Колодан Шаинян Жизнь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Колодан. Шаинян. Жизнь чудовищ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Колодан. Шаинян. Жизнь чудовищ

Статья написана 30 июня 2009 г. 08:58

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/31288" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Нечасто мне в последнее время доводилось видеть совместные авторские сборники двух писателей, не являющихся постоянными соавторами. Тем более удивила меня оригинальная компоновка сборника, в котором рассказы Колодана и Шаинян перемешаны друг с другом. Объединяет этих двух авторов, во-первых, биологическое образование, наложившее сильный отпечаток на творчество,  во-вторых, оригинальность стиля, а в-третьих, прочная дружба и сходный образ мыслей. В результате сборник получился очень удачным. Не могу не согласиться с  old_fan, это тот редкий случай, когда целое производит более сильное впечатление, чем каждая часть по отдельности. Рассказы очень удачно дополняют друг друга, а вместе создают очень оригинальную, специфическую атмосферу.  

Попробую охарактеризовать творчество каждого из авторов. Дмитрий Колодан — этакий Паганель от биологии. Добродушный чудак, способный выдвинуть самую эксцентричную идею и заставить всех окружающих в нее поверить, но при этом — прекрасный специалист в своей науке. Рассказы Колодана неизменно необычны. В большинстве случаев действие происходит в каких-то экзотических дальних странах. Во многих рассказах в наличии  стандартный набор героев: молодой симпатичный чудак, загадочная красавица, пожилой и еще более чудаковатый родственник главного героя, ученый-злодей, обуреваемый черными замыслами. В рассказе выдивгается некое совершенно оригинальное предположение, кажущееся всем окружающим полным бредом, например, о том, что в сурках сосредоточена невидимая масса Вселенной, затем из-за действий ученого-злодея, проискам инопланетян или просто благодаря случайности мир оказывается на грани катастрофы, но чудаки- герои спасают ситуацию и наступает очередной хэппи-энд. Важную роль в событиях неизменно играют некие существа: от крабов и кальмаров до пони или все тех же сурков. При этом рассказы написаны ярко и живо, с хорошим юмором. В результате получается симпатичная, хоть и несколько напоминающая комикс, история. Читая рассказыв Колодана, так и чувствуешь дух приключений, так характерный для литературы 19 века. Есть, однако, у этих рассказов и свои недостатки. Этим историям частенько не хватает глубины (в лучшую сторону выделяется «Тяжесть рыб») и некоторые из них слишком уж напоминают друг друга. Больше других мне понравились «Тяжесть рыб», «Круги на воде», «Вся королевская конница».  Единственный рассказ, выпадающий из общего ряда — «Зуб за зуб», в котором чувствуется влияние Карины Шаинян. Средняя оценка рассказам Колодана — 8 баллов.

Творчество Шаинян по стилю чем-то напоминает Колодана, но жанры и сюжеты произведений совсем не похожи. Большинство историй Шаинян находятся где-то на грани хоррора, триллера, психоделики. В этих странных рассказах не всегда можно четко описать сюжет, но они сильны своей образностью, специфической атмосферой надвигающейся беды. Вообще-то подобная литература совсем не в моем вкусе, но в некоторых случаях Шаинян удалось зинтересовать и зацепить меня. Больше других мне понравился рассказ «Жираф-в-шарфе»,  очень неплох «Зеленый палец». Совсем не понравились «Минтай» и «Смеющийся». От некоторых рассказов осталось очень противоречивое впечатление, например, от «Локатора» или «Рыбы-говорец». Кажется, что каких-то штрихов в этих историях не хватает, чтобы все встало на свои места. Большинство рассказов — очень на любителя. Желающим прочесть нечто странное, необычное, они должны прийтись по вкусу, а вот поклонникам более традиционной литературы могут совсем не понравиться. Среднюю оценку рассказам Шаинян поставить сложно, уж очень велик разброс, но скорее она ближе к 7, чем к 6.

Ну а больше всего в сборнике мне понравились совместные рассказы двух авторов. К блестящей фантазии Колодана Шаинян очень удачно добавляет жесткость и глубину историй, благодаря чему получаются просто маленькие шедевры. И «Над бездной вод» и «Затмение» и «Жемчуг по крови» очень хороши. Оценка совместным рассказам — 9 баллов.

Завершает сборник рассказ Владимира Березина, автора столь же необычного и оригинального, как и Колодан с Шаинян. Вот чей сборник я бы тоже прочел с большим интересом.  Этот рассказ очень удачно вписывается в концепцию сборника, а его название — «Гармония» — как нельзя лучше передает мое ощущение от книги.

В итоге могу смело рекомендовать этот сборник тем, кто хочет прочесть нечто яркое, необычное, нетривиальное, с трудом помещающееся в рамки определенных жанров. А вот поклонникам более традиционной литературы сборник может и не понравиться.





199
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 12:05
Стоит ли читать, если не понравилась «Другая сторона»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 20:05
Думаю, не стоит. «Другая сторона» и рассказы Колодана написаны в похожем стиле, а рассказы Шаинян, насколько я представляю себе, едва ли будут в вашем вкусе.


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 13:27
Добрый, слишком добрый человек kkk72. Впрочем, мне ещё треть сборника осталась, может там самые что ни на есть сокровища... Дочитаю -- отпишусь.

цитата kkk72

Кажется, что каких-то штрихов в этих историях не хватает, чтобы все встало на свои места.


ИМХО, понимания, о чём и зачем это всё написано.

Но тут главный вопрос, по-моему: нужны ли нам вариации на тему Геймана и Блейлока, если есть сами Гейман и Блейлок. :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 13:38
И на как пока ты оцениваешь сборник? Просто сомнения моим духом овладевают... слишком низкие оценки у рассказов..
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 13:41
В целом сборник оценивать смогу только после того, как прочту целиком. Но пока -- не выше семи. (А отдельным рассказам я оценки выставил -- тем, которые прочёл). При этом есть одна очень сильная сторона у обоих авторов: образное вИдение, необычный взгляд на мир, художественная деталь -- вот это -- умеют.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 13:43
Просто еду на Петровку и думаю to брать or not to брать) Так как Батчер изрядно ударит по кошельку.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 18:04
Насколько я понимаю, большинство (а может, и все) тексты сборника есть в сети. Можно поспрашивать у тем, кому нравится, что лучше всего «прочесть на пробу» -- и «прочесть на пробу». :)
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 18:08
Да уже все равно! Купил :-)))
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 20:07
На мой взгляд, правильно сделал! Мне кажется, рассказы Колодана должны тебе понравиться. Интересно будет потом прочесть твой отзыв.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 22:47
:beer:
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 13:46
Во-первых, я бы сказал «вариации на тему Карпентера и Кортасара». Во-вторых, давно ли Блейлок и Гейман приняли российское, украинское (или, на худой конец, белорусское) гражданство? Ты не умничай, а пальцем покажи: где среди РУССКОЯЗЫЧНЫХ такие авторы? Ась?
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 18:02
При чём здесь гражданство? Вопрос в другом: зачем делать _то же самое_, причём на чужой почве? Большинство прочитанных мной рассказов (примерно 2/3 сборника) -- с главгероями из б-м экзотических стран и в тамошнем же антураже. Нет, само по себе явление «вариации на тему Геймана» (подставь имя по вкусу) -- они, конечно, имеют право на существование. Но хотелось бы за вариациями как таковыми увидеть смысл, вложенный автором вариаций. А -- фиг.

Вот ты поумничай и расскажи мне (может, я чего не понял): о чём повести «Скрепки» и «Жемчуг по крови»?

Я уже не говорю о том, что ну как бы не комильфо делать такие вещи, как «Зуб за зуб» или «Космический цирк»: и темы, и приёмы затёрты до дыр. Влили бы новое вино в старые мехи -- ещё хоть как-то оно бы себя оправдало. А так...

Как пишет автор рассказа-послесловия, «Извините, если кого обидел». :-)))
 


Ссылка на сообщение1 июля 2009 г. 10:20

цитата Vladimir Puziy

Вот ты поумничай и расскажи мне (может, я чего не понял): о чём повести «Скрепки» и «Жемчуг по крови»?


Читай мою рецензию в следующем номере «МФ». Там как раз об этом. :-))) Насчет «Зуб за зуб» и «Космического цирка» согласен, рассказики слабые, проходные, но демонстрируют типичные черты «творческого почерка» авторов.

Кстати, повторю еще раз: сходства с Гейманом я не заметил, тут совсем другие литературные корни.
 


Ссылка на сообщение1 июля 2009 г. 16:20

цитата vvladimirsky

Кстати, повторю еще раз: сходства с Гейманом я не заметил, тут совсем другие литературные корни.


А ты перечитай вот хотя бы этот рассказ http://fantlab.ru/work... и сравни с «Космическим цирком». :-))) Ещё вот с товарищем переписывались -- имхо, совершенно справедливо всплыла Келли Линк.

Рецензию, конечно, почитаю, но ты бы мог хотя бы намекнуть. Пока дождусь -- истерзаюсь ведь сомнениями. :-)))
 


Ссылка на сообщение2 июля 2009 г. 14:06
Не-ет, ты должен сначала купить журнал! На бумаге, с диском и постером. :-)))

Я, кстати, сильно сомневаюсь, что ребята читали Келли Линк или даже рассказы Геймана. Все-таки Колодан и Шаинян писатели, а не читатели вроде нас с тобой. 8-) ИМХО, они сами к этому пришли. Доросли. Что, на мой взгляд, просто замечательно -- если вспомнить, до чего «доросли» представители предыдущего поколения, «стиратели» и иже с ними. Колодан, Шаинян, Наумов, отчасти Врочек и тэпэ перестали ориентироваться в своем творчестве на фантастику, даже классическую, у них другие приоритеты, и это прекрасно.
 


Ссылка на сообщение2 июля 2009 г. 14:35

цитата vvladimirsky

Все-таки Колодан и Шаинян писатели, а не читатели вроде нас с тобой


Вот так, походя, то ли плюнул в душу, то ли... :-)))

цитата vvladimirsky

ИМХО, они сами к этому пришли. Доросли.


Ну, не знаю, не знаю. К примеру, у Димы в интересах Блэйлок и Пауэрс прописаны, думаю, и Геймана он читал.

Но по сравнению со «стирателями» , конечно, -- да!.. Осталось только сделают следующий шаг. :-)

Журнал-то я всё равно куплю, куда денусь.
 


Ссылка на сообщение2 июля 2009 г. 23:14
Врочек свой талант нечувствительно конвертирует в Дикий. Я боюсь еще пара книг в этом ключе и его можно вычеркивать из списков маст рида.
Лично я разочарован ужасно...

А я Келли Линк не заметил. Она более тонкий стилист. А у Колодана и Шаинян пока повествование завалено стилистическим хворостом. Иногда это выливается в весьма мощные вещи, просто отличные, но чаще вырождается в сумбур, без логики и смысла.
Это, конечно, моя беда, но я иногда просто не понимаю о чем и про что. Что за чудовища скользят там во тьме воды, покрытой пленкой стилистических заморочек. И иногда кажется, что и нет там этих чудищ, а только игра света.
Я в целом благоприятствую обоим авторам, но, по гамбургскому счету, это пока авансы. Они выбрали трудную дорогу, это заслуживает похвалы, но не апплодисментов. А вот, если они по этой дороге доберутся до вершины, вот тогда и...
Я вот буду следить.
А пока местами чудовищный сумбур, и не фиг к хаосу приплетать Кортасара. Я его читал.:-)))
 


Ссылка на сообщение3 июля 2009 г. 00:33

цитата Karavaev

Я в целом благоприятствую обоим авторам, но, по гамбургскому счету, это пока авансы. Они выбрали трудную дорогу, это заслуживает похвалы, но не апплодисментов. А вот, если они по этой дороге доберутся до вершины, вот тогда и...
Я вот буду следить


Вот +1.

А какие ты вещи считаешь у них мощными? (Вот прочту, посоветуй. Ибо...)
 


Ссылка на сообщение3 июля 2009 г. 20:46

цитата Vladimir Puziy

А какие ты вещи считаешь у них мощными

А напомни мне через месяц, а? Я сейчас, по известным тебе причинам, не готов ответить.
 


Ссылка на сообщение3 июля 2009 г. 21:55
ОК
 


Ссылка на сообщение3 июля 2009 г. 18:59
Келли Линк появилась в этом контексте, по-моему, в результате простой жанровой аналогии. У неё «странная проза» и у Шаинян «странная проза». Хотя эти странности довольно мало похожи.
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 20:06
А стоит ли вообще писать романы, если есть Толстой и Достоевский?;-)
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 23:21
«Если завидовать -- то Моцарту!»
 


Ссылка на сообщение2 июля 2009 г. 14:06
Я -- Быковым. И Василю, и Дмитрию.
 


Ссылка на сообщение2 июля 2009 г. 14:26
Варьянт. :-)


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 17:41
Вот что-то «Другую сторону» не осилил. Как-то... вяло, что ли?..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 20:15
А на мой взгляд, стильно, хоть кое-где и сыровато.


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 18:11
хм... я думал они все рассказы вместе писали?!... а как я понял, там и совместные и сольные вещи и даже некто Березин есть... %-\ практически можно было издавать как Антологию «Жизнь чудовищ» :-)))


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 18:46
Я этот сборничек приметил сразу после инфы о нем на Лабе. Как человека с биолого-химическим образованием и любителя малых форм он меня заинтересовал. Но вот как раз ждал лицензии вроде этой, потому как оценки по целому ряду рассказов, мягко говоря, средние. Но все что освящает в последннее время kkk72 у меня уже или есть, или только прочитано, или готовится к прочтению. И мнения наши в подавляющем большинстве случаев благополучно совпадают. Так что бум брать.;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 19:28

цитата Андрэ

биолого-химическим
Вот везет) А я вот мечтаю сборник рассказов по тематике компьютерно-математический... :-(((
 


Ссылка на сообщение30 июня 2009 г. 20:10
Думаю, многие рассказы вам должны понравиться, благо наши вкусы действительно во многом совпадают.


Ссылка на сообщение10 августа 2009 г. 02:24
Судя по всему, это что-то яркое, самобытное и нетрадиционное. Я такое люблю. Но вот оценки и обсуждение разочаровывают:-(. Теперь насчет покупки сомневаюсь. Хотя рецензия, конечно, сильно возбуждает аппетит:-).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2009 г. 08:18

цитата valkov

это что-то яркое, самобытное и нетрадиционное.

Да, но весьма неровное. А «Другую сторону» Колодана вы читали?
 


Ссылка на сообщение10 августа 2009 г. 12:50
Нет, Колодана вообще не читал.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2009 г. 14:29
Стоит познакомиться с этим автором.


Ссылка на сообщение26 августа 2009 г. 13:28
Купил сборник вчера, прочёл пару рассказов, понравилось, спасибо за рекомендацию.


⇑ Наверх