Лукьяненко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Лукьяненко. Непоседа
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лукьяненко. Непоседа

Статья написана 29 декабря 2010 г. 08:25

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/53793" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Непоседа

МАЛЬЧИК, С КОТОРЫМ НИЧЕГО НЕ СЛУЧИТСЯ

Жил-был славный джедай Люк Сержуокер. Странствовал он по всей Галактике и сражался со Злом со всем рвением, нес Свет тем, кто прозябает во Тьме. И не только световой меч блистал в его руках, но и обычный стальной, и даже совсем безобидный с виду деревянный, а клавиатура была не менее грозным оружием для него, чем бластер. Но прошли годы, укатали силикоида кислородные планеты и славный Люк Сержуокер не то чтобы состарился, но остепенился, выстроил себе башню из слоновой кости, развесил верные мечи да бластеры по стенам, а сам рассказывает байки ребятишкам, своим да соседским. Байки получаются занимательные, но какие-то слишком уж детские.

Долгое время я не мог понять, почему новый роман Лукьяненко не произвел на меня особого впечатления. Может быть, сюжет слабоват? Да нет, сюжет как сюжет. Для приключенческой истории вполне нормальный и увлекательный. Присутствует достаточная толика оригинальности. Есть удачные находки, есть неожиданные повороты. Словом, читай — не хочу.

Может со стилем что-то не то? Нет, как раз наоборот. Непоседа, как и его предшественник Недотепа читаются исключительно легко и приятно. По тексту просто-таки скользишь как на водных лыжах по глади озера. Никаких корявых фраз и неудачных оборотов, все вычищено и приглажено..

Может быть, текст слишком примитивен и  рассчитан на поверхностного читателя? Тоже нет. Щедрой рукой автор рассыпал по всему тексту аллюзии и намеки на самые разные художественные произведения и реалии нашей жизни. Досталось всем — от Гарри Поттера до Сталина и Горбачева. Где-то эти намеки вполне очевидны, а в других эпизодах только внимательный читатель распознает иронию автора. Порой автор явно перебарщивает с насыщенностью своего текста отсылками к другим произведениям, но есть и очень удачные моменты, например, забег верблюдов, воспетый в подражание Гоголю. Думаю, каждый читатель найдет для себя что-то забавное и интересное в этом тексте. Вообще, романы из цикла о Триксе своей стилистикой все больше напоминают мне книги Успенского о Жихаре.

К тому же, время от времени автор очень аккуратно демонстрирует нам свои взгляды на политику, ставит довольно серьезные вопросы и при этом весьма умело вплетает это в ткань своего текста. Порой с автором хотелось поспорить, но назвать роман поверхностным я категорически не могу.

Может быть, что-то не то с героями? Да вроде бы все в порядке. Не только Трикс, но и второстепенные персонажи вроде султана и визиря, гномов и актеров, драконов и ассасинов, торговцев и воинов, джиннов и русалок  колоритны, обаятельны, симпатичны и обладают определенной индивидуальностью. Даже живой мертвец витамант Гавар или кровный враг Трикса Дэрик, или главный злодей романа Прозрачный Бог оказываются, в сущности, вполне неплохими ребятами, с которыми вполне можно иметь дело.

И вот именно эта особенность романа и играет, на мой взгляд, роковую для него роль. В романе совершенно нет конфликта. Нет принципиального столкновения двух разных позиций, двух несовместимых характеров или идей. Все мелкие противоречия успешно решаются и выясняется, что все дело не стоило и выеденого яйца. К тому же у романа есть второй серьезнейший недостаток. В хорошем приключенческом произведении читатель должен отождествить себя с героев, испугаться за судьбу героя, хоть раз, но по-настоящему. В «Непоседе» этого нет и в помине. Автор настолько сглаживает острые углы, что даже для неискушенного читателя становится ясно: с героем ничего плохого не может случиться. Он легко выйдет сухим из воды. В крайнем случае, автор придет ему на помощь со всеми возможностями всемогущего Бога из Машины и легко решит все проблемы, с которыми герой справиться самостоятельно не может. В паре эпизодов это вмешательство столь очевидно, что начисто отбивает всякую возможность сопереживать Триксу и его друзьям. И если Недотепа, при всей легковесности происходящих приключений, все-таки начинался с трагического эпизода, что придавало ему определенную глубину, то в Непоседе боль, страх, усталость старательно обходят героя десятой дорогой. В конце романа автор намекает читателям, что Трикс стал взрослее и мудрее после своих приключений, а этому уже не слишком веришь, потому что слишком уж в тепличных условиях автор растит своего героя.

Вывод. Если вы хотите прочитать легкую приятную приключенческую книжку и насладиться загадками и аллюзиями на литературные темы, Непоседа доставит вам немало приятных минут. Особенно рекомендую книгу для детей лет 10-12. Если вы хотите прочесть что-то серьезное и запоминающееся, роман, который заставит вас серьезно думать и сопереживать героям, то лучше возьмите что-то другое.

P.S. А я все же надеюсь, что славный джедай Люк Сержуокер снимет свой верный световой меч с полки, пока он там вовсе не заржавел, и наконец отправится в очередной поход, только не такой мультяшный, как приключения Трикса, а настоящий, требующий от автора и читателя серьезных усилий.





587
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 01:23
Всем нам хочется новых книг от любимого автора, причём таких, чтобы они были не хуже его прежних работ и в то же время отличались от них на достаточно большую величину. Беда в том, что мы (читатели и автор) эволюционируем с разной скоростью. И не всегда в одну и ту же сторону)))
Мы жаждем созвучия, а поём при этом каждый о своём. Отсюда и разочарования.
Кому-то Лукьяненко по душе своими космическими историями («Конкуренты» не в счёт), кому-то милее «Дозоры», кто-то перечитывает «Осенние визиты» и «Рыцарей...»
Я думаю, это даже хорошо, что Лукьяненко такой разный. В конце концов, свобода слова есть не только у читателей)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 06:17

цитата видфара

Я думаю, это даже хорошо, что Лукьяненко такой разный.

Совершенно согласен с этим утверждением. За это мне и нравится автор. Но Лукьяненко всегда отличался не только разной тематикой, но и проблематикой своих произведений. В Рыцарях 40 островов и в Осенних визитах, в Линии грез и в Лабиринте отражений, в Ночном дозоре и в Холодных берегах он ставил перед читателями непростые вопросы. А в Триксе я не вижу никакой проблемы
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 12:28

цитата kkk72

А в Триксе я не вижу никакой проблемы

Проблема отсутствия проблемы :-)))
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 12:41
Именно. На самом деле это действительно проблема для многих ведущих отечественных писателей. Складывается впечатление, что ни Дивов, ни Лукьяненко не знают, о чем им сейчас писать
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 12:50
Но ведь это подростковый роман, если не детский. Там и не должно быть глубокомысленных вопросов, как в «Дозорах» или «Рыцарях...».
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 13:42
А Рыцари не подростковый роман? А тот же Крапивин разве пишет не подростковые произведения? С ним можно спорить, но там есть о чем спорить? А о чем спорить, прочитав Непоседу?
 


Ссылка на сообщение9 января 2011 г. 15:42
Ага. Вот такой подход и убивает нашу детскую литературу.


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 14:42
Ну насчет Непоседы согласен в области остроты ощущений, нон е всегда должны быть две противоположные стороны... начинают потихоньку надоедаться Светлые Герои и Темные Злодеи. честно... Касаемо фантаста №1 то тут все предельно ясно. тут как в Дозорах есть писатели разных категориц а есть вне категорий — Перумыч, Лукъяненко, Олди, Дяченко. Касаемо остальных — Бенедиктов. Глуховский, Тармашев и кмпания то это конечно люди достойные но им до пантеона далеко. Не говоря уже о сталкерных авторов. а так любителей пафосной голивудщины — Зорич, Зыков и его преспешники.... Этим точно не выбраться туда, по крайней мере по качеству. А касаемо оценок на фантлабе или других подобных рейтингов, то тут все просто — любителей боевичков и прочего чтива всегда больше и они гораздо активнее в интернете их «оппонентов». Тут вопрос борьбы количества и качества. Ведь прочитавших известного РДР тоже оч много, но эт не мешает емцу последние книг 5-6 безудержно сливаться.... В общем вот Лукьяненко-Перумов-Олди-Дяченко (ну мож еще кто вроде Валентинова я их не читал^_^) эт антеон остальные туда идут
P.S. Скромно умолчу про компанию Стругацкие и иже с ними... до них всем перечисленным уж точно ооооочень далеко )


Ссылка на сообщение31 декабря 2010 г. 08:00

цитата kkk72

Вообще, романы из цикла о Триксе своей стилистикой все больше напоминают мне книги Успенского о Жихаре.
Всяк, кто считает, что раз «главное — человек», то персонажем можно ограничиться, кончит трёпом у костра.
К сожалению, те, кто считает иначе — Вл. Покровский, Хаецкая в «Космической тетушке», Прозоров в «Трезубце Нептуна», — коммерческого успеха не имели, а любой серьезный переводной автор, похоже, последние лет 5...10 пролетает мимо российского читателя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2010 г. 09:07
Увы, при общем уровне наших читателей любая серьезная литература не будет иметь коммерческого успеха
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2010 г. 10:37
Увы, но без серьезных книг серьезному читателю взяться неоткуда. Верблюд может перейти пустыню — если жрал и пил в три горла до этого.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2010 г. 11:58
А сейчас государство не заинтересовано в разумных гражданах, а хочет воспитывать дурачков. способных лишь развлекаться


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 21:32
Спасибо за рецензию, все грамотно и по делу. Единственное не соглашусь по поводу тиражей. Лукьяненко пока лидирует, и вряд ли в ближайшем будущем у него будут «конкуренты», вот только радости тут мало. После выхода черновиков-чистовиков и бурной деятельности в своем жж, где он зачастую позволяет себе резко высказываться на разные животрепещущие темы, многие его прежние фаны перестали ждать новых книг. Теперь они делят фантаста№1 на раннего и позднего, и если бы не успех дозоров, который увеличил тиражи его книг в 2-3 раза, не думаю что метр сидел бы еще на троне.   Лукьяненко это уже бренд, и этот бренд будут покупать еще долго. Такие книги уже не ждут, да, их покупают, читают, но не перечитывают! Это уже не тот голодный (во всех отношениях) автор холодных берегов, это уже сытый и ленивый успешный писатель, которому по условию контракта надо выдавать на гора «что-то новенькое» раз в год, и это «что-то» совсем необязательно должно быть чем-то таким сверхъестественным и заумным! Читатели Донцовой вряд ли обрадуются внезапным философствованиям в ее книгах, так и нынешние постдозорные читатели Сергея Васильевича в большинстве своем вряд ли осилят новую линию грез или искателей неба... потому как они и старых не читали... да и автор вряд ли уже смогет :(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 21:59

цитата the_best_drug

Спасибо за рецензию, все грамотно и по делу.
:beer:

цитата the_best_drug

Лукьяненко это уже бренд, и этот бренд будут покупать еще долго.

Согласен.

цитата the_best_drug

Это уже не тот голодный (во всех отношениях) автор холодных берегов, это уже сытый и ленивый успешный писатель, которому по условию контракта надо выдавать на гора «что-то новенькое» раз в год, и это «что-то» совсем необязательно должно быть чем-то таким сверхъестественным и заумным!

Увы, похоже на то.

цитата the_best_drug

Лукьяненко пока лидирует, и вряд ли в ближайшем будущем у него будут «конкуренты»,

Тем не менее, тенденция очевидна. Отрыв сокращается с каждым годом. Если лет пять назад Лукбяненко был однозначно первым, перумов вторым. а остальные отставали в разы, то сейчас к лидеру приближается целая группа преследователей.


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 22:38
«Тем не менее, тенденция очевидна. Отрыв сокращается с каждым годом. Если лет пять назад Лукбяненко был однозначно первым, перумов вторым. а остальные отставали в разы, то сейчас к лидеру приближается целая группа преследователей.»
Для многих ценителей хорошей нф Лукьяненко был фантастом №1 уже лет 10-12 назад, при стартовых тиражах в 30-50 тысяч, а лидировал в ту пору Головачев, которого хорошо покупали, но гранд мастером называли уже разве что на обложках книг.... Дело не в количестве проданных экземпляров, а в качестве текста. В последнее время Сергей Васильевич может похвастаться разве что тиражами и стилем, качества и осмысленности в его книгах все меньше...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 22:43
По части качества текста Олди, Дяченко, Успенский, Лукин от Лукьяненко не отставали даже 10-15 лет назад, но популярность их была гораздо меньше
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:13
Олди пишут интересно, но на любителя, часто выбирают непопулярные темы и с языком любят поиграться + псевдоним у них не очень, с таким никогда продаваться покрупному не получится, потому как ОЛД — по английский старый, а наше бессознательное очень капризно... Дяченки молодцы, очень стараются (последний роман и сборник рассказов как по мне слабоваты, видимо на сценарии к обитаемому острову испортили руку... все остальные их вещи — высший пилотаж!). Но Дяченки с психологией перебарщивают. Нет, я не против! Мне это очень нравится, а вот рядовому читателю их казнь, ведьмин век, армагед-дом, пандем и другие романы кажутся чересчур мрачными и тяжелыми...
Лукин мастер короткой формы, но больших тиражей у сборников рассказов не бывает!
Успенский чересчур юморит... многие этого не любят.
Мне вот Громов нравится, но тиражи у него 10-12 тысяч плюс 5-10 переиздания.
Хорошие книги не обязательно тиражные, их читают меньшее количество людей, но зато их ценят намного больше, они дольше «живут», их обсуждают и советуют знакомым ...
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:17
Готов согласиться фактически со всем сказанным.
Особенно с этим

цитата the_best_drug

Хорошие книги не обязательно тиражные, их читают меньшее количество людей, но зато их ценят намного больше, они дольше «живут», их обсуждают и советуют знакомым ...
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:18
:beer:
мы друг друга поняли
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 22:51
Суровое высказывание насчет того , что Олди «не отсавали» от Лукьяненко по качеству текста... Насколько я помню Бездна Голодных Глаз началась как в 90х и уже тогда по качеству и стилю написания эти вещи, особенно первые оставили далеко позади и Лукьяненко и иже с ними...
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 23:01
На мой взгляд, Бездна — очень неровный цикл. Потом у Олди был подъем, пиком которого был Герой, потом спад, сейчас опять подъем
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 23:18
героя не читал, каюсь, но ведь и Марцеллова дилогия и Витражи вещи без сомнения сильные и технически гораздо более сложны и удивительны чем тексты Лукьяненко... ))
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 23:43
Технически Олди пишут гораздо интересней и разнообразней, чем Лукьяненко. Хотя порой перебарщивают с вычурностью. Но в лучших книгах Лукьяненко есть достаточно серьезные индеи и вопросы, что сочеталось с удивительной легкостью письма. Легкость письма осталась, а идеи закончились.
А Героя почитайте. Отличная книга!
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 23:48
Я не спорю что у Лукьяненко много замечательных вещей )) Те же Дозоры (жду недождусь 6ю часть, хотяб потому что там городецкий)) или дилогий про Кея... Просто констатирую те соображения которые мне кажутся явными))
Касаемо Героя то бес сомнения)) Закончу с Бездной, потом Ойкуменой новой и старой (просто купил в том году первый том новой серии так что над читать)) и за Героя ))
Кстати, все не могу найти рецензий на Алиедору, вы сами ее читали, что думаете по этому поводу??)
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 23:53

цитата ObiVanSharingan

Кстати, все не могу найти рецензий на Алиедору, вы сами ее читали, что думаете по этому поводу??)

Не читал и пока не планирую. Опупею про войну мага я забросил еще в первой половине, Терн мне не понравился, так что пока Перумов выпал из списка авторов, которых я читаю
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 23:58
Ну Фессова опупея вещь весьма спорная как я гляжу, но достойная )) Терн же более зарисовка и некий эскиз серии ,Аля же более мрачная вещь, и что меня более в ней поразило — книга исключительно об одном персонаже (все остальные, кроме доп линии о дядьке, которая изредка проявляется, кто есть в романе это безликие НПС и быстро исчезают и собсна никак не проявляются, грубо говоря почти 500 сраниц про 1 девочку притом читается это с интересом и довольно бойко ))
Просто хоцца знать мнение не комментаторов на странице, а все таки боле-менее объективную рецензию)


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:17
kkk72, Евгения Прошкина читал?
http://www.fantlab.ru/autor1167
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:20
Не доводилось
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:23
если интересны сюжеты в стиле «Филип Дик» — рекомендую! Очень интересный и сильный автор. Мой любимый.
 


Ссылка на сообщение5 января 2011 г. 23:25
Надо будет как-нибудь что-то попробовать


Ссылка на сообщение9 января 2011 г. 15:38
Это потому что он старался сделать комфортную подростковую книгу (что есть в принципе оксюморон). Она у него и получилась. А ведь когда-то, помниться, автор со своими героями совсем не церемонился. Хотя бы в «Осенних визитах». Да, где снег минувших дней...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 2011 г. 15:56

цитата olexis

Это потому что он старался сделать комфортную подростковую книгу (что есть в принципе оксюморон). Она у него и получилась.

Готов согласиться:beer:


Ссылка на сообщение22 июня 2011 г. 14:34
Спасибо за рецензию! У меня осталась некоторая неудовлетворенность от книги, но не получалось облечь ее в слова. После прочтения рецензии ключевые слова появились: «нет конфликта»
Страницы: 12

⇑ Наверх