FantLab ru

Нил Гейман «Снег, зеркало, яблоко»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Голосов:
622
Моя оценка:
-

подробнее

Снег, зеркало, яблоко

Snow, Glass, Apples

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

Глаза у неё были чёрные, как два уголька, волосы ещё чернее, а губы краснее крови. Ей было шесть лет, когда она впервые увидела свою мачеху — мудрую женщину и колдунью. Но мачеха тогда и не подозревала, кто на самом деле эта девочка…

Входит в:

— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.

— антологию «By Blood We Live», 2009 г.

— антологию «The Secret History of Fantasy», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Фэнтези - Рассказ (Великобритания/США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第28回 (1997) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


Дым и зеркала
2005 г.
Дым и зеркала
2008 г.
Дым и зеркала
2012 г.
Дым и зеркала
2014 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Smoke and Mirrors
2005 г.
(английский)
By Blood We Live
2009 г.
(английский)
The Secret History of Fantasy
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2011 г.

Удивительно, что при практически полной идентичности сюжетов произведения Танит Ли (''КРАСНЫ, КАК КРОВЬ'') и Нила Геймана получились совершенно не похожими. Вероятно потому, что Ли рассказывает сказку отстраненно, а Гейман — субьективно, от лица Королевы. В результате геймановский вариант совершенно не похож на сказку; скорее, это рассказ очевидца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, заканчивается он куда мрачнее, чем у Ли.
Также, стоит отметить иную мотивацию Королевы: если у Ли она борется за душу Белоснежки, то геймановская Королева желает просто уничтожить злобную тварь. Но общее у авторов одно: они отталкиваются не от народной сказки в изложении братьев Гримм, а от социокультурного мифа, основанного на диснеевском мультике (прочтите сказку — убедитесь сами).

Если версия Ли была в полной мере сказкой, с ярко выраженными христианскими мотивами, то у Геймана получилась мрачная, местами чарующе-отвратительная аллегория на отношения МАЧЕХА-ПАДЧЕРИЦА. Не обманывайтесь внешне положительной ролью Королевы в истории: образ Белоснежки-кровопийцы есть отражение эгоистичных чувств любой мачехи, считающей, что падчерица отбирает у нее мужнину любовь, и видящей в ней только дурное. А посему трактовка Добра и Зла не так однозначна, как может показаться на первый взгляд...

Можно сказать, что версия Геймана глубже, РЕАЛИСТИЧНЕЕ, так как является кривым отражением вечной жизненной ситуации. Однако Ли берет именно сказочностью, поэтичностью мира. Выбор лучшего — пустое занятие, ибо оба рассказа заслужили высшей оценки.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2010 г.

Несмотря на то, что сюжет истории кажется оригинальным, Гейман не первый, кто додумался приделать клыки этой сказочной героине. На самом деле Белоснежка-вампир фигурирует в написанной в 1979 году сказке Танит Ли «Красны, как кровь». Гномы в ее рассказе также уродливы, а королева-колдунья — добра и прекрасна. На этом сходство заканчивается. Рассказ Танит Ли — написанная в стиле Уайльда легенда с ненавязчивыми религиозными мотивами и хорошим, но немного притянутым за уши концом. Рассказ Нила Геймана – жутковатая история с обилием чернухи, выдающейся за реалистичность. Обе истории производят впечатление, но «Красны, как кровь» не кажется злой пародией, а в «Снег, зеркало, яблоко» отсутствует легкая слащавость первого рассказа. Мне кажется, чтобы составить впечатление об одном из этих произведений, необходимо прочитать другое.

(Самое лучшее в истории Геймана то, что она по-настоящему пугает. И далеко не вампиризмом.)

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2013 г.

Помнится не так давно мной была прочитана Танит Ли, точнее её труд «Красны как кровь». Гейман и Ли просто навсего берут одну популярную тему с детских сказок и обыгрывают по-новому. Неужто у всех писателей Белоснежка должна быть вампиром? Вряд ли... Но если копнуть поглубже истории Геймана и Ли сильно расходятся, если Ли пишет сильное морализаторское темное фэнтези с уклоном в религиозность, то Гейман разыгрывает маскарад с необычайной красивостью сказочной виртуозности, раскидывая по-своему элементы сказки братьев Гримм.

Сюжет хорош, хоть противостояние мачеха-падчерица вроде уже должно и набить оскомину, но не тут то было. Мачеха с маниакальным упорством пытается избавиться от главной героине как от гнусного чудовища в виде своей падчерицы. Впрочем это и так развивается весьма неплохо, все скрашивает неторопливый геймановский стиль повествования давая наслаждаться рассказом в полной мере, играя с читателем своим вычурно-изысканным стилем. Как всегда у автора очень много элементов так называемой взрослости. Он не боится говорить о насилии, смерти, мрачности и скуки существования и также вновь касаясь эротических элементов своего творчества. И все это в совокупности придает рассказу «Снег, зеркало, яблоко» незабываемый стиль и атмосферу мрачной сказки на новый лад, в изложение Нила Геймана.

Однозначное чтение и переосмысление в ключе нового старой сказки. Правда детям лучше не читать, слишком большой рейтинг у столь «безобидного» чтения.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2013 г.

Гейман снова развенчивает мифы и переворачивает с ног на голову архетипические сюжеты – но теперь все серьезнее. На сей раз в сказке о Белоснежке злодей и жертва меняются местами. Вместо принцессы, преследуемой злой колдуньей – вампир, которого безуспешно пытается побороть добрая волшебница. Рассказ, естественно, получился мрачным и безжалостным – тем более, что финал предопределен.

Впрочем, «Снег, зеркало, яблоко» — это уже не просто пародия и литературное хулиганство. Автор предлагает не только по-новому взглянуть на сказочный сюжет – он предлагает отказаться от стереотипов в реальной жизни. Уж слишком соблазнительно в данном случае развешивание ярлыков: мачеха – непременно бессердечная, падчерица – невинная жертва, принц – обязательно настоящий герой. А в жизни все сложно – о чем и напоминает этот рассказ. Зло очень часто играет на стереотипах, на внешнем впечатлении, мимикрии. И не зная ситуации изнутри, мы можем совершить фатальную ошибку в оценке чьих-либо действий и мотивов. Еще дальше в этом плане зашли Дяченко, Олди и Валентинов в рассказе «Богдана», входящем в «Пентакль» — в этом современном римейке «Майской ночи…» Гоголя ведьмами оказались и мачеха и падчерица… (хотя это и совершенно другая история).

Не ставлю этому рассказу 10 баллов только потому, что «фокус», лежащий в его основе (смена полярностей добра и зла) слишком уж прост. Но в сборнике это одна из лучших вещей.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2015 г.

Забавно, но мир вокруг уже кишмя кишит людьми, перед которыми можно встать в горделивую позу и изречь, что я был рожден в Советском Союзе и даже успел вступить в пионерскую организацию...

Блин, вроде не так я еще и ветх годами, всего навсего 36-летний инфантильный юнец, а люди вдвое младше меня уже решают задания ЕГЭ по истории относительно событий, которые я наблюдал по телевидению в прямом эфире...

Кое-кого из них Гейман еще бы мог впечатлить, но и то не всех. Всяческий мрак и различные депрессивные штуки теперь легко доступны...

Вся эта прелюдия к отзыву служит делу того, чтобы подвести к осознанию факта следующего рода: пока я читал рассказ, он мне даже несколько нравился благодаря неплохому литературному языку и ловкому жонглированию образами баллов эдак на восемь, а вот когда прошло некое время, когда сел я сочинять отзыв, то понял, что ничего принципиально нового в этой псевдосказке не обнаруживаю...

Плавали — знаем...Знаем, как кому-то трудно сочинить собственный мир, и он рисует карикатуру на тот, что создали прежде...

Банальнейший перевертыш с заменой Добра на Зло и обратно, дополненный некоторым количеством крови, волочащихся по земле внутренностей и обремененный повышенным вниманием к вялому члену принца-некрофила. Грязь, уродство, деградация...

Ссылки на то, что первоисточники в лице старинных сказок и легенд отнюдь не обладали изысканным ароматом благочестия и гуманизма, ситуацию не спасают. Это мы прекрасно знали и без Геймана, никаких он тут Америк не открыл...Любой литературный ремесленник может взять сборник сказок, и снова запустить туда всю дрянь и нечисть, которую изгнало нравственное становление человека как существа, обзаведшегося такими странными приспособлениями как совесть, эмпатия и сострадание...

Но ради чего? Сказки могут быть жестокими. Сказки не обязаны завершаться счастливой развязкой. В них может быть вселенское горе и беспросветная тоска. Сказки могут рассыпаться в прах под гнетом реальности. Но нельзя превращать сказки в кучку дерьма, завернутую в яркую обертку гламурных вздохов и всхлипов...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2015 г.

Сказка-оборотень, где автор поставил с ног на голову всех персонажей, изобразив Белоснежку вампиром и чудовищем, а мачеху… Я бы сказала – «невинной жертвой», но нет, не скажу. «Невинные жертвы» к притолоке сердца своих падчериц не прибивают…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И как эстетично — нанизать на нить! Да с ягодами...

Сказка ценна мрачной, зловещей атмосферой, переосмыслением известного сюжета под весьма неожиданным углом и прекрасным слогом автора. С другой стороны, идея «старые песни на новый лад» – не нова и кто-то обязательно встанет на защиту доброй детской сказки в стиле сюсюкающей диснеевской Белоснежки — «дурочки, пляшущей с метлой» ( цитата не дословная, но так о м/ф Диснея отзывалась Марлен Дитрих).

Да, детям это читать категорически не рекомендуется. Чернуха, намеки на педофилию и дальше по списку.

А вообще… Замечательная иллюстрация к выражению «историю пишут победители»!

И да, меня Гейман не шокировал, люблю я клип Rammstein ‘Sonne’… Белоснежка-наркоманка… Белоснежка-вампир… Постмодернизм! Эклектика!

А принц, к слову, очень каноничный. В средневековом оригинале не Белоснежка, но Спящая Красавица проснулась не от поцелуя, король ( уже женатый, так что добавим к списку грехов еще и адюльтер!) успел ее пару раз матерью сделать… В гробу. Куда уж Гейману!...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2013 г.

Уже название наталкивает на мысли об истории о Белоснежке. Переосмысление старой легенды. Как всегда, Гейман всё перевернул с ног на голову. Белоснежка — злобная и кровожадная убийца своих родителей, пьющая кровь, мачеха — невинная жертва, прекрасный принц — некрофил. Интригует, не правда ли? Детская сказка на новый лад, и вот получилась сказка для взрослых. Архетипичный сюжет противостояния мачехи и падчерицы претерпевает значительные изменения: гонимый и гонитель меняются местами. «Перевертыш». Добро и зло сменили полюсы — хоть прием и избитый, но здесь всё вышло очень гармонично. Атмосфера мрачная, пугающая, атмосфера ожидания и обреченности.

Гейман — мастер литературных пародий и «перевертышей». И излюбленная тему у него — всё не то, чем кажется на первый взгляд. Нужно получше присмотреться, взглянуть под другим углом, и только тогда откроется истина.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2013 г.

Бывают такие тексты — тяжелые, грязные, выкручено-извращенные, но такие красивые, сил никаких нет :) От этого, может, и красивые. Очень удачный пример того, каких шикарных результатов можно добиться, если в привычном произведении поставить стереотипы с ног на голову. Однако не соглашусь со многими, кто посчитал текст просто забавной пародией — сознательно или нет, но Гейман создал очень психоаналитический текст, хоть на курсах психотерапевтов излагай. Эдипальный конфликт в такой буйной красе, закачаешься :) Во многих отзывах вспоминали синонимический рассказ Танит Ли «Красны, как кровь»: так вот, на мой вкус, он очень проигрывает. Ли излишне морализирует и борется за победу добра, поэтому остается в пространстве сказки, а Гейман, как это часто у него бывает, по прикрытием фантастического выходит очень далеко в реальность, пусть не в реальность наших жизненных событий, но в реальность нашего подсознания. Там вот такие штуки и происходят, никакой фантастики :)

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2007 г.

Знаете, после того, как становится очевидна любовь геймана смотреть на вещи под другим углом, то читать про Белоснежку в таком варианте становится привычнее что-ли, от автора другого и не ждешь, тем не менее все равно жутко, противно и неприятно читать! Но с другой стороны, это всем нам урок — и у мачехи может быть своя правда... Нужно учиться смотреть на вещи под разными углами, жизнь отнюдь не плоская, а многогранная штука! Хотя я все равно думаю, что Гейман — извращенец, ничего святого для него нет!:biggrin:

P.S. А бедные гномы в суровой реальности оказались ужасными и монстроподобными. Эх, знал бы Толкиен, до чего всё дойдет...:haha:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2006 г.

Не знаю, кого как, а меня этот вирус заразил (кто читал — тот поймет)!

Да, получилось очень мрачно, где-то даже и противно и тошнотворно, но зато как впечатляюще! А это и есть признак Мастера. Как раз мрачно и противно, потому что так и задумывалось, так специально и писалось, чтобы вы испытывали такие чувства. Когда плохо написано — это никаких чувств не вызывает, разве что скуку.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2008 г.

Мне очень понравилась такая неожиданная фантазия на тему «Белоснежки». Я коллекционирую вампирские истории ( сама не знаю, почему, но уже давно), поэтому пополнение коллекции рассказом Нила Геймана меня порадовало. Кстати, рассказ открывает сборник «вампирской эротики» под редакцией Поппи Брайт «Love in Vein II. Twice Bitten». Предвкушаю удовольствие от чтения Геймана на английском. Другие авторы и произведения в этом сборнике мне вообще не знакомы, поэтому заинтригована:smile:.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2008 г.

Интересный сборник, никогда не знаешь на что наткнешься.:frown:Моя оценка, конечно, необъективна. Сказка о Белоснежке была одной из любимых в детстве и подобную ее трактовку принять не могу. Сказочные гномы — звероподобные карлики, искренняя любовь — похоть, ну а принцесса...о ней вообще молчу. Не спорю, написано талантливо и оригинально. Но мне ближе такие романтичные и красивые сказки, как «Звездная пыль».

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2017 г.

Неудивительно, что выдающийся сказочник современности, наравне с новыми, чисто современными сказаниями, время от времени пишет переделки, переосмысления классических историй. И данный рассказ, пожалуй, стал самым мощным и внушающим из них.

Ход вроде довольно тривиален — на всем знакомую историю нам просто дают посмотреть из других глаз. Историю, как считают многие, пишут победители. Точнее, мы вынуждены, во многом, опираться на оставленные ими свидетельства и тексты. И что было бы, если сказка о Белоснежке и семи гномах рассказывалась от лица «Злой Мачехи-Королевы»? И самым первым, изначальным, мрачно-безысходно-жестоким сказкам, данная история соответствует идеально.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2015 г.

Сказочные сюжеты предполагают некоторое этическое упрощение. Доброе и злое начало в них четко разделено. Нил Гейман взял знакомый всем с детства сюжет и поменял местами положительное и отрицательное в героях. Злобной оказалась падчерица, а мачеха — невинно страдающей жертвой. Причем сюжет исходной сказки сохранен и финал тоже. Мачеха гибнет в огне, падчерица торжествует и получает своего принца — зло побеждает добро.

Рассказ написан неплохо, жестко, эмоционально, местами шокирующе. У Геймана зло побеждает, а добро проигрывает необратимо, поскольку носители его уничтожаются. Место любви занимает похоть и извращения, место волшебства — ворожба, а для чуда места вообще не остается. Возможно, эта история предостерегает от поспешных оценок и крайних выводов. Возможно, она показывает обманчивость очевидного. Все возможно. Но главный ее результат в том, что она убивает сказку.

Если покопаться в литературных источниках, изначальная средневековая версия сказки о Белоснежке тоже довольно жестока. На протяжении долгого времени эта сказка развивала в себе доброе начало и таким образом участвовала в формировании нравственного начала в людях. Гейман своим перевертышем отбросил сказочный сюжет далеко за рамки средневековых исходников. И в мире стало чуть больше отравленных яблок и кровоточащих сердец, а принцев меньше, потому что автору больше по душе некрофилы.

Времена, когда писатели стремились к пробуждению добрых чувств в сердцах читателей, уходят в прошлое. Теперь многие литературные таланты предпочитают апеллировать к чувствам отвращения и страха. И добиваются своего. Омерзительное прочно вошло в моду и даже считается стильным.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 апреля 2010 г.

Для меня финальный рассказ сборника оказался одним из самых сильных... Есть такие произведения, после которых хочется забраться с ногами в кресло, укрыться пледом, взять кофе, уставиться в одну точку, и чтобы никто не беспокоил пару вечностей...

Просто потрясающий перевертыш мастера... Вполне могу сказать, что весь сборник читался ради этого рассказа.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх