Роджер Желязны «Этот бессмертный»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Античной ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Умирающая Земля | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Заслуженно известный и удостоенный наград роман открывает условную «мифологическую» трилогию Желязны (далее следовали «Князь Света» и «Создания света и тьмы»). Многие считают его лучшим переосмыслением античной мифологии за всю историю фантастики. Изображение упадка Земли, ставшей туристическим раем для инопланетян, создано без излишнего размаха. Действие ограничивается Средиземноморьем; здесь воссозданы древние верования, их артефакты и герои. На фоне всего этого появляется с виду обычный человек, Конрад. В разные времена его называли Константин, Карагиозис, Коронес, Номикос. Под каждым именем этот человек оставлял свой след в истории. Конрад выбрал занятие гида и эксперта по земной культуре. Он понял, что вернуть землян на свою планету невозможно: виной тому не веганцы, а сами земляне. В планах Конрада было ни во что не вмешиваться, вести тихую, спокойную жизнь.
Землю решает посетить Корт Шпиго — представитель веганцев, с целью проверки недвижимости. Но цель эта внушает подозрения. Похоже веганцы всерьез решили завладеть Землей.
Конрад приглашен в качестве гида по Старым Местам разрушенной Земли, его опыт и репутация в этой сфере стала своего рода авторитетом. У него непростая задача — сопровождать и охранять инопланетянина-писателя в опасном путешествии сквозь радиоактивные джунгли берега Нила и побережья Греции. Ему придется сразиться с мутировавшими зверями и людьми, а также с собственными соратниками, но, прежде всего, ему необходимо выяснить — станет ли книга инопланетянина последней каплей в окончательном порабощении Земли, или даст Землянам новую надежду?
Желязны не ограничивается анализом греческой мифологии; его задача гораздо глубже. Писатель размышляет о судьбе человечества и о его наследии.
• Журнальный вариант — 1965 г. (под заглавием «…И зовите меня Конрад»), книжное издание — 1966 г.
• Роман посвящён некоему Бену Джейсону (Ben Jason). Скорее всего, имеется в виду Бенедикт Яблонский (Benedict Jablonski, 1917-2003), известный в американском фэндоме под этим псевдонимом. Он был разработчиком дизайна памятного приза, который вручается лауреатам премии Хьюго, а также председателем Всемирного НФ конвента в 1966 году.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, November 1965», 1965 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1965», 1965 г.
— антологию «Миг бытия так краток», 1991 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
— антологию «American Science Fiction», 2012 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第7回 (1976) // Переводной роман | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (США) |
- /языки:
- русский (23), английский (5)
- /тип:
- в планах (2), книги (24), периодика (2)
- /перевод:
- А. Васильковский (1), И. Куберский (11), И. Рошаль (1), В. Фёдоров (1), И. Шубина (2), М. Шубина (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 11 июля 2023 г.
Лауреат Хьюго 1966 года. Популярное произведение -только отзывов 1790.
Добавить почти нечего к восхищенным оценкам, но... я рассматриваю смысл произведения с такой позиции: автор противопоставил мышление землян и веганцев как противоположное. Если первые видят везде обман и подвох и не верят веганцам, то последние заняты другим — как спасти культурное наследие человечества. И это выразилось в неожиданном финале. Талант автора.
vfvfhm, 9 мая 2023 г.
Продолжаю знакомиться с книгами «новой волны», которые должен был прочитать тридцать лет назад. За все эти годы романный дебют Желязны был у меня во всех трех или четырех моих погибших библиотеках, в десятке наверно изданий и разных переводах. А звезды сошлись только вчера. Содержание книги во многом повторяет биографию ее чтения.
К сути. Никакая это не «мифологическая» фантастика, навеянная легендами Эллады. Есть отсылки, лейтмотивы, но и только. Если читатель ожидает увидеть прародителя «Американских богов» Геймана, то не дождется. Хороший крепкий постап в локации Средиземноморья. Плюс мутные инопланетяне с неясными целями. От синхронных романов Фила Дика отличается только поэтическим стилем, с уклоном в модернизм. Многим из нынешних читателей не заходит такое. Вероника Рот и Сьюзен Коллинз не так пишут, а старый хрыч Желязны фигли выделывается?
Начало скучновато. Из него можно только извлечь вывод, что автору в его «собесе» крепко нервы потрепали и душу повынимали страждущие граждане и педантичное начальство. Отношение к бюрократии у Желязны крайне скептическое с переходом в ненависть. В финале герой недаром собирается уничтожить ненавистную Контору. Месть поэта страшна!
Путешествие по Египту и Греции, детективная фабула, шашни со шпионками-психопатками сильно повышают градус интереса и побуждают ко все более жадному чтению. Помогает тут и сюжетное наполнение — террористы, наемные убийцы, боевые роботы, мутанты, чудовища, масштабные катаклизмы. И все это пронизано элегическим плачем по погибшей цивилизации, что создает грустное, но бодрое настроение.
Но все это только внешние слои, а живет роман на особой глубине. Под покровами мифа, детектива, ужастика и лав-стори скрыт роман идей. Это политическое высказывание в форме постапокалиптического триллера.
Шестидесятые годы стали эпохой падения колониального империализма в его классическом изводе. 1960 — год освобождения Африки. Затем Алжир, Индонезия, Индокитай. Революционерам-идеалистам той поры казалось, что цепи рабства навсегда падут. США виделись последним оплотом угнетения. Можно считать символическим фактом, что американское вторжение во Вьетнам началось в том же году, когда был опубликован в журнале роман «...И зовите меня Конрад». Но ведь колониальная экспансия США длилась уже лет сто пятьдесят. Так что это была вечная тема для тамошних интеллектуалов. Вот у поэта Роджера Желязны и срезонировало.
Один из персонажей романа — незадачливый поэт-лауреат Фил Грейб говорит, что поэзия живет вне времени пространства. Добавим, даже если это поэма в форме научно-фантастического романа. Матерый революционер и террорист Конрад Номикос с двухсотлетним опытом борьбы ведет войну и идеологические битвы с поработителями и коллаборационистами без компромиссов и страха потерпеть поражение. Его мысли и его идеи, пафос борьбы — они не только для тех, кто голосовал за вручение премии Хьюго Роджеру Желязны в 1966 году. Они для нас, для нашего здесь и сейчас.
Вывод, к которому Конрад пришел за долгие годы невероятных страданий, потерь и испытаний на пути к победе очень прост, но невероятно глубок и актуален. Он отстаивает ее и в схватке с врагом, и сопротивляясь потугам своих недалеких соратников.
Нельзя, говорит Конрад, отдавать свою землю на потраву хищникам в человечьем обличье. Нельзя и все. Какие бы разумные законы и благополучие не предлагали вам эти новые данайцы, их дары нужно отвергнуть. Нельзя продавать то, что свято. Иначе не будет вам прощения и боги вашей земли сотрут вас с ее лица.
У нас много есть людей, верящих словам Светлых Эльфов с Сияющего Града на Холме, как Гласу Небесному. Ну вот и прислушались бы к словам одного из них. Он был очень успешен у себя во Граде, лауреат десятка высших литературных премий, в том числе за этот подрывной роман о революции. Не все же вам Джорджа Сороса и Джерома Пауэлла слушать.
Этот роман Желязны пришел в нашу страну очень вовремя, как раз тридцать с небольшим лет назад, во время одной из точек исторической бифуркации. Но главный идейный посыл автора ,его призыв в борьбе за независимость от незваных опекунов и учителей жизни услышан не был. А ну да, это же мифологическая фантастика в космической обертке! Мы еще и не такое читывали! И заряд заложенный в книгу автором хлопушкой лопнул.
Но опять-таки. Это поэзия на все времена. Пока еще не поздно и сегодня эту книгу читать в правильном свете и услышать ее призыв. Иначе с нашей землей произойдет то же, что в романе произошло с пирамидой Хеопса. Только без надежды на воссоздание.
Книга важная и нужная. Своей репутации и высшей премии, статуса классики заслуживает безусловно. Но за что же оценку снижу?
За добренький финал. Древние хищники — инопланетные капиталисты оказались благодушными дядюшками. И земляне победили просто так, на шару. Прямо-таки ненавистное мне булгаковское «не надо ни о чем просить, сами придут и все дадут». А двести лет поражений, потерь и страданий были — что? — ошибкой, недоразумением?
Только в борьбе человек и социум обретает право свое. А иначе деградация и гибель неизбежны.
malin, 28 марта 2021 г.
Чтение этого романа напомнило мне поездку на поезде дальнего следования. Лежишь себе на верхней полке, а за окном пролетает однообразный унылый пейзаж. Глаза слипаются под мерный стук колёс и даже думать ни о чём не хочется. Но вот остановка. Ты выходишь, чтобы глотнуть свежего воздуха, размять ноги, что-то купить. Да просто пообщаться с людьми, послушать, о чём говорят пассажиры, поторговаться с колоритными продавцами разнообразной снеди. А затем, подгоняемый нетерпеливой проводницей, снова залезаешь в свой душный и, что уж там, порядком поднадоевший вагон. Оценю это произведение Желязны выше всего, ранее у него прочитанного. За глотки свежего воздуха.
technocrator, 24 февраля 2021 г.
Отличная вещь, родоначальник своеобразного поджанра — НФ с «мифологическим уклоном», как минимум в творчестве самого Желязны, а возможно и не только (похожие мотивы из современных авторов у тех же Олди можно выделить). Будущее и прошлое изящно и неразрывно переплетаются, например, описываются характеристики специализированного робота с ИИ в качестве идеального спарринг-партнёра для борьбы, а затем эпически рисуется смертельно опасное противостояние как поединок античного героя с големом. Ну и сам главный персонаж, «бессмертный» грек, меняющий имена и сравнивающийся с Великим Паном...
Во вторую очередь роман выделяется оригинальным сеттингом — Земля в руинах, покрытая радиоактивными «горячими местами», сложные отношения с развитой межпланетной цивилизацией веганцев, которых привлекают остатки человеческой культуры и пугает её судьба. Есть ли надежда на Возвращение и Возрождение, или осталось только допеть погребальную песнь?
Путешествие-квест, жизнь, смерть и любовь. Сюжет гладко и динамично развивается и завершается, так что тут даже сказать особо нечего, «это просто читать надо».
Знакомился параллельно в двух переводах — Куберского и Фёдорова с Рошалем. Примерно сравнимого качества, отличаются в мелких деталях, где-то удачнее один, где-то другой. Вообще, как уже приходилось замечать, выразительный и изысканный желязновский язык труден для передачи.
ааа иии, 24 сентября 2020 г.
«Этот бессмертный» своему времени как старший брат — понимает, но играть с ним не хочет.
Якобы Олдисс высказался, что Желязны с Дилэни готовят отменную сахарную глазурь, но торта не попробовать. Как Дилэни, не знаю, а Желязны Олдиссу торт готовить не хотел.
Рассказывают, что и причислили его к Новой Волне за одну публикацию в журнальчике Муркока. А он сам поведал как, решив в начале 60-х вместо поэзии заработать на фантастике, обновил познания и решил, что со времен его детства в ней ничего не изменилось. «Небьюла» за рыбалку на Венере, видимо, подтвердила данное мнение и он еще некоторое время продолжал в том же духе, уйдя только от самых противоречащих науке фактов. Дозуа засвидетельствовал охлаждение публики следующего десятилетия — но сначала следование канону дарило успех, пока «New Worlds» терял читателя и сидел на субсидии (см. у Лема).
Приметы 60-х в «Этот бессмертный» есть. Сексуальное раскрепощение, ядерные осадки (Московский договор), физиологическое обоснование расизма, землетрясение (Чили? Аляска?). Под парный танец с колонизаторами Рэдпола можно подогнать слишком многое — дети мигрантов не заинтересованы в «возвращении на родину», но подпитывают конфликт — но уж знаковое спасение Абу-Симбела и пропагандируемое тогда же переселение под воду спародированы конкретно.
В целом же пост-ядерное наполнение вполне в традиции: мутанты людоедствовали еще в «Пасынках Вселенной», инопланетяне шли на выручку у Азимова и даже пришелец с «кулаками, обвязанными кожаными ремнями с десятью заостренными шипами», Г.К. Панченко идентифицирован как типичный образ бойца индийского ваджра-мушти.
Каким виделось Желязны накатывающее новое, известно. Здесь он еще терпим:«рассуждал о просвещении и ежедневно выполнял на пляже дыхательные упражнения. Во всем остальном он был вполне пристойным человеком»(насколько благородно почти тоже самое в почти таком же пост-ядерном «Почтальоне» Брина!). В «Долине проклятий», приквеле «Этот бессмертный» (и сиквеле армейского опыта), высказывании о поиске себя из «Подмененного», будет куда жестче. Это всё и то, что в «Князе света» запрещен вальс, не ретроградство, обычный для человека его биографии выбор — в начале 1960-х США на симфонические концерты ходило больше, чем на бейсбол (см. Лебрехта), да Желязны и сам признавал влияние на себя якобитской драмы наравне с комиксами. Влияние будней соцработника, коим был годами, наоборот, отрицал, но могло ли его не быть?
В довершение, он последовательно, однозначно против культа героев. Полагаю, ни товарищ Че, ни Марвел такого бы не одобрили и не потому ли с экранизациями Желязны не очень? Рассказчик же — герой сопротивления Веге, хранитель истории и искусств, корявый урод, крещеный бессмертный, в общем, именно такой человек, которого можно пригласить на день рождения ребенка — тоже терпеть не может героизации. И мифологизирующей риторики, мгновенно затыкая разглагольствования о «Прометеевом огне».
Антагонист, антрополог Моурби обычный (даже слабый), человек. Шаманит среди «горячих» куретов на голом пафосе и ритуально смотрящихся действиях. Он, в своих сари, лаптях и серьгах, заняв немного места в книжке, настолько точно представил тёмную сторону прогресса, что после него «В сердце тьмы» и «Золотая ветвь» пересекутся еще раз, в самой мрачной реакции на 60-е — «Апокалипсисе сегодня» Копполы.
Противопоставлены ему два типичных для старых времен (что в дипломе автора, помним?) гуманиста: врач и священник. И то, что от врача несет вивисекцией, а священник из ветви христианства канонизировавшей Гаутаму — делает контраст между словами гарвардца и их делом в отношении мутантов еще занятнее.
Вычетом романтики из происходящего книга напоминает Каттнера и пушкинское путешествие в Арзрум: дьяволопоклонники, голем, пирамиды... а, по сути, проза жизни, банальность. Выходящее за рамки, вроде одержания или нападения чудовищ, быстро ликвидируется. Но не героизмом, а винтовкой на слона, правильно взятой бутылкой «Кока-колы», вшами и т.п. оружием смертных.
Греческая часть путешествует по режущим ухо эллиниста Волосу и Макринице (лишь острова, предостерегала Daily Express в 2016, относительно безопасны). Плюс, театр Kaрагиозис, нелюбовь к туркам... Книга только что не кричит: «Греки не миф!». Но, хотя встроенных в церковный календарь кallikanzaros, с упоминания которых начинается текст, отделял от античности даже Лавкрафт, а часть действия происходит в святилище вуду — вновь и вновь роман упорно маркируют «древнегреческой мифологией».
Что до фантастического, то оно у Желязны просто факт. Сверхспособности и сила титана Конраду не даны для чего-то, они просто есть. В этом «есть» нечто буддийское, о просветлении, которое ничего не меняет: Сэм может управлять электромагнитным — но живет царьком, пока уж очень не достали лично его. Анубис поднимает мертвых — на вечеринку. Сандау творит планеты — и перекусывает в кафе. Принцы Амбера просто заполняли свою жизнь сварами.
Есть у Желязны и другие персонажи, и эксперименты — но это уже другая история, другая эпоха.
Ольгун4ик, 9 августа 2020 г.
А ну-ка, спойлерофобы, идите сюда, мои испуганные, я вас ещё больше «обрадую».
Приготовились? Тогда вскрываем эту ячейку. Короче, режьте синий провод и будет вам только лучшее!
А чтобы вы точно знали, чего бояться, знайте, автор написал спойлер в самом названии — раз. Все похожие произведения на странице — тоже спойлер — два. Все имена — спойлер — три. Все события — спойлер — четыре.
И, если этого вам мало, то автор вас не обманет. Он просто не может обмануть ожидания читателей.
А если совсем кратко. То книга об убийстве.
шутка
Об убийцах.
почти правда
О тайном ордене. О Земле. Об её будущем. О нашем будущем. Об истории, которая повторяется. О насилии. Не совсем телесном, хотя и оно упоминалось. Но хоть брали плоть, насиловали душу. Книга обо всем. О нас с вами. О поэте. О творчестве. О Кодексе Чести. О заговоре. О семье. И о любви. Желязны иначе не мог.
xdma, 10 июля 2020 г.
Постапокалиптическая Земля, на которой жалкие остатки цивилизация сохранилась в основном на островах, на континентах ещё очень много «горячих» радиоактивных зон, рядом с которыми процветают мутации и прочие прелести — последствия ядерной катастрофы. Большая часть уцелевшего населения планеты расселилось на других планетах, входящих в федерацию инопланетной цивилизации из созвездия Веги, и их мало заботит судьба планеты-прародительницы. Группа людей борется за возрождение человеческой цивилизации на Земле. Главному герою предстоит задача разобраться в запутанной ситуации и принять правильное решение, возможно — очень непростое, от которого может зависеть судьба человечества на планете Земля.
Роман небольшой по объёму, написан он весьма сумбурно, невыразительно и даже порой — невразумительно, какие-то слишком отрывистые и невнятные эпизоды и диалоги, неясные мотивации. Сюжет рваный, периодически скачет от воспоминаний к текущим событиям и обратно, но это вносит мало ясности в происходящее. Мысли о развитии человечества интересны, но опять таки обрывочны и невразумительны. Занятная вроде бы идея вплетения в сюжет древнегреческой мифологии вышла невнятной и не получила развития. Неожиданные спасения героев из трудных ситуаций совсем ненатуральны. А концовка вообще получилась приторной до тошноты.
В итоге — посредственное произведение выдающегося писателя, тема актуальная а 60-70 годах, прочитать можно разве что из уважения к автору. Это первый роман Р. Желязны, сырой и дилетантский, однако в нём уже виден творческий потенциал и особенности будущего творчества. Оценка — из уважения к автору и потому что дочитал роман до конца.
Manowar76, 1 июля 2020 г.
Почему решил прочитать: условная «мифологическая» трилогия автора
В итоге: Желязны знаю в первую очередь по «Хроникам Амбера», ещё по полудюжине отличных фэнтезийных книг и по литературной постмодернистской игре «Ночь в тоскливом октябре».
«Этот бессмертный» – дебютный роман автора, за который он сразу получил «Хьюго».
Роман достаточно сумбурный и ученический.
Как и в случае с «Чёрным квадратом» Малевича, приходится объяснять себе и другим за что же это произведение так высоко ценят. Так как вне контекста восторгаться особо нечему.
Возвращаясь к «Хьюго». Может быть, тот год был весьма беден на качественную фантастику? Вовсе нет. Одновременно с «Этим бессмертным» награду получила «Дюна» Герберта (редкий случай – сразу две награды в одной номинации), а среди претендентов была «Луна – суровая хозяйка» Хайнлайна...
Представьте мир, где Желязны не получил «Хьюго», расстроился и бросил писать... и мы не прочитали бы ничего из его творчества. Жуть. Хорошо, что ему дали премию. Всем своим последующим творчеством он отработал такой щедрый аванс!
В «Бессмертном» такой винегрет из жанров и сюжетных ходов! Постапокалипсис с мутантами и каннибалами, инопланетяне, подчинённое положение землян, Резистанс, бессмертие, греческая мифология.
К греческой мифологии, кстати, текст Желязны имеет минимальное отношение. Нет в нём ни духа Эллады, ни следования мифическому канону.
Бессмертный в следствии мутации урод Конрад из поколения в поколение меняет личины, но не меняет цель – свобода Земли от веганцев. Сражается, разочаровывается, выбирает альтернативные подходы. В общем, не скучает.
По заданию руководства Конрад должен сопровождать писателя-веганца в его путешествии по Средиземноморью. Нас ждут стычки с экзотическими существами Земли, рассуждения на все и всяческие темы: долг, любовь, предательство, прочее.
Да, признаю, для Запада в 1966-м и для России начала девяностых, возможно, это была книга-откровение. В 2020-м – литературная диковина, способ ознакомится со знаковой для своего времени книгой и дебютом выдающегося фантаста.
5(СРЕДНЕ)
URRRiy, 17 ноября 2019 г.
Впервые читал это произведение в начале девяностых. Не могу судить о качестве переводов, хотя сам оригинальный текст, на мой взгляд, действительно заслужил свои премии — есть и интриги, и причудливые картины постапокалипсического мира, и мощно выписанные персонажи и мрачные, даже в чем то хоррорные эпизоды ( племена мутантов, например, поединок с их бойцом) и все это — с хорошим чувством юмора, присущим Роджеру Желязны. Кратко по сюжету — особо выдающийся человек (по физическим возможностям — практически сверхчеловек, но все научно — следствие мутации, хотя намеки на врага рода человеческого присутствуют) сопровождает инопланетянина, причем очень непростого по своим имущественным правам, в его экскурсионной поездке по Земле. Поездка понятно окажется судьбоносной, а приключения — захватывающими. Описания локаций — очень даже неплохие, событий — также весьма и весьма. То есть, это характерный образец приключенческой фантастики, где научная часть не утомляет обычного читателя. Мне лично понравилось.
Cerber66608, 21 апреля 2019 г.
Начало истории встретило меня враждебно. Я столкнулся с миром, о котором вообще ничего не знаю (и даже к концу книги узнаю не обо всем), и автор не особо-то потрудился что-то рассказать. Складывалось ощущение, что я читаю вторую или третью часть цикла и с миром я должен был познакомиться ранее, но это не так, роман ведь внецикловый. Благо читается он легко, большую часть текста составляют диалоги, порой даже без объяснений кто и как говорит, просто фразы с черточкой перед ними (а в моем издании иногда даже и без черточек), я продолжил чтение и помаленьку втянулся в происходящее, особенно стало интересно после высадки на Землю.
Похоже, что Роджер Желязны сознательно не описывал многие предшествующие события, а лишь обозначил их, потому что в данный момент важен только этот период жизни главного героя Конрада Номикоса, именно в этот раз он добился желаемого результата. Предыдущие его попытки (каждый раз под новым именем) заканчивались провалом или просто ничем. Конрад Номикос — харизматичный главный герой, все знает, все умеет, любого победит или перехитрит. Я бы с удовольствием почитал и о других его приключениях, которые упоминаются лишь вскользь: о встрече и жизни с Вортаном, о предыдущих встречах с Хасаном и т.д.
«Этот бессмертный» — интересный приключенческий фантастический роман с вкраплениями античной мифологии и политических интриг. Все это хорошо, но отсюда вытекает и главный минус. Это просто качественная развлекательная фантастика на один раз, в ней нет какой-то глубины или душевности, которая заставит перечитать роман через несколько лет или хотя бы иногда вспоминать и думать о нем.
Роджер_Янг, 17 мая 2017 г.
Дебютный роман Желязны. И КАКОЙ дебютный. В центре романа конфликт между эмигрантами с Земли, желающими сделать из нее курорт для инопланетян и стричь купоны и небольщой группой, мечтающей возродить ее. Все это замешано на постапокале, детективной линии и греческой мифологии. Адская смесь, которая в других руках или взорвалась или потухла. И только Мастер знает, какую нужно поддерживать температуру и пропорции, что бы получить шедевр.
Плюс яркие действующие персоны, даже второго плана, как Рыжий парик или Язон.
10 конечно.
Alexselez1991, 1 апреля 2017 г.
Так вышло, что мое знакомство с творчеством Желязны началось не с известных «Хроник Амбера», а с этой книги. Давно не решался прочесть Желязны, так как уж слишком полярны отзывы о его произведениях — одни в восторге, другие страшно критикуют. Но прочитав данное произведение я ставлю Желязны плюс и отношу себя скорее к первой категории читателей.
Книга понравилась, но скорее не сюжетом, так как он в этом произведении довольно банален, а отсылками автора к древнегреческой мифологии. Она пронизывает данное произведение от начала и до конца. Желязны удалось органично связать, казалось бы несвязные тематики — постапокалипсис и мифологию древних греков.
Также у Желязны получились интересные и самобытные герои. И даже после прочтения книги, зная ее финал, который, кстати, не был неожиданным для меня (я начал догадываться о таком повороте событий где-то с середины книги), ты все равно сочувствуешь тем героям, которые хоть и были неправы, но их правду тоже можно понять.
Я на протяжении всей книги ностальгировал по детству, так как все мы росли на древнегреческой мифологии, ее богах и героях. Ценность данной книги скорее в чувствах, которые она вызывает, чем в сюжете. У меня прочтение данной книги вызвало желание перечитать книгу моего детства — «Легенды и мифы Древней Греции» Куна. А людям незнакомым с древнегреческой мифологией придется довольно часто обращаться к Википедии и надеюсь вызовет у них интерес к этой теме.
Muzzy29, 31 января 2017 г.
Первоначально необходимо сказать, что по уровню письма, логичности сюжета, уровню поднятию философских проблем автором, переосмысления античной мифологии — данный роман полностью проигрывает двум другим произведениям Желязны схожей тематики: «Князю света» и «Порождениям…»
Отдельно выделю, что не понравился язык автора в данном тексте: какие-то рубленные предложения, фразы заканчиваются на неожиданном месте и временами не доносят посыл автора к читателю. Мир, кстати, также получился очень мрачный, отталкивающий и особо не цепляющий: постапокалиптическая Земля с россыпью разнообразных мутаций временами вызывала откровенную неприязнь и желания побыстрее книгу прочитать и положить пылиться на полочку. Главные герои получились откровенно слабые, особенно на фоне современной литературы – разве что Хасан получился здорово.
Что понравилось в романе – это, несомненно, размышления Желязны о мире в целом, о будущем, о Земле и его отступления, связанные с внедрением в текст элементов греческой мифологии.
Итог: в целом получилось весьма коряво. Многие писали, что проблема в переводчике – пусть будет так, ведь не хочется разочаровываться в таком авторе!
Столетний дуб, 22 января 2017 г.
Долго я не решался прочитать кого-то из великих фантастов. Почему то думал, что не понравится, опасался. И вот, собравшись с духом, прочел произведение «Этот бессмертный».
О произведении. Очень лирический роман, душевный. Замечательные отсылки автора к мифологии, легкочитаемый текст, хороший перевод Куберского. Одним словом — классика от одного из столпов Фантастики. Но........ книга для юношества и ко мне попала с задержкой в 20 лет. Уверен, что в 14-18 она бы мне очень понравилась, но сейчас кажется очень простым произведением, лирическим и душевным, но наивным романом. В боях не хватает жестокости и крови, в путешествиях не хватает подробностей, любовь выписана вообще схематично и неправдоподобно, даже атмосфера постапокалипсиса не впечатляет. Признаюсь честно — я был рад, что роман малый по объему и быстро закончился.
плюсы: легко читается, интересные варианты мутаций на Земле, слог мастера, хоть и без изысков, тем не менее слог Мастера.
Минусы описаны выше.
Рекомендации: средние
Кому: роман для юношества и для первичного ознакомления с жанром фантастики.
repaS, 31 декабря 2016 г.
Книга понравилась, но для того, что бы восхищаться ею, мне не доставало драматизма: драки, дуэль, хищники, дикари — и на все приключения одна потеря, и та от сердечного приступа. Синий монстр, вдруг оказавшийся сразу «белым, пушистым» и смертельно больным другом-защитником землян. Ну а эффектное воскрешение Кассандры на последних страницах сделало повествование просто-таки детским (в других отзывах — голливудским). Большой долей наивности пронизана вся книга, но, наверное, автор хотел нам что-то этим сказать?!