Станислав Лем отзывы

Все отзывы на произведения Станислава Лема (Stanisław Lem)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2742

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»

«Путешествие седьмое»
–  [ 8 ]  +

Dimova, 08 июня 2019 г. в 11:41

Рассказ забавен. Читать легко и интересно. Улыбка не сходит с лица на протяжении всего произведения.

Казалось бы, с собою договориться задача не трудная. Но как бы не так! Главный персонаж куда сложнее, найти компромисс с самим собою не удастся.

Как же Ийон Тихий уладит конфликт и починит рули? Вопрос, который мучает и не дает покоя.

Советую к прочтению!

Оценка : 10
«Магелланово облако»
–  [ 8 ]  +

nworm, 29 апреля 2019 г. в 12:31

«Пинг Муа учился у Фу Чена убивать драконов. За шесть лет упорных занятий он в совершенстве овладел этим искусством, но не оказалось возможности его проявить.»

Так вышло, что я прочёл сначала «Фиаско» – последнее крупное художественное произведение Лема, а вслед за ним сразу «Магелланово облако» – одно из первых крупных его произведений. Несмотря на то, что их разделяет более 30 лет и безудержный оптимизм сменился не менее безудержным пессимизмом, по структуре произведения похожи — дальний многолетний перелёт, трудные и неоднозначные попытки завязать контакт. А вот реализация разная невероятно. Тем не менее, сложно понять тех, кто эти два произведения сравнивает. Мол, вот как мог такой маститый, такой могучий, такой-претакой написать «Магелланово облако»?! Подозреваю, что эти цензоры просто не смотрели в годы создания произведений. Но с этой позиции нужно признать, что вот это вот «Магелланово облака» было шагом на пути к произведениям сильным и ценным. Мастера таковыми на пустом месте не становятся и нужно написать порой не одно «Магелланово облако», чтобы вышел «Солярис».

Теперь по самому произведению. Начиная с первых строк не покидало ощущение, что описывается не межпланетная экспедиция с целью поиска внеземного разума (а кстати, была ли где-то декларирована цель полета?), а воскресный увеселительный выезд на личной яхте двора короля Людовика XIV: все эти бальные платья, скульптуры, столики с гнутыми ножками, заламывания рук, монументальные ученые, которые монументально открывают монументальные открытия — это настолько разительно контрастирует с теми суровыми космонавтами в синих комбинезонах, запертых в тесных помещениях (стереотипное представление экспедиций к дальним звездам, созданное массой последующих произведений), что невольно не воспринимается как первый дальний перелет – может, пассажиры «Титаника»... Состав экипажа настолько же безумен: более половины присутствующих — музыканты, архитекторы, поэты, историки — не самые нужные в полёте профессии, которые явно не знают чем себя занять. Наличие трёх профессий (из которых ГГ, например, использует только одну — остальные про запас?), суровые требования по здоровью уживаются с наличием детей главных астрогаторов, которых взяли потому что они (14-летние дети) «захотели сами». Тут возникла уже ассоциация полётом Незнайки на воздушном шаре – собрали в кабину всех наличных коротышек: «Вот Нонна, она архитектор, жаждет познакомиться с зодчеством на других планетах» — ох уж эта святая уверенность ранних авторов, что куда не прилети везде антропоморфные инопланетяне одного с тобой уровня. В общем, как я понимаю, понравилось людям, прочитавшем в молодом возрасте и идеалистам, для которых пафосный слог значит больше логических построений. Каждому свое...

Оценка : 4
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Блофельд, 16 февраля 2019 г. в 15:04

Лем здорово придумал, что на Солярис располагается живой Океан. Никогда ещё в фантастической литературе я не встречал живых водоёмов! Правда, я не уверен, что Океан разумен и может вступить в контакт с людьми. Может быть, у него нет никакого разума и контакт с людьми для него невозможен. Также Лем интересно придумал насчёт «гостей», которых Океан присылает к космонавтам. Они вроде как призраки, но при этом совсем как настоящие.

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

colouroflife, 14 декабря 2018 г. в 21:03

Впервые читаю фантастику со столь серьёзным научным основанием (правда не могу оценить на сколько она правдоподобна с точки зрения науки, лично меня, человека далёкого от точных наук, очень впечатляет). Бывали моменты когда это сбивало с толку и казалось что не смогу понять до конца всю глубину и сложность контакта с внеземным разумом. Однако это не помешало получить в полной мере удовольствие от прочтения, пожалуй даже подчеркнуло тот мотив в романе что не всё подвластно человеческому пониманию. Роман достаточно сложный и тяжёлый для восприятия и с другой стороны — с эмоциональной (пожалуй, будь я подростком — не осилил или не понял бы). Я больше сторонник «экшена» и фантастики с бурным сюжетом и «крутыми игрушками в действии», был приятно удивлён на сколько может быть увлекательным обилие философских размышлений (преимущественно депрессивных и драматичных) при совсем небольшом действии. С удовольствием погрузился в созерцание неизведанного, пугающе непонятного, удивительного, такого что невозможно представить. Не могу даже найти аналогии с какой-либо другой фантастикой, с которой я уже знаком, поэтому роман особенно произвёл впечатление.

Оценка : 8
«Эдем»
–  [ 8 ]  +

ArtTrapeza, 06 сентября 2018 г. в 17:23

Впервые столкнулся с упоминанием этого романа в детстве, в научно-популярной книге по генной инженерии «Ожившие химеры». Там были три иллюстрации к «Эдему»: деревья с цветами-бабочками у ручья; герои на фоне заката, ракеты и деревьев-чаш; двутел и изгородь. Первый раз прочёл роман в 2000 году. С тех пор пару раз перечитывал и несколько раз слушал в виде аудиокниги.

Роман очаровывает меня робинзонадой и неведомым. Атмосфера невероятно притягательная, интересно возвращаться к ней. Нравятся мне все эти походы и поездки. Порой трудно представить описываемое, но получается нечто величественное. Киноплёнка и бумажные атласы совершенно не напрягают (читают же сейчас Жюля Верна). Вспоминаю книгу каждый раз, когда вижу парикмахерские и кафе с названием «Эдем», даже квадратные ямы иногда вызывают ассоциации.

P. S. Есть подозрение, откуда Стругацкие взяли неизвестных отцов, хотя эдемская анонимная диктатура мне кажется радикальнее.

P. P. S. Имя инженера в раннем издании было Хенрик.

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Chosen, 07 июля 2018 г. в 08:43

Хороший роман.

Океан как инопланетный разум, который создаёт неповторимые «симметриады», этакие всплески сложных скульптур состоящие из разных фигур и эпизодов жизни землян и не только. Абстрактные формы переходящие одна в другую показывают картины невероятной красоты, но и конец «симметриады» ужасен...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Красиво описан мир Соляриса и история его исследования, но на мой взгляд стержень романа это любовные отношения гг а не инопланетный разум, действительно было очень интересно читать и переживать за обоих. Но вот не совсем убедила связь Океана с «гостями» на иследовательской станции, да и после прочтения осталось много вопросов. Образное объяснение «появления» гостей и какие «гости» были у других членов экипажа (и по сколько раз), судьба «первой леди» после её запуска... ничего конкретного, только одни догадки, и для полного счастья этот — открытый и безнадёжный конец после которого становится ещё и грустно.

В целом роман понравился, не жалею что прочитал, но вряд ли буду его перечитывать в будущем.

Оценка 7.5 из 10

Ну а если вы хотите максимально окунуться в мир Соляриса и узнать как он выглядит, то ищите книгу из серии «Золотая Библиотека (Старшая Серия, АСТ,Оникс 21 век)» с великолепными иллюстрациями Художника — А.Ликучева.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Тигр5, 06 июня 2018 г. в 04:39

Мне эта книга понравилась меньше, чем другие книги Лема о контакте («Эдем», «Непобедимый», «Фиаско»). Но роман понравился немного больше, чем «Глас Господа» и «Человек с Марса».

Книга не понравилась первоначальной идеей – существо, которое принципиально невозможно понять. Из-за этого не получается проследить хоть какую-то логику в действиях океана. Но её можно попробовать проследить в поступках мошек, двутелов или квинтян. Но с ними так же контакт прошел, мягко говоря, не очень хорошо. А так же получилось намного лучше раскрыть тему одиночества людей во вселенной и вдобавок ряд других тем. Здесь же из-за такого допущения бесконечно древнее и могущественное существо скатывается в разряд какого-то психа, творящего что-то чисто по приколу. Это моё личное объяснение происходящего. А фантомов он перестал создавать из-за того что его ужалили, уничтожив одного из послов.

Но книга могла показать интересных персонажей. И тут получилось 50/50. Проблема заключается в том, что мы практически ничего не знаем о персонажах. Кем они были до Соляриса. И нам многие вопросы мы толком и не получим ответов. Почему Гибарян совершил суицид? Кто приходит к коллегам Кельвина? Я думаю на этом, можно было бы построить хорошую драму и углубить возможность рассмотрения Соляриса с разных точек зрения. Но такая драма разыгралась только между Кельвином и фантомом-Хари, которая мне очень понравилась. Но она подпорчена недосказанностью в виде того что нам не пояснили из-за чего они расстались (это можно узнать только из фильма 2002 года).

Из персонажей более или менее ясным вышел Кельвин. Он предстаёт усталым и побитым жизнью человеком. И глубина персонажа обеспечивается, тем что линию в настоящем мы видим его глазами. И возможно благодаря этому удалось передать чувство напряжённости и страха перед чужеродным миром. Остальных людей можно охарактеризовать, так же как и Криса. Они сломлены и погружены в апатию из-за происходящих явлений. Разве что Сарториус выделяется из этой троицы более эксцентричным характером. А Снаут более подавлен и безразличен к происходящему. Некоторый интерес вызывают резкие метаморфозы Хари, переходящая от игры с Крисом к понимаю своей подлинной природы.

Так же некоторый интерес вызывает линия, раскрывающая историю развития Соляристки. Некоторые моменты, как например пролёт у ребёнка-фантома интересны, а есть и не очень. Вместе с ними интересны размышления персонажей о происходящем, например размышление о боге-ребёнке. А другие менее интересны, как например попытка доказать Криса самому себе, что он нормальный (лично мне не понятно, почему мозг просто не может вообразить соотношение двух цифр).

Но бесспорным плюсом книги является атмосфера далёкого и чуждого мира, а так же постоянное беспокойство и некоторая паранойя из-за этого странного мира. Особенно атмосфере помогают чудесные и в чём-то сюрреалистические описания этого мира (например, черный океан с кровавой пеной).

В результате выходит хорошая, но далеко не самая лучшая работа Станислава Лема.

Оценка : 9
«Возвращение со звёзд»
–  [ 8 ]  +

Стругацкая, 03 мая 2018 г. в 13:32

Ох, как бы нашему обществу пригодилась бетризация. По-моему, прекрасный вариант развития событий.

Не вижу особой целесообразности в том, чтобы сначала бичевать человеческую природу, а потом высказываться против её облагораживания: выходит мизантропия без позитивной программы. Особенно прекрасно выступать против бетризации в обществе с гендерным неравенством, в котором тебе-то будет предоставлено право насиловать и бесчинствовать, а вот женщинам — только «естественное» право подчиняться и быть объектом самцовых боёв. Лему, судя по его книгам, вообще неплохо бы почаще ставить себя на место женщин. Ну что ж, конечно, кому-то сохранение права на насилие важнее обретения права на безопасность и счастье, но если человек не может радоваться жизни без присутствия в ней конкуренции и борьбы за доминирование, а может только поливать ядом тех, кто деструктивных потребностей не имеет — кажется, по всем общечеловеческим правилам морали и мерилам адекватности неправ именно он.

Оценка : 2
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Racco0n, 25 апреля 2018 г. в 17:59

Не впечатлило. К сожалению. Задумка интересная, но как ни старалась, я так и не смогла проникнуться нужной атмосферой. Атмосферой гнетущего беспокойства, ощущением все нарастающей тревоги, безнадежности, одиночества, отчаяния – словом, всего того, что вероятно подразумевалось. Повторюсь, задумка неплохая – в роли внеземного разума выступает целая планета, мыслящий океан. Попытки контакта с ним больше напоминают жуткий психологический эксперимент, где в качестве подопытного кролика отдельно взятые представители человеческой расы. В замкнутом пространстве, в изоляции, наедине с позорными моментами своей жизни. Отвратительные поступки, которые стараешься забыть, грязные постыдные мысли, которые запрещаешь себе думать и загоняешь настолько глубоко в подсознание, насколько это только возможно, океаном-чудовищем извлекаются наружу, превращаются в фантомы и становятся неотъемлемой частью жизни «испытуемого». С какой целью не понятно – то ли для изучения, то ли ради развлечения. Ответов Вы не дождетесь, не ждите. Лишь на самых последних страницах появляется гипотеза, которая кое-что объясняет, но далеко не все, и это всего лишь гипотеза…

Самый большой минус книги мне видится в отсутствии интонации – это очень мешает правильно трактовать события и «читать» персонажей. Без надлежащей эмоциональной окраски герои смотрятся пресно – их характеры раскрыты весьма поверхностно, мотивы туманны, а поступки невразумительны. Я так и не поняла толком, что за человек Кельвин, каков на самом деле Снаут, а суть их многозначительных и многочисленных диалогов, где подразумевался (по-видимому) какой-то подтекст, от меня чаще всего ускользала… Не знаю, кому как, а мне в подобных случаях становится скучно, пропадает азарт, желание читать.

Еще очень большие сомнения у меня по поводу уместности столь детального описания соляристических исследований – участники экспедиций чуть ли не поименно, подробнейшие классификации производимых океаном форм, и т.д. Для чего? Читается это нудно, на сюжет никак не влияет, к разгадке тайны океана не приближает. Вообще, такая бесплодность научных изысканий вызывает вопросы – неужели научная мысль в будущем будет пребывать в столь зачаточном состоянии? Более того, позиция ученых мягко говоря удивляет – мол, не смогли мы постичь океан и вряд ли когда-нибудь постигнем, да и бог с ним! Если что, уничтожим его – он же такой страшный, опасный, враждебный… наверное.

А вот еще момент. Как Вам нравится письмо, оставленное Гибаряном Кельвину? Такое таинственное и будоражащее воображение, содержащее какие-то отсылки к чему-то и намеки на что-то. Выглядело, как зашифрованные подсказки, по которым можно будет распутать весь клубок, докопаться до истины – весьма многообещающе. И что в итоге? Ну, пара ссылок на какие-то учебники, ну, почитал он немного в библиотеке – и все. ВСЕ! Эта тема просто потерялась! Я даже забыла про нее, вспомнила только, когда дочитала…

Возможно, если бы мое знакомство с «Солярисом» произошло в более нежном возрасте, эффект был бы иным, а так только семерочка.

Оценка : 7
«Фиаско»
–  [ 8 ]  +

Грант, 08 апреля 2018 г. в 15:13

Ну что же, при чтении этой книги мой мозг действительно чуть не потерпел фиаско... Что я хотел: печальную историю о том, что контакт невозможен, потому что.. слишком разные цивилизации, слишком разный тип мышления, чудовищно разный образ жизни. Что я получил: хардкорную научную фантастику, приправленную таким количеством научных терминов и латыни, что... Выражаясь языком книги, насыщенность информационного поля научными терминами чуть не превысила порог восприимчивости и скорость обработки моего мозга... Да, это вам не какая-нибудь «Ложная слепота»...

При этом Диглатор на масляных приводах кажется мне анахронизмом (но это, видимо, сделано специально, далее появляются ещё бОльшие машины). А вот от идеи прыжков от звезды к звезде Кип Торн и Кристофер Нолан, обнявшись, плачут где-то в сторонке. Но фиаско в другом.

Роман, на самом деле, соблюдает лишь некоторые правила хорошей беллетристики и фантастики. Остальное вызывает ряд вопросов... Если Темпе увидел действительно квинтян. Каким образом они вообще построили космодром, запустили такое количество спутников, как сумели провернуть операцию с «Гермесом»? Почему не хотели воспроизводить свой внешний вид? Что за плазмошар на луне? Что за массовое захоронение кальция? Ну допустим, конечно, что сначала они создали мини-механизмы вироиды, те уже построили инструменты побольше, и т.д., и т.п. Зачем введён Пиркс/Парвис и не дана разгадка его личности — возможно, потому, что автор не хотел обижать читателей, полюбивших героя. Зачем хрустальный шар? Я уж так и предположил, что в финале... да-да, произойдёт то же самое, что и с шаром.

Но почему я сам должен до этого додумываться?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Я уж думал, Темпе встретит квинтян, абсолютно идентичных людям — с кровью, плотью и прочим. Вот это был бы поворот, согласитесь).

В общем, роман заставил мозги потрудиться и при этом... не совсем убедил. Хотя это поистине блестящая научная фантастика. Местами даже, мне кажется, отдающая неким самодовольством автора. Не до конца доведён и блестящий ракурс «прилетели самоуверенные земляне и давай ломиться в дверь контакта с лазерами и ракетами».

Теперь даже как-то страшновато читать «Солярку», если там такой же хардкор, то пойду почитаю про варваров и как инопланетяне похищают блондинок. Хотя автор даже над этим сыронизировал.

Оценка : 6
«Эдем»
–  [ 8 ]  +

Текстоплёт, 12 марта 2018 г. в 19:37

Ещё одно сильное произведение Станислава Лема.

Несмотря на то, что персонажи лишены имён и определяются лишь родом своих обязанностей в экипаже, каждый из них получился в чём-то запоминающимся. Видно памятуя о существовании медицинского юмора, автор наделил Доктора манерой иронизировать; Координатор, как и полагается лидеру команды, уравновешен и всё делает хорошенько обдумав.

Планета встречает потерпевших крушение исследователей и читателя необычными открытиями, которые будут совершаться постепенно. Лично мне сначала казалось, что этот мир и его разумные обитатели захвачен какими-то чужаками, отсюда и столько противоречивых находок, сделанных космонавтами.

Всё же очень удачно сложились обстоятельства, которые помогут им узнать больше об этой планете и её цивилизации: я почти готов был к тому, что Эдем так и останется тайной и окончанием произведения окажется право уважать чужую цивилизацию, даже если не удалось её понять и хочется исправить сообразно с человеческим взглядом на «хорошее» и «плохое».

P.S.

Совсем в конце произведения откроется неожиданное обстоятельство того, как их ракета попала на эту планету — после этого вся история начинает восприниматься немного иначе. Случайность, которая многому научила.

Оценка : 8
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

nissen, 27 января 2018 г. в 01:00

Вещь снёсшая мне крышу будучи прочитанной ещё в детстве. До сих пор вспоминается ощущение Океана — вещи в себе, не познаваемой в принципе. Обе экранизации в топку — не имеют к книге никакого отношения, кроме сюжета. Самое глубокое произведение у Лема!

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Mishel5014, 11 апреля 2017 г. в 11:24

Восхитительный, во многом уникальный научно-фантастический роман.

Оригинальность идеи и ее исполнение — на высшем уровне. Творческий рост Лема от времени написания «Астронавтов» здесь аналогичен росту мастерства братьев Стругацких.

Только жаль, что главная мысль автора — о том, что Солярис может быть зародышем всемогущего божества — мне попалась уже тогда, когда я прослушал аудиокнигу по роману ( с блестящими Джигарханяном и Филиппенко в ролях Снаута и Сарториуса). Насколько я понимаю, в подцензурных переводах советского периода этого просто не было. Жаль.

Фильм с Клуни я не видел. Фильм Тарковского вслед за паном Станиславом считаю занудной неудачей. Контраст с книгой совершенно очевиден — она просто на голову выше и по философии, и по постановке проблем.

Лем — один из гениев 20-го века, сумевший задать очень важные вопросы о сущности человека и человечества.

Оценка : 10
«Непобедимый»
–  [ 8 ]  +

Oreon, 12 марта 2017 г. в 14:02

В детстве самый запомнившийся и самый понравившийся мне роман из прочитанного томика Лема. Тогда, мальчишку, наиболее впечатлили, конечно, батальные сцены, защита периметра, аннигиляция и всё такое. Особенно моей фантазией тогда овладел «циклоп», его я представлял себе в виде огромного, мощного танка, и он у меня отнюдь не блестел. Теперь вот перечитал. И что ж, конечно по уровню смыслового, философского наполнения он не дотягивает до «Возвращения со звёзд» или «Соляриса», но далеко оставляет позади большинство более современных романов. А с учётом динамики развёртывания происходящих событий, недающей заскучать; определённой детективной нотки первой половины романа, великолепной проработке деталей типа посадки, развёртки периметра, хаоса погибшего звездолёта и т.п., то и теперь, наверно, оставлю за ним титул самого интересного из прочитанного у автора. Хотя и другие романы Лема тоже хороши.

С технической стороны роман почти не устарел. Хотя обращает на себя внимание весьма вольное обращение землян с атомной энергией и тем более анти-материей. Складывается впечатление, что землян будущего вообще ничем не остановить, если только они себе поставили какую-то цель — не остановятся ни перед чем! Конечно, одной из целей автора было показать, что даже такая мощь как «Непобедимый», может спасовать перед реальными вызовами неисследованного космоса, в том числе и перед такими казалось бы малютками, как в данном романе. Да и вообще вбить читающему землянину в голову, что — «Не все и не везде существует для нас!». Но всё равно, не мешало бы быть как-то немного скромней и вдумчивей в далёком то будущем. Типа мы же всё таки исследователи, а не правители миров, переворачивающие горы по собственному хотению.

Далее обращает на себя внимание полное отсутствие женщин в какой бы то ни было ипостаси, даже в виде фотокарточки, дорогого сердцу письма или далёкой генеральши отправившей экспедицию на данную планету. Не мудрено, что такой, казалось бы подходящий экшен-роман, до сих пор не экранизирован и не только Голливудом, но и любой-другой студией. А ведь если разобраться, то действительно странно, в «Возвращении со звёзд» напрочь не было детей, а здесь на весь огромный корабль с большой командой, годы экспедиций — напрочь ни одного упоминания про прекрасную половину. Бедные мальчики, но надеюсь они хоть не инкубаторские, мамы у них были?:). Ну вот, перед лицом опасности, не мешало бы хоть про маму и вспомнить. А то такое впечатление, что лозунг «За родину, за Сталина» уже убрали, а на его место ничего нового не придумали.

Оценка : 9
«Дознание»
–  [ 8 ]  +

Rovdyr, 06 октября 2016 г. в 13:30

Хотя я всегда скептически относился к теме роботов в литературе, «Дознание» из цикла рассказов про Пиркса показался мне весьма примечательным и заслуживающим пристального внимания. Не из-за киборга как такового (и вообще, в художественном отношении рассказ, на мой взгляд, довольно посредственный), а из-за любопытной сюжетной коллизии, которая выражалась в том, что единственно правильным решением оказалось бездействие. Бездействие часто рассматривается (в западной культуре) как характерный признак слабости. А вот на Востоке существует огромный пласт учений, в котором не-деяние (в Китае называется у-вэй 無為 — это понятие известно любому более или менее знакомому с чань-буддизмом и даосизмом) и есть истинный путь. А присущая ему «слабость» есть подлинная сила, в отличие от механической «силы» давно лишенной естества цивилизации и ее людей.

Пиркс, пойдя по пути не-деяния, прошел по лезвию. А робот с его активностью и расчетом на активность Пиркса — проиграл.

Оценка : 9
«Терминус»
–  [ 8 ]  +

sergej210477, 27 августа 2016 г. в 13:43

Отличный рассказ. Наверное, самый лучший, из цикла произведений про пилота Пиркса.

Правда, в технологическом аспекте, рассказ устарел, как и космический корабль, на котором произошла эта трагедия. Но это не главное. Очень сильная психологически и полная драматизма история. Наверное, одна из первых, про роботов, способных на эмоции, имеющих нечто вроде души. Рассказ ведь написан в 1961 году.

Тайна этой истории так и не раскрыта. Почему робот ( автор называет его автоматом) сохранил воспоминания о произошедшей много лет трагедии? Но не это главное. Почему эти воспоминания «живые», способные взаимодействовать и разговаривать с другими людьми?

Герой не стал в этом разбираться и ворошить прошлое. Может быть Пиркс был и не прав. А может , и правда, не стоило отдавать Терминуса ученым, все равно, прошлое не вернуть, погибших давным давно астронавтов не воскресить.

Рассказ, хоть и грустный, но отличный.

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Добрый Филин, 30 июля 2016 г. в 13:15

НФ любите? А психологические триллеры? Тоже любите? Тогда специально для вас товарищ Лем написал «Солярис».

Роман, как вы могли догадаться, совмещает в себе твёрдую научную фантастику и хоррор. Как НФ произведение раскрывается в «Соляристике» — науке, которая, собственно, изучает планету Солярис. Автору удалось выдать научные факты о планете настолько убедительно, что у читателя не остаётся сомнений в том, что описываемые события действительно могут происходить и в реальной жизни. Да и сама идея интересна: планета, добрую часть которой занимает океан. Океан этот — живой. Мало того, ставит эксперименты над людьми...

Как хоррор роман проявляет себя иначе. Это уже приключения Кельвина на станции. Фантомы, загадочные обстоятельства исчезновения Гибаряна, стёртые грани между реальностью и галлюцинацией, подозрительное поведение сотрудников — всё это волей-неволей нагоняет страх. Возможно ли разгадать, что же тут в действительности происходит?

Обычно в конце я пишу об издании. В данном случае я не покупал бумажную версию, а слушал радиоспектакль. Голоса Ветрова и Джигарханяна прекрасные. Только вот Шпицыну было плохо слышно. Фоновое оформление также на высшем уровне.

Оценка : 10
«Путешествие двадцатое»
–  [ 8 ]  +

Alek2009, 03 июля 2016 г. в 20:17

Рассказ очень сильно затянут. Читать про то как его сотрудники стали известными историческими личностями быстро надоедает. При желании рассказ можно было бы растянуть в сотни раз (известных личностей в истории и событий много), но лучше было бы сделать его покороче

Оценка : 5
«Фиаско»
–  [ 8 ]  +

mka, 25 февраля 2016 г. в 01:50

Детализация, будь то окружающий мир или отстойные по современным меркам технологии сводит на нет все старания автора. Если, например, у Гуляковского пара предложений и окружающий чужой мир и его атмосфера очень четко представляется в воображении, то у Лема даже несколько страниц детального и дотошно мелочного описания не дают никагого представеления и (главное) чуства об той обстановке, которая по замыслу автора должна была удивить воображение читателя. А пространные описания исполина двуногой махины могут произвести впечтление разве что на ребенка. Первая книга, страницы которой хочется перелистать не читая — и взялся за это дело только из за здесь проставленных высоких оценок. Надеюсь что мой коментарий избавит других от такой занудной работы — если читали Гуляковского, то ету книгу начинать читать не советуется. Все так по «научному», что проще поступить в вуз, там хоть диплом получите.

Оценка : 4
«Несчастный случай»
–  [ 8 ]  +

Rovdyr, 24 февраля 2016 г. в 11:24

Судя по имеющимся на Фантлабе отзывам, предметом своего рода дискуссии стал вопрос — «выпадает» этот рассказ из цикла произведений про Пиркса, или нет? Основанием для оного вопроса является тот факт, что действие происходит на транссолнечной планете, что в самом деле не соответствует тому миру, что описан в остальных рассказах цикла (в нем речь идет об освоении только тел Солнечной системы, да и то лишь ближайших к Земле).

На мой взгляд, если рассказ воспринимается интересным и оставляет глубокое впечатление, вопрос о месте действия не повлияет на восприятие. Те, кому рассказ сильно понравился, этим вопросом и не задаются. Все остальные — вполне могут обратить на это пристальное внимание и придраться. Я отношу себя ко второй категории.

Не могу сказать, что рассказ «Несчастный случай» показался мне литературно слабым. Он написан очень хорошим языком (что уже само по себе весьма ценно). Но то, что находится во главе угла, то есть является зерном (или ядром) сюжета — его проблематика — лично меня не заинтересовала. Я не считаю интересными для моего времени идеи о том, какова эволюция сознания и «психологии» робота. Сейчас, спустя полвека после написания рассказа, эти идеи воспринимаются неактуальными и какими-то натянутыми.

Интересен вопрос не о том, как развивается техника (причем не такая, как описана Лемом, а преимущественно персональная электроника), а как меняются сознание и психология (тут уже без кавычек) людей, буквально «обросших» этой самой техникой и соприкасающихся с ней практически постоянно, исключая лишь время сна (да и то, подозреваю, некоторые и во сне как-то пользуются).

Оценка : 5
«Непобедимый»
–  [ 8 ]  +

Al_cluw, 19 февраля 2016 г. в 22:47

Скажу страшную вещь — книги все ж таки устаревают. Даже книги таких признанных классиков, как С.Лем. «Непобедимый» написан в 1964, прочитан вот только на днях (перевод А.Громова, не знаю, хорошо это или нет). Читается местами наивно, местами захватывает, поэтому наверное, не так страшно, что с романом великого поляка познакомился только сейчас (как то раньше не обращал на книги от «братских демократских» авторов должного внимания).

Думаю, что прочти я книгу в 80-х — 90-х гг, (когда еще компьютеров то не было), пожалуй был бы в восторге. А нынче.. есть сцены, которые слегка «режут» ощущения. Ну как же так

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пропадает телесвязь, нет мониторов и камер на спутниках не хватает, корабли садятся прямо на планеты
Хотя это наверно можно отнести к придиркам (начитался Рейнолдса), но меня слегка оттолкнули подобные описания. В общем, вышла «философско-психологическая героически-твердая» НФ о первом контакте.

Громадный «кирпич» от АСТ (почти 1000страниц) читается не самым легчайшим образом. Слишком много(это лично мое впечатление) мудреных рассуждений философского и психологического толка (в книге также «Глас Господа»-1968, «Эдем»-1959, «Фиаско»-1987 и «Солярис»-1961). Правда, «Солярис» я как раз очень люблю (причем главным образом благодаря фильму А.Тарковского). Но это отдельная история.

Оценка : 7
«Высокий Замок»
–  [ 8 ]  +

Groucho Marx, 19 декабря 2015 г. в 20:26

Описание детства всегда интересны, особенно интересно, когда своё детство описывает человек такого масштаба, как Станислав Лем.

Я знаю, что Лем очень не любил французский «новый роман», критиковал его при всяком подходящем случае, но я также знаю, что Лем охотно пользовался приёмами «нового романа», когда считал это уместным. Например — в «Высоком замке».

Подробное, очень традиционное описание детства, всех этих деталей, типа отцовского кабинета и прогулок по бульвару, незаметно смещается в сторону интеллектуального детектива, саморасследования формирования личности — и неожиданное описание странной игры в секретную документацию, вызывающей ассоциции с неигровым «подпольем» периода оккупации.

«Высокий замок» не пользуется особым вниманием читателей, сосредоточенных на научной фантастике, так как наука здесь есть, а фантастику в описываемое читатель должен внести сам. Нет, «Высокий замок» — не бестселлер. Но это одна из лучших книг Лема, из наиболее глубоких и проницательных...

Оценка : 10
«Доктор Диагор»
–  [ 8 ]  +

Groucho Marx, 23 ноября 2015 г. в 19:09

Из короткого и непринуждённого рассказа о докторе Диагоре и его созданиях в конце концов вырос роман «Фиаско». Это новелла о том, что человеку контакт с иным разумом, в сущности, не нужен, иной разум его на самом деле не интересует, и люди обманывают себя, уверяя, что желают установить связь с иной цивилизацией. Такая связь, такой контакт невозможен — доказывает доктор Диагор, чьи исследования и эксперименты никого не интересуют, и который сам желает наблюдать за чужими сущностями, но не готов раскрыться перед чужим взглядом.

Весьма пессимистический взгляд на человеческую цивилизацию, более пессимистический, чем «Глас Господа» и Голем XIV».

При этом рассказ великолепно написан, он не уступает новеллам Эдгара По.

Оценка : 10
«Группенфюрер Луи XIV»
–  [ 8 ]  +

bvi, 29 октября 2015 г. в 13:27

Эта самая беллетризованная псевдорецензия была одной из первых, переведенных на русския язык. Перечитывая её сейчас, я с удивлением и ужасом обнаружил, что она полна перекличек с реалиями современной российской действительности. Что явно и в диком кошмаре не могло привидеться автору тогда. А вот поди ж ты. Я воздержусь от упоминания здесь того, что считаю явными перекличками, каждый волен это увидеть или не увидеть. Скажу лишь, что нынешнюю эпоху, на мой взгляд, верно характеризуют слова из рецензии Лема: «Необычность этой книги проистекает из того, что в ней сочетаются элементы, кажущиеся совершенно несоединимыми. Перед нами лживая истина и правдивая ложь – то есть нечто такое, что одновременно является и правдой и ложью».

Оценка : 10
«Рассказы о пилоте Пирксе»
–  [ 8 ]  +

khirnick, 21 июня 2015 г. в 12:22

Очень вдохновился «Солярисом» и решил что-нибудь «Лемовское» прочесть и выбор пал именно на этот сборник. Первые станицы не очень-то и легко читались, но читая дальше и дальше становилось интереснее. До уровня Соляриса, думаю, не дотягивает, но очень достойный сборник. Самая завораживающая часть -- «Терминус».

На самом деле, после прочтения, книга не дает дозу позитива вообще. Не ждите тут экшена, гипер-пушек, лазеров и войнушек. Тут совершенно другое, и это есть хорошо — это настоящая фантастика. Здесь очень интересно наблюдать за изменениями главного героя, его взрослением, взаимодействием человека с искусственным интеллектом, который преподносит странные вещи, неподдающиеся логическому объяснению...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это отлично описано в «Терминусе», когда все странные вещи были списаны на неисправность машины.
Очень интересный и одновременно наводящий грустные ощущения сборник.

Однозначно на полку с лучшими произведениями фантастики.

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

Pulpreader, 03 марта 2015 г. в 23:24

Книга несомненно гениальная, но на моё мнению это не лучшее произведение Лема.

Сама идея книги — всемогущий океан — просто захватывающее. Никогда ранее в научной фантастике не встречалось ничего подобного. Нельзя также забывать, что произведение 1961 года. Лем был своеобразным гением. Он как Леонардо да Винчи, существенно опередил свое поколение. Не часто встретишь, чтобы уже 3 поколения читали одну и ту же книгу с таким восторгом!

Оценка : 10
«Фиаско»
–  [ 8 ]  +

Limfil, 10 ноября 2014 г. в 02:18

достаточно сложное произведение, в других коментариях уже отмченно сходство с «непобедимым», Солярисом, и Эдемом — они постоянно мелькали передо мной, когда я читал. во всех них контакт с чем-то совсем не тем, что ожидалось, или вообще не понятно с чем. но всё же отголосков «непобедимого» вроде больше — поскольку так и остаётся непонятным, что же нашли люди, и эта весьма любимая Лемом тема «некроэволюции», с его противопоставлением живой/не живой, что в общем-то искуственно — не бывает просто «живой» материи, о которой он говорит. также, для меня (как и для авторов других комментарий) осталось непонятным зачем это оживление и невозможная путанница идентификации — ДНК или родственников или банков данных, а они должны были быть для столь опасных профессий решило бы её на раз. и в 1986 году это уже было известно. и вообще всё начало про Титан выглядит как-то искуственно прилипнутым, а развязка несколько не ясна — понятно, что контакта нет, но не ясно почему — домыслы героев — насквозь антропоцентричные так и не получают ни подтверждений, ни опровержений. чем я был разочарован. также как-то совершенно нелепо смотрится общение с планетой «текстом» — ну хотя бы какие--то знаки, намёки. а вот так... откуда они узнали земной язык? и какой?.. ну и наконец — все яркие моменты с применением «сверхоружия» сколь эффектны, столь и нелепы — во-первых, если есть оружие способное чуть ли не стерилизовать всю планету, то и разговор и миссия с самого начала будут соответствующими. и уж никак не упрашивния стороны послать весточку. во-вторых — всё это просто невозможно, поскольку требует энергии значительно превышающую ту, какую можно получить аннигилировав весь их корабль — не поленился прикинул, не веря заявленной мощи, которая делает обычный довольно нелепых ход фантастов — людей превращая в богов, перед которыми нет никаких физических препятствий их помыслам. также, остаётся не решённой другая проблема — поведение людей тут выглядит примерно как если постучаться к кому в дверь, сказать Добрый день и видя, что тот не желает отвечать, начать его бить в лучшем случае ногами и угрожать застрелить. только в одном месте ближе к концу они об этом задумываются, но очень вскользь и тут же убеждают себя тем, что планете всё равно крышка и потмоу они могут вытворять с ней всё, что им вздумается. подобная нерешённость основной проблемы при общем обилии философских разговоров (в самом деле затянутых порой) выглядит абсурдно.

«Абсолютная пустота»
–  [ 8 ]  +

Изенгрим, 09 сентября 2014 г. в 11:21

Обман и надувательство: книга, позиционируемая как сборник рецензий на несуществующие произведения несуществующих авторов, почти полностью состоит из синопсисов романов, которые Лем по каким-то причинам не захотел или не смог написать. Действительно рецензией можно назвать лишь «Робинзонады» Марселя Коски, все остальное — вперемешку — зародыши, не воплотившиеся идеи, запись автором своих мыслей, которые не удалось никуда вставить, но и выбрасывать жалко, просто демагогические рассуждения («Ты» Раймонда Сера), забавные философские кунштюки («Культура как ошибка»), выплески раздражения («Гигамеш») и тому подобное. Вместе с водой Лем выплеснул ребенка: некоторые из синопсисов описывают произведения, которые очень бы хотелось прочитать в полном формате — «Группенфюрер Луи XIV», например, или «Идиот» Спалланцани, и формат псевдорецензий больше похож на ремарку — сам не ам и другим не дам. Положение Лема как у собаки на сене, как у старателя, быстро застолбившего кучу обещающих участков, но не способного — да и не желающего — их разработать. Талант польского фантаста сквозит из всех щелей — он походя делает поразительные по новизне предположения, идет по непроторенным дорогам, но тем обидней сознавать, что само здание, чьи чертежи мы увидели, никогда не будет построено — архитектор то ли ленив, то ли просто трололо.

Оценка : 7
«Возвращение со звёзд»
–  [ 8 ]  +

igorgag, 27 августа 2014 г. в 22:18

Роман был написан Лемом в 1961 году, на русском издан, полностью, уже в 1965 (4-й том библиотеки современной фантастики, перевод Вайсброта и Нудельмана) — факт удивительный; публикации, вероятно, поспособствовали остаточный либерализм эпохи, плюс — популярность автора в СССР, плюс — принадлежность его стране социалистического блока. «Дивный новый мир» Хаксли, представивший похожую версию будущего, ждал своей очереди, наверно, полвека, аж до 1988 года...

Впрочем, различия двух романов громадны. Герой «Возвращения», пилот космического корабля Эл Брегг, вернувшись из экспедиции к Фомальгауту, оказывается на Земле, постаревшей за это время на 127 лет. Все сверстники Брегга уже мертвы. Даже ученый, видевший Эла в центре подготовки, будучи ещё 7-летним мальчиком, сейчас дряхлый старик. Но не это самое ужасное... Земная цивилизация далеко шагнула по пути технического прогресса, так далеко, что переделала самих людей. Ликвидирована возможность совершения преступления, убийства. Но вместе с задатками убийцы уничтожены и предпосылки к подвигу, к самоотверженному, героическому поступку. А для всех опасных задач и работ у людей теперь есть роботы...

Но роман не сводится, конечно, только лишь к констатации одного этого факта. Это настоящий роман, без всяких скидок на «лёгкость» жанра; на фоне других книг, даже причисляемых к классике фантастики, кажущийся избыточным — авторским вниманием к психологии персонажей, самим способом подачи материала. Ведь читатель вместе с героем погружается в поразительный и, поначалу, в чём-то даже непостижимый мир будущего... И кстати, раз уж упомянул роман Хаксли, в отличии от книги англичанина у Лема нет никакой сатиры, никакой карикатурности, всё на полном серьёзе... (И сразу предупреждая ассоциации с книгой Стругацких «Возвращение», должен сказать, что таких ассоциаций у меня не возникло)

На русском «Возвращение со звёзд» существует в двух переводах, Вайсброта и Нудельмана, а также Гудимовой и Перельман. Сейчас перечитывал первый перевод, может, и не лучший, но ведь именно в этой версии познакомился с книгой в незапамятные, теперь почти былинные времена...

Оценка : 10
«Путешествие двадцать первое»
–  [ 8 ]  +

Crossbow, 23 июня 2014 г. в 13:26

Нет ничего вечного и постоянного. Вера и религия, как обобщенный взгляд человека на непознанное, также постоянно видоизменяются сообразно обновлению общества. Метаморфозы веры и их зависимость от неограниченных возможностей, открывающихся перед цивилизацией в какой-то точке ее развития — вот основная тема размышлений Лема в этом рассказе. Когда естественное уже неотличимо от искусственного. И почему, собственно, искусственное? Только потому, что оно создано человеком, а не Богом?

Как всегда подобные вещи, было и сложно и чрезвычайно интересно читать. Рассказ, в котором сюжет уже не имеет никакого значения. Важны мысли, интеллектуальное варево:-) И они здесь великолепны и невероятно познавательны.

Оценка : 9
«Путешествие одиннадцатое»
–  [ 8 ]  +

Crossbow, 14 июня 2014 г. в 08:41

Третий рассказ об Ийоне Тихом, и тут уже явно прослеживается характерная тенденция данной серии Лема — обличение пороков человечества как вида:))) На этот раз «клеюшники» всухую проиграли роботам «матч» за моральные качества.

А то, что «роботами» верховодил человек, мне очень напомнило польский фильм «Секс-миссия», где два мужика оказались в будущем с исключительно женским обществом, взрощенным на ненависти к самцам. И там совершенно потрясающая концовка — тетенькам дурили головы, и делал это мужик под видом их правительницы:))) Правда тут все роботы оказались замаскированными людьми, и каждый полагал, что он — единственный человек на планете среди железяк:)))

Как всегда, в своих юмористических вещах Лем проявил себя замечательным острословом, метким и бескомпромиссным обличителем язв и пороков. А также гениальным придумщиком новых «вывернутых наизнанку» слов и понятий, помогающих глубже раскрыть смысл и в то же время зашифровать его:-))

Оценка : 8
«Непобедимый»
–  [ 8 ]  +

Kebab, 17 февраля 2014 г. в 03:39

Человек.

Глупый, недалекий, усиленно глушащий свою индивидуальность и гениальные идеи.

Чудная игрушка эволюции, тонущая в воде и разбивающаяся в лепешку после непродолжительного полета.

Но, может, в этом и есть наша сила?

Как и главный герой книги, мы идем, стиснув кулаки, чтобы подавить дрожь, пошатываясь и глядя в одну точку, чтобы не чувствовать страха, с трудом концентрируя разум на одной заветной идее, слабо поблескивающей сквозь фонящий информационный шум. Мы шагаем вперед, сквозь тернии познания вселенной.

Уступая безиндивидуальным наноботам, мы все же сохраняем возможность двигаться дальше, сквозь звезды и галактики, в отличие от этих жалких механических существ, не имеющих желаний и стремлений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ракетница выпала из рук Рохана. Он не помнил, как сполз по

холодному боку машины, и, пошатываясь, преувеличенно большими

шагами, неестественно выпрямившись, стиснув кулаки,   чтобы

подавить неприятную дрожь в пальцах, пошел прямо к кораблю,

который стоял в половодье огней на фоне бледного неба такой

величественной неподвижной громадой, как будто и в самом деле

был непобедим»

А он и в самом деле был непобедим.

Спасибо Лему, за фантастику, которая верит в Человека. В Человека с большой буквы.

Мы совершенны в своем несовершенстве.

Оценка : 8
«Магелланово облако»
–  [ 8 ]  +

mors_ontologica, 17 сентября 2013 г. в 10:59

Пусть в четвертом тысячелетии ученый-докладчик пишет мелом по доске.

Пусть врач, принимающий роды, в экстренной ситуации думает о чем угодно, но не о роженице и ребенке. Пуповину перерезать тоже не нужно, сама отвалится.

Пусть рассказчик, надиктовывающий воспоминания, внезапно в середине повествования сбивается на термины «вчера» и «сегодня».

Пусть после обследования спутника, полного смертельных вирусных культур, использовавшееся оборудование не пройдет стерилизацию сразу же.

Пусть в однозначно коммунистическом обществе люди оперируют терминами «роскошь» и «богатство».

Очень, очень, очень плоско. Сыро. Грустно.

Оценка : 4
«Непобедимый»
–  [ 8 ]  +

namco 87, 03 сентября 2013 г. в 21:56

Когда начинаешь писать отзыв на очередной роман Лема, всегда хочется пофилософствовать. Результат: огромные опусы. В этот раз попытаюсь быть короче.

Название романа само дает знать о себе. Словно гордо и непоколебимо смотрит на тебя со страницы, предлагая изучить историю о великих начинаниях и свершениях. Держа в руках книгу ты думаешь, что перед тобой героическая вещь. Не будь Лем Станиславом, если все оказывалось так просто. Сильные, храбрые земляне, покорившие космос, отправляются на своем звездолете «Непобедимый» на помощь пропавшей экспедиции «Кондор». По прибытию на Регис 3 персонал космического корабля понимает, что работка предстоит тяжелая. Как все-таки мы ничтожны не смотря на наши достижения. Никакие «Непобедимые» и «Циклопы» не смогут вознести нас выше своего места во вселенной. Вся Земля и наши потуги на ней это просто песчинка в хаосе вечности. Однако мы как и некрожизнь на Регисе были созданы для какой-то цели. У нас есть единственное право: развиваться и двигаться к намеченной точке, не мешая при этом другим.

Оценка : 9
«Дознание»
–  [ 8 ]  +

Нортон Коммандер, 11 августа 2013 г. в 12:52

Самый интересный из рассказов цикла о пилоте Пирксе. Твёрдая научная фантастика с обилием технических подробностей и философских размышлений. Роботы, не отличимые от человека, во многом человека превосходящие, уступающие людям только в том, что касается интуиции и творческих способностей — что они думают о себе и о людях? Разумные существа, хоть и созданные людьми и фактически имитирующие человека, впервые смогли посмотреть на людей со стороны. Что увидят люди, когда они посмотрят на себя со стороны глазами роботов?

Оценка : 8
«Маска»
–  [ 8 ]  +

komons, 01 апреля 2013 г. в 23:12

Блестящее творение величайшего фантаста, не похожее ни на что из написанного им. Впрочем – оно вообще мало на что похоже. Как будто смотришь через калейдоскоп в бездну, и при каждом прочтении складывается новый узор, открывается что-то ранее упущенное, но ответов не прибавляется, а вопросов меньше не становится.

«Маска» удивила меня самого» – сказал как-то Лем, имея в виду, что ему казалось – он пишет вещь об одном, а читателям показалось, что о другом и совсем не об этот, или, уж точно, не только об этом.

Ситуация, в случае талантливого автора и непростой вещи, нередкая, и принято считать в таких случаях, что если автор что-то и не подразумевал, а читатели увидели (поняли) – значит, это, безусловно, в этой вещи есть. Что уж говорить о случае гениального автора и гениальной вещи. Читателю-соавтору (как очень лестно для читателя принято говорить в таких случаях) представляется широчайшее поле для размышлений.

В случае «Маски» даже классификация, если почитать отзывы, задача решаемая всеми индивидуально и перечень восхищает: триллер, фэнтези, стимпанк, детектив, киберпанк, твердая SF, готическая повесть, приключения, психологическая проза, мистика, эзотерическое писание и т.д. Кто-то даже считает, что если произведение не классифицируется, то это вообще не художественная проза.

Между тем, жанрово-стилевая диффузия давно уже факт современного искусства, просто не у всех авторов получается органичный синтез. «Маска» же выглядит необычайно однородной и слитной. Нуждается ли она в жанровой классификации? Возможно.

Вот сам автор говорит, что показал нам в ней «проблему автодескрипции конечного автомата». Может и так, какие только темы не волнуют человечество :)

Или всё-таки: All You Need is Love...

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 8 ]  +

Zorastro, 01 января 2013 г. в 18:26

Из того, что может не понравиться: достаточно длинные описания передвижений на местности, ремонтных работ, некая «картонность» инопланетной жизни, всех проявлений инопланетян, существенный примитивизм в некоторых деталях (людям на другой планете можно свободно находиться без скафандров, а поискав, можно и воду из речки набрать, встречи с неизвестными объектами и их пробы руками и т. п. оказываются неопасными). В отношении последнего извиняющим фактором можно считать год написания романа — 1958. Вообще, стараюсь не читать фантастические произведения, написанные до начала космической эры, т. к. по большей части тогда фантастика была весьма примитивна (естественно, в фантастическом, а не в общелитературном смысле). В общем, если даже считать вообще перечисленные недостатки принципиальными, лично я не считаю, что они так уж портят именно это произведение.

Лично мне в романе самым неудачным или, я бы сказал, неправильным кажется неправдоподобие в том, как люди сразу и легко начитают стрелять в местных, хотя прилетели с научной экспедицией, а не для завоевания (это же «резало слух» в романе «Фиаско»). За это я всё же поставил бы минус роману. Хотя не факт, что без этого экшена в романе было бы не меньше.

Из нейтрального: несколько удивило, что в романе «монитор» — это тяжёлое стрелковое оружие, а «калькулятор» — это прибор, с помощью которого можно было настроить словестный перевод с языка землян, на инопланетный и обратно.

Существенным якорем, прочно удерживающим произведение в рамках нормального уровня (никак не ниже), являются диалоги. Никакой пустопорожности, преснятины, откровенной глупости и примитивизма, а наоборот, нормальная речь нормальных людей.

Лем не обманывает ожиданий, не оставляет читателя ни с чем. Согласен, концовка романа несколько скомкана, но в целом не остаётся ощущение, что наобещали и обманули, развязка вполне достаточная.

Общий вывод: произведение вполне крепкое, стоит читать. А среди произведений тех лет, может быть, будет и одним из лучших.

Оценка : 7
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

maxim_l, 18 июля 2012 г. в 13:51

Станислав Лем один из самых любимых авторов, подумать только, каким же нужно быть тонким психологом, чтобы так здорово описать внутренний мир Криса, его переживания, он не супергерой, а просто обычный человека, который столкнулся с трудноразрешимой дилемой...и спасибо автору, что произведение заканчивается дилемой для читателя, какой же главному герою сделать выбор? Спасибо Лему, Браво!!!

Оценка : 10
«Испытание»
–  [ 8 ]  +

Zirael, 10 апреля 2012 г. в 19:24

Скажу просто — нравится. Именно нравится, т.к. уже не раз перечитывала. Я вообще не поклонник НФ, больше фэнтези люблю, но вот рассказы о Пирксе — одни из моих любимых. Небольшая форма, но именно в этом случае — краткость — сестра таланта. И очень нравится окончание рассказа: всего лишь предложение из трех слов, а какой итог оно подводит!

Оценка : 10
«Эдем»
–  [ 8 ]  +

narsyy, 03 апреля 2012 г. в 01:07

расскажу про свои мысли.

   В этом романе перед Лемом стояла непростая задача.

Нужно было описать мир незнакомой планеты таким образом, что бы, во-первых, это описание было бы осмыслено и понято фантазией читателя и, во-вторых, в то же время разительно отличалось от описания нашей планеты и совпадало с его задумкой. Не скажу, что это удалось идеально. Временами я просто не понимал как должна выглядеть та или иная картина местности. Автор как бы пытается поскорее закончить с этими размытыми описаниями и перейти к главному.

   Очень ярко описан эпизод блуждания химика и доктора по закоулкам «психдиспансера» двутелов. Казалось, что именно по этому эпизоду книги снимали все фильмы про зомби, которых стало так много в последние годы. Так же мне пришлась по душе и подвигла на размышления идея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«нуль»
.

Лем любит держать в напряжении своих читателей в течении всего романа,разбавляя повествование оживляющими воображение читателя мини-интригами,такими как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пропажа груды земли из корабля, обнаружение на заснятой киноленте человека, появление двутела прямо на корабле,его радиоактивности.

Последняя же фраза романа, кажется, была готова еще задолго до его окончания. =)

Оценка : 9
«Испытание»
–  [ 8 ]  +

gorvzavodru, 24 марта 2012 г. в 23:20

Понравилось.

После прочитанных рассказов Шекли — прямо глоток «чистого» воздуха. (часть Шекли мне, конечно, нравится — но некоторые рассказы — это прямо что то ужасное...)

Антураж, конечно, по нынешним временам, несколько наивный.

Но стиль весьма неплох. Зря я наверное Лема избегал.

И базовая идея неплоха: действительно, у «троечников» зачастую лучше получается решение текущих жизненных вопросов.

Как то они «изворотливее» что ли «пятёрочников» то. Последние как то больше нацелены на «предсказуемость» окружающего мира. Не совсем привычно им, видимо, чувствовать себя как «поджариваемыми на сковороде».

Оценка : 9
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

yarigo, 18 января 2012 г. в 18:57

После каждого прочтения нахожу что-то новое для себя...

Оценка : 10
«Путешествие седьмое»
–  [ 8 ]  +

Oreon, 27 декабря 2011 г. в 13:31

Без сомнения лучший рассказ всего цикла, если не единственный хороший. Рассказ изобилует множеством бредовых (в хорошем смысле слова :), если такое возможно) находок автора. Одна только металлическая палка для помешивания в атомном котле чего стоит(!), потом жарка яичницы в рубке космической ракеты; ремонт ракеты обычным гаечным ключом, который потом становится спутником; солнечные затмения вызываемые куском ветчины; борьба с самим собой за скафандр и плитку шоколада и т.д. и т.п. А уж временные «парадоксы» — как очень верно подметил автор аннотации: «как трудно найти общий язык с самим собой, когда между вами непреодолимой стеной встаёт мудрость, накопленная за прошедшие сутки...». Это все получился стеб высшей пробы, правда ближе к концу автор, к сожалению, как по мне, несколько опустил планку, а то бы пришлось оценить на твердую 9-ку. Эх если б и другие рассказы серии были на подобном уровне... Хотя, что интересно почитать единожды в одном рассказе, растянув на целую серию может и надоесть.

Оценка : 8
«Непобедимый»
–  [ 8 ]  +

ExcellencE, 03 ноября 2011 г. в 02:34

Сильная книга. Только что дослушал и, не откладывая в долгий ящик, решил дать выход эмоциям.

Пустыни, пески, металл, ракеты, вездеходы, рой, тучи, мумии, гипотезы, теории(прямо облако тегов :-)))). Лежу так, слушаю, а пальцы на ногах сжимаются в кулаки. Брр! жуть! Такое состояние страха и обреченности передается книгой. Свернулся калачиком — не помогает. И никаких хепиэндов: мертвые остались мертвыми, контакт не удался.

Оценка : 9
«Непобедимый»
–  [ 8 ]  +

elninjo_3, 18 октября 2011 г. в 12:43

Станислав Лема для меня это прежде всего великолепный рассказчик. Он может «недокручивать» сюжет, может схематично описывать отношения друг к другу героев, но когда дело касается описания того, что происходит, то ему нет равных. Как прекрасно написал пользователь Цефтриаксон, «ты ощутишь запах резины от изолирующей маски, железистый привкус на языке, от воды, что течёт по ущелью». Полный эффект присутствия. Я бы назвал роман «Непобедимый» не просто романом, а романом в 3D, причем романом с захватывающим жутковатым сюжетом и весьма неординарной идеей. 8 я поставил лишь потому, что Лем опять «недокрутил» концовку.

Одним из...даже не минусов, является некоторые анахронизмы, такие как, например, бобины с магнитной пленкой и т.д. Это не очень мешает, но заставляет задуматься о том, что фантасты в 60-е с тем уровнем техники уже могли представить себе межпланетные путешествия. Сейчас 2011. А мы летаем все на тех же «Союзах», с той же скоростью и приземляемся на тех же парашютах. Мы даже к Марсу не можем запустить аппарат для сбора грунта! Фронт развития человечества продвигается вперед, но вот космос, к сожалению, стоит на месте. Что мы сделали за 50 лет? Перевели данные с магнитных носителей на цифровые и заменили пружинные кнопки на клавиатуре на сенсорные?К сожалению, реальность все больше отстает от прогнозов научных фантастов и перспективы полета на Регисы для нашего поколения становятся все более туманными. :-(

Оценка : 9
«Фиаско»
–  [ 8 ]  +

Beatleman, 10 августа 2011 г. в 16:59

Пессимизм Лема в этом блестящем романе, по-моему, определяется пессимизмом в его отношении к нашей реальности. И здесь с ним трудно спорить. История человечества, состоящая сплошь из самоубийственных войн и жутких по результатам ошибок и нелепостей, даёт мало поводов к оптимизму в отношении развития человеческой цивилизации.

Оценка : 10
«Солярис»
–  [ 8 ]  +

kovboj_74, 20 апреля 2011 г. в 08:12

Ну вот и пришло время для Соляриса. Три вечера пролетели за изучением мира Солярис созданного Станиславом Лемом. Два из них за чтением романа,а третий за просмотром фильма.

Начнем с романа. Книга оставила интересное впечатление. Когда начинаешь читать складывается впечатление, что это набор отрывков связанных только одним миром. Если бы на месте Лема, оказался малоизвестный автор я бы бросил читать уже 20 страниц, и никогда бы не вернулся к этому роману. Но так, как это Станислав Лем, начинаешь задумывать и прокручивать роман в голове, и постепенно роман складывается как кусочики мозайки в единое целое. И получившаяся картина просто поражает. И только к концу романа ты понимаешь, что все это время автор просто дразнил твой мозг, за что ты ему конечно благодарен. Советую всем....

Теперь о фильме снятом США в 2002 году....Ну это просто оскорбление романа, много не стыковок, добавленно много лишнего. Если роман перепрыгивает с места на место, то фильм просто забывает эти места.... от этого картина только ухудшается. Фильм портит впечатление, и как все-таки я рад, что имею такую привычку сначало читать, а только после смотреть. Иначе я бы даже не купил «Солярис» и не прочитал.

Итог: Роман 10 и не меньше, фильм 4 и не больше.

Оценка : 10
«Сказка о цифровой машине, которая с драконом сражалась»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 18 марта 2011 г. в 02:07

Ну уж если сказка начинается с того, что короля зовут Воемуж Храброватый, и речь в ней идет о войнах этого короля, за неимением других врагов, с собственноручно созданными армиями, можно ожидать любых нелепостей и всяческой суеты. Так и есть: вместо драки машина изготавливает дракона (в оригинале был заказан «elektroskok», а получился «elektrosmok». Ну то что «смок» это дракон, уже понятно, а что за «электроскок» на самом деле, хотелось бы знать). Избавиться от чудища помогает другая машина, стратегическая, но у нее при этом свои запросы... И тут нас ждет еще сюрприз.

Словом, хорошо все, что хорошо заканчивается. Вот только по поводу действий дракона с самим собой у меня сомнения. Ведь если он делит себя на самого себя, то в результате должен получиться — нет, не он же сам, а абстрактная математическая величина Единица. Судите сами. 1а : 1а = 1. Не 1а! Значит, дракон должен был исчезнуть уже тогда?

Но пусть его, не стоит, наверное, копаться в подробностях. Сказка хороша, весела и заканчивается вполне мирно и радостно. Читаем и перечитываем.

Оценка : 8
«Возвращение со звёзд»
–  [ 8 ]  +

Mezeh, 09 марта 2011 г. в 12:44

Известно, что Лем вырос в совершенно нерелигиозной еврейской семье. Однако интересно то, что роман «Возвращение со звезд» перекликается именно с еврейской религиозной тематикой.

Согласно постулатам иудаизма евреи были отправлены в рассеянье за три прегрешения — поклонение идолам, прелюбодеяния и кровопролития (убийства). По легенде после того, как часть изгнанников вернулась из вавилонского плена домой, мудрецы собрались и обратились к Всевышнему с просьбой сделать так, чтобы у людей больше не было желания поклоняться идолам. Просьба была выполнена, однако в результате у людей полностью исчез и пророческий дар. Вторая просьба была избавить людей от похоти, однако когда ее исполнили «даже куры перестали нести яйца» и мудрецы взмолились вернуть ее на место. Вопрос о кровопролитии уже не встал и именно этот «пробел» еврейской легенды и дополняет Лем в своем романе.

Главный герой романа возвращается из длительного космического полета в мир, где у людей более никогда не возникает желание убивать. Это результат специальной провивки (бетризации), так что затрагивает оно только людей и домашних живитных. Казалось бы хорошо — мир без войн, без насилия — но у медали есть и обратная сторона и именно на ней Лем и делает акцент, столкнув человека, который вполне может убить, но не делает этого из за сознательного выбора, с обществом людей, которые не совершают насилия, потому, что неспособны на него физически. Огонь сжигает, но попробуйте обойтись совсем без огня.

Роман хорош, хотя ИМХО Лем все же идеализирует картину, которая получилась бы, будь бетризация применена. Скоре всего человечество бы быстро двинулось по пути вымирания.

Оценка : 8
«Ананке»
–  [ 8 ]  +

Гриф Рифт, 02 марта 2011 г. в 03:15

Рассказ одновременно ужасает и интригует. Пирксу всегда доставались не простые ситуации и сложные задачи. И этот раз не стал исключением. Марс давно потерял привлекательность для колонизации Землянами, и разрушил многие надежды, но всё-таки освоение продолжалось. На этот раз Пиркс стал свидетелем крушения космического корабля «Ариэль».

Но что послужило причиной трагедии, если посадка, казалось бы, проходила гладко? Для ответа на этот вопрос создаётся специальная комиссия, но существует множество версий. Какая же из них правильная? И только Пиркс благодаря своему шестому чувству находит верный ответ!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, во всём виноват его давнишний наставник, страдающий неким психическим расстройством с загадочным названием Ананке — название этого расстройства происходит от греческой богини необходимости и неизбежности
. Этот рассказ даёт ответ на вопрос, может ли человек подсознательно запрограммировать компьютер, в соответствии со своим подсознанием! А вот что кроется за эти подсознанием? Это порой тайна за семью печатями. Но вопрос: «Кто всё же виноват?», остаётся открытым — больной изобретатель или же доктор, признавший больного годным для этой работы? Ответ на этот вопрос предстоит искать читателям этого рассказа! «Ты еси сотворивший сие!»

Оценка : 9

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . .  9 10 11 12 [13] 14 15 16 17 . . . 51 52 53 54 55   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх