Февральские морозы время


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kons» > Февральские морозы = время для чтения
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Февральские морозы = время для чтения

Статья написана 1 марта 2018 г. 11:10

1.

На данную книгу я наткнулся абсолютно случайно, когда искал новую книгу с изданием гоголевской «Ночи перед Рождеством». Суть этого сборника хорошо изложена Николаем Лесковым — «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе». Собственно по такому лекалу и старались строить свои произведения авторы сборника. Сборник соблюдает временную направленность от наиболее ранних к современным произведениям.

По прочтению книги у меня сформировалась ощущение, что написать святочный рассказ мог человек, для которого святки это неотъемлемая часть жизни, а не нечто абстрактное. Именно ранние рассказы наиболее сочные и интересные, а чем дальше мы двигаемся по временной линии, тем всё более вымученными кажутся истории, которые предлагают нам авторы. И ведь порой рассказы написаны церковными лицами, но то ли идеи поданы в лоб, то ли простого литературного таланта не хватает, но увы, многие современные рассказы банальны и слабы.

Из 13 рассказов отметить можно только три. Больше всего мне понравился рассказ Бориса Екимова «За теплым хлебом», но вот ведь пародокс он практически и не святочный. Просто замечательная история из жизни. Схожая история и с другим рассказом — «Юркино Рождество». Только-только, самым краем притянут к святочной тематике. И вот что ведь получается, что когда сама тема уходит из общественной жизни, то хорошая и качественная литература, все равно выигрывает. К сожалению, остальные произведения являются попыткам оживить умершего.

В целом, получилась интересная антология, посвященная ушедшему литературному жанру, что позволяет неплохо оценить подборка произведений.

2.

Завершаю знакомство с совместными проектами Нила Геймана и Криса Ридделла. А ещё это тот случай, когда с экранизацией я познакомился задолго до прочтения книги.

Книга весьма необычная, но в случае с Нилом Гейманом это ожидаемо. И наверное это самая мрачная книга из проиллюстрированных Ридделлом. И скажу честно именно такая версия с авторскими рисунками мне оказалась ближе, чем то, что получилось в экранизации.

История о девочке, попавшей в некий параллельный мир, который создала ведьма, чтобы навсегда захватить девочку и её семью.

Даже не знаю в каком возрасте следует подсунуть эту книгу подростку. Как найти ту грань, когда воспитательный момент книги перевесит пугающую странность книги.

3.

Забавная такая брошюрка, изданная в эмигрантском издательстве. В ней описывается встреча двух друзей в изгнании, которые размышляют о будущем России. Один из них мечтатель, а другой скептик. Именно «фантазиями» мечтателя и интересна эта книга. Начав разговор об удобстве дорог и всеобщей мобилизации, они постепенно переходят к рассуждениям об ядерной энергии (ещё не частый гость на страницах фантастических произведений) и беспроводной её передачи, а также о её значении для геополитических решений. А закончилось всё необходимостью создание высокодуховного человека, на стыке соединения культур Запада и Востока. Или даже не закончилось, а просто оборвалось. Именно такая идея и сформировалась у автора, о чём свидетельствует название очерка. В принципе в небольшой книжке автор сделал обзор основных фантастических идей, которые будоражили умы в то время. И в принципе всё это читается довольно интересно.

А тем временем за обычной фамилией на обложке, скрывается очередной человек необычной судьбы — Василий Витальевич Шульгин. На минуточку, один лишь факт — во время Февральской революции принявший отречение из рук Николая II. О как! Один из организаторов Белой армии, лидер дореволюционной Государственной Думы, известный борец с большевизмом. Перед ним прошли события Первой Мировой войны, Февральской революции, Белого движения, русской эмиграции, Второй Мировой войны. Многое было в его жизни.

Резюме: Было небезынтересно ознакомиться с творчеством многогранной личности.

4.

Продолжая копаться в том, что иногда фантастического всплывает в сети, ознакомился с книгой 18 века. Что у нас тут присутствует — был некий муж истовым старообрядцем, знал книги многие и соблюдал все установления веры своей. Один из учеников его расстроил его так, что послужило это причиной смерти старца. Душа же его попала в языческий посмертный мир, где сопровождали её Меркурий и Харон.

Стоит ли рассматривать данную книгу как фантастическую? Вряд ли. Это памфлет, сатира, с той же степенью фантастичности, что и в произведениях Салтыкова-Щедрина. Рассказ разделён на 2 части — досмертная и посмертная. Первая часть посвящена описанию «святости» владельца души в нашем мире. Здесь весьма сильна сатирическая составляющая, высмеивающая старообрядцев. Вторая рассказывает о приключении души этого «святого» в мире ином, где он попадает в посмертный мир древней античности. Эта часть вообще выглядит фарсом. Во-первых, здесь смешаны в гремучую смесь античная мифология и христианская религия (вообще непонятно почему душа старообрядца попала в загробный мир древних. ну не такие уж старообрядцы еретики). Во-вторых, здесь вместо благочестивого старца перед нами предстаёт Улыбающаяся душа, которая постоянно лебезит и способная заумно заговорить любого. На мой взгляд эти две части не составляют единого целого, а так и остаются отдельными фрагментами, которые высмеивают в одной части одно, а в другой- другое.

Вообще старинные книги это отдельная тема. Это и другой стиль изложения и другое построение языка. В архив истории, однозначно, и не доставать.

5.

Абсолютно детское чтиво для детей 5-6 лет. Не стоит потраченного на них времени. Ничего нового в творчестве Ле Гуин эти книги вам не откроют

6.

Ещё одна детская книжка. Единственная сказка в творчестве Андре Моруа, если не вообще единственное фантастическое произведение. Мне досталось первое издание этой книги, выпущенное издательством ОГИ. Это один из немногих случаев, когда претенциозное оформление, напрочь убило впечатление от книги. Задумка проиллюстрировать книгу рисунками «под ребёнка» просто ужасная находка. Лично я бы запихнул детскую книгу с такими иллюстрациями в самое дальнее место. Ну на фига делать подписи к рисункам, которые даже не всегда можно прочитать >:-|.

Сам текст довольно простой для сказки. В меру нравоучителен и понятен.

Из нашего мира в подземный, где обитают толстопузы и долговязы, проваливаются два мальчика, схожей комплекции. Как не трудно догадаться один из них попадает к одной стороне, а другой к противоположной. И происходит все это на фоне переговоров, которые приводят в войне. И нашим героям поневоле приходится поучаствовать во всей этой бурной активности. Как это ни странно война, выигранная одной из сторон, имеет весьма необычные последствия.

Такой вот очевидный антивоенный посыл, который автор и не сильно скрывает. Произведение интересное, но все-таки оно в большей степени для детей и подростков.

7.

Специальный номер журнала посвященный столетию со дня рождения Энтони Бёрджесса. Огромный поклон составителям этого номера. Если вы не знаете что это за автор, то милости просим. Скорее всего большинство знает как автора романа «Заводной апельсин», на что весьма прозрачно намекает обложка этого номера журнала, весьма своеобразного фантастического романа. Но это абсолютно не так и, как у любого автора, творчество его гораздо разнообразнее. Именно это и старались показать составители.

В номере собраны весьма различные произведения — один роман, один рассказ (которых у него меньше чем романов), фрагмент автобиографии, немного статей, интервью, рецензии на книги и рецензии других авторов на его книги. Таким образом, этот номер уникальная возможность оценить творчество автора с различных позиций.

И если художественное творчество оставило менее довольно равнодушным, то другие работы заставили абсолютно по другому взглянуть на автора, особенно автобиографии автора.

Не знаю насколько достоверна автобиография автора, но она позволяет совсем по другому взглянуть на творчество автора и даёт определенные пояснения к творчеству. В копилку сведений идёт информация о причинах творчества, о музыкальной деятельности, об огромной работе, которую проделал автор как литературный критик и многое другое. Эта информация далее подтверждается работами, представленными в журнале. Разве не интересна писательская кухня? Почему и как задумывался тот или иной рассказ? Как возник арго в романе «Заводной апельсин»? Ответы можно найти на страницах журнала.

Не менее интересная грань творчества представлена литературоведческой деятельностью. Здесь наверное надо выделить два литературных «столпа», которые интересуют автора Джойс и Шекспир. И так как авторы не обделены переводами на русский, то у нас есть возможность оценить то, о чём пишет автор.

Если вы хотите познакомиться с творчеством Бёрджесса с нуля или поближе, то лучшего варианта Вам просто не найти.

8.

Редкий случай, когда реклама не обманывает — «Даже если бы сюжет не был столь захватывающим и хорошо написанным, эту книгу стоило бы купить только ради её визуальной составляющей».

Альтернативная викторианская Англия в стимпанковской оболочке — просто конфетка для различных изобразительных находок. Главная героиня, Механика, утратившая воспоминания о прошлой жизни, пытается существовать после эксперимента сумасшедшего ученого, наградившего её механическими протезами. Она работает частным детективом, расследующим различные необычные дела, а заодно распутывает своё прошлое.

Не сказать, чтобы сюжет блещет оригинальностью, подобное построение комикса встречалось неоднократно. Комикс в большей степени выигрывает за счет иллюстративного ряда, героинь в обтянутых костюмах и выступающими бюстами. Чистое пиршество сексизма и огромный задел для косплееров. Но мне нравится и потому буду ждать продолжения.

И, кстати, возникает любопытное пересечение с графическим романом «Аврора», прочитанным в прошлом месяце.

9.

Главное разочарование месяца. Решил почитать что же за новые авторы, которым дают Нобелевскую премию. Последний мой опыт был необычен — это были романы Орхана Памука. И хотя не скажу, что особенно понравилось, но что-то в этом было. Поэтому осознанно брал книгу Патрика Модиано с такой задачей.

Честно я вообще не понял что это. Небольшой роман (а скорее повесть) в котором нет осмысленного сюжета. Нам представлен некий фрагмент жизни героини, который возникает из ниоткуда и уходит в никуда. Прошлое, основное, чем озабочена героиня. Ты читаешь, читаешь, ждешь чего-то исходящего из описания, но сюжетные линии обрываются в никуда, а финал ставит вполне разумный вопрос «А на фига вообще всё это надо было?». 150 страниц ни о чём. Можно сколько угодно пытаться написать умных мыслей, что задумал автор и что это могло бы означать. Пусть этим занимаются критики. Из данного текста абсолютно не понятно за что автору дали указанную премию. В ближайшее время я попробую почитать ещё одного нобелевского лауреата, и это точно будет не Модиано.

За отчетный период наверное две книги стоит выделить из прочитанного. «Святочные рассказы» и февральский номер «Иностранной литературы» за 2017 год, посвященный Бёрджессу. В итоге отдам предпочтение журналу.





345
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 марта 2018 г. 11:24

цитата Kons

Единственная сказка в творчестве Андре Моруа, если не вообще единственное фантастическое произведение.
это ты погорячился. у него эн-ное количество фант.вещей есть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 марта 2018 г. 13:43
Тогда поищу.:beer:


Ссылка на сообщение1 марта 2018 г. 12:41

цитата Kons

В ближайшее время я попробую почитать ещё одного нобелевского лауреата, и это точно будет не Модиано.
Кадзуо Исигуро почитайте, рекомендую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 марта 2018 г. 13:43
Один из двух вариантов на прочтение.


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 11:13
Механику купил, Геймана в прошлые месяцы ребенку читал. На котов как раз вчера глядел в инетмагазе. :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2018 г. 12:30
Коты ну совсем-совсем детское. А Механика должна понравиться))


⇑ Наверх