Прикосновение красного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alexlazer» > Прикосновение красного ангела
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прикосновение красного ангела

Статья написана 29 апреля 2021 г. 07:35

I wish I had an angel

For one moment of love

I wish I had your angel

Your Virgin Mary undone

I'm in love with my lust

Burning angel wings to dust

I wish I had your angel tonight ….

-------------------------------

“Red Angel” by Роксана Лонгстрит aka Рэйчел Кейн (1994) (https://fantlab.ru/work129976)

Миз Кейн, автор цикла триллеров «Мертвое озеро» (https://fantlab.ru/work809562), который вскоре пополнится на русском языке пятым и последним томом (к несчастью, авторша в прошлом году померла), в прошлом много и упорно работала под различными псевдонимами. Поскольку этот пятитомник мне, в общем-то понравился, я ткнул пальцем наугад в ее библиографию и выбрал вот эту книжку.

Не так давно ваш покорный слуга уже представлял на суд почтеннейшей публики дайджест non-fiction о том, как темна и страшна человеческая психика и как легко обычному обывателю превратиться в жаждущего крови монстра. И вот мне на глаза попалась книжка, где весь этот процесс представлен не в виде, так сказать, конечного продукта, а в процессе растирания красок.

Главная героиня, журналистка Александра Хоббс, склонна к истерикам и нервным срывам, из-за чего жизнь ее не складывается. Поссорившись со своим главредом, она отхреначила его компьютерной клавиатурой и, разумеется, с треском вылетела с весьма престижной работы в «Таймс» с волчьим билетом. Все, что ей осталось, идти работать в желтую газетенку, недалеко ушедшую от нашего РЕН-ТВ, где она и занимается тем, что на голубом глазу сочиняет фэйковые статейки типа «ЦРУ против Человека-Кобры».

Пипл хавает, банковский счет растет, казалось бы, карьера удалась, но душа хочет не этого. Всеми правдами и неправдами она мечтает вернутся назад, в серьезную журналистику, и как голодная гиена рыскает по городу в поисках призрачного шанса наткнуться на хотя бы самую завалящую сенсацию. Воистину, если Мироздание хочет нас погубить, оно исполняет наши желания.

В городе появляется жестокий маньяк, оставляющий трупы и детей и взрослых в чудовищно изуродованном состоянии. Между убитыми не просматривается ни малейшей связи, и героиня сама уже не рада тому, что с места в карьер оказывается в самом эпицентре разворачивающейся кровавой трагедии.

Дело становится слишком серьезным для того, чтобы распутывать его в одиночку, но привлечь кого-то еще, значит, распрощаться с сенсацией. Поэтому миз Хоббс выбирает себе жертву, бывшего детектива Габриэля Дэвиса, оказавшегоася случайно (а может и нет) на месте преступления.

Габриэль к тому времени уже имел крайне сомнительную славу и весьма неприятный бэкграунд. Когда-то полицейское начальство ценило его за то, что он, словно ведомый сверхъестественным чутьем, раскрывал самые запутанные убийства, и даже поймал несколько маньяков. Вот только пронырливый репортер желтого издания сумел в один далеко не прекрасный день раздобыть личные дневники Дэвиса, где он предельно откровенно признается в том, что и сам чувствует в себе «темного пассажира» и сражается с ним день за днем всеми силами — и физическими, и душевными.

Может быть, он поэтому и умел вычислять маньяков, что сам без пяти минут убийца, фантазирующий о том, как он похитит ребенка и что он потом будет с ним делать. Несколько раз он даже приковывал себя цепями к батарее, чтобы не сорваться, не поддаться на Зов Красного Ангела и лишь помощь его единственного друга, детектива Энтони Липаски, помогает ему удерживаться на самом краю бездны.

Тучи сгущаются все сильнее — миз Хоббс уже на собственной шкуре после убийства ее любовника понимает, в КАКУЮ историю она ввязалась и ВО ЧТО ИМЕННО она заодно втравила Габриэля. Но и этого мало — узнав о его истории, героиня начинает бояться уже его самого, ведь он все время был «в шаговой доступности» от мест преступлений.

Уж не он ли это таким образом развлекается? Почва под ногами становится все более зыбкой, опасность все ближе, смерть ходит за героиней по пятам. Тайны множатся, Габриэль становится все более странным и его друг детектив Липаски явно скрывает что-то очень страшное о своем друге.

Мироздание связывает этих троих в безумный узел, в котором на манер Оуробороса переплелись ненависть и влечение, доверие и страх, безумие и любовь.

Удастся ли миз Хоббс дойти до конца этой кровавой истории, выяснить истинный лик убийцы и заглянуть в глаза Красного Ангела, об этом читатель узнает в финале. И он вовсе не будет хэппи-эндом, но для современного кровавого триллера это скорее привычно и уже не шокирует.

Больше всего завораживает образ Габриэля, весьма психологически тщательно прописанный автором. Мрачный, полный загадок, сломленный, затравленный человек, в душе которого свил гнездо целый выводок ужасных безжалостных демонов, требующих от него проливать кровь и наслаждаться мучениями обреченной жертвы.

Весь текст прошит флэшбэками из его жизни и очень непросто решить, кто перед нами — обычный человек с проблемами в психике или монстр, таящийся под маской скромного бывшего полицейского. Мы сгораем от любопытства, перешел ли он красную черту хоть раз или все-таки сумел устоять. Подтекст его сюжетной ветки плотно орнаментирован тщательно просчитанными намеками на ужасные события его детства и на преступления, с которыми он то ли сталкивался по работе, то ли сам когда-то совершал. Все эти недомолвки придают тексту особое, дополнительное измерение, и далеко не факт, что все эти нити соткутся в финале в полноценный гобелен, или так и останутся только намеками.

С главной героиней у авторши получилось немного хуже. Ее образ явно недокручен, да и заявленная тема алкоголизма и борьбы с ней так толком и не раскрылась. Попытки добавить в чернильно-черную атмосферу истории любовную линию — полный провал. Когда взрослые люди после двух (!) дней знакомства клянутся в вечной любви друг к другу, ну, come on, да сейчас даже подростки так себя не ведут. В мистическом триллере, каким заявлен этот роман, это и есть самое мистическое место в тексте, как мне кажется.

Автор на протяжении всего повествования мастерски ведет игру с читателем, играя на контрастах, правильно дозируя флэшбэки и рассказ о текущих событиях. Не успеваешь настроиться на добротное детективное расследование, как словно ушатом холодной воды тебя окатывает очередная порция дневниковых записей Габриэля с его кровавыми фантазиями и не менее жуткими историями из его прошлого, что добавляет сюжету глубины и полифоничности.

Не менее загадочным выглядит образ детектива Липаски, который не то играет роль исповедника и охранника при Габриэле, не то влюблен в него и пытается защитить от окружающего мира. Суровый, уверенный в себе, он вообще выглядит здесь самым положительным персонажем, в отличие от не особо внятно прописанной алкоголички репортерши и от мучимого своей кровожадностью Габриэля.

Бывший детектив, кстати, и сам до конца не уверен, убийца ли он; может он и сам творил все эти гнусности в период помрачения сознания. Беда в том, что ему мало кто в такой ситуации способен поверить, да и кто бы отважился на такое? Красный Ангел Боли расправляет над героями свои крылья и никому не ведомо, сумеют ли они с минимальными потерями добраться до финала.

Также очень неплохо получилось у авторши создать атмосферу. То, что она становится все более жуткой и враждебной, чувствуешь буквально физически. Особый вклад здесь вносит неплохой литературный язык и его четкая ритмика. Да и многие кровавости даются вскользь, намеками, что заставляет воображение читателя работать на всю катушку. В некоторых, особо выделенных местах, даже приходится его придерживать, а то ведь так недалеко и до возможности повторить эволюцию Габриэля.

Вердикт: неплохой триллер, весьма доставляющий своей атмосферностью и крайне любопытным образом протагониста. Социалка тоже раскрыта в достаточной степени. Короче, можете рискнуть, лично я не жалею, что прочитал.





755
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх