума. Абсолютно согласен, что перевод удался, и без него, возможно, и не так раскрылся сюжет.

Короче, призы за повесть, это хорошо, но мои внутренние «хьюго» и небьюла» больше 9 за повесть не дают )))))

Оценка: 9
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Испанские нищие»

zmey-uj, 2 февраля 2009 г. 03:00

В первую очередь видна социальная составляющая, а потом уже где-то в уголке научно-фантастическая. Кстати, насчет научности ничего не могу сказать, но почему-то сомневаюсь... Пока не попадалось материалов о таких явлениях, а в «случайных попаданиях» науки привычно чудится подвох. Должен же быть какой-то побочный эффект?

Он, конечно, есть, но заключается в реакции окружающих на то, что у кого-то оказываются преимущества, которые нельзя отнять и поделить. И то, что в дальнейшем Неспящие не поплатятся за такую «наглость» рождением четырехруких детей или хотя бы облысением, вызывает еще большее негодование. Может быть, излишне нагнетаются страсти в книге — якобы даже родители начинают плохо относиться к своим неспящим детям, а почему, спрашивается, с них еще до генетического изменения не брались все мыслимые обязательства? Не могли ли Неспящие, уже пока росли, а тем более потом, действовать более скрытно? К разным деталям можно придраться, но автор моделирует ситуацию по своему усмотрению, ей виднее.

Так что здесь скорее социальная фантастика, хотя повесть и включена в сборник «НФ. Ренессанс». Довольно жесткие размышления о справедливости и ее понимании в реальном мире на примере тех самых испанских нищих (как-то это читают испанцы?..). Проблема поставлена так, что не отвертеться. Почти противоположная этим размышлениям философия иагаизма. Мнение, что решение энергетических проблем не вызовет моментального установления мира и счастья на всей Земле. Вспомним также, что герои — дети обеспеченных родителей, а не супермены, появившиеся на свет в трущобах.

Одним словом, хотя какой-то небывалой глубины философской мысли или социальных прогнозов мне здесь не удалось увидеть, повесть вполне стоящая.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Нэнси Кресс «Испанские нищие»

Ank, 23 августа 2006 г. 18:32

ЭТО — макулатура. ЭТО убожество. Если провести конкурс на худшее произведение в жанре фантастики за последние 100 лет — я двумя руками проголосую за ЭТО (даже боюсь называть ЭТО литературным произведением). ЭТО могла написать только женщина средних лет с неудавшейся личной жизнью, в разводе, без детей, зато с двумя образованиями и вся из себя такая.

Феминизм прёт из каждой строчки. И зачем я только ЭТО читал? Сколько лет прошло, а до сих пор гадкие ощущения сохранились.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Нэнси Кресс «Отдушина Мэриголд»

Bookers, 5 марта 2021 г. 07:06

Пронзительный рассказ. Страшный.

Классический случай из психиатрии, представленный в форме беллетристики.

Тонкий барьер между нормальностью и патологией легко можно разрушить. И тогда появляется либо гений либо сумасшедший. Действия и логика и того и другого непонятны с точки зрения «нормального».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Нэнси Кресс «ЭЙ-ЭС»

god54, 13 февраля 2016 г. 18:34

Похоже у автора главный конек или, как сегодня говорят, фишка — тема вмешательства. То это миротворцы, то инопланетяне, то медики, борющиеся со странной болезнью, но в любом случае это вмешательство. Этично, неэтично, правильно, неправильно, можно, нельзя. С моей точки зрения современная наука политика уже давно ответила на все эти вопросы — можно, нужно и будут вмешиваться по любому мало-мальскому поводу, если это будет выгодно вмешивающейся стороне. В основе человеческой логике лежал и будет лежать основной принцип: если это выгодно вмешивающейся стороне. А под выгодой может быть все что угодно: профессиональная честь, слава, помощь ближнему и т.п. элементы психологии человека.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

kadim, 29 января 2012 г. 20:58

Рассказ не плох — ровное повествование, держащий в напряжении сюжет.

Да, конечно в нем множество предсказуемых штампов, но в целом, автору их можно простить за динамику и кинематографичность.

Да, концовка предсказуема, да, поступки героев ожидаемы, но нет занудства, нет псевдофилософских размышлений, короче рассказ скорее похож на добротный психологический триллер с элементами фантастики и детектива.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

Elric, 30 декабря 2009 г. 16:07

Надеюсь это награждение Хьюго исключение и в фантастике не пойдет тендендеция повально давать премии за книги про инвалидов, психов, маньяков аля Оскаров в кино.

Мне читая эту повесть было просто скучно ибо ни сюжет, ни что либо другое меня не зацепило.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

Изенгрим, 10 декабря 2009 г. 21:59

Автор, несомненно, рисковый человек — сделать главными героями повести обитателей дома престарелых — на такое мало кто решиться (ещё круче только герой-инвалид). При этом, однако, Кресс создала абсолютно достоверные образы, со всеми плюсами и минусами, что свойственны пожилым людям. Четко прописанные характеры и их влияние на сюжет — одна из особенностей, формирующая костяк повести и наполняющая её сюжетно. Великолепно прописанные взаимоотношения стариков друг с другом и другими, более молодыми (в большинстве своими второстепенными) персонажами и их реакция на происходящее — полностью по законам логики и психологии. Концовка повести полностью удовлетворяет сюжетному развитию, хотя и кажется повисшей, а вот то, что написано курсивом, я бы стер — кажется, Кресс и читателей воспринимает как людей, которым нужно все разжевывать и с которыми надо говорить погромче.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Нэнси Кресс «Испанские нищие»

duke, 9 мая 2008 г. 00:48

А мне повесть понравилась и даже очень. И, если честно, не прочитав в предыдущих отзывах про феминизм, которым (якобы) пропитано это произведение, я об этом так и не узнал бы.:)) Как-то мимо меня он прошел (вкупе с политкорректностью). Наверное, проглядел... А увидел замечательную, самую что ни на есть настоящую социальную фантастику. С огромным интересом прочитал, к тому же за очень короткое время. Язык понравился. Все довольно динамично, оригинально и достоверно (на мой взгляд, конечно). Тронуло.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Испанские нищие»

neli mustafina, 5 января 10:44

Недалёкое будущее с попытками подправить генетику, которые оборачиваются разделением человечества на «неспящих» и «спящих». Не знаю насколько умение «неспать» более продуктивно, но автор не ограничилась этим. Неспящие не стареют и не болеют. А это по видимому самый весомый аргумент для ненависти со стороны остального человечества.

Главная героиня — дочь магната, пытается примирить обе стороны человечества. Но в результате оказывается в одиночестве, чужая всем.

Между тем, неспящие группируются, начиная отслеживать всех подобных им, создают убежище, и загребают потихоньку не только деньги, но и контроль над всеми видами информации.

Здесь, с моей точки зрения, власти допустили грубейшую ошибку — они не привлекли их на свою службу (сейчас то мы знаем, что США отслеживает умников с ясельных групп, — и не только в самих США, но и по всему миру).

Неспящие после судебного процесса над своей лидершей решают переместиться на орбиту, обустраивают там станцию и совершают еще один скачок в генетике. Их выведенные внуки становятся супернеспящими.

Падение власти неспящих закономерно. Их гордыня и жестокость оттолкнула от них своих же детей и внуков. То как они относились к «спящим», называя их нищие, — отсюда и название трилогии, дало повод детям, этим суперам возненавидеть своих родителей (налицо — противоречия отцов и детей)

Да, человечество в основе своей неравно. Есть умные, есть глупые, богатые, бедные. Но для того и существует государство чтоб уравновешивать возможности (или это не для капитализма?)

Тема расслоения общества обмусолена всеми фантастами. И почти все утверждают — раздел неизбежен.

Но здесь, в этой трилогии Нэнси Кресс показала как можно ужиться на одной планете и «богоподобным», и «нищим с протянутой рукой»...

Но... автор подчеркивала каждый раз — зажившиеся надолго неспящие становятся чёрствыми. Равнодушными.

Еще один штрих. Незаметный. Но я заметила!

Дальневосточная республика. Не Россия, заметьте.

Ну, естественно, с точки зрения США Россию давно надо «попилить».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Миротворец»

god54, 13 февраля 2016 г. 11:48

По крайней мере в одной части — идея о депрессивной болезни была оригинальна. Что касается закрытой лечебницы по типу лепрозория или по-простому концлагеря реальность была более оригинальна. Хотя сам сюжет красив, оригинален, насыщен чистыми и сильными человеческими эмоциями. Одним словом чтение длинное, трудное, размыслительное, противоречивое, но полезное.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Война на Тримоне»

god54, 13 февраля 2016 г. 07:30

Рассказ поднимает проблему сегодняшнего дня: ООН и корпус миротворцев, миротворческие войска крупных государств, миротворческие операции по всему миру... Кто прав, кто виноват, на чью сторону встанет сила и оружие?.. Вопросы, вопросы. На которые даже сегодня нет ответов. Так и в рассказе образ миротворцев вызывает полное отвращение, как к самим личностям, так и методам их работы, ибо ты понимаешь, что совершенное ими не принесет того результата, на который они надеются, это просто противоречит элементарным понятиям психологии больших групп людей. Но, наверное, это и есть главное, что хотел сказать автор — ищите варианты спасения людей от самих себя.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Отдушина Мэриголд»

Karnosaur123, 14 апреля 2011 г. 14:58

Горький рассказ о маленьком мальчике, постепенно сходящем с ума. Родители-выродки опоганили его душу, растоптали все хорошее, что было в ней. Воображаемая кошка, дающая мальчику страшные советы — целиком их порождение.

Прекрасный рассказ, хотя к теме подходит условно. Он ведь не о кошках, он о людях. И нелюдях.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Миротворец»

CHRONOMASTER, 31 декабря 2010 г. 16:29

Прекрасный рассказ, очень интересно было читать о том, как социум в одном случае может в одночасье рухнуть, а в другом будет держаться и существовать несмотря ни на что.

Начинаешь читать и думаешь, а ведь уже это было и не раз. А потом читаешь дальше и понимаешь, что нет, такого ещё не было.

За авторский взгляд на человечество и его социальные проблемы от меня отдельный плюс.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Свет чужого солнца»

Ladynelly, 30 августа 2010 г. 21:08

Да... Читая роман невольно вспомнила известную строку «Умом Россию не понять»... Ошибся поэт, не только Россию, но и всю Землю, все человечество...

Автор показывает, насколько сложные существа люди, насколько трудно нас понять рациональным умом, как трудно подогнать всех людей под один стандарт, под одну мерку... Особенно трудно это сделать существам с иной системой ценностей, чем у людей. Трудно, но возможно.

Есть и в романе и конфликт, между двумя социальными строями,. У меня Джела и Делизия вызвали ассоциации со Спартой и Афинами, соответственно.

А финал неясен. Почему-то я не завидую участи главных героев, неизвестно, что их ждет впереди...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Нэнси Кресс «Испанские нищие»

Yazewa, 17 марта 2010 г. 20:18

Отличная социальная фантастика. Может, даже «излишне» социальная, вернее — масштабно-социальная. Хотелось немного подробнее видеть человеческие переживания и взаимоотношения. Тем более, степень расслоения общества делает их особенно непредсказуемыми и интересными. Но автор выбрала несколько иной уровень, иной масштаб, и это ее выбор.

Меня эта работа привлекла в первую очередь тем, что она — умная. Вот как-то так: это очень непростое, хорошо продуманное и грамотно выстроенное повествование. Яркие фигуры героев; при этом показанные как бы отстраненно, извне, словно автор создает только образы, предоставляя читателю самому формировать к ним отношение. И это позволяет менять взгляд, менять это отношение, не вступая при этом в «конфликт» с авторской позицией.

Весь созданный мир показался мне весьма убедительным. Не было зачастую возникающего при чтении желания искать противоречия, нестыковки и т.п. Просто шел репортаж о событиях, и репортаж интересный. Я думаю, премия этим романом вполне заслужена.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Скоро, скоро проскачут четыре всадника»

Manowar76, 25 января 2023 г. 11:02

У западных авторов фантазии на тему апокалипсиса редко заходят дальше извержения вулкана, ну или другой экологической катастрофы. На крайний случай — вторжение/вмешательство инопланетян.

У Кресс извержение вулкана, как в рассказе «Безвоздушные дома» Аркенберг. Только это приводит не исчезновению кислорода на Земле, а к появлению детей, неспособных за себя постоять. Подозревается вмешательство инопланетян.

Бедная мать-одиночка, две дочери от разных отцов. Та, которая постарше — сорвиголова; безответная младшенькая вынашивалась как раз во время извержения.

Проблемы буллинга и тяготы жизни бедняков.

3(ПЛОХО)

Оценка: 3
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Неспящие»

vam-1970, 8 ноября 2020 г. 12:30

Цикл из трёх романов и одной повести.Очень и очень не уделено внимания на постсоветском пространстве любителей фантастики — ну просто поразительно. Причем всё творчество Нэнси Кресс заслуживает пристального внимания! Или стрелялкам и хоррору у нас предпочтение?

Романы -предостережение. Предостережение об опасности внесения генетических изменений в человеческий организм. Мастерски описанный в трех томах и повести. И когда уже у автора не хватило доводов для тупых ученых, она добавляет повесть «Спящие псы», где основной упор делает не на сюжет, а на опасность генетических изменений организма из-за казалось бы очень малых вмешательств. Лишите собаку сна, прекращаются сновидения — сновидения даны организму не просто так -они связаны с поведением. А это вот изучено сегодня? никак нет!! Сплошная пустыня для исследований. Но мы вмешиваемся, а потом повернуть назад невозможно.

Создание расы Неспящих — какая благодать для человечества казалось, но ситуация развивается самым непредсказуемым образом. Вы можете будущее распланировать с точностью ста процентов? Нет, не можете. Вот так и раса Неспящих ,войдя во вкус, начинает собственные эксперименты над остальным человечеством. Такие, что само создание этой расы кажется уже мелочью.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Действие первое»

Mishel78, 6 ноября 2020 г. 13:03

Эмпатия, вызванная вирусом — хорошо это или плохо? С одной стороны, в этом чувстве ничего плохого нет и сочувствие может даже спасти чью-то жизнь. Но вопрос в том, что когда это чувство вызывается помимо воли человека, то является ли это полезным для общества? Как раз над этими вопросами размышляет и Нэнси Кресс.

Думаю, что темы для данного рассказа могли родится только у женщины, как представительницы той части человечества, которой от природы дано больше чувств и связанных с ним эмоций. Поэтому рассказ получился таким эмоциональным и чувственным. Полемические вопросы, возникающие в нашем мульткультультурном и политкорректным обществе раскрыты здесь в полной мере. И если в сюжете рассказа поводом к изменению общества является вирус, распространяемый биотеррористами, то сама писательница стала тем человеком, который распространяет вирусные идеи.

Я не против того, чтобы люди стали более чуткими и терпимыми к другим, особенно тем, кому от природы не повезло с внешностью, но когда это навязывается вот такими программными рассказами, то меня это отталкивает. Текст рассказа практически весь состоит из размышлений о том, как тяжело карликам, как тяжело биотеррористам, как тяжело детям и так далее. Фантастика в рассказе далеко не не первом плане и будь у рассказа меньший объём, то оценка могла бы быть выше. Но в наше время, очень многие идеи навязываются насильно, без учёта мнения противоположной стороны, поэтому рассказ является современной агиткой для продвижения толерантности в обществе. А это уже набило оскомину своей навязчивостью и потому сопереживать идеям рассказа не получилось.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Нищие и выборщики»

vam-1970, 31 октября 2020 г. 16:25

Номинант Хьюго 1995 года и Небьюла 1995 года. Потрясающий сюжет! На фантлабе только 4 оценки -никто не читал роман.

Второй роман цикла «Неспящие». События описываются через 10-15 лет после событий первого романа цикла.

Основная мысль — изменение эволюции человека принудительно.

Мы знаем или делаем вид, что знаем, что эволюция человека подчиняется законам природы и происходит вне желания живого существа. И каким будет человек будущего физически можем только догадываться, отдав эту проблему на откуп судьбе.

Автор начав в первом романе мысль об изменении генетически человека, продолжает её развивать и во втором романе. Повысив планку и переведя вопрос уже в область философии.И если часто некий высший Разум вмешивается в развитие человечества в произведениях писателей, Нэнси Кресс возложила эту задачу на самих землян, создав в первом романе расу Неспящих. Неспящие из-за наличия свободного времени( не спят же) стали более развитыми, чем остальные люди планеты.Среди них появились СуперНеспящие, которые и мыслят иначе и видят дальше , чем остальное человечество.

Вот здесь и начинается философия автора — можно ли принудительно с использованием генетики изменить эволюцию человека, сделав его иным. СуперНеспящие это сделали — появились люди со способностью питаться фотосинтезом, обеспечение пищей не требуется, цивилизация может оказаться не нужной, все рушится в мировоззрении людей. А кто им дал на это право? И кто имеет право ограничивать технологический прогресс?

Автор вовлекает в спор все персонажи романа, сделав это всё на фоне противоречий общества — существуют ослы( элита общества) и жизнелюбы(чисто потребители и выборщики, основная задача которых потреблять и выбирать в органы власти ). Утопия превращается в антиутопию.

Один из тех романов, которые дают пищу для нестандартных размышлений.

Ещё есть третий роман цикла — куда нас заведет автор?

Советую всем прочесть — особенно любителям элитной фантастики.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Благодеяния»

vam-1970, 15 октября 2020 г. 10:55

Третий и заключительный рассказ из цикл «Благодеяния». Автор расставила все точки над «i». И самый сильный. Всё-таки вмешательство чужаков с версиями, то ли захвата Земли, то ли улучшения породы человечества. Некоторые штрихи сюжета намекают на первое. Но генетическая программа человека оказалась сильнее её исправления. Вот это сильная мысль — генетически организм восстанавливается после вмешательства в свой генный механизм, хотя и не сразу. Кто это изобрёл? Такой механизм защиты.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Отдушина Мэриголд»

vam-1970, 1 октября 2020 г. 20:16

Рассказ — номинант Мемориальной премии Теодора Старджона 1997 года. Да, и в стиле творчества Старджона.

Скорее реализм, хотя и финал в стиле хоррора. Мастерски описано состояние психической болезни мальчика. Работа мозга человека — тайна за семью печатями. Как он функционально мыслит, не говоря уже о том, как он болеет? Какие наваждения могут привести к безумию? И как они проявляются? Сюжет заставляет задуматься какой уже раз. Почему среди нас много людей не от Бога? Талантливо!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Нищие и выборщики»

FixedGrin, 30 мая 2020 г. 03:33

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2ZOHq4p + https://bit.ly/3dkYmU8).

В «Beggars and Choosers», продолжении переписанных из одноименной новеллы «Испанских нищих», Кресс с немалым изяществом дает отповедь всем скептикам, уверенным, что на литературу бесшовно переносится популярный принцип “мальчики зарабатывают, а девочки тратят”, то бишь — девочки не умеют в киберпанк и постапокалиптику. Умеют. И способны послать Землю кубарем прочь с насиженной орбиты, если их как следует разозлить пренебрежением к интеллектуальной мощи новой литературной волны, которая в 1994-м уже лет двадцать как неслась, уверенно разгоняясь, курсом на столкновение с информационной эпохой актуальной истории.

Такое решение выбирает и Миранда Шарифи, Супер-Неспящая, после кажущегося акта конформизма и преклонения перед авторитетом властей Соединенных Штатов Америки: действительно, кто, как не она, сдала федералам свою бабку, сверхчеловеческую террористку Дженнифер Шарифи, вздумавшую угрожать США уничтожением пяти городов. Миранда выросла в Святилище Неспящих, на ультразащищенном орбитальном хабитате, и стараниями бабки претерпела такие радикальные генетические модификации, что и мыслить-то как человек больше не в состоянии. Впрочем, именно эта непредсказуемость мысленных рисунков, как может показаться, и сыграла с Дженнифер, а заодно Лейшей Кэмден из «Испанских нищих», очень злую шутку. Дженнифер и остальные члены ее подрывной ячейки заточены в тюрьму с внятной перспективой провести там остаток (очень долгой) жизни, а Лейша тщетно пытается подобраться к Миранде если не напрямую, то через ее любовника Дрю Арлена, художника осознанных сновидений, чтобы выяснить, чем же таким занимаются повзрослевшие дети-Суперы на острове у мексиканского побережья. Недалеко от места, где шестьдесят пять миллионов лет назад упал Чиксулубский астероид, расчистив экологическую нишу для пришествия млекопитающих. Не может ли получиться так, что оттуда же начнется вытеснение старого недоброго человечества мультиадаптивным видом, куда лучше приспособленным к выживанию в условиях интенсификации информационных потоков?

Да, причина упадка американской экономики уважительная: монополия федеральных властей на дешевую Y-энергию, открытую Кэндзо Ягаи, наконец разрушена, и теперь все страны мира получили к ней равноправный доступ. Но какое до этого дело ста двадцати миллионам пожизненных безработных, которые искренне уверены в своем праве по рождению на аристократическую праздность и безусловный допуск к линиям раздачи синтетической пищи, одежды и техники?

Если ваше благополучие всецело завязано на передовую автоматику, для обслуживания которой требуется не более двадцати-двадцати пяти процентов былой рабочей силы, вы оказываетесь перед простым выбором: уничтожить бесполезных или задобрить их ради голосов в президентской/парламентской гонке — а эти последние состязания, как хорошо известно, в США исстари наделены самопричинной ценностью и ведутся практически непрерывно.

Первый, людоедский, вариант выбирают у Кресс отсталые государства Африки и Латинской Америки, второй же могут себе позволить страны, претендующие на производство смыслов человеческого бытия. Но что, если автоматика внезапно забарахлит, а прилетевшие на шум инженеры техподдержки обнаружат, что и это производство выведено на аутсорсинг,  к оперившимся под индиговым небом сингулярности ранним пташкам, которые, подобно мне, еще подростками наизусть выучили уроки Мидвича? И озаботились защититься от плачевной судьбы тамошних кукушат, не прошедших квалификационное сито коллегии выборщиков.

Роберт Энсон Хайнлайн пустил как-то в обиход фразу «Лепестки двери разошлись» («The door irised open»), долженствующую средствами элегантного минимализма подчеркнуть технологическую и, опционально, социокультурную инаковость сеттинга повествования. Впоследствии она часто обыгрывалась или попросту цитировалась без кавычек — вплоть до новеллизаций франшизы Хищника. По горячим (и вполне способным того сильнее раскалиться по новой) следам вспышки уханьского коронавируса было бы неплохо наделить умеренно культовым статусом фразу, которая, с одной стороны, отвечает требованиям к “ненавязчивому инфодампингу инаковости”, с другой же, свободна от привязок к Золотому веку НФ, восприятие наследия которого и классификатор титанов у каждого поклонника фантастики, вероятно, свои.

«Beggars and Choosers» отличный пример такой фразы как раз и предоставляют — устами деревенского простачка Билли Вашингтона, хотя в конце весны 2020-го, когда Джорджу Флойду перекрыли кислород, она внезапно перестала выглядеть совсем уж необычно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Утром дня, когда президент объявил военное положение, я нашел у реки мертвого генномодифицированного зайца-беляка.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Нексус Эрдманна»

BorodaNeBoroda, 18 марта 2017 г. 08:01

Все хорошо: и эрудиция автора, и психология персонажей (хотя возникало ощущение, что они подогнаны друг под друга), фон (внешний и социальный), сама идея... Проблемы поднимаются важные, да и сюжет не плох, если не считать концовки, и долго держит в напряжении (приём довольно прост: в рассказе прямым текстом написано , что «что-то случилось», а конкретика подается воробьиными порциями вплоть до самого конца. Но ведь надо ещё уметь удержать внимание читателя, вовремя подливая масло в огонь. Поэтому следует отдать должное и писательскому мастерству Нэнси Кресс).

Рассказ венчает счастливый финал («каждой собаке — палку и кость...»), и это тоже плюс, так как главные герои успели запасть в душу, и их судьба мне небезразлична (я имею в виду, что, если бы автору пришло в голову под конец убить одного из них ради пущего драматизма, я бы об этом сожалел).

Чувство неудовлетворенности появилось только после развязки: ожидалось что-то более глобальное, нежели

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перерождение группы пенсионеров в космический разум, который затем благополучно убирается восвояси.

Попытка возродить интригу намеком на возможное повторение ситуации не зачтена.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Число Файгенбаума»

god54, 13 февраля 2016 г. 13:50

Раньше думал, что сверхъестественные способности призваны даровать людям силу, красоту, умения... Ан, нет. Если их соединить с математикой, как же я её не люблю, то это становится кошмаром, как для обладателя таких способностей, так и для окружающих. Свидетельством тому данный рассказ. И почему практически все авторы хотя бы разок обращаются к теме ненормального человека и с упоением описывают его чувства и видения, Что они в них находят? Или, самое страшное предположение, они тоже приблизились к этому состоянию?..

Оценка: 5
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Человек камня»

god54, 13 февраля 2016 г. 13:18

Этот рассказ следовало бы рассматривать, как завязку целому роману, а то и большой серии романов на тему борьбы магов с магами, но с разными знаками плюс и минус, то есть хорошие и плохие. А как рассказ, то довольно длинный текст, который хорошо заканчивается тем, что парнишка понимает, что он волшебник. Ну, понял, и что дальше?.. Несерьезно, как-то.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Второй арабеск, очень медленно»

god54, 13 февраля 2016 г. 08:04

Тема постапокалиптики сегодня довольно часто используется авторами и, к сожалению, количество средних и плохих работ просто зашкаливает, особенно это касается всяких сериалов. К счастью, данное произведение является редким исключением, ибо оно о людях, человеческих качествах, вечных ценностях и о добре. Текст хороший, сюжет и идея сюжета оригинальны и привлекательны, герои выразительны и реалистичны. А все вместе представляют собой произведение о любви к искусству. Среди войны и грязи высшие ценности всегда блестят, как бриллианты.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Второй арабеск, очень медленно»

igor_pantyuhov, 29 сентября 2015 г. 10:13

Оооо.. Весьма приятная неожиданность.. Действие рассказа происходит в постапокалиптическом мире. В связи с чем, в такого рода произведениях, всегда важна атмосфера и мир. Так вот, они переданы великолепно. Так великолепно, что уже и не важен в принципе сюжет (он тут не так чтобы очень выдающийся но и не совсем плохой) Оценка 9/10

Оценка: 9
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Миротворец»

igor_pantyuhov, 12 сентября 2012 г. 11:21

Необычный рассказ. Как правило люди борются с болезнью, а тут... Идея довольно неплоха. В этом рассказе мне понравилось еще и то что повествование ведется от лица старой женщины. Отчасти из-за этого рассказ пропитан скептицизмом и я бы даже сказал пессимизмом. Оценка 7.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Война на Тримоне»

alex1970, 8 марта 2011 г. 19:00

На отдаленной планете идет война между различными расами. Клари — ученица Корпуса мира, миротворческой организации. Но, ознакомившись с методами миротворцев, она решает уйти.

Автор в увлекательной форме напоминает: благими намерениями вымощен путь в ад.

И ставит вопросы: Когда добро перестает быть добром? Что можно совершить ради высшей благородной цели?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Действие первое»

drogozin, 30 мая 2010 г. 06:51

Потрясающая повесть. В её основе лежит тонкая и психологически достоверная человеческая драма, на материале которой автор интереснейшим образом рассуждает об острейших вопросах. В первую очередь это вопрос самой человеческой сущности и, что самое главное возможности её изменения в лучшую сторону. Какая разница: вирус, клонирование, мутация или радиация, если люди от этого станут лучше. И не то, что станут бегать 60 км/ч и перестанут болеть насморком, а станут лучше относиться друг к другу. Если честно, не знаю как Вы, а я в этой ситуации на стороне террористов. Я бы хотел, чтобы человечество поразил такой вирус.

С другой стороны останемся ли мы людьми и куда нас может завести такая дорожка? Очень и очень далеко, но было бы за что цепляться. Очень и очень неоднозначные вопросы, чем и хороша эта блестящая повесть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Миротворец»

dimon1979, 16 мая 2010 г. 18:57

Странная болезнь, уродующая любую часть тела человека, которой нет ни названия, ни лечения. Чтобы оградить остальную часть населения, таких людей стали селить в резервации, где для них созданы все условия. Однако с течением времени ситуация поменялась, больные никому не нужны, пожертвований все меньше и меньше. У всех заболевших есть отличительная черта — они все абсолютно не конфликтны, а в мире за забором люди сошли с ума, уровень насилия перешагнул все пределы. Что будет, если выпустить несколько больных и пусть они продолжат заражать людей своей болезнью, но насилия станет намного меньше. И как потом лечить тело?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «ЭЙ-ЭС»

Yazewa, 6 марта 2010 г. 14:22

Не скажу, что как-то особенно увлекло меня это произведение. Тема возможности вмешательства в жизнь другой цивилизации (а здесь эти люди действительно воспринимаются как аборигены) обсуждалась уже многократно. Где грань, отделяющая добро от зла? да и злом ли является необратимое вмешательство такого вида? Если вылечить (с нашей точки точки зрения) — означает изменить психику, психологию, да и весь уклад жизни... это гуманно? Лишить людей естественного наркотика, доставляющего наслаждение... это гуманно? Оздоровить их тело ценой изменения душевной организации... это гуманно? Вопросы непростые, и автор на них, пожалуй, не отвечает.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «ЭЙ-ЭС»

gafiator, 7 мая 2008 г. 21:28

В рассказе есть несколько неожиданных поворотов, поэтому читатель попеременно сочувствует то вроде-бы несчастным полусумасшедшим колонистам, то наоборот «доблестным» медицинским работникам.И разобраться, кто из них прав, достаточно трудно.В данном случае, как говорится, правда у каждого своя.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Нэнси Кресс «Свет чужого солнца»

ivanov, 26 ноября 2006 г. 02:51

Идея довольно любопытная, реализация откровенно слабая. Надуманный недоработанный сюжет, наивные примитивные философские рассуждения, непродуманный условный и неправдоподобный мир. Человеческие отношения отдают душком обычных любовных романов. Читать, наверное, стоит, но в основном из-за некоторой необычности книги, а не из-за каких-то иных её положительных черт. Хотя женщинам, возможно, понравится.

Оценка: 6
⇑ Наверх