fantlab ru

Илья Варшавский «Петля гистерезиса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
445
Моя оценка:
-

подробнее

Петля гистерезиса

Рассказ, год; цикл «Евангелие от Ильи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Хранитель Времени с любопытством посмотрел на Курочкина — Дело в том, что тот поставил себе целью получить неопровержимые доказательства, опровергающие существование Иисуса Христа. Для того и попросил разрешение на путешествие во Времени в первый век н.э.

Курочкину рекомендовали скромные пейсы, длинную прямоугольную ассирийскую бороду с колечками, но Курочкин решительно потребовал раздвоенную бородку и локоны. Эти атрибуты мужской красоты больше гармонировали с его нарядом. Он отправляется искать Христа...

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В первопубликации в журнале «Искатель» №4, 1968 рассказ был опубликован в иной редакции, существенно отличающейся от редакции последующих книжных публикаций. Объём текста был несколько меньше, отличались некоторые детали и была другая концовка. Больше в этой редакции рассказ не публиковался, но в томе 2 с/с И. Варшавского (М.: Престиж Бук, 2016) в качестве приложения к рассказу опубликован и финал из журнальной редакции.


Входит в:

— журнал «Искатель 1968'4», 1968 г.

— сборник «Лавка сновидений», 1970 г.

— антологию «Galaktyka», 1987 г.

— антологию «Под ногами Земля», 1991 г.

— антологию «Серебряное время», 2006 г.

— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.

— антологию «Глубина. Погружение 32-е», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Лавка сновидений
1970 г.
Под ногами Земля
1991 г.
Контактов не будет
1992 г.
Тревожных симптомов нет
2002 г.
Серебряное время
2006 г.
Электронная совесть
2011 г.
Солнце заходит в Дономаге
2016 г.
Тревожных симптомов нет. День гнева
2018 г.
Солнце заходит в Дономаге
2019 г.

Периодика:

Искатель № 4 1968
1968 г.

Издания на иностранных языках:

Galaktyka I
1987 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущему оратору: если что-то оскорбляет ваши религиозные чуйства — не пользуйтесь этим. Не читайте, не слушайте, не смотрите. А я вот атеист. И мои атеистические чувства оскорбляют мириады новых церквей, которые по факту бесполезны.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь так оно и было... Какой-то невротичный балабол мутил народ 2000 лет назад, а потом из этого сделали сказку для взрослых. Библия называется

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как только прочитал аннотацию, сразу догадался, кто будет Иисусом Христом. Всё-таки, тема временной петли была исчерпана ещё в ХХ веке. Один и тот же сюжет здесь сам по себе стал замкнутым кругом, который обходит стороной первопричину и др. вопросы.

Однако написано хорошо и с юмором. Высмеяна узколобая советская бюрократия в лице хранителя, описана история мессии из будущего. Удачный «чудо-костюм», архетипическая внешность мудреца, случайно брошенные фразы и появился новый миф. Конечно, мифы в массовом сознании зарождаются иначе, но здесь это не главное.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту потрясающую повесть в 1968 в журнале Искатель, а потом позабыл и автора и название, помнил только сюжет и наконец сумел найти в Интернете по одной единственной фразе — «Иоанн его звали. Предтеча». Произведение гениальное и с большим юмором. Это было мое самое первое знакомство с Христом и христианством Сейчас я — верующий человек, но с удовольствием перечитал эту книгу.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень веселый рассказ. Религиозным гражданам читать не рекомендуется.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавный, местами очень смешной, оригинальный рассказ на тему христианства. Если б на такую тему в те годы писал какой-то менее талантливый автор, то мог бы получиться неумный антирелигиозный памфлет. Но Варшавский создал талантливую, не теряющую актуальности вещь, да и концовка вполне может примирить автора с теми, кого такая тема могла бы оскорбить.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иронический антирелигиозный рассказ, название которого стало нарицательным и синонимом творчества писателя. Читается произведение легко, однако легкое недоумение все же появляется. А может не стоило так жестко по религии? В наше время могли бы приписать разжигание религиозной вражды. Как резко изменились нравы, за какие-то три десятка лет.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть условной дилогии Варшавского «Евангелие от Ильи». Произведения связаны только темой религии.

Если микрорассказ «Игра» — неостроумная юмореска о том как Сатана провёл Бога-лудомана, то повесть «Петля гистерезиса» сравнивают ни много ни мало — с «Се человек» Муркока!

Крайне отдалённое будущее (о христианстве уже забыли. Или придуряются? Или историю не учат?).

Исследователь Курочкин, которого я с первых строк начал представлять себе как товарища Новосельцева из «Служебного романа», приходит в Управление путешествий во времени, чтобы отправится в первый век и доказать мифичность Иисуса Христа. Пускается в глуповатые софистические споры с Хранителем Времени, получает реквизит, динарии и пшеничную, и отправляется в прошлое, доказывать, что Христа не было.

Буквально за пять дней, так и не осознав этого, как и Глогауэр из «Се человек», на ровном месте создаёт миф о Спасителе.

Надувной хитон, который не позволил Курочкину утонуть, помню с детства.

Все евангельские тезисы проистекли, по Варшавскому, из сложностей перевода. Курочкин им об одном, а они в меру своего развития всё поняли. Превратно.

Бузусловно, как с одной из деконструкций главного христианского мифа, с «Петлёй» стоит ознакомиться. Но нарочитая глуповатость учёного из будущего, и общий натужно-юмористический тон, не дают воспринимать эту повесть всерьёз.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший веселый рассказ. Головная боль Пилата натолкнула меня на догадку — может быть, Варшавский написал его под влиянием «Мастера и Маргариты»? Во всяком случае полемика с Булгаковым просматривается.

Но есть один момент, задевший меня как атеиста.

Рассказ вроде бы антирелигиозный, и вроде бы убедительно опровергающий Евангелие (или осмеивающий, если хотите). Однако чувствуется в рассказе какая-то скомканность, недоговоренность — будто бы Варшавский намеренно разоблачил библейскую легенду не до конца.

И в самом деле. Курочкин заявился в Палестину за четыре дня до Голгофы. И поспешил, создав петлю гистерезиса. Вот если бы он прибыл непосредственно в день распятия или вскоре после него — тогда была бы возможность опровергнуть или подтвердить существование Христа, расспросив жителей Иерусалима. А так...

Разоблачение чудес тоже выглядит не слишком убедительным — да и не все они упомянуты. Так что это еще одно из слабых мест рассказа.

Одним словом — если бы Варшавский написал не рассказ, а повесть, где более подробно прописал бы приключения Курочкина — было бы другое дело.

А так гораздо убедительней выглядит «Библия для верующих и неверующих» Ярославского. Или рисунки Эффеля.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насчёт «религиозных граждан»...Рассказ очень нравится и мои религиозные убеждения не слишком пострадали:юморной сюжет-не тот уровень,чтобы чем-то возмутиться.да и писалось это всё в советское время,иных сюжетов и не предполагалось,возьмите хотя бы «Лачугу должника» Шефнера.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С детства люблю этот рассказ. И сюжет интересный, и философия, и юмор.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юмор здесь строится на том, что недальновидный ученый ослепленный своей целью даже не понимает, что ищет самого себя. Читатель понимает это практически сразу, никакой интриги нет, интересно лишь то, как писатель всё это вывернет. Да это жесткая атеистическая ирония, которая как я полагаю, имеет право на существование. Я бы поставила 7, но 10 для алгоритмов сайта ;)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ (довольно объемный, чем не повесть?) написан как всегда прекрасно – легко, остроумно, с тем самым юмором, который стал для меня узнаваемым, любимым. В этом – всё здорово. Однако в какой-то момент (и чего уж скрывать, оно случилось довольно быстро) читать стало не очень интересно из-за того, что стало понятно, к чему вообще этот рассказ, и что с нашим героем будет дальше. И не в этом даже беда, а в том, что такое было… «Се человек» Муркока, написанный, кстати, приблизительно в этих самых годах. Вряд ли, конечно, авторы друг друга читали, но что есть, то есть – видимо идея таинственным образом витала в воздухе и была схвачена двумя разными авторами и реализована чуть по-разному… но идея-то одна. А ещё был рассказ Пола Андерсона «Легко ли быть царём» (написанный даже раньше), в котором путешественнику во времени тоже пришлось «заменить» одну важную историческую фигуру, кстати, тоже из библейских времён…

Здесь всё разыграно в ключе юмористическом, однако, это, по-моему, делает рассказ чуть пониже, чем приведённые аналогии из-за ореола несерьёзности. Несерьёзность была всюду – как, например, такой поднаторевший в вопросах теологии и истории учёный не смог уловить, что он собственно делает, и не увидел в своих спутниках тех самых людей… даже имена их его не смутили? С другой стороны вот такого явно антирелигиозного для меня лично не вышло. Не забавно ли получилось, что утопия 21-го века, из которой пришёл наш герой, и тот самый рай, которым были очарованны слушавшие его люди, это одно и то же – выходит, идеалы христианства и коммунизма (в представлении автора этого рассказа как минимум) во многом похожи? Не удивительно ли? А ещё в память запал момент испытания нашего героя, когда он заявил, что учёный – вот так вот очень ярко и наглядно автор показал разность в науке двух времен, и ощущение сложилось, что наш-то Курочкин оказался посрамлён…

Но вот эта похожесть и очевидность для меня многое убило. Хотя стиль автора как всегда прекрасен. Ради одного этого юмора можно было потерпеть и дочитать до конца.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ, собственно, как и термин «петля гистерезиса» я запомнила еще с детства. Написано очень хорошо, с юмором, не опускающимся с уровня иронического. Конечно, верующим должно быть неприятно читать такое... Но рассказ замечательный!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И хотя после первой страницы сюжет был ясен — читал с удовольствием. Весёлый, сатирический, великолепно исполненный, мастерски написанный. Наверное самый лучший рассказ Варшавского.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх