Роджер Желязн Этот


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Роджер Желязн"Этот бессмертный": Пан не должен умереть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роджер Желязн«Этот бессмертный»: Пан не должен умереть

Статья написана 24 декабря 2013 г. 03:05

Исторический фон всегда привлекателен. Наши предки насочиняли столько историй, которые сегодня можно назвать фэнтезийными, что хватит для переосмысления целой армией писателей. иногда у авторов это получается, иногда — не очень. Роман Роджера Желязны «Этот бессмертный» я считаю примером удачного использования  античной мифологии. Это не тупое переписывания сюжета,  здесь есть о чем подумать и поспорить.

http://fantlab.ru/work12

Я живу в месте, которое не имеет древней человеческой истории. Точно известно, когда люди пришли сюда, что они делали или говорили. Все задокументировано: когда и что произошло, кто в этом участвовал и какие были последствия. Никаких легенд, и если очень нужен местный фольклор, то приходится его просто выдумывать.

И от того все время хочется узнать, каково это жить в месте, пропитанном историей, которая уходит так глубоко во время, что и сказать невозможно, когда все началось. Каково это, когда каждая скала, бухта, пещера и даже камень на дороге — имеют, что рассказать путнику?

И может прошлое в таких местах никуда и не исчезало, а боги и герои из старых легенд продолжают существовать в каких-то других планах реальности, которые накладываются на наш рациональный мир, иногда просачиваясь в него легендами и мифами.

Вот по этой дороге шел в Афины будущий великий царь Тесей, и где-то здесь он повстречал Прокруста. А из этой бухты Язон отправился с командой героев на «Арго» в свое плавание за золотым руном. А может быть эти истории где-то происходят прямо сейчас, или только будут происходить, а до нас докатились лишь волны вероятностей от этих судьбоносных событий, причудливо исказившись по пути. И эти отголоски были пойманы восприимчивыми, настроенными на песни Вселенной, умами поэтов и воплощены в знакомые нам истории о богах, героях и юности человечества.

Мне бы хотелось думать так в отношении этого небольшого романа, действие которого происходит в далеком от нас будущем/или, может, это мы для них будущее?/. Люди покинули Землю, отравленную ядами отходов и радиацией и покрытую шрамами от войн, и устремились к новым мирам. Но для высокоразвитых рас Галактики, Человечество — лишь малообразованные дикари, дешевая рабочая сила, нищие гастарбайтеры, изгадившие свой дом и теперь бродящие по свету в поисках лучшей доли.

На Земле осталась лишь кучка людей, вернувшихся назад на тысячелетия: общины, живущие охотой, рыбалкой и примитивным сельским хозяйством в окружении древних памятников — свидетелей былого расцвета, в которых бродят банды мутантов. Опасное место, устрашающее, воплощающее все древние страхи и легенды. Как будто история сделала полный круг, вернувшись вновь к той же точке, с которой все начиналось: вновь гнев Посейдона разрушительным цунами прокатывается по Средиземноморью, вырвался на волю Фессалийский зверь, бродят в тенистых рощах сатиры, прислушиваясь к сладостным звукам свирели, на которой играет вечный Дух Земли, бог Пан — покровитель пастухов и охотников, горных дебрей и незатейливой музыки.

Чудесный пейзаж для истории бессмертного — безумного влюбленного в каждый камень, в каждое дерево или травинку Земли, посвятившего бесконечность ее возрождению и возвращению людей на старую родину, прошедшему путь от слепой ярости и ненависти до понимания и терпения. Всего лишь один эпизод долгой жизни, путешествие в странной компании — просвещенного инопланетянина и кучки землян, каждый из которых — настоящая загадка, опасная, как все в этом странном мире, вернувшемся в первозданную дикость.

Это путешествие произвело на меня странное впечатление. Великолепие пейзажей и дыхание древней истории, переплетение реальности с почти забытыми событиями и давно умершими героями. Чтобы получить от этого настоящее удовольствие следует вспомнить сначала знакомые с детства приключения Тесея, Ясона, Геракла и героев Трои. И держать их постоянно в уме, чтобы понять скрытый смысл событий, слов и деталей. Помнить все время: и когда играет свирель, и когда на поляну врывается Фессалийский зверь и главный герой вспоминает о Геракле, и когда он смотрит на лазурную бухту, рассказывая о Язоне и аргонавтах так, как будто сам провожал их в эпический поход.

Но оставив форму. Давайте, о содержании. О том,  что же скрыто за всеми воплощенными в реальность легендами Древнего мира. Думаю, это не примитивный призыв назад к природе и своим «корням», как может показаться сначала. С плохими героями, желающими развязать очередную войну и террор, и хорошими, пытающимися решить проблемы мирным путем.

Определить однозначное отношение к героям довольно сложно. Вот веганец — задумавший скупить Землю на корню — он Зло, достойное уничтожения, или мудрый политик, нашедший единственно верное и мирное решение? Или герои-революционеры — патриоты или жестокие убийцы, вернувшиеся к дикости, когда все решалось лишь одним прямолинейным способом?

Мое личное отношение к этим героям менялось в процессе прочтения неоднократно и в результате, я прочитала роман, как один из возможных сценариев примирения между современностью и историей, как попытку протянуть непрерывную нить от прошлого к будущему, чтобы не пришлось людям убивать бога Пана  ради достижения своих целей.





322
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 03:30
Замечательное описание — спасибо! Вы в очередной раз нашли те нужные слова, чтобы заинтересовать меня. Роман я пока не читала и Ваш отзыв как раз и даёт повод включить его в список на прочтение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 03:33
Только перед прочтением освежите в памяти Мифы и Легенды Древней Греции. Тогда впечатление от чтения совсем другое, и градус удовольствия значительно выше. когда различаешь мельчайшие нюансы. Мне же пришлось все время отвлекаться от чтения и лазить в «цитатник».
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 03:36

цитата primorec

освежите в памяти Мифы и Легенды Древней Греции
Хорошо! — это тоже интересно себе напомнить, а то в последний раз их читала уже и не помню сколько лет назад...


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 13:01
Интересная вещь этот роман. Правда у меня он, как и другие романы Желязны, оставил чувство незавершённости, достаточно большое, чтобы вызвать дискомфорт. Больше, например, чем от некоторых произведений Стругацких, где элемент недосказанности добавляет притягательности истории. Или это форма виновата? Люблю Желязны и, к слову, Олди, но иногда продираясь сквозь форму, устаёшь настолько, что содержание становиться не столь важным.


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 13:06
У меня примерно тоже ощущение, причем от большинства романов Желязны, как будто, что- то остается упущенным. Мне думается, что автор изначально предполагает высокий уровень читателя, не объясняя очевидные ему вещи.
Кстати, в этом плане мне нравится « Имя мне- Легион» , где подобная недосказанность только добавляет загадочности происходящему.
Что же касается этого романа то воскрешение в памяти греческих мифов сильно помогло пониманию текста.


⇑ Наверх