Владислав Ходасевич


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Владислав Ходасевич "Некрополь"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владислав Ходасевич «Некрополь»

Статья написана 13 марта 2016 г. 16:55

сабж


Никогда особо не читала и не любила Ходасевича, почитая его одним из странных второго плана поэтов Серебряного века. Может быть, до стихов я его так и не добралась, но воспоминания его просто изумительны. «Некрополь» — это именно воспоминания, отчасти юмористического толка, но с большой любовью написанные, о классиках-современниках. В сборник вошли рассказы о Брюсове, Белом, Гумилеве, Блоке, Есенине, Горьком, Сологубе и не только. Воспоминаний о том периоде и обо всех этих людях, конечно, много, и я тоже читала их некоторое количество, чтобы было с чем сравнивать. Текст Ходасевича, безусловно, лучшее из всего, что я видела.

Во-первых, он очень смешной. Не знаю, как у автора с чувством юмора в художественной прозе, но тут оно блистательно. При этом он не пытается пошутить нигде специально, а просто ловко подмечает то комическое, что было и в жизни его героев, и в их окружении, и в самой эпохе. Учитывая ее суматошность, комического было столько же, сколько и ужасного — то есть половина от всего вообще.

Во-вторых, он очень психологически точный и детальный. При этом про некоторых героев Ходасевич говорит более конкретно, излагая последовательно биографию, про некоторых — более абстрактно. Например, о Есенине он рассказывает скорее «историю его идей» или творческих периодов, чем собственно факты. Зато о Брюсове много именно мелких деталей и фактов. О каждом из своих персонажей Ходасевич подбирает особую манеру повествования, где-то больше говорит о жизни, где-то — о творчестве, где-то — скорее о картине в целом. К каждому своему герою, что характерно, автор относится очень бережно и уважительно — и несмотря на то, что текст целиком получается очень интересный и веселый, он ни над кем из них не насмехается прямо и никого прямо не осуждает. Зато у читателя все карты на руках, чтобы сделать это самостоятельно.

Замыкает сборник воспоминание о «Доме искусств» — таком артистическо-писательском сквоте (да, эти люди жили в сквотах до того, как это стало мейнстримом), существовавшем в начале 20-х годов в Петербурге. Он изумительно комичен сам по себе, как комичны вообще все хорошие истории про общежития. И довольно печален, учитывая жуткие обстоятельства, в которых они все выживали, конечно.

Я затрудняюсь объяснить, насколько точны и удачны все характеристики и замечания «Некрополя» и насколько интересно это читать, даже если конкретные личности героев вас совсем не занимают — достаточно общего интереса к эпохе, ну и некоторого знакомства с ней. Это правда ну очень хорошо.





315
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 марта 2016 г. 08:47
В его «Белом коридоре» роскошный эпизод, когда Луначарский читает пьесы Рукавишникова.

«Во второй пьесе дело происходило на мельнице, где живет разная нечистая сила и между собой разговаривает. Есть на мельнице инфернальный кот. Он не говорит, но на протяжении всей пьесы то и дело кричит «мяу». Луначарского давно уже нет на свете и как-то неловко сейчас вспоминать его долгое, звучное, истомное мяуканье с руладами. Но тогда было невыносимо смешно смотреть, с каким артистическим увлечением мяукал министр народного просвещения. И главное — невозможно было отделаться от забавной мысли о том, как он это мяуканье репетировал — может быть, вместе с автором».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2016 г. 09:25

цитата spettro

«Белом коридоре» роскошный эпизод, когда Луначарский читает пьесы Рукавишникова.

надо прочитать, пожалуй)
 


Ссылка на сообщение14 марта 2016 г. 09:25
да, я к тому, что у него много отличных мемуарных текстов, не входящих в «Некрополь».


Ссылка на сообщение5 мая 2016 г. 00:50
Ни фига себе второго плана поэт!) Долго спорят кто там более первого — он или Блок, к примеру) А прозаик он, кстати, отменный, хоть мало что успел и, наверное, неровный. Есть роскошная биография «Державин», может быть, эталон биографий. Там, кстати, довольно забавно описывается, как Державин, Бибиков и Суворов наперегонки ловили Пугачёва, делая друг дружке мелкие подлянки при случае)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 2016 г. 09:33

цитата salmin26

Ни фига себе второго плана поэт!)

Да, меня в это уже носом потыкали) Странно, на самом деле, почему я из школы ничего о нем не вынесла совершенно.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2016 г. 11:46
Ага, его почему-то не проходят в школе. Раньше понятно — эмигрант и проч., но сейчас вроде тоже не очень. Я только от Набокова о нём узнал (ох, как красиво звучит!))
 


Ссылка на сообщение8 мая 2016 г. 21:35
Это странно, на самом деле...

цитата salmin26

ох, как красиво звучит

:-D


Ссылка на сообщение27 сентября 2016 г. 15:13
Спасибо, я обращу внимание.


⇑ Наверх