Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 21 февраля 07:13  
[Сообщение изъято модератором]


миротворец

Ссылка на сообщение 21 февраля 09:28  

сообщение модератора

alenn1 получает предупреждение от модератора
2.2. Оскорбления и подстрекательства, а также провокации, приводящие к склокам и оскорблениям.
Злостный оффтопик.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


миротворец

Ссылка на сообщение 21 февраля 09:29  

сообщение модератора

П. Макаров получает предупреждение от модератора
2.2. Оскорбления и подстрекательства, а также провокации, приводящие к склокам и оскорблениям.
Злостный оффтопик.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


активист

Ссылка на сообщение 21 февраля 21:04  
[Сообщение изъято модератором]


миротворец

Ссылка на сообщение 21 февраля 21:13  

сообщение модератора

Maidarin получает предупреждение от модератора
Оффтопик.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 22:12  
цитата
СТОИТ ЛИ ЧИТАТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ

Борис Ляпунов

Читатели «Красной звезды» старший лейтенант В. Билык и лейтенант Е. Формин обратились в редакцию: «Мы любим читать. Часто берем в руки и фантастические романы. Но порой у нас закрадывается сомнение: а стоит ли их читать? Ведь в наше время наука обгоняет самые смелые предположения фантастов. Дает ли что-нибудь в таком случае чтение фантастики?»

Ответить на эти вопросы мы попросили писателя Бориса Ляпунова.



НЕ ТАК давно французский критик Арну сказал: «Я полагаю, что результаты, достигнутые в области космоса и его освоения, отныне отнимают его у научной фантастики. Тема становится подвластна опыту, и воображение уже не может больше конкурировать с наблюдением».

Высказывание категоричное. И, может быть, справедливое? Кстати говоря, «подвластно опыту» теперь не только то, что делает космонавтика сегодня и будет делать в ближайшем завтра. На наших глазах готовятся такие свершения, о которых даже недавно не мечтали писатели-фантасты. Идея «подземного спутника», атомного снаряда, способного углубиться в толщу планеты, — разве ото не яркое доказательство тому?

А открытие античастиц, сулящее головокружительные перспективы, а проекты преобразования природы соседних планет, выдвигаемые не фантастами — учеными, а превращение астероидов в межзвездные корабли, о чем можно прочесть не в романе — в научной статье? А дерзкие гипотезы — об искусственных спутниках Марса, о возможности жизни на нем, о вероятности посещения в древности нашей планеты космонавтами иных миров, выдвигаемые не только романистами — людьми науки? А россыпь принадлежащих близкому Грядущему мыслей в статьях, написанных не литераторами, а представителями ученого мира?

Стоит заглянуть в статья академиков Н. Н. Семенова и А. Л. Благонравова, работы профессоров И. С. Шкловского. К. П. Станюковича, Г. И. Покровского, их коллег, вдуматься в выводы и прогнозы. предвидения и перспективы, основанные на сугубо ученых трудах, и станет ясно, что наступило время, когда, говоря словами Горького, «расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой».

Выходит, у вымысла подрезаны крылья, резко сузился его кругозор? Не будем спешить с ответом. Сначала — небольшая статистическая справка. Только за последнее пятилетие, с 1958 по 1963 год, вышло свыше 400 произведений фантастики — романов, повестей, рассказов, сценариев. Регулярно печатают фантастику молодежные журналы — «Техника — молодежи», «Знание — сила». Она находит место на страницах «Юного техника» и «Юного натуралиста», «Смены» и «Юности», «Вокруг света» и «Искателя». Ей отводят страницы многие «толстые » литературно-художественные журналы, комсомольская печать страны. Ее издают и центральные, и местные издательства. Выходят ежегодники, альманахи, сборники рассказов и повестей. Переизданы произведения основоположника советской фантастики Александра Беляева, в издательстве «Молодая гвардия» начало выходить первое восьмитомное собрание его сочинений.

Читатели получают возможность знакомиться с произведениями прогрессивных зарубежных писателей-фантастов. Широкую известность снискал у нас польский писатель Станислав Лем, автор популярных романов «Астронавты», «Магелланово облако» и рассказов, значительная часть которых переведена на русский язык.

Но дело не только во внушительных цифрах тиражей, в многочисленности журнальных и газетных публикаций. Фантастика не залеживается на книжных полках магазинов и библиотек, о ней говорят, ее любят.

Все это объяснимо. Советским писателям-фантастам чужды пессимизм, неверие в разум и силы человека, который творит много чудес Сегодня и будет творить еще больше Завтра. Наша цель ясна и светла, наше зримое будущее — коммунизм, и уже нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Заглянуть в него, попытаться нарисовать широкую картину жизни как в близком, так и далеком будущем — такую задачу ставят перед собой советские фантасты. Она решается в произведениях И. Ефремова, Г. Мартынова, Ю. и С. Сафроновых, А. и Б. Стругацких и многих других авторов. Задача, бесспорно, трудная. Но какими бы разными ни были произведения нашей фантастики, их роднит оптимизм. уверенность в победе самого справедливого социального строя, несущего счастье всем людям Земли.

А что встречаем мы в джунглях американской реакционной фантастики? Она живописует картины якобы неизбежных будущих военных столкновений, агрессивных войн, в которых полем битвы становятся даже галактики, ошеломляет читателя всевозможными ужасами, она антигуманна и пессимистична по самому своему существу.

Человек покоряет космос. С победой возвращаются советские космонавты из очередного рейса, готовые лететь — снова и снова — на разведку неведомых межпланетных трасс. Таковы они, покорители космоса, в жизни. И космонавтов будущего, показанных в произведениях наших фантастов, отличают воля, мужество, уверенность в победе. готовность к следующему подвигу. Героя же фантастического рассказа американца Р. Бредбери «Космонавт» не покидает предчувствие неизбежной гибели, и он действительно гибнет. Герой романа А. Гамильтона «Звездные короли» (и название достаточно красноречиво!), попав чудесным образом в XXX век, обнаруживает там по-прежнему... империализм, который, впрочем, распространился будто бы чуть ли не на всю Вселенную и ведет войны за господство с другими галактиками.

Есть, разумеется, в зарубежной фантастике и произведения иного плана, написанные с иных, прогрессивных позиций. Но это скорее исключение. Потому-то критика, сравнивая литературы двух противоположных миров, отмечает превосходство советской, жизнеутверждающей. крылатой мечты.

ДОСТИЖЕНИЯ современной науки и техники дают фантастике богатейший материал, служат трамплином для полета мысли в будущее. Наши писатели мечтают о новых свершениях на пути в Большой космос. Но и другую целину вспахивает фантастика. «Дно Индийского океана мы знаем гораздо хуже, чем поверхность Луны», — сказал один из современных ученых. В наше время лишь начинается решительный штурм океанских глубин. Океаны же покрывают три четверти нашей планеты, и мы живем рядом с малоизведанным незримым континентом, который по праву можно назвать Страной Чудес.

Ее-то и осваивают фантасты: находят исчезнувший загадочный материк — Атлантиду, поднимают затонувшие корабли, сооружают шахты на дне. добывают неисчислимые сокровища моря — пищу, минеральное и химическое сырье, энергию; путешествуют в глубинах, где не страшен никакой шторм: охотятся на редкостных рыб и животных; разгадывают загадки подводных ущелий, вулканов и гор.

А недра, кладовые Земли? Там геология будущего, там ключ к сокровенным тайникам природы — ведь не прочитаны еще многие страницы биографии нашего «шарика», не написаны еще страницы учебников, рассказывающие об устройстве «дома», где мы живем. И туда устремляются фантасты. Их подземоходы уходят вглубь, буры грызут земную толщу. Их герои заглядывают в глубочайшее подземелье планеты, в геокосмос — средоточие неожиданностей и тайн.

Появились темы, каких фантастика не знала раньше. Вот кибернетика. Она и сейчас способна преодолевать невозможное, что же произойдет с нею дальше? Трудно даже просто перечислить все маршруты, по которым ведет путеводная звезда воображения.

Советская фантастика многогранна. Ее цель не только рассказывать о перспективах науки и грядущих победах техники, облекая этот рассказ в художественную форму. В фантастических памфлетах писатели обличают пороки капиталистического строя, разоблачают империалистических поджигателей войны.

Есть приключенческие произведения с элементами фантастики — в них какая-либо фантастическая посылка позволяет построить острый, увлекательный сюжет, не детализируя основную научно-техническую идею. Создавались и создаются вещи, построенные по принципу «что было бы, если?..» В них повседневные, привычные явления предстают чрезвычайно ощутимыми благодаря их фантастическому отсутствию — исчезни или изменись то, с чем мы свыклись, и это влечет за собой последствия, совершенно неожиданные.

Хотя и недостаточно, но развивается очерковая научно-фантастическая литература. Очеркисты-фантасты рисуют конкретные достижения близкого будущего, идя зачастую по «горячим следам» событий; то, что сейчас является достоянием институтов и лабораторий, что лишь намечено в чертежах и расчетах, в их очерках предстает реальным, осязаемым, зримым.

Но было бы неверно считать, будто в нашей литературе мечты все благополучно. Нет, еще выходят серые, посредственные произведения, в которых действуют безликие, штампованные герои. Бывает, в погоне за эффектом некоторые авторы отрываются от какой бы то ни было научной почвы, игнорируют объективные законы природы. Стремясь «новаторствовать» любой ценой, они теряют чувство меры, псевдоромантичностью, ложным пафосом подменяют подлинное чувство.

Резкой критике подвергался на Всероссийском совещании по научно-фантастической литературе роман А. Колпакова «Гриада». В нем изображен мир будущего на другой планете, ушедшей далеко вперед в своем развитии, но на которой уживаются тем не менее коммунизм и чуть ли не рабовладельческий строй. А роман печатался в периодике, вышел потом большим тиражом. В печати отмечались отдельные срывы в творчестве бесспорно способных молодых литераторов Г. Альтова, В. Журавлевой и других. Еще встречаются и такие произведения фантастики, где господствует литературный штамп, либо откровенно попираются твердо установленные наукой данные. Таковы романы Л. Окошко «На оранжевой планете», И. Сибирцева «Сокровища кряжа Подлунного», Г. Бирюлина «Море и звезды», К. Волкова «Марс пробуждается».

В тематике фантастики все-таки немало «белых пятен». В самом деле, разве не интересно было бы помечтать о перспективах, которые откроет изучение человеческого организма, всех возможностей, таящихся в нем? Новейшие достижения геофизики и геологии, ядерной физики и радиационной химии, новых наук, возникающих «на стыке» старых, — это тоже благодатный материал для литературы мечты. Нет, не сузились рамки в наше время, рамки воображения. Успехи прогресса грандиозны, но еще более грандиозные ждут впереди! Уже сделанное фантастами убеждает в том, что книги о будущем зовут в будущее, увлекают смелой мечтой и вызывают желание бороться за нее. Фантастика и впредь должна быть в арсенале нашего идейного оружия, служа, как и вся советская литература, делу коммунизма.

ТАК ПОДОШЛИ мы к ответу на вопрос: стоит ли читать «выдумки» фантастов? Он ясен: да, читайте, если вы любите мечту. Попытайтесь вместе с писателем заглянуть в даль времен. И когда перед вашим мысленным взором пройдут грядущие дни, вы лучше поймете, почему внуки наших внуков будут завидовать нам, советским людям первых десятилетий коммунистической эры: ведь это мы закладываем фундамент Прекрасного Завтра.

Красная звезда. 1963. 10 августа.


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 16:13  
Добрый день, уважаемые коллеги! На форуме я уже не раз читал, что количество и качество иллюстраций к НФ в 60-х и, особенно, 70-х — 80-х существенно упало по сравнению с 50-ми. С чем это связано? Меньше хороших художников-иллюстраторов или что-то другое?


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 16:17  
Alex Bor изменилась концепция и стандарты книгоиздания.


новичок

Ссылка на сообщение 5 марта 17:11  
цитата Karavaev
Alex Bor изменилась концепция и стандарты книгоиздания.


Печально:-(


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 17:21  
Alex Bor ну как печально.
Во-первых: книгу начали последовательно удешевлять. Самый яркий пример здесь — эволюция альманаха Мир Приключений.
Во-вторых: после оттепели фантастика перестала считаться однозначно детско-юношеской литературой. А у взрослой не было стандарта обязательного иллюстрирования.
Кроме того, эволюционировали и журналы. Тут яркий пример Знание-сила
Ну и тд
Да и дефицитная экономика лепту внесла. Книги и так сметали с прилавков за день. Ну и смысл тратить на иллюстрирование полгода?


философ

Ссылка на сообщение 5 марта 17:24  
цитата Karavaev
Да и дефицитная экономика лепту внесла. Книги и так сметали с прилавков за день. Ну и смысл тратить на иллюстрирование полгода?
Да и не интересовал никого спрос на самом деле и прибыль иначе совсем иные книги бы выпускались..
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 5 марта 17:26  
просточитатель
Это вы так думаете от невежества вашего
Впрочем, вам простительно


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 марта 17:48  
цитата просточитатель
Да и не интересовал никого спрос на самом деле и прибыль иначе совсем иные книги бы выпускались..


Прибыль не интересовала, но интересовали убытки и затраты.
Например детские книги нельзя было делать дороже чем 2 рубля в рознице, превышения лимита надо было как-то обосновывать и аргументировать.
Поэтому к концу 1970-х особо изысканные варианты выпускались не в Дет.лите, а в непрофильных издательствах, например в книговедческой "Книге".


философ

Ссылка на сообщение 5 марта 18:19  
цитата С.Соболев
Прибыль не интересовала

Очень даже интересовала. Советские издательства (во всяком случае те, что издавали художку) были хозрасчетными предприятиями. Это значит, что они существовали на рыночных принципах. Зарплаты, премии начислялись из прибыли, а не из госбюджета. За счет прибыли, например, строили дома с квартирами для сотрудников.
Почитать об этом можно в воспоминаниях бывшего главреда Худлита Пузикова.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 марта 18:26  
ameshavkin Да я знаю про экономику развитого социализма, это сарказм в адрес фразы в том духе что раз коммунисты, то прибыль их не интересовала. https://www.labirint.ru/books/740772/ заодно и карточку внесли https://fantlab.ru/edition411803


активист

Ссылка на сообщение 7 марта 20:08  
Посоветуйте, что интересного из советской фантастики почитать?
Только рейтинги не надо, я не оценивал ничего.
Стругацких всех перечитал


философ

Ссылка на сообщение 7 марта 20:12  
цитата Maidarin
Посоветуйте, что интересного из советской фантастики почитать?
Только рейтинги не надо, я не оценивал ничего.
Колупаев Фирменный поезд Фомич
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 марта 20:16  
цитата Maidarin
Посоветуйте, что интересного из советской фантастики почитать?
Только рейтинги не надо, я не оценивал ничего.


По известности за Стругацкими идут Ефремов и Беляев

А если подростковое не пугает, то Булычёв (Можейко)
–––
Сердце моё полно жалости


философ

Ссылка на сообщение 7 марта 20:21  
цитата Abappy
По известности за Стругацкими идут Ефремов и Беляев

А если подростковое не пугает, то Булычёв (Можейко)
Это конечно но их и советовать не имеет смысла ибо всем известно:-)
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 марта 20:23  
цитата просточитатель
Это конечно но их и советовать не имеет смысла ибо всем известно


А вдруг (с)

8:-0
–––
Сердце моё полно жалости
Страницы: 123...376377378379380    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх