Автор сценария и режиссер: Алекс Гарленд. По роману Джеффа Вандермеера.
В ролях: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Тесса Томпсон, Джина Родригес, Тува Новотны, Оскар Айзек
Лина (Портман) — биолог. Ее муж Кейн (Айзек), военный, пропадает без вести в какой-то секретной операции, и с тех пор Лина не живет, а существует. Через год после исчезновения Кейн таинственным образом оказывается на пороге их спальни, но не помнит ничего из своего прошлого, кроме лица Лины. После напряженного, хотя и бессмысленного (из-за пассивности одной из сторон) выяснения отношений Кейну становится плохо, его забирает скорая, которую перехватывают зловещие черные джипы. На секретном объекте Лина наконец выясняет, что это была за операция.
Некоторое время назад вокруг некоего маяка возникает зона, ограниченная красивым свечением. Из-за него зону назвали «Мерцанием». Ни одна из групп, посланных внутрь Мерцания (включая дроны, животных и людей) не вышла на связь и не вернулась. Исключение — Кейн. Теперь психолог Вентресс (Ли) формирует группу из женщин-ученых, в которую Лина охотно вступает...
У любого законченного произведения есть контекст. Определить его в данном случае довольно затруднительно. По наполнению и атмосфере происходящего Аннигиляция — кошмар. Если бы создатели хоть чуточку намекнули, что Лина покончила собой, не выдержав боли утраты, и все это путешествие в Зону — ее предсмертное видение, все в этом фильме было бы на своих местах. Бредовый, но красивый антураж Мерцания, странные события внутри Зоны, поведение товарищей по экспедиции, даже возвращение мертвого мужа (вот уж черта, заимствованная и у Лема, и у Стругацких, а через них всех у Тарковского) — все ложится в эту картину.
Если же мы подходим к Аннигиляции как к научно-фантастическому произведению (или даже как к философской фантастике) возникает слишком много вопросов.
Прежде всего удивляет состав группы (обеих групп, показанных в фильме). Одинаково бессмысленно посылать в такое опасное и странное место как солдат без ученых, так и ботанов без охраны. И кстати, почему в группе Вентресс только женщины? Потому что феминизм?
Персонажи ведут себя несообразно ситуации – не как ученые в самом сердце тайны, а как беженцы в эпицентре урагана. Они не исследуют, они выживают. Неадекватное отношение к делу, к долгу проявляется во всем – так Лина пытается анализировать, почему ее муж-спецназовец согласился принять участие в самоубийственной миссии, ищет же причины она в их браке. И разговоры с боссом-психологом она ведет в этой плоскости (причем, босс эту тему поддерживает, читая лекции про саморазрушение). И ни одного шага в ту сторону, где подобные операции называют службой. Кейн пошел в зону не потому, что ему надоела жизнь с Линой, или он был слишком счастлив и хотел все разрушить, а потому, что это была его работа. И группа Лина оказалась в зоне не из-за травм в их прошлом, а потому что это жизненно важно для всего человечества. Ну и они ученые в конце концов, а Мерцание, извините, — научный феномен.
Итак, зачем эти нервные дамочки отправились в зону? Очевидный ответ – исследовать тайну и спасти человечество. Но именно его приходится отбросить.
Хочется задать простой вопрос – какой план у Лины? Предполагается, что она пытается найти информацию, которая спасет ее мужа. Но какую? В фильме нет ни кадра, в котором она бы изучала болезнь Кейна как ученый. С пробирками, микроскопом или хотя бы с его медицинской картой в руках. Зато множество флешбеков о ее совместной жизни с Кейном и об ее интрижке с коллегой.
Лина, как и все ее товарищи, не думает ни о науке, ни о роде людском. Только о личных психологических проблемах. И получается, что для них поход в зону нечто вроде тренинга, на котором им предстоит вытащить на свет божий скелеты в шкафу своего сознания и похоронить.
И отношение к походу такое: почему тренинг так плохо организован? В этом кстати смысл истерики одной из участниц: нам не обеспечили безопасность на тренинге. Нас используют, заставляя двигаться к маяку, вы все – орудия системы, которая обманом заманила нас в ад. Это не ее личное безумие, это настрой всей команды – они не имеют высокой цели, они погружены в себя, они оценивают ситуацию с позиции жертвы.
Грустно, что так себя ведет их лидер. Она, даром что психолог, вообще не управляет командой, она просто прет как танк к маяку, предлагая остальным либо тащиться в ее кильватере, либо сгинуть в зоне любым понравившимся им способом. И это опять же решение личных проблем — Вентресс умирает, и экспедиция — роскошное самоубийство.
Именно поэтому невозможно относиться к «Аннигиляции» как к научной фантастике. Слишком мелкая, слишком локальная постановка вопроса. Значение имеют только переживания героев. Не наука, не судьба цивилизации, но их бесценное душевное состояние. Что низводит фильм в плоскость психологического триллера. И тогда надо было исходные данные делать другие. Например, как в Лосте, где герои попадают в зону против своей воли. Или уже вспоминаем Сталкера, в котором люди в Зоне ищут Золотой шар, чтобы найти себя.
Визуально же Мерцание решено очень красиво (позабавил, кстати, олень, сбежавший из рассказов барона Мюнгхаузена, с вишневым деревом во лбу). В этом плане фильм прекрасен.
7/10