fantlab ru

Александр Беляев «Продавец воздуха»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
2272
Моя оценка:
-

подробнее

Продавец воздуха

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 177
Аннотация:

Роман о попытке одного человека получать выгоду, продавая воздух! Специальное устройство собирает весь воздух Земли и аккумулирует его в твердом виде. Те, кто захочет жить, — будут платить злому гению...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые роман напечатан в журнале «Вокруг света» (Москва, 1929 г., №4—13). Первая книжная публикация в двухтомнике избранных научно-фантастических произведений Беляева (1956 г., т.2)


Входит в:

— журнал «Вокруг света 1929'04 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'05 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'06 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'07 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'08 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'09 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'10 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'11 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'12 (М)», 1929 г.

— журнал «Вокруг света 1929'13 (М)», 1929 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 118

Активный словарный запас: низкий (2571 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Продавец воздуха» 1967, СССР, реж: Владимир Рябцев



Похожие произведения:

 

 


Избранные научно-фантастические произведения. В двух томах. Том 2
1956 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 2
1957 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Остров погибших кораблей
1958 г.
Властелин мира
1959 г.
Избранные научно-фантастические произведения в двух томах. Том II.
1959 г.
Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1963 г.
Продавец Воздуха
1983 г.
Голова профессора Доуэля. Продавец воздуха. Рассказы
1984 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Человек-амфибия
1985 г.
Человек-амфибия
1986 г.
Продавец воздуха
1989 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Человек-амфибия
1991 г.
Продавец воздуха
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1992 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 2
1993 г.
Продавец воздуха. Ариэль
1993 г.
Продавец воздуха. Голова профессора Доуэля
1993 г.
Прыжок в ничто
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 4
1993 г.
Продавец воздуха
1994 г.
Продавец воздуха. Властелин мира
1995 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1996 г.
Человек-амфибия. Продавец воздуха. Светопреставление
1999 г.
Продавец воздуха
2000 г.
Александр Беляев. Избранные сочинения в 2 томах. Том 1. Продавец воздуха. Властелин мира. Ариэль
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 1.
2001 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Избранное в двух книгах. Книга 1
2004 г.
Собрание сочинений. Том 1.
2005 г.
Том 2. Продавец воздуха
2005 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2007 г.
Человек-амфибия
2007 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Продавец воздуха
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Мертвая голова
2015 г.
Продавец воздуха
2016 г.
Продавец воздуха. Чудесное око
2016 г.
Продавец воздуха. Властелин мира. Изобретения профессора Вагнера
2016 г.
Последний человек из Атлантиды. Продавец воздуха. Когда погаснет свет
2017 г.
Ариэль. Продавец воздуха
2017 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 3
2018 г.
Homo scientis
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Продавец воздуха
2018 г.
Продавец воздуха
2018 г.
Ариэль
2019 г.
Научно-фантастические романы
2019 г.
Властелин мира. Продавец воздуха
2020 г.
Последний человек из Атлантиды. Продавец воздуха. Когда погаснет свет
2020 г.
Властелин мира. Продавец воздуха. Человек, потерявший лицо
2021 г.
Homo scientis: Продавец воздуха. Изобретения профессора Вагнера
2021 г.
Мёртвая голова
2021 г.
Ариэль
2023 г.
Продавец воздуха
2023 г.
Научно-фантастические произведения
2023 г.
Продавец воздуха
2024 г.

Периодика:

Вокруг света № 4, февраль 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 5, март 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 6, март 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 7, апрель 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 8, апрель 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 9, май 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 11, июнь 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 10, май 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 12, июнь 1929 г.
1929 г.
Вокруг света № 13, июль 1929 г.
1929 г.
Уральский следопыт № 4, апрель 1975 г.
1975 г.

Аудиокниги:

Продавец воздуха
2006 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Պրոֆեսոր Դոուելի գլուխը
1958 г.
(армянский)
Людина, що знайшла своє обличчя
1959 г.
(украинский)
Prodavač vzduchu
1961 г.
(чешский)
Владетелят на света
1972 г.
(болгарский)
Людина, що знайшла своє обличчя
1975 г.
(украинский)
Ариел
1983 г.
(болгарский)
Il venditore d'aria
2023 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да не нужно Автору ваше уважение (это тем, кто с барского плеча дарит свои баллы «Автору из уважения» или «Старик Толкиен нервно курит в сторонке»)!

Практически любой писатель уровня А.Беляева, А.Азимова, Дж.Толкиена и других ОТЦОВ фантастики и фэнтэзи настолько самодостаточен, что в какую бы эпоху он ни жил, он любим, он востребован, он актуален. Из-за того, что половина чудес из произведений Ж.Верна или Г.Уэллса уже давно стали явью, мы читаем их книги с неменьшим восторгом и трепетом, чем сто лет назад. А что до идеологической составляющей «ПВ», так чего проще — изобретите машину времени, перенеситесь в 30-е годы 20-го века, зайдите на заседание Сов.Нар.Кома и лично тов. Сталину по морде, а потом еще и в лицо плюньте! А если и дальше включать принципиальность, то у очень многих читателей, особенно на Западе, после прочтения «Властелина колец» именно коммунистическая Россия ассоциировалась с Мордором! Так что, вперед, пишите «какой Толкиен идеологически зашоренный, а старик Беляев нервно курит в сторонке»

Великолепное произведение, нестареющее и актуальное до сих пор! А после раздутого и лопнувшего «воздушного» пузыря американских инвестиционных и ипотечных фондов, в результате которого пришел мировой экономический кризис 2008 года, мы все поневоле стали теми самыми «покупателями воздуха«!

Вот вам и научное предвидение, и идеологическая составляющая, уважаемые рецензенты! :glasses:

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман переиздается без малого сто лет. В 1928 году плотность населения Сибири составляла 2 человека на кв км, при наличии довольно крупных городов со значительным скоплением населения. Вполне можно было найти угол, куда не ступала нога человека — китайских браконьеров тогда наша Сибирь не интересовала. Отсутствие железных и шоссейных дорог, отсутствие космических спутников, которые помогают рассмотреть, какой табак курит коренное население, — тогдашние условия были достаточно подходящими для развертывания подземного сооружения, вдали от государственной границы, да еще при помощи марсиан. Наверное, американцы не читали Беляева, иначе они так бы и поступили! А вот наши не стали ни от кого прятаться, сконденсировали немного другой газ и морем его — в Китай. Автор этого проект наверняка читал Беляева. Это к вопросу о провидцах. Они порой играют роль невольных провокаторов, как отец Кабани у Стругацких.

Не могу обвинить автора и в намеренной политичности, а уж тем более в том, что вся книга написана в пропагандистских целях. Хорошая фантастика, по тем временам, замечательная. С удовольствием читала в детстве, тем более, что краснозвездные головные уборы тогда были привычной повседневностью. Захватывающе описано опасное путешествие, падение в «Ноздрю», криминальная ситуация вокруг жидкого воздуха. Эмоций при чтении книги хватало своих, и то, что влюбленные в романе вели себя как пуритане, меня не раздражало. Правда, перечитывать опасаюсь. «Гианейю» перечитала, и вон что вышло.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем ветрам наперекор

Классика советской научной фантастики. Написанная (страшно представить) в 1929 году, т. е. ещё до коллективизации (с её головокружениями от «успехов») и до всех прочих пятилетних прорывов в машиностроении, технологизации и электрификации страны.

Описывать фабулу романа, значило бы пересказывать разные аннотации и википедические статьи. Да и книга эта была в своё время весьма популярна (в моём детстве она просто стояла дома на этажерке и была в своё время прочитана вместе с романом «Властелин мира», с коим составляла сборник) и потому наверняка многим читателям знакома не понаслышке, а, так сказать, лично.

В принципе, этот роман является, с одной стороны, романом-предупреждением — предупреждением, адресованным человечеству и состоящим в том, что современные тому времени технологии и открытия науки могут при недобросовестном или злонамеренном их использовании нанести громадный вред мирового масштаба, а то и просто поставить всю планету на грань уничтожения.

Однако, по сути этот роман является одной из первых книг в жанре апокалипсиса, можно сказать, одним из предвестников этого жанра и его родоначальников. «Война миров» Уэллса да «Продавец воздуха» — вот азы апокалиптического жанра в современном его смысле. И хотя роман Александра Беляева в Вики в этом смысле не упоминается, однако думаю, что в нашем предположении большой ошибки нет. Правда, в романе Беляева апокалиптическая ситуация до критического конца не доведена, однако мир у Беляева проскочил буквально по краешку лезвия, ибо совсем не факт, что мистеру Бейли удалось бы справиться с теми разрушительными атмосферными процессами, которые он запустил и которыми управлять не умел.

Конечно, кое-какой наивняк и кое-какие несуразности в романе имеются. Например, когда Бейли показывает Клименко сверуплотнённые «воздушные» шарики и предлагает ему поднять один из них, то тот не может это сделать из-за громадного их веса, однако в финале романа Бейли берёт в руку горсть других, ещё более уплотнённых (!) горошин сжатого и сгущённого воздуха и буквально глотает их, после чего его вместе с проглоченными миллионами тонн воздушной массы несут на руках — явная нелепица.

Другая, не то, чтобы нелепица, но либо умолчание со стороны автора, либо прокол со стороны мистера Бейли. Потому что среди нескольких сотен работников его «предприятия» практически нет женщин — Беляев на это обстоятельство прямо указывает в тексте романа. Согласитесь, что собранные в одном довольно тесном месте несколько сотен молодых и здоровых мужчин будут явно испытывать определённый дискомфорт из-за отсутствия возможности нормально организовать свою сексуальную жизнь. Тут пожалуй и Красной Армии не надо, ибо рано или поздно, но они сами всё разнесут по кочкам.

Однако можно снисходительно пройти мимо таких несуразностей и просто насладиться чтением милой старой НФ.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениально! Великолепный маркетинговый ход — объявить своей собственностью то, что вроде как бы никому и не принадлежит, но не что-нибудь, а воздух! Отбросим идеологическую шелуху столетней давности. Хочешь дышать — плати! Не хочешь — привет, удушье. Жутковато, не так ли? А почему жутковато —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а не нужен никакой таинственный «иль», да еще и импортный (марсиан же не существует). Плутоний вполне подойдет, да и до «холодного термояда» рукой подать.
За воду же платим, да с удовольствием. Как в одной попсовой песенке поется — «Wellcome to the future». Надеюсь, современные маркетологи не читают старую фантастику.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воспринимать этот роман всерьёз у меня никак не получается. Стареют даже очень хорошие книги, а в «Продавце воздуха» изначально больше идеологической шелухи, чем интересных идей. Собственно такая идея здесь всего одна. Капиталист Бэйли, используя последние достижения науки, решил «приватизировать» атмосферу Земли и продавать воздух за деньги. Остроумно и очень современно. Действительно, если можно брать налог на землю с жителей многоквартирных домов, то почему кислород все получают бесплатно? После интригующей завязки, увы, начинаются проблемы. Персонажи плоские и одномерные: простой советский человек (метеоролог Клименко), капиталистический хищник (Бэйли), запутавшийся интеллигент (профессор Энгельбрект), смышленый «туземец» (якут Никола при Клименко как Пятница при Робинзоне)... Любовная история добавлена в сюжет скорее «для галочки». Ни к селу ни к городу сюда приплетены ещё и марсиане. Клименко мало что может противопоставить главному злодею, но ведь всегда есть части Красной армии, способные появляться в нужный момент, как бог из машины.

В 60-х, на волне популярности фильма « Человек-амфибия», был экранизирован и «Продавец воздуха». Должен признать, в этой книге есть сцены, достойные голливудского блокбастера. Вот только полвека назад технических возможностей для их воплощения ещё не было. И да простят меня поклонники Александра Беляева, по этому пункту тоже незачет.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-видимому, автор пожелал вложить в свое произведение довольно-таки прозрачную политическую метафору: происки капитализма даже самого фантастического масштаба бессильны против нового социалистического мира в лице Советской Республики. Однако стилистическая форма приключенческой повести оказалась, на мой взгляд, не вполне пригодной для этой цели. Здесь гораздо лучше подошли бы памфлетно-гротесковые тона «Багрового острова» М. Булгакова, или, скажем, ироничные и сказочные мотивы лагинского «Старика Хоттабыча» (либо других его романов). В результате у Беляева получилась слегка несуразная с логической точки зрения история. Действительно, огромное производство как-то появилось в чужой стране, пусть даже в малонаселенном районе. Там несколько лет в полном довольстве (и чисто мужским коллективом) живут пятьсот человек. Но об этом никто вокруг и не подозревает. А между тем уже успел возникнуть (или воскреснуть) миф о ноздре Ай-Тойона. Это можно списать на фантастическое допущение, но оно выглядит несколько натянутым на фоне обстоятельного, наполненного разными подробностями рассказа о городке мистера Бэйли. Далее, возникает тема торговли воздухом мистером Бэйли с марсианами (!), тоже не замеченной никакими астрономами. Кажется, что эту тему автор просто не сумел должным образом использовать. Поэтому устами ГГ он, как бы извиняясь перед читателем, говорит что не знает, правду ли говорил мистер Бэйли о марсианах. Зачем, однако, понадобилось такому сугубо практичному бизнесмену как Бэйли придумывать эти фантазии? А если не марсиане (каким образом??) передали ему новые технологии производства энергии, то откуда он получил их в единоличное пользование? Неизвестно.

Еще один запоминающийся психологический момент – самоубийство (психологически «неубедительное» как будто) Норы Энгельбрект, девушки которую полюбил (и взаимно) ГГ. Окаменевший труп возлюбленной раскалывается у него в руках на две части, а он тут же сооружает из него памятник – бюст! Что и говорить, крепкие нервы у этого советского парня… Понятно, что Беляев хотел так передать трагичность ситуации. Вообще же Клименко, как и большинство беляевских персонажей, выглядит вполне безликой фигурой. Несколько более примечателен в этом смысле его товарищ-автохтон Никола. В целом получается, что завязка романа интересней продолжения, а продолжение лучше концовки.

Все же роман представляется вполне занимательным. Беляев, как всегда, отлично владеет сюжетом, то есть он хороший рассказчик. Поэтому, несмотря на невысокую оценку, я бы рекомендовал «Продавца воздуха» к прочтению. В этом романе, на мой взгляд, больше фантастических идей и «приключений мысли», чем в иной современной «космической» эпопее.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Что же это такое — ноздря Ай-Тойона?

- Обыкновенная ноздря. Ай-Тойон дышит. А там, — Никола показал на гору, — его ноздря.

Было время, когда безумные ученые частенько наведывались на страницы фантастических книг. Как правило это были гении, но гениальность в их душе вплотную подбиралась к той грани, за которой начинается безумие. У некоторых даже переступала эту грань. И вот этот Доктор Зло, движимый темными страстями, закрывался где-нибудь в тайном убежище, находящемся, например, в жерле потухшего вулкана, чтобы посредством своего гениального изобретения отомстить всему миру за то, что мир не захотел сразу же пасть перед ним на колени. Ну, или за ещё что-нибудь... В Золотой век фантастики была создана масса вариаций этого сюжета — этот типаж стал столь популярен, что очень скоро превратился в расхожий штамп. Но всё это было на Западе, а у нас в СССР в фантастических произведениях идея безумных изобретателей как-то не прижилась — советский изобретатель всегда был фигурой сугубо положительной. Зато однажды появился одержимый злыми силами бизнесмен, что как бы означало зло в квадрате: во-первых, капиталист, что уже ужасно, а во-вторых, строящий злодейские замыслы, хотя это как раз и не удивительно — ведь он же капиталист, а значит монстр во плоти и эксплуататор пролетариата. Звали его мистер Бэйли и люди, с ним знакомые характеризовали его, как человека с «исключительно широкой инициативой и большим деловым размахом», а появился он в романе Александра Беляева «Продавец воздуха».

В мире творилось что-то странное, что-то доселе небывалое, что-то масштабное, но вот что именно, понять не получалось. А дело было в том, что воздушные течения (пассаты и муссоны) по всему земному шару вдруг начали менять свои традиционные направления — все они отклонялись в сторону некой гипотетической точки, расположенной в Северном полушарии планеты где-то на просторах Якутии. К тому же метеорологи отметили ещё одну непонятную тенденцию — атмосферное давление воздуха по всему земному шару незначительно понизилось. Никто из научных светил не мог дать объяснения наблюдаемым феноменам, а они, тем временем, всё усиливались. Для разъяснения волновавших научное сообщество вопросов решено было отправить в предполагаемую точку схождения ветров исследовательскую экспедицию. Ученые выбрали в качестве своей базы «столицу» Якутии город Верхоянск и «пока в Верхоянске заведующий хозяйственной частью экспедиции заканчивал последние приготовления и покупал лошадей и собак», глава экспедиции (и по совместительству главный герой романа) Георгий Клименко решил отправиться налегке в окрестности Верхоянского хребта, чтобы точнее определить направление пути всей экспедиции. С собой он взял лишь одного человека — якута-проводника Николу. В этих северных краях стояло лето, дни были теплые (даже небывало теплые), а ночей не было вовсе, погода тоже благоприятствовала, так что оба «разведчика» от вылазки получали лишь удовольствие. И как всегда, казалось бы, ничто не предвещало беды... Но случилось так, что Никола, обладавший острым слухом охотника, услыхал чьи-то крики. Кричал, как вскоре выяснилось, провалившийся по пояс в болото человек, который после спасения представился как «чшлен экспедиции изучений Арктики Английски королевски географически общества». Одет он был в «измазанный грязью, но хороший костюм альпийского туриста, на голове — серое кепи», но внимание «разведчиков» в первую очередь привлек не хороший костюм или иностранный акцент, а странный «бидон», с которым спасенный не желал расстаться даже тоня в болоте. «Цилиндр, отсвечивающий сквозь грязь ртутью, заканчивался вверху узким горлышком и, судя по натяжению руки, державшей его, был довольно тяжелым». От предложений обсушиться у костра спасенный англичанин наотрез отказался и быстро покинул своих спасителей, но, перед тем как окончательно скрыться из виду, он крикнул «разведчикам», чтобы они не ходили вслед за ветром, потому что там — смерть.

В Советской России конца двадцатых, начала тридцатых годов шпиономания была распространена не меньше (а может и больше) чем сейчас наркомания. На волне этой параноидальной тенденции местные литераторы породили массу произведений, в которых рассказывалось о коварных кознях агентов империализма на территории прогрессивного и мирного СССР. Естественно, что получалось у кого-то лучше, а у кого-то хуже, и это не удивительно — все же не могли быть одинаково талантливыми. Одним из лучших образчиков литературы о подлых империалистах, которые решили в очередной раз извести под корень молодую, но сильную, а потому опасную Страну Советов, является роман о торговце воздухом, вышедший из под пера Александра Беляева. Здесь традиционные для такого рода произведений сюжетные приемы подаются в весьма оригинальном фантастическо-приключенческом антураже, что, в итоге, дает на выходе увлекательную и на удивление яркую историю. И это вдвойне удивительно, так как персонажи романа, за исключением одного-двух центральных, не отличаются ни особой проработкой характеров, ни достоверными психологическими портретами. Их вообще-то не особо много, можно по пальцам пересчитать, что вполне дает возможность автору для раскрытия каждого из них, но Беляев не пользуется этим шансом и предпочитает населить пространство романа весьма стандартными, если даже не сказать шаблонными, героями. Но, на мой взгляд, это сделанно намеренно. Он старается, чтобы читательское внимание никоим образом не распылялось «по мелочам», а было сосредоточено на перепетиях необычного сюжета. Фантастическое допущение, служащее центральной идеей книги и впрямь весьма неординарно: некий западный бизнесмен (тот самый Бэйли) тайно строит в кратере потухшего вулкана, что находится в отрогах Верхоянского хребта огромный подземный завод по сгущению воздуха. Используя работы шведского химика Энгельбректа, он надеется сгустить большую часть атмосферного воздуха и накопить его в своих хранилищах, чтобы затем шантажировать угрозой удушения весь мир. А делает это Бэйли для установления на всем Земном шаре нужных ему и стоящим за ним заинтересованным людям порядков:

«1. Повсеместное установления диктатуры крупного капитала.

2. Физическое истребление коммунистов.

3. Монополия продажи воздуха остается за мистером Бэйли, как гарантия, обеспечивающая незыблемость устанавливаемой им политической системы».

Сам способ достижения мирового господства выглядит несколько абсурдным, но, по мере прочтения, об этом начинаешь забывать — настолько захватывает происходящее в книге. Беляев щедрыми мазками рисует картину охватывающего задыхающийся мир безумия. Мощь Бэйли кажется беспредельной, он, управляя ветрами и погодой, шутя отражает атаки красноармейской авиации. Но, однажды, чувство вседозволенности его подводит — во время демонстрации миру своего могущества он решает взорвать ничтожную часть из его запасов твердого воздуха, но ошибается с расчетами и чуть не погибает сам. И до этого подверженная периодическим припадкам психика воздушного магната дает трещину и он становится не способным адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию и адекватно отражать возникающие угрозы. Всё это и приводит к тому, что саперы-красноармейцы тайно проникают в его убежище.

В этом романе Беляев сосредотачивает всё своё внимание именно на приключенческой компоненте сюжета, отодвигая на второй план характерные для его творчества социально-психологические аспекты. Лишь поступок дочери Энгельбректа Норы может хоть как-то претендовать на роль морального конфликта. Зато здесь автор уделяет максимум внимания разработке столь экзотического способа поставить мир на колени. Кроме Александра Романовича, если мне не изменяет память, лишь Казанцев в своём «Пылающем острове» обращался к теме гибели мира от удушья. Как роман-катастрофа текст несомненно удался и, на мой взгляд, совершенно не стоит ждать от него глубоких мыслей или сильных переживаний — не для этого он создавался. Зато и здесь можно в который раз убедиться в том, что автор обладал невероятным предсказательским даром: в Японии, насколько я в курсе, есть бары, где за определенную сумму можно подышать чистым воздухом с повышенным содержанием кислорода, так что Беляев в очередной раз оказался прав — «продавцы воздуха» уже существуют.

Напоследок хотелось бы коснуться темы, проходящей в романе темы торговли мистера Бэйли с Марсом. Он утверждает, что давно уже наладил товарообмен с Красной планетой: он посылает марсианам в ракетах сгущенный воздух, а они ему взамен присылают иль — местное радиоактивное топливо, которое используется для питания громадных машин «ноздри Ай-Тойона», а так же, в перспективе, может служить ракетным топливом. До конца так и остается не ясным, то ли это бред воспаленного разума, то ли правда, ведь, с одной стороны, прямых доказательств в тексте не приводится, а с другой — тот самый странный «бидон», привлекший внимание «разведчиков», и был, по утверждению Бэйли, очередной посылкой с Марса.

Итог: первый на сто процентов развлекательный роман автора, написанный на волне захлестнувшей страну шпиономании, не могущий похвастаться глубиной, зато полный захватывающих приключений. И пусть финал его известен заранее ( «Красный Армия присол, о!» ), пусть теперь он кажется наивным, но это ничуть не испортило мне то удовольствие, что я получил от его чтения. Несмотря ни на что — настоятельно рекомендую для знакомства. Читайте классиков!!!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это была шикарная книга. Но сто лет назад. Без малого сто.

Сегодня Беляев почти нечитаем потому, что так уже не пишут. Но идея, заложенная в «Продавце воздуха» остается оригинальной и прекрасной. Перепиши кто-нибудь эту книгу хорошим языком на современный лад, будет бестселлер. Вообще Беляев — трагически недооценённый писатель, или человек, который пришел слишком рано. Сцена с Норой, кстати, потрясающе хороша.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой очень интересный литературный памятник эпохи: только отгремела гражданская, набирает ход коммунизация России, а обыватели, отбросив религию, верят во всемогущество науки. И книга рассказывает о науке на службе лубочного зла, которое действует согласно расхожему выражению: «…при 300 процентах нет такого преступления, на которое он (капитал) не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.» Ведь самое выгодное это продавать жизненно необходимые товары: еду, воду. А ведь без «воздуха» (кислорода) жить невозможно. В этом и состоит основная завязка повествования.

Читатель переживает историю от лица человека «новой формации» живущего в Стране Советов и несущего самые прогрессивные взгляды на мироустройство и моральные ценности. Пусть во втором десятилетии XXI века это уже смотрится как минимум наивно, но не забывайте, что роман впервые был опубликован в 1929 году.

Для современного читателя будет приятной особенностью хорошо прописанные второстепенные герои и их моральные метания, в романе вообще мало однозначных персонажей. Очень хорошо удалась романтическая линия.

Касательно фантастического допущения, то, оглядываясь на историю XX века, оно удалось. Ведь сейчас жители мегаполисов и городских конгломераций готовы платить за возможность дышать свежим и чистым воздухом, а хронические заболевания дыхательных путей уже никого не удивляют, даже среди коренных городских жителей. По сути, посыл романа намного более экологичен, чем вопли современных экологов.

Оценка: Хороший представитель советской литературы довоенного периода, прочитать однозначно стоит.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это Беляев, то бишь — классика Светлого Храма Фантастики, и уже одно это — вполне достойная причина для того, чтобы прочесть книгу. Само собой — ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, ещё этого не сделал.

Книжка излишне политизирована, но это скорее плюс, чем минус, поскольку речь идёт о капитализме и коммунизме в контексте пролетарской идеологии, миссии государства рабочих и крестьян во всемирном, так сказать, масштабе. Это настолько умилительно наивный подход к проблематике добра и зла в политике, что создаётся вполне устойчивое впечатление некоего «детства человечества» с точки зрения восприятия оной проблематики. Ведь в то время (20-ые — 30-ые годы ХХ-го века) книжка отнюдь не рассматривалась ни «наивной» ни «детской», тогда практически все книжки трактовали возможные события именно в таковом ключе. Именно ЭТИМ книжка — прежде всего интересна. Некое подобие Машины времени — по крайней мере в части психологии Социума: попытаться прочувствовать «вкус ноосферы» тогдашнего времени, ощутить себя частью ТОГО мира. Очень интересный опыт.

Один единственный злодей противостоит целому сонму государств. И — не просто «противостоит», а ещё и — вполне даже успешно. Спецслужбы — беззубы и беспомощны, террористов — нет, использовать технологии в политических целях никому даже в голову не приходит.

АпсЮрд... И тем не менее. Именно ТАКИМ был наш мир всего каких-то 90 — 100 лет назад. Осознание того, что Первая мировая навсегда и бесповоротно изменила самосознание Социума — в сторону главенства цинизма, прагматизма и прочих не менее мерзких измов — это осознание тогда ещё только начиналось.

Это сегодня оно уже — давно свершившийся факт. А в книжке — все ещё «детство человечества»

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наглядный пример того, как хорошую идею можно испортить пропагандой.

Книга начинается очень интересно. Сразу возникает множество вопросов и загадочных моментов. В глухой тайге происходят непонятные исчезновения... Отважные исследователи пытаются разобраться, что к чему... Как я люблю такое! Далее главный герой со спутником попадают в какую-то таинственную воронку, которая оказывается лабораторией, созданной неизвестно кем для каких-то зловещих целей. Признаться, к этому моменту моё любопытство было раскалено до предела, и я с нетерпением уткнулся в книгу, пытаясь докопаться-таки до сути. Помнится, это было днём, и я твёрдо решил, что не пойду гулять, пока не прочитаю рассказ до конца. И тут... и тут всё пошло совсем не так, как я рассчитывал. Начался полнейший абсурд. Оказывается, это всё «проклятые американцы» создали в самом центре Советского Союза специальное приспособление, способное оставить всю планету без воздуха. Ну, это ещё куда бы ни шло, хотя эта вся восхваляющая СССР чепуха меня порядком раздражала. Непонятен мотив. Зачем им это вообще сдалось? Неужели им самим охота сидеть под землёй в специальных бункерах, да выбивать монеты с других наций за пользование воздухом? Глупо всё это. Главный злодей так вообще является как бы квинтэссенцией всех отрицательных качеств, которые советские люди приписывали американцам. Видимо, автор вложил всю свою нелюбовь к этим, в общем-то, почти таким же, как и мы, людям. Вторую половину книги я с трудом дочитал, несмотря на то, что читается она в принципе достаточно легко и события развиваются динамично. Поражала абсурдность, которая, как снежный ком, нарастала пропорционально прочитанным страницам. Финальная сцена и вовсе какая-то скомканная и даже нелепая. Невольно возникло чувство, что начинал писать один писатель, а заканчивал другой.

Но... как я уже упоминал, читается рассказ достаточно легко, события развиваются динамично, идея сама по себе неплохая. Поэтому моя оценка — 7. Мне кажется, эта книга более интересна будет для читателей школьного возраста, которые ещё не будут слишком обращать внимания на идеологию и научные неточности, а просто насладятся приключениями, которые, бесспорно, имеются здесь в достаточном количестве.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Велик и славен словно вечность,

Король, чьё имя — Благородство!

И отступила бесконечность,

И уступило первородство!

К чему я привёл здесь это четверостишие? Да к тому, что биография Беляева в чём-то похожа на жизнь Гура Сочинителя из «Трудно быть богом» (что неудивительно, ибо ключевой идеей Стругацких в этом произведении была судьба интеллигенции во времена мрачной диктатуры, читай — сталинизма. Отсюда и Рэба — Рэбия).

Первоначальный мой отзыв на «Продавца воздуха» звучал так:

«Сама по себе идея неплоха. В стиле Конан-Дойля или других отцов-основателей. Но вот воплощение... Дело даже не в том, что написано примитивно. Дело прежде всего в жуткой идеологической зашоренности. Этакая советская сказка, где есть добро и зло, никаких полутонов. Добро, естессно, на Востоке, в отчизне пролетариата, а зло, разумеется, на гнилом Западе с его неизжитым буржуинством. Абсолютно то же самое позднее проповедовал другой корифей партийной линии в фантастике — Казанцев своим «Пылающим островом». Старик Толкиен нервно курит в сторонке :lol:«

Эти слова задели за живое уважаемого Доктора Вову, который в ответ выдал несколько прописных истин: о том, что при товарище Сталине принципиальность была не в моде, о том, что Толкиен тоже не ангел, да и вообще, роман Беляева — пророческий, чему свидетельством — мировой финансовый кризис.

Отвечать на это в личке — увольте. Слишком неравноценный обмен. Лучше отвечу здесь.

Так вот, прежде чем открывать мне глаза на «порочную» позицию Толкиена и политические аллюзии во «Властелине колец», неплохо было бы ознакомиться с моим мнением относительно данного писателя. А оно вовсе не восторженное. Знаменитый профессор получил от меня 5 баллов — да и то исключительно за трудолюбие и недюжинную фантазию. Причина та же, что и здесь — чёткое разделение героев на плохих и хороших. Если бы это было в детском произведении, то и вопросов бы не возникло. «Волшебник изумрудного города» являет нам образец подобного подхода. Разве я в претензии? Но когда на титульном листе стоит подзаголовок — «научно-фантастический роман», я вправе заключить, что написан он для взрослой аудитории. Открываю «Продавца воздуха» — что такое? Опять те же Бастинды и Гингемы, опять Элли со своими благородными спутниками, но только теперь всё это подано под соусом «научности» и с потугами на реалистичное отображение действительности (пусть и футуристической). Сразу возникает чувство обиды и разочарования. Неужто автор принимает меня за идиота? Злобные капиталисты пытаются оттяпать весь воздух, чтобы продавать его рабочим. Подобную чушь я встречал только в одном нацистском (да-да) пропагандистском фильме, где вместо капиталистов фигурировали евреи.

Я не собираюсь изобретать машину времени и плевать в лицо товарищу Сталину. Я прекрасно понимаю реалии того времени и положение, в котором находился Беляев. Вот только халтура не перестаёт быть халтурой, в какие бы времена она не писалась. Любое литературное произведение я оцениваю по соответствию его моим эстетическим запросам. Они просты: изящество стиля, степень раскрытия персонажей и глубина поставленной проблемы. Именно в этой последовательности. Если в книге я не вижу ничего из вышеперечисленного, я ставлю ей низкую оценку, пусть даже автор и говорит в ней правильные вещи. Как точно заметил Курт Воннегут в одном романе: «он всё верно показывает, но вот писать ему не надо. Дрянной он писатель». Беляев — писатель вовсе не дрянной, но «Продавец воздуха» — это литературное барахло. И меня совершенно не интересует, почему Беляев его написал. Может быть, ему нужны были деньги. Может быть, он находился под угрозой ареста. Может быть, он искренне верил в то, что писал. Мне это безразлично. Я открываю этот роман и говорю: полная дребедень. Так же, как стихи Гура Сочинителя (чего не скажешь о его романе, из-за которого с ним провёл воспитательную беседу орёл наш дон Рэба). Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже. Я очень ценю Беляева, он был неплохим писателем и прожил нелёгкую жизнь, но каким образом всё это поднимает художественный уровень «Продавца воздуха»? Мусор остаётся мусором, и неважно, кто его выбросил: алкаш из притона или гениальный писатель.

И ради бога, не надо рассуждать о прозорливости Беляева в мировых экономических процессах. Если уж кому-то хочется увязать его роман с «лопнувшими мыльными пузырями», то киньте взгляд на то время, когда советский фантаст писал «Продавца воздуха» — 1929 год, крах на нью-Йоркской бирже. Вот только к роману Беляева ни он, ни кризис 2008 года не имеют никакого отношения. Читайте Маркса, там всё написано: капитализму искони присущи кризисы, таковым уж он уродился. И «прозорливость» Беляева здесь вовсе не при чём.

И да, я буду «с барского плеча» дарить Беляеву и всем другим писателям, присутствующим на фантлабе, свои отзывы — для этого они (отзывы) и существуют. В противном случае установите правило, согласно которому таких-то писателей (список прилагается) запрещено оценивать ниже чем на девять баллов и писать о них что-либо критическое. А Беляеву, между нами говоря, уже давно ничего не нужно. В том числе и чья-либо защита.

И кстати — если уж так хочется пнуть ненавистных буржуинов, перечитайте «Почти как люди» Саймака: произведение о том, что всё продаётся и всё покупается. И пусть роман этот тоже далеко не фонтан, там хотя бы персонажи выпуклые. В отличие от. :glasses:

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал его лет в 9-10 (не позже точно). Тогда второй том из собрания Беляева 1957 года был его единственной книгой в доме. Она мне попалась, и я ее просто проглотил.

Так вот о «Продавце воздуха». Это, конечно, самая захватывающая повесть в томе. И прошла она абсолютно на ура.

В ней все, чтобы увлечь тогдашнего пионера. Романтика экспедиции, таинственное подземелье, побег, диковинные изобретения и, разумеется, победа наших над капиталистами.

Особенно я любил перечитывать место, где говорится о последствиях «показательного взрыва» — как местных, так и глобальных. Читаешь и зримо представляешь, как взрывная волна огибает земной шар.

И года три-четыре назад решил перечитать, вполне отдавая отчет, что могу разочароваться — и оказалось неплохо! Беляев все-таки не графоман и писать умел.

Та же история, что и с «Властелином мира» — можно вполне снять осовремененный римейк. Выкинуть идеологию — которой, кстати, немного — и выйдет хороший приключенческий фильм. Да, знаю, что роман уже экранизировали — но вполне можно сделать это еще раз.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне себе неплохой почти что шпионский триллер! Яркий капиталистический злодей пытается поставить на колени весь мир, заодно хорошо на этом заработать, уничтожить страну с опасной для него идеологией и вообще самореализоваться как яркая, инициативная личность).

А противостоят ему простые советские граждане, которых десятки миллионов... Читаются все эти приключения как яркая, «событийная» повесть. Поход по дикой природе, пребывание в плену у злодея, выяснение его эгоистичных планов, которые подчинят ему всех простых людей, но не навредят таким же капиталистам, попытки сбежать и предупредить своих... Круто же! Мне понравилась даже романтическая линия.

Конечно же, «Продавца воздуха» можно упрекнуть в некоторой наивности и явных ляпах, но о них даже вспоминать не хочется. В принципе, это неплохая история про то, как вели бы себя с «Доктором Зло» обычные люди, а не джеймсбонды.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, Джордж Мартин непревзойдённый мастер внезапных смертей. Да что там “говорят”! Сама читала и прекрасно помню, как в момент казни Эддарда Старка до последней строчки ждала “вот-вот, сейчас кто-нибудь появится, даст Ланнистерам хорошего пинка и всех спасёт”! Стоит ли уточнять, как глубоко я была поражена, когда голова Старка-старшего слетела с плеч? После этого я уже ничему не удивлялась, читая “Песнь льда и пламени”. И до недавнего времени пребывала в полной уверенности, что вряд ли удивлюсь смерти того или иного героя книги, даже если её автор не Джордж Мартин.

Так я думала, пока ко мне не попал “Продавец воздуха”. Видимо, за прошедшие полтора года с момента прочтения первой книги Беляева успела забыть, насколько внезапно, неожиданно и стремительно могут начать развиваться события в его произведениях.

Думаю, не для кого не будет спойлером (всё-таки книжная аннотация не является таковым), если озвучу пару предложений о сюжете. Наша планета Земля теряет атмосферу и весь мир задыхается в прямом смысле слова. Из-за сильно обострившегося классового неравенства простые рабочие вынуждены работать за воздух, так как деньги быстро обесцениваются. Виной этому стал гений-безумец Бейли, научившийся сжижать воздух из нашей атмосферы. Полученные шарики воздушного гидрата весьма успешно продавались, принося Бейли колоссальную прибыль. О последствиях, радикально поменявших климат его не волновали. Если столь глобальные проблемы были не существенны для Бейли, то на простые человеческие жизни ему тем более было плевать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... мне нет дела до человечества. Я не хочу губить, но не желаю и отказываться от своих целей ради спасения человечества.

Звучит жестоко и эгоистично. Хотя, в других его словах всё-таки есть смысл.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне просто нет никакого дела до человечества. Оно само идёт к гибели. В конце концов наша планета не вечна. Она обречена на гибель не мною. А произойдёт это раньше или позже — не всё ли равно.

На этом я хочу остановить своё повествование о сюжете. Вы сами всё узнаете. Или уже знаете, если читали книгу.

Скажу теперь о плюсах. Как научная фантастика, “Продавец воздуха” хорош и сюжетом, и философскими рассуждениями. Отдельное спасибо за подробные разъяснения о получении воздушного гидрата. Мне, человеку далёкому от физики и химии, было очень интересно и понятно читать.

Что касается героев, то Беляеву как всегда удалось сделать их реалистичными, с яркими чертами характера. Их чувства и эмоции настоящие. А если в сюжете присутствует любовная линия или намёк на оную, то всё обходится без приторности или “люблю тебя, дорогая/ жить без него не могу” на каждой странице.

Поэтому, вечер с книгой Беляева для меня превращается в фантастическое путешествие по необычному миру, где добра и веры в лучшее всё-таки чуточку больше, чем равнодушия и наживы.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх