Север Гансовский «Голос»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Бельгийский хирург сделал уникальную операцию жителю небольшого итальянского городка, славящегося музыкальными традициями. Спустя короткое время Джулио затмил своим голосом самого Карузо...
По мотивам рассказа написан сценарий и снят телевизионный фильм-спектакль с Владимиром Этушем в главной и единственной роли.
Входит в:
— журнал «Искатель 1963'2», 1963 г.
— сборник «Шаги в неизвестное», 1963 г.
— сборник «Шесть гениев», 1965 г.
— сборник «Стальная змея», 1991 г.
— сборник «День гнева», 2002 г.
— антологию «Klasyka rosyjskiej SF», 2013 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
Экранизации:
— «Голос» 1967, СССР, реж: Александра Ремизова
- /языки:
- русский (9), английский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Репьёв (1), И. Чапля (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 12 октября 2018 г.
Джулио Фератерра обожает оперную музыку и готов на всё, чтобы попасть на концерт в замок графа Буодельмонте. После концерта к нему подошёл человек, представившийся доктором Алляром из Бельгии. Алляр готов даровать Джулио голос посредством хирургической операции на мозге...
После прочтения сразу возникает множество мыслей и все на разные темы. Сейчас попробую высказать по порядку.
1. Форма повествования в виде монолога старого итальянского парикмахера. От его речи просто невозможно оторваться. Так и представляешь его — в возрасте, загоревшего под щедрым солнцем родной Италии, слегка сгорбленного от характера работы, но при этом по-южному говорливого и словоохотливого, жадного до новых лиц и впечатлений.
2. Весь этот итальянский колорит, словечки, восклицания, поступки, лица. Точное попадание в мои представления об этой стране.
3. Музыка, опера, bel canto. Написано со знанием и восхищением предметом. Не мог удержаться и прерывал чтение ради того, чтобы послушать упомянутые в тексте арии и мелодии.
4. Столкновение лёгкого итальянского мира и северного сумрачного гения в лице Аллюра, которому не интересна музыка, да и наука — только инструмент для получения денег, о чём прямо пишет автор.
5. Не могу не отметить полную бездарность бизнес-плана доктора Аллюра. Ведь это основы маркетинга — исходить надо из потребностей целевой группы.
6. А ещё это рассказ про настоящую любовь, которой не важны титулы и поклонение окружающих.
Финал рассказа дарит надежду на то, что не переведутся таланты в народе итальянском и мы ещё не раз услышим чарующие южные голоса, звучащие на всю планету.
Стронций 88, 18 июля 2013 г.
Ещё один великолепный рассказ! И снова искусство, и снова ученые – на этот раз хирург, скальпелем дающий человеку божественный голос. Операция на мозге. И интересная концовка, те размышления о природе таланта – кое-что переворачивающие в понимании рассказа… Но вот так вот, в ошкуренном виде выглядит всё не столь здорово… Если не учитывать, как написано! Это просто блистательно в плане стиля, в плане атмосферы. Читалось с безумным удовольствием! И есть тут какая-то особая южная теплота, которую очень трудно передать. И есть на фоне этого жаркого солнца нотки какой-то удивительной готичности – в этом докторе-бельгийце, в этой операции было действительно что-то неуловимо напоминающее сделку с дьяволом; и, несмотря на то, что трагедия в конце намечалась – читалось от души как здорово. И стало казаться, что во всей музыке – настоящей, оперной – тоже солнце, тепло и одновременно нечто искусительно-потустороннее. А музыка!.. Восторг!.. Вы знаете, это, наверное, первое произведение в котором мне как бы между делом дали представление о пении (во время обучения Джулио), пояснили многое – и я стал богаче этими знаниями. Потрясающий рассказ. И психология – та реакция богачей на предложение сделать такой же голос – очень убедительно. Да вообще весь рассказ был очень убедительным. И эта атмосфера! На самом деле – я удивлён. Кажется, будь рассказ без авторства, я бы подумал, что писал итальянец – так этим проникнуто. Здорово! Огромное удовольствие я получил, даже не смотря на то, что концовка такая ожидалась – но повествование заставляло не думать об этом – и это, по-моему, мастерство. Безумно приятно было читать. И многим (представлением о пении) рассказ меня обогатил. Приятнейший, великолепный рассказ. Жемчужина.
artem-sailer, 4 октября 2020 г.
Сильный рассказ, прежде всего — в общелитературном смысле. Написан в излюбленном Гансовским стиле — на этот раз монолог от лица итальянского парикмахера в годах, который в специфической для южного жителя темпераментной и словоохотливой манере повествует о загадочной истории своего знакомого — молодого человека, буквально болеющего национальной итальянской «заразой» — любовью к опере.
О да, кроме футбола, спагетти и мафии в Италии есть ещё и музыка, есть серенады, есть арии, есть опера. Читая этот увлекательный рассказ, настолько глубоко погружаешься в знойную и эмоциональную атмосферу Италии, что даже не верится, что данный текст мог написать наш, советский, писатель. Никогда не был в Италии, но именно такой я её и представлял себе — с людьми, помешанными на музыке, страсти, открытыми сердцем настолько, что рассказчик-парикмахер, увлёкшись повествованием, уже давно и забыл о своих обязанностях, а мыло на лице его клиента засохло. Впрочем, клиент, выслушивающий этот рассказ, и сам не против, с увлечением следит за развитием событий, не терпится узнать, чем же история закончилась.
Не обходит стороной Гансовский и традиционную для себя социальную тему: противопоставление бездушных миллионеров, жадных до наживы деляг и простого парня, искренне приверженного искусству, беззаветно любящей его девушки, которой без разницы, какую ступень социальной лестницы тот занимает. Безвозмездная служба прекрасному, потребность делиться знаниями и опытом с ближним — вот извечные мотивы, озвученные писателем в этом произведении.
god54, 29 марта 2010 г.
Очень добротный в литературном отношении рассказ: читаешь и словно слышишь голос рассказчика, настолько автор сумел подобрать слова и ни разу не сфальшивить. Интересна и фантастическая гипотеза о таланте и открытии таланта с помощью скальпеля. Расстраивает лишь назидательная и немного политизированная концовка, но такова должна была быть советская фантастика. А в целом следует читать. Мне кажется, именно здесь проявляется автор.
ii00429935, 8 сентября 2009 г.
Очень хороший и поэтичный рассказ о том, что такое талант и все ли в этом мире можно купить за деньги. Идеально придумана форма повествования — монолог одного из участников событий, почти монопьеса. Кстати говоря, сначала я не рассказ прочитал, а увидел старый телеспектакль под тем же названием, там отлично играл Владимир Этуш. Все мысли автора на ТВ бережно сохранили, но кое-что изменили, и стало даже лучше. Невидимому «господину из России» все это рассказывает сам Джулио Фератерра, чудесным образом получивший певческий голос. Гансовский не только блестящий автор рассказов, но и очень одаренный драматург!
Yazewa, 29 мая 2008 г.
Хороший рассказ, воспринимающийся, как реальная история, — благодаря тому, что очень натуралистично написан в форме повествования конкретного человека. Очень сильны описания музыкального исполнения, голоса, музыки.. начинаешь испытывать восторг, словно сам слышал этот потрясающий голос! И очень человечно написано о друзьях, любимой...
Ny, 16 апреля 2008 г.
Очень захватывающий рассказ. Автору настолько плавно удалось подать требования времени к фантастике (классовый подход) и показать в доступной форме тему, что невольно увлекаешься событиями. Всё происходящее совсем не показалось мне надуманным.
vgi, 22 февраля 2024 г.
Неплохой рассказ. Мастерство автора растёт просто на глазах. «Младший брат человека» (1960) — работа совершенно ученическая, в «Хозяине бухты» и «Не единственных сущих» (1962) шла отработка приёмов письма на довольно неоригинальных сюжетах, а здесь уже начинает постепенно просматриваться лицо самого Гансовского.
Хотя сама фабула, конечно, слегка отдаёт Беляевым, который, как известно, любил описывать разные медицинские чудеса — будь то вшитые человеку акульи жабры, мозг человека в теле слона, или вообще отдельно живущая человеческая голова. Но Беляева технические аспекты экспериментов интересовали обычно гораздо больше, чем психологические. В этом, кстати, причина недоумения некоторых современных читателей по поводу беляевского профессора Вагнера — который, вроде бы, персонаж положительный, но, если ему хочется провести какой-нибудь любопытный эксперимент над живым человеком, никаких моральных мук не испытывает.
У Гансовского в «Голосе» тоже описан медицинский эксперимент, но это получилось у него, на мой взгляд, интереснее и человечнее.
Кстати, про неожиданно обретённый, а затем потерянный героем талант автор написал, как минимум, ещё один раз — в «Пробуждении».
elfy, 5 февраля 2008 г.
Рассказ не только о том, что музыкальный дар — это состояние души, но и о любви, дружбе и взаимоподдержке.
amak2508, 8 марта 2023 г.
Рассказ хорошо написан, но при этом, к сожалению малоинтересен. И причин этому сразу несколько. Во-первых, он относится к той большой группе научно-фантастических произведений конца 50-х — начала 60-х, где идеология главенствует над всем остальным. Поэтому и то, чем завершится произведение, 100%-но предсказуемо чуть ли не с самой первой страницы: трагический финал судьбы человека, попавшего в жернова капиталистического мира.
Во-вторых, это тема рассказа, связанная с оперными голосами и оперным пением. Если в повести «Винсент Ван Гог» автору удалось так завести читателя, что после её прочтения хотелось сразу же лезть в Интернет и рассматривать картины знаменитого художника, то тут такое не получилось — слишком уж мало большинство читателей сталкивается в своей жизни с оперном пением (не все живут в Москве или Питере :)). Поэтому и читать об этом как-то не очень интересно.
Ну, а в третьих, рассказ безбожно затянут. Понятно, что с точки зрения автора это позволяет читателю лучше вникнуть в тему, но на самом деле такое хорошо только если эта самая тема читателю интересна.
cherepaha, 20 июня 2007 г.
Слишком напыщено. Крестьяне, которых высокая музыка делает лучше и чище. И поголовно все «богачи-потребители», которые от безделья с жиру бесятся.
an2001, 9 апреля 2007 г.
Да, талант состоит не только из физических возможностей. Так что в рассказе это одна из основных мыслей.
Privalova, 9 января 2023 г.
Очень вкусный, сочный и добрый рассказ. Замечательно написан. Читая переносишься в этот маленький итальянский городок, На жаркую послеполуденную улицу, в маленькую парикмахерскую со стариком брадобреем. Может это и не настоящая Италия, а такая которую мы представляем себе в своем воображении... Но всё равно очень здорово.
stMentiroso, 28 февраля 2006 г.
Кстати, доктор погорел именно на том, что хотел заработать денег, переделывая голоса богачам. Но никто из богачей не согласился: все хотели слушать (потреблять), а не петь (производить). А нужно было доктору сделать проще, в духе капитализма: наделать несколько таких Джулио, стать их продюссером и грести лопатой деньги.