Впервые публикуется материал допроса, в качестве свидетеля, руководителя восстания в немецком концентрационном лагере Собибор – Александра
Ароновича Печерского в период Второй мировой войны. Уделено внимание повседневной жизни в концентрационном лагере. Дополнена картина организации восстания.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Евангелие от Иоанна, 15:13)
На сайте Исследовательского центра Вячеслава Иванова в Риме размещено факсимильное воспроизведение полного комплекта номеров журнала "Аполлон" (1909–1917) в формате PDF. «Аполлон» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издававшийся в 1909—1917 годах в Санкт-Петербурге. Первый номер вышел 25 октября 1909 года и был приурочен к выставке художника Георгия Лукомского — позже его работам был посвящён специальный номер журнала. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем обложки оформлял Мстислав Добужинский.
«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.
Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер. В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века кроме крайних левых: вначале журнал привлёк символистов, с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты (Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский). В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатались сочинения И.Ф. Анненского, А.А. Блока, В.Я. Брюсова, В.И. Иванова, М.А. Кузмина, Н.С. Гумилёва, художественно-критические статьи С.М. Волконского, В.А. Дмитриева, А.А. Ростиславова, Н.Н. Пунина, Я.А. Тугендхольда, В.А. Чудовского. Печатались репродукции картин большого формата.
В «Аполлоне» впервые появились стихи подписанные: Анна Ахматова. Её муж Николай Гумилёв был против её литературных занятий, однако Сергей Маковский взял на себя всю ответственность: «Разрешаю вам говорить, что эти строфы я попросту выкрал из вашего альбома и напечатал самовластно». Стихи вызвали массу похвал и Гумилеву, вернувшемуся из «дальних странствий», оставалось только примириться со свершившимся фактом. Впервые появились на страницах журнала стихи графа Василия Комаровского.
Идеалистическая направленность журнала, оторванность его от реалий жизни послужили поводом для сатирического рассказа Аркадия Аверченко «Аполлон» 1910 года. Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918 года. Журнал «Аполлон» был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.
Накануне Дня Победы Министерство обороны России опубликовало на своем сайте уникальные исторические документы, посвященные событиям и людям, которые стали прототипами известных фильмов о Великой Отечественной войне.
"На сайте военного ведомства опубликованы уникальные архивные документы, которые расскажут о реальных событиях военных лет и их участниках, чьи истории легли в основу знаменитых военных кинолент", — говорится в тексте.
Среди документов есть военные фотографии героев войны, образы которых легли в основу фильмов. "В разделе размещены фотопортрет военных лет командира авиаполка "Ночных ведьм" Евдокии Бершанской и кадры с ее героиней в фильме, которую сыграла актриса Валерия Заклунная", — уточняется в сообщении министерства.
В разделе представлены личные дела командиров подлодок Щ-403 и Щ-422 Семена Коваленко и Федора Видяева, ставших прообразами капитана Строгова и событий, которые описываются в "Командире счастливой "Щуки".
Этот художественный фильм 1972 года, повествующий о судьбах моряков-подводников Северного флота во время Великой Отечественной войны, которые защищали арктические широты на подступах к нашим рубежам, в основе своей имеет реальные события, произошедшие с двумя подлодками в 1942 году. 19 февраля подводная лодка Щ-403 под командованием капитан-лейтенанта Коваленко находилась в Баренцевом море в надводном положении, когда обнаружила перед собой два немецких миноносца.
Один из кораблей противника пошел на таран подлодки и, пройдя на расстоянии в 50 метров от ее кормы, открыл по ней огонь из орудий крупного калибра. В это время второй миноносец зашел с другого борта и также атаковал Щ-403. Была дана команда на срочное погружение. Как записано в вахтенном журнале, командир оказался наверху, а лодку продолжали атаковать немецкие корабли.
Капитан Коваленко, получив тяжелое ранение в ногу, остался на мостике. Немцы подобрали его из воды. Как стало известно уже после войны, Коваленко после допросов отправили в лагерь для военнопленных подводников, где в 1944 году он был расстрелян.
На сайте Минобороны также можно ознакомиться с оперативными сводками, историческими формулярами и журналами боевых действий частей и соединений.
"Целью публикации документов является сохранение исторической правды, — добавили в Минобороны. — А еще — воспитание граждан на примерах беззаветного служения Отечеству".
Проект состоит из писем, отправленных на фронт во время Великой Отечественной войны. Ящик из-под пулеметных лент с письмами был найден поисковиками в Ленинградской области – почта так и не дошла до адресатов. Спустя 70 лет публикуется поддающаяся расшифровке часть писем. Орфография и пунктуация оригинала сохранена. Проект будет дополняться.