В нашей базе отсутствовало, потому как на русском оно не выходило. Постарался исправить это упущение.
Интервью с Иваном Ефремовым с М. Полетти (журнал «France-URSS», январь 1958).
***
Смотря как он положил руку на череп динозавра, как бросил короткий взгляд на скелет мамонта, проходя мимо, по тому, с какой удивительной деликатностью его крупная фигура двигалась в этом музее-магазине громадных хрупкостей, я понял, что этот человек не просто учёный. Слушая его, наблюдая за плавными движениями рук, мне казалось, что эта фантастическая костяная вселенная обретает плоть и оживает.
В действительности профессор Иван Антонович Ефремов, доктор биологических наук и директор Палеонтологической лаборатории Академии наук СССР, — мечтатель. Наряду с Жюлем Верном он вдохновляет миллионы молодых советских людей на мечты. Его рассказы, которые он сам характеризует как «научные и фантастические», населяют чудесный мир воображения смелыми, но «математически подкованными» героями.
И то, что он рассказал мне о своей жизни, в общем, вряд ли сильно отличается, от жизни обычного советского человека.
* *
«Я родился в 1907 году под Ленинградом, посреди болот в деревне Вырица. Мой отец был сапожником(1). Через некоторое время после моего рождения родители покинули страну и переехали на юг, в Мариуполь, где у меня был дядя, который был капитаном на корабле. Война прервала мою учебу и разбросала семью. Меня усыновили солдаты автороты, и я стал, как говорят у нас на родине, сыном полка. В армии я прослужил до 1921 года. В том же году командир отправил меня учиться в Петроград. Там я пробыл до 1923 года. Затем я поступил на морские курсы. В 1924 году я уехал во Владивосток с дипломом штурмана в кармане. Конечно, первая моя работа была матросом. Наш парусник ходил между Владивостоком и Сахалином. Он назывался «Третий Интернационал». Это было в 24-м году, знаете ли... Потом меня направили на Каспий, и именно в это время я познакомился со пожилым ученым, академиком Сушкиным. Он сумел привить мне свою страсть к палеонтологии и взялся сделать из меня ученого. Я не решался. В 25-м году я получил телеграмму от Сушкина. Он предлагал мне место препаратора. Три дня мы пили водку на борту, а потом я распрощался с матросской жизнью и уехал в Ленинград, где тогда находилась Академия наук. Когда в 1928 году Сушкин умер, я сменил его на посту заведующего лабораторией. Эту должность я занимаю и сегодня, но уже в Москве, куда теперь переехала Академия.
Он сделал паузу и улыбнулся:
«За это время я женился, у меня двое детей: 24-летняя дочь Таис и 22-летний сын Аллан. Вы, кажется, удивлены: почему Аллан? Знаете, мне очень нравятся романы англичанина Райдера Хаггарда. А его главный герой, Аллан, — охотник на слонов. Когда родился мой сын, я хотел, чтобы он стал исследователем Африки. Конечно, этого не случилось. Тем не менее мне удалось сделать из него геолога, а моя дочь изучает биологию.
Он немного поиграл пачкой сигарет, которую я положил на стол, и улыбнулся, узнав шлем наших предков. На уверенном французском он спросил меня: «Gaulois?»(2). А затем добавил, разразившись смехом: «Ventre saint-gris!»(3). Это восклицание его очень забавляло, хотя он и не знал его точного происхождения. Не имея возможности просветить его в этом вопросе, я пообещал написать ему и продолжил, как мог, рассказывать о цели своего визита.
* *
«Как я начал писать? Для меня это не лучшее воспоминание. Во время экспедиции я заболел и был прикован к постели на 18 месяцев. Это было в 42-м году. По памяти я начал писать о некоторых геологических экспедициях и морских приключениях, в которых я участвовал. Книга была опубликована в 1944 году и, надо сказать, была хорошо принята. Некоторые читатели даже находили некоторые истории очень правдивыми, хотя в них было много выдуманного. Помню, что после войны, когда я поехал в Ленинград, мне серьезно досталось от служителей и экскурсоводов Эрмитажа. В рассказе «На краю Ойкумены» я описал точно такой же музей, но с добавлением загадочной геммы. И сотрудникам музея пришлось разбираться с некоторыми из моих доверчивых и упрямых читателей.
В другом своем рассказе, опубликованном в 44-м году, я предсказал открытие месторождения алмазов в Сибири (4). И когда 10 лет спустя первые алмазы действительно были найдены, один из исследователей пришел ко мне и принес найденный минерал. Мои геологические предположения, на которых я основывал достоверность своего произведения, похоже, помогли им в их исследованиях.
«Как видите, даже при наличии богатого воображения реальность никогда не остается далеко позади. Моё последнее произведение, «Туманность Андромеды», едва было написано, как вокруг Земли уже начали запускать спутники. Настаёт время, чтобы добраться до Города будущего.
«Видите ли, я очень верю в человеческий интеллект. В своей следующей книге я расскажу историю о встрече двух космических кораблей в межзвездном пространстве (5). На одном были земляне, на другом — существа из другого Мира. Это допущение породило множество научно-фантастических романов. Чаще всего эти встречи приводят к сражениям. Но я не верю в войну миров. Я убежден, что существа, достаточно разумные, чтобы построить космические корабли, не могут быть агрессивными грубиянами.
— Есть ли у вас другие литературные замыслы?
— Да, есть. Сейчас я придумываю историю об инквизиции в Средние века, о приключениях туарега из Сахары, с которым я познакомился на Фестивале молодежи...
— Новая «Атлантида»(6)?
— Роман Пьера Бенуа хорошо написан, но научно не обоснован. Атлантида никогда не существовала под Сахарой. Ряд ученых помещают ее на Азорские острова. Что касается меня, то я считаю, что она должна была находиться в Средиземноморье. Но в моей книге не будет никаких упоминаний об этом потерянном континенте».
Наш разговор продолжался еще долго, открывая мне другие черты этого современного Жюля Верна: прежде всего, удовольствие от «придумывания». Когда я спросил его, бывал ли он в пустыне Гоби, которая стала местом действия нескольких рассказов о фантастических экспедициях, он ответил: «Да». А затем, спустя мгновение: «Но это было уже после того, как я их написал! Реальность превзошла вымысел».
Вот одно из его крайних убеждений как прогнозиста:
— Можете ли вы вообразить для читателей журнала, какой будет ваша страна в 50-летний юбилей?
— Нет, не могу!
— ...
— Это слишком рано. Уже не за горами и 2000 год...
И наконец, помимо патриотизма, его вера в человечество.
— Являются ли герои вашей «Туманности Андромеды» советскими людьми?
— Нет, когда человечество сможет переселиться к другим светилам, я думаю, не будет ни советских, ни французских, ни американских людей. Все люди будут говорить на одном языке, и им будет хорошо, потому что человеческое общество будет справедливым и братским.
***
1. В интервью указано слово «cordonnier», что действительно переводится как сапожник, однако зная биографию И.А. Ефремова, можно предположить, что здесь возникла некая «ошибка перевода» и Ефремов говорил о человеке, работающем на кордоне, что более соответствует деятельности, которой занимался его отец.
2. На пачках сигарет данной марки изображен галльский шлем.
3. Любимое бранное восклицание французского короля Генриха IV, близкое по значению к русскому: «черт-те дери!».
4. Рассказ «Алмазная труба».
5. Вероятно речь идет о будущей повести «Сердце Змеи».
Издательство: Budapest: Metropolis Média Group, 2024 год, мягкая обложка, 304 стр. ISBN: 9789635511877 Серия: S.T.A.L.K.E.R. (Magyar)
Аннотация: Группа подростков отправляется в Зону с только им понятной целью. Их не интересуют ни материальные блага, ни знания. Они идут к своей цели. Но Зона — не то место, где всё просто и понятно. Она ломает людей, меняет их. И не видит разницы между взрослым и подростком...
Ну а теперь о рассказах. Будем уходить в глубь времён...
2021 год.
В ежегодной антологии Франческо Версо опубликован перевод на итальянский рассказа Ивана Наумова "Эмодом".
Издательство: : Хоррорскоп, 2019 год, электронное издание
Аннотация: «Хоррор без границ» – международная антология коротких рассказов ужасов. В этот сборник включены рассказы, написанные писателями ужасов со всех уголков земли – из России, США, Индии, Испании, Англии, Италии, Ирландии, Израиля, Казахстана, Литвы, Канады, Украины, Польши, Малайзии и т.д. В проекте приняли участие более 50 писателей. А один рассказ был написан на территории Антарктиды! Книга вышла в двух версиях – русскоязычной и англоязычной.
Издательство: New York: Pantheon Books, 1963 год, твёрдая обложка + супер, 214 стр.
Комментарий: Cover art by Lois Ehlert.
1988 год.
3 номера болгарского журнала "ФЕП"
ФЕП №1-2, 1988. Рассказ Дмитрия Биленкина "Путь Абогина" и статья Евгения Брандиса "Вперёдсмотрящий: Повесть о великом мечтателе". Переводы Атанаса Славова и Александра Карпанчева.
ФЕП №4, 1988. Рассказ Виктора Колупаева "Печатающий механизм" (перевод Марии Меранзовой) и отрывок из научно-популярной книги Павла Амнуэля (перевод Росицы Панайотовой).
Издательство: Minerva Italica, 1971 год, мягкая обложка, 248 стр.
1969 год.
Французская антология "15 aventures de l'espace". Неизвестный герой перевёл 2 фрагмента. Один из книги Юрия Гагарина "Дорога в космос" и второй из книги Алексея Толстого "Аэлита".
Издательство: Milan: Isbn Edizioni, 2006 год, мягкая обложка, 244 стр. ISBN: 8876380485, 978-8876380488
Аннотация: История разворачивается в совершенно обычной семье. Мать-одиночка воспитывает своих детей, сына и дочь. Но по каким-то непонятным причинам с сыном Максимом начинают происходить странные вещи. Мальчик сторонится всех своих родных и друзей, предпочитая проводить время в одиночестве, стремительно набирает вес, а все недоеденное прячет под подушкой и матрасом. Особенно любит Максим сладкое, причем готов потреблять конфеты, мед и сахар в неограниченных количествах.
Переиздание 2012 года в мягкой обложке и электронная версия
Издательство: Milan: Isbn Edizioni, 2012 год, мягкая обложка, 244 стр. ISBN: 8876383409, 978-8876383403
Аннотация: История разворачивается в совершенно обычной семье. Мать-одиночка воспитывает своих детей, сына и дочь. Но по каким-то непонятным причинам с сыном Максимом начинают происходить странные вещи. Мальчик сторонится всех своих родных и друзей, предпочитая проводить время в одиночестве, стремительно набирает вес, а все недоеденное прячет под подушкой и матрасом. Особенно любит Максим сладкое, причем готов потреблять конфеты, мед и сахар в неограниченных количествах.
Издательство: Milan: Isbn Edizioni, 2012 год, 244 стр. электронное издание
Аннотация: История разворачивается в совершенно обычной семье. Мать-одиночка воспитывает своих детей, сына и дочь. Но по каким-то непонятным причинам с сыном Максимом начинают происходить странные вещи. Мальчик сторонится всех своих родных и друзей, предпочитая проводить время в одиночестве, стремительно набирает вес, а все недоеденное прячет под подушкой и матрасом. Особенно любит Максим сладкое, причем готов потреблять конфеты, мед и сахар в неограниченных количествах.
2. Почти свежее переиздание сборника "Икарова железа" на испанском.
Аннотация: Путевка в загадочный и непостижимый Город мечты, кастрация чувств, участие в фокус-группе для инопланетных захватчиков, Второе Пришествие руками ученых, туристические путешествия во времени, вечная жизнь разума, зомбирование поколения и многое другое в авторском сборнике Анны Старобинец!
3. Издание повести "Котлантида" на турецком в переводе Эды Доганчай.
Аннотация: Знаете ли вы о том, что все коты происходят с затонувшего материка под названием Котлантида? Люди что-то про это слышали, но все переврали. Предками сегодняшних котов были котланты. У каждой масти котлантов было свое волшебное умение.
Наш современник, героический рыжий кот Багет, обладает наследственной способностью проходить сквозь время, так как происходит из знатного рода котов-магов — его прапрадед прибыл когда-то в Россию в фургоне с французским хлебом. На долю Багета выпало непростое задание — вернуть всем котам утраченное право на девять жизней...
Кота ждут нелегкие испытания, головокружительное путешествие во времени и встреча с прекрасной дворовой кошкой по имени Мурианна.
Издательство: Warszawa: Prószyński i S-ka, 2008 год, мягкая обложка, 336 стр. ISBN: 978-83-7469-850-4
Аннотация: «Убежище 3/9» — остросюжетный метафизический триллер, многоуровневая фантасмагория, в которой герои из будничной жизни внезапно попадают в жутковатый сказочный мир. Любое действие, произведенное в каждом из этих миров, зловещим эхом отзывается в другом — в подобных обстоятельствах конец света становится по-настоящему реален и страшен.
Жанровый эксперимент, на который пошла Анна Старобинец, не имеет аналогов в русской литературе.
Аннотация: «Убежище 3/9» — остросюжетный метафизический триллер, многоуровневая фантасмагория, в которой герои из будничной жизни внезапно попадают в жутковатый сказочный мир. Любое действие, произведенное в каждом из этих миров, зловещим эхом отзывается в другом — в подобных обстоятельствах конец света становится по-настоящему реален и страшен.
Жанровый эксперимент, на который пошла Анна Старобинец, не имеет аналогов в русской литературе.
Аннотация: «Убежище 3/9» — остросюжетный метафизический триллер, многоуровневая фантасмагория, в которой герои из будничной жизни внезапно попадают в жутковатый сказочный мир. Любое действие, произведенное в каждом из этих миров, зловещим эхом отзывается в другом — в подобных обстоятельствах конец света становится по-настоящему реален и страшен.
Жанровый эксперимент, на который пошла Анна Старобинец, не имеет аналогов в русской литературе.
Ну и пока всё, ждите новых новостей.
Спасибо всем, кто помогал с наполнением этого выпуска!
Издательство: Godless, 2024 год, электронное издание
Теперь, что удалось ещё накопать.
3. В 1965 году в Италии вышла антология европейских авторов. В разделе СССР были представлены произведения Анатолия Днепрова, братьев Стругацких и Михаила Васильева. Из переводчиков наиболее известен Сандро Сандрелли
Издательство: Milano: Silva Editore, 1965 год, Формат: другой, мягкая обложка, 510 стр. Серия: Le situazioni
Комментарий: Le situazioni, n. 26
4. В 1982 году американское издательство "Ардис" выпустило антологию из семи российских утопий. В книгу вошли произведения Фаддея Булгарина, Владимира Одоевского, Николая Чернышевского, Александра Богданова, Александра Куприна и Валерия Брюсова. Составителем и переводчиком выступил профессор русской литературы Леланд Фетцер.
Издательство: New York: Ardis, 1982 год, твёрдая обложка, 253 стр. ISBN: 0-88233-594-4
5. В 1984 году советское издательство "Радуга" подготовило сборник советских фантастов на японском языке. Сборник получил название по рассказу Кира Булычева "Марсианское зелье".
Комментарий: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Н. Орловой.
7. В 1986 году увидел свет сборник произведений Кира Булычева на португальском "Meia Vida" (правда переводчица Мануэла Алвеш переводила с английского).
Комментарий: Caminho ficção científica №39. Ilustração da capa Henrique Cayatte.
8. Ну и ещё одно издание — румынский журнал "Anticipația CPSF 477". В номере вышли перевод рассказа Адлера Тимергалина "Начать сначала" и рассказ Кира Булычева "Мутант". Переводчиком обоих произведений выступил Флорин Мехединтяну.
Сегодня 70-летие празднует мэтр французского bande dessinée Жан-Пьер Жибра. К этой дате приурочено открытие библиографии французского сценариста и художника. Жан-Пьер родился 14 апреля 1954 года в Париже в семье профсоюзных активистов. Изучал рекламную графику с 1973 по 1974 год, пластическое искусство с 1975 по 1977 год и, наконец, обратился к комиксам. В конце 1977 года он опубликовал свои первые полные рассказы в журнале «Пилот».
В соавторстве с Жаки Берройе в 1979 году он начал создавать свою первую серию «Малыш Гудар» («Le Petit Goudard»), рассказывающей о похождениях невезучего подростка из бедной семьи. В 1980 году первая книга цикла была отмечена премией фестиваля комиксов в Ангулеме как лучший дебют.
Долгое время он работал только как художник, участвуя в разных проектах, и до 1997 года выпустил только три работы как автор — «Visions fûtées» и два графических романа в межавторской серии «Врачи без границ».
Однако благодаря книжной серии «Aire Libre» издательства «Dupuis», ориентированной на взрослых читателей, он запустил свои сольные проекты «Отсрочка» («Le Sursis») и «Полет ворона» («Le Vol du Corbeau»), которые, наконец, принесли ему признание и награды. Знание истории позволяет ему правдиво передать все эмоции французской оккупации.
После этого Жибра запускает серию «Маттео», главный герой — вымышленный персонаж, социалист-революционер: он сталкивает своего героя с важными событиями начала 20 века, будь то большевистская революция 1917 года, приход к власти Народного фронта, гражданская война в Испании в 1936 году или разгром Франции в 1940 году. Работа над серией продолжается.
Творчество Жана-Пьера отличает тщательная работа с иллюстрациями. Несмотря на кажущееся сходство с акварельными работами, Жибра не раз заявлял, что работает акриловыми карандашами.
В 2010 году Жибра получил Гран-при на фестивале комиксов в Блуа, в знак уважения за всё его творчество.