Пятнадцать золотых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Пятнадцать "золотых" строк
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пятнадцать «золотых» строк

Статья написана 5 января 2014 г. 07:56

Я работаю корреспондентом. Это такая особая порода журналистов, которые ориентированы исключительно на добывание новостей. И, сразу скажу,  свою непредсказуемую работу я люблю, поскольку она вносит в упорядоченную жизнь постоянный элемент неожиданности и приключения. Эта работа не ограничивает мои интересы чем-то одним: начав день в суде на процессе маньяка-убийцы, вечером я могу оказаться на презентации новой книги, премьере в театре или рок-концерте. Вот, к примеру, вчера, 4 января, был день «Льда и Огня». Т.е. наоборот. «Огня и Льда»: на пожаре в шиномонтажном цехе я была утром, а после обеда делала с мужем репортаж о любителях зимней рыбалки/минус 20, ветер 25 м/сек/.

Но суть не в этом. На все про все для живущей всего 15 минут новости родная редакция дает мне 15-20 строк текста, в которые надо уложить и описание события, и комментарий, и, желательно, придать всему какую-то эмоциональную окраску. Почему именно 15-20 строк? Столько читает средний человек, выискивая необходимое в массиве информации. И если не находит в них нужного, то переходит к следующему сообщению.

К чему это я? К отзывам, которые, если посмотреть с моей точки зрения, тоже Новость. Новость о том, что читатель прочитал книгу и остался ее доволен/восхищен/ разочарован/убит наповал и т.д.

Когда я желаю купить/прочитать книгу, я обращаюсь к отзывам. Накладно по деньгам и времени в наши дни экспериментировать над собой, покупая/ читая «кота в мешке». И что же я вижу перед собой? Все тот же массив информации, кучу «новостей» от разных «корреспондентов» на одну и ту же тему. Далее происходит следующее. Я отбрасываю все самые длинные — не хочу знать в подробностях о чем книга, какие герои — хорошие или плохие. Подробный анализ оставлю до момента, когда чтение будет завершено/или брошено/, чтобы уточнить позицию или подумать над незамеченным.

Туда же — в «корзину» отправляются и самые короткие. Эти вообще не несут никакой информации, за редчайшим исключением, когда автор нашел единственно верные слова. Но это редчайшая редкость.

И дальше я читаю отзывы среднего размера. Преимущественно, те самые «золотые» 15-20 строк. В обязательном порядке — содержащие «отрицательные» впечатления и отзывы тех авторов, мнение которых, по опыту, чаще совпадает с моим. Но и для них действует «золотое» правило: если нет в первых строках ничего интересного, отзыв оставляется «на потом».

Когда два года назад я начинала писать отзывы, я свято следовала «золотому» стандарту, ужимая свои мысли и впечатления до привычного для меня размера. Но в последнее время стала замечать, что отзывы стали разбухать, одна идея цепляла другую, та — третью, отзывы превращались в рецензии. А это уже совсем другой жанр. Вот тогда я поняла, что нужна авторская колонка.

Но отзыв, это — как первая любовь. Самый доступный и демократичный вид творчества, практически не скованный рамками и правилами, свободный и получающий немедленную оценку читателей, которым все равно, стоит ли за ним авторитет или новичок. Им, читателям, важна полезность. Может, поговорим о том, как сделать это занятие полезным для автора и читателя? И о 15-ти «золотых» строках тоже.





299
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:08
Хорошая тема, и у меня давно есть пара мыслей.

Мысль первая. Очень часто плюсуют отзывы, не читая их, просто за ник пользователя, зарекомендовавшего себя как делающего хорошие отзывы. Так сказать, авансом или по инерции: о, раз это Вася_Пупкин, а он классно пишет, пославлю плюсик, а почитаю потом. Я знаю, что такая тенденция есть.

Мысль вторая. Простыни текста мало кто любит и мало кто читает. Но вот бывает так, что ну очень хочется поделиться всеми своими мыслями. Заводить ради одного-двух таких постов колонку? Да кто ж ее прочитает, если она свеже открытая? А поделиться-то хочется ))) Сама грешна — есть пара-тройка если не простыней, то близко к ним (и не в колонке, а в отзывах). И давно подумываю их подсократить.

Мысль третья. Неплохо бы отбсудить, что конкретно интересно большинству читателей и набросать, если не план, то просто свои пожелания, о чем писать в этих 15-20 строках.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:12
По поводу второй мысли. На ряде сайтов, где есть обсуждение произведений, я встречала разделение на «отзывы» и «рецензии» для каждой книги, фильма. У нас же все валится в кучу. А если ограничиться только колонкой, то как человек найдет нужный отзыв. А так. если кто захотел. мог бы написать рецензию, не открывая колонки. И людям было бы полезно.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:16
Так, вот как правило, отзыв и рецензию путают. И большой отзыв часто пытаются выдать за рецензию, но часто это не так. Отзыв — он более эмоционален, субъективен, даже если и большой. А рецензии надо еще научиться писать. Они должны быть объективными, аналитическими, без личных оценок и отвечать некоему стандарту.


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:15
Я хотела бы, чтобы те, кто пишет отзывы смогли обсудить спокойно, без ругани и выяснения отношений, о чем все-таки писать. За год общий уровень написания значительно подрос. появилось много авторов, которые пишут регулярно и толково. И у каждого, наверное, есть мысли, куда же должен двигаться этот «малый жанр»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:18
Темы на форуме есть. Одна из них — Как написать хороший отзыв. Но она зглохла, и так ничего и не решили. Увы.


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:29
Заглохла, потому что в обсуждении приняли участие ВСЕ, и. как результат. все скатилось к выяснению отношений и сведению счетов. Здесь же мы — те, кто пишет регулярно отзывы, небольшой клуб по-интересам, и можем без обид и придирок обсудить вопрос. А он требует обсуждения. Вот к примеру, я считаю, что минусование вообще надо убрать. По-большей части, оно стало инструментом для сведения личных счетов, а не оценки отзыва. Удаляться должны те отзывы. которые не набрали за определенное время — год или два — вообще голосов. Унылые нули.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:37
Минусование позволяет быстро и безболезненно удалить плохие отзывы, вроде «афтар жжет, крутой рассказ, пиши исчо». Мы каждую неделю такие пачками удаляем.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 08:41
Но такие, скорее всего, и плюсоваться не будут. Удаляются «пять минусов» и на часто читаемые произведения. А тот. который набрал минус 4 или 3 может висеть десятилетиями. Как и те у кого Ноль. Если ноль, год, два, три — значит он бесполезен. а таких — процентов 20 от общего числа.


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 09:25
Есть отзывы — произведения искусства! Их приятно читать. К таким отзывам я зачисляю и ваши!;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 09:36
Можно написать хорошо, даже отлично, интересно, но отзыв должен выполнять определенную задачу. А именно, помочь мне, его читателю, ответить на некоторые вопросы: читать ли мне эту книгу, если она не прочитана? Или не упустила я в ней чего- то, если книга уже прочитана? Может стоит ее перечитать?
Иначе зачем их вообще писать? Только ради желания выплеснуть на бумагу свои эмоции?


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 10:34
У меня не пятнадцать строк — у всех разные экраны ;-) , а 1400-1600 знаков. Пересчитал — на моем экране и окне браузера — 14 строк.
Когда я начинал писать отзывы, то не понимал, зачем растягивать их но весь экран. Потом, обнаружив, что люди хотят большего объема, понемногу нарастил его. И все равно, я считаю, что в большинстве случае можно совершенно безболезненно отрезать лишние мысли и ощущения, чтобы оставить самое необходимое, четкое, ясное.
Впрочем, иногда, написав рецензию, я не могу ужать ее до отзыва. Когда все-таки получается — публикую отзыв, не получается — чуть-чуть урезаю введение и публикую так. Не уверен, что это хорошо, хотя и есть среди лаборантов поветрие хвалить и плюсовать простыни.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 10:42
Ужать наверное можно, но дело в том, что мы с Вами уже пишем более рецензии, чем отзывы. А это уже другой жанр. Я тоже стараюсь готовить два варианта, более длинный — для колонки, и покороче — для отзыва. Но иногда не получается или не хочется резать мысль.
Один из моих наставников, в то время, когда я только начинала работать, говорил: если не можете выразить необходимое в 15 строках, то , наверное, об этом и не стоит говорить. Сразу скажу, что имел он в виду суть, « Новость» и только ее.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 11:25

цитата primorec

Ужать наверное можно, но дело в том, что мы с  Вами уже пишем более рецензии, чем отзывы. А это уже другой жанр.

Согласен, правила написания рецензии отличаются и довольно заметно. И там урезать что-то не всегда получается, иногда мне приходилось заново и по-другому писать отзыв.
С «не можете выразить — не стоит говорить», в принципе, тоже согласен. Всегда можно кратко выразить в отзыве свое отношение к книге и причины отношения.

цитата primorec

«золотое» правило: если нет в первых строках ничего интересного, отзыв оставляется «на потом»

Вот любопытно, а каковы именно критерии интересности?
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 11:32
Вот еще относительно отрицательных отзывов. Почему-то в последнее время таких стало меньше. Мне кажется, люди из-за боязни « минусования» побаиваются откровенно написать свое мнение, если оно не совпадает с общим.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 12:38
Тенденция к спаду отрицательных отзывов заметна, но причина вряд ли в этом. Я еще не получил ни единого минуса за отрицательный или разгромный отзыв, а вот за очень положительные (8 и 9) получал.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 20:30
Для меня все немного не так. Например, оценил я недавно достаточно низко роман одного рейтингового писателя. Просматриваю отзывы. О! 95% того, что мне не понравилось — уже написано в отзывах, малочисленных, но разгромных. Ставлю себе галочку — «мнение уже представлено» и иду себе дальше. Стоит ли в таких случаях писать отзыв? Поможет ли кому-либо наличие еще одного критического отзыва, который в значительной степени повторяет мысли предыдущих?
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2014 г. 00:23
В этом случае я смотрю на дату последнего отзыва. Если больше года — почуму и не обвноить? Есть и еще одно вещь. Хоть и просматриваешь отзывы все, но все равно обращаешь в первую очередь на уже извстных рецензентов. Или мысли, с которыми согласен, разбросаны по разным отзывам, и потому, может, пришло время подвести какой- то промежуточный итог.


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 11:30
Чаще всего меня привлекает стиль написания. Есть отзывы, с которыми я категорически не согласна, но они сами по себе интересны. Такие обычно читаю для удовольствия. Для информации выбираю те, в первых 15 строках которых содержится главное: эта книга интересна или нет. При этом большую роль играет, кто написал: есть лаборанты, с которыми мнение никогда не совпадает и это уже информация. Если ему понравилось, то на 90 проц. Мне — нет. Уже достаточный довод не тратить деньги. И всегда читаю отрицательные отзывы, они чаще информативны. Людям почему-то легче объяснить, почему не нравится, чем почему нравится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 12:39

цитата primorec

И всегда читаю отрицательные отзывы, они чаще информативны. Людям почему-то легче объяснить, почему не нравится, чем почему нравится.

Мне наоборот, труднее ярко описать отрицательные стороны. Часто повторяются типовые ошибки, словно авторы даже не потрудились посмотреть, как поступают их коллеги.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 12:51
А вот я больше люблю ругать. Но приходится сдерживаться, а то если Остапа понесет...Особенно если касается всеми любимых длинных саг и романов. Нервные поклонники тут же бросаются на защиту любимого произведения. Хотя, если они после пишут хорошие по качеству отзывы, считай, дело сделано.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 15:30
Быть может, вам попадаются более высокоуровневые произведения, где ругань отчасти вкусовая, но когда речь идет о банальной неграмотности и неумении работать с языком и композицией, а также логично мыслить... :-)))
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 15:37
Дело в том, что я последнее время читаю по принципу : если первые 50 страниц понравились- читаю дальше, если нет — откладываю в сторону. Уже возраст не тот, издеваться над собой. Не могу заставить себя читать, что не нравится изначально. И странно, среди фантастики приличных книг попадается больше, чем среди фэнтези. Но Вы , наверное, заметили, что последние два года читала в основном зарубежное. Не могу после последних книг Лукьяненко и Чигиринской заставить читать наше


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 14:57

цитата primorec

А вот я больше люблю ругать. Но приходится сдерживаться, а то если Остапа понесет

Сто лет не видел Ваших отрицательных отзывов. Может стоит раз иногда давать себе волю? Такой отзыв, помноженный на авторитет, спасёт много человеко-часов.
15-20 строчек — это оптимально. По мере набирания опыта, это правило выводится интуитивно, даже без анализа и осмысливания. Правда, есть оговорка — оно касается прежде всего романов, большинства повестей и наиболее рейтинговых и известных рассказов. В целом, для рассказа годиться, как мне кажется, и 4-8 строк.


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 15:02
Ну вот, а рецензию на « Снежную королеву» почему то восприняли, скорее, как отрицательный отзыв. Хотя я сама определяю его, как нейтральный, когда положительное и отрицательное находятся в своеобразном равновесии.
А у Вас явные задатки корреспондента! Не хотите профессию поменять? Или уже близки к журналистике?


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 16:35

цитата primorec

Не хотите профессию поменять? Или уже близки к журналистике?

В журналисты б я пошёл, да кто же :-) меня научит?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 16:49
Я в журналистику попала в 36 лет, а до этого еще дважды кардинально меняла род занятий. Так что ничего невозможного нет.
 


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 16:54
Самоучкой или что-то дополнительно заканчивали?


Ссылка на сообщение5 января 2014 г. 16:59
Наша контора тогда набирала только из других профессий. Получилось довольно смешно. Я работала главным бухгалтером в региональной центре нашей конторы, и по причине недостатка кадров верстала информационные ленты для местных подписчиков. Иногда информации не хватало до оговоренной контрактом, приходилось дописывать. Втянулась, начала писать, сначала как внештатный корреспондент, а затем перешла в штат. Вот так не планировала изменить профессию, а получилось. О чем не жалею.
Страницы: 12

⇑ Наверх