Айн Рэнд проза публицистика ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Айн Рэнд: проза, публицистика, философия»

Айн Рэнд: проза, публицистика, философия

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 октября 2014 г. 23:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата Грешник

Поскольку именно этот, экономический, аспект для самой Рэнд был крайне важен, едва ли не краеуголен, то и обходить его стороной не следует. Сама Рэнд именно ему посвятила большую часть написанного.

Надо оговориться, что несмотря на то, что литература Рэнд — продолжение её идей, их иллюстрация, всё же есть разница между образом Айн, создаваемым её книгами, и собственно Рэнд-публицистом. Я читал "Мы, живые" и "Источник", и героям этих книг, Кире с Рорком, на экономику вообще плевать. Это, кстати, очень любопытно. У Рэнд была ясная экономическая программа в голове. Но у героев, которыми она любуется (и притом иногда совершенно бесстыдно: см. самое начало "Источника", портрет сверхчеловека на фоне природы — "Сумерки" отдыхают), в голове ничего такого нет совершенно. То есть, возможно, в Рэнд-публицисте стоило бы скорее видеть не Говарда Рорка, а очень даже Эллсворта Тухи — обратной, разумеется, полярности.

В этом смысле человека, прочитавший и полюбивший "Источник", может быть несколько э... удивлён, ознакомившись со статьями его автора.
Ссылка на сообщение 6 октября 2014 г. 23:40   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


авторитет

Ссылка на сообщение 6 октября 2014 г. 23:54  
цитировать   |    [  ] 
urs , так я, собственно, это и имел в виду (влияние иудейской религии, Православие таково по определению).
Чтобы закончить тему переводов — да, я в курсе и про плотность текста и про Усл. печ. листы и т.п. В конкретном случае с госпожой Роулинг имело (и имеет место) абсолютно явное "разворачивание" при переводе. Гляньте сами, особенно последние книги про Поттера.
"Пресловутая школа перевода" школа точно существует, и Вы один из её представителей. Такое моё, колхозное, мнение (буду отстаивать). "Пресловутая" я неспроста беру в кавычки.


магистр

Ссылка на сообщение 7 октября 2014 г. 00:43  
цитировать   |    [  ] 
GerD

цитата

Надо оговориться, что несмотря на то, что литература Рэнд — продолжение её идей, их иллюстрация, всё же есть разница между образом Айн, создаваемым её книгами, и собственно Рэнд-публицистом. Я читал "Мы, живые" и "Источник", и героям этих книг, Кире с Рорком, на экономику вообще плевать. Это, кстати, очень любопытно. У Рэнд была ясная экономическая программа в голове. Но у героев, которыми она любуется (и притом иногда совершенно бесстыдно: см. самое начало "Источника", портрет сверхчеловека на фоне природы — "Сумерки" отдыхают), в голове ничего такого нет совершенно. То есть, возможно, в Рэнд-публицисте стоило бы скорее видеть не Говарда Рорка, а очень даже Эллсворта Тухи — обратной, разумеется, полярности.
В этом смысле человека, прочитавший и полюбивший "Источник", может быть несколько э... удивлён, ознакомившись со статьями его автора.


Мне кажется, что нет. Уже "Атланте" какое-либо противоречие стирается просто за счёт того что публицистика напитывает собой прозу, а проза переходит в публицистику. Но на самом деле и противоречие изначально мнимое и удивляться нечему. Это бросается в глаза, когда оглядываешь весь корпус её романистики в ретроспективе. Рэнд действительно считала высшим человеческим типом абсолютно свободного, самореализующегося без каких-либо внешних ограничений творца. И одним из его воплощений, причём важнейшим, она считаля представителя крупной буржуазии, обязательно (sic!) независимого от государства. "Источник" демонстрирует её взгляды в приложении к человеку искусствf, "Атлант" — к людям экономики, с точки зрения Рэнд — это вообще почти одно и тоже, творчество есть бизнес, а бизнес есть творчество. Собственно, если приглядеться, социал-дарвинистской проповедью является уже "Источник", и не менее чем "Атлант". Рорк строит, а потом взрывает выстроенный им и готовый к эксплуатации дом потому, что это строительство поработило и ограничило его творческие способности, подчинив их чужой общественной воле. Ни он, ни автор, не думает, что в этом доме должны были поселиться люди, что хотя Рорк был гениальным архитектором и дом воплощал его идеи, но уже материалы, из которых дом был выстроен, принадлежали не Рорку, что здание — как бы Рэнд от этого не тошнило — плод и продукт коллективных усилий, пусть вклад Рорка и является важнейшим — и уничтожил он не только свою работу, и не только он ей полновластный хозяин. Всей этой проблематики для Рэнд нет вообще, она даже не берётся что-то доказывать и на что-то тут смотреть. (можно признать все эти вещи и всё равно считать Рорка правым, но не рассматривать их вообще, как несуществующие, интеллектуальное жульничество, пропаганда) Есть самореализующийся титан, который должен был свободен от каких-либо социальных ограничений, поскольку он — по вере Рэнд — ещё и априори более разумен, чем любое общество, любой коллектив. Это точно та же самая идеология, что и в "Атланте", просто ещё не артикулированная и поданная на не столь очевидном иллюстративном материале. Архитектор не бизнесмен — он не столь погружён в экономику, но и не столь важен, не столь краеуголен. Потому уже в "Атланте" среди положительных героев будут присутствовать люди всех профессий (кроме госчиновников, т.к. государство в мифологии Рэнд — воплощённое зло), даже профессиональный преступник, пират Даннескьольд (он принципиально грабил только общественные структуры, но никогда не частных лиц и с т.з. Рэнд — абсолютный праведник; то, что эти структуры состоят из частных лиц и их ограбление бьёт по частным лицам Рэнд, как обычно, игнорирует), но доминировать будут предприниматели и банкиры, соль земли. Лучшие из лучших.
Собственно в чём сюжет "Атланта" и в чём он завершает "Источник", почему после него Рэнд не писала романистики, ибо всё важное считала сказанным? Не имеющие оформленных идей рэндовские герои, точно такие же как в "Источнике" — чувствующие свой разрыв с греховным коллективистским миром, но не могущие себе объяснить причины этого конфликта тезисно — группируются вокруг Пророка, который даёт им программу и образ действий. "Мы-живые" и "Источник" подводят к "Атланту" они преемствуют друг другу, поэтому читать их лучше по порядку. Так виднее мировоззрение автора.
В принципе уже в "Мы — живые" и "Источнике" — это уже намечено. Кира — это Дагни Таггерт из "Атланта", у которой в силу исторических условий не оказалось завода. Гейл Винанд — уже магнат и капиталист, как герои "Атланта", но в отличие от них он не выдержал схватки с греховным миром унтерменьшей-коллективистов, растворился в нём как в кислоте. Не было Пророка, который указал бы ему вовремя путь, а Рорка он встретил слишком поздно (финальную сцену "Источника" я понимаю так, что Винанд остаётся в одиночестве, по сути, остаётся чтобы умереть, покончить с собой — свою жизнь он проиграл).

С "Мы-живые" всё ещё проще. Там об экономике не задумывается никто, но весь мир гибнет из-за неправильного её устройства — не столько даже организационного, сколько идейного. Мир, в основу которого положены коллективизм и альтруизм с т.з. Рэнд — обречён. Сперва он сожрёт врагов (Кира), потом своих наиболее индивидуалистичных и эгоистичных, а потому наиболее качественных (по Рэнд) представителей, а потом сожрёт сам себя. Иногда чуть в другом порядке, но с тем же финалом. Вторую часть этого мировоззренческого уравнения — построй мир на индивидуализме и эгоизме и он явит собой земной Рай, как изолированная и герметичная община сверхлюдей под руководством гения и пророка Джона Голта — Рэнд проговорит позже, в "Атланте", но это одно и то же мировоззрение, одна и та же доктрина (Рэнд, по сути, пыталась создать светскую религию, священным писанием которой стали бы её романы) — и они гармонируют друг с другом.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 октября 2014 г. 12:00  
цитировать   |    [  ] 
Грешник, согласен со всем сказанным, но я имел ввиду не тождество доктрин, изложенных в романах и публицистике, а разницу между тем, что такое Айн Рэнд и что такое, допустим, Говард Рорк. Рорка не заботит, причём абсолютно, всё социальное, экономическое — единственное его общественное деяние (взрыв дома и речь в суде) прорывается вынужденно, когда нет сил терпеть (по его мнению). А в остальное время он, к примеру, спокойно платит налоги, откупаясь от общества и не ропща, он спокойно переживает наличие в жизни коллективистов, пока они не берут его уж совсем за горло (по его мнению). Там есть классный момент, иллюстрирующий то, что я хочу сказать. Рорк беседует с Тухи: "- Что вы обо мне думаете? — Я о вас не думаю". А Рэнд именно думает. Я бы даже рискнул предположить, что терроризм Рорка и его финальная проповедь есть средство авторского принуждения к персонажу, когда герой делает не то, что в его характере, изначально выписанном писателем, а то, что нужно автору.
Ссылка на сообщение 8 октября 2014 г. 14:50   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


активист

Ссылка на сообщение 13 октября 2014 г. 19:56  
цитировать   |    [  ] 
О, как здорово, что открыли такую тему. Русскому человеку есть, чему поучиться у Рэнд. Конечно, над прочитанным у неё стоит долго и подробно думать, не спешить бросаться сразу применять почерпнутое там в своей повседневной жизни. Но так называемых "second-hander'ов", о которых она писала, в нашем обществе очень, очень много. Такие черты в себе нужно искоренять. Философия Рэнд реально в этом поможет.


активист

Ссылка на сообщение 27 октября 2014 г. 22:44  
цитировать   |    [  ] 
Айн Рэнд — замечательный автор! Я считаю, что человек, желающий научиться самостоятельному мышлению (а особенно, думаю, это касается женщин), обязательно должен прочесть её труды. После этого мозги как-то поворачиваются в нужную сторону.


активист

Ссылка на сообщение 5 ноября 2014 г. 18:51  
цитировать   |    [  ] 
Вот такая книга, оказывается, существует с недавних пор на российском рынке.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2014 г. 19:01  
цитировать   |    [  ] 
Дмитрий Санин.... А кто это? ???

"Неаполитанский мастиф: жизнь и особенности"
автор: Блоха
:-D
–––
Eramos pocos y parió la abuela


активист

Ссылка на сообщение 5 ноября 2014 г. 19:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Aryan

Дмитрий Санин.... А кто это?


Ну, можете у него и спросить, кто он.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2014 г. 23:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата Торквемада

можете у него и спросить, кто он.


Зачем? Пусть и дальше самопиарится "среди жильцов" :-)))
–––
Eramos pocos y parió la abuela


активист

Ссылка на сообщение 24 ноября 2014 г. 18:19  
цитировать   |    [  ] 
Стало известно, что в России готовится к выходу большая биография Айн Рэнд.



активист

Ссылка на сообщение 25 ноября 2014 г. 09:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата Fan Fan

Стало известно, что в России готовится к выходу большая биография Айн Рэнд.


Однако, популярна в последнее время становится тётушка на своей исторической родине :-)
Ссылка на сообщение 26 ноября 2014 г. 19:49   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 
Ссылка на сообщение 26 ноября 2014 г. 19:59   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


активист

Ссылка на сообщение 26 ноября 2014 г. 20:07  
цитировать   |    [  ] 
Всё же, в семье Розенбаумов поддерживался, так скажем, светский иудаизм.


магистр

Ссылка на сообщение 26 ноября 2014 г. 20:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

Прошу не забывать о том оттиске русской православной культуры, который оставило на ней воспитание

Забыть об этом очень просто — вы, по-моему, единственный человек на земле, этот оттиск разглядевший.

цитата urs

как переводчик обоих ее романов

"Обоих романов" у неё четыре.
Какой вы мыслитель нетривиальный я уже оценил. Глядя на виртуозное владение словом начинаю догадываться какой вы переводчик.

цитата

Стало известно, что в России готовится к выходу большая биография Айн Рэнд.

Предыдущие шедевры её автора можно прочесть здесь же, на фантлабе. Он неподалёку от нас расправлял плечи несколько лет назад.
https://fantlab.ru/forum/forum14page1/top...
Особенно поэзия ему удаётся (там, по ссылке, Gelena цитирует).
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.
Ссылка на сообщение 26 ноября 2014 г. 20:11   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


магистр

Ссылка на сообщение 26 ноября 2014 г. 20:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Priority


Всё же, в семье Розенбаумов поддерживался, так скажем, светский иудаизм.

Сейчас вам urs объяснит, что мировоззрение Рэнд, с подросткового возраста и до гроба бывшей атеисткой почище большевиков и писавшей обращения к Папе римскому как к "главе наших врагов" (имеются в виду все христиане вообще) — это такое особое христианство. Которое даже сама Рэнд в себе не могла разглядеть и только urs в ней его разглядеть способен.
Он уже это объяснял и, я вижу, готов вновь объяснить любому.

цитата

Юноша, вы не в лучшем свете себя выставляете, поступая так

Это уж моё дело.

цитата

Достойно предупреждения, как я полагаю

А это — не ваше.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.
Страницы: 12345678    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Айн Рэнд: проза, публицистика, философия»

 
  Новое сообщение по теме «Айн Рэнд: проза, публицистика, философия»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх