Все игрушки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > Все игрушки войны
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Все игрушки войны

Статья написана 30 мая 2017 г. 16:06

Рецензия А. Макаренко на сборник «Все игрушки войны» в «НГ-Экслибрис»

«Лежал в кармане команданте приказ взять это село, еще вчера должен был он поднять последних воинов и бросить их в бой. Село было ничем не примечательное, несколько покосившихся хижин да сараев. Но обороняли их такие же сорвиголовы, пришедшие из глубины континента, давно разоренного и отравленного войной, и которым терять было нечего. И возможно, в кармане их командира лежал такой же приказ: взять на рассвете их полузатопленные муссонными дождями временные укрепления. А селение оказалось посредине, без энергии, без связи, без защитных стен и подземных убежищ, над ним пролетали самолеты, проезжали танки, проходили разрозненные отряды в форме разных армий, а оно все стояло и не желало вымирать…». Более того, как это описано в рассказе Арти Д. Александер «Добрая память» жители селения нашли способ остановить войну, которая началась так давно, что никто не помнил ее причин.

В один из дней к линии окопов выходит старик, который рассказывает о кончине уважаемого школьного учителя, и просит один день не стрелять, чтобы можно было достойно совершить обряд погребения. А на следующий день  приносит солдатам свежевыпеченный хлеб. «И смотрели на его окна, едва освещенные горящими лучинами, забывшие о мирной жизни измученные люди, с таким чувством, словно пытаясь вспомнить нечто очень важное». И никто не отваживается снова взяться за оружие.

Обретение мира – одна из главных тем антологии. Если вдуматься, то еще недавно миллионы людей жили с мыслью «лишь бы не было войны», но теперь оказывается, что и само понятие, и содержание войны изменились. В рассказе Михаила Попова «Рая и Ада» тема предстает в виде тайного подтекста вроде бы традиционного противоборства мужского и женского начала в лихом водовороте флирта. Соблазн красивой жизни – страшная сила. А если прибавить к нему никем вслух не признаваемые проблемы уязвленного самолюбия…

Впрочем, истинная любовь способна если не предотвращать войны, то хотя бы по возможности залечивать раны: увы, противоречия, старательно подогреваемые искателями выгоды, в какой-то момент оказываются сильнее. Героям рассказа «Посол мира» выпало недолгое счастье понимания: «Он мог разделить со мной все, что чувствовала я, понимал с полуслова и полувзгляда, словно это было невероятное единство двух потерянных и нашедших друг друга душ…». А потом была долгая, с поистине галактическим размахом война двух непохожих цивилизаций, которую герой всеми силами старался предотвратить.

В рассказе Ольги Дыдыкиной «Укрощение Теиды» описано столкновение людей с нетронутой природой. Вот только красота удивительных деревьев Теиды не трогает сердца тех, кем руководит «жесткая коммерческая необходимость: без перезагрузки не будет прибыли». Теида будет завоевана, перезагружена, и от уникальных деревьев останутся пни… В рассказе А. Санти «Драконово поле» ясно показано, сколь роковым может оказаться желание победить любой ценой. «Он предупреждал их, что если вмешается в их войну, то и у врага появятся новые возможности, мир так устроен, равновесие. Он говорил, что станет хуже…» Причем это верно для обеих противоборствующих сторон.

Амария Рай в рассказе «История флорентийской куклы» описывает историю Пиноккио Санчеса, армейского барабанщика, который во время похода сорвался со скалы, получил тяжелые травмы и остался без ног. Но с этого началась у него новая жизнь, нелегкая, однако подарившая миру знаменитую сказку об ожившей деревянной кукле и прекрасной девушке с голубыми волосами. «Ступая шаткими деревяшками со скрытым от глаз пружинным механизмом, он широко расставил руки, балансируя что было сил, но на его лице была широкая победная улыбка – Пиноккио Санчес снова мог ходить!»

Среди произведений есть те, что повествуют о драматических, порой судьбоносных исторических событиях. Повесть Алекса Громова и Ольги Шатохиной «Выбор союзников» посвящена Первой мировой войне и ее предыстории, а также тем тайным пружинам, которые подталкивали народы к этой трагедии, навсегда изменившей облик Европы и всего мира. В художественный текст органично вплетены фрагменты подлинных документов и газетных статей того времени.

Сейед Нассер Табаи в рассказе «Сын своей сабли» обращается к судьбе Надир-шаха, последнего из великих завоевателей Востока. Он завладел прославленными сокровищами, о которых когда-то на заре своей жизни не мог и мечтать, он стал владыкой, но в силах ли он остановить начатую им же войну?

В сборник также включены произведения Павла Иванова, Алексея Васенова, Мунована Муноди и других авторов.





1985
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 мая 2017 г. 23:15
Следующий сборник будет называться «Спальный район Вселенной» :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 мая 2017 г. 09:59
Позвольте поинтересоваться: а все вот эти Сейеды Нассер Табаи и Мунованы Муноди — это псевдонимы отечественных писателей или переводы иностранных авторов? Ещё когда анонсы книг были любопытно стало, но всё спросить забываю.


Ссылка на сообщение5 июня 2017 г. 11:55
Прикуплю, пожалуй. Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июня 2017 г. 22:49
Спасибо :-)


⇑ Наверх