Гарет Ханрахан Молитва из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Angvat» > Гарет Ханрахан «Молитва из сточной канавы»: Новеллизация несуществующей ролевой игры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гарет Ханрахан «Молитва из сточной канавы»: Новеллизация несуществующей ролевой игры

Статья написана 27 сентября 2021 г. 11:36

Гарет Ханрахан «Молитва из сточной канавы», 2019 год https://fantlab.ru/work1119187

В США (да и не только там) настольные ролевые игры давно стали своего рода отдельным литературным жанром, а самая первая и до сих пор популярная из них, «Драконы и подземелья», чуть ли ни частью популярной культуры. От писателей, творивших в этом, так сказать, жанре зачастую требовалось лишь одно – уметь связно и увлекательно описывать очередной выдуманный мир. Поэтому, когда один из подобных авторов выходит на просторы литературы обычной, лично у меня это всегда вызывает некоторые опасения. Ведь художественному произведению помимо массы описаний локаций и ярких деталей необходимы еще увлекательный сюжет, прописанные персонажи и масса чего еще. И вот с этим у авторов разномастных справочников и дополнений по ролевым играм, как правило, возникает куча проблем. Коих в той или иной степени не смог избежать и создатель «Молитвы». Но давайте обо всем по порядку.

Начнем с сильной стороны книги – с ее мира. Он здесь ладно скроен, но не особо оригинален. Тут правда стоит отметить, что на ниве ролевых игр вообще нынче крайне сложно выдумать что-то, чего раньше до тебя кто-то уже не выдумал за сорок лет, ибо, как было сказано выше, в былые времена авторы подобных книг в основном только и занимались, что изгалялись в конструировании самых разнообразных миров. Нынче же принято скорее просто компилировать прошлые наработки, так как, конечно, скажем, велосипед с треугольными колесами будет смотреться может и свежо, но ездить на нем будет то еще удовольствие. Поэтому, как мне кажется, автор данной книги принял весьма резонное решение – ограничить место действия всего одним городом (обрисовав остальной мир лишь общими мазками), а не творить очередную галактическую империю, которая будет на 99% наполнена звенящей пустотой. И наводнить этот город яркими, пусть и не особо оригинальными образами. Благо, автор и не особо-то скрывал источники своего вдохновения перечислив некоторые из них в одном из интервью. Человеку, знакомому с настольными ролевыми играми, многое здесь может показаться смутно знакомым. Скажем, в червях, которые могут складываться в человеческий силуэт в маске с ходу узнается звездное отродье из «Драконов и подземелий», катакомбы с упырями, которых подкармливают трупами, чем-то напоминают подземку Сиэтла из Shadowrun (тут даже брошенные составы метро есть), гильдия алхимиков наводит на мысли сразу о нескольких подобных организациях (лично мне сразу вспомнились маги металла из славного города Альтдорфа), даже «свечные големы» вроде как в девичестве были просто одним из забракованных монстриков для бестиария на одной из прежних работ писателя, а то, что концепция местных «святых» несколько позаимствована из «Неизвестных армий», автор и сам говорил в том самом интервью. За эти самые «Армии», к слову, даже несколько обидно. Ведь там еще столько концепций, которые так и ждут, чтобы их воплотили где-либо еще. Например, принцип того, что любое свое увлечение можно превратить в магию, будь то чтение книг, увлечение продукцией «для взрослых» или любовь к горячительным напиткам. Представляете, насколько бы фееричней могли бы выглядеть приключения библиотурга, порномантки и алкомага, борющихся против наркоалхимиков, чем то, что мы получили в итоге… Еще писатель вдохновлялся и играми компьютерными, такими как Thief, что местами тоже чувствуется.

Сюжет здесь вышел средненьким, и я бы сказал даже в чем-то стандартным. Герои начинают со своих локальных проблем, а в итоге им снова приходится спасать если не весь мир, то хотя бы свой родной город. В наличие ряд якобы неожиданных поворотов, энная безжалостность к второстепенным персонажам (но на то они и второстепенные) и несколько сюжетных линий, которые в итоге, разумеется, сплетаются воедино. И все бы это могло бы неплохо работать, если не главный провал данной книги – сами герои.

К сожалению, вот тут «литературное» прошлое автора дало знать о себе в полной мере, ибо он решил наполнить свою книгу массой персонажей, взяв для этого самые стандартные и затертые шаблоны. Нормальный ход для ролевой игры, где на главных ролях – сами игроки, но весьма никудышный для обычного художественного произведения. Трио главных действующих лиц в этом плане крайне показательно, выглядят они так, будто их наспех слепили для своей первой игры начинающие ролевики, воспользовавшись малым списком штампов и банальностей. Вот юноша, весь из себя благородный, непременно с личной трагедией и, разумеется, с неизлечимой болезнью для предания еще большей трагичности образу. Вот воровка, у которой разумеется мертвые родители (снова трагичность, да и их прописывать не придется), фамильная тайна и конечно некий особый дар. А вот упырь – просто упырь. Будто бы персонаж игрока, который чтобы выделится просто взял себе представителя необычной расы и этим работой над своим героем и ограничился. Но Сигмар с ними, с банальными героями. Второстепенные персонажи – вот где притаились истинный ужас и полная беспомощность автора в плане умения строить связное повествование. Выражается это ярче всего в товарище, которого можно смело обозначить как Сюжетный Костыль. Он почти ничего не говорит, обладает способностью телепортироваться в любую точку города и нужен только для того, чтобы двигать сюжет там, где автор полностью забуксовал (например, когда нужно обеспечить героям спасение из безвыходной ситуации или очередной «вот-это-поворот»). Как говорится, чувствуется рука мастера. Только, к сожалению, не литературного, а игрового, который использует такие вот костыли, когда не удосужился нормально прописать историю или когда игроков, по его мнению, начало заносить куда-то не туда. И даже в ролевых играх подобное, к слову, считается весьма дурным тоном. Разбавляет все это уныние разве что матерящаяся «святая» с пламенным клинком наперевес, но одна яркая звездочка из «Неизвестных армий» не в силах перебороть тьму фентезийных штампов.

Что же мы имеем по итогу? Яркий, пусть и не особо оригинальный мир, средненький сюжет и в основном унылых и банальных до зубного скрежета персонажей. Проще говоря, типичную новеллизацию ролевой игры со всеми наследственными болячками, даром что прямого первоисточника в нашем случае как бы и нет. Разве что автор все-таки не забывает, что это художественное произведение, а не приложение к несуществующей настолке, и поэтому бережет своего читателя, не грузя его с ходу массой терминов, героев и понятий безо всяких объяснений, в отличие от некоторых (горячий привет «Малазанской книге павших»). Поэтому по системе моих внутренних координат книга достойна где-то 6 из 10, что при броске десятигранного кубика, конечно, успех, но такой, еле-еле, в шаге от неудачи.

Впрочем, стоит отметить, что многие ролевые игры славны не своими первыми книгами, а последующими, где у авторов уже есть возможность как бы оглянуться назад, обтесать слабые стороны и улучшить сильные. Сработает ли тут данный принцип, окажется ли «Святой из тени» лучше «Молитвы»? Пока что мне это лишь предстоит выяснить.





1377
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 сентября 2021 г. 11:46
Небольшой бонус — выдержки из разных интервью автора на русском на сайте «Мира фантастики»
https://www.mirf.ru/book/garet-hanrah...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2021 г. 12:44
Большое спасибо за ссылку на выдержки из интервью! :beer:
По поводу рецензии могу сказать только одно: если ты не играл ни в одну компьютерную игру уровнем графики выше игр на дэнди и сеге, и вообще не играл в настольные игры (MTG же не в счёт?) — кайф от «Молитвы» определённо получаешь, не обращая внимания на заимствования.
Да, это я про себя ;-) :-)))

цитата

Сработает ли тут данный принцип, окажется ли «Святой из тени» лучше «Молитвы»? Пока что мне это лишь предстоит выяснить.

Ждём рецензию! :cool!: Интересно будет сравнить впечатления. У меня были определённые опасения на счёт второй книги, но Ханрахан сумел удивить.
В отличие от того же Гузека, ну да Вы и сами в курсе ;-)
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2021 г. 09:26
Ну в заимствованиях самих по себе нет ничего плохого, у Ханрахана в плане построения мира конечно та еще компиляция, но компиляция хорошая и запоминающаяся.
Меня куда больше расстроили персонажи, которые будто бы по древним шаблонам рисовались, и каким образом в итоге стал развиваться сюжет. Слишком уж топорно автор его местами продвигал, например с помощью телепортирующегося паренька.
Вторую книгу точно куплю и прочитаю, благо один факт того, что автор не стал продолжать явно законченную историю, а начал новую, пусть и в том же мире, уже дает определенные надежды.


Ссылка на сообщение27 сентября 2021 г. 15:42

цитата Angvat

Представляете, насколько бы фееричней могли бы выглядеть приключения библиотурга, порномантки и алкомага, борющихся против наркоалхимиков, чем то, что мы получили в итоге…
возможно, стоит порекомендовать «Его не звали, но он приперся» — среди классов, предлагаемых Системой, там есть и не такое :)


Ссылка на сообщение27 сентября 2021 г. 22:27
Хорошая книга! Поставил 10 баллов. За новизну и интересный мир.


Ссылка на сообщение30 сентября 2021 г. 14:12
Меня больше всего в этой книге удручила совершенно непроработанная мифологическая часть, это притом, что боги вроде как основные двигатели сюжета. В чем отличие пантеона Хранителей от Черных железных богов, почему одних 7, а других 12, какие мифы с ними связаны, почему они требуют крови в таких количествах, да и просто имена старых богов и их функции — всё это осталось за пределами повествования.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2021 г. 16:21
Если бы в романе всё это было, тогда это была бы не крепкая 10, а уверенная 11 ;-)
А если серьёзно, есть у меня подозрение, что ответы на эти вопросы Ханрахан приберёг на потом...
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2021 г. 16:52
Чтож, будем ждать 3й том...
 


Ссылка на сообщение1 октября 2021 г. 13:54
Думаю, автора просто заинтересовала сама концепция аватаров из Неизвестных армий, и он перенес ее на более фентезийные рельсы, не видя необходимости как-то углублять или развивать ее. Мол есть какие-то боги-архетипы, их десятки, если не сотни, и они могут «проявляться» в смертных, давая тем способности и кучу проблем. Все. Просто еще один из кирпичиков в фундаменте выдуманного мира.
Так что не думаю, что мы в дальнейшем получим особое развитие темы с богами. Автору по всей видимости это не особо интересно, религиозные концепции у него весьма поверхностные, ну или это очередное наследие его прошлого, когда божков можно было помянуть лишь вскользь, а потом выпустить по ним отдельный справочник.


Ссылка на сообщение8 октября 2021 г. 07:59
Спасибо за ссылку!


⇑ Наверх