И целого мира мало The


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «КИНОрецензии» > И целого мира мало / The World Is Not Enough (1999)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

И целого мира мало / The World Is Not Enough (1999)

Статья написана 7 августа 13:18
Размещена в рубрике «КИНОрецензии»


Раз уж я прошелся по сериалу "Миссия невыполнима", грех не вспомнить ее прямого конкурента. Я с большим удивлением понял, что многие фильм "И целого мира мало" недооценивают, хотя он абсолютно прекрасен и в контексте бондианы, и сам по себе. Примерно как "Логан", в котором все лучшее лежит за пределами франшизы "Люди-Икс" и связано с отношениями, судьбами людей.

Кстати про Бонда, никогда в таком уж восторге от этой франшизы не был, та же "Миссия" нравилась мне куда больше (до последнего фильма). Друг у меня фанат, в какой-то момент подсадил (как раз ретроспектива шла). Но все равно я снисходительно смотрел, потому что бондиана — это такой комикс с картонными врагами и всемогущим суперагентом. Сплошные приключения тела и никакой за этими приключениями истории. Мне кстати чуть больше других понравился неканонический «Никогда не говори „никогда“» со слегка постаревшим Коннери и прекрасной Бессинджер.

Также меня впечатлила вдруг серия, которая в мире Бонда считается ниже плинтуса — "На секретной службе Её Величества" с Лэзерби, ну так она далеко от франшизы ушла, и в ней как раз история была. Про деревенщину, который влюбился, постарался вырасти над собой ради этой любви, но все потерял. Разумеется, примерить образ деревенщины на мегагламурного героя фанаты не захотели, и я их понимаю. Но факт — в фильме были персонажи и была история. Ну и прекрасная Диана Ригг в роли девушки Бонда дорогого стоит.

Но повторюсь, в большинстве фильмов про Бонда драматургия на нуле.

Ситуацию изменила парочка сценаристов Нил Пёрвис и Роберт Уэйд, которые вдруг франшизу драматургией наполнили. И в каждой серии появилась история. И герои вдруг ожили, и антигерои приобрели страдающую душу. И Эм вдруг стала не функцией, отдающей приказы, а человеком, совершавшим ошибки, пребывающим в отношениях с Джеймсом Бондом, да еще у нее появилась совесть и совесть больная. Так ее и играла аж до "Скайфолла" Джуди Денч, сильнейшая драматическая актриса, которой вдруг нашлось что делать в бондиане.

"И целого мира мало", первый фильм в серии от Первиса-Уэйда, всегда был моим любимым.

Во-первых, там роскошная музыка Garbage. Лучшая бондовская песня за всю историю по моему непродвинутому мнению.

Во-вторых, главную героиню играет безумно красивая Софи Марсо. О ее роли сейчас поговорим подробнее. И с ней в паре Роберт Карлайл, а он сам по себе — причина смотреть кино.

Итак, что происходит в фильме? Там есть три тесно связанные сюжетные линии. Уже обратите внимание — три сюжетные линии! И это кроме обычного боевикового "сейчас мы вычислим зло, поставим его на колени и покончим с ним пулей в голову", которое тоже имеется, вкупе с золотозубым мерзавцем, толстым вороватым бакинцем, пьяными русскими матросами (и, кстати, тупыми казахскими, читай "русскими", солдатами), погонями на моторных лодках, пифпафами и раздватрипоморде. Все это в наличии, в изобилии, но в кои-то веки фильм вообще не об этом. Еще раз, кроме привычных бондианских аттракционов в фильме три полноценные линии, на которых строится сюжет.

Напомню вкратце, из-за чего там сыр-бор. Дочь нефтяного магната Электру Кинг (Софи Марсо) похищает известный террорист Ренард (Роберт Карлайл). Эм, старая подруга отца Электры Роберта, убеждает его не платить выкуп. После чего Электра убивает охранников и сбегает. Это все предыстория, которой нет в кадре, а действие начинается с того, что Ренард организовывает изящное многоходовое, а главное — успешное (несмотря на усилия бдительного Бонда) покушение на Роберта Кинга. По логике следующая цель — Электра, а также новый нефтепровод, который Кинги строят на Черном море.

Бонд оказывается нянькой Электры, ну а дальше — спойлеры, без которых эту историю не разобрать.

Первая линия — любовный треугольник между Электрой, Ренардом и Бондом. И это — главная тема фильма, все что происходит, происходит именно в контексте отношений Электра-Ренард и Электра-Бонд. Электра — матерая сексуальная хищница. Бонд — такой же, они оба используют особей противоположенного пола для собственных целей, иногда для развлечения. Девушка Бонда, которую он традиционно спасает, а потом любит на фоне финальных титров, нужна ему только чтобы сбросить напряжение после тяжелой работы. Те, кто западает Бонду в душу, неминуемо гибнет (и до сих пор единственная такая женщина — персонаж Дианы Ригг).

Отношения Бонда и Электры — поединок двух охотников, никто из них не годится на роль дичи, но как же хочется такое сокровище съесть. Будучи невероятно яркими личностями они друг друга привораживают. И, естественно, их взаимная ценность возрастает оттого, как трудно им манипулировать друг другом.

Ренард — тоже сильная личность. У него жесткий внутренний стержень, но в любовных играх он полный лопух, поэтому Электра его легко влюбляет в себя и подчиняет. Для Ренарда так и выглядит любовь. Тема Ренарда и Электры образует и вторую сюжетную линию — стокгольмский синдром. Только кто у кого в заложниках, это большой вопрос. Что мы знаем о Ренарде: он убежденный анархист, всю свою жизнь он борется с системой. Любовь к роковой женщине фактически ломает Ренарда о колено. Он предает все, во что верил, ради Электры. Был идейным терорристом, стал марионеткой. "Вам нужны деньги, какие же вы террористы?" Ну да, именно такие. После встречи с Электрой Ренард медленно умирает. Вся его последующая жизнь — жертва к ее ногам. Все его убеждения принесены в жертву. Однако стрежня своего Ренард не теряет до конца.

У каждой пары в фильме есть одна показательная сцена, которая иллюстрирует их отношения. Ренард и Электра проводят последнюю ночь вместе перед терактом. Ренард не переживет это событие, он знает, она знает. И Ренард для нее отработанный материал, ее мысли уже с Бондом, который для нее желанная добыча. И она, забывшись, позволяет себе пренебрегать Ренардом. Но тот очень быстро ставит ее на место. Как? Ренард — карающий бог, лишенный боли, страсти, человеческих желаний. Ренард всемогущ, и его преклонение перед Электрой — его собственный выбор. И он напоминает ей об этом. Не ноет, не выпрашивает любви или жалости. Он калечит себе руку, демонстрируя, насколько он бесчувственный, а это вдруг напоминает Электре, что этот огонь стоит того, чтобы его поддерживать.

Сцена Электры и Бонда тоже строится на боли. Электра мечтает, что Бонд займет место Ренарда. И пытка, которую она ему устраивает, больше напоминает бдсм-игры. Она пытается достучаться до души Бонда, играя с ним в боль и смерть. Это ее способ, в свое время она очевидно также достучалась до Ренарда. Тот сломался, когда Электра изуродовала собственное ухо. Электра заигрывает с Бондом до самой смерти, веря в собственные чары.

Забавна роль героини Дениз Ричардс с дурацким именем Кристмас. Интересна Кристмас тем, что вообще ничего не значит для Бонда. Он таскает ее за собой как эксперта. Он пытается с ее помощью забыться после убийства Электры. Он использует ее, как всегда поступал с женщинами, и как Электра поступала с мужчинами. Кристмас же, позиционируя себя как феминистку и недотрогу, с первой встречи смотрит на Бонда щенячьими глазами. Разумеется, Бонду она и даром не нужна, кроме как воткнуть в нее рог, уменьшая боль от утраты настоящей возлюбленной. Ну и Дениз Ричардс, конечно же, не способна конкурировать с Софи Марсо от слова "совсем". Хотя тут я пристрастен.

Третья линия посвящена Эм. Ее тема — предательство, она будет развиваться во всех следующих фильмах о Бонде, в том числе и с Крейгом. При любом сложном решении Эм выбирает долг, каким она его видит и понимает. В данном случае она предает Электру, к которой относится как к дочери. К Бонду же она относится как к сыну, он же к ней испытывает то, что называется "эдипов комплекс". После Первис и Уэйд озвучат это буквально, сказав устами одного из героев, что Эм — единственная женщина, которую Бонд на самом деле любит. Именно она, а не глупышка Кристмас вторгается в любовный треугольник Бонда. Конечно же Электра люто ненавидит Эм. Отца же она просто презирает, хотя бы за то, что позволит Эм себе указывать.

Эм недооценила Электру, и это отдельный счет дочери к матери. Кто-то упоминал, что якобы не было там никакого стокгольмского синдрома, и что Электра изначально спланировала "похищение", чтобы погубить своего отца. Я очень внимательно отследил этот момент. Эм и Роберт Кинг, идущий у нее на поводу, создали Электру-чудовище в тот момент, когда предали ее. И по всей видимости Ренард пытался использовать это предательство, чтобы завербовать Электру. но оказался завербованным сам. Такой сложный стокгольм.

Электре чрезвычайно важно, чтобы Бонд выбрал ее, предал Эм, как Эм предала когда-то Электру. Поэтому она не убивает Эм, когда та попадает к ней в руки. Эм должна увидеть либо предательство Бонда, либо в самом крайнем и невероятном случае, его поражение. Ну и конечно Эм должна наконец оценить Электру по достоинству.

Только одно ее желание сбывается. Эм начинает ценить "дочку". Собственно, все заканчивается, когда Бонд убивает Электру на глазах Эм. В какой-то мере он убивает и себя. Вслух он говорит привычным пренебрежительном тоном, что он не будет по ней скучать, на деле же кидается к Электре, испытывая невероятную боль от утраты. Эм все это видит, и в глазах ее читается не триумф, а сочувствие.

Дальше финальная схватка Бонда с Ренардом, и очень четко показано, что ненависти друг к другу они не испытывают. Скорее они ведут себя эмоционально как товарищи по несчастью.

Что будет дальше? Эм предаст уже Бонда, предаст неоднократно. В "Казино Рояль" Первис и Уэйд отработают схему из неудавшегося фильма с Лэзерби — Бонд, энергичный неотесанный чурбан, встречает любовь своей жизни, лишается ее, и это сделает его тем Бондом. которого мы знаем и любим — эмоционально холодную машину убийств, которая чувства сублимирует в долг. Эм — единственная оставшаяся у него любовь, но и ее он теряет.

Моя тройка фильмов бондианы — "И целого мира мало", "Координаты Скайфолл", "Казино Рояль". Любимый Бонд все же — Броснан. Он по максимуму сочетает в себе жесткость и гламурность, которые в целом и делают Бонда.





692
просмотры





  Комментарии
igor_pantyuhov 


Ссылка на сообщение7 августа 13:50 цитировать
Вот тут с вами соглашусь.
Броснан мой любимый актер, который сыграл Бонда.
Ну и пожалуй Коннери. Но это такой классический Бонд
свернуть ветку
 
eos 


Ссылка на сообщение7 августа 14:11 цитировать
Да, именно что классический, перезагрузка ему была необходимо после совершенно мультяшного Умри, но не сейчас. Казино Рояль, как по мне, не просто один из лучших фильмов о Бонде, но и прекрасный шпионский фильм.
И целого мира мало, на мой взгляд, проходное кино в серии.

А вообще любимые серии Бонда такие:
Голдфингер, Шаровая молния; Шпион, который меня любил; Золотой Глаз, Казино Рояль

И отдельно отмечу лучшую, на мой взгляд, музыкальную тему от Duran Duran в Виде на убийство


⇑ Наверх