Февральский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > Февральский Ктулху
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Февральский Ктулху

Статья написана 2 марта 2019 г. 15:42

Какая-то катастрофа с чтением. Дома не удаётся почитать вообще, всё что-то находится. Читаю только на дежурстве, а это пятьдесят, максимум сто страниц раз в четыре дня. В итоге за весь февраль — полтомика Мастера Ужасов (другого:-))

Говард Лавкрафт. "Зов Ктулху"

Музыка Эриха Занна

Автор мастерски использовал ход, почти забытый нынешними киношниками ужастиков — не показывать то, что страшно. Нужно самому представить, что это было. Что делал Занн своей музыкой — отпугивал кого-то или привлекал невольно, как это срабатывало. Да что там было вообще, в этой темноте?! А страшно! Замечательный рассказик.

Картина в доме

Довольно невнятная и скучноватая зарисовка про людоеда.

Селефаис

Куранес во сне находит город своей мечты и окончательно уходит в него.

Рок, покаравший Сарнат

Замечательная притча о страшных событиях на заре человечества. О загадочных существах, некогда строивших чудные города и давших толчок к развитию древних племён. О тысячелетнем проклятии, в одну ночь уничтожающем могущественные цивилизации.

Белый Корабль

Смотритель маяка садится на загадочный корабль и уплывает в свои грёзы...

Храм

Самый первый рассказ Лавкрафта, прочитанный мной давным-давно.

Если бы не раздражающее, шаблонное и навязчивое повторение о «высшем германском духе», «прусской стойкости» и описание неправдоподобных, даже театральных, действий капитана субмарины — несомненная десятка. А так, ради конъюнктурного высмеивания тогдашнего военного противника немного подпорчено общее впечатление от замечательной истории.

А история не только о том, как затонувшая с несколькими выжившими подлодка во время дрейфа натыкается на развалины Атлантиды. Весь рассказ щедро приправлен фирменным лавкрафтовским ужасом — вот загадочная статуэтка вызывает необъяснимый страх у команды, вот тонущую лодку пугающе сопровождает стая дельфинов, посторонние звуки, таинственный свет — м-мм... Всё, как надо!

Шепчущий во тьме

Здесь «лавкрафтовский» хоррор разворачивается во всей своей красе. Древние подземные враждебные боги, Ктулху, «Некрономикон» (да за одно изобретение этой книги Лавкрафту нужно ставить памятник — как я обожаю издеваться над невеждами, описывая сей труд безумного араба — а они поддакивают: «да-да, слышали, читали!»).

Но, в очередной раз перечитывая приключения незадачливого эсквайра и бедолаги Экли, я вдруг поймал крамольную мысль — а почему эти розовые крабовидные пришельцы именно враждебны? Да, они омерзительны на вид, отвратно пахнут и жутко разговаривают — но что плохого они делают людям, которые их не беспокоят? Ничего. Они могут завоевать всю Землю, по их словам — но не хотят этого. А уж уровень их знаний и техники далеко за даже нынешними нашими пределами. Почему принудительная изоляция тех, кто вольно или невольно раскрыл факт их пребывания на нашей планете — это плохо? Они же не убивают этих надоедливых аборигенов — а возятся с ними, даруют чуть ли не бессмертие, берут с собой в многочисленные путешествия по Вселенной, раскрывают все известные им тайны мироздания. Не их вина, что эти тайны ужасны и «богохульны». Настоящий исследователь душу бы продал за такое. Хм-м...


Служитель зла

Маленькая зарисовка об очередном злобном «вызывателе» демонов.

Зов Ктулху

А сейчас нас вплотную подведут к маленькой дверце в дальнем тёмном углу заброшенного парка позади мрачного пустынного замка. Дверца криво висит на развалинах древнего склепа и покрыта непонятными пугающими знаками. А за ней непроглядный мрак, в котором завывает то ли ветер, то ли неведомое чудище и слышны далёкие вопли: «Пнглуи мглунафх Ктулху Р'лайх угахангл фтагн». И теперь уже неважно, рискнёте вы приоткрыть эту дверцу или нет — скоро она сама слетит со своих ржавых петель и то, что «не мертво и пребывало в вечности», как сказано в «Некрономиконе», яростно вырвется в наш мир. Ктулху фтагн!

За гранью времён

И ничуть не страшно!

Автор привычно пытается нагнать своего фирменного ужаса, но здесь это выглядит излишним и даже иногда надуманным. Ну что может быть «дикого и богохульного» в изображении города с чуждой архитектурой и непривычного вида жителями? Что именно жуткого в обмене разумами? Да, трудно понять и принять, получив неопровержимые доказательства, что ты побывал в мезозое в другом теле, но пугающего в этом я не вижу.

А в остальном — замечательная фантастическая повесть. Не читал справочной литературы и не могу утверждать, что именно Лавкрафт первым придумал такую возможность, как перемещение сознания на миллионы лет, но, хотя бы по году издания можно судить, что был он одним из первых. В последующем народилось целое направление, в итоге выродившееся в нынешних «попаданцев», но в своё время немало книг на эту тему пополнило золотой фонд фантастики.

И, конечно, очередное обращение автора к любимой своей идее, многократно встречающейся в его творчестве — Великие Древние.

История «Некрономикона»

Вот оно — самое знаковое изобретение Лавкрафта! Собственно, это и не рассказ вовсе, а эссе с набором технических подробностей: «написано около 700 года н.э., переведено на греческий в 950-м» и т. п. Можно не читать, как вовсе необязательно «любоваться» «Чёрным квадратом» Малевича — достаточно просто знать, что ЭТО появилось и отныне есть!

Загадочный труд безумного араба Абдула Альхазреда. Книга, сводящая с ума прочитавшего её, рассказывающая о древних богах и расах, живших задолго до человечества, повествующая о Ктулху и Йог-Сототе... Книга, многократно запрещённая и сожжённая, но до сих пор тайно хранящаяся в некоторых библиотеках и коллекциях, бережно охраняемая от чужих глаз служителями жутких культов. Книга, придуманная Лавкрафтом, но обретшая отдельную жизнь от его произведений и отныне множество недалёких людей уверены, что она действительно существует!

«Вам посчастливилось получить копии жуткого и отвратительного «Некрономикона». Это латинский текст, напечатанный в XV веке в Германии, греческая версия, изданная в Италии в 1567 году, или испанский перевод 1623 года?» Это из письма Лавкрафта друзьям. Великий мистификатор, восхитительная провокация!

Кошмар в Ред Хуке

Не понравилось. Какая-то невнятная страшилка о древних культах в подвалах Нью-Йорка.

Перевоплощение Хуана Ромеро

Короткая, маловразумительная история о том, как в шахте потревожили древних индейских богов.

Зверь в подземелье

Маленький и действительно страшноватый рассказик о заблудившемся в пещерах.

Серебряный ключ

Путешествия во сне, пространстве и времени — загадочные, захватывающие, и, как всегда у Лавкрафта — пугающие.

Врата серебряного ключа

Продолжение рассказа «Серебряный ключ», объясняющее все недомолвки и непонятности. Написано уже гораздо лучше первого, но финальный твист — какой-то надуманный, будто автору надоела эта история и захотелось её хоть как-то побыстрее закончить. (М-да, в рассказе о перемещениях во времени и пространстве посредством серебряного ключика считать невероятным такое же неожиданное перемещение при помощи больших напольных часов — так себе претензия)

Цвет из иных миров

Это вам не уэллсовские марсиане с треножниками — это то самое вторжение непонятно чего неведомо откуда. Благодаря кинематографу невероятно развитая тема. Да и в литературе немало именитых авторов отметилось. Причём враждебность пришельцев вовсе неочевидна — автор делает намёки, что нечто потерпело катастрофу и просто пыталось набраться сил, чтоб улететь обратно.





146
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх